Речевая карта на ребенка 4 года

Речевая карта на ребенка 4 года thumbnail

Речевая карта дошкольника (4-5 лет)

I. Анкетные данные

1. Фамилия имя ребенка__________________________________________________________________

2. Дата рождения __________________________________ Возраст ______________________________

3. Домашний адрес _________________________________ Телефон _____________________________

II. Анамнез

1. Мать: ______________________________________________ (возраст при рождении ребенка) ______

Отец: _________________________________________________________________________________

2. Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ______________________________

3. Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина _______; 2-я половина беременности________; падения ___________; травмы _______________; психозы ________хронические соматические заболевания _________________________________________________; инфекции _________________)

4. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) – нужное подчеркнуть.

5. Какие заболевания перенес ребенок от года _______________________________________________

III. Раннее психомоторное развитие (время появления)

Стал держать голову ____________ сидеть _____________вставать ______________ ходить _________

YI. Раннее речевое развитие (время появления)

гуление __________________ лепет _____________ первые слова __________ речь фразой _________

Выводы: ______________________________________________________________________________

Y. Исследование неречевых психических функций

1. Слуховое внимание (дифференциация звучащих игрушек «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?») ___________________________________________________________________

2. Зрительное восприятие (показ цветов): белый ______, черный _____, красный _____, желтый______

3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: показать правую/левую руку ________/_________

4. Обследование общей моторики:

Статическая организация движений

а) стоять неподвижно на двух ногах с опущенными вниз руками в течение 5 секунд _________________

б) стоять неподвижно на правой/ левой ноге в течение 5 секунд ______________/___________________

Координация движений

а) потопать ногами и похлопать руками одновременно __________________________________________

б) шагаем, как лошадки ____________________________________________________________________

Двигательная память

а) вытянуть руки вперед, сделать хлопок, опустить руки вниз ____________________________________

б) присесть на корточки, встать, топнуть ногой ________________________________________________

Выводы: ________________________________________________________________________________

6. Обследование пальцевой моторики рук

Статическая организация движений

а) «Кольцо» на правой руке __________ на левой руке _________; б) «Солнышко» / ________ / _______

Координация движений

а) «Пальчики устали» / ______________ / ___________; б) «Ушки зайчика» / _____________ / _________

Выводы: ________________________________________________________________________________

YI. Анатомической строение артикуляционного аппарата:

Губы – ___________________________________; Зубы – _________________________________

Прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двухсторонний.

Строение челюсти – прогения, пргнатия, норма. (нужное подчеркнуть)

Язык – толстый, вялый, маленький длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. (нужное подчеркнуть)

Подъязычная уздечка – короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма. (нужное подчеркнуть)

Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону. (нужное подчеркнуть)

Нёбо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина. (нужное подчеркнуть)

Выводы: _________________________________________________________________________

YII. Речевая моторика

1. Состояние мимической мускулатуры: «Толстые щеки» ____________________________________

«Рассердись, как Баба-Яга – превратись в доброго волшебника» __________________________________

2. Состояние артикуляторной моторики:

Губы: «Улыбка» ________________ «Трубочка» ____________«Улыбка – трубочка»_________________

Язык: «Лопатка» ________________ «Иголочка» ____________ «Качели» _________ «Часы»__________

Челюсть: открыть и закрыть рот _____________________ Мягкое нёбо: произнести [А] ______________

Выводы: ________________________________________________________________________________

YIII. Звукопроизношение

Гласные: Ы __________ А______________ У ____________ О ______________ И ________________

Согласные: С _____ Сь _____ З ______ Зь _____ Ц ______Ш ______ Ж _______ Щ ______ Ч _______

Л _____ Ль _____ Р ______ Рь _____ В ______ Вь _____ Б _______ Бь ______ Д _______

Дь _____ Г _____ Гь ______ Й _____ К ______ Х ______ Ф _______ Т _______ Н _______

Выводы: ________________________________________________________________________________

IX. Обследование слоговой структуры слова

Рыба __________ вата ___________ малина_______________ машина____________ мак _______ дом ___________ веник __________ диван________________ шкаф ____________ стол ________

кукла_________ марка __________ карман ______________ телефон ________________________

барабан _______________яблоко_______________ шахматы_____________ автобус ____________

кузнечик_________________матрешка________________избушка_____________хлеб ____________

торт _________ звезда ____________ гнездо_________паутина _____________черепаха___________

Выводы: ________________________________________________________________________________

X. Обследование фонематического слуха

1. Восприятие и воспроизведение ритма: /// ________, / // _______, // / ________, // // ______

2. Опознание фонем на материале слов: послушай слова и покажи соответствующие картинки: где стул? _________ где стол? ________; коса-коза________; кочка-кошка________; миска-мишка________

3. Опознание фонем на материале слогов: послушай и повтори: да-та ____________; па-ба________; га-ка ___________; ма-ба _________; та-да ________; ба-па; ________; ка-га ________; ба-ма _________

4. Опознание фонем на материале звуков: подними руку, если услышишь гласный [а] _____________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XI. Обследование фонематического восприятия

1. Опознание ударного гласного в начале слова:

  • в слове Аня первый звук [а], а в слове: аист______; утка_________; ива________ – какой?

2. Опознание ударного гласного в конце слова:

  • в слове «рука» последний звук [а], а в слове: нога ________; окно _____; кенгуру _____ – какой?

Читайте также:  Какой творог давать ребенку в 4 года

3. Опознание согласного в конце слова: в слове «кот» последний [т], а в слове: мак _____; дом _____

Выводы: ________________________________________________________________________________

XII. Обследование понимания речи

  1. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх ___, отведи в стороны ___

  2. Обследование понимания предложения.

а) Выполнить действия: «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»____________________________________________________________________________________

б) Какое из 2 предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона» _________

в) Закончить предложение: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что _________»

  1. Обследование понимания грамматических форм.

а) Покажи линейку ручкой ______________________ карандашом ручку ____________________

б) Покажи на какой картинке нарисован солдат (солдаты) __________ ракета (ракеты) ________

в) Закончить фразу: «На картинке красное ______________», «На картинке красный __________»

Выводы: ________________________________________________________________________________

XIII. Состояние словаря (наглядный материал)

1. Предметный словарь.

а) назвать: мяч ____ кукла ___ машинка ___ чашка ____тарелка ___ ложка____ рубашка ___ платье____

б) показ и название частей пред-ов: человек – нога _________ руки ________ голова ______глаза_______ уши _______; стул – спинка_______ сидение ________ ножки _____; машина – кузов _______ колеса __

в) уровень обобщений: мяч, кукла, машинки ______________ чашка, тарелка, ложки _______________

рубашка, платье, шорты _______________________________________________

2. Словарь признаков.

а) подбор прилаг-ых к существительным: лиса – какая? __________________ лимон- _______________

3. Глагольный словарь.

а) Как подает голос: мышка _______________ лягушка ________________ свинья___________________

б) что делает: врач ______________________________ повар ____________________________________

в) как передвигается: машина ________________ птичка _________________ рыбка ________________

4. Подбор антонимов: большой – __________; пришёл – _________ приехал – _______; холодно – ____

Выводы: ________________________________________________________________________________

XIY. Обследование словообразования

1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

«Скажи ласково»: стол – ___________________ чашка – ___________________ кукла – _______________

2. Образование названий детенышей животных: «Кто у кого» у кошки – ________________________

у лисы – ______________________ у утки – ___________________ у слона – ______________________

3. Образование относит. прил-ых: стол из дерева ________________ сок из яблок _________________

4. Образование глаголов с приставками: ответить на вопрос: «Что делает мальчик»?

Мальчик выходит из дома _____________________ Мальчик подходит к дому_____________________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XY. Обследование словоизменения

1. Употребление существительных в им. падеже ед. и мн. числа:

«Скажи по образцу: стол-столы» рука – ___________________ кукла – _______________________

2. Употребление существительных в косвенных падежах: «Ответь на вопросы картинкам»:

Без чего машина? ___________________________; Кого нарисовал Миша? ________________________; Кому Оля дает корм? _____________________________________________________________________

3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе (назвать цвет предметов):

майка – _____________________ диван- ____________________ яблоко – ______________________

4. Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы: «Где лежит ручка?» (на столе) ____________ «Где стоит кот??» (за домом) ________________ «Где спрятался кот?» (под крыльцом)_______

5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными: «Сосчитай, сколько предметов на картинке»? 2 кота ___________ 5 котов ____________ 2 машины ____________ 5 машин __________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XYI. Обследование связной речи

1. Диалогическая речь: «Расскажи о своей любимой игрушке» __________________________________

_________________________________________________________________________________________

2. Монологическая речь.

а). Составление предложений по картинкам: «Скажи, что нарисовано на картинках:

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

б). Пересказ текста: «Перескажи сказку «Курочка Ряба». ________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

в). Рассказ по серии картинок с наводящими вопросами (3 картинки): «Расскажи, что ты видишь на картинке?». ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Выводы: _________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: ____________________________________________________

Дата заполнения речевой карты «____» ____________ 200__ г.

Учитель-логопед: _________________________

Литература:

  1. Гордеева С.Е. Системный подход к ведению документации в работе логопеда-практика. Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет, 2007.

  2. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие./ Урал. гос. пед.ун-т. – Екатеринбург, 2005.

Источник

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

ФИО ребенка__________________________________________

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения, возраст

Домашний адрес

Откуда поступил

Сведения о родителях:

мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)

отец (фамилия, имя, отчество, возраст)

Национальный язык

Двуязычие

Решения МППК

Решением МППК от __________________протокол №

принят в логопедическую группу на срок

Заключение МППК

Дата заполнения речевой карты

Логопед (Ф.И.О., подпись)

* * *

Решением МППК от __________ продлено пребывание в логопедической

группе с диагнозом

на срок

Ответственный за продление (Ф.И.О.)

Члены МППК

* * *

Решением МППК от ___________выпускается из логопедической группы

с (состояние речи)

Читайте также:  Ребенок 4 года нос дышит и говорит в нос

в (тип ДОУ)

Ответственный за выпуск (фамилия, имя, отчество, подпись)

Члены МППК (Ф.И.О., подписи)

Анамнез

Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка

мать:

отец:

От которой по счету беременности ребенок

Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы,

хронические заболевания)

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные,

затяжные)

Стимуляция

Когда закричал ребенок

Наблюдалась ли асфиксия

Резус-фактор, совместимость

Вес и рост при рождении

Вскармливание:

когда принесли кормить

как взял грудь

как сосал (срыгивания, поперхивания)

Грудное вскармливание до

Срок выписки из роддома

(если задержались, то почему)

После выписки из родильного дома

особенности сна

особенности бодрствования

Раннее психомоторное развитие

Голову держит с ___________________________ Сидит с _____________________________

Ползает с _________________________________ Стоит с _____________________________

Ходит с ___________________________________ Появление первых зубов ______________

Количество зубов к году __________________________________________________________

Перенесенные заболевания

До года

После года

Ушибы, травмы головы

Судороги при высокой температуре

Наличие оперативного вмешательства

Раннее речевое развитие

Гуление

Лепет

Первые слова

Первые фразы

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине

Использование жестов

Отношение членов семьи к речевому дефекту

Занятия с логопедом

Результаты занятий с логопедом

Лечение у других специалистов

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии

(на основании медицинской карты)

Педиатр

Невропатолог

Психоневролог

Оториноларинголог

Офтальмолог

Хирург

Ортопед

Схема обследования

ФИО ребенка

Дата рождения

Группа

Дата обследования

Н.г

С.г

К.г

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Особенности поведения (принимает ли помощь, прикладывает волевые усилия для выполнения заданий)

Устойчивость эмоциональных реакций:(наличие импульсивности или эмоциональная стабильность

Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается

Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти

Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно

Исследование неречевых психических функций

Состояние слухового внимания

Н.г

С.г

К.г

Исследование зрительного восприятия

Н.г

С.г

К.г

Различение звучащих игрушек

Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек)

Различение предметов, игрушек разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого)

Восприятие формы Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Ориентировка в пространстве: (показывает или называет словом направления: «вверху», «внизу»)

Складывание картинок из частей: 2 частей, (горизонтальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез)

Складывание картинок из палочек по образцу («крыша» и «дерево» из трех палочек)

Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трех кубиков)

Исследование состояния моторной сферы

Н.г

С.г

К.г

Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, темп, активность, координация движений):

пройти и пробежать между двумя линиями, нарис-ми на полу на расстоянии 25 см

пройти по лежащей на полу доске

прыгнуть в длину с места

выполнить прыжки на месте на двух ногах

перешагнуть через палку, расположенную над полом на высоте 35 см

переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой)

бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м

похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно

Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии Все упражнения выполняются по подражанию логопеду

  • Кинестетическая основа движений: (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке)
  • кинетическая основа движений («Пальчики здороваются») для ведущей руки

навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки)

манипуляции с предметами (сложить 3-4 небольших игрушки в ведерко, а потом поочередно достать их)

навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палочки)

Состояние мимической мускулатуры при выполнении игровых заданий (по подражанию логопеду)

надуть щеки («толстячок»)

показать, как ты ешь лимон («кисло»)

показать, как ты ешь мед («сладко»)

Состояние артикуляционной моторики при выполнении игровых заданий (по подражанию логопеду)

Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот

Движения губ: широко улыбнуться сделать губки «хоботком», как у слоника

Движения языка: показать широкий язычок, показать узкий язычок

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю, покачать язычком влево – вправо, пощелкать языком

Движения мягкого неба: широко открыть рот и зевнуть

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___________________________________________________

Читайте также:  Какой самый лучший велосипед для ребенка 4 года

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)____________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области__________________________________________________________________________________

Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________

Просордика. Темп (ускоренный, замедленный)_____________ Ритм (дисртимия) ___________________

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________ Интонация _____________

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный ) ________________________________________

Продолжительность речевого выдоха__________________________________________________

Сила голоса_____________________________________________________

Модуляция голоса ________________

Исследование фонетической стороны речи

Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки)

н

с

к

Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом)

н

с

к

А-А-А! (плачет девочка)

О-О-О! (рычит медведь)

У-У-У! (гудит поезд)

И-И-И! (ржет лошадь)

УА! (плачет малыш)

АУ! (кричат дети)

МЯУ! (мяукает кошка)

АВ! (лает собака)

ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок)

КО-КО-КО! (кудахчет курица)

ГА-ГА-ГА! (кричат гуси)

Односложные слова:

Дом

Кот

Дуб

Бык

Мак

Двусложные слова:

Вода

Нога

кино

Вата

Дима

Трехсложные слова:

Батоны

Вагоны

Бананы

Панама

Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке).

Н.г

С.г

К.г

Гласные:

Согласные:

[б], [п], [м]

[в], [ф]

[д], [т], [н],

[г], [к], [х]

[й]

[с], [з], [ц]

[с’], [з’]

[ш], [ж],

[ч], [щ],

[л], [л’]

[р], [р’]

Исследование фонематических функций

Слухопроизносительная дифференциация звуков. Показать на картинках называемые логопедом предметы:

н

с

к

Состояние фонематического слуа.

Показать собачку, услышав звук [р] в слове:

н

с

к

Стол – стул

Трава – дрова

Уточка – удочка

Суп – зуб

Миска – мишка

дом

рак

вода

рыба

банка

труба

Исследование импрессивной речи

Пассивный словарь (объем, соответствие возраста, понимание обращенной речи)

н

с

к

Понимание различных грамматических форм словоизменения.

н

с

к

Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)

Стол, стул , голова, рука, окно, нос

уши,глаза

Понимание обобщающих слов(показать картинки по предложенным темам)

Игрушки, посуда, одежда Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идет, сидит, играет Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машинку

Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: дом – дома, кубик – кубики, машинка -машинки, кукла – куклы. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить кубик в машинку, на стол)

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы):

подушка – подушечка, стул – стульчик, кукла – куколка.

Исследование экспрессивной речи

Общая характеристика речи

Активный словарь.

н

с

к

Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам) игрушки, посуда, одежда, обувь, животные

Глаголы (назвать по картинкам): ест, спит, рисует, пьет, играет, гуляет

Прилагательные (назвать по картинкам

красный, синий, зеленый, желтый, большой, маленький, сладкий, кислый.

Состояние грамматического строя речи.

н

с

к

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам):

Стол – столы, Нож – ножи, Кукла – куклы, Рука – руки, Нога – ноги, Чашка – чашки Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): вижу дом, вижу машину,

вижу куклу, вижу девочку.

Согласование прилагательных с сущ ед. ч мужского и женского родов (назвать по картинкам):

Красный мяч, Синий шар,

Красная чашка, Синяя лопатка

Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (назвать по картинкам):

На, В .

Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам):

стол – столи, дом – домик, чашка – чашечка,

кукла – куколка, Кровать – кроватка.

Состояние связной речи

н

с

к

Лепетная речь

Отдельные слова

Простые предложения с наличием аграмматизмов

.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3-4 лет)

Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: (сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, или др. нарушения; смешения или замена звуков и др) __________________________________________________________________________

Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений) ____________________

Фонематические представления (сформированы, не сформированы) ___________________________

Лексика (лексический запас не сформирован, ниже нормы, по возрасту) _________________________

Грамматический строй (ошибки в словоизменении, в словообразовании)________________________

Связная речь (отсутствует, на начальном уровне,с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)___________________________________________________________________________

Логопед __________________________________

Источник