Рекомендации для логопеда по развитию у ребенка связной речи

Рекомендации для логопеда по развитию у ребенка связной речи thumbnail

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.

Последовательность работы над связной речью:

1. воспитание понимания связной речи;

2. воспитание диалогической связной речи.

Воспитание монологической связной речи, приемы работы:

– работа над составлением рассказа – описания;

– работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

– работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

– работа над пересказом;

– работа над самостоятельным рассказом.

Методические приемы работы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы.

– Каких животных ты видишь на этой картинке?

– Волка, медведя и лису.

– Что ты знаешь о волке?

– Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.

– А что ты можешь сказать о медведе?

– Он большой, коричневый, зимует в берлоге.

– А что ты знаешь о лисе?

– Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.

– Где ты видел этих зверей? – В зоопарке, там они живут в клетках.

– Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори». Приведем примеры последовательных картинок.

6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

– она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

– сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

– на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

– она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить. Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы. «Белый медведь и бурый медведь» Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал: – Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил: – Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый: – Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья. Белый медведь сказал: – Верно, мы братья. И делить нам нечего. Лесной медведь сказал: – Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал: – А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

– Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

– Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

– Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

– Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

– полноту пересказа;

– последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;

– использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);

– характер употребляемых предложений и правильность их построения;

– отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

• рассказ о дне, проведенном в детском саду;

• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);

• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

Источник

Формирование связной речи на логопедических занятиях у детей

5 – 7 лет

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи, как важного условия усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, последовательно и полно излагать услышанное, увиденное, пережитое.

Рассказывание – это сложное речевое умение. Оно тесно связано и находится в прямой зависимости от словаря ребенка, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи. Эти задачи должны решаться в единстве.

Для детей с нарушением речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточное понимание значения слов, дефектное произношение звуков. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Слова, характеризующие качество, признаки, состояние предметов и действий употребляются мало. Дети пользуются в основном простыми предложениями. Они затрудняются в составлении развернутого пересказа по картинкам или серии картинок, затрудняются в выделении основных мыслей повествования, в определении логики и последовательности событий. Поэтому работа по развитию описательно – повествовательной речи, т.е. формированию связной речи с детьми должна носить коррекционно-развивающий характер (обогащение и уточнение словаря, совершенствование грамматического строя речи).

Учитывая то, что занятия проводятся с детьми, имеющими речевые нарушения, развитию связной речи предшествует большая подготовительная работа по составлению предложений полного состава. Сначала простых, а потом сложных конструкций. Для решения этой задачи используются приемы:

1) Составление предложений по картинке с опорой на вопрос: Что нарисовано? Что делают дети? Куда пошли дети? И т. д.

2) Словесное обговаривание демонстрации действий, например: Открыть коробку и достать карандаши. Один ребёнок выполняет, а другой составляет предложения.

3) Закончить предложение с опорой на предметную картинку. «Светит яркое … [солнце] – (картинка).

4) Распространение предложений с помощью вопросов.

5) Послушай предложения и скажи, какое из них правильное:

Взошло солнышко, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнышко.

6) Послушай предложения и исправь их: ( Игра «Путаница»)

Сосна села на сову. Стол постелили на скатерть.

7) Составление предложений по опорным словам (Игра «Собери предложение»):

Самолёт, небо, летит, высоко.

Работа по обучению детей составлению предложений необходима для того, чтобы позже научить детей последовательно и полно излагать услышанное, увиденное, пережитое.

Все занятия по обучению детей связной речи можно разделить по степени их усложнения на следующие группы:

Рассказы детей по готовому образу:

а) пересказ литературных текстов;

б) драматизация литературных текстов.

Содержание занятий обусловлено тематическим планированием. По каждой теме планируются и подбираются тексты для пересказа, максимально насыщенные изучаемым звуком. Например, при изучении темы «Звук Ч. Буква Ч» используется рассказ «Птичка».

У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:

– Почему птичка молчит?

– Птичка хочет на волю, – отвечала девочка.

Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичка села на черёмуху и зачирикала.

Для того, чтобы занятия по пересказу проходили более интересно, мы пересказываем рассказ по частям, по цепочке, по ролям, с использованием фланелеграфа, сюжетной картинки, серии сюжетных картинок.

Рассказ по восприятию:

а) составление рассказа по сюжетной картинке (с опорой на слова и без опоры на слова);

б) составление рассказа по серии сюжетных картинок;

в) составление рассказа по предметным картинкам или предметам;

г) игры по описанию: «Магазин игрушек», «Пойми меня»;

д) составление рассказа по опорным словам и предложениям.

Рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений. На своих занятиях я использую игру « Подбери слова к рассказу » . Дети читают слова и откладывают

только те, которые подходят по теме к картинке. Затем составляют рассказы, используя эти слова. Например, к сюжетной картинке «Лес» подходят слова: гриб, пенёк, тропинка, сосна, ёжик, белка, малина, шишка.

При составлении рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, в занятия обязательно включают логические упражнения:

– расстановка картинок в логической, временной последовательности;

– восстановление специально пропущенного звена;

– придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.

При составлении рассказов по серии сюжетных картинок я использую игру «Истории в картинках». Ребёнок называет участников истории, место, где она происходит (водоём, лужайка, лес), а также время года и количество картинок в данной истории. Во время составления рассказа обращается внимание детей на различные подробности рисунка. Например, какая стоит погода, что такое кувшинка и т. д., что поможет раз от раза делать истории всё интереснее. Раздав картинки детям, предлагается им выкладывать их на стол в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей.

При обучении составлению рассказа по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.

Игры: «Магазин игрушек», «Пойми меня» развивают навыки составления короткого описательного рассказа. Например, в игре «Магазин игрушек» один из играющих становится покупателем, другой – продавцом. Прилавком может служить фланелеграф или магнитная доска. К ним прикрепляются 4 картинки (чашка с блюдцем, чайник, сахарница, кастрюля). Покупатель, не называя предмета, описывает его: «Я хочу купить предмет посуды. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. В нем кипятят воду». Продавец по описанию отгадывает одну из 4 картинок. Данная игра развивает у детей связную речь, закрепляет знание обобщающих понятий

При составлении рассказа по опорным словам и предложениям ребёнку предлагается прослушать начало рассказа: «Встретились на мостике два козлёнка. Белый козлёнок говорит…». Далее ребёнку зачитываются слова и выражения, которые он должен использовать для продолжения рассказа: «Пусти; не хотел уступать; стукнулись лбами; упали».

Рассказы по воображению.

Рассказы – миниатюры.

Придумывание конца рассказа, начатого логопедом: «Во дворе сидел скворец. Вдруг появился кот Васька. Он увидел скворца …». А что случилось дальше, дети должны придумать сами.

Придумывание начала по концу рассказа логопеда: « … бегала , бегала лиса за зайцем , так и не поймала. А дети с полными корзинками вернулись домой ».

Таким образом , логопедическое воздействие при устранении нарушений речи преследует цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Этот комплекс умений имеет большое значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Источник

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами.

«Связная речь, – подчеркивал Ф. А. Сохин, – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения.

Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве. Конечно, для построения связных рассказов, прежде всего, необходимо иметь достаточный запас слов. Эти слова и составляют так называемый словарный запас. Чем больше ребенок сумеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей (в частности речь учителя, воспитателя). Поскольку речь усваивается только по подражанию, то и развитие словарного запаса у детей находится в теснейшей зависимости от ближайшего речевого окружения, от количества и качества, употребляемых в присутствии ребенка слов.

Формы связной речи:

1.Диалог – это форма речи, в результате которой его участники развиваются духовно и интеллектуально.

Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Диалог состоит из (отдельных высказываний), он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Диалогическую речь отличает краткость, преобладание простых предложений, широкое использование неречевых средств.

Приемы работы над диалогом

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о мультфильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.

Формы связной речи:

2.Монолог- это связь одного лица, коммуникативная цель которой является сообщение о каких- либо фактах, явлениях реальной действительности.

Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и её содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Обычно говорящий планирует или программирует не только каждое высказывание, но и весь монолог как целое. (А.А, Леонтьев). В отличии от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связанного высказывания. Психологические исследования отмечают появления элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога- рассказа о пережитом и увиденном.

Приемы работы над монологической речью:

– работа над составлением рассказа – описания;

– работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

– работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

– работа над пересказом;

– работа над самостоятельным рассказом.

При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками.

Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.

Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Приведем примеры последовательных картинок.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

– она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

– сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

– на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

– она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

– Выборочный пересказ . Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

– Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

– Творческое рассказывание.

Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

– Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

– полноту пересказа;

– последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;

– использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);

– характер употребляемых предложений и правильность их построения;

– отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.

В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются:

– внимание

– память

– логическое мышление

– активный словарь

– грамматически правильные обороты речи.

Владение навыками связной речи позволяет ребенку не только свободно общаться с окружающими, но и развиваться интеллектуально. Развитие речи у детей дошкольного возраста – процесс длительный и не простой, требующий внимания педагогов, родителей, а иногда и участия специалистов.

Большое влияние на развитие речи детей оказывает речь окружающих его взрослых: логопеда, воспитателя, родителей. В связи с этим к речи воспитателя предъявляются особые требования.

Прежде всего, она должна быть неторопливой, спокойной.

Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательное и побудительные предложения. Следует помнить; что усвоение интонационной стороны речи происходит на основе подражания. По содержанию речь педагога должна быть простой и доступной для понимания ее детьми…

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный

.

Литература:

1. Гербова Г.Г. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.

2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.

3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.,1979.

Источник