Речевое развитие ребенка к школе

Речевое развитие ребенка к школе thumbnail

Речевая готовность к школе в большой степени определяет, насколько быстро и эффективно ребенок адаптируется к многогранной школьной жизни. Речь является главным средством познания и общения. Вся учебная деятельность в условиях классного коллектива опирается не только на познавательный процесс, но и активно задействует коммуникации. Поэтому речевое развитие первоклассника является основным ресурсом в освоении новой для него роли ученика.

Значимость речевого развития в подготовке ребенка к школе

И в непосредственном развитии каждого ребенка, и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Как только малыш достигает дошкольного возраста, речь для него становится универсальным средством познания и общения и выполняет две главные функции: интеллектуальную и коммуникативную.

Речевое развитие

Всего лишь за несколько лет, предшествующих началу школьного обучения, детям предстоит сделать поистине марафонский рывок в овладении родным языком.

Необходимо накопить лексический запас, усвоить понятийное значение слов, обучиться произношению, разобраться с грамматическими основами, научиться связно излагать свои мысли. Все это является важной составляющей интеллектуального потенциала будущего школьника.

К тому же, речь является не только частью интеллектуальной готовности к школе. Речь помогает дошкольнику управлять своей деятельностью и поведением.

Это происходит благодаря развитию такого свойства саморегуляции как планирование. План действий выстраивается в сознании ребенка как речевая модель, в которой намечается цель, последовательность действий, средства и способы достижения цели. В первые годы жизни ребенок осваивает такое планирование, слушая взрослого, а к старшему дошкольному возрасту привычно использует внутреннюю речь для организации своей деятельности.

Речевое опосредование – одно из самых главных звеньев развития сознания ребенка. Формулируя словами цели и способы действий, дети осознают их. К тому времени, когда подоспеет время идти в школу и принять новую социальную роль ученика со своими обязанностями, ребенок должен в определенной мере стать сознательной и ответственной личностью. Иначе он не справится с учебными задачами.

Немецкие психологи практическим путем установили, что неуспеваемость первоклассников очень часто обусловлена их слабым речевым развитием.

Речь изменяет соотношение мышления и действия, и приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Развитие речи отображает и общее развитие дошкольника, и уровень логического мышления, и сформированность навыков коммуникации. Поэтому речевая готовность детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Компоненты речевой готовности детей к школе

Какие же компоненты составляют речевую готовность ребенка к школьному обучению? Это не только определенный багаж знаний родного языка, а и механизмы, обеспечивающие развитие речи. Это комплексное развитие, обеспечивающее устную речь ребенка. Оно включает:

  • Сенсорную речь – понимание, что говорят другие;
  • Моторную речь – произнесение самим ребенком звуков и фраз;
  • Словарный запас;
  • Осведомленность.

Сенсорная и моторная функции – это физиологические параметры речевой готовности к школе, а запас слов и осведомленность свидетельствуют о лексической подготовке.

Сенсорный и моторный речевой компонент

На первый взгляд может показаться, что говорить о сенсорной стороне речи перед поступлением в школу уже неактуально. Понимание родного языка формируется с первых лет жизни, и различение слов и фраз у старшего дошкольника полностью автоматизировано. Однако русский язык характеризуется такими тонкостями, что и 6-летнему ребенку есть работа в этом направлении.

Существует немало слов, где необходима четкая фонематическая дифференциация. Например, пары слов под-пот, луг-лук, зев-сев, плод-плот, род-рот и многие другие близки по звучанию, и по этой причине сложно различаются многими детьми. Ошибки свидетельствуют о недостаточном развитии слухового восприятия и фонематического слуха – следовательно, сенсорной функции. Ее можно и нужно тренировать, так как от способности точно определять звук зависит понимание значения слова, а в дальнейшем и грамотность ученика.

Моторная речь требует другой дифференциации – речедвигательной. Имеется в виду четкая артикуляция при произнесении ребенком звуков и слов. В норме, если ребенок в 6 лет уже произносит все звуки. Но даже, если с особо сложными звуками (р, ш) еще наблюдаются проблемы, важно уделять внимание звучанию всего слова.

Если не уделять правильности произношения, то у ребенка наблюдается недостаточно сформированная звуковая культура, отчего его речь становится «неряшливой». В высказываниях дошкольников (особенно тех, кто еще не умеет читать) встречаются «пинал», «тиливизор», «заец», «посмореть», «эскаватор»  и другие искаженные слова.

Особая сложность заключается в том, что подобные ошибки уже закреплены в устной речи дошкольника, и ему придется переучиваться. Там, где взрослые вовремя обращают внимание, как проговаривает ребенок каждое слово, уровень фонематического развития соответствует возрастной норме, и дошкольник правильно слышит и произносит все звуки и слова.

Словарный запас и осведомленность

Запас слов, соответствующий речевой готовности дошкольника к школе, должен составлять около 4000 единиц. Речевые сообщения в диалогах или монологических высказываниях детей при таком словарном багаже включают все части речи.

Кроме употребления слова, ребенок должен понимать его значение. О высокой осведомленности можно говорить только в тех случаях, если дошкольник усвоил понятие и верно его применяет.

Ошибочное понимание может сформироваться совершенно случайно, когда ребенок слышит новые для него слова в образных высказываниях и воспринимает по-своему.

Примеры бывают весьма неожиданными. Один дошкольник определил «смысл» как некую крупную утерянную вещь («потерялся смысл»),  другой усвоил слово «насмешки» как мелкие легкие предметы («осыпали насмешками»), третий был уверен, что «конфетти» — это конфеты. Подобные случаи еще раз подчеркивают ответственность взрослых за речевое развитие своих детей.

Диагностика речевой готовности к школе

В настоящее время существует множество диагностико-коррекционных программ, нацеленных на определение уровня речевого развития ребенка, на выявление слабых звеньев и своевременную корректировку речевых нарушений.

Внимательных родителей заботит, как в домашней обстановке вовремя заметить проблемные стороны в развитии речи и своими силами помочь ребенку.

Речевая готовность

Действительно, формирование речи — то познавательное развитие детей, которое происходит при непосредственном участии родителей. И здесь чрезвычайно важны профилактические меры. Все взрослые в семье должны разговаривать с детьми без каких-либо подстроек под детский лепет. Ребенку важно слышать четкую и правильную речь, чтобы ежедневно получать ориентиры в произношении.

Точно также важен познавательный аспект и наполнение активного словаря. Необходимо знакомить детей с новыми понятиями, объяснять, что означает незнакомое им слово. И главное, нужно тренировать речевые навыки дошкольника при помощи пересказов, придумывания историй, приемов театрализации.

Несложно провести самостоятельно и первичную диагностику речевой готовности к школе. Для этого хорошо подходит упражнение «Истории в картинках». Выполнение задания потребует двух серий последовательных картинок (по 3 картинки в каждой).

Инструкция к упражнению «Истории в картинках».

Предварительный этап. Взрослый раскладывает картинки по порядку и сопровождает рассказом историю, отраженную на них (достаточно использовать 4-6 предложений). После того как ребенок услышит всю историю и рассмотрит изображения, картинки следует убрать. Взрослый просит ребенка повторить рассказ, но уже без зрительной опоры. Допускается задавать наводящие вопросы, если дошкольник испытывает затруднения.

При оценивании рассказа ребенка обращают внимание на несколько параметров:

  • Полно ли передано содержание истории;
  • Отражены ли смысловые связи в рассказе или получилось отдельное описание картинок;
  • Не появились ли второстепенные детали, искажающие содержание рассказа.

Основной этап. Разложить перед дошкольником 3 картинки из другой серии и попросить его составить рассказ. Помощь исключить, ребенок должен справиться самостоятельно. После того как прозвучит история, картинки убираются из поля зрения, а испытуемого просят еще раз повторить свой рассказ. Выполнение оценивается по тем же критериям.

О высоком уровне речевого развития дошкольника можно говорить только в том случае, если он верно воспроизводит рассказ на предварительном этапе, точно передавая смысл и не придумывая лишнего. А при самостоятельном сочинении истории связно описывает картинки, объединяя их общим смыслом, легко оперирует словарным запасом, находит подходящие слова, чтобы передать содержание.

Данное упражнение полезно тем, что позволяет комплексно оценить устную речь ребенка: как он услышал рассказ (понимание речи), смог ли воспроизвести, умеет ли сочинить историю, используя подсказки в виде картинок. Также задание позволяет выявить слабые места в развитии речи ребенка и сконцентрировать усилия на их устранении.

При поступлении в школу ребенку предстоит всесторонне продемонстрировать свои речевые умения, произношение и богатство словарного запаса. Речевая подготовка детей к школе также включает понятливость и осведомленность об окружающем мире, поскольку это важные составляющие общей готовности к школьному обучению.

Источник

Речевая подготовка детей к школе.

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности.

Речь взрослого человека – это его визитная карточка.

Речь ребенка – это отражение социальной среды, в которой он растет.

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача “выровнять” их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию “готовность к школе” различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако “правильная” подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок. При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо

справляться с более легким заданием. Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением, но трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см – это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. Одним из критериев готовности школе является мыслительная готовность.

Её наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

* Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

* Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

* Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

* Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

* Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

* Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

* Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

* Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

* Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).

* Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

* Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; за,перед; из-под чего-либо.

* Уметь доброжелательно общаться с другими детьми.

* Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

* Уметь обслуживать себя.

Речь.

* Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

* Понимать и объяснять смысл пословиц.

* Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

* Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

* Различать в словах звуки, знать буквы.

* Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, какие бывают профессии.

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, и др. Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача – освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух». Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик), словоизменение (стул – стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге). Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу, развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача – если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных понятий. Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6-7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий – они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов.

Состояние словарного запаса.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный – весёлый, молодой – старый, высоко – низко, бежать – стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки. Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи — используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%). Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка – обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможности ребенка в построении сложных предложений.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, рассказы из личного опыта.

Обратите внимание на:

Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

* Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

* Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

* Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

* Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

* Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Если не уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы:

* Недостаточность развития фонематического слуха:

* Неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

* Неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

* Недостаточный словарный запас.

* Неумение выстроить сложную и развернутую фразу

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если эти процессы недостаточно сформированы, то при чтении будут наблюдаться следующие ошибки: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих), побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А), искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся: замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки. Эти нарушения письменной речи и чтения называются дисграфия и дислексия.

Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника.

Источник