Речевое развитие ребенка по л с выготскому

Речевое развитие ребенка по л с выготскому thumbnail

Подробности Категория: Статьи Опубликовано: 07.08.2018 09:41 Автор: администратор Просмотров: 2351

Шереметьева Елена Викторовна

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ТРУДАХ Л. С. ВЫГОТСКОГО

Как течение потока определяется

берегами и руслами, так психологическая лейтлиния, жизненный план развивающегося и растущего человека определены с объективной необходимостью социальным руслом и социальными берегами личности

Л. С. Выготский

Выдающийся отечественный ученый Лев Семенович Выготский (1896-1934) сделал все возможное, чтобы детская психология стала полноценной наукой, имеющей свои предмет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания и коррекции (в случае патологии) развития детей.

Особенно актуально слова Л. С. Выготского о раннем развитии ребенка «в неприспособленности детства заложен источник сверхкомпенсации, т.е. сверхполноценного развития функций» звучат в нынешний непростой период перехода отечественной системы специального образования на новый этап своего становления (5, 7). Его взгляды на сензитивные периоды становления высших психических функций: «Залог сверхценности дан в наличии неполноценности; поэтому движущими силами развития ребенка являются неприспособленность и сверхкомпенсация» (2 ,38) положены в основу многих научных разработок в области раннего детства.

Вклад Выготского в психологию, педагогику и дефектологию столь велик и многогранен, что у него можно взять различные идеи, не нарушая целостность его концепции. Нам видится интересным рассмотреть взгляды Л.С. Выготского в преломлении к процессу раннего речевого становления ребенка. «Язык, – говорит Штерн, – становится орудием мощного развития его (ребенка. – Л.С.) жизни, представлений, эмоций и воли; только он делает наконец, возможным всякое настоящее мышление: обобщение и сравнение, суждение и заключение, комбинирование и понимание» (2, 25-26). Эту проблему Выготский обозначил во многих своих теоретических работах: «Вопросы детской психологии», «Проблема культурного развития ребенка», «История развития высших психических функций», «Мышление и речь», «Орудие и знак в развитии ребенка», «Основные проблемы современной дефектологии», «К психологии и педагогике детской дефективности» и т.д.

Речь, как и всякая высшая психическая функция, имеет определенный сензитивный период в своем формировании. Реализацию потенциалов сензитивности детского развития Л.С.Выготский рассматривает с точки зрения роли социальной, коллективной деятельности в психическом развитии ребенка. Что же такое психическое развитие ребенка? «Развитие как процесс, характеризующийся единством материальной и психической сторон ребенка, единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития» (1, 29). Периоды постепенного незаметного внутреннего накопления изменений в личности ребенка сменяются периодами резких «скачков», конфликтов. Невидимые изменения «накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования» (1, 12). Выготский выделяет пять скачков, «кризисов»: кризис новорожденного, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет и кризис 13 лет. К началу каждого следующего возрастного периода складывается соответствующая «социальная ситуация развития». Это «совершенно своебразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» (1, 21). Именно эта социальная действительность – «основной источник развития». В полной мере все вышесказанное относится и к процессу становления речи, как деятельности ребенка.

По сути своей общество, социум предъявляет ребенку требования, которым он еще не соответствует. И для того, чтобы быть понятым, необходимо соответствовать этим требованиям. И вот из потенциально заложенных возможностей, из «неполноценности» складывается «новообразование» под влиянием общественных требований. Эта теория Выготского особенно наглядно прослеживается в становлении речи. Удивительно гениальна монография «Орудие и знак в развитии ребенка». Ребенок, пишет Л. С. Выготский, «вступает на путь сотрудничества, социализируя практическое мышление путем разделения своей деятельности с другим лицом».(3, 1100). И далее: «Собственная деятельность ребенка направлена на определенную цель…» Наличие знака, речи позволяет «представлять в наличной ситуации моменты будущего действия…». Это «создает условия для совершенного нового характера связи элементов настоящего и будущего, создает совершенно новое психологическое поле для действия, ведя к появлению функций образования намерения и спланированного заранее целевого действия» (3, 1118). И в итоге, в основе нового способа оперирования вещами, лежит словесное значение, слово как орудие социального контакта, коммуникации. Вместе с тем развитие этого способа невозможно без практики, без опоры на реальные свойства вещей.

Здесь и кроется основа основ речевого развития. Только собственный сенсорный опыт ребенка, организованный семьей лежит в основе речевой деятельности. Для нормального речевого развития необходимы такие условия:

Нормальное созревание и функционирование корковых зон;

Сохранность анатомических и функциональных структур периферической нервной системы;

Отсутствие нарушений органов рече- и голосообразования;

Сохранный слух;

Нормальное зрение;

Эмоционально-положительное общение с окружающим миром, что формирует адекватное коммуникативное поведение (5, 254).

Вот оно единство материальной (1-5 пункты) и психической (1, 6 пункты) основы становления речи, как высшей психической функции.

В случае же нарушения речевого становления различного генеза, нам видится природоосообразным подходить к выстраиванию восстановительного процесса с точки зрения системно-динамического подхода к понятию личности, выдвинутого Л. С. Выготским. Здесь ценно мнение Льва Семеновича о диагностике. «Определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития составляет вместе то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой. Ее задача – выяснение с помощью возрастных норм данного состояния развития, характеризуемого как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса» (1, 37). Одна из основных идей коррекции всякого патологического развития ребенка, и речевой патологии в том числе, которой нам, специальным педагогам, следует руководствоваться, сформулирована еще в самом начале научной деятельности Выготского (1924 г.). Вот она: «… надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого – значит воспитывать слепоту и глухоту и из педагогики детской дефективности превращать ее в дефективную педагогику» (3, 71). Только опираясь на эту целостность мы можем эффективно помочь нашему воспитаннику. Надо обращать внимание не на то, чего у него нет, а на то, что у него есть и от чего мы можем оттолкнуться, чтобы восстановить нарушенные функции. Это в полной мере касается раннего выявления патологии речевого развития и коррекции с целью предупреждения вторичных отклонений.

Библиография.

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М., СПб.: СОЮЗ, 1997. -с. 12 – 37.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти . Т. 5. Основы дефектологии. – М., 1983.
  3. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. – М., 2003. – с. 31-50.
  4. Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики // «Дефектология». 1996. № 1. С.7.
  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. – М., 2003.

Источник

Современный психолого-лингвистический подход к развитию речи детей дошкольного возраста основывается на теории речевой деятельности, сформулирован-ной в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

Изучая проблему взаимодействия речи и мышления, Л.С. Выготский критиковал учение Ж. Пиаже, который считал, что речь ребенка раннего возраста эгоцентрична, то есть, она не выполняет коммуникативных функ-ций и является признаком незрелости детского мышления. Выготский доказал в своих исследованиях, что на основе эгоцентрической речи возникает внутренняя речь, являющаяся основой развития мышления у ребенка.

Центральным вопросом в процессе изучения взаимодействия речи и мышления, является проблема формирования понятий, усвоения детьми значения слова. Выготский определял значение слова как феномен мышления, «всякое слово уже обобщает» – говорил ученый, формирование понятия невозможно вне речевого мышления. Общаясь со взрослым, ребенок усваивает нерасчлененный, слитный образ. Значение слова у ребенка и взрослого часто не совпадает. В процессе общения, благодаря взаимодействию возникает определенное значение слова, которое становится понятием. Несмотря на то, что слова совпадают по своей номинативной функции, лежащие в их основе мыслительные операции различны. Осознание значения слов у детей развивается постепенно и переходит на новую ступень обобщения. Таким образом, Выготский показывал развитие интеллектуальной функции языка у детей.

Процесс становления речи детей исследовал и А.А. Леонтьев. Он охарактеризовал основные компоненты речевой деятельности: намерение, мотив, потребность, речевое действие, цель. Подчеркивал необходимость накопления речевых умений и навыков, а так же языковых средств, которые они обеспечивают, для овладения детьми системой языка. При этом он разделяет речевые умения и навыки, определяя навыки как речевые механизмы, а умения – использование этих механизмов для различных целей. Раскрывая структуру речевого высказывания, Леонтьев отмечает ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь, умение выбрать языковые средства для нужного содержания и умение обеспечить обратную связь для эффективности общения и получения ожидаемых результатов. При этом он указывает на важнейшее свойство приобретения детьми речевых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые сочетания. Так А.А. Леонтьев характеризует чувство языка у детей, которое дает возможность им быстро ориентироваться в языковом материале и комбинировать языковые единицы в высказывание. С.Л. Рубинштейн в своих исследованиях дал определение ситуативной и контекстной речи, характеристику развития речи у детей. Речь ребенка сначала носит ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает формами. Широко известны ставшие классическими труды по детской речи А.Н. Гвоздева, который провел большую эмпирическую работу по сбору данных речевого развития своего сына Жени, а затем их лингвистическому анализу и обобщению. В дневнике наблюдений, который А.Н. Гвоздев вел с 1923 по 1930 г. (с 1 года 8 месяцев до 9-летнего возраста сына), впервые были преодолены недостатки дневниковых записей, осуществляемых неспециалистами.

Во – первых, А.Н. Гвоздев поставил перед собой задачу проследить усвоение ребенком различных элемен-тов родного языка, последовательность и, по возможности, причины этого усвоения, вследствие чего его наблюдения были целенаправленными, реализующими определенную исследовательскую программу, и си-стематическими.

Во – вторых, записи делались во время самой речи или непосредственно после нее, регистрировались лишь те элементы речи, в которых исследователь был уверен, благодаря чему обеспечивалась высокая точность и надежность материалов дневника.

В – третьих, записи речи на ранних этапах развития ребенка делались с использованием фонетической транскрипции и часто сопровождались указанием на важные детали ситуации, в которой прозвучало детское высказывание, что очень существенно для последующего анализа этих записей.

Результаты многолетних наблюдений были обобщены А.Н. Гвоздевым в двух монографиях: «Усвоение детьми звуковой стороны русского языка» и «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка», которые позднее вместе с ранее изданными статьями вошли в большое однотомное издание «Вопросы изучения детской речи» (1961). По признанию М.Р. Львова, именно А.Н. Гвоздев «основал подлинно лингвистическое направление в изучении детской речи» (Львов 2002: 180).

Лингвистическое изучение детской речи предполагает выявление ее особенностей на разных этапах овладения родным языком: специфики используемых ребенком на том или ином этапе развития языковых средств и закономерностей их усвоения. В лингвистических исследованиях детской речи рассматриваются разные компоненты языковой способности ребенкамой связной контекстной речи

Родной язык в педагогической системе К.Д. Ушинского. К.Д.Ушинский о целях первоначального обучения русскому языку. Использование педагогического наследия К.Д.Ушинского в современной теории и практике развития речи детей дошкольного возраста.

К.Д.Ушинский в основу своей системы положил принцип народности, являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место. В системе Ущинского можно выделить целый ряд вопросов, характеризующих ее именно как систему в современном понимании: роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности; его место в начальном обучении; цели преподавания; дидактические принципы; средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи.

Преподавание отечественного языка имеет три цели: развитие дара слова, т.е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи; усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой; усвоение грамматики, или логики, языка. Для достижения каждой цели Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности, развивающего обучения.

Заслуга К. Д. Ушинского состоит и в том, что он изменил содержание и методы первоначального обучения родному языку, разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. К.Д.Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления.

К.Д.Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.

Взгляды К.Д.Ушинского на родной язык, его методические идеи были использованы при создании первых детских садов в России и положены в основу отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста.



Источник

По прекрасной формуле одного из психологов, речь – не только средство понимания других, но и средство понимания себя.

Если мы обратимся к современным экспериментальным работам, то впервые Ж. Пиаже высказал и подтвердил то положение, что мышление у детей дошкольного возраста появляется не раньше, чем в их коллективе появится спор. Прежде чем дети не сумеют поспорить и привести аргументы, у них нет никакого мышления. Опуская ряд факторов, я приведу один вывод, который дают эти авторы и который я несколько видоизменяю на свой лад. Мышление, особенно в дошкольном возрасте, появляется как перенесение ситуации спора внутрь, обсуждение в самом себе. В исследовании детской игры К. Грооса (1906), показано, как функция детского коллектива по управлению поведением, подчинению его правилам игры влияет и на развитие внимания.

Но вот что представляет для нас чрезвычайный интерес: следовательно, первоначально всякая высшая функция была разделена между двумя людьми, была взаимным психологическим процессом. Один процесс происходил в моем мозгу, другой – в мозгу того, о кем я спорю: «Это место мое».- «Нет, мое». – «Я его занял раньше». Система мышления здесь разделена между двумя детьми. То же самое и в диалоге: я говорю – вы меня понимаете. Лишь позднее я начинаю говорить сам для себя. Ребенок дошкольного возраста заполняет целые часы речью для себя. У него возникают новые связи, новые отношения между функциями, такие, которые в первоначальных связях его функций не были даны.

Особое, центральное значение это имеет для овладения собственным поведением. Изучение генезиса этих процессов показывает, что всякий волевой процесс первоначально процесс социальный, коллективный, интерпсихологический. Это связано с тем, что ребенок овладевает вниманием других или, наоборот, начинает по отношению к себе применять те средства и формы поведения, которые являлись первоначально коллективными. Мать обращает внимание ребенка на что-нибудь; ребенок, следуя указаниям, обращает свое внимание на то, что она показывает; здесь мы всегда имеем две разведенные функции. Затем ребенок сам начинает обращать свое внимание, сам по отношению к себе выступает в роли матери, у него возникает сложная система функций, которые первоначально разделены. Один человек приказывает, а другой выполняет. Человек сам себе приказывает и сам выполняет.

Экспериментально мне удалось получить у девочки, которую я наблюдаю, аналогичные явления. Из житейских наблюдений они известны всякому. Ребенок сам начинает командовать себе: «Раз, два, три»,- как раньше командовали взрослые, и вслед за этим сам выполняет свою команду. В процессе психологического развития возникает, следовательно, объединение таких функций, которые первоначально были у двух людей. Социальное происхождение высших психических функций – очень важный факт.

Замечательно и то, что знаки, значение которых в истории культурного развития человека нам кажется таким большим (как показывает история их развития), первоначально являются средствами связи, средствами воздействия на других. Всякий знак, если взять его реальное происхождение, есть средство связи, и мы могли бы сказать шире – средство связи известных психических функций социального характера. Перенесенный на себя, он является тем же средством соединения функций в самом себе, и мы сумеем показать, что без этого знака мозг и первоначальные связи не могут стать в те сложные отношения, в которые они становятся благодаря речи.

Следовательно, средства социальных связей и есть основные средства для образования тех сложных психологических связей, которые возникают, когда эти функции становятся индивидуальными функциями, способом поведения самого человека.

Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982. – С. 115-116.

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка на 17 неделе беременности акушерская неделя