Рекомендации маме ребенка в 2 года

Рекомендации маме ребенка в 2 года thumbnail

Практически все родители знают о кризисе трех лет. Неуправляемые дети, желающие чего угодно, только не того, что нужно маме. С затаенным страхом ожидая трех лет, мамы и папы, отпраздновавшие или только собирающиеся отметить двухлетие малыша, вдруг понимают, что рядом с ними появился очень настойчивый, не согласный ни с чем ребенок. А до трехлетия еще целый год! Что это? Психологи сообщают: кризис двух лет не менее интересен, чем период становления самостоятельности у трехлеток. В зарубежной литературе даже есть специальный термин “terrible twos”, «ужасные двухлетки». Что происходит с детьми в этом возрасте и как его пережить, рассказывает MedMe.

Кризис двух лет – неотъемлемый этап развития детей

Любой кризис развития и становления психики вызван несовпадением желаний и возможностей. В два года основные факторы – это развитие у детей независимости и поиск путей выражения фрустрации и разочарования. Определить, что кризис на подходе, и в доме скоро появится «ужасный двухлетка», несложно: вчерашний милый малыш «отращивает» собственное мнение, и слово «нет» становится основным в речи ребенка. Он не согласен ни с чем, особенно с логичными доводами, а попытки противостоять его желаниям вызывают бурные, порой истеричные реакции. Помните детей, падающих на пол или на землю с рыданиями под осуждающие возгласы взрослых, хотя четкой причины нет? Скорее всего, им как раз два года.

Несмотря на то, что двухлетние дети не соглашаются с родителями и устраивают «сцены», не стоит принимать их действия, как акт неповиновения, направленный на взрослого. Они действительно учатся понимать, как действовать самому, в каких пределах можно двигаться, и как можно выразить разочарование на понятном маме языке. Поэтому задача взрослого в это время – помочь малышу учится максимально эффективно и двигаться в нужном направлении. Как?

MedMe предлагает 6 стратегических советов, одобренных психологами нескольких стран и проверенных мамами и папами на своих детях (и своих нервах!).

Понимание родителей – первый шаг к управлению поведением ребенка

Истерики в этом возрасте чаще всего появляются в ситуации, когда они не могут сделать что-либо самостоятельно, хотя очень на это рассчитывают. Открыть холодильник, налить молоко в чашку, надеть ботинок, достать до кошки. Список может быть бесконечным. Малыш видит, как легко, мимоходом с этим справляются родители, и считает, что он тоже справится с этим нехитрым заданием сам. И не справляется.

На пике разочарования дети ощущают себя обманутыми, разочарованными, выразить эти чувства словами или социально приемлемыми методами еще не умеют (а попросить или принять помощь – значит, опять признать себя несамостоятельным!). И начинается истерика.

  • Что делать?

Для начала осознать, что истерики – нормальный этап развития всех детей. Скорее надо волноваться, если у ребенка нет ничего похожего на попытки самостоятельной деятельности или противостояния желаниям взрослых (хотя всему свое время, и кризис двух лет может и запоздать на полгодика). К четырем годам эти явления при правильной реакции на них пройдут, уже будут достаточно развиты моторные навыки, чтобы действительно что-то совершать самостоятельно, и речевые, чтобы выражать словами свои желания и чувства.

Управление истериками малыша

Эти почти «штормовые» порывы, взрывы чувств и эмоций одинаково изматывающе действуют и на детей, и на родителей. К счастью, есть тактика, позволяющая разрядить атмосферу на пике.

Специалисты говорят, что во время истерики очень важно, чтобы родители сохраняли спокойствие и не допускали эскалации (прогрессирования) конфликта. Очень важно держать свои эмоции под контролем (и самое время начинать учиться это делать). В два года дети только пытаются управлять родительскими чувствами, и сейчас важно показать, что делать этого не стоит, и подсказать социально приемлемый способ выражения своих эмоций.

  • Что делать?

Не повышайте голос, не смейтесь и не противоречьте ребенку в такие моменты. Избегайте зрительного контакта, если вы не уверены в отсутствии оценочного суждения даже во взгляде. Молча подождите, когда ребенок начнет успокаиваться, истерические проявления будут «сходить на нет». Такая тактика дает возможность не закреплять плохое поведение.

По окончании истерики обеспечьте ребенку ощущение, что вы уверены в себе, в ситуации и можете показать, как и что надо было сделать: «Ты хотел взять книжку сам, а стул не смог подвинуть, и поэтому начал сильно злиться. В следующий раз я помогу тебе подвинуть стул, и ты возьмешь книжку сам. Не надо кричать, надо сказать, что ты хочешь достать книжку, а стул тяжелый». Понятно, что не все дети в два года смогут сказать про книжку и стул. Но они могут показать это жестами. А ребенку сейчас важно, что мама и папа понимают его потребности и готовы помочь (но не делать все за него).

Поговорите с ним спокойным тоном, расскажите, как лучше выразить свои чувства, вместо того, чтобы кричать и плакать. Убедите ребенка, что он любим, несмотря на такое поведение, и переключите внимание на другую деятельность.

Как останавливать истерики в общественных местах

Одно дело – переждать взрыв в своей квартире. И совсем другое, если дети ставят родителя в неловкое положение и создают вокруг хаос, начиная истерику на улице, в магазине, в поликлинике. Первое, что надо осознать, – такое поведение чада не означает, что вы плохой и несостоявшийся родитель. Большинство людей вокруг тоже прошли через этот этап, и прекрасно понимают ваши чувства. А меньшинство, считающее необходимым прокомментировать ситуацию, можно и нужно игнорировать. Возможно, их-то как раз плохо воспитывали.

  • Что делать?
Читайте также:  Амоксиклав ребенку 2 года при температуре

Начните с удаления главного героя со сцены – унесите ребенка в тихое место: за угол, в машину, на улицу. Обнимите и держите его до конца истерики, потом мягко и уверенно поговорите так же, как дома. Не поддавайтесь на его требования даже ради сохранения общественного спокойствия. Велика вероятность, что вы закрепите негативное поведение, выдав вожделенную конфету или купив игрушку, и в следующий раз игрушку будут требовать точно таким же способом.

Главное, что должен усвоить ребенок – истерики не работают. Ни дома, ни вне его.

Распознавайте симптомы вовремя

Шансы на истерику возрастают, если ребенок устал и хочет спать, проголодался или перевозбужден: вот почему детей на полу чаще всего можно видеть в супермаркетах. Они перевозбуждаются от обилия шумов, визуальных раздражителей, устают, а продукты на полках разжигают аппетит – все способы негативного влияния сразу.

  • Что делать?

Естественно, отслеживать симптомы, говорящие об усталости и голоде, и предвосхищать истерику. Предложите малышу перекусить вовремя, лечь поспать или поиграть в тихие игры прежде, чем он дойдет до стадии потенциального взрыва.

Дисциплина и право выбора: тонкий баланс

Конечно, ребенка надо воспитывать и приучать к дисциплине. Иначе как он научится делать правильный выбор и избегать неверных решений? Однако также важно давать ребенку ощущение контроля над своей жизнью, для начала хотя бы в мелочах.

  • Что делать?

Предлагайте детям выбор: какую футболку надеть сегодня, зеленую или красную? Что есть на полдник, яблоко или творожок? Важно: старайтесь избегать открытых вопросов, в возрасте «ужасных двухлеток» это верный способ вызвать замешательство, а затем и негодование.

Помогайте ребенку растить независимость

В конце концов, ему придется когда-то начинать жить самому. И период “terrible two” – это первый шаг к самостоятельной жизни. Помогите малышу пройти этот путь с позитивом и уверенностью, что его любят.

  • Что делать?

Постараться прожить этот этап с радостью. Помочь ребенку в становлении своей личности, пожалеть, что это не так просто, выразить приятие и любовь. И помочь в преодолении разочарования и фрустрации, когда что-то такое важное не получается. Сейчас самое время показать собственным примером, как справляться с негативными чувствами: возьмите ребенка после истерики на прогулку и побегайте по площадке, устройте битву подушками, дайте ему возможность в физической активности выразить скопившийся негатив и вернуться к спокойному развитию. Ведь истерики, как мы уже говорили, возникают от разочарования, и детям в этот период действительно приходится нелегко.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Источник

Слайд 1

Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка двух лет Автор: Поклонова Е.А

Слайд 2

Рост и вес ребенка 2 лет данные отечественных педиатров 2 года Нижняя граница Верхняя граница Вес мальчиков, кг 11,0 14,5 Вес девочек, кг 10,8 14,0 Рост мальчиков, см 83,5 93,0 Рост девочек, см 84,0 90,4 Окружность головы мальчиков, см 47,6 50,9 Окружность головы девочек, см 46,6 50,0 Окружность груди мальчиков, см 48,4 54,7 Окружность груди девочек, см 48,5 54,0

Слайд 3

6:30 – 7:30 – Пробуждение после ночного сна, высаживание на горшок, умывание, зарядка 7:30 – 8:30 – Подготовка к завтраку, завтрак 8:30 – 11:30 – Игра и прогулка 11:30 – 12:30 – Подготовка к обеду, обед 12:30 – 15:30 – Подготовка к дневному сну, сон 15:30 – 16:30 – Полдник 16:30 – 19:00 – Игра и прогулка 19:00 – 19:30 – Подготовка к ужину, ужин 19:30 – 20:30 – Самостоятельная игра 20:30 – 21:00 – Купание 21:00 – 6:30 – Подготовка ко сну, ночной сон Примерный режим ребенка

Слайд 4

Меню для ребенка 8.00 (завтрак) – 150 мл молока (цельного, кипяченого), сдобная булочка (можно предложить ребенку вместо булочки черный хлеб со сливочным маслом, белый хлеб с вареньем или медом), витаминный препарат (содержащий витамин D; назначает детский врач); 10.00 (второй завтрак) – фруктовое или овощное пюре, или яблоко, или 100 мл сока – апельсинового, яблочного, томатного и др.; небольшой кусочек черного хлеба со сливочным маслом; 12.00 (обед) – до 100 мл овощного супа (сваренного на мясном бульоне), или мясной суп, или просто мясной бульон; вареный картофель, молочная каша, лапша с творогом, пудинг, мясное или рыбное блюдо с гарниром из овощей, круп и т.д. (если первое блюдо было с мясом, то второе блюдо должно быть без мяса и наоборот), объем второго блюда – до 200 г; кисель, компот или чай – 100-150 мл. 15.30 (полдник) – 150-200 мл кефира или молока ; 19.00 (ужин) – на выбор: салат из свежих овощей, молочная каша, простокваша, творог, сыр, молоко (цельное, кипяченое), пудинг, черный хлеб со сливочным маслом (масло можно заменить тонким ломтиком ветчины) и т.д., общий объем порции – 250-350 г; кисель, компот или чай – до 80 г.

Читайте также:  Ребенок отказывается от прикорма в 2 года

Слайд 5

Прыгать на месте на двух ногах. Ближе к трем годам – учиться прыгать вперед; Учиться бросать и ловить мяч, бросать мяч об стенку ; Подбрасывать вверх воздушный шарик, мячик ; Держать равновесие, проходя по доске положенной на пол, по скамеечке, брусу ; Изображать движения животных по показу мамы ; Ползать (как удав, как гусеница) на животе вперед ; Прыгать, как зайка ; Изображать птичку – махать руками, бегая по комнате, приседать ; Громко топать, высоко поднимая ноги, как слон ; Плавать: ложимся на спинку поднимаем руки и ноги вверх, машем руками-ногам ; Бегать быстро, медленно, на носочках ; Сидя на полу, стучать по полу ногами, «как по барабану» ; Перекатываться по полу, как колобок ; Подпрыгивать из полуприседа , как лягушка ; Танцевать и заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов) ; Поднимать предметы с пола, нагибаясь, приседая ; Тянуться руками вверх, доставая предметы которые расположены высоко ; Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (подушки) ; Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик) ; Ходьба по массажным поверхностям ; Ходьба на носочках, ближе к трем годам – на пяточках ; Выполнять движения в танце – ставим ногу на носочек, на пяточку ; Ходьба по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) ; Подлезание под натянутой веревочкой ; Игра «Поймай солнечного зайчика» , который пускает мама ; Висеть на турничке , кольцах, маминых руках ; Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках ; Ходьба по «кочкам» (хаотично разбросанным подушечкам, книгам) ; Лазить через туннель (покупной или сооруженный из стульев, поставленных в ряд) ; Ходьба на руках. Физическое развитие ребенка

Слайд 6

Развитие речи у детей Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что изображено на картинке, о том, что происходит вокруг – дома, на улице; Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в его жизни; Читать книги, стихи; После прочтения книг обсуждать прочитанное; Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки; Разыгрывать с ребенком простые сказки; Слушать песенки; Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком, описывая предметы. Играть в игру «какой?»; Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой); Обращать внимание на то, из каких частей состоят предметы и объекты (например – дом состоит из крыши, окна, дверей и т.п.).

Слайд 7

Познавательное развитие ребенка Малыш ориентируется в двух и более контрастных величинах; Собирает двух и трехместную матрешку и пирамидку; Ориентируется в двух формах, например, шар и куб; Экспериментирует с песком, водой, камнями; Знает три-четыре цвета; Ориентируется в трех разных величинах одной формы, например, шар большой, этот поменьше, а тот – маленький; Выполняет несложные просьбы, например, принеси куклу, поставь чашку и т.д.; Начинает использовать предметы- заместители (палочка вместо ложки и т.п.); Выполняет два-три игровых действия с игрушками, например, поит куклу и укладывает ее спать, подбрасывает и прокатывает мяч и т.д.; Называет предметы и людей на картинках, понимает короткий рассказ или сказку, показывает части тела, переворачивает страницы книг и журналов («читает»); Рассматривает фотографии и узнает на них близких родственников; В отдельных случаях проявляет смекалку и сообразительность, например, подставляет скамеечку, чтобы залезть на что-то; Начинает распознавать вес, температуру и фактуру предметов (тяжелый, горячий, твердый); Различает «много» и «один» предметов; Знает и называет живые и неживые объекты, погодные явления.

Слайд 8

Бытовые навыки и самообслуживание Мыть руки, умываться, пользоваться полотенцем – с помощью мамы (в том числе включать и выключать воду , намыливать мыло, выдавливать жидкое мыло из флакона); Научите ребенка полоскать рот перед сном; Нужно подарить зубную щетку и научить чистить зубы; Зубы чистить по 2 минуты 2 раза в день: утром после завтрака и вечером после ужина, перед сном; Пользоваться носовым платком; Вместе с мамой убирать за собой стол после еды; Вытирать разлившуюся жидкость губкой; Самостоятельно есть густую пищу; Самостоятельно одевать и снимать одежду. Трудные элементы застегивать, расстегивать вместе с мамой; Поливать цветы (идеально – летом на улице из лейки); Ближе к трем годам – складывать свою одежду (учиться); Убирать игрушки на место; Помогать маме по хозяйству: вместе готовить (мыть крупу, овощи, набирать ложкой ингредиенты для блюда и т.п.), что-то мыть, убирать и т.п.

Слайд 9

Закаливание детей Закаливание детей можно начинать в любом возрасте и в любой сезон года. Воздушные ванны. Начинать следует с небольших временных промежутков – около 2-3 минут Малыша следует оставить в маячке и трусиках, при этом температура для первых занятий не должна быть ниже 23 градусов Сочетайте прием воздушных ванн с гимнастикой. Постепенно увеличивайте продолжительность занятий на 1-2 минуты, доведя их, таким образом, до 10-15 минут Раз в неделю следует понижать температуру в комнате на 1 градус, в результате ребенок должен нормально себя чувствовать в комнате с температурой 18-20 градусов Водных процедуры. Начинать можно с обтираний полотенцем, затем добавить контрастные обливания конечностей, а в завершение малыша ожидают полные обливания Сначала воду льют на ножки, после на ладони, а затем на спинку (сверху вниз). Затем включается прохладная вода, и процедура повторяется в той же последовательности(от 3 до 7 повторов) После того, как ребенок вылез из ванны, его следует укутать в полотенце и дать несколько минут посидеть, а после этого уже одевать Солнечные ванны. Детки могут без ограничений гулять с 9 до 12 часов утром и после 16 часов во второй половине дня Начинать процедуры закаливания можно только со здоровым ребенком Процедуры должны быть регулярными, прерывать их не следует ни в коем случае (если малыш заболел, проконсультируйтесь с врачом) Любые процедуры должны приносить ребенку радость и удовольствие, нельзя заставлять малыша что-то делать.

Читайте также:  Как заплести волосы ребенку 2 года

Слайд 10

Мои наблюдения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Рекомендации для родителей детей 2-3 лет

Дети 2-3 лет очень подвижны и имеют прекрасную физическую форму. Так же стремительно идет и интеллектуальное развитие вашего малыша. А вот каким оно будет, зависит от ваших стараний.

Как развивать логическое мышление?

– игры на развитие пространственных представлений: «Найди спрятанную игрушку» (при этом нужно направлять: «давай заглянем в шкаф, под кровать, может, там спрятался наш мишка?»);

– игры на сортировку: по форме, цвету, размеру (можно брать что угодно: пуговицы, макароны, кубики разной величины, цвета, картинки…)

– пазлы (2-3-4 части) : первое время, естественно, помогаем малышу;

– простой счет ( считаем ступеньки, пальчики, все, что угодно; можно спрашивать, сколько малышу лет и показывать на пальцах);

– ориентировка во времени (стараться отмечать в течение дня, что делаем утром, днем, перед сном вечером)$

– игра «Много-мало»;

– игры на сопоставление: «Кто что ест?», «Где чей хвост?»? «Где чей дом?» и др.;

– игры на нахождение фигуры по двум признакам: положите перед ребенком цветные бумажные кружки так, чтобы среди них были два желтых? Большой и маленький или два красных квадрата разного размера; попросите малыша найти каждую пару (два желтых кружка или два красных квадрата).

Как изучать свойства предметов?

Тренироваться в запоминании понятий о предметах:

– длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий;

– теплый-холодный, гладкий-шершавый, твердый-мягкий (через осязание);

– одинаковые-разные;

– вкус и запах (через обоняние);

– названия цветов предметов;

– геометрические фигуры и формы.

Как развивать речь?

– читать вместе книжки, рассматривать картинки в них, обсуждать прочитанное, задавать наводящие вопросы, хвалить за правильные ответы;

– организовать кукольный театр( можно купить атрибуты в магазине или сделать самим): сначала взрослый сам ставит спектакль, потом подключает ребенка;

– разрабатывать речевое дыхание (через дыхательные упражнения: мыльные пузыри, игры на дудочке, летом подуть на одуванчик, задувание свечки);

– речевые игры (например, «Закончи фразу»);

– обсуждать с крохой все события, которые с ним происходят в течение дня: что он видит из окна, во что играет, что кушал, какую игрушку любит и почему;

– пытаться рассказать хорошо знакомую сказку (обязательно помогать малышу и хвалить за правильные ответы);

– пополнять словарный запас ребенка прилагательными (чаще задавать вопрос со словом «какой?»)

Как развивать общую и мелкую моторику?

– лепка, рисование, аппликация;

– игры с рамкой-вкладышем;

– расстегивание/застегивание кнопок, пуговиц, молнии;

– самостоятельное одевание/раздевание;

– переливание воды, пересыпание крупы;

– самостоятельное мытье рук (показываем, как надо открывать и закрывать кран, намыливать руки, вытирать полотенцем, вешать его);

– доставать ложкой из емкости с водой контейнеры от киндеров;

– набирать и выливать воду пипеткой или клизмой;

– собирать воду с помощью губки, выжимать губку;

– игры с прищепками и шнуровкой;

– задания на соединение точек линией;

– перекладывать мелкие предметы (горох, бусинки) пинцетом;

– откручивать и закручивать крышки от бутылок$

– собирать пирамидки.

Как расширять знания об окружающем мире?

– изучать подробности жизни диких и домашних животных, птиц (где живут, что едят, названия частей тела, польза для человека, как называются их детеныши);

– расширять знания о насекомых (рассказ должен строиться в позитивном ключе: что все букашки живые, у них есть свои детёныши, все они имеют определенное значение в нашем мире)$

– наблюдать за природными явлениями ( снег, дождь, радуга) и давать им объяснение;

– показывать и рассказывать о деревьях и цветах, растущих рядом;

– запоминать названия овощей, фруктов, ягод, грибов, встречающихся в повседневной жизни;

– рассказывать, из каких материалов сделаны окружающие предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень);

– расширять круг понятий (давать простейшие понятия, не перегружая внимание ребенка деталями: магазин, врач, больница, семья, транспорт, моря, корабли, железная дорога, поезд, вагон, рельсы, аквариум, рыбки, город…);

– исследовать мир бытовой техники, знакомиться с профессиями.

Устраивайте для детей тематические недели, посвященные изучению отдельной темы. Наполняйте их духовный мир музыкой и живописью. Вовлекайте в обсуждение событий, происходящих вокруг него. Учитывайте предпочтения вашего чада, действуйте мягко, без приказаний, заинтересовывайте малыша занятиями, превращая их в игру.

Источник