Речевое развитие вашего ребенка

Юлия Фролова
Речевое развитие детей — проблемы и пути решения. Советы родителям

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький, около 1 года. Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово, когда начнет активно говорить, как быстро пополнится его словарный запас…

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли это нас сейчас? Какой бы вы хотели видеть речь ребенка? Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой…. Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора, со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а развивающие речевые занятия дома – это вообще редкость.

Вот и получается, что ребенок подрастает и к моменту поступления в школу возникает множество проблем именно в его речевом развитии.

С какими же проблемами мы можем столкнуться?

1. Речь односложная – состоит из одних простых предложений (2 – 3 слова).

2. Бедный (недостаточный) словарный запас.

3. Наличие слов – паразитов, замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений.

4. Неумение грамотно и доступно сформулировать вопросы и ответы.

5. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (а в школе это умение просто необходимо).

6. Неспособность высказать свои мысли, логически объяснить, доказать.

7. Речь не выразительна, дети не умеют использовать интонации, где-то произнести фразы с выразительной интонацией (с грустью, восторгом, в быстром или медленном темпе, выделить главные слова).

8. Плохая дикция, дети не выговаривают звуки (что потом может сказаться на письме).

Что же делать?

Самим родителям активно включиться в процесс стимуляции речевого развития своего ребенка:

1. В первую очередь большое внимание уделить рассказыванию:

– пересказы текстов

– составление рассказов по картинкам, по серии картин

– составление творческих рассказов, придумывание сказок

2. Разучивать с детьми стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память.

3. Улучшению звукопроизношения способствуют чистоговорки. Следует отметить, что скороговорки можно использовать только тогда, когда ребенок достаточно четко произносит все звуки.

4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки (как литературные, так и «самодельные»). Это учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. При этом обязательно надо спросить у ребенка – как он догадался, почему он так думает.

Несколько советов родителям – что необходимо делать дома, чтобы улучшить речь ребенка.

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть внятной, четкой, разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, ее правильностью.

2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам – логопеду, неврологу.

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным. И обязательно – обсуждайте с ребенком прочитанное.

И напоследок – любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у нас есть.

Источник

Развитие речи у ребенка – показатель того, соответствует ли его физическое и психическое состояние устоявшимся нормам. Речевые способности могут тренироваться и оттачиваться разными методами. Важное условие, которое не стоит недооценивать – общение родителей с ребенком с первых же дней его появления на свет.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Речь закладывается вместе с мышлением, а потому ее нарушение нередко влияет на общее состояние человека. В частности, от речи зависят следующие аспекты:

  • Познавательные способности.
  • Развитость психики.
  • Поведенческие реакции.
  • Характер.
  • Коммуникационные навыки.
  • Навыки чтения и письма также зависят от моторной и сенсорной речи.

ПОЧЕМУ РЕЧЬ МОЖЕТ НАРУШАТЬСЯ?

Нарушение речи может быть связано с разными факторами. В частности, врачи выделяют следующие осложнения:

  • Патологии протекания беременности.
  • Сложности в процессе родов.
  • Родовые травмы с повреждениями мозга.
  • Аномальное строение дыхательной системы, ротовой полости.
  • Постоянный стресс из-за скандалов в семье.
  • Регулярные болезни.
  • Многоязычное окружение.
  • Родители не общаются с малышом на регулярной основе.

Чтобы малыш развивался нормально, нужно прививать ему социальную адаптацию. В частности, сюда можно отнести активные коммуникации со сверстниками, регулярное чтение книг, посещение кружков и центров раннего развития.

Однако основным условием развития речи является постоянное общение родителей с ребенком.

Развитие речи происходит в несколько периодов, которые мы рассмотрим далее.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Этот период длится с рождения малыша до достижения им одного года. В это время закладывается фундамент для вербального общения.

Первые звуки ребенка нельзя назвать полноценной речью. Хныкать ребенок начинает еще с момента рождения. Грудничок начинает кричать в качестве ответа на разные раздражители, окружающие его. Звуки очень важны для малыша, поскольку они помогают развивать слуховую зону коры мозга.

Поначалу новорожденный может произносить только гласные звуки. Затем к ним добавляются слоги из гласных и согласных. Сочетания звуков малыш произносит только на выдохе. Это помогает тренировать дыхательную систему.

Активное речевое развитие начинается с 3 по 5 месяц жизни ребенка. Малыш, слыша голос, начинает интуитивно искать говорящего, крутит головой, чтобы взглянуть в сторону долетающего звука. Зачастую дети подражают речи взрослых – их мимике, интонации, с которой произносятся слова.

Лепет – этап, который начинается с 5 месяцев. В 7-9 месяцев ребенок умеет произносить много разных слогов. Уже в 10 месяцев малыш легко распознает речь. Он должен откликаться на свое имя, имитировать звуки, которые были услышаны от родителей.

В год малыш в случае с нормальным развитием должен уже произносить порядка 5-10 слов. Годовалый ребенок имеет слабый артикуляционный аппарат, а потому ему тяжело произносить слова, в которых присутствуют разные слоги.

БАЗОВОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ

С года до трех длится период начального овладения языком. Обычно этот период отличается следующими особенностями:

  • Каждое слово отвечает за некоторое действие или некоторый предмет.
  • Ребенок может пропускать некоторые слоги, выпускать некоторые буквы.
  • Ребенок называет одним и тем же словом совершенно разные вещи.
  • Малыш знает, что такое нога, рука и другие части тела. Он легко распознает все это на куклах.

Ближе к трем годам малыш уже способен произносить предложения, в которых фигурируют 2-3 слова, причем в речи появляются наречия, местоимения, союзы. Словарный запас малыша достигает 200-300 слов. Ребенок легко распознает разных животных, знает, как называются предметы в доме.

Постепенно к трем годам ребенок начинает овладевать шипящими буквами, буквами «р», «л».

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКА

С трех лет и до поступления в первый класс школы ребенок совершенствует свои языковые навыки. Речь развивается уже в ходе вербального общения. Интеллектуальные способности малыша начинают расти.

Словарный запас ребенка становится широким, однако слова передаются не всегда в верном значении. Развитие речи у детей-дошколят зависит во многом от окружения, от того, насколько теплыми являются отношения в семье, имеется ли забота о ребенке.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Наконец, финальный период – развитие письменной речи. Словарный запас увеличивается, языковые познания становятся достаточно широкими.

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ ПО ПЕРИОДАМ

С появления на свет до года. В данный период родители должны тщательно контролировать развитие речи у малыша. Новорожденный все воспринимает на слух: звуки погремушек, голос родителей, звуки природы. Важно, чтобы родители все комментировали – начиная от кормления грудью и заканчивая процесс пеленания. Каждую игрушку стоит именовать, чтобы ребенок понимал, как она называется. То же самое касается и имен близких людей и родственников.

Чтобы развитие речи шло быстрыми темпами, родители должны ласково разговаривать с ребенком. В 7 месяцев для развития речи можно использовать названия продуктов, которые вводятся в рацион питания. Можно также рассказывать, что молоко дает корова, которая говорит «му». Это помогает расширить познания ребенка.

Для того чтобы малыш больше говорил, нужно стимулировать это желание. Существуют такие игры, как сорока, ладушки и т.д. Они помогают развивать речь ребенка к 9 месяцам.

С года до двух лет. Чтобы развитие речи шло быстрее, вы можете читать малышу книжки. Также можно вместе петь, проговаривать слова. Годовалый малыш обычно уже знает, как называются предметы, окружающие его, может произносить отдельные слова и строить из них предложения. Для улучшения вербальных навыков можно проводить достаточно частые прогулки, посещать цирк и т.д. Пригодятся активные игры, развитие пальцев. Важно менять простые слова в лексиконе малыша на более сложные, правильные – к примеру, вместо «му» запоминать «корова».

С двух до трех лет. На данном этапе необходимо всячески поправлять ребенка, если он говорит неправильно. Старайтесь обогатить его речь новыми словами. Чем теснее будет вербальный контакт с родителями, тем лучше будет речевое развитие малыша. Если ребенок задает какой-либо вопрос, надо постараться на него максимально точно ответить.

Дошкольный возраст. Развитие речи идет совместно с получением новой информации. Потому для развития речевого аппарата у детей следует придерживаться следующих правил:

  • Активно общаться с ребенком.
  • Читать сказки, книги, обсуждать их.
  • Рассказывать про свои эмоции и впечатления.

Важно, чтобы окружающие говорили правильно, грамотно, избегая «плохих» слов. Дети часто запоминают то, что услышали от взрослых, и активно это воспроизводят.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

  • Если ребенок испытывает дискомфорт, но не плачет.
  • Если после 3 месяцев нет гуления.
  • В 5-7 месяцев ребенок не реагирует на голоса, не распознает интонации.
  • В 9 месяцев у малыша нет лепета.
  • В 12 месяцев ребенок не понимает речи и не произносит слов.
  • В 2 года не узнает близких, не может справиться с банальными заданиями.
  • В 3 года не может прочесть стихи или пересказать сказки.

Развитие речи у ребенка – важный показатель его здоровья. Речь поддается тренировке, если заниматься этим каждый день. Тогда малыш будет свободно говорить и отвечать нормам развития для своего возраста.

Здоровья Вам и Вашему малышу!

Понравилась статья – ставьте лайк! 🙂

Еще почитать полезности можно на нашем сайте

Источник

#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????

Источник фото: gryphonhouse.com, авторское право принадлежит автору

Каждая мама знает, что ребёнок начинает разговаривать не раньше, чем в 7 месяцев, а некоторые и позже. А осознанно произносить слова дети начинают только после 12 месяцев. Согласно исследованиям учёных уже на седьмом месяце беременности проявляется активность в участках мозга плода, которые отвечают за речь. Поэтому врачи и рекомендуют разговаривать с ребёнком ещё до его рождения. Новорождённые дети уже могут отличать родную речь от иностранной. Однако развитие речи происходит постепенно, в несколько этапов.

До 1 года дети начинают произносить свои первые слова «мама», «папа», «баба», “ой”. И уже в первый период родителям следует начинать обучать своего малыша родному языку. На этом этапе помогать ребёнку в освоении русского языка очень легко. Для этого достаточно много разговаривать с ним, и желательно без сюсюканий. Надо читать ребёнку сказки, детские стишки, давать ему слушать детские песни и колыбельные. А самое главное, чтобы взрослые не говорили на повышенных тонах в присутствии малыша, иначе он может начать говорить нескоро.

В период с 12 до 18 месяцев ребёнок уже произносит несколько слов. Обычно это названия предметов, которые он видит рядом с собой или предмет, который он хочет использовать сейчас. Малыш начинает говорить слова «нет» и «ещё».

На третьем этапе (1,5 – 2 года) ребёнок повторяет слова и фразы, услышанные от других людей. Он уже знает и говорит 50 слов. Это такие слова как «привет», «пока», «дай», «на», «пошли» и другие. Ребёнок уже начинает составлять простые предложения из 3 – 6 слов. Словарный запас начинает увеличиваться, потому что малыш часто задает вопрос «что это?». И родители могут помочь любимой дочке или сыну запомнить много новых слов, охотно отвечая на этот вопрос.

Некоторые дети не задают вопрос «что это?», а просто показывают пальцем на нужный им предмет. И тут очень важно, чтобы родители не выполняли все безмолвные просьбы ребенка, а говорили «скажи, что ты хочешь». Многие дети долго не говорят, потому что они видят, что взрослые прекрасно понимают их без слов. Так зачем говорить, если всё понимают и всё сделают, как они хотят.

Источник фото: csnk.ru, авторское право принадлежит автору.

В 2 – 3 года ребёнок уже может вести несложные диалоги и использовать в своей речи местоимения первого и третьего лица. На этом этапе очень активно развивается речь детей, поэтому важно следить за правильностью своей речи и много разговаривать с ними. Так как ребёнок расширяет свой словарный запас, повторяя за мамой и папой, то важно, чтобы родители произносили слова правильно.

В эти годы малыш очень подвижен, поэтому полезно использовать подвижные игры со стихами для развития речи. Чем активнее ребенок, тем лучше развиваются его речевые навыки. Полезно для развития речи ребенка использовать пальчиковые куклы, дети их просто обожают. Пальчиковые игры помогают как развитию речи, так и готовить пальцы к письму, а также улучшают работу мозга.

В 4 – 5 лет ребёнок уже может бегло говорить и даже составлять сложные предложения. Но и на этом важна помощь родителей в освоении русского языка. Читайте ему сказки, рассказы про животных, учите с ним стихи и детские песни, много разговаривайте. Именно возраст 5 лет считается возрастом «почемучек». Старайтесь отвечать на все «почему?» своего ребёнка и, если то возможно, развивайте диалог из вопросов «почему?».

В 5 – 6 лет уже можно изучать буквы, используя буквенные кубики, и составлять из букв слова. Так ваш ребёнок с удовольствием и легко научится читать сначала короткие слова из 2 – 3 букв, а потом и более сложные.

Источник фото: fotostrana.ru, авторское право принадлежит автору

А теперь вспомните, когда Ваш малыш произнёс первое слово, и какое это было слово? Когда он начал говорить короткими предложениями? Помните ли первые стишки или песенки, которые Вы выучили с ребёнком? А когда Ваше ненаглядное чадо начало бегло говорить? Помните, как развивали его речь? Жду Ваших ответов.

#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????

Автор: Зеленова Ирина Анатольевна, преподаватель английского и русского языков, педагогический стаж 23 года, город Москва. Обратиться к нашему эксперту за консультацией.

Источник

Анастасия Пашнина
Речевое развитие современного ребенка

Речевое развитие современного ребенка.

Уходят традиции, такие, как семейный ужин, за которым все могли бы поделиться новостями. Это способствовало не только развитию культуры принятия пищи, но и духовному сближению родных людей.

Отрицательным фактором, влияющим на развитие речи детей, является телевидение. Все меньше передач, демонстрирующих образцовую разговорную речь. Вместо этого с экрана доносятся непристойные выражения, упрощенные формы и т. п. Все это дети впитывают и употребляют в своей речи.

Дефицит общения современные дети восполняют общением в социальных сетях. Принятый сленг, в так называемой блогосфере, прост, он не требует построения сложных предложений. Постоянно общаясь со сверстниками таким образом, дети отвыкают от нормального разговора. Приходя в школу, они продолжают общаться с помощью мобильного телефона, что также предполагает свернутые фразы и выражения.

Если в детском саду развитию речи уделяется достаточное внимание, то в школе дети теряют приобретенные навыки речевого взаимодействия. Помимо этого все больше детей рождаются с различными отклонениями, влияющими на развитие речи в частности.

Между тем, решить проблему времени на общение со своим ребенком необходимо. Часто можно наблюдать следующую картину: вечером мама спешит домой, тащит ребенка за руку. Малыш возбужденно рассказывает о прошедшем дне, а мама лишь рассеянно кивает. Она не поддерживает разговор. Со временем ребенок привыкнет, что с ним никто не разговаривает. Нельзя допускать такое. По дороге домой возможно обсудить детские проблемы, увидеть что-то интересное, вспомнить стихотворение. Поднимаясь по лестнице, можно пересчитать ступени, закрепляя порядковый счет. Нужно привлечь ребенка к выполнению домашних дел, в процессе выполнения которых можно сделать акцент на речевое развитие ребенка. Совместное приготовление ужина позволит не только научить ребенка несложным действиям и обогатить словарь, но и сблизиться членам семьи.

Некоторые родители в первые годы жизни ребенка не придают особого значения тому, что малыш не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребенка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребенка. Мама думает: «Вот подрастет и научится сам, в чем премудрость-то?». Но навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируются самостоятельно.

В действительности развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни, и воспитанием, причем именно последнее оказывает определяющее влияние. Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врожденными неплохими данными, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы с каждым годом все сильнее.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом,

роль речи в развитии ребенка огромна. В то же время сам процесс развития речи у детей не сопряжен с какими-то большими временными и денежными затратами, ибо в основе развития речи лежит общение взрослого с ребенком.

В старшем возрасте упущения в речевом развитии выражаются в том, что ребенок не может вычленять звуки последовательно, затрудняется с различением звуков по мягкости – твердости; глухости-звонкости; ошибается при письме; не имеет сформированного навыка словообразования, не может правильно составлять и главное понимать грамматические конструкции, ошибается в расстановке ударений, падежей, родов. Это приводит к низкой успеваемости в школе и затруднению понимания учебного материала. Неумение пересказывать текст – следствие того, что развитие речи у малышей страдает. Без этого же навыка вообще невозможна успешная учеба в школе.

Этап за этапом: развитие речи у детей

Процесс развития речи начинается с первых дней жизни. Оказывается, именно речь взрослого является запускающим механизмом детской любознательности. Чтобы младенец заинтересовался предметом, увидел его, захотел с ним познакомиться, требуется, чтобы взрослый обратил на него внимание ребенка. И происходит процесс знакомства с окружающим миром через общение. Поэтому с рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком – так стимулируется развитие речи у ребенка и формируется словарный запас, которым он начнет радовать через несколько месяцев. Не пеленайте и не кормите малыша молча. Говорите постоянно- «сейчас мы с тобой оденемся и пойдем гулять», «Малыш кушает» и так далее. Называйте предметы, улыбаясь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность в познании мира. Говорить с ребенком надо как можно больше и с разными интонациями.

При этом откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее влияние на формирование правильной речи – малыш привыкает к неправильному звукобуквенному ряду и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Каждое слово называйте правильно. Пусть вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами вы говорите «машина».

С детьми до года можно играть со звуковыми игрушками. Спрячьте ее за спину или за какой-нибудь предмет и издайте ею звук. Ребенок начнет искать игрушку – это формирует слуховую активность и сосредоточенность. Ладушки и сорока белобока- тоже прекрасные игры для развития речи и мелкой моторики рук.

Учтите, что развитие речи у ребенка идет при живом общении. Передачи по телевизору, радио развитие речи не стимулируют, поэтому заменять ими общение со взрослыми не стоит.

Дети от года до двух начинают активно говорить. Рекомендации здесь те же – говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, но не требуйте пока этого от малыша! Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.

После трех лет можно уже начинать играть с ребенком в дидактические игры, стимулирующие развитие речи ребенка. К примеру, уже можно пробовать подбирать слова, противоположные по смыслу – «длинный-короткий», рассматривать картинки и просить ребенка рассказать, что здесь нарисовано, попросить его придумать историю про тех, кто нарисован на картинках. После прогулки расспрашивайте ребенка – старайтесь, чтобы он рассказал, что он видел, где он был, что делал. Это формирует память и связную речь, учит внимательности.

Развитие связной речи.

Развитие речи детей, а именно связной речи предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения.

Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-6 лет. В этот период чаще предлагайте малышу пересказать прочитанную вами сказку. Чтобы малышу поначалу было проще, можно прочитать рассказ два раза, если требуется – задать наводящие вопросы. Очень хорошим упражнением является рассказ с объяснением смысла прочитанного произведения. Попросите малыша рассказать, чему учит история, почему герои рассказа поступили так, как можно было еще поступить. Это учит ребенка мыслить, формулировать мысль, искать причинно-следственную связь. Вариантом упражнения может быть игра «объясни значение пословицы другими словами».

Игры в слова[i][/i]

Хорошо пополняют словарный запас и стимулируют развитие речи игры в слова: по очереди надо называть слова, причем игрок называет свое слово на ту букву, на которую закончилось слово, придуманное предыдущим игроком. Игра веселая и даже взрослому иной раз придется хорошо подумать.

Игры в рифму, «назови синонимы», «назови слова, противоположные по смыслу» также хорошо пополняют словарный запас и учат оперировать словами свободно. Можно на прогулке развлекаться с ребенком так – предложите догадаться, почему предмет называется именно так. Подорожник, колокольчик, самолет, небоскреб – почему их так назвали? Игра учит звукобуквенному анализу и словообразованию.

Со словами можно придумать множество игр самостоятельно – тогда у вас будут свои семейные игры, в которые будет интересно играть ребенку.

Учитель-логопед: Пашнина Анастасия Александровна.

Источник