Диагностика коммуникативных навыков
- Коммуникативное поведение
1.1. Вокализации
Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?
В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?
Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?
С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.?
1.2. Взгляд
Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой,
людьми?
Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в
поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?
1.3. Мимика
Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства
(радость, удивление, грусть, злость, страх)?
Соответствует ли выражение лица ситуации?
Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?
Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?
Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию
высказывания?
Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?
Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?
1.4. Жесты
Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по
отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?
Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?
Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения
в отношении определенных действий, среды, людей?
Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание?
Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?
1.5. Интерактивное поведение
Реагирует ли он/она на обращение?
Реагирует ли он/она на разумные требования?
Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?
ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия?
Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?
Каким образом он/она реагирует на недоразумения?
Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?
Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?
Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
- Лингвистические способности
2.1. Восприятие и понимание
Реагирует ли он/она на собственное имя?
Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?
Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?
Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?
Понимает ли он/она простые требования?
Узнает ли он/она названные объекты?
Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?
Понимает ли он/она родовые понятия?
Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?
Понимает ли он/она фразы с переносным значением?
Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?
Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?
Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?»
Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?»
Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?
Понимает ли он/она бытовые вопросы?
2.2. Способность речевого выражения
2.2.1. Артикуляционная моторика
Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)?
Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата?
Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?
2.2.2. Речь
Продуцирует ли он/она устные высказывания?
Понятны ли его/ее высказывания?
Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?
Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?
2.2.3. Помощь при коммуникации
Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности?
Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии?
Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места?
Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?
Может ли он/она задавать вопросы?
Может ли он/она отвечать на простые вопросы?
2.2.4. Чтение и письмо
Может ли он/она распознавать буквы и цифры?
Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?
Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?
Может ли он/она осмысленно читать предложения?
Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?
Может ли он/она писать знакомые слова?
Может ли он/она писать простые предложения?
- Двигательные способности
Каково его/ее общее моторное развитие?
Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?
Как он/она располагается в кресле-коляске?
Какая часть его/ее тела в большей степени способна к
выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?
Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно?
Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то?
Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?
Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать?
Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?
Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?
4.Когнитивные способности
4.1. Внимание
Концентрирует ли он/она внимание?
Отвлекается ли?
Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?
4.2. Восприятие
4.2.1. Зрительное восприятие
Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения?
Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей?
Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении
Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?
Имеются ли особенности зрительного восприятия?
4.2.2. Слуховое восприятие
Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)?
Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?
Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение?
Каково состояние фонематического восприятия?
Может ли он/она сравнивать звуки?
4.2.3. Тактильное восприятие
Каково состояние тактильного восприятия?
Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?
Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?
Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения?
4.3. Знаково-символическая деятельность
Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?
Понимает ли он/она символы?
Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»?
Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?
Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?
Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?
Использует ли он/она игрушки?
4.4. Мышление и память
Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?
Узнает ли он/она знакомые лица?
Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях?
Распознает ли он/она структуры?
Может ли он/она решить задачу?
- Психосоциальные способности
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что
неспособен/на выразить свои желания и потребности?
Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?
Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?
Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении
возможности для включения в окружающую среду?
Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?
К каким объектам, действиям, видам деятельности он/
она проявляет особый интерес?
Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?
С какими другими людьми он/она преимущественно
контактирует?
В каких местах происходит коммуникация?
Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?
Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?
Источник
Говоря о функциональных обязанностях учителя – логопеда, можно выделить одну очень значимую и не менее важную обязанность, чем все остальные. Это – оформление необходимой документации по установленной форме. Ее ведение является одним из существенных показателей профессионализма.
Много времени отводит логопед написанию логопедических заключений, характеристик, представлений, оформлению речевых карт и должен рационально использовать своё рабочее время.
Логопед общеобразовательных школ принимает участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с особенностями не только речевого развития, он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.)
Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, специальных выражений, формулировок в данных рекомендациях предлагаются некоторые варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. Это помогает повысить свою компетентность в области нормативно – правовых материалов, более эффективно организовать свою работу.
В рекомендациях нет жесткой последовательности. Они могут быть использованы учителями – логопедами общеобразовательных и коррекционных школ, логопедами детских поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами – новичками, психологами и студентами дефектологических и психологических факультетов.
Заполняя документ на ребенка, необходимо знать содержание нормативных документов, касающихся данного вопроса, помнить о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, основываться на его диагностические данные и учитывать результаты речевого развития.
Автор этих методических рекомендаций надеется, что они помогут учителям – логопедам в их повседневном нелегком труде.
Рассматриваемый аспект | Варианты ответов |
Данные о ходе речевого развития | - Речевое развитие по возрасту;
- без особенностей;
- доречевое развитие с задержкой;
- раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
- в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
- поздно начал говорить;
- до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
- ранее психомоторное развитие с задержкой;
- фразовая речь – с 3 лет.
|
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата | - Анатомическое строение без аномалий;
- не удерживает позу закрытого рта;
- может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
- движение языка замедленные, с затруднениями;
- основные движения языком, губами выполняет;
- губы толстые, малоподвижные;
- наблюдается замена движений и синкенезии;
- язык вялый, массивный, объем движений неполный;
- переключаемость движений нарушена;
- тонус нормальный, активность движений достаточная;
- кончик языка малоактивный;
- при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
- прикус – прогения;
- отмечается повышенная соливация;
- твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
- точность выполнения движений сохранна;
- зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
- мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
|
Состояние мелкой моторики | - Движение рук неточное;
- пробы Хеда выполняет выборочно;
- с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
- навыками самообслуживания не владеет;
- недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
- произвольная моторика не сформирована;
- ведущая рука – правая;
- предпочитает работать левой рукой;
- все движения выполняет правильно;
- мышечный тонус повышен;
- неправильно держит карандаш;
- моторная неловкость при работе с пластилином;
- испытывает трудности при овладении графическими навыками;
- наблюдается замедленный темп письма;
|
Состояние общей моторики | - Двигательно неловок, медлителен;
- ограничен объем активных движений;
- отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
- испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
- мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
- отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
- замен движений и синкенезий не наблюдается;
|
Понимание речи | - Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
- понимание речи затруднено;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- нуждается в неоднократном повторении задания;
- с опозданием реагирует на обращение учителя;
- речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
- понимание речи связано с незнанием русского языка.
|
Звукопроизношение | - Имеются недостатки произношения;
- нарушено произношение звуков …;
- дефектно произносит оппозиционные звуки;
- недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
- изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
- отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
- полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
|
Фонематические процессы | - Фонематический слух недостаточно сформирован;
- фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
- фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
- затрудняется придумать слово на заданный звук;
- слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
- неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
- фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
- при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;
|
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом | - Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
- допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
- имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
- определение места звука в слове сформировано;
- место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
- имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;
|
Воспроизведение слов сложного звукового состава | - Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
- количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
- переставляет слоги местами;
- слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
|
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания | - Темп высказываний замедленный;
- речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
- звуки произносятся нечетко;
- голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
- дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
- темп и ритм речи в пределах нормы;
- словесное ударение употребляет правильно;
- интонационная речь недостаточно выразительна.
|
Проявления заикания | - Не заикается;
- иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
- наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);
|
Словарный запас | - Объем словарного запаса соответствует возрасту;
- словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
- не всегда точно использует слова;
- испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
- в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
- не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
- часто использует слова не по назначению;
- допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
- страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
|
Грамматический строй | - Недостаточно сформирован для данного возраста;
- в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
- допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
- имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
- неправильно употребляет предлоги, падежи;
- имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
- в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
- допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
- имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
- допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
- есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
|
Связная речь | - Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
- в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
- неотчетливо произносит слова;
- оречевление затруднено;
- при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
- наблюдается высокий уровень речевого развития;
- опыт речевого общения беден;
- самостоятельно высказаться затрудняется;
- устная форма речи недостаточно сформирована.
- грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо рассказа).
|
Письмо | - Имеются многочисленные ошибки разного характера;
- испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
- при списывании наблюдаются единичные ошибки;
- при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
|
Чтение | - Способ чтения побуквенно – слоговой;
- чтение замедленное, послоговое, словами;
- понимание прочитанного с неточностями;
- чтение послоговое, простые слова читает целостно;
- делает запинки при чтении многосложных слов;
- чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
- не отвечает на вопросы по тексту;
- при чтении слова произносит неотчетливо.
|
Координация и пространственная ориентировка | - Нечеткая координация движений;
- затрудняется определить правую, левую сторону;
- зрительно – пространственные представления сформированы недостаточно;
- причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
- неправильно располагает написанное на листе бумаги;
- схема тела не сформирована;
- правильно определяет части тела.
|
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика) | - Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
- охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
- легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
- имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
- испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
- внимание неустойчивое, часто отвлекается;
- значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
- с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
- запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
- инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
|
Логопедическое заключение | - Показаний для занятий на логопункте нет;
- фонематическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи;
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
- нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
- недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- лексико-грамматическое недоразвитие;
- полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
- сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
- имеется нерезко выраженная дисграфия;
- аграмматическая дислексия и дисграфия;
- фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
|
Основные причины трудностей усвоения учебного материала | - Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
- трудности адаптации в школьном учреждении;
- нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
- незрелость эмоционально – волевой сферы;
- педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
- гиперопека родителей;
- недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
- двигательная расторможенность, гиперактивность;
- ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
- трудности начались со второго полугодия, после болезни;
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными терминами, понятиями;
- слабо развито словесно-логическое мышление;
- недостаточное развитие связной речи;
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
- невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
|
Результаты речевого развития | - Динамика речевого развития незначительная;
- при положительной динамике развития выпущен из группы;
- рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
- динамики в развитии не наблюдается;
- логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.
|
Рекомендации | - Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
- избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
- ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
- перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
- в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
- систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
- пополнение и уточнение имеющихся знаний;
- систематизация умения и навыков;
- рекомендуется консультация у специалистов…;
- во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
- рекомендован дополнительный отдых;
- уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
- посещение занятий с психологом и логопедом;
- устранение пробелов в имеющихся знаниях;
- довести до необходимого уровня учебную деятельность;
- стимулировать самооценку;
- создание возможности выбора…;
- повышение личной ответственности;
- создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;
- оказание помощи в обретении веры в свои силы;
- рекомендован повторный курс обучения;
- проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
- восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
- ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
- для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
- единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.
|
Источник