Речь в развитие ребенка fb2
Елена Янушко
Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет
От автора
Предлагаемая вашему вниманию книга описывает начальный этап работы с неговорящими детьми 1,5–3 лет. Главная цель книги – описать игры и упражнения, а также специальные приемы работы, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.
В книге подробно рассматривается специфика работы с детьми раннего возраста, отстающими в речевом развитии. Такая работа требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, так как методика занятий с малышами коренным образом отличаются от занятий с детьми дошкольного возраста. В настоящее время предлагается широкий выбор книг и пособий для логопедических занятий с дошкольниками, а вот описание практического опыта работы с малышами встречается гораздо реже.
Известно, что именно в раннем возрасте (до 3–4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.
Книга имеет практическую направленность, все теоретические аспекты проблемы намеренно опущены. Мы описываем исключительно практический опыт работы с безречевыми детьми раннего возраста. Советуем помнить, что для адекватного восприятия предлагаемого материала необходимо понимать механизмы, закономерности и этапы развития речи как в норме, так и в случае речевых нарушений.
Представленный вашему вниманию материал отобран по уровню эффективности: мы выбрали для книги только самые интересные игры, любимые детьми, дающие отличные результаты. Помимо эффективности, мы позаботились о простоте и удобстве: материал в книге строго систематизирован, игры и занятия с детьми описаны понятно и подробно, тексты и ход игры быстро запоминаются.
Описанные этапы работы вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью.
Мы искренне надеемся, что эта книга будет полезна как для специалистов, так и для родителей.
Логопедические занятия с детьми раннего возраста
Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста
В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?
Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п.
Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5–5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.
На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов – логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.
В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.
Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.
При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае – об общем недоразвитии речи (ОНР).
Особенности занятий с детьми раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.
Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:
Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.
Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.
Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Друзья, я неоднократно рассказывала про свое неравнодушие к вопросу развития речи у малышей. Во-первых, моя мама работает с логопедическими детьми больше 20 лет, во-вторых, несмотря на мои старания с момента рождения ребёнка, у сына все равно небольшая задержка речи. Поэтому я знаю, что легко и просто этот вопрос не решается, если у малыша какие-то проблемы. С запуском мы справились, осталось дождаться постановки всех звуков. Я «перелопатила» наверное все возможные книги, пособия и рекомендации на эту тему.
Было уже несколько постов с обзором книг для родителей, но сегодня я решила поделиться с вами самыми лучшими, на мой взгляд, пособиями и детскими книгами.
Ведь родители могут сделать очень и очень много сами, без привлечения специалистов.
Скажу честно, в этом обзоре у меня есть промокод, который добавляет 10% к уже имеющимся скидкам 40-60% на эти методички. Так как цены действительно выгодные, и часть этих пособий я покупала в обычном магазине, без скидок, предлагаю вам воспользоваться возможностью онлайн-покупки на сайте Mamsy. В любом другом случае я бы не использовала возможность рекламы какого-то магазина. Привожу фотографии сразу с ценами. Сам промокод и подробности после описания книг.
Вот наши любимые книжки и пособия:
Первые три автора -это наверное одни из самых известных и авторитетных авторов по развитию речи. Книги для родителей Янушко и Новиковской мне очень помогли в составлении занятий для ребенка и вообще понимания, как запустить речь. Теперь закрепляю с помощью их же занятий.
1. Годовой курс и альбомы Елены Янушко
И вот такие альбомы для занятий:
2. Книги Надежды Жуковой
Всем старшим дошкольникам педагоги рекомендуют букварь Надежды Жуковой. Все эти книги подходят не малышам, которые только начинают говорить, а деткам постарше, для помощи в постановке звуков.
3. Книги Ольги Новиковской.
Вот тут как раз варианты для малышей
И несколько таких альбомов (см. галерею), у нас красный – мне нравится
4. Большой логопедический учебник.
Я сама не покупала, но у нескольких моих подруг такой, они считают его самым лучшим и универсальным
5. Годовой курс занятий от ЭКСМО.
Наш любимый годовой курс занятий. Сын сам приносит, конкретно в этой книжке занятия разнообразные – от года до трёх и старше. Я думаю, можно брать на год с опережением, его хватит на пару лет. А так, по идее, есть для каждого года (прикрепила в галерею)
6. Первая книга знаний малыша.
Бюджетная и тоже одна из базовых для малышей от года для развития речи. Есть аналоги, у нас конкретно этой не было, была похожая. Привожу в галерее фото нескольких страниц.
7. Хорошие бюджетные альбомы других авторов-Степанов, Володина и др.
На мой взгляд, достаточно иметь 1-2 таких, чтобы у ребёнка всегда был интерес к новому, плюс иметь какой-то базовый курс. В галерее несколько вариантов.
8. Книжки-находилки.
Просто обязательны к прочтения с детьми от года до двух. Как правило, все дети обожают книги с окошками, бытовыми картинками и возможностью искать знакомые предметы. Очень хорошо расширяют словарный запас.
Вообще, конечно, на mamsy.ru огромный выбор методичек, книг и детских игр. Вы можете посмотреть и другие. Это мой любимый раздел в любом магазине) А так – на сайте есть всё-и одежда для детей и взрослых, и косметика, и товары для дома. Там сейчас скидки на зимнюю одежду и товары к школе. И промокод действует на любую продукцию. Поэтому можете его использовать при любой покупке до 18 июля.
Если вы покупаете там в первый раз, то скидка будет плюс 10% к заказу и имеющимся акциям:
babies10010
Если вы уже там покупали, то скидка будет 7%:
babies1007
Есть ещё один подарок от сайта:
При регистрации по ссылке вы получаете 275₽ на покупки, ими можно оплатить до 30% стоимости товара + использовать промо на 10%.
Источник
Книги, которые помогут Вам и вашему ребенку правильно говорить
Начиная готовить ребенка к школе мы зачастую пытаемся увеличить его кругозор чтением энциклопедий и подобной литературы, не подозревая о самых важных моментах, необходимых для обучения в школе – развитие мелких мышц рук, развитие речи, фонематического слуха, увеличения словарного запаса и т.п.
Конечно же, все родители, обратив внимание на речь своего ребёнка, хотят где-то её улучшить, если им кажется, что у ребёнка есть какие-то проблемы.
Сделать это без помощи логопеда довольно сложно.
Но сидеть сложа руки тоже не стоит. Чем больше заниматься, тем скорее получишь нужный результат. Так и во всем в жизни.
Не покупайте никакие логопедические энциклопедии и литературу, предназначенную для специалистов.
Развитие речи в раннем возрасте – это ее общее развитие.
Для этого идеально подходят различные рабочие тетради для детей, их сейчас великое множество. Выбирать нужно, разумеется, внимательно, так как некачественной продукции так же очень много.
Предлагаем вам некоторые варианты литературы, которую можно найти самостоятельно.
1. “Школа семи гномов” – это комплексная система развития ребенка от рождения до школы. У каждого года свой цвет (семь лет – семь цветов радуги), свой гномик и свой герой; по 12 пособий на каждый год жизни. Каждое пособие – полный систематизированный курс занятий по определенному разделу знаний (в т.ч. и речи). Пособия составлены в соответствии с современными образовательными стандартами.
Изд. “Мозаика – Синтез”.
2. Рабочие тетради серии “Воробышек” (изд. дом “Карапуз”) для детей 3-5 лет. Системное обучение в игровой форме, интересные развивающие задания по развитию речи, памяти, мышления и т.д. Плюс страничка для взрослых, рекомендации специалистов и внятные комментарии.
3.Книга Ткаченко Т. А. “Логопедические упражнения”
Довольно красочная, содержит много иллюстраций. Вся сопровождена игровой формой заданий, которые нужно выполнить. Удобный формат, особенно в дорогу летом, когда хочется в пути увлечь ребенка. Хорошее оформление заданий, удобно расположенных по страницам.
Данная книга интересна новыми задачками на логику, и эрудицию, и пространственное мышление… Ребенок воспринимает как игру, задания проходят с интересом и неутомительно.
4.Книга “Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса” Елена Пожиленко.
Отличной пособие по развитию мелкой моторики (пальчиковая гимнастика в стихах), мимические упражнения, развитие речевого дыхания и голоса, речевая зарядка.
В рамках 17 лексических тем предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие артикуляции.
Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка дошкольного возраста.
5.”Логосказки”, “Мяч и речь”, “Логопедия в диалогах”, “550 упр для развития речи”, “6 шагов к развитию речи”, “Логоигры” – издательства “КАРО”.
Содержат упражнения для развития мелкой моторики, мимические упражнения , развитие физиологического и речевого дыхания, работа над силой голоса. Плюс методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у дошкольников.
И вообще, “Лото” на любые темы в больших кол-вах. Это лучшая игра для развития речи в любом возрасте.
6.Е. Косинова “Логопедический букварь”
Хорошая книга. Большой формат. Яркие, понятные рисунки. Логопедическим он считается, т. к. буквы расположены по уровню сложности от простого, к сложному.
Пособие, которое используется во многих логопедических дет.садах.
7.И. Скворцова «Логопедические игры»
Книга поможет научить детей говорить красиво, правильно, грамотно.Представлены упражнения разной степени сложности, в основном для детей дошкольного возраста. Есть главный герой – Зайчик, вместе с которым ребенок путешествует по книге и выполняет упражнения.
Эту книгу можно купить с СD.
Книга грамотно поделена на 7 разделов. В плюс можно отнести то, что все животные изображены реалистично (а не как во многих книгах – сплошные мутанты)
Сама книга представляет из себя комплекс “Основное развитие речи”, которым можно активно пользоваться уже с 2,5 лет.
Постановка звуков – это то, что на диске. Приёмов постановки звука на диске НЕТ. Там есть комплексы упражнений разного уровня ( от слогов для постановки до скороговорок и чистоговорок для автоматизации звука) для отработки произношения наиболее трудных звуков: Р-Р’, Л-Л’, К-К’, Ш-Щ, С-С’, Ч, Ж и т. д.
Источник
Антонина Григорьевна Рузская, Софья Юрьевна Мещерякова
Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста
Введение
Настоящее пособие является частью методического комплекта к программе «Первые шаги», которая охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.
Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста.
Речь – это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением.
Речь – наиболее совершенное, емкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребенка с окружающими людьми. С ее помощью малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться.
Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.
Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Процессам восприятия слово придает обобщенный характер; внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы памяти превращаются в акты произвольного запоминания.
С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребенка. Речь помогает ребенку регулировать свое поведение, оценивать его. Именно речь позволяет малышу осознанно формулировать цели своих действий, отбирать для их осуществления необходимые средства, создавать воображаемый игровой план.
Овладение речью имеет огромное значение для вхождения ребенка в общечеловеческую культуру. Слушая сказки, стихи, песни, малыш с ранних лет приобщается к истокам народного творчества, знакомится с произведениями детских писателей и поэтов, у него формируется интерес к книге.
Учитывая важность данной проблемы, в детском учреждении необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.
Задачи и содержание работы по развитию речи с детьми раннего возраста
Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью.
Большинство малышей в начале второго года жизни хорошо понимают слова взрослых, когда они включены в конкретную ситуацию. Этап в развитии речи, когда ребенок понимает то, что ему говорят, но сам еще говорить не умеет, называется этапом «пассивной речи». На этом этапе задачами воспитания являются дальнейшее развитие у детей понимания речи взрослых, постепенное овладение активной речью и преодоление ее ситуационной связанности.
Пассивная и активная речь развиваются в единстве. Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений и пр. Важную роль играет побуждение детей к выполнению просьб, поручений, советов (в быту, игре). При этом ребенок учится устанавливать связь слова с предметом и действием, выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.
Важно создавать условия для усложнения грамматического строя речи детей. С этой целью педагог должен давать соответствующие образцы и побуждать малышей использовать в речи предложения, состоящие из двух и более слов, вопросительные и восклицательные формы предложений, разные части речи.
Необходимо также уделять внимание развитию у детей фонематического слуха (способности различать звуки и звукосочетания), так как он является одним из важных условий, определяющих способность ребенка понимать речь, воспроизводить звуковые образцы взрослого, самостоятельно произносить слова и фразы.
На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями – очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речепорождающую ситуацию достаточно трудно; для этого требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей. Важно, чтобы все эти приемы не были оторваны от конкретных жизненных интересов малышей, чтобы это не были формальные занятия по развитию речи.
В данном пособии представлены игры, побуждающие детей сопровождать свои действия словами, рассказывать о своих впечатлениях, отвечать на вопросы. Многие игры и занятия сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события.
Постепенно речь отделяется от наглядной ситуации. С целью преодоления ситуационности речи взрослые должны общаться с детьми не только по поводу наглядной ситуации, но и беседовать о том, что они не воспринимают в данный момент (о том, что было вчера, будет завтра, и пр.). В пособии содержатся рекомендации по проведению игр и занятий, направленных на развитие у детей умения слушать речь взрослого без опоры на наглядную ситуацию, пересказывать услышанное.
Большое значение для развития понимания речи, расширения словарного запаса, усложнения грамматического и интонационного строя речи имеет чтение детям книг, рассказывание сказок. Знакомя малышей с художественными произведениями, педагог должен вместе с детьми рассматривать и обсуждать иллюстрации, помогать разучивать короткие стихи, песенки. Очень важно поощрять детское словотворчество (рифмование слов, придумывание стишков, новых слов), организовывать речевые игры-забавы.
Приобщение детей к художественной литературе имеет большое значение для личностного и общекультурного развития детей. Яркие образы, красота и мелодичность слога произведений, выразительные интонации и артистизм педагога пробуждают у малышей любовь к чтению, способствуют формированию художественного вкуса, чувства родного языка. Приобщаясь к литературному творчеству, малыши учатся сопереживать героям произведений, знакомятся с нормами взаимоотношений между людьми, получают первые представления о положительных и отрицательных поступках и моральных качествах (добрый – злой, честный – нечестный и др.).
В раннем возрасте развивается еще одна важнейшая функция речи – регулятивная. У ребенка появляется способность управлять своим поведением с помощью слова, планировать свои действия. Выполняя инструкции и поручения взрослых, малыш учится действовать не импульсивно, а подчинять свое поведение сначала слову взрослого, а потом и своему собственному. Эта способность возникает не сразу. Бывает, что малыш понимает просьбу или инструкцию взрослого, даже начинает действовать в соответствии с ней, но не может до конца реализовать намерение. Например, ребенок по просьбе взрослого идет за книжкой, но по пути отвлекается на какую-нибудь игрушку. Долгое время воспринимаемые предметы и сложившиеся двигательные стереотипы остаются более сильными побудителями действий, чем значение слов взрослого. Развитию у ребенка способности подчинять свое поведение словесной инструкции следует уделять специальное внимание. В пособии представлены игры и занятия, предполагающие выполнение детьми речевых инструкций взрослого.
Отдельным направлением педагогической работы является развитие у детей мелкой моторики – движений кистей и пальцев рук. Эти упражнения стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего в том числе и за развитие мелкой моторики. В пособии представлены игры, направленные на развитие движений кистей и пальцев рук, сопровождаемые несложной ритмической речью, стихами.
Итак, в сфере речевого развития ребенка перед педагогами стоят следующие задачи:
• развитие понимания речи;
• развитие активной речи;
• приобщение к художественной литературе.
Эти задачи решаются как в ходе взаимодействия воспитателя с детьми в повседневной жизни, так и при проведении специальных игр и занятий.
Для развития речи детей раннего возраста необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник