Речевое развитие ребенка подготовительной группы

Речевое развитие ребенка подготовительной группы thumbnail

Илона Осипова
Развитие речи детей в подготовительной к школе группе (из опыта работы)

«Развитие речи детей в подготовительной к школе группе»

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.

Развитие речи детей в подготовительной группедетского сада преследует следующие цели:

развитие связной речи детей;

развитие речевой среды;

• формирование активного и богатого словарного запаса;

развитие у детей основ культурной речи;

• усовершенствование умения правильного произношения звуков;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры:

• мыльные пузыри;

• воздушные шары;

• трубочки для сока со стаканами;

• вертушка;

• наборы различных семян для выкладывания картин;

• маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;

• волчки;

• различная мелкая мозаика;

• шнуровки;

• пальчиковый театр;

• счетные палочки;

• матрешки;

• бусины;

• массажный шипастый мячик.

Особое место в уголке занимает методическая литература.

Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.

Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи.

Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи, на которые обращаю внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу.

Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе, по моему мнению, является развитие связной речи.

Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

В своей работе я использую следующие приемы развития связной речи.

Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.

Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.

Для составления рассказа по сюжетным картинам использую картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаю пейзажные картины.

Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Словесные: чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям); обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

1. Придумывание рассказа по плану.

2. Придумывание рассказа по теме без плана.

3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно, если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь:

• внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;

• составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;

• связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

• использовать монологическую и диалогическую формы речи;

• составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;

• составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.

Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.

Источник

Показаны публикации 1-10 из 4554.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки», «У страха глаза велики»
Конспект НОД по развитию речи для общеобразовательной группы от 6 до 7 лет. Тема «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики». Воспитатель: Голядкина Вера Сергеевна Цель НОД: Познакомить детей с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Задачи: • развивать

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе «Незнайка в городе»
«Незнайка в городе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. Программное содержание: 1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной группе «Арифметические задачи»

Публикация «Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в…» Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной группе «Арифметические задачи»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: Арифметические задачи на сложение и вычитание. Счет предметов по образцу Образовательная область: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие. Цель: Закрепление умения составлять и решать…

Конспект проведения несюжетной игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «Ловишка, бери ленту»
Название игры: «Ловишка бери ленту» Количество игроков:подгруппа детей, можно всю группу Задачи: Образовательные:Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг. Развивающие:Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции, ориентировку в…

Занятие в подготовительной группе по развитию речи «Сказочное путешествие»
Основные задачи : 1. Воспитательные: * создать хорошее настроение; * воспитывать доброту, чувство товарищества; * поощрять активность и самостоятельность. 2. Образовательные: * обучение элементам техники выразительных движений: умению правильно выражать эмоции удивления, страха,…

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы». Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах. Задачи: Образовательные: • расширять и уточнять знания детей о жизни зимующих птиц, их внешнем виде и образе жизни; • закреплять в речи обобщающее понятие:…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Новогодние встречи»

Статья «Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Новогодние…» Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Новогодние встречи»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: Новогодние встречи (занятие № 33) Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников. Учиться отвечать на вопросы, смотря на картину. Учиться думать и отгадывать…

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Экскурсия по городу Брянску»
Тема: «Экскурсия по городу Брянску» Цель: формирование грамматического строя речи посредством дидактических игр и упражнений. Задачи: – формировать умение отвечать на вопросы взрослых, правильно строя предложения; – формировать умение правильно использовать предложения,…

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осеннее путешествие»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осеннее путешествие» Предварительная работа: Рассматривание альбома «Осень», «Назови ласково». Беседы о временах года. Разучивание пословиц, поговорок, примет об осени. Чтение художественной литературы о осени. Цель:…

ООД по развитию речи в подготовительной группе «Пришла весна»
ООД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Пришла весна». Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях. Задачи: • Углубить представления о сезонных изменениях в природе; • Совершенствовать навыки детей в составлении…

Источник

Показаны публикации 1-10 из 6409.
Все разделы
| Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки», «У страха глаза велики»
Конспект НОД по развитию речи для общеобразовательной группы от 6 до 7 лет. Тема «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики». Воспитатель: Голядкина Вера Сергеевна Цель НОД: Познакомить детей с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Задачи: • развивать

Лэпбук как средство коррекционной работы по развитию произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста Лэпбук как средство коррекционной работы по развитию произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагог находится в постоянном поиске новых эффективных средств обучения детей, которые отвечают современным требованиям и целям обучения. Известно, что лучше запоминается и…

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста – Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе «Незнайка в городе»

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в…»
«Незнайка в городе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. Программное содержание: 1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение…

Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной группе «Арифметические задачи» Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной группе «Арифметические задачи»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: Арифметические задачи на сложение и вычитание. Счет предметов по образцу Образовательная область: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие. Цель: Закрепление умения составлять и решать…

Лексические игры и упражнения «Зима» в подготовительной группе по развитию речи Лексические игры и упражнения «Зима» в подготовительной группе по развитию речи
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое внимание. Задачи: Формирование словаря: Продолжать работу по обогащению словаря. Звуковая культура речи: Совершенствовать фонематический слух: определять место звука в слове. Грамматический строй речи:…

Конспект проведения несюжетной игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «Ловишка, бери ленту»
Название игры: «Ловишка бери ленту» Количество игроков:подгруппа детей, можно всю группу Задачи: Образовательные:Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг. Развивающие:Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции, ориентировку в…

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста – Речевая карта для обследования детей 5–7 лет

Статья «Речевая карта для обследования детей 5–7…»
Речевая карта Ф.И ребёнка _ Дата рождения, возраст _ Домашний адрес, № телефона _ Откуда поступил ребенок _ Сведения о семье (Ф.И.О, место работы) Мать _ Отец _ Заключение ПМПК Решением ПМПК от _ протокол № _ Принят (а) в логопедическую группу на срок _ К занятиям с логопедом…

Занятие в подготовительной группе по развитию речи «Сказочное путешествие»
Основные задачи : 1. Воспитательные: * создать хорошее настроение; * воспитывать доброту, чувство товарищества; * поощрять активность и самостоятельность. 2. Образовательные: * обучение элементам техники выразительных движений: умению правильно выражать эмоции удивления, страха,…

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы». Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах. Задачи: Образовательные: • расширять и уточнять знания детей о жизни зимующих птиц, их внешнем виде и образе жизни; • закреплять в речи обобщающее понятие:…

Логопедический досуг «Речевая игротека» в подготовительной к школе группе
Логопедический досуг «Речевая игротека» в подготовительной к школе группе Цель: Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Задачи: Образовательные: – закреплять обобщающие понятия…

Источник

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми педагоги работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие» называлась «Коммуникация». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2016 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять:

  • cоциально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие;
  • художественно‑эстетическое развитие;
  • физическое развитие

Образовательная область, которую реализовывают по ФГОС ДО называется «Речевое развитие».

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  •  развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т.ч. и речевое, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, речь и речевое развитие есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего “Я” социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в реализации любой образовательной области в соответствии со Стандартом.

Какие принципы ФГОС нужно учитывать при работе с детьми:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерства с семьей;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей. (пункт 1.2)

Ведущие задачи по образовательной области «Речевое развитие», которые должны будут решать дошкольные образовательные организации, являются:

  • овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • коррекция звукопроизношения детей.

Вторая задача образовательной области «Речевое развитие» – это коррекция звукопроизношения, которая проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно – тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте – это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Особенности речевого развития старшей и подготовительной к школе групп:

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);

5. создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.

При таких особенностях речевого развития в подготовительной к школе возрастной группе:

1. Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;

3. Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Основными направлениями работы по развитию речи являются:

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательные ситуации используются:

– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]: режим доступа: www.минобрнауки.рф (дата обращения 14.12.2019)
  2. Нищева Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 384 с.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272 c.

Источник