Речевое развитие ребенка гуление лепет

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.
Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Первый этап (0 – 3 мес.)
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Второй этап (3 – 6 мес.)
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.
Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.
При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!
Нравится статья? Расскажи друзьям!
Третий этап (6 – 10 мес.)
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.
Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!
Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.
Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «синюська» – свинюшка.
К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.
В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.
Смердова Юлия,
логопед
08. 10. 2009
Ищите меня в социальных сетях:
https://odnoklassniki.ru/profile/24570770137
https://vk.com/id178099349
https://www.facebook.com/julia.pedagog
Источник
Многие родители, которые внимательно следят за развитием своего малыша, начинают беспокоиться, если ребёнок мало гулит или не начал вовремя лепетать. Конечно, в таких случаях не помешает обратиться за консультацией к специалисту.
Если врачи никаких проблем с развитием не выявят, вы можете сами заняться стимуляцией речевого развития ребёнка.
Уверена, что описанное ниже, интуитивно делает каждая мама, но следующие советы помогут вам действовать более целенаправленно.
Как стимулировать гуление?
1. Обращайтесь к малышу голосом «средней» громкости.
2. Тон должен быть ласковым и доброжелательным.
Если кроха постоянно слышит крик или раздражённый голос, то гуление может прекратиться. Дети чутко реагируют на мимику и интонацию.
3. Удерживайте зрительный контакт.
Малыш должен видеть ваше лицо, когда вы говорите.
4. В комнате, где гулит кроха должно быть достаточно тихо, чтобы малыш мог себя слышать.
В комнате, где часто очень шумно, звучит громкая музыка, громко разговаривают, малыши прекращают гулить.
5. Издавайте похожие звуки, гулите сами.
У детей первого года жизни хорошо развит подражательный рефлекс.
6. Разговаривая с малышом, погладьте его.
Ваш ласковый голос, ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляцией вызовет у малыша потребность гулить.
Как развивать лепетную речь?
1. Также важна спокойная тихая обстановка.
На стадии лепета малыш должен слышать, какие звуки он произносит и как говорят окружающие.
2. Необходимо расширять звуковую среду.
Важно показать ребёнку разные предметы, которые издают различные звуки (погремушки и музыкальные инструменты), включать записи детских песенок.
3. Стимулируйте физическую активность.
Учеными доказано влияние двигательной активности на развитие речевых и интеллектуальных способностей.
4. На этой стадии также важным является активизация подражания и зрительный контакт.
Повторяйте за малышом звуки, которые он произносит. Затем делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
5. Проводите лёгкий массаж.
Помассируйте губы, щёчки, грудку, животик малыша, проговаривая при этом потешку. Проведите указательным пальцем вокруг рта малыша по часовой стрелке, сделайте движения от губ и к губам по кругу. Это обязательно вызовет довольный лепет.
6. Чаще разговаривайте с ребёнком, обращайте его внимание на окружающие предметы, называйте их, выделяя голосом.
7. Начните развивать мелкую моторику.
Всем известно, что мелкая моторика благоприятно влияет на развитие речи. Массируйте пальчики малыша, сгибайте, разгибайте их, легонько похлопайте.
8. Помогите малышу произносить согласные звуки.
Когда кроха протягивает гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу, чтобы сомкнуть губы. Повторяйте такие движения, чтобы у ребёнка, произносящего «а», получились слоги «ба-ба-ба».
Играя с малышом, сочетайте ритмичные движения с цепочками слогов. Например, посадите малыша на колени или на фитбол, совершайте пружинящие движения и произносите в такт слоги: «па-па-па», «та-та-та».
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Гуление и лепет.
Знаете ли вы, что успешное овладение чтением и письмом в младшем школьном возрасте на 80 % зависит от правильного развития малыша в первый год жизни?
Если вы переживаете, нормально ли развивается речь малыша, хотите, чтобы в старшем возрасте ребенок легко освоил чтение и письмо, прочтите эту статью до конца. Из нее вы узнаете, в каких случаях следует бить тревогу и обращаться к специалистам.
В формировании речи ребенка первого года жизни условно можно выделить два этапа: гуление и лепет. В каждом из них специалисты рассматривают и промежуточные этапы развития.
На что же обратить внимание близким малыша, чтобы не пропустить отклонение от нормы?
От рождения до года – это доречевой, подготовительный и очень важный период в развитии речи. Именно в это время закладываются основы успешного освоения дара речи.
Чтобы вовремя заметить отклонения, маме и всему близкому окружению нужно наблюдать за малышом с первых мгновений его жизни и регулярно обращайте внимание на поведение ребенка, его мимику, голос, дыхание, интонации.
Совет: заведите мамин дневник, в котором отмечайте не только температуру и частоту испражнений, но и достижения малыша – так вы не упустите ничего важного, и сможете проследить тенденцию положительную или отрицательную.
От рождения до месяца
У вас все хорошо, если:
- при рождении ребенок кричит громко с первой секунды жизни;
- его дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом;
- первые голосовые реакции еще интонационно невыразительны;
- в них можно отчетливо различаются гласноподобные звуки «а», «э».
Проконсультируйтесь со специалистом если:
- крик новорожденного неприятный, пронзительный;
- слышна «гнусавость».
Эти признаки могут сигнализировать о нарушениях в развитии.
1-3 месяц
После 3-4 недели жизни младенец уже может осчастливить близких первыми звуками гуления (гуканья).
Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «гу-гу», «агу», «ба». Чуть позже более протяжное гуление «баааааа». Постепенно появляются цепочки звуков. В тот момент когда ребенок гулит, гукает, он меньше двигает ручками и ножками. Вот малышу 3 месяца! Уже сейчас ребенок начинает общаться со своей мамой. Стоит маме начать говорить с малышом, он тут же улыбается и начинает гулить, ворковать. Младенец уже сейчас по-разному реагирует на радостный и грустный голос мамы или папы. При помощи крика дает понять, что ему нравится, а что нет.
Танцуйте с малышом на руках под мелодичную музыку П.И.Чайковского, И.Баха и других классиков.
Совет: чтобы активизировать мозговые центры малыша много говорите с малышом, читайте простые стишки, несколько раз в день играйте с малышом погремушками и яркими предметами, даже если вам это кажется лишенным смысла.
Обратите внимание, проконсультируйтесь с педиатром, если:
- ребенок не реагирует на звуки, голос мамы;
- никак не меняет поведение, когда видит какой-либо предмет;
- ребенок не улыбается;
- улыбается редко.
Речь и психика развиваются неразрывно друг от друга.
3-6 месяцев
В 3 месяца мы еще слышим как ребенок гулит протяжно, но постепенно гуление переходит в лепет. Как это определить? Надо прислушаться и можно услышать более напевные звуки, более протяжные, боле долгие, более разнообразные звуки.
В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и слышны новые: «гн-агн», «гн», «кхн».
В 6 месяцев малыш может произнести хорошо различимые сочетания гласных звуков с губными согласными(м, п, б) , например, «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
Малыш слышит, как говорят вокруг, с какой интонацией, мелодикой. И может повторять интонацию мамы или брата (сестры).
У вас все хорошо, если:
- с 4 месяцев если ребенок слышит звук, то поворачивает голову в сторону звука;
- с 5 месяцев улыбается, радуется, если слышит голос мамы;
- настараживается, если услышит голос незнакомца, прислушивается, но еще не плачет;
- гримасы, смех, визг, щелканье языком;
- пришлепывание губами;
- «жевание» игрушек.
Все это ведет к нормальному развитию органов речи.
Надо понимать, что если у ребенка не будет слуховой реакции, то это может привести к задержке в развитии речи.
Обратитесь к детскому невропатологу, если заметили, что:
у ребенка нет длительного вокального выдоха;
- «гуканья» нет вообще;
- лепетные слова короткие.
Все эти признаки повод для беспокойства о задержке в развитии.
6-9 месяцев
В возрасте 6-9 месяцев лепет малыша становится более разнообразный по звуковому составу.
Можно различить звуки, которые становятся похожи на звуки родного языка. Ребенок может повторять звук кашля, за взрослыми слоги. Он уже знает как его зовут! Имена мамы и папы. Если его спросить «Где папа?», то малыш повернет голову в сторону отца. В это время вы уже можете вести диалог с ребенком: он как будто « отвечает» на то, что вы говорите, смотрит в лицо. Очень важно чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы говорите. Так как ребенок повторяет за взрослым, «пробует звуки», повторяет сам за собой, слушает сам себя.
9-12 месяцев
В развитие ребенка все хорошо если:
- он активно лопочет;
- к 12 месяцам появляются первые простые слова такие, как «папа», «мама», «баба», «дай», «бах» и подобные;
- ребенок меняет свой голос, интонацию, тон (все это он повторяет за взрослыми);
- выражает свое настроение;
- понимает и использует простейшие жесты (ваш малыш может уже помахать на прощание рукой, понимает запрещающий знак, если погразите ему пальчиком, кивком головы соглашаться или не соглашаться);
- может играть в «Ладушки».
Будьте внимательны: именно, разнообразие голоса и тона, а не монотонность лепета, говорит о том, что все нормально в развитии речи и психики ребенка. Если малыш понимает и мимику, и взгляды, и жесты, то все это говорит об умении общаться, о нормальном развитии коммуникации.
Обследование у специалистов (сурдолог, невролог, невропатолог) понадобиться, если, наблюдая за развитием малыша, вы заметили нарушение:
- в голосе;
- дыхании;
- органах артикуляции;
- если заметили монотонность лепета;
- непонимание жестикуляции.
Только Ваше наблюдение за ребенком поможет вовремя заметить проблему и вовремя помочь малышу. Своевременная помощь обеспечит нормальное развитие вашего ребенка!
Источник
Младенческий возраст включает в себя период от рождения до 1 года. В это время проходит так называемый довербальный этап развития речи: от первого крика до первого слова.
Ступени речевого развития:
- Крик.
- Гуление.
- Лепет.
- Лепетные слова.
- Первые слова.
А теперь перейдём непосредственно к календарю (в конце расскажу о «тревожных звоночках» в поведении малыша, при которых необходимо обратиться к дефектологу, поэтому если не все месяцы интересуют – пролистайте вниз – это очень важно).
Первый месяц
Крик младенца – чистый, громкий и звонкий. При резком звуке он вздрагивает и моргает глазками.
Примерно со второй недели – замолкает при звуковом раздражителе, прислушивается.
А уже в 3-4 недели Вы можете заметить «ротовое» внимание (малыш приоткрывает ротик, когда с ним общается взрослый).
Второй месяц.
Крик ребёнок становится дифференцированным: вы уже можете по интонации определить, что малыш голоден или его что-то очень беспокоит (крик резкий и непрерывный) или что он просто устал (приглушённый, мягкий крик, ребёнок будто жалуется).
В момент речи взрослого сосредотачивается (причём больше внимания уделяется тихому голосу, недели громкому), а, начиная с 6-7 недель, малыш будто пытается «отвечать» короткими гласными на речь взрослого.
Звуки, которые произносит: а, э в сочетании с похожими на согласные г, х (например: эхе, ге), гортанные звуки (эк-хе, эррхе).
Третий месяц.
Голосовые реакции становятся интонационно выразительными.
Уже появляется гуление (певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к а, у, ы, часто в сочетании с похожими на согласные звуками г, х, к).
Интересный факт: младенцы разных народов гулят одинаково.
А к 10-12 неделям ещё и громко смеётся.
Четвёртый месяц.
Младенец, услышав речь, начинает издавать звуки, а также уже начинает произносить свои первые слоговые цепочки (сочетания согласных в, ф, м, б с гласными)
Младенец активно гулит, радостно вскрикивает. Уже вы можете наблюдать «комплекс оживления».
Реклама:
“Комплекс оживления” у младенцев – что мамы должны об этом знать: узнать подробнее.
В ответ на ласковую речь мамы малыш поворачивает голову и улыбается ей.
Пятый месяц.
Наступает – истинно певучее гуление.
Малыш протяжно и длительно произносит слоговые цепочки (складывается впечатление, что он “поёт”), даже когда остаётся предоставленным самому себе.
Новые звуки, которые мы можем услышать: п, б, в, ф, м, т, д..
Интересный момент: когда говорит взрослый, младенец внимательно следит за его губами, а также пытается повторить его интонации.
Шестой месяц.
Вступает в «диалог» со взрослым (отвечает звуками гуления на обращённую речь взрослого).
Появляется лепет.
Чем лепет отличается от гуления?
Если при гулении малыш произносит заднеязычные и гортанные согласные (г, к, х) в сочетании с гласными, то лепет характеризуется большим разнообразием (подключаются фрикативные и переднеязычные согласные – м, п, т, д, б и др.).
Малыш произносит слоги, состоящие из согласных п, б, м, г, д и др. в сочетании с гласными. Слоговые цепочки произносит выразительно, меняя интонацию, пробует произносит новые звуки.
Седьмой месяц.
Уже реагирует на своё имя (услышав, поворачивает голову). Узнаёт голоса близких взрослых, даже если их нет в поле зрения.
Начинает искать маму на вопрос «где мама?».
Пытается издавать несколько звуков на одном выдохе.
Совершает попытки произносить “случайные” слова родного языка (но происходит это неосознанно).
Восьмой месяц.
Лепет становится ещё активнее и разнообразнее, эмоциональнее и громче, пытается участвовать в “беседе” мамы и папы.
Малыш будто подражает сам себе.
Иногда вокализации наблюдаются и при манипуляции с игрушками.
По просьбе взрослого находит глазами знакомые предметы.
Девятый месяц.
Вы можете услышать слоговые сочетания «ма-ма», «па-па». При поощрении речевой активности (взрослый хвалит) старается говорить ещё больше и чаще.
Малыш использует речь как средство взаимодействия со взрослым.
Вокализирует при манипуляции с игрушками.
Десятый месяц.
Малыш начинает подражать фонемам родного языка, старается повторять за взрослым новые слоги.
Старается выполнять простые просьбы: показывает части лица у взрослого или у куклы. Понимает значения слов «дай» и «нельзя».
Одиннадцатый месяц.
Малыш начинает осваивать интонации (удивления, отказа, просьбы и др.).
Начинает произносить первые осмысленные слоги (простые лепетные слова, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (гуси), «ко-ко» (курочка) и т.п.).
Двенадцатый месяц.
Начинает пользоваться жестами (например: «пока» – машет ручкой, «нет» – качает головой и т.д.). Малыш подпевает песенкам на своём языке. Уже гораздо лучше владеет интонацией (лучше, чем произношением).
По просьбе взрослого выполняет действия с игрушками.
Начинает произносить первые осмысленные слова («мама», «папа», «дай»).
«Тревожные звоночки»: в каких случаях обращаться к дефектологу?
Не смотря на то, что границы нормы немного размыты и у каждого отдельно взятого ребёнка развитие протекает индивидуально, – всё-таки на нормативы (на которые опираются специалисты в области медицины и педагогики) закрывать глаза не стоит. Лучше лишний раз проконсультировать с неврологом и дефектологом, чем потом услышать «А где ж вы, мамочка, раньше были? Почему не забили тревогу?»
Что же вас должно насторожить?
1. В 4-5 месяцев у ребёнка отсутствует «комплекс оживления».
2. В 4 месяца ребёнок не гулит.
3. В 6-7 месяцев ребёнок не реагирует на речь, адресованную ему (не поворачивает голову).
4. В 8-9 месяцев ребёнок не лепечет.
Не ждать появления тревожных звоночков и обратиться за консультацией к дефектологу необходимо в случае, если у ребёнка нарушение слуха или зрения, расщелина губы и нёба, синдром Дауна и др.
На консультации дефектолог даст рекомендации по организации дома занятий для профилактики речевых нарушений, расскажет о том, как создать благоприятную среду для развития речи и ответит не все интересующие вас вопросы.
Благодарю за внимание и за каждый «лайк».
Если вам интересна тема детского развития, подписывайтесь на мой канал!
Источник