Речевое развитие ребенка в норме и при онр

Речевое развитие ребенка в норме и при онр thumbnail

(использованы исследования Р. Е. Левиной, А. М. Леушиной)

норма

1-й уровень ОНР

2-й уровень ОНР

3-й уровень ОНР

Появление речи

К концу 1-го года или в начале 2-го ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью

позднее начало речи (3-4 года)

Фразовая речь

Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами; элементы связной монологи-ческой речи появляются уже к 2-3 годам. Переход от ситуативной речи к контекстной происходит к 4-5 годам, усложняется структура предложения

фраза отсутствует; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями.

простая фраза из 2-3 слов; простые конструкции предложений; высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий.

развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматичес-кого и фонетико-фонематического не-доразвития; активная речь – простые предложения, затруд-няется распространять простые и строить сложные предложения.

Понимание речи

Развивается быстрыми темпами на 3-м году жизни. Ребенок пони-мает изменение слов, выраженных, суф-фиксами приставка-ми, различает от-тенки значений од-нокоренных слов, усваивает лексико-грам-матические структу-ры, отражающие временные, пространст-венные, причинно-следственные связи и отношения.

носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов

различаются некоторые грамматические формы и морфологические элементы языка

приближается к норме; затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении лексико-грам-матических структур, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные связи и отношения

Словарный запас

к концу первого – начало 2-го года появляются первые слова; к году словарь состоит из 9-12; резко возрастает на 3-м году жизни; правильно употребляет глаголы, существительные и прилагательные; имеет навык словообразования и словотворчества

резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены

значительно отстает от нормы; не знает названия основных цветов, форм размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества

значительно возрастает, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существ. и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества

Грамматический строй речи

развитие начинается на 2-ом году жизни, к 4-5 годам усложняется строй речи; употребляет сложные грамматические формы; правильно пользуется предлогами; не делает ошибки в ударениях и падежных окончаниях

фразы нет; пользуется корневыми словами, лишенными флексий

не сформирован; попытки формирований чаще всего неудачны; смешение падежных форм, употребление существ. в И. п., а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существ.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существ. по числам

правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных окончаниях

Звукопроизношение

правильное звукопроизношение формируется к 4-5 годам; произносит все звуки изолированно, в словах, фразах; нарушений звукопроизношения нет

резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков

значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются диссоциации между произношением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи

улучшается, но могут оставаться все виды нарушений; характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному и замены групп звуков более простыми по артикуляции

Слоговая структура речи

правильно произносит слова, не допускает их искажений и ошибок в них

грубо нарушена, сокращение слогов от 2-3 до 1-2; ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова

грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении гласных

нарушений меньше; в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, что и у детей 2-го уровня, особенно страдает звуконаполняемость слов

Фонематическое восприятие

Может правильно повторить слоги с оппозиционными звуками, дифференцировать их (не смешиваемые и смешиваемые в произношении); может самостоятельно провести звуковой синтез и анализ

фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо не нарушен; задания по звуковому анализу ребенку не понятны

не определяет позицию звука в слове; не может выбрать картинки с заданным словом, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов

не достаточно развиты фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется

Источник

Недоразвитие речи – это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).

Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Например, специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРР («задержка речевого развития». Как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНР («общее недоразвитие речи», обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).

В зависимости от выраженности нарушения – от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии – можно выделить четыре уровня недоразвития речи:

  • I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.
  • II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.
  • III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
  • IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.

Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций.

Читайте также:  Актуальное развитие ребенка 5 лет

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери – как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь – «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Симптомы недоразвития речи у детей

Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:

  • позднее появление первых слов ( в 3-4 года, а иногда и к 5 годам);
  • нарушены фонетическая (звуковая) и грамматическая стороны речи;
  • ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
  • речь невнятна, малопонятна (по достижении 3 лет).

Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.

Нормы развития речи ребёнка

  • Гуление и лепет (1-8 мес.)

Гуление – ребенок начинает издавать негромкие протяжные звуки или слоги: «а-гу-у», «га-а-а», «гу-у-у», «а-а-а», «у-у-у» и т.п. Преобладают гласные звуки.

Ближе к 6мес. у ребенка начинает появляться лепет. Он издает повторяющиеся слоги «та-та», «ба-ба», «ма-ма» и т.п. Ребенок как бы играет с голосовыми звуками. Ребенок в этот период начинает «называть» предметы и людей, с которыми общается. Начинается артикуляция. В лепете «отрабатываются» почти все звуки родного языка, которые он услышал от взрослых. Возникает и интонационная составляющая: радость, требования.

  • Первые слова и фразы (1-2 года).

Первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет, а глаголы, содержащие просьбу (требование): «дай», «на» и т.п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень отличаться у разных детей. Зачастую понять смысл того, что сказал ребенок, могут только люди из ближайшего его окружения.

К 1,5 годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Их еще нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. К 2-м годам число слов в предложениях возрастает. Да и сам словарный запас ребенка активно увеличивается. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.

  • Усвоение грамматики языка (2-3 года).

Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.

В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда – употребление правильного рода. Например, мальчик 2,5 лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.

Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В 3 года ребенок начинает осваивать систему родного языка.

  • Контекстная речь (3-5 лет).

Ребенок начинает произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. Это необходимый шаг для начала общения с собеседником.

И в это время формируется словарь его языка. Ребенок учится с помощью суффиксов и приставок изменять знакомые ему слова, т.е. начинается «словотворчество». Это говорит о том, что малыш осваивает и усваивает элементы языка. Такой «вид» творчества появляется у всех детей.

  • Освоение речевых норм языка (5-7 лет).

В этот период ребенок осваивает связную речь. Он высказывает какую-то мысль не в одном, а в нескольких предложениях. Правда, эти предложения еще несовершенны, но совершенствование речи происходит всю жизнь.

Важная отличительная черта речи этого периода – ребенок начинает излагать события в логичной последовательности, т.е. у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

  • к 1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звукокомплекс «обозначает» определенный предмет/действие/человека).
  • к 2-м годам появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
  • в 2,5 – 3 года ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных, понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение артикуляционно-близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • к 5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.
  • к школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, т.к. сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую пассивная речь (понимание) опережает активную (произносительные слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).

Читайте также:  Для развития интеллекта ребенка в год

Если Вы заметили у своего ребёнка симптомы недоразвития речи или ему уже поставили один из диагнозов, о которых шла речь выше, запишитесь на консультацию к нашим специалистам. Первичная консультация может быть одним из специалистов или в виде консилиума: детский логопед, дефектолог и психолог нашего Центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Особенно рекомендована при задержке речи у детей Томатис-терапия. Это нейросенсорная слуховая стимуляция, которая позволяет воздействовать с помощью специальным образом обработанного звука на речь, коммуникацию, познавательные процессы, эмоциональную регуляцию. Часто уже после 1 курса Томатис детки начинают говорить. Томатис-терапию в центре Ember проводит директор центра, клинический психолог Александрова Ольга Александровна. Лицензированный Практик Томатис. В нашем центре используется только оригинальное оборудование.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?

Логопед ФедотоваФедотова Оксана Игоревна – ведущий логопед-дефектолог нашего центра. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга, а также ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.
Речевое развитие ребенка в норме и при онрКоролёва Виктория Николаевна – ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Посмотреть цены на занятия можно здесь

Запишитесь на консилиум (комплексную диагностику развития ребёнка) или на консультацию к конкретному специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Источник

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая логопедия. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций

Дисциплина: Развитие речи в норме и недоразвитие речи

Выполнил:

Свечкарёва-Ковалинская Екатерина Николаевна

Практическое задание№3

Цель: развивать умение дифференцировать норму и патологию речевого развития на основе интерпретации продуктов речевой деятельности.

Задание 1.Охарактеризуйте основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Приведите примеры.

Фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФНР)-нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном. Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие. Обследование при фонетико-фонематическом недоразвитии: анамнез, состояние слуха, состояние артикуляционного аппарата и его подвижность, уровень звукового анализа и синтеза, словарный запас, сформированность речи, наличие специфических ошибок на письме, уровень владения чтением. Основные признаки: при легкой степени нарушается распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и произносит с дефектом. Все остальные показатели понимания, воспроизведения и анализа слов, а также речи, в целом остаются в норме. При средней степени дети не различают довольно много звуков из разных групп(звонкие, глухие, мягкие, твердые, шипящие, свистящие).Хотя в устной речи ребенок может их произносить достаточно правильно. При тяжелой степени ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность. Каждое занятие с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием включает в себя: пальчиковые и подвижные игры, несложные танцы, элементарное музицирование, дидактические игры, логоритмику. Также, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. На материале правильного произношения звуков осуществляется: развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении, воспитание у детей умения правильно составлять простые, распространенные и сложные предложения, развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом, развитие словаря и произвольного внимания и памяти.

Например,Александр-дата рождения 17 апреля 2013 г.Обучается по АООП ДО детей с ТНР. Возраст на момент логопедического обследования-6 лет 9 месяцев. Ребенок с ФФНР, дизартрией. Слух и зрение- норма. Связная речь-развернутая фразовая. Стадия развития речи-усвоение морфологической системы, использует и понимает глаголы всех времен и форм, владеет основными падежными формами. Использует в речи сложные предложения с союзами. Общее звучание речи-дыхание диафрагмальное с переходом на верхнеключичное в потоке речи в быстром темпе. Темп-слегка ускорен. Голос-модулированный. Разборчивость-нарушения звукопроизношения заметны, смазанность речи. Артикуляционный аппарат-язык комком, напряжен, оттянут кзади (описание кратко).Двигательная функция-недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, трудность удержания статических поз, синкинезии, саливация. Звукопроизношение: С и З-шипящий парасигматизм, Ш и Ж-свистящий парасигматизм. Слоговая структура слова-не нарушена. При дифференциации фонем ошибки в дифференциации близких по звучанию слов, при повторении цепочек слов с опозиционными звуками допускает ошибки на дифференциацию по звонкости-глухости, смешение звуков С-Ш, З-Ж. Звуковой анализ и синтез -низкий уровень сформированности, не умеет определять количество звуков в слове, первый звук выделяет как слог, в конце слова выделяет вместо звука открытый слог. Объем словарного запаса соответствует возрасту. Грамматический строй речи-стадия усвоения морфологической системы. Словоизменение и словообразование не нарушены. Использует в речи сложные предложения с союзами. Импрессивная речь-формирование расчлененного уровня развития речи. Понимает значение категорий числа существительных, значение уменьшительно-ласкательных суффиксов, предлогов. Особенности речи, связанные с заиканием, отсутствуют.

Задание 2.Дайте развернутую характеристику уровней речевого развития.

Уровни речевого развития детей описывались и изучались многими специалистами в области педагогики, языковедения и логопедии. Например, профессор Т.Б.Филичева выделила 4 уровня развития речи.1 уровень-до 2-3 лет, 2 уровень-с 2-3 до 4 лет, 3 уровень-с 4 до 5 лет, 4 уровень-с 5 до 6(7) лет. В возрасте до 2-3 лет: словарный запас до 500-800 слов. Речь лепетная, часто жесты и мимика заменяют слова. Искажение слов с пропуском нескольких слогов, подмена и перестановка звуков и слогов. Фразы слабо выражены. В 3-4 года: словарный запас до 1900 слов. Речь привязана к ситуации, предложения .Части речи: существительные, глаголы, местоимения. Не выговаривает сонорные, проблемные Г, К. Могут смягчаться твердые, свистящие и шипящие подменяются. В 4-5 лет: словарный запас 2000-2500 слов. Начинает активно использовать прилагательные. Сочиняет рифмы и созвучные слова. Интересуется звучанием речи. Часто использует только прямое значение слов. При словообразовании использует уменьшительные суффиксы. Использует союзы, в том числе, подчиненные. Умеет выражать качественные и количественные отношения предметов, явлений и действий. Слоговая структура слова начинает осознаваться на слух. Произношение звуков четкое, с незначительными искажениями-р. В 5-6(7) лет: словарный запас 4000 слов. Речь складная и часто развернутая, с использованием сложных конструкций предложений. Склонения, изменение по временам, родам, числам продолжают осваиваться. Слоговая структура расшифровывается зрительно. Речь строится верно грамматически и по смыслу. Начинает понимать переносные значения слов. Дети 1 уровня речевого развития отличаются эмоциональным восприятием мира, они еще не логичны, и речь их ситуативна. Чем младше ребенок, тем больше он считывает реакцию на мир в ее мимическом, жестикулярном и звуковом выражении у взрослых. Для разговора дети этого уровня используют подкрепленные мимикой и жестами звукоподражания, лепет и выстроенные на его основе неясные предложения, с нечетким искаженным произношением. Также, с трудом воспринимаются: категория элементарных предлогов, грамматические различия множественного или единственного числа, родовые различия, глагольное время, степени сравнения прилагательных. Дети 2 уровня развития речи начинают использовать речь для общения со сверстниками. Со взрослыми беседа заводится с познавательной целью, причем дети стараются и хотят быть понятыми, а взрослые стараются соблюдать различные нормы языка при ответе на вопрос. Со сверстниками разговор строится по-другому. Малыши показывают друг другу предметы, явления, действия и высказывают свои суждения по этому поводу. Словарный запас на 2 уровне речевого развития увеличивается. Коммуникативных возможностей становится все больше. Воспроизведение звуков еще достаточно искаженное, грамматические формы не четкие. Ребенок лучше овладевает формами с ударением на последнем слоге. Уже появляются слова, обозначающие не только предметы, действия, но и их свойства. Еще нет большого объема слов, обозначающих цвет, форму, размер, поэтому дети часто пытаются заменить их словами знакомыми. Уже появляется фразовая речь в ее истинном понимании.У ребенка расширяется активный словарный запас и пассивный. На 3 уровне в речи детей прослеживаются все части речи, но порой их функции не осмысленны. Ребенок изъясняется предложениями, бывает даже сложными, если категория функции союзов и союзных слов усвоена.4 уровень обычно приходится на 5-6 лет. Ребенок уже готовиться пойти в школу, много общается с одногодками. Способен поддержать разговор со взрослым человеком, с удовольствием рассказывает сказки по памяти. Начинает пытаться читать и писать. Суждения логичны и оформлены в сложные предложения. Использует все части речи, довольно хорошо осваивает в речевой практике склонение, изменение по числам, родам, временам, начинает пользоваться степенями сравнения. Звуковой строй может быть еще несовершенным, особенно при смене молочных зубов.

Читайте также:  Мать и дитя энциклопедия развития вашего ребенка

Задание 3.Раскройте задачи логопедической работы с детьми с ОНР при разных уровнях речевого развития.

Общее недоразвитие речи(ОНР)-сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и ,как следствие, всей связной речи. Обучение детей с первым уровнем речевого развития предусматривает:1.Развитие понимания речи-учить по инструкции логопеда узнавать и показывать предметы, действия, признаки, понимать обобщающее значение слова, дифференцированно воспринимать вопросы, понимать обращение к одному и нескольким лицам, грамматические категории числа существительных, глаголов, угадывать предметы по их описанию, определять элементарные причинно-следственные связи.2.Развитие активной подражательной речевой деятельности. Составлять первые предложения из аморфных слов-корней, преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа, составлять предложения по модели. Одновременно проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, мышления. В итоге логопедической работы на этом этапе формирования речевого развития дети учатся соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, понимать обобщающее значение слов. Активный и пассивный словарь должен состоять из названий, предметов, которые ребенок часто видит, действий, которые совершает сам или окружающие, некоторых своих состояний. Обучение детей со вторым уровнем речевого развития предполагает несколько следующих направлений:1.Развитие понимания речи включает в себя формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков. Формирование понимания обобщающего значения слов, подготовка к восприятию диалогической и монологической речи.2.Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка. Учить называть 1-3 сложные слова, учить первоначальным навыкам словоизменения, затем-словообразования.3.Развитие самостоятельной фразовой речи: усвоение моделей простых предложений, заучивание коротких двустиший и потешек, притом допускается любое доступное ребенку фонетическое оформление самостоятельных высказываний, в то время, как фиксируется внимание на правильности звучания грамматически значимых элементов.4.Развитие произносительной стороны речи: учить различению речевых и неречевых звуков, определять источник, силу и направленность звука. Уточнять правильность произношения звуков, имеющихся у ребенка. Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений, формировать правильную звуко-слоговую структуру слова. Учить различению и четкому воспроизведению слоговых сочетаний из сохранных звуков с разным ударением, силой голоса и интонацией. Воспроизведение слогов со стечением согласных. К концу данного этапа обучения дети должны владеть простой фразой, научиться согласовывать основные члены предложения, понимать и использовать простые предлоги, категории падежа, числа, времени и рода. Обучение детей с третьим уровнем речевого развития предусматривает:1.Развитие понимания речи-умение вслушиваться в обращенную речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков ,развивать понимание более тонких значений обобщающих слов, готовить к овладению монологической и диалогической речью.2.Развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи, отработка этих дифференцировок в произношении.3.Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков, употребление этих слов в самостоятельной речи.4.Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.5.Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение элементам звуко-буквенного анализа и синтеза при работе со схемами слога и слова.6.Развитие лексико-грамматических средств языка.7.Развитие фонетически правильно оформленной развернутой фразовой речи, расширение навыков составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, составление предложений с разными видами придаточных, закрепление умений составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по демонстрации действий.

Источник