Регресс в развитии ребенка 2 года причины
Встал на ножки – и снова опустился на четвереньки, начал пить из кружки – опять потребовал бутылочку, бойко лопотал – вдруг замолчал и перешел на язык жестов… Возврат малыша к «старым привычкам» тревожит родителей. Почему прогресс сменяется регрессом и что с этим делать?
10 августа 2020·Текст: Евгения Карповская
Первые 3-4 года жизни малыш активно развивается и приобретает необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха осваивает в первый год: в 2-3 месяца учится держать головку и улыбаться, в 3-6 – переворачиваться и удерживать игрушки, в 6-9 – сидеть и играть в «ку-ку», в 9-18 – ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм внешних факторов или болезней.
Задержка по плану
Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с «личной программой» роста малыша. Это – вариант нормы. Развитие крохи может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили, что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу. Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта.
К примеру, чтобы научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и большое терпение, а его у годовасика совсем немного! К тому же порой до желаемой цели – упавшей игрушки или папиного мобильника – легче, быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями своего чада – иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные ожидания могут оказать ему медвежью услугу.
Уважительные причины регресса
Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией как будто все забыл. Почему так происходит?
Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.
Замедлить развитие малыша могут:
1) Различные заболевания
инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);
тяжелые инфекции мочевых путей;
выраженные анемии;
дистрофия или ожирение;
острые травмы.
Механизм «остановки»: маленький (и еще очень слабый) организм ребенка бросает все силы на борьбу с недугом и, как следствие, временно притормаживает естественное физическое, а позже и психомоторное развитие.
2) Неправильное питание
недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);
длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;
дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.
Механизм «остановки»: организму не хватает количества (или качества) еды для полноценного развития, и он «замирает» на определенной стадии, чтобы пережить этот негативный момент и дождаться более благополучного периода. К примеру, у малыша сильная пищевая аллергия и многие продукты приходится исключать. Если родители продумывают его питание сами, есть риск, что диета получится однобокой и ребенок недополучит многих питательных веществ. Что в итоге? Будет плохо набираться вес, затормозится рост, а позже и психомоторное развитие.
3) Сильные эмоциональные переживания
Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:
с недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);
с сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);
с умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);
с неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).
Механизм «остановки»: малышу может не хватать внимания – одобрения, поощрения и ласк. Нарушение контакта с самым близким человеком – мамой, слишком занятой или погруженной в свои внутренние переживания – опасно потерей теплой эмоциональной связи, которая является опорой для гармоничного взросления. Как правило, в таких случаях в первую очередь дает сбой психомоторное развитие, но позже к нему могут присоединиться и физические проявления (нарушение аппетита, снижение иммунитета).
Иногда новая способность («Оказывается, я так умею!») может испугать малыша. Это также бывает причиной того, почему он вдруг «притормаживает» и отказывается выполнять некоторые действия.
Что делать, если у вашего ребенка произошла такая «пробуксовка»?
Не паниковать, а убедиться, что регрессивные проявления устойчивы и регулярны (например, после устоявшегося режима «сухого» ночного сна малыш не просто единожды напустил в штанишки в детском саду, а раз за разом продолжает писаться в кровати дома).
Навестить педиатра и проверить здоровье. После перенесенных инфекций стараться обеспечивать ему облегченный режим дня, активные прогулки и комфортные условия дома. Устраивайте профилактику заболеваний (в первую очередь ОРВИ и кишечных инфекций): ограничьте посещения общественных мест, а также соблюдайте правила гигиены в быту и при приготовлении пищи.
Отправиться на консультацию к диетологу и исправить недочеты детского рациона.
Проанализировать ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком: обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?
Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», малыш станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактируйте с ребенком, почаще хвалите и говорите, как вы его любите, оберегайте от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивайте тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации поддерживайте малыша и обеспечивайте ему чувство безопасности. Чутко и внимательно относитесь не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у мамы появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.
ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАДЕРЖЕК РАЗВИТИЯ
Своевременно посещайте педиатра и чутко наблюдайте за ростом и развитием малыша.
При затягивании сроков восстановления после «остановки» обращайтесь за консультацией к неврологу и/или психологу.
Терпеливо и спокойно обучайте ребенка подзабытому навыку (при этом старайтесь не раздражаться и не злиться, напротив, поощряйте и хвалите за любые успехи).
Позаботьтесь о комфортных условиях для крохи – как материальных (например, полноценное питание, удобный горшок, книжки с яркими картинками и т. п.), так и психологических (внимание, одобрение, любовь и поддержка).
Больше интересных и полезных материалов о развитии и воспитании ребенка – в нашем канале на Яндекс.Дзене.
Источник
анонимно, Женщина, 32 года
Анна Виктровна, добрый день! Очень нуждаюсь в Вашей помощи, потому что мне кажется начинаю сходить с ума… Судя по всем консультациям Вашим, а я прочитала большую часть, Вы очень адекватный и грамотный специалист. Ребенок мальчик через две недели будет 1 год и 3 месяца. Беременность первая, легкая, даже без токсикоза, родился путем планового КС – тазовое предлежание с 20 недели где-то. При рождении 8/9 по Апгар. Выписали на 4 день. Из проблем «желтушка» где-то месяц еще дома. В остальном нормально, вскармливание грудное. Проблем особых не было, младенческие колики как у всех месяцев до 3-х, прививки по графику, все анализы включая НСГ в норме. Физически развивался с небольшим отставанием – голову уверенно держал в 3 месяца, перевернулся около 6-ти, сел около 8-ми. Невролог говорил что мышцы нормальные, просто такой темперамент у ребенка. Я его с 6-ти месяцев присаживала, поэтому сам он не садился – невролог сказал «не видит функциональной необходимости. Потом просто стал садиться сам без моего участия. В кроватке тоже помогала вставать, ставила в манеж, провоцировала ходьбу. Первые шаги сделал за 2 недели до года, очень боясь. Ребенок вообще очень осторожный, в манеже не отпустит ручки пока попой до опоры не коснется. В остальном тоже развивался нормально, улабылся, гулил, тянул ручки ко мне и другим домочадцам, тянулся к игрушкам. Спал всегда хорошо от раннего детства до настоящего времени. Месяцев до 8-ми был очень улыбчивым солнечным ребенком, всем отвечал на улыбку улыбкой, даже незнакомым в лифте, мог пойти ко всем на руки. Любил целоваться. Потом стал выделять чужих и даже плакать когда кто-то приходил к нам и начинал оказывать ему настойчивое внимание с попыткой взять на ручки. Сейчас все более менее наладилось, но с чужими холоден, если настойчиво «пристают» может закапризничать. Но если чуть обвыкнется – начинает ладить. Лучше реагирует когда мы идем в гости – тогда не нервничает, а когда кто-то приходит к нам ему более неспокойно. Книжки листает месяцев с 3-х, но показывать ничего никогда не любил. Послушает немного и начинает сам листать. Не болезненный, болел один раз за неделю до года, ОРЗ на фоне прорезывания маляров. Кашель, сопли, температура до 39.5 (обошлись без лекартв, кроме жаропонижающих) После года я начала сильно задумываться, и все эти фразы «какой упрямый» «какой характерный» слышать больше не могу. Ну не может это быть характер… Что беспокоит: 1. Зрительный контакт ухудшился значительно. Взгляд поймать трудно, особенно если делать это настойчиво – вообще отворачивается. Когда есть смотрит куда-то вникуда, на горшке тоже самое, особенно при очень близком контакте… Я понимаю что я сейчас похожа на параноика которые постоянно пялится на ребенка, но тем не менее… Раньше всегда смотрел, следил. Хотя и сейчас гуляем – он просыпается я смотрю на него и говорю «привет» – он смотрит мне в глаза и улыбается в ответ. Но если я через пару минут проделаю тоже самое – уже не смотрит. 2. Не понимает обращенную речь. Ни просто «дай» игрушку которая сейчас в руках, не говоря уже о сложных просьбах. Раньше хотя бы давал соску – вытаскивал у себя изо рта и вставлял мне, кгода говорила «дай дай», было пару раз кормил чем-то. 3. Нет указательного жеста вообще, именно в связи с этим я стала читать инфо и наткнулась на «аутизм», «РАС», РДА и т.д. Хотя моторика мелкая отличная, берет семечку из моих рук двумя пальцами и кладет себе в рот 4. Не отзывается на имя. Редко и если ничем ни занят. На улице чаще оборачивается, дома чаще игнорит. Раньше вообще внимательнее был, я даже кормила его когда – просила братика двоюродного выйти, потому что он на него отвлекался очень, следил за ним. А сейчас хоть пой и пляши, не реагирует – просто ест. 5. Нет подражания. Были и «ладушки» и «пока-пока» не каждый раз но были точно, сейчас пропали. Не так давно правда махнул рукой бабушке – она ему из другой комтаны через коридор махала «привет привет». Пару раз брал кулачок подносил к уху и говорил «тя тя тя», как по тф. Один раз сделал это когда я дала тф (даже успела снять на видео), но больше не делал. Раньше в манеже когда стоял – под музыку плясал… Мои ошибки при воспитании: 1. Телевизор – включаю ему чуть ли не с рождения, сначала потому что помощников не было, потом потому что живем с племянником, а у него постоянно мультики включены. Он тоже их смотрит с рождения – но при этом очень развит (в 2 года знал алфавит, в 4 сейчас читает по слогам, умный, общительный). Вот я и думала что и моему мультики не повредят… но ошибалась. Он смотрит их как завороженный, выделяет любимые, смеется бычно в тему, есть момент когда плакал пару раз (тоже в тему там машинка ехала быстро и боялась). Не оправдываю себя, пишу как есть… 2. Гиперопека. Если подползает ко мне и вроде как что-то хочет сразу предлагаю игрушку, попить, поесть. Сама стараюсь на оперережении и попоить и игрушку дать если вижу что ему надоела другая. Из хорошего, ну или относительно хорошего. Не капризный, не истеричный. Может поныть немного – особенно когда голоден, но без истерик. Хорошо спит, хорошо ест. Сам берет печеньки, сам держит яблоко и ест. Пьет из трубочки, может из кружки но я пока не даю, обливается еще. Собственно бросил грудь в 10 месяцев в пользу прикорма. Есть всё, новое пробует в удовольствием. Каких-то страхов или неприязней нет, ни звуков (пылесос, фен), ни мест, ни цветов, ни предметов. Даже голову моет без капризов, душем лью сверху воду, он жмурится но не плачет. На горшке сидит с 8 месяцев, но если я посажу – тогда писает и какает. Сам не просится конечно. Хотя недавно подполз к горшку (он в другой комнате) и стал его двигать, я посадила и он пописал. Но скорее всего это совпадение. Ко мне привязан, но не болезненно. Может побыть с кем-то из знакомых ему, но как только видит или слышит меня – просится. Играет в игрушки. Любит крутить колеса на машинках и все что крутится, но не часами и даже не минутами. Покрутит пару раз… Сейчас машинки начал катать, запустит ее и ползет за ней, потом опять. Может катить мне а я ему, но я вступаю в игру сама, он инициативу не проявляет. В процессе игры на меня может просто взглянуть на секунду, а так смотрит на машинку. Пирамидку только разбирает, баночки матрешки складывает одну в другую. Любит сортер – пытается подобрать, лего в основном разбирает, но пытается и соединить. Любит открывать коробку вытаскивать все оттуда, а потом складывать. Открывать и закрывать двери, но опять же недолго. Сначала похлопает ими, потом начинает все вытаскивать из ящиков. В ряд не складывает, не сортирует. Любит куку – и сам прятаться может, догонялки, когда его кружат, подбрасывают, носят на шее – хохочет. Не кружится, на цыпочки не становится. Но он в принципе вообще не ходит сам, только за ручку… Как пошел около когда, вернее сделал первые шаги так и все, может ходить от меня к кому-то и обратно в рамках игры, но и только. В год и месяц мы были в гостях, где было много людей, дети, игрушки, ему было так интересно что он начал ходить сам из комнаты в комнату – под присмотром кого-то из родственников (когда видел меня сразу утыкался в колени и хватал за руку), мы думали ну все пошел, приехал домой пошел и сильно упал, на кухне кафельный пол, правда с ковром. С тех пор боится ходить сам… С этой проблемой пошли к неврологу в 1.2. Ну и сказали что ничего не показывает, не имитирует, не подражает. Невролог сказал что есть небольшая задержка – пьем уже 2 недели ноотропы. Ходить вроде начинает, но очень боится… В остальном без изменений. Невролог спрашивал может ли играть один?! Может но недолго. Если мультики включены то еще подольше – полчаса наверно, если один то и того меньше – потом ползет искать меня. Когда чем-то занят а я прихожу и он видит меня – отрывается и тоже ползет ко мне. Не любит целоваться, по настроению когда попрошу «поцелуй маму» то открывает ротик и целует, но в глаза не смотрит при этом. Может поцеловать еще кого-то по просьбе сидя на руках у этого человека, но реже чем меня и только если его поразвлекать как-то, так сказать «заслужить». Хотя когда у него прилив нежности бывает, может сам поцеловать. Я не могу сказать что его вообще нельзя научить, как-то я забила на все дела и 2 дня мы посвятили друг другу, без телевизора, убирала игрушки и мы занимались. Стал показывать слоника в книжке, солнышко, и даже маленькую божью коровку пальчиком. Покажет – я его хвалю, он улыбается. Но если с ним каждый день не повторять – мне кажется забывает. Если дать ему в руки пальчики и спросить «какой большой?» – поднимает руки с пальчиками, без моих (или чьих-либо) пальцев не поднимет руки. Это наверно единственное умение с самого детства осталось. Все тащит в рот, не есть, а именно пробует на зуб. Книжку листает – потом чуть погрызет, опять листает, и так со многими игрушками. На улице реагирует на машины, когда едут. Если стоят тянет к ним, трогает, колеса в том числе. Говорит много слогов разных, вообще лепечет много, с разными эмоциями, но ничего обращенного. Хотя когда беру на руки он меня обнимает – и что-то эмоцоинально лапочет, но не «мама», скорее «ка ка», «Катька» (меня так племянник зовет). Любит качели, карусели. На детей на площадке не реагирует. Хотя когда к нам приходил мальчик 1.9 – тянул меня за руку к нему – поиграть в догонялки, добежим до него – отворачивается и утыкается мне в колени – прячется типа. Однажды на детской площадке подошел к девочке с мамой – и что-то начал лепетать им, они не отреагировали – перешли в другое место – он за ними и опять лепетать. Но это было один раз, вообще у него как-то нет ничего систематически наверно… Но по крайней мере не боится их. Знаете, иногда мне кажется я схожу с ума, а иногда что ребенок нормальный, особенно когда он ползет ко мне на кухню смотрит, а говорю «привет», а он улыбается и ускоряется ко мне… Я не прошу Вас успокоить меня, не прошу поставить диагноз, потому что понимаю это сложно… Хочу Вашего мнения – что мне сейчас делать??? На что обратить внимание? Идти куда-то или ждать??? Как заниматься??? Готова ответить на какие-то Ваши дополнительные вопросы, потому что все и не упомнить… Готова в принципе к чему угодно, только не к ожиданию и бездействию… Боюсь упустить время.. Да и вообще боюсь… Очень жду Вашего ответа, каким бы он не был.
Источник