Речь у ребенка 5 лет каша

Речь у ребенка 5 лет каша thumbnail

С вами Ольга, многомама и логопед, и я продолжаю рассказывать о признаках одного из самых распространенных сейчас нарушений речи – дизартрии. В предыдущей статье я писала, что дизартрию, в отличие от множества других нарушений речи, можно заподозрить даже в раннем младенчестве. Сегодня расскажу, как развивается ребенок, которому в будущем может быть поставлен этот диагноз.

Напоминаю, что дизартрия – это нарушение лишь звукопроизносительной стороны речи. То есть ребенок нормально накапливает словарный запас, а него нет проблем с согласованием слов в предложения и выражением своих мыслей – то есть у него сохранно освоение речи как системы. Однако ребенок, подозреваемый по дизартрии, часто начинает говорить с задержкой. Почему?

Да потому, что им просто трудно. Центр (головной мозг) посылает сигналы периферии (органам ротовой полости), но в процессе где-то замыкает, и на периферии мы видим неточность артикуляционного движения, нарушения мышечного тонуса, подвижности органов артикуляции. Мозг даёт сигнал подняться языку вверх, например, для произнесения звука Ш, но тонус уводит язык вбок, слабость не позволяет подняться, а нарушения чувствительности не позволяют ребенку быть уверенным, действительно ли язык там, где нужно.

Дети с легкой дизартрией (а мы сейчас говорим именно о лёгкой степени, ведь дети с тяжёлой часто в принципе не способны даже пошевелить языком) головушкой уже до речи дозревают, но управлять своими органами артикуляции им труднее, чем обычным детям. Первые простые слова появляются обычно вовремя, но вот переход к фразе и накапливанию активного словаря происходит медленнее, потому что для этого требуется быстрое и уверенное переключение между разными артикуляционным позами, а это как раз ребенку и трудно.

Как было у моего сына Дани, у которого я заподозрила дизартрию года в два. Могла бы и раньше – даже в грудном возрасте, как писала а прошлой статье, но не очень хотела верить.

В два года фраза у него была – Мама, ням-ням. Биби туту. И тому подобное. А вот слов с переключением (вода, коты и тп) – не было почти до трёх лет. Мои предыдущие дети начинали хорошо говорить ровно в 2 года 3 месяца, Даня по их стопам не шел. Себя он именовал Няня, и виртуозно использовал свою ограниченную лексику. Например, словом нямням он называл все вкусное, словом дябдяб – так себе еду, и словом бьябья – совершенную гадость . Все это было безумно мило, но ближе к Данным трем годам начало меня напрягать .

Спас сенсорный удар. Это мой личный термин. Ребенок приехал на море. Первые слова с переключением появились у него через неделю, к концу трехнедельного отдыха он говорил понятно для окружающих. Речевой взрыв за две недели. Наращивание лексики с тех пор происходило лавинообразно, и в сентябре я изумлялась своим же записям его смешных словечек – неужели это было так недавно ?

Но оптимизм оптимизмом, а факты фактами – задержка речевого развития имела место быть, и виной тому – дизартрия. Именно тогда я начала ее впервые подозревать. А особенности речи меня в этой мысли укрепили .

Наш легонький дизартрик заговорил, и что мы слышим? Слышим в общем нормально по возрасту развитую речь. Дети с дизартрией не испытывают проблем с усвоением и реализацией лексико-грамматической системы языка и, кое-как управившись с непослушными языком и губами, нормально наращивают лексику и зачастую обладают речью в целом довольно развитой.

Но их речь часто слегка замедленная, производит впечатление обстоятельной. Ребенку с дизартрией нужно больше времени, чем ребенку без нее, для того чтобы переключаться между артикуляционными укладами . Иногда такой ребенок выглядит очень умным. Его медленное и обстоятельное изложение тому способствует. Он критично относится а своей речи и стремится сделать её понятной, как может.

Это если мы берём ребенка без сопутствующих нарушений высших психических функций, лёгкого снижения интеллекта. А такие проблемы могут сопутствовать дизартрии – ведь причина одна, повреждение мозга. Если сопутствующие нарушения есть – ребенок, наоборот, может абсолютно невнятно тараторить, некритично относясь к собственной речи, и нимало не беспокоясь о ее понятности.

Что еще. Глотает слоги или наоборот, повторяет многократно один и тот же слог. Мысль ушла вперёд, а язык на месте остался – вот полслова и проглотилось. Или застрял, на может переключиться. Или вперёд убежал, а потом опомнился и вернулся – следовательно слоги переставил. Всевозможные капетики и пикишоны у детей с дизартрией в речи сохраняются дольше, чем в норме .

Поскольку дизартрия – это не только нарушение артикуляции, а ещё и голоса, и дыхания, и интонационной выразительности – такие дети часто бывают либо слишком громкими и визгливыми, либо наоборот – тихо и монотонно говорящими, что делает их речь ещё более невнятной.

Ну и наша каша. Заплетающийся язык, зажатая речь – ребенок говорит как будто сквозь зубы, речь также может казаться сюсюкающей, а может все это сочетаться вместе. Все это – проявления нарушений мышечного тонуса и проблем с управлением органами артикуляции. Язык у таких детей действительно заплетается, не успевая за течением речи, тонус мышц губ и языка приводит к ощущению зажатости, а повышенный тонус спинки языка – к смягчению звуков и, следовательно, к сюсюкающей интонации .

Читайте также:  Пуловер для ребенка 5 лет

И самое главное – очень специфические нарушения звукопроизношения. Об этом в следующей статье.

Источник

«Говорит, как будто кашу в рот набрал», — так характеризуют речь детей, страдающих дизартрией. На самом деле, это серьезное заболевание, которое требует лечения, вплоть до медикаментозного. Однако, как отмечает логопед-практик высшей категории Людмила Казанцева, родители зачастую не придают особого значения проблемам с речью у малышей, считая, что с возрастом пройдет.

Людмила Алексеевна не раз рассказывала читателям «МК на Алтае» о логопедических трудностях, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения в школе. На этот раз мы говорим о нарушениях речевой деятельности у дошкольников, что впоследствии так же может принести немало проблем в процессе обучения, да и просто общения со сверстниками.

— Людмила Алексеевна, давайте начнем с определения. Что такое дизартрия, как она проявляется?

— Если коротко, то можно сказать, что это заболевание, связанное с недостаточной иннервацией речевого аппарата. То есть, нарушена связь нервных волокон, по которым передаются импульсы к головному мозгу. Язык, губы не получают нужной команды, отсюда происходят трудности со звукопроизношением. Речь у таких детей смазанная, невнятная. Они не выговаривают некоторые слоги, «проглатывают» или путают звуки, нарушают слоговую структуру слова, например, говорят «двизда», вместо «звезда». Есть несколько форм дизартрии, вплоть до полного отсутствия речи. Самая распространенная – стертая, легкая форма. Этот диагноз сегодня ставят чуть ли не каждому второму ребенку при поступлении в детский сад.

— Мало кто из трехлеток может проговаривать четко все звуки. Может быть это возрастное?

— Может быть. Но если специалист ставит диагноз, назначает необходимое обследование, лечение, значит, он видит проблему. И не стоит игнорировать эти рекомендации, как, к сожалению, поступают многие родители. Мне дико слышать от мам, у которых ребенок в трехлетнем возрасте не может связать двух слов или вовсе не говорит, что это не страшно, пройдет. «Вон соседский Ванька в пять заговорил, и наш к школе научится», — рассуждают они, не задумываясь о том, что идет серьезная задержка речевого развития. Да, скорее всего ребенок действительно рано или поздно начнет разговаривать, но если пустить патологию на самотек, не пройти лечения, она даст о себе знать в школе в виде дисграфии (нарушение письма) или дислексии (нарушение чтения).

— В каком возрасте родители должны бить тревогу и бежать за помощью к специалистам?

— Есть определенные возрастные этапы развития речи. В год обычно дети уже умеют строить простые фразы «Мама дай», «Собачка гав-гав», в три – говорить предложениями, в четыре, в этом возрасте формируется фонематический слух – речь должна быть четкой, понятной. В пять — проговаривать все звуки, сохраняя структуру слова. Если на каком-то этапе вы видите нарушения, это как минимум повод обратиться за консультацией к неврологу. Дизартрия поддается коррекции, и чем раньше она будет выявлена, тем больше шансов, что ребенок пойдет в обычную, а не коррекционную школу и будет успешно учиться.

— В чем заключается лечение?

— Это комплексная работа невролога, логопеда и, конечно, родителей. Нередко бывают случаи, когда мама отказывается давать медицинские препараты, назначенные врачом, считая, что это всего лишь нарушение речи, зачем пичкать лекарствами. Повторюсь, дизартрия — это заболевание, связанное с нарушением работы нервной системы. После того, как ребенок пройдет курс медикаментозного лечения, подключается логопед. На сегодняшний момент есть достаточно эффективные методики по формированию речевого дыхания, развитию грамматического строя полноценной связной речи. Отличные результаты дают артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, который позволяет нормализовать тонус язычной и мимической мускулатуры. К сожалению, навыками массажа у нас в крае владеют лишь единицы логопедов и, пользуясь случаем, я бы хотела призвать коллег серьезнее отнестись к этой методике. Поверьте, она дает колоссальные результаты.

— Людмила Алексеевна, вы говорите, что дизартрия — довольно распространенное заболевание у современных детей. С чем это связано?

— Когда я только начинала работать в школе, а это было еще в советские годы, ребятишки с нарушением произношения тоже были, но они были скорее исключением. Сегодня проблема приобретает не только массовый, но и глубинный характер. Задержка психического развития у детей, общая недоразвитость речи, когда нарушена вся языковая структура, — увы, не редкость. С чем это связано? Над этим вопросом ломают головы ученые всего мира.

— А у вас есть свои предположения?

— Это может быть тяжелая беременность мамы, кесарево сечение, стрессы, плохая экология, нездоровая пища или все в совокупности. Сегодня мало кто из мамочек может похвастаться тем, что беременность и роды прошли гладко, соответственно, растет число детей, рожденных с той или иной патологией.

— Большой поток информации, который обрушивается на детей с первых дней после рождения, может быть причиной нарушения развития речи?

— Безусловно. Современные детки еще говорить не научились, а уже владеют компьютерами и гаджетами. Причем зачастую родители используют это в качестве поощрения: «Маша, съешь кашку, дам планшет». Дети не успевают усваивать информацию, их мозг засоряется ненужными «файлами». Не случайно же есть определенные ограничения по времени для каждого возраста на просмотр телевизора, компьютерные игры. И это тоже не стоит игнорировать.

Читайте также:  Ребенок 5 лет режим

— Что в заключение вы посоветуете родителям?

— Больше общайтесь со своими детками, расширяйте их кругозор, словарный запас. Ну а если, так случилось, что у вашего ребенка не получается освоить речь, не ругайте за плохое произношение, а проконсультируйтесь со специалистом. Все поправимо, главное — желание.

Источник

печально,но почти к 5годам ребенок плохо говорит
если сравнивать,то как 3хлетний примерно(хотя некоторые к этому возрасту прогресс имеют),звуки как каша во рту,плюсом еще заикание добавилось
у невролога состоим на учете,логопеда найти не получается,в садике тоже нет логопеда.
через 2-3года в школу
что то растроилась я
во дворе гуляем во дворе,на других детей посмотришь,родителей послушаешь…
да и на форуме почитаешь,и стихи наизусть знают,и читать уже умеют
а мой сынок этими талантами не блещет
к чему все это я пишу,да просто настроение накатило что ничего не получается у нас

так может просто темку завести другую – как найти логопеда в вашем районе и начать активно заниматься? и тогда все получится, помогите ему немножко:)

есть бесплатные логопеды…девочки из пед.института занимаются-практикуются…хотите….дам телефончики

Бесплатно конечно хорошо, но не тот случай. Ладно бы один звук поставить, а здесь их несколько. Может без тренировок молодых спецов обойтись, а все таки заплатить и поискать логопеда, которого может даже здесь посоветуют. Еще как дополнению к спецу можно их подключить, да и то у ребенка и так заикание, не перегрузите его, а то еще и усугубится, если подгонять его бешенными темпами начнете. Все ИМХО, спорить не собираюсь ни с кем. Это я ТАК думаю

Джоли

ничего не получается у нас

вот в первую очередь от этих настроений избавиться!!!
составить список необходимых действий и пошагово выполнять, а через пару лет хвастаться тут будете, ка ребенок приз на конкурсе чтецов выиграл!
а какой район? у нас в кировском в музыкальную школу №3 приводят в школу развития деток и с такими проблемами – и есть положительные результаты 🙂

когда живется дружно, что лучше может быть?

мне ваша проблема близка, нам скоро пять, собираемся заниматься с логопедом, звуки ставить, в детском саду логопед не нравиться, ищем другого, может кто подскажет, будем благодарны. Главное не отчаиваться, а помочь своему ребенку – я так считаю. И у нас, и у вас все будет хорошо!

Районному логопеду показывались?
Он обязан вам дать направление на медико-педаггическую комиссию на Кузнецова/кажется она наз-ся радуга/, или сами туда позвоните/как я в свое время сделала, по совету подруги логопеда/.
Нам тогда было 3. Проблемы были те же, кроме заикания. Была сильная дизартирия. Это неврологический диагноз и он требует очень серьезных и планомерных занятий с логопедом и, очень часто, плюсом лечение неврологии. Мы обошлись без лечения, отходили в логопедический садик. Сейчас дочке 6, все в порядке. У вас, действительно, мало времени. Не тратьте его на девочек-студентов и надежду, что все само поправится. Если вариант с лого садиком не получится-найдите, пож-та грамотного, опытного спеца. Напишите район-возможно смогу подсказать человека.

В этих льдах за пределом широт, нет иного рассвета, чем в нас… (с)

кировский район
выхожу из анонимов 🙂

В Кировском с ходу не знаю логопеда, но спросить могу, а вот садик у нас отличный-№450, на Солнечной. Так что имеет смысл туда попасть 🙂

В этих льдах за пределом широт, нет иного рассвета, чем в нас… (с)

В любом случае начать надо с посещения ПМПК Кировского района. Обычно направление дают в детском саду. Если посещаете муниципальный – уточните у методиста или заведующей как получить направление на комиссию. При этом обязательно осмотр (заключение) логопеда и психиатра из поликлинники по месту жительства. Если проблемы серьезные должны предложить место в логопедическом детском саду. Попробуйте! Кроме того, все ПМПК оказывают консультации на платной основе. А уже после будете искать логопеда. Времени у Вас действительно мало.

Здравствуйте! Мне проблема ваша знакома. Обратитесь к логапеду, помогите своему ребёнку. Либо, в книжных магазинах продаются специальные книги логопедические ,они тоже вам помогут. :stop:

Зана

занимаются-практикуются…хотите….дам телефончики

это как? хочу такого, скиньте в личку
а то нам 8 лет, а говорим как в 3
занимались с логопедом, дома каждый день, ходили в логопедический садик, а все каша во рту и не понять чего говорит.

А к докторам обращались? В 8 лет без дохтура не обойтись. Логопеды только в помощь. Психоневролог нужен в первую очередь.

нашему племяннику скоро 6 лет, тоже каша во рту, год проходили в логопед. садик около Парк-Хауса, без толку, то логопед болеет, то мальчик болеет вообщем полноценных занятий не получалось, сейчас логопед сменилась, посмотрим что будет 🙂 р-н тоже кировский, в пионерском еть центр “Красивая речь” кто-нибудь туда ходил?

Tony-n

в кировском в музыкальную школу №3 приводят в школу развития деток

Читайте также:  Канефрон ребенку 5 лет

что за школа? со скольки лет берут?

Я помню, как занимались в садиках неск. лет назад. Садик был НЕ логопедический. Было 2 групповых занятия (5-6 чел) в нед. и ежедневно индивид. по 20 минут. Тогда были результаты. Дома только стихи учили, да прописывали. Говорение, гимнастика – всё в садике. Не регулярные занятия ничего не дают. Обязательное условие у требовательного логопеда самостоятельно заниматься дома РЕГУЛЯРНО! Сейчас в садике 2 раз/нед в группах по 3-4 чел по 15 мин. – это логопункт. + Д/з, а дома деть не хочет делать упражнения, грит всё равно не получается. Вот и результаты минимальны. Да плюс больничные, то наши, то логопеда.

Если заинтересованы в результате ищите логопеда для индивидуальных занятий. Причем хороший логопед обязательно попросит заключение невролога и пр. докт. посмотреть.

при заикании лучше обратиться сразу к профессионалам,т.к не каждый логопед специализируется по заиканию.”Красивая речь”находится на Советской.там дороговато,но работают профессионалы.можно обратиться в “Бонум”,”Талисман”,там есть и др. специалисты(можно пройти нужных здесь же).по заиканию есть профессор(к сожалению не знаю точно фамилии) в психоневрологическом диспансере на Сибирском тракте.там целый специализированный стационар.кто ездил,очень результативно.Студентки не справятся,нужен опыт+ диспансерный лист с результатами специалистов:невролог(психоневролог),отоляринголог,ортодонт,педиатр и окулист.этот диспансерный лист обычно нужен для МППК.конечно желателен лого.сад.

мудрость-это когда уже не считаешь себя умнее всех,а пытаешься быть не глупее других.

можно в личку телефоны практиканток…очень надо

Источник

Консультация для родителей: «У ребёнка «каша во рту». Что делать?»

Проблема, о которой мы поговорим в нашей статье, знакома многим родителям. Заключается она в том, что ребёнок «проглатывает» окончания, а то и целые слова, говорит невнятно, будто бы без особого желания. При этом явных дефектов дикции нет: все звуки по отдельности выговариваются, но общая речь – нечёткая. В быту такой дефект называется «кашей во рту». Чем же обусловлено такое явление и как с ним бороться? Попробуем разобраться.

Типичное замечание, которое слышат дети с «кашей во рту», звучит примерно так: «Ну что ты ленишься открывать рот?». Как ни странно, в этом есть доля правды, ведь описанный выше дефект связан, прежде всего, со слабо разработанной артикуляционной системой, включающей в себя работу губ, языка и челюсти. Их то и нужно тренировать в первую очередь, чтобы речь стала чёткой и ясной. Пока ребёнок не пошел в школу, стоит посетить врача, возможно пройти курс лечения у него. Логопед дошкольникам поможет быстрее, чем школьнику. Во-первых, потому что выделить время на занятия проще (уроки учить не надо). Во-вторых, потому что проще исправить дикцию когда она еще формируется, чем испаравлять то, что вошло серьёзно в привычку.

Стандартная артикуляционная разминка начинается с гимнастики губ. Сюда входят такие знакомые всем с детства упражнения, как «трубочка-улыбка», «поцелуйчики», «натягивание губ на зубы». Очень эффективно также упражнение «шторки»: плотно смыкаем зубы, затем пытаемся поднять, будто за ниточку, верхнюю губу. Нижняя губа должна оставаться расслабленной. Затем опускаем вторую «шторку». Все упражнения должны делаться в полную силу: попросите ребёнка попытаться дотянуться губами до противоположной стены, не сходя с места. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, ведь очень важно, чтобы ребёнку были интересны занятия.

После тренировки губ переходите к упражнениям для языка. Можете предложить ребёнку по-разному дразниться, сворачивать из языка трубочки, прилеплять его к нёбу или цокать как лошадь. Цель этих упражнений – научиться управлять собственным языком. Чтобы проверить результат проведённых упражнений, попросите ребёнка менять положение языка под ваши хлопки: допустим, на первый хлопок сворачивать в трубочку, а на второй – расслаблять.

Работа с челюстью – самый сложный и важный элемент артикуляционной разминки, ведь именно этот зажим является самым сложным, и чем старше становится ребёнок, тем тяжелее исправить ситуацию. Чтобы слова произносились внятно, челюсть должна широко открываться. Наработать эту привычку можно разными способами: самыми популярными из них являются речь с пробкой во рту или с орехами за щеками. Также полезно следующее упражнение: руку, зажатую в кулак, нужно подносить ко рту, открывая челюсть, будто хотите откусить кусочек яблока.

Залог успеха артикуляционной разминки состоит в постоянном повторении упражнений. В то же время, они не должны приедаться, потому, как мы уже говорили, не забывайте преподносить каждое задание, как весёлую игру. Когда вы увидите результаты работы над артикуляционным аппаратом, попробуйте ввести в занятия чистоговорки. Их можно использовать по-разному: читать, играя определённую роль, ритмично произносить, отбивая от пола на каждое слово теннисный мяч или совмещать с какими-либо движениями. Можно даже придумать простой танец и исполнять его одновременно с чтением чистоговорки. Таким образом, вы сможете закрепить наработанные результаты и отлично дисциплинировать речь ребёнка.

Хороша лишь та каша во рту, которая до этого была с любовью приготовлена на кухонной плите. Мелкий речевой недостаток может повредить вашему ребёнку в будущем, когда бороться с ним станет уже намного сложнее.                            

                                  Желаем вам успехов!

Источник