Регресс 2 года ребенку
анонимно, Женщина, 32 года
Анна Виктровна, добрый день! Очень нуждаюсь в Вашей помощи, потому что мне кажется начинаю сходить с ума… Судя по всем консультациям Вашим, а я прочитала большую часть, Вы очень адекватный и грамотный специалист. Ребенок мальчик через две недели будет 1 год и 3 месяца. Беременность первая, легкая, даже без токсикоза, родился путем планового КС – тазовое предлежание с 20 недели где-то. При рождении 8/9 по Апгар. Выписали на 4 день. Из проблем «желтушка» где-то месяц еще дома. В остальном нормально, вскармливание грудное. Проблем особых не было, младенческие колики как у всех месяцев до 3-х, прививки по графику, все анализы включая НСГ в норме. Физически развивался с небольшим отставанием – голову уверенно держал в 3 месяца, перевернулся около 6-ти, сел около 8-ми. Невролог говорил что мышцы нормальные, просто такой темперамент у ребенка. Я его с 6-ти месяцев присаживала, поэтому сам он не садился – невролог сказал «не видит функциональной необходимости. Потом просто стал садиться сам без моего участия. В кроватке тоже помогала вставать, ставила в манеж, провоцировала ходьбу. Первые шаги сделал за 2 недели до года, очень боясь. Ребенок вообще очень осторожный, в манеже не отпустит ручки пока попой до опоры не коснется. В остальном тоже развивался нормально, улабылся, гулил, тянул ручки ко мне и другим домочадцам, тянулся к игрушкам. Спал всегда хорошо от раннего детства до настоящего времени. Месяцев до 8-ми был очень улыбчивым солнечным ребенком, всем отвечал на улыбку улыбкой, даже незнакомым в лифте, мог пойти ко всем на руки. Любил целоваться. Потом стал выделять чужих и даже плакать когда кто-то приходил к нам и начинал оказывать ему настойчивое внимание с попыткой взять на ручки. Сейчас все более менее наладилось, но с чужими холоден, если настойчиво «пристают» может закапризничать. Но если чуть обвыкнется – начинает ладить. Лучше реагирует когда мы идем в гости – тогда не нервничает, а когда кто-то приходит к нам ему более неспокойно. Книжки листает месяцев с 3-х, но показывать ничего никогда не любил. Послушает немного и начинает сам листать. Не болезненный, болел один раз за неделю до года, ОРЗ на фоне прорезывания маляров. Кашель, сопли, температура до 39.5 (обошлись без лекартв, кроме жаропонижающих) После года я начала сильно задумываться, и все эти фразы «какой упрямый» «какой характерный» слышать больше не могу. Ну не может это быть характер… Что беспокоит: 1. Зрительный контакт ухудшился значительно. Взгляд поймать трудно, особенно если делать это настойчиво – вообще отворачивается. Когда есть смотрит куда-то вникуда, на горшке тоже самое, особенно при очень близком контакте… Я понимаю что я сейчас похожа на параноика которые постоянно пялится на ребенка, но тем не менее… Раньше всегда смотрел, следил. Хотя и сейчас гуляем – он просыпается я смотрю на него и говорю «привет» – он смотрит мне в глаза и улыбается в ответ. Но если я через пару минут проделаю тоже самое – уже не смотрит. 2. Не понимает обращенную речь. Ни просто «дай» игрушку которая сейчас в руках, не говоря уже о сложных просьбах. Раньше хотя бы давал соску – вытаскивал у себя изо рта и вставлял мне, кгода говорила «дай дай», было пару раз кормил чем-то. 3. Нет указательного жеста вообще, именно в связи с этим я стала читать инфо и наткнулась на «аутизм», «РАС», РДА и т.д. Хотя моторика мелкая отличная, берет семечку из моих рук двумя пальцами и кладет себе в рот 4. Не отзывается на имя. Редко и если ничем ни занят. На улице чаще оборачивается, дома чаще игнорит. Раньше вообще внимательнее был, я даже кормила его когда – просила братика двоюродного выйти, потому что он на него отвлекался очень, следил за ним. А сейчас хоть пой и пляши, не реагирует – просто ест. 5. Нет подражания. Были и «ладушки» и «пока-пока» не каждый раз но были точно, сейчас пропали. Не так давно правда махнул рукой бабушке – она ему из другой комтаны через коридор махала «привет привет». Пару раз брал кулачок подносил к уху и говорил «тя тя тя», как по тф. Один раз сделал это когда я дала тф (даже успела снять на видео), но больше не делал. Раньше в манеже когда стоял – под музыку плясал… Мои ошибки при воспитании: 1. Телевизор – включаю ему чуть ли не с рождения, сначала потому что помощников не было, потом потому что живем с племянником, а у него постоянно мультики включены. Он тоже их смотрит с рождения – но при этом очень развит (в 2 года знал алфавит, в 4 сейчас читает по слогам, умный, общительный). Вот я и думала что и моему мультики не повредят… но ошибалась. Он смотрит их как завороженный, выделяет любимые, смеется бычно в тему, есть момент когда плакал пару раз (тоже в тему там машинка ехала быстро и боялась). Не оправдываю себя, пишу как есть… 2. Гиперопека. Если подползает ко мне и вроде как что-то хочет сразу предлагаю игрушку, попить, поесть. Сама стараюсь на оперережении и попоить и игрушку дать если вижу что ему надоела другая. Из хорошего, ну или относительно хорошего. Не капризный, не истеричный. Может поныть немного – особенно когда голоден, но без истерик. Хорошо спит, хорошо ест. Сам берет печеньки, сам держит яблоко и ест. Пьет из трубочки, может из кружки но я пока не даю, обливается еще. Собственно бросил грудь в 10 месяцев в пользу прикорма. Есть всё, новое пробует в удовольствием. Каких-то страхов или неприязней нет, ни звуков (пылесос, фен), ни мест, ни цветов, ни предметов. Даже голову моет без капризов, душем лью сверху воду, он жмурится но не плачет. На горшке сидит с 8 месяцев, но если я посажу – тогда писает и какает. Сам не просится конечно. Хотя недавно подполз к горшку (он в другой комнате) и стал его двигать, я посадила и он пописал. Но скорее всего это совпадение. Ко мне привязан, но не болезненно. Может побыть с кем-то из знакомых ему, но как только видит или слышит меня – просится. Играет в игрушки. Любит крутить колеса на машинках и все что крутится, но не часами и даже не минутами. Покрутит пару раз… Сейчас машинки начал катать, запустит ее и ползет за ней, потом опять. Может катить мне а я ему, но я вступаю в игру сама, он инициативу не проявляет. В процессе игры на меня может просто взглянуть на секунду, а так смотрит на машинку. Пирамидку только разбирает, баночки матрешки складывает одну в другую. Любит сортер – пытается подобрать, лего в основном разбирает, но пытается и соединить. Любит открывать коробку вытаскивать все оттуда, а потом складывать. Открывать и закрывать двери, но опять же недолго. Сначала похлопает ими, потом начинает все вытаскивать из ящиков. В ряд не складывает, не сортирует. Любит куку – и сам прятаться может, догонялки, когда его кружат, подбрасывают, носят на шее – хохочет. Не кружится, на цыпочки не становится. Но он в принципе вообще не ходит сам, только за ручку… Как пошел около когда, вернее сделал первые шаги так и все, может ходить от меня к кому-то и обратно в рамках игры, но и только. В год и месяц мы были в гостях, где было много людей, дети, игрушки, ему было так интересно что он начал ходить сам из комнаты в комнату – под присмотром кого-то из родственников (когда видел меня сразу утыкался в колени и хватал за руку), мы думали ну все пошел, приехал домой пошел и сильно упал, на кухне кафельный пол, правда с ковром. С тех пор боится ходить сам… С этой проблемой пошли к неврологу в 1.2. Ну и сказали что ничего не показывает, не имитирует, не подражает. Невролог сказал что есть небольшая задержка – пьем уже 2 недели ноотропы. Ходить вроде начинает, но очень боится… В остальном без изменений. Невролог спрашивал может ли играть один?! Может но недолго. Если мультики включены то еще подольше – полчаса наверно, если один то и того меньше – потом ползет искать меня. Когда чем-то занят а я прихожу и он видит меня – отрывается и тоже ползет ко мне. Не любит целоваться, по настроению когда попрошу «поцелуй маму» то открывает ротик и целует, но в глаза не смотрит при этом. Может поцеловать еще кого-то по просьбе сидя на руках у этого человека, но реже чем меня и только если его поразвлекать как-то, так сказать «заслужить». Хотя когда у него прилив нежности бывает, может сам поцеловать. Я не могу сказать что его вообще нельзя научить, как-то я забила на все дела и 2 дня мы посвятили друг другу, без телевизора, убирала игрушки и мы занимались. Стал показывать слоника в книжке, солнышко, и даже маленькую божью коровку пальчиком. Покажет – я его хвалю, он улыбается. Но если с ним каждый день не повторять – мне кажется забывает. Если дать ему в руки пальчики и спросить «какой большой?» – поднимает руки с пальчиками, без моих (или чьих-либо) пальцев не поднимет руки. Это наверно единственное умение с самого детства осталось. Все тащит в рот, не есть, а именно пробует на зуб. Книжку листает – потом чуть погрызет, опять листает, и так со многими игрушками. На улице реагирует на машины, когда едут. Если стоят тянет к ним, трогает, колеса в том числе. Говорит много слогов разных, вообще лепечет много, с разными эмоциями, но ничего обращенного. Хотя когда беру на руки он меня обнимает – и что-то эмоцоинально лапочет, но не «мама», скорее «ка ка», «Катька» (меня так племянник зовет). Любит качели, карусели. На детей на площадке не реагирует. Хотя когда к нам приходил мальчик 1.9 – тянул меня за руку к нему – поиграть в догонялки, добежим до него – отворачивается и утыкается мне в колени – прячется типа. Однажды на детской площадке подошел к девочке с мамой – и что-то начал лепетать им, они не отреагировали – перешли в другое место – он за ними и опять лепетать. Но это было один раз, вообще у него как-то нет ничего систематически наверно… Но по крайней мере не боится их. Знаете, иногда мне кажется я схожу с ума, а иногда что ребенок нормальный, особенно когда он ползет ко мне на кухню смотрит, а говорю «привет», а он улыбается и ускоряется ко мне… Я не прошу Вас успокоить меня, не прошу поставить диагноз, потому что понимаю это сложно… Хочу Вашего мнения – что мне сейчас делать??? На что обратить внимание? Идти куда-то или ждать??? Как заниматься??? Готова ответить на какие-то Ваши дополнительные вопросы, потому что все и не упомнить… Готова в принципе к чему угодно, только не к ожиданию и бездействию… Боюсь упустить время.. Да и вообще боюсь… Очень жду Вашего ответа, каким бы он не был.
Источник
Консультация для родителей: «Регресс в развитии ребенка»
Регресс в развитии ребенка – это потеря ранее приобретенных навыков ребенком. Чаще всего регресс в развитии ребенка происходит в возрасте 2-3 лет.
Первые 3-4 года в жизни ребенка связаны с активным развитием и усвоением множества полезных для него знаний и умений. Когда малыш приобрел какое-то новое для него умение, родительской радости нет предела. Особенно эмоционально воспринимают взрослые овладение “чадом” навыков, на которые было потрачено много времени и сил. Устойчивая ходьба, умение пользоваться горшком, произнесение новых слов способны вызывать у воспитателя малыша массу положительных эмоций.
Однако совершенно противоположные эмоции испытывают родители, когда ребенок ни с того ни с сего начинает “забывать” собственные достижения. Например, малыш умеет пользоваться горшком, но не делает этого. Или он вдруг перестает разговаривать, опять начав использовать лишь отдельные слоги. Иногда малыш перестает самостоятельно есть или ходить ножками. В этом случае говорят о регрессе в развитии ребенка. Многих родителей при этом волнует вопрос о том, должно ли такое регрессивное поведение “чада” вызывать опасения, и как себя в этой ситуации правильно вести.
Регрессии у ребенка – есть ли повод для беспокойства?
Термин “регрессия” используют психологи для определения поведения, противоположного прогрессивному. Это понятие происходит от лат. слова regressio (регресс) и означает возврат к поведению, характерному более раннему этапу развития. Специалисты указывают, что развитие человека протекает не линейно (только движение вперед), а по спирали – с неоднократным возвратом к тому, что было раньше. Подобную особенность детского поведения еще называют “два шага вперед, шаг назад”. Какой же выход необходимо найти родственникам детей в этот непростой период, чтобы отыскать лучшее решение данной проблемы?
В некоторых случаях родители замечают, что малыш, который уже умеет ходить, тем не менее предпочитает ползать. Оказывается, малыш не просто так совершает возврат назад в своем развитии. Причины его поведения могут быть совершенно различными. Например, новые, интересные игрушки, которые ему удобней раскладывать на полу. А возможно, что отказом малыша самостоятельно ходить послужило желание испытывать радость от быстрого ползания, которое не приводит к падению. Часто причины регрессии родителям трудно бывает определить самостоятельно. Однако обычно регрессия в каких-то областях поведения ребенка не должна быть поводом для серьезного беспокойства его родителей.
Два шага вперед, один назад
Иногда “шагнуть назад” в собственном развитии ребенку просто необходимо. Нередко такой циклический график с обращением к предыдущему опыту может быть нужен малышу, чтобы вновь приобретенные навыки были им особенно хорошо усвоены.
Другой причиной регресса малыша является стремительное развитие его в других областях. Например, случается, что малыш, который, кажется отлично “подкованным” в речевом развитии, вдруг снова перестает говорить, когда начинает ходить. Причина такого возврата назад кроется в том, что освоение новых сложных навыков полностью поглощает внимание малыша. Это выглядит со стороны так, будто ребенок забывает ранее усвоенную речь. Когда же процесс ходьбы перестает быть сложной для него, ребенок снова начинает интересоваться миром звуков.
Внешние причины регресса у детей
Родителей часто тревожит и разочаровывает сам факт появления регресса у детей. Какими же причинами может быть вызван возврат ребенка к предыдущим привычкам?
Чаще всего причинами регресса в поведении детей могут послужить:
- необходимость замены няни;
- оформление в ясли или детский сад;
- переезд в новое жилье;
- появление брата или сестры;
- психологическое напряжение в семье (в результате разногласий между родителями, проблем со здоровьем, финансовых неурядиц и т. д.).
Действительно, часто причиной регресса в поведении ребенка является стресс. В этой ситуации важно отыскать тот конкретный фактор, который вызывает проявления регресса у ребенка, и попробовать его устранить. Если же определить такую причину самостоятельно родителям маленького человечка сложно, то лучше обратиться за помощью к специалистам. При этом стоит помнить о том, что для ребенка может быть сложно преодолимыми или очень напряженными ситуации, которые взрослые считают пустяковыми.
Как помочь малышу справиться с регрессом?
Что же делать родителям, у которых малыш испытывает регрессивное состояние в своем развитии? Здесь уместны такие рекомендации:
- Будьте рядом с отпрыском, дайте ему почувствовать свою безопасность. Еще сделайте так, чтобы малыш почувствовал, что его любят и понимают. Обеспечьте малышу дополнительную порцию внимания, так как иногда как именно таким образом малыш пытается выразить свою потребность в психологической близости и поддержке.
- Говорите понятно для малыша. Ребенок, который еще сам не говорит, все же понимает на удивление много. Нередко проявления регрессии вызваны у крохи неумением словами выразить собственные эмоции. Иногда для лучшего понимания маленького человечка, родителям стоит проштудировать самим и использовать для беседы с малышом терапевтические сказки или книги, исполняющих их функцию.
- Не давите слишком сильно на малыша для выяснения причины его непонятного поведения. Даже если вас тревожат мотивы поведенческих изменений у вашего отпрыска, слишком сильное давление на него может привести к противоположному эффекту.
- Не мешайте ребенку фантазировать. Иногда фантазия появляется при регрессии в ответ на высокие требования окружающей среды. Например, родители часто повторяют ребенку: «Ты уже такой большой, ты теперь должен…». Разрешите ребенку вести себя, как ему комфортно, не предъявляя к нему завышенных требований. Запомните: ребенок не должен вам ничего. А игра с элементами фантазии полезна также в том случае, если ребенок испытывает страхи в связи с появлением в доме малыша. В этом случае родителям важно суметь показать, как же здорово и «круто» быть старшим, и что у старшего брата может быть намного больше преимуществ, чем у малышей.
В большинстве случаев регресс в детском поведении является естественным элементом развития ребенка, и это состояние не требует каких-либо вмешательств или сильного беспокойства.
Однако, в некоторых случаях регрессивные проявления у малыша могут быть вызваны более серьезными причинами (стресс, болезнь и др.).
В каких же случаях ребенку нужна квалифицированная помощь?
- Если ребенок перестает выполнять любые просьбы родителей;
- При нарушении визуального контакта, когда малыш не умеет сосредоточить внимание на лице говорящего с ним человека (или другие признаки аутизма);
- Ребенок не смотрит на отображаемый предмет, ведет себя странно или безразлично.
- Ребенок внезапно перестал общаться – исчезли из его лексикона используемые ранее слова “дай”, “нет”, “там”, а вместо них появляется крик, который используется для подсказки о желаниях ребенка.
- Внезапная потеря ранее приобретенных навыков (например, ползание или ходьба).
- Возникновение проблем с хождением на горшок, которые сопровождаются частым мочеиспускание (вследствие, например, инфекций) или нарушениями стула (запор или понос).
В таких случаях стоит поделиться своими опасениями с педиатром, который наблюдает за ребенком, или искать помощь у профессионального психолога.
Источник
30 июля 2018
Воронин Николай
Нейропсихолог, к.пс.н.
Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.
Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.
Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра.
Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.
На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.
1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими
Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.
Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.
Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).
При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.
Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.
По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.
Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.
Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.
2. Ограниченные интересы и особенности игры
Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.
Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.
Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные – не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.
Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.
Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).
3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия
Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.
Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.
Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.
Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.
Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.
Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.
4. Расстройства интеллектуальной сферы
Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.
5. Нарушение инстинкта самосохранения
Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).
Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.
Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.
Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.
Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.
6. СДВГ
Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).
7. Нарушения вербального общения
Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.
Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».
Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.
С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.
На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у детей после 1 года)
Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.
Ребенок играет в стороне от остальных.
Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.
Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.
Современные методы диагностики аутизма у детей
Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.
Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.
Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.
Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):
- Тест интеллекта Д. Векслера
Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.
- Тест интеллекта Кауфманов
Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.
- Прогрессивные матрицы Равена
Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.
Опросники для родителей:
- Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)
Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.
- Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ
Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.
- Рейтинговая шкала аутизма CARS
Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.
Тесты, проводимые дефектологом и психологом:
- ADOS
«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом – иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше – обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.
- ADI-r
Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений.
- Шкала РЕР
Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Помощь при аутизме в ЕМС
Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:
Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).
Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.
Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.
Оценить
Средняя: 4,52 (40 оценок)
Источник