Речецветик все для развития ребенка

На губернаторскую премию «Наше Подмосковье – 2015» подано более 50 заявок от Ивантеевки. Мы знакомим читателей с ещё одной общественно значимой работой, о которой расскажет руководитель Е.С. Гомозова.
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
Игры с использованием мяча создают необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Звуковая чувствительность, аутизм и слуховой порог. Часть 2.
Второе исследование Moller’a с коллегами выявили, как связаны не классический путь звуковой чувствительности, слуховой порог и стойкий постоянный звон в ушах. Исследователи обнаружили, что повышенная чувствительность к шуму после электрической стимуляции соматосенсорной системы зачастую обнаруживается у маленьких детей в возрасте около 8 лет и крайне редко у взрослых старше 20 лет.
15 мини – практик для детей (и взрослых ) для возвращения опоры, стабилизации при психологической травме и просто для ресурса
За последнюю неделю пришло много запросов от родителей, коллег, волонтеров, работающих с детками, просто неравнодушных взрослых на работу с детьми, прежившими травматич опыт. Я не успеваю всем отвечать, не смогу, к сожалению, учитывая грудничка- дочку проводить большое количество семинаров. опишу очень простые эффективные практики, которыми невозможно навредить. Все эти практики полезны также и для профилатики, и для “подлечивания” нашего взрослого “внутреннего ребенка”.
Добро пожаловать на сайт первого в России центра «РечеЦветик»
Основная задача центра – работа с особыми детьми и их родителями:
- расстройство аутистического спектра
- задержка речевого развития
- задержка психо-речевого развития
- умственная отсталость, синдром Дауна и др.
- сенсо-моторная алалия
- СДВГ
- дисграфия
- дислексия
- нарушения моторики, координации
- проблемы обучения
- индивидуальные психологические консультации, поддержка семьи
Наша цель
центр создан с целью предоставить возможность для детей с различными особенностями и сложностями в развитии получать необходимую им комплексную помощь и оптимальную среду для развития в традиции гуманистического подхода, успешно применяемого в 57 странах мира.
Наши специалисты
Наши специалисты прошли обучение подходу DIR в американском институте ICDL и имеют соответствующие сертификаты. Все занятия проходят в соответствии с ключевыми принципами DIR .
В команде центра работают флортайм-специалисты, логопед-дефектолог, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции, дефектолог (олигофренопедагог), психолог, специалист по адаптивной физкультуре и аппаратным методам коррекции, арт-терапевт. Все они действуют под бдительным руководством клинического директора центра Найдиной Ириной Вячеславовной – эксперта и преподавателя DIR/, клинического психолога, группового психоаналитика, специалиста по сенсорной интеграции. Каждый сотрудник центра посещает регулярные групповые и индивидуальные супервизии. Именно поэтому, на занятиях часто ведется видео съемка. Мы не выкладываем видео наших занятий в сеть интернет (без письменного разрешения родителей). Используем полученные материалы только с целью определения успешности выбранной тактики работы с ребенком, отслеживания динамки и обучения собственных сотрудников. Любая коррекционная работа предполагает не только системность и комплексность, но и объединение усилий трех сторон – специалиста, ребенка и его родителей. Именно поэтому, первичная диагностика (как правило) проводится директором центра – экспертом и преподавателем DIR/, логопедом, дефектологом – Гомозовой Еленой Сергеевной. На первичной консультации определяется развивающий маршрут в рамках центра. Могут быть рекомендованы дополнительные консультации специалистов, врачей. В дальнейшем, раз в месяц, у родителей имеется возможность прийти на бесплатную консультацию, чтобы обсудить результаты занятий, наметить новые цели и задачи.
Социальное предприятие
Мы работаем в формате социального предприятия. Социальными называются предприятия, для которых главной целью является выполнение Миссии, а не получение максимальной прибыли (и удерживание клиентов всеми способами для этого). Оплата занятий в центре идет на покрытие расходов (аренда помещения, коммунальные, налоги ФОП, зарплата специалистов, налоги на зарплату, расходные материалы), а остаток, если он есть – на покупку сенсорного оборудования и игрушек для центра. Мы не получаем ни помощи от государства, ни грантов от благотворительных фондов и спонсоров у нас нет. Поэтому, для обеспечения самоокупаемости, занятия у нас платные.
Обучение методу DIR/ родителей и специалистов
Обучение методу DIR как гуманистическому направлению в воспитании и развитии детей – также очень важная цель для нас. Знание функциональных эмоциональных стадий развития, описанных Стенли Гринспеном, умение налаживать с ребенком контакт, создавать теплые, поддерживающие, способствующие развитию, отношения, пригодятся всем, кто общается с детьми – от нянь и воспитателей детских садов до школьных учителей и детских врачей, от родителей до специалистов коррекционных и развивающих центров.
Источник
АЛЬБОМ-ПОСОБИЕ
«Сделай серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения».
К.Д.Ушинский
Обучая детей младшего школьного возраста, я столкнулась с таким фактом: в последние годы среди учащихся появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего урока. Я задумалась над тем, чем увлечь детей, как заинтересовать учебным процессом. И такой путь я нашла через игру. Именно обучение в игре и через игру позволило заинтересовать всех детей на уроке, не перегружая их, а наоборот, развивая их индивидуальные способности.
Подбирая игры к уроку, важно учесть уровень сложности и доступности изучаемого материала . Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть достаточно активными. При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Ученики становятся главными фигурами образовательного процесса, что делает обучение личностно – ориентированным.
В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика коренным образом изменяются. Учитель в игре перестает быть для ученика только источником знаний и становится режиссером игры и консультантом по организации познавательной деятельности. Ученики же в игре активные участники учебного процесса: они сами определяют цель игры, ищут способы её достижения, вырабатывают возможные пути решения возникающих задач.
Каждый опытный учитель хорошо знает, какое большое значение имеет использование элементов занимательности, игры для пробуждения и поддержания у детей интереса к проводимым на уроках упражнениям, особенно когда речь идет о более или менее однотипных тренировочных упражнениях.
Большую помощь в организации игровой деятельности оказывает использование компьютерных технологий.
Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас). Нужно только найти его и подать детям, что пробудит и их самих к подобным находкам и открытиям.
Учитывая этот неоспоримый факт, я стремлюсь включать в урок различные дидактические игры.
«Кто внимательный?».
Отгадайте имя мальчика по первым звукам слов: фрукты, ель, дом, яблоко. (Ответ: Федя).
«Слоговой аукцион».
Продолжите: фла…(-кон,-жок), фор…(-ма, -точка), фи…(-лин, – кус), бу…(-кет, -фет), кон…(-фета, – церт).
«Кто больше?».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Сначала перебираем все слова с буквой П «на полу» (плинтус, паркет, палас), затем «на потолке» (лампа, побелка, паучок, патрон).
Можно поискать слова на небе, на море, на улице и даже в кастрюле.
«Наоборот».
Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука С.
Мир – (ссора), трусливый – (смелый), пасмурный – (солнечный), легкомысленный – (серьезный), горькое лекарство – (сладкое), соленый огурец – (свежий).
«Дополни предложение».
На столе лежит … (салфетка), на тарелке … (сыр, сливы), а в салатнице … (салат и соленые огурцы).
Стол застелен … (скатертью), на скатерти стоит блестящий … (самовар), рядом в вазочке … (сахар, сливовое варенье).
«Наборщик».
Составьте как можно больше слов из букв слова ТРАНСПОРТ – (торт, трос, торс, спорт, рот, нос, сон, сорт, сота, рапорт и др.).
«Доскажи словечко».
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу бья я клюшкой,
А называюсь я – … (хоккей).
Хлоп – и конфета стреляет,
Как пушка!
Каждому ясно: это … (хлопушка).
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой … (щеткой).
У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок).
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится … (кошки).
«Подберите рифму».
ХРАБРЕЦ (молодец, удалец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец).
«Звук заблудился».
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла? …
Ус (ум) хорошо, а два лучше.
Жди у горя (моря) погоды.
Мы вместе с детьми путешествуем по Риторическому царству, сочиняем сказки, считалки, учимся правильно произносить скороговорки. На первых порах это такие задания:
- «Сказочный лес». Цель: развитие воображения и речи у детей. Каждый участник игры получает карандаши и рисунок – схему с незаконченными изображениями. Играющий дорисовывает незаконченные фигурки. У каждого получается сказочный лес, о котором можно составить рассказ или сказку.
- «Фрукты». Участник игры должен назвать фрукты, которые нарисованы на картинке, и подумать, каким цветом их необходимо раскрасить. Затем найти загадки о фруктах и загадать их взрослым или своим одноклассникам.
- «Чем могут быть эти предметы?». Цель: развитие воображения и творческих способностей детей. Потребуется несколько предметов, не имеющих четкого назначения (палочки, кубик, брусок, коробка, картонки, открытки, камешки). Ведущий берет любой предмет и предлагает подумать, чем он может быть в игре. Можно организовать веселое соревнование – кто назовет больше.
- «Перевертыши». Для задания используется текст, где в отдельных словах переставлены буквы: «Заяц. Ноги у зайца НЫЕАРЗ (разные). Передние КИЕРОТКО (короткие), задние длинные. ЭТОМПОУ ЯАЦЗ в ОРГУ и БЕТЖИ ОГЛЕК. (Поэтому заяц в гору и бежит легко). А с горы он ИТЛЕТ (летит) кубарем РЕЧЕЗ (через) ЛОГОУВ (голову).
Почему я решила выделить уроки обучения грамоте? Именно на этих уроках первоклассник должен испытать радость преодоления интеллектуальных трудностей, но для этого он должен включиться в их решение. Вот тут игра и становится незаменимым помощником учителя.
Предлагаю подборку дидактических игр. Надеюсь, что предлагаемые игры будут полезными при обучении и помогут учителю реализовать на практике слова известного педагога В.А.Сухомлинского:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать».
ЗВУКОГНОМИКИ. РАЗЛИЧАЕМ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ « ТЕРЕМОК» ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ , РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ЧИСТОГОВОРКИ В КАРТИНКАХ
ИГРА «СОСТАВЬТЕ СЛОВА»
ИГРА «ВЕРЮ- НЕ ВЕРЮ»
ИГРА «ИЗМЕНИ БУКВУ»
ИГРА «СОБЕРИ СНЕГОВИКА»
СОБЕРИ ПАЗЛЫ
Речевая полянка.На этапе закрепления изученного материала.В каких словах спряталась буква О? Составь историю на тему «Весёлые друзья» или «Дружба»
РАССКАЗЫ С ДОГОВАРИВАНИЕМ
Источник
«РЕЧЕЦВЕТИК» (КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Аннотация: в статье представлена одна из форм комплексного подхода к коррекции и развитию речи детей с ОВЗ.
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится осо- бенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше. Актуальность логопедиче- ской психолого-педагогической практики коррекции речи подтверждена временем. Своевременная помощь служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Комплексный подход к вопросам развития речи и общения в детском саду предусматривает значи- тельное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка, развивает духовный и творческий потенциал ребенка и дает возможность адаптироваться ему в социальной среде Взаи- модействие учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя в использовании логоритмики в ДОУ предусматривают исключительно благоприятные условия для развития языка. Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Среди прочих игр, театрализованные игры также оказывают огромное развивающее влияние на речь. Они активизируют детскую поисковую деятельность в форме грамматики, воспитывают языковое чутье.
Модель речевого развития реализуется в трех направлениях, через:
• систему занятий по дошкольному курсу риторики в кружке «Будущие Сократы»;
• работу клуба «Речецветик» в ходе логоритмических занятий на основе музыкально-двигательных, рече- двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений;
• театрализованные праздники и развлечения.
Репертуар, предлагаемый в процессе игр-занятий в клубе «Речецветик», разновариативен. Отработанные номера включаются в общие праздники и развлечения.
Цель: развитие речевой функции детей, коммуникативных качеств личности, творческого потенциала детей с нарушениями речи через использование различных форм деятельности образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально- коммуникативное развитие».
Задачи комплексной модели речевого развития детей с нарушениями речи:
1. Работать над развитием речевой функции воспитанников:
корректировать моторные отклонения и нарушения в произношении;
развивать просодические компоненты речи;
формировать фонематическое восприятие и фонематические представления;
обогащать и активизировать словарь.
2. Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собесед- ником в разных речевых ситуациях.
3. Развивать певческие навыки: мелодическую интонацию, дыхание между фразами, динамические голо- совые оттенки.
4. Формировать навыки слушания музыкальных произведений. Развивать эмоциональную отзывчивость через восприятие классической музыки.
5. Совершенствовать навыки движения под музыку, игры на музыкальных инструментах.
6. Способствовать развитию двигательной сферы, навыков пространственной ориентации и зрительно- моторной координации.
7. Развивать перцептивные и когнитивные процессы эмоциональные реакции, сочетания речи, движения, музыки, речевой активности.
8. Расширять представления детей об окружающей действительности.
9. Формировать активность, самостоятельность и произвольность поведения.
Принципы комплексной модели речевого развития:
1. Принцип развития.
2. Систематичность педагогического воздействия.
3. Принцип учета индивидуальных особенностей.
4. Принцип учета ведущей деятельности.
5. Принцип комплексного воздействия.
За основу перспективного плана работы взяты:
• по дошкольному курсу риторики в кружке «Будущие Сократы» методическое пособие З.И. Курце- вой «Ты – словечко, я – словечко» (с вариантами занятий по дошкольной риторике с теоретическим ком- ментарием);
• в работе клуба «Речецветик» методические пособия М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду» (сценарии занятий для детей от 4 – 7 лет), методические рекомендации О. П. Радыновой
«Песня, танец, марш», «Сказка в музыке», Т. М. Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».
В ходе занятий представляется широкий спектр деятельности педагогам для реализации своих креативных способностей с целью применения разнообразных методов и приемов педагогического воздействия для разви- тия речевой функции детей, коммуникативных качеств личности, творческого потенциала детей с нарушениями речи.
Занятия в кружке «Будущие Сократы» начинаются в старшей и продолжаются в подготовительной к школе группе. В программе дошкольного курса риторики выделяются три части: общение, речевой этикет и техника речи.
Они взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой. Занятия начинаются с начала учебного года с сентября по май (включительно), по одному занятию в месяц, всего 9 занятий в год в каждой речевой группе. Дошкольный курс риторики включает 18 занятий.
Занятия в клубе «Речецветик» представлены итоговыми обобщающими занятиями по лексико- семанти- ческим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» либо тематическими логоритмическими занятиями на основе НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи, художественно-речевой, музыкально- ритмической деятельности, физкультуре, индивидуальных занятий с воспитанниками, нерегламентированных видов деятельности по развитию речевых навыков.
Обобщающие занятия проходят 1 раз в квартал и находятся в тесной связи с другими средствами комплекс- ного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 – 35 минут в зависимости от возраста детей. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности и частая смена видов деятельно- сти, что позволяет поддерживать интерес к происходящему, способствует установлению ими причинно- следственных связей между предметами и явлениями действительности.
Структура занятия:
• ходьба и маршировка в разных направлениях;
• упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
• упражнения на развитие общей и мелкой моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;
• вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
• песни и стихи, сопровождаемые движениями рук для развития плавности и выразительности речи, рече- вого слуха, речевой памяти, координированного тренинга;
• музыкально-подвижные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
• мело- и ритмодикламация для координации слуха, речи, движения;
• упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно- образного мышления;
• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоционально- сти выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
• упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Основополагающий принцип всего перечисленного – тесная связь с музыкой, так как она с ее огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.
Однако, не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться ( закрепляться) или использоваться на других занятиях. Воспитанники представляют полу- ченные навыки в тематических праздниках и развлечениях. Подведением итога работы комплексной модели
«Речецветик» в конце учебного года является участие в неделе театра, где дети демонстрируют личностные качества (самостоятельность, активность, произвольность поведения), умение общаться в разных речевых си- туациях и на речевом материале любой сложности.
Библиографический список
1. Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6-7 лет в ДОУ. – Воронеж: Издательство И.П. Лакоценин, 2012. – 224с.
2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
Источник