Речевая карта общее развитие ребенка

Речевая карта общее развитие ребенка thumbnail

Протокол логопедического обследования.

Фамилия, имя: _________________________________________________________________________        

Возраст: ________________________________________________________________________________

Домашний адрес: ________________________________________________________________________

Дата обследования  ______________________________________________________________________

Сведения о семье

Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы, должность:

Мать ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Анамнез

Наличие у родителей наследственных (нервно-психических, хронических сомат.) заболеваний до рождения ребёнка__________________________________________________________________________________________

От которой по счету беременности_________________________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_______________________________________

Когда закричал ребенок___________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)____________________________________

Общее развитие ребенка

Раннее физическое развитие

Когда стал держать голову (в норме с 1,5 мес.) _________;  когда стал сидеть (в норме с 6 мес.) ________

когда стал ходить (в норме с 11-12 мес.) ____________;

когда появились первые зубы (в норме с 6-8 мес.) _______________.

Раннее речевое развитие

Гуление (в норме – 2-3 мес.)_______________; лепет (в норме – 4-8 мес.)_________________;

первые слова (в норме – около года) _______________; первые фразы (в норме – от 1.5 до 2л)________;

Замена слов жестами______________; Отношение ребёнка к речевому дефекту _____________________.

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы,
травмы, судороги при высокой температуре)

До года_________________________________________________________________________________________

После года:___________________________________________________________________________________

     От года до трёх лет  _________________________________________________________________

     После 3 лет ________________________________________________________________________

Функция

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Слуховое восприятие:

Дифференциация звучащих игрушек.

Направление источника звука

Восприятие и воспроизведение ритма.

Зрительное восприятие:

Подбор картинок к данному цветовому фону.

Показ основных цветов.

Зрительно – пространственный гнозис и праксис:

Показать части тела (левая-правая);

Показать предметы, которые находятся слева  – справа – вверху –   внизу – впереди – сзади;

Разбор и складывание разрезной картинки.

Разбор и складывание пирамидки.

Счет (возьми 2-3-4)

         Рисование (дом, дерево, человек) (приложение)

Умение держать карандаш __________________ Уровень развития предметного рисунка (чирканье, каракули, предметное изображение) __________________________________________________________

Ориентировка на листе _________________________________________________________________________ Использование цвета __________________________________________________________________________

Срисовать рисунок (приложение)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

                               состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики

Экспрессивная речь

Общее звучание речи.

Показатели

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Разборчивость

Темп и ритм

Дыхание

Голос

Паузация и интонация

_____________________

Строение артикуляционного аппарата:

              ∙ строение языка______________________________________________________________

∙ подвижность языка__________________________________________________________

∙ строение неба_______________________________________________________________

∙ прикус______________________________________________________________________

∙ подъязычная связка_________________________________________________________

∙строение зубов_______________________________________________________________

∙строение губ_________________________________________________________________

∙ подвижность губ_____________________________________________________________

Состояние артикуляционной моторики:

первичная диагностика:______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

вторичная диагностика______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние мимической мускулатуры: _________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики: __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние мелкой моторики __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Как тебя зовут? ______________________________________________

Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_________________

Где ты живешь? _______________________________________________________________

Ты мальчик или девочка? _______________________________________________________

Как зовут маму? _______________________________________________________________

Как зовут папу? _______________________________________________________________

У тебя есть домашние питомцы? ________________________________________________________

Кто приводит тебя в сад? ______________________________________________________________

Понимание речи:____________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Звуки

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Изолир.

В слоге

В слове

Во фразе

Изолир.

В слоге

В слове

Во фразе

(С)

(С’)

(З)

   (З’)

(Ц)

(Ч)

(Щ)

(Ш)

(Ж)

(Л)

(Л’)

(Р)

(Р’)

Другие нарушения ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

Произнеси правильно

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Ско-во-ро-да

Ак-ва-ри-ум

Сапожник чистит сапоги

Птенчик весело щебечет

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

Фонематический слух

Повтори

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

та-да-та

са-ша

па-та-на

па-ба-па

ка-га

да-та-да

том-дом

суп-зуб

почка-бочка

уточка-удочка

крыша-крыса

Фонематический анализ

Выдели и назови

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Первый звук в слове:

Аист ___, утка ____, суп ____

Последний звук:

Стул___, мак ____, кот _____

Наличие звука Р в словах:

Шапка_ , майка__, корова___, грач__, стол__, крот__.

Выделение звука из ряда других звуков Ш.

Фонематический синтез

Задания

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности

М.А.К.________

К.А.Ш.А ________

Д.О.М. ________

Составление слов из звуков, данных в неправильной последовательности

Т.К.О ______

Р.Т.О ______

С.К.О ______

Определение количества звуков в слове:

Вата_____, нос_____, утка____,

Мост______.

Фонематические представления

Придумай и подбери

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Слово на звук С

Слово на звук Ш

Слово на звук Р

Картинка на звук Ц

Картинка на звук Ч

Картинка на звук Л

Импрессивная речь

Покажи, где…

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Спинка стула

Колесо велосипеда

Кукла

Мячик

Кот-коты

Стол-столы

Кукла-куклы

Где собачка?

За___, на___, в___, перед___,

около____, справа___, слева___

Девочка шьет

Мальчик играет в мяч

Понимание словосочетаний и простых предложений

Покажи карандаш ключом/покажи ключ карандашом

Что делает мальчик?

Во что он одет?

Кто вместе с ним пришел на рыбалку и зачем?

Читайте также:  Автор понятия зона ближайшего развития ребенка

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Задания

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Словоизменение

Ед. и мн.число им.сущ.

(кот-коты)

Ухо  _______, дом ________,

дерево __________

Род.п мн.числа (коты-много котов)

Птицы____________________,

Книги ____________________,

Бананы ____________________

Согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Яблоко: 2 __________

               5 ___________

Гусь: 2____________

          5 ___________

Тетрадь: 2 __________

                5 ___________

Изменение по падежам

Стулья (нет чего?)___________

Карандаши (нет чего?)____________________

Гнезда (нет чего?) ___________

Употребление существительных в косвенных падежах без  предлога.

У меня есть карандаш, а у тебя нет ______________________

Папа чертит _______________

Словообразование

Уменьшительно-ласкательная форма сущ.-х.

Ложка- ________________

Звезда – _________________

Ухо-____________________

Образование прилагательных от существительных

Стакан из стекла __________________________

Сапоги из резины

__________________________

Сок из яблок

__________________________

Образование глаголов движения с помощью приставок.

Идет _____________________

Плывет ___________________

Бежит ____________________

Образование притяж. прилагательных

Чей хвост? _________________

Чья морда? _________________

Чей дом? _________________

СЛОВАРЬ

∙ Объяснить значение слов:

Пылесос – ___________________________________________________________________

Холодильник – __________________________________________________________________

_________________

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Назови, что это …(по описанию)

Морковь

Яблоко

Назови что-то из…

Посуда ___________________________

Игрушки ___________________________

Одежда

____________________________

Назови части предметов.

Машина ____________________

Человек ___________________

Обобщи слова (по картинкам)

Овощи _____, фрукты_____,

мебель ______, посуда _______.

Назови детенышей

У утки __________________

У свиньи ________________

У собаки _________________

У кошки __________________

Подбери признак к предмету (какой?)

Лимон_____________________

Лиса  ______________________

Ежик ______________________

Скажи наоборот

Большой -_____________

Горячий ______________

Мягкий ________________

Веселый ________________

Что делает….

Врач ______________________

Учитель ___________________

Строитель _________________

Кто как двигается?

Птица _____________________

Змея ______________________

Рыба ______________________

Кто как голос подает?

Петух ______________________

Свинья ____________________

Мышь _____________________

Собака ____________________

_________

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Пересказ (чтение 2 раза)

На улице холодно. Валя гуляет с куклой. У Вали шуба, шапка, шарф. На ногах – сапоги, на руках – варежки. А кукла без пальто, без шапки, без шарфа. Кукле холодно, кукла заболела. Валя лечила куклу, а потом сшила ей одежду.

Понимание связной речи. Ответы на вопросы по тексту.

Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка побежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок.

Почему котенок стал белым?

Это был другой котенок?

За кем погнался котенок?

Где спряталась мышка?

Рассказ по представлению

Любимая игрушка

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказ по картинке

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Первичное обследование

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Дата:

Вторичное обследование

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Дата:

Учитель-логопед: Деева Т.В.

Источник

Говоря о функциональных обязанностях учителя
– логопеда, можно выделить одну очень значимую и
не менее важную обязанность, чем все остальные.
Это – оформление необходимой документации по
установленной форме. Ее ведение является одним
из существенных показателей профессионализма.

Много времени отводит логопед написанию
логопедических заключений, характеристик,
представлений, оформлению речевых карт и должен
рационально использовать своё рабочее время.

Логопед общеобразовательных школ принимает
участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с
особенностями не только речевого развития, он
дает необходимые рекомендации для дальнейшего
успешного развития ребенка или направляет при
необходимости к врачу специалисту
(психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и
др.)

Чтобы не тратить дополнительного времени на
подбор необходимых фраз, специальных выражений,
формулировок в данных рекомендациях
предлагаются некоторые варианты готовых
ответов, которые упрощают заполнение документов,
сохраняя их содержательность и правильность. Это
помогает повысить свою компетентность в области
нормативно – правовых материалов, более
эффективно организовать свою работу.

В рекомендациях нет жесткой
последовательности. Они могут быть использованы
учителями – логопедами общеобразовательных и
коррекционных школ, логопедами детских
поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами
– новичками, психологами и студентами
дефектологических и психологических
факультетов.

Заполняя документ на ребенка, необходимо знать
содержание нормативных документов, касающихся
данного вопроса, помнить о возрастных и
индивидуальных особенностях ребенка,
основываться на его диагностические данные и
учитывать результаты речевого развития.

Читайте также:  Веракса н е веракса а н развитие ребенка в дошкольном детстве м 2006

Автор этих методических рекомендаций надеется,
что они помогут учителям – логопедам в их
повседневном нелегком труде.

Читайте также:  Тестовые задания по речевому развитию ребенка
Рассматриваемый аспектВарианты ответов
Данные о ходе речевого развития
  • Речевое развитие по возрасту;
  • без особенностей;
  • доречевое развитие с задержкой;
  • раннее психомоторное развитие протекало с
    задержкой;
  • в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
  • поздно начал говорить;
  • до школы проводилась коррекция
    звукопроизношения в условиях поликлиники,
    детского сада;
  • ранее психомоторное развитие с задержкой;
  • фразовая речь – с 3 лет.
Состояние и подвижность
артикуляционного аппарата
  • Анатомическое строение без аномалий;
  • не удерживает позу закрытого рта;
  • может достаточное время удерживать
    артикуляторное положение;
  • движение языка замедленные, с затруднениями;
  • основные движения языком, губами выполняет;
  • губы толстые, малоподвижные;
  • наблюдается замена движений и синкенезии;
  • язык вялый, массивный, объем движений неполный;
  • переключаемость движений нарушена;
  • тонус нормальный, активность движений
    достаточная;
  • кончик языка малоактивный;
  • при артикуляционных упражнениях мышечное
    напряжение увеличивается;
  • прикус – прогения;
  • отмечается повышенная соливация;
  • твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
  • точность выполнения движений сохранна;
  • зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется
    наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
  • мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное,
    короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторики
  • Движение рук неточное;
  • пробы Хеда выполняет выборочно;
  • с трудом овладевает навыками самообслуживания
    (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
  • навыками самообслуживания не владеет;
  • недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
  • произвольная моторика не сформирована;
  • ведущая рука – правая;
  • предпочитает работать левой рукой;
  • все движения выполняет правильно;
  • мышечный тонус повышен;
  • неправильно держит карандаш;
  • моторная неловкость при работе с пластилином;
  • испытывает трудности при овладении
    графическими навыками;
  • наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторики
  • Двигательно неловок, медлителен;
  • ограничен объем активных движений;
  • отстает в темпе, ритме, переключаемости
    движений;
  • испытывает трудности при имитации движений
    “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и
    т.д.;
  • мышцы быстро утомляются при функциональных
    нагрузках;
  • отмечаются трудности при выполнении упражнений
    на динамическую организацию движений;
  • замен движений и синкенезий не наблюдается;
Понимание речи
  • Речь окружающих понимает в пределах уровня
    интеллекта;
  • понимание речи затруднено;
  • выполняет задания по словесной инструкции;
  • нуждается в неоднократном повторении задания;
  • с опозданием реагирует на обращение учителя;
  • речь окружающих выполняет выборочно, с
    неточностями;
  • понимание речи связано с незнанием русского
    языка.
Звукопроизношение
  • Имеются недостатки произношения;
  • нарушено произношение звуков …;
  • дефектно произносит оппозиционные звуки;
  • недостатки произношения звонких согласных
    (оглушение);
  • изолированно все звуки произносит правильно, но
    при увеличении речевой нагрузки наблюдается
    общая смазанность речи;
  • отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения
    характера стертой формы дизартрии.
Фонематические процессы
  • Фонематический слух недостаточно сформирован;
  • фонематический синтез сформирован, правильно
    производит слова из последовательно названных
    звуков;
  • фонематические представления сформированы,
    правильно придумывает слова на заданные звуки,
    отбирает картинки;
  • затрудняется придумать слово на заданный звук;
  • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
  • неправильно дифференцирует слова: бочка –
    почка, малина – Марина;
  • фонематическое восприятие, фонематический
    анализ и синтез в основном сформированы;
  • при выполнении более сложных форм
    фонематического анализа наблюдаются
    значительные трудности;
Владение звуко – буквенным анализом и
синтезом
  • Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза
    недостаточно сформированы;
  • допускает ошибки при определении количества
    звуков в слове;
  • имеются затруднения в определении количества и
    последовательности звуков;
  • определение места звука в слове сформировано;
  • место звука по отношению к другим звукам
    определяет не всегда верно;
  • имеются затруднения при определении количества
    и последовательности звуков на более сложном
    речевом материале;
Воспроизведение слов сложного
звукового состава
  • Не удерживает полную слоговую структуру
    многосложных слов, особенно со стечением
    согласных;
  • количество слогов в многосложных словах
    определяет неправильно;
  • переставляет слоги местами;
  • слова сложного звукового состава воспроизводит
    правильно.
Темп,

внятность речи,

характеристика голоса и дыхания

  • Темп высказываний замедленный;
  • речь неразборчивая, маловыразительная,
    невнятная, малопонятная для окружающих;
  • звуки произносятся нечетко;
  • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный,
    хриплый;
  • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное,
    неглубокое, неровное);
  • темп и ритм речи в пределах нормы;
  • словесное ударение употребляет правильно;
  • интонационная речь недостаточно выразительна.
Проявления заикания
  • Не заикается;
  • иногда повторяет первый слог в словах, сложных
    по структуре или семантике;
  • наличие судорог (дыхательных, голосовых,
    артикуляционных);
Словарный запас
  • Объем словарного запаса соответствует
    возрасту;
  • словарь беден, неточен, ограничен обиходно –
    бытовой тематикой;
  • не всегда точно использует слова;
  • испытывает трудности при подборе антонимов,
    синонимов, однокоренных слов;
  • в речи чаще применяет имена существительные,
    глаголы, местоимения, реже – прилагательные,
    наречия;
  • не понимает значения многих слов и допускает
    многочисленные ошибки в их употреблении;
  • часто использует слова не по назначению;
  • допускает смешение слов по смыслу и по
    акустическому сходству;
  • страдает понимание и употребление обобщающих
    понятий.
Грамматический строй
  • Недостаточно сформирован для данного возраста;
  • в речи отсутствуют сложные синтаксические
    конструкции;
  • допускает многочисленные ошибки в предложениях
    простых синтаксических конструкций;
  • имеется несогласование слов во фразе,
    аграмматизмы;
  • неправильно употребляет предлоги, падежи;
  • имеются ошибки при преобразовании имен
    существительных во множественное число;
  • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
  • допускает ошибки в употреблении сложных
    предлогов;
  • имеются ошибки в согласовании прилагательного
    и существительного в косвенных падежах (семь
    карандашов, на зелеными деревьев);
  • допускает ошибки в согласовании
    прилагательного и существительного среднего
    рода в именительном падеже, а также в косвенных
    падежах;
  • есть аграммматизмы при образовании
    прилагательных от существительных (сливочное
    варенье, волчачий хвост).
Связная речь
  • Наблюдается недостаточное развитие связной
    речи;
  • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения
    смысловых звеньев, нарушение последовательности
    событий;
  • неотчетливо произносит слова;
  • оречевление затруднено;
  • при ответах пользуется фразой несложной
    конструкции;
  • наблюдается высокий уровень речевого развития;
  • опыт речевого общения беден;
  • самостоятельно высказаться затрудняется;
  • устная форма речи недостаточно сформирована.
  • грубое недоразвитие связной речи (1–2
    предложения вместо рассказа).
Письмо
  • Имеются многочисленные ошибки разного
    характера;
  • испытывает трудности при овладении письмом и
    чтением (т.к. имеется большое количество
    специфических – дисграфических ошибок на фоне
    большого количества разнообразных других);
  • при списывании наблюдаются единичные ошибки;
  • при письме под диктовку допускает большое
    количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др.,
    пропуски, добавления, пропуски предлогов,
    слитное написание слов).
Чтение
  • Способ чтения побуквенно – слоговой;
  • чтение замедленное, послоговое, словами;
  • понимание прочитанного с неточностями;
  • чтение послоговое, простые слова читает
    целостно;
  • делает запинки при чтении многосложных слов;
  • чтение с большим количеством ошибок (пропуск
    букв, слогов, усечение слова, наращивание,
    угадывание окончаний, смешение оптически
    сходных букв, аграмматизмы и др.);
  • не отвечает на вопросы по тексту;
  • при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная
ориентировка
  • Нечеткая координация движений;
  • затрудняется определить правую, левую сторону;
  • зрительно – пространственные представления
    сформированы недостаточно;
  • причинно – следственные связи (отношения)
    выстраивает только с помощью взрослого;
  • неправильно располагает написанное на листе
    бумаги;
  • схема тела не сформирована;
  • правильно определяет части тела.
Дополнительные сведения (краткая –
психолого – педагогическая характеристика)
  • Ошибки часто обусловлены невнимательностью,
    импульсивностью;
  • охотно принимается за выполнение заданий не
    дослушав объяснения;
  • легко заинтересовывается, но быстро охладевает
    к работе;
  • имеет стойкую неуспеваемость по основным
    предметам;
  • испытывает трудности при усвоении материала по
    русскому языку;
  • внимание неустойчивое, часто отвлекается;
  • значительно снижен объем кратковременной и
    долговременной памяти;
  • с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
  • запас знаний и представлений об окружающей
    действительности значительно снижен;
  • инструкции по выполнению задания требуется
    повторять неоднократно.
Логопедическое заключение
  • Показаний для занятий на логопункте нет;
  • фонематическое недоразвитие речи;
  • общее недоразвитие речи;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
  • нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
  • недоразвитие фонематического слуха и
    фонематического восприятия;
  • лексико-грамматическое недоразвитие;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения,
    дислексия и дисграфия;
  • сложная форма дисграфии (акустическая
    дисграфия, дисграфия на почве нарушения
    языкового анализа и синтеза);
  • имеется нерезко выраженная дисграфия;
  • аграмматическая дислексия и дисграфия;
  • фонематическая дислексия, дисграфия на почве
    нарушения языкового анализа и синтеза;
Основные причины трудностей усвоения
учебного материала
  • Нарушение работоспособности в связи с
    повышенной утомляемостью или вследствие
    соматической ослабленности;
  • трудности адаптации в школьном учреждении;
  • нарушение моторики в виде недостаточной
    координации движений;
  • незрелость эмоционально – волевой сферы;
  • педагогическая запущенность вследствие
    неблагоприятных социальных условий ребенка;
  • гиперопека родителей;
  • недостатки внимания, эмоционально-волевой
    регуляции, самоконтроля;
  • двигательная расторможенность,
    гиперактивность;
  • ограниченный запас знаний и представлений об
    окружающем мире и т.д.;
  • трудности начались со второго полугодия, после
    болезни;
  • недостаточное понимание учебных заданий,
    указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными терминами,
    понятиями;
  • слабо развито словесно-логическое мышление;
  • недостаточное развитие связной речи;
  • трудности формирования учебных умений
    (планирование предстоящей работы; определение
    путей и средств достижения учебной цели;
    контролирование деятельности; умение работать в
    заданном темпе);
  • невротические и неврозоподобные состояния
    (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
Результаты речевого развития
  • Динамика речевого развития незначительная;
  • при положительной динамике развития выпущен из
    группы;
  • рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
  • динамики в развитии не наблюдается;
  • логопедические занятия посещал нерегулярно,
    материал усвоен выборочно, динамика развития
    ребенка незначительная.