Речевое развитие ребенка алалия

Речевое развитие ребенка алалия thumbnail

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Общие сведения

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Алалия

Алалия

Причины алалии

В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:

  1. Антенатальный период. К повреждению речевых зон могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).
  2. Интранатальный период. Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.
  3. Постнатальный период. Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов, синдром госпитализма) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Патогенез

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • Экспрессивную (моторную) алалию. В основе ее возникновения алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.
  • Импрессивную (сенсорную) алалию. Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
  • Смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

Симптомы моторной алалии

Неврологический статус

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Психологический статус

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Речевой статус

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

Речевой статус

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Психологический статус

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Диагностика

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

  1. Неврологическое обследование. Необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти.
  2. Логопедическое обследование. Начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Коррекция алалии

Общее лечение

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка ведется работа над:

  • стимуляцией речевой активности;
  • формированием активного и пассивного словаря,
  • фразовой речью,
  • грамматическим оформлением высказывания;
  • развитием связной речи,
  • звукопроизношением.

В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:

  • различением неречевых и речевых звуков,
  • дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями,
  • пониманием фраз и речевых инструкций,
  • грамматическим строем речи.

По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Прогноз и профилактика

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Источник

Ярославна Романова Ярославна Романова

психопедагог

логопед-дефектолог

Дети начинают говорить к концу первого года жизни, у некоторых малышей осмысленные слова появляются уже к 6‑8 месяцам.

«Ранние пташки» вызывают гордость у родителей, в то время как мамы и папы «молчунов» испытывают тревогу. И не зря: за отсутствием речи к 1,5‑2 годам могут скрываться серьезные проблемы.

Об алалии – распространенной форме речевого нарушения, расскажет психопедагог, логопед-дефектолог, Ярославна Романова.

Что такое алалия?

Алалия – это одно из наиболее тяжелых речевых нарушений, выражающееся в отсутствии или недоразвитии речи вследствие органического поражения определенных зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. К сожалению, в последнее время ко мне на прием стало попадать все больше малышей с подобной патологией, и я могу констатировать, что количество не говорящих детей с каждым годом только увеличивается.

Следует отметить, что особенности развития их речи, как правило, усугубляются еще и их собственным психоэмоциональным состоянием и психологической атмосферой в семье, а также неумением родителей правильно общаться с детьми (что не дает развиваться разговорной речи естественным образом).

Как проявляется эта проблема?

Нужно понимать, что алалия – не просто временная функциональная задержка речевого развития, она представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты, а процесс становления проходит в условиях патологического состояния нервной системы. Отдельные проявления данного нарушения внешне могут не быть в расхождении с нормальным развитием ребенка в раннем возрасте, однако со временем несоответствие все более увеличивается, так как при обычной эволюции речи один этап сменяется другим более плавно и быстро, чем при алалии.

Важно отметить, что такая патология может проявляться в разной степени тяжести – от простой словесной неловкости до полной неспособности разговаривать. При ней отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы (трудности при составлении или восприятии предложений), нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.

Научившись произносить отдельные звуки, дети не способны овладеть звукосочетаниями, у них нередко замечается перестановка слогов, такая как «ломоток» вместо «молоток». С увеличением сло- варного запаса возникает специфический феномен, который выражается в неверных падежных окончаниях, отсутствии союзов, предлогов и наречий.

Некоторые малыши способны проявлять речевую активность, однако их речь полностью непонятна для окружающих. Ввиду глубоких нарушений ребенок с возрастом начинает отставать и в психическом развитии. В дальнейшем обучение письму и чтению будет вызывать серьезные затруднения.

Патология может проявляться в разной степени тяжести.

Почему она возникает?

алалияНа самом деле, существует несколько основных предпосылок задержки речи у ребенка, и не всегда в этом виновна алалия. При темповой задержке речевого развития у малыша (довольно частого явления) сдвигаются только сроки появления первых фраз и предложений, начав говорить, кроха, как правило, в короткие сроки догоняет своих сверстников.

Очень часто такие дети быстрее других осваивают ходьбу и, несмотря на отсутствие речи, смышленые и любознательные. Важно отметить, что задержка речевого развития в этом случае может быть, даже если у мамы беременность и роды протекали нормально; в первые годы жизни у ребенка не было травм головного мозга и заболеваний центральной нервной системы; у него нормальный слух, богатые набор жестов и мимики, стойкий игровой и познавательный интерес, хороший эмоциональный контакт с родителями.

Одной из основных причин отсутствия речи у крох является снижение или полная потеря слуха. Необходимо подчеркнуть, что в этом случае без специального обучения дети не начинают говорить или их речь будет очень искажена. У ребенка раннего возраста тугоухость или глухота может наступить по нескольким причинам, таким как врожденное повреждение слуха; применение ототоксических антибиотиков, которые нарушают работу периферической слуховой системы; нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит).

Причиной алалии могут стать патологии беременности, такие как поздний токсикоз (гестоз), внутриутробные инфекции, гипоксия плода, тяжелые роды, заболевания и травмы, перенесенные в раннем возрасте, и многое другое.

Какие бывают виды данной патологии?

Среди неречевых расстройств при алалии выделяют: моторные, сенсорные, психопатологические симптомы. Традиционно рассматривают моторную и сенсорную алалию, однако некоторые авторы выделяют еще и сенсомоторную алалию (комбинированную).

Моторная алалия – это отсутствие или недостаточность речевой активности при относительно сохранном понимании речи. У детей, страдающих данным нарушением, наблюдается сильное расхождение между активным и пассивным словарным запасом. Чрезвычайная бедность лексики заставляет многих из них активно использовать мимику и жестикуляцию.

Наблюдаются ошибки в произношении звуков, изолированное звукоподражание, пропуски, искажение, смешивание и замена звуков, бедность словарного запаса, специфические аграмматизмы, сложность запоминания зрительного образа, грубые ошибки словообразования и словоизменения, шаблонизация, грубое отставание речевого развития, трудности составления предложения или рассказов, лепетные слова, нарушение вербально-логического мышления, психопатологические изменения, нарушение памяти, плаксивость, импульсивность, расторможенность, застенчивость, трудноуправляемость.

Сенсорная алалия – это нарушение понимания речи, вследствие чего вторично недоразвивается и собственная речь ребенка. Первоначальное впечатление, которое производит такой малыш, заставляет думать или об умственной отсталости, или о раннем значительном снижении слуха. Контакт с этими детьми сильно затруднен. Для привлечения их внимания необходимо не только звуковое, но и тактильное воздействие, а также нахождение в его поле зрения.

Симптомами данного расстройства считаются эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов), гиперакузия (аномально острый слух или болезненная чувствительность к слышимым звукам), тревожность, замкнутость, замыкательная аупатия (ребенок не понимает обращенной речи). Тяжелые формы алалии проявляются полным отсутствием речи или наличием только лепетных слов. В более легких ситуациях наблюдается аграмматизм, затруднение в освоении письма и чтения.

В каком возрасте можно выставлять подобный диагноз?

К сожалению, в нашей стране не развита ранняя диагностика таких нарушений. В первую очередь, в этом повинен укоренившийся стереотип, что раньше пяти лет заниматься с логопедом не имеет смысла. Это в корне неверно. Как показывает моя практика, при любых дефектах речи чем раньше будет начата коррекционная работа, тем лучших результатов удастся достигнуть.

Поэтому, если родителям кажется, что их малыш в чем‑то отстает от своих ровесников, то лучше показать его специалистам – невропатологу, психоневрологу, логопеду-дефектологу. Помните, что диагноз, особенно такой серьезный, как алалия, должен устанавливаться не логопедом в детском саду, а на специальной медико-психопедагогической комиссии после комплексного обследования психологом, логопедом-дефектологом, сурдологом, невропатологом, и не ранее трехлетнего возраста.

Если в два года у ребенка существуют определенные нарушения речи, то это далеко не всегда означает, что он «алалик», в некоторых случаях ему просто надо помочь научиться правильно овладевать своим артикуляционным аппаратом. К сожалению, многие мамы и папы слушают рассказы родственников и знакомых о том, как чье‑то чадо молчало почти до пяти лет, а сейчас занимает первое место в конкурсе чтецов, и упускают драгоценное время.

Ребенок растет, а вместе с ним растет и его проблема. В семь лет дети с серьезным нарушением речи обязательно направляются на вышеуказанную комиссию, по решению которой, как правило, идут в школу для ребят со специальными нуждами. Это очень печально, ведь в дошкольном возрасте можно провести адекватную терапию и будущий первоклассник будет зачислен в общеобразовательную школу, но при условии ранней диагностики, длительной и систематической работы квалифицированного дефектолога под наблюдением грамотных невропатолога и психолога.

Каким образом проводится ее коррекция?

алалияВ первую очередь, хочется отметить, что родители, столкнувшиеся с такой проблемой, не должны ждать чудес, им следует настроиться на длительную и кропотливую работу.

Также стоит сказать,что, каким бы грамотным ни был бы дефектолог, в одиночку ему не справиться, трудиться придется всей семье и выполнять все домашние задания, рекомендованные специалистом. Терапия осуществляется с учетом индивидуальных особенностей малыша.

В результате создается новая речевая модель взаимодействия с миром, направленная на развитие осознанной речи и личности ребенка в целом. В зависимости от характера нарушения подбираются индивидуально-дифференцированные методы. Занятия проходят индивидуально, преимущественно в игровой форме. Они возбуждают интерес к окружающему, вызывают потребность в общении, способствуют развитию речевого подражания и мелкой моторики (очень важный фактор, влияющий на речь), обеспечивают эмоциональный контакт.

Однако в ряде случаев «алаликов» приходится обучать и игре, так как игровые действия у них могут быть не сформированы. Важно знать, что зачастую на устранение и коррекцию алалии уходит несколько лет, и впоследствии ребенок все равно может нуждаться в регулярных занятиях с логопедом для удержания достигнутого результата, а также для устранения таких нарушений, как дисграфия (неспособность овладевать письмом) и дислексия (неспособность овладевать чтением).

Кроме того, дети-«алалики» остро нуждаются в психологической помощи и поддержке. Им трудно заводить новые знакомства и комфортно чувствовать себя в коллективе, некоторые из них испытывают постоянный стресс при общении со сверстниками, что может привести к замкнутости, агрессии и нервным срывам.

Существует ли специфическая профилактика?

К сожалению, нет. В настоящее время лучшей профилактикой любых нарушений у будущего малыша считается запланированная беременность, а также строгое соблюдение всех врачебных предписаний в период ожидания крохи. Важно избегать стрессов и сильных потрясений, правильно питаться и гулять на свежем воздухе. Кроме того, уже давно доказано, что малыши, мамы которых общались с ними еще до рождения, начинают говорить гораздо раньше.

Интересно знать…

У кого чаще встречается алалия, у мальчиков или у девочек? Считается, что мальчики страдают от этого нарушения в два раза чаще, чем девочки, но ко мне на прием дети обоих полов попадают одинаково часто.

Nota Bene!

Правильное заключение можно сделать лишь при динамическом наблюдении за состоянием ребенка. Если в результате логопедических занятий у малыша будут заметны изменения, то это задержка речевого развития, если же обнаружатся стойкие трудности в овладении речью, то тогда это алалия. Если вместе с этим будет наблюдаться отставание в овладении другими знаниями и умениями, значит, у крохи страдает интеллект.

Диагностика

Алалию очень трудно диагностировать, ее легко можно спутать с глухотой, аутизмом, с задержкой речевого развития. Для правильного заключения необходимо обследовать ребенка у сурдолога, невропатолога, психиатра, психолога, логопеда. Только при соответствующем неврологическом лечении и коррекционной работе логопеда и психолога можно добиться хороших результатов при решении данной проблемы.

Что вы пожелаете родителям, столкнувшимся с такой проблемой?

В первую очередь, любить своих детей и принимать их такими, какие есть. Однако это вовсе не означает, что надо смиряться и опускать руки. При любых тревожных сигналах необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Кроме того, абсолютно всем мамам и папам я советую заводить дневник наблюдений за ребенком с его первых дней, ведь он обеспечит не только приятные воспоминания в будущем: в дальнейшем, если у малыша возникнут какие‑либо проблемы, он может быть весьма полезен для многих специалистов.

Ни в коем случае нельзя замыкаться в себе и своей проблеме. Ведь на свете есть немало счастливых мам и очень разговорчивых детей, которые уже справились с этой неприятностью. Любви, терпения, сил и удачи вам, дорогие родители.

Источник