Рекомендации для родителей по умственному развитию ребенка

Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся.
Подготовила воспитатель:
Рудь Н.Г
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развитие внимания:
– развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,
– часто менять формы деятельности,
– использовать на занятиях элементы игры,
– приучать проговаривать инструкцию несколько раз,
– почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,
– учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,
– учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,
– создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,
– для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.
Игры и упражнения:
– «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,
– игры-головоломки,
– загадки,
– «Найди отличия»,
– «Найди два одинаковых предмета»,
– «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
– «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,
– «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,
– «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
– «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.
Развитие памяти:
– развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,
– обучать культуре запоминания,
– учить вспоминать последовательность событий,
– учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,
– учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,
– учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,
– способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения:
– «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,
– «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,
– «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.
– «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,
– «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,
– «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,
– «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,
– «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,
– «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,
– «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Развитие восприятия:
– учить детей различать предметы на ощупь,
– формировать умение выделять признаки в предмете,
– учить соотносить предметы по величине,
– учить способам распознающего наблюдения,
– развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,
– помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,
– формировать умение составлять из частей целое,
– учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,
– различать основные признаки разных времен года,
– учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,
– закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,
– формировать сенсорные эталоны формы,
– способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,
– способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения:
– «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,
– «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,
– «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,
– «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,
– «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,
– «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,
– «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,
– «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,
– «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,
– «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Развитие мышления:
– развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,
– учить составлять группу из отдельных предметов,
– учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,
– учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,
– учить сравнивать предметы,
– учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,
– побуждать делать самостоятельные выводы,
– учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,
– создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,
– способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),
– способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,
– учить устанавливать причинно-следственные связи,
– развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,
– учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,
– способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения:
– «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,
– «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,
– «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,
– «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,
– «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.
– «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,
– загадки.
Развитие тонкой (мелкой) моторики.
- Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
- Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
- Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз)
- Сжать пальцы в кулаки вращать кисти в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
- Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз, поочередно каждой рукой, затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
- Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
- Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
- Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)
Источник
Памятка для родителей
КАК ПРАВИЛЬНО
РАБОТАТЬ НАД
РАЗВИТИЕМ ПАМЯТИ РЕБЁНКА?
Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то, скорее всего, его память развита достаточно. А тот материал, что он плохо запоминает, может свидетельствовать о том, что он ему неинтересен (или непонятен). Нередко качество запоминания у ребенка (как впрочем, и у взрослого!) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребенку развить ее. Учите его искать смысл в том, что он заучивает. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.
Значительно повышает эффективность запоминания установка на возможность и необходимость его запомнить. Иначе говоря, в этом деле (как и во многих других!) большую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, – это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например, “У меня хорошая память!”, “Я могу запомнить все, что мне нужно!”
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. Замечано, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая память, и наоборот, у детей эмоционально уравновешенных – она превосходная!
При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидательными фразами: “Без таблицы умножения, как без воды: “и не туды, и не сюды!”, “Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!”.
Другие “секреты” запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их. Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать. Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.
Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме. Например, запоминая правило: “Не с глаголами пишется раздельно”, можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу. А правило: “После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак” легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.
Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов (по истории, биологии, литературе и т.п.). Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!). Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба… Точно также “изображайте” трудно запоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.
Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно “оживить” и сделать веселыми и доходчивыми. Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один – игла; два – лебедь; три – откусанные бублики; шесть – улитка; восемь – наручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках. Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение. Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата. Например, 1836 год (дата смерти Пушкина): “Иголка, обшивая наручники, откусила от двух бубликов и остатками угостила улитку”.
Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.
ПАМЯТЬ И УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ
Память и ее развитие также напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем ребенок может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления, связано и развитие памяти.
Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние на способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.
Чтобы что-то запомнить, не достаточно только повторять слова, цифры, фразы, так как это просто не правильно. Так, запомнить информацию еще можно, но память – это не только способность сохранять необходимое в голове, но и извлекать его оттуда, а вот это-то как раз при таком способе весьма проблематично.
Когда вашему ребенку нужно что-то запомнить, он должен применять определенные методы, которые способны не только сохранить информацию в памяти, но и впоследствии ее воспроизвести. В науке эти методы называются
“стратегиями”.
Произнесение вслух заучиваемого материала – это наиболее простая и распространенная стратегия, которую многие дети поначалу (лет до 8) применяют неосознанно. Если вы понаблюдаете за тем, как ваш ребенок учит таблицу умножения, правило правописания или новые слова для урока иностранного языка, вы увидите, как он шевелит губами, повторяя то, что читает. Маленькие дети (дошкольного возраста) редко могут учить что-либо специально: обычно они хорошо запоминают стихи, числа и т.п., повторяя их в игровых ситуациях.
Однако нужно сказать, что произнесение заучиваемого материала требует слишком много усилий, времени и внимания. К тому же результатов запоминания по такой стратегии хватает не надолго, так как ребенок ведет себя, как попугай, в прямом смысле этого слова, совершенно не пытаясь понять связи, существующие между элементами того, что он заучивает. Поэтому такая стратегия подходит для запоминания информации, которая должна понадобиться в ближайшее время: на длительный срок она не рассчитана. Это типичный способ подготовки к экзамену, после которого все успешно выветривается из головы.
Куда более полезно научить ребенка “организовывать” заучиваемый материал, то есть группировать его в процессе заучивания и находить связи между элементами того, что он учит, а также между новыми и старыми знаниями. Например, если для урока иностранного языка ребенок должен выучить некоторое количество новых слов, то, прежде чем их учить, нужно сгруппировать их по какому-то признаку, например, по первой букве, значению или ассоциациям. Также полезно пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже обладал, например, изучая следующий столбец таблицы умножения, проводить параллели с уже выученными. Ведь новые знания практически всегда в чем-то “повторяют” старые, и, таким образом, в голове выстраивается некая связь одного с другим и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию. Немного практики и вашей помощи, и ваш ребенок без труда овладеет этой полезной стратегией.
СИСТЕМНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
“Высший пилотаж” в заучивании материала – это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.
Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание, объясняя, как лучше к нему подойти и какую стратегию применить. Если ваш ребенок научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется “память”.
Источник
Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся.
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развитие внимания:
– развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,
– часто менять формы деятельности,
– использовать на занятиях элементы игры,
– приучать проговаривать инструкцию несколько раз,
– почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,
– учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,
– учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,
– создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,
– для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.
Игры и упражнения:
– «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,
– игры-головоломки,
– загадки,
– «Найди отличия»,
– «Найди два одинаковых предмета»,
– «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
– «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,
– «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,
– «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
– «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.
Развитие памяти:
– развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,
– обучать культуре запоминания,
– учить вспоминать последовательность событий,
– учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,
– учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,
– учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,
– способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения:
– «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,
– «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,
– «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.
– «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,
– «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,
– «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,
– «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,
– «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,
– «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,
– «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Развитие восприятия:
– учить детей различать предметы на ощупь,
– формировать умение выделять признаки в предмете,
– учить соотносить предметы по величине,
– учить способам распознающего наблюдения,
– развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,
– помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,
– формировать умение составлять из частей целое,
– учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,
– различать основные признаки разных времен года,
– учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,
– закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,
– формировать сенсорные эталоны формы,
– способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,
– способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения:
– «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,
– «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,
– «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,
– «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,
– «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,
– «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,
– «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,
– «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,
– «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,
– «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Развитие мышления:
– развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,
– учить составлять группу из отдельных предметов,
– учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,
– учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,
– учить сравнивать предметы,
– учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,
– побуждать делать самостоятельные выводы,
– учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,
– создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,
– способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),
– способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,
– учить устанавливать причинно-следственные связи,
– развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,
– учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,
– способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения:
– «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,
– «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,
– «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,
– «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,
– «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.
– «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,
– загадки.
Развитие тонкой (мелкой) моторики.
Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз)
Сжать пальцы в кулаки вращать кисти в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз, поочередно каждой рукой, затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)
Источник