Речь ребенка в 3 года работа с логопедом

В возрастной период 3-х лет происходит активное освоение речи. Это связано с интенсивным развитием речевых центров головного мозга. И любое неблагоприятное воздействие на них в этот период может привести к нарушению речевого развития. Поэтому при любых отклонениях от нормы нужно обратиться за помощью к логопеду.

Нормы речевого онтогенеза в возрасте 3-4 лет

В этот период ребенок должен говорить развернутыми фразами и простыми предложениями. Он должен правильно произносить свистящие и шипящие группы звуков, сонорные являются исключением, потому что у них сложная артикуляция. В речи появляются двух- и трехсложные слова.

В 3-4-летнем возрасте словарный запас резко возрастает. В экспрессивном словаре к четырем годам должно быть около 2 000 слов. Трехлетний малыш объединяет предметы по общему признаку, называет их одним словом. К четырем годам он понимает сложные предложения вне определенной ситуации. Ему нравится слушать сказки и рассказы, ребенок понимает смысл услышанного текста.

Дошкольник 3-4 лет начинает овладевать простыми грамматическими категориями, согласовывает слова во фразах и предложениях. В речи чаще появляются местоимения и числительные. Он все больше задает вопросов взрослым, сам дает развернутые ответы. Высказывает свое мнение, делится впечатлениями.

Признаки речевого дизонтогенеза

У детей с нарушениями речи наблюдаются следующие признаки:

  • ребенок не говорит или общается простыми фразами;
  • отсутствие или низкая потребность в общении;
  • односложные ответы на вопросы;
  • наличие эхолалий;
  • нарушения слоговой структуры;
  • затруднения при составлении развернутого высказывания;
  • наличие большого количества звукоподражательных комплексов;
  • при общении используются невербальные средства – мимика и жесты;
  • затруднения в понимании простых инструкций.

Первые признаки речевого дизонтогенеза можно наблюдать еще на первом году жизни ребенка. Если у малыша к возрасту полутора лет не появились слова в речи, нужно обратиться к специалисту.

Чем раньше будет оказана логопедическая помощь, тем проще будет привести речевое развитие ребенка к норме. Дети 3-4 лет уже начинают осознавать свой речевой дефект и могут испытывать психологический дискомфорт, что приводит к нежеланию общаться и агрессивным реакциям.

Кроме речевой, у такой категории детей может быть неврологическая симптоматика:

  • гиперактивность – ребенок слишком активный, расторможенный;
  • гипоактивность – медлительность, заторможенность в движениях;
  • плохо выполняет действия, связанные с тонкими дифференцированными движениями пальцев (застегивание пуговиц, работа с ножницами и т. д.);
  • трудности в овладении навыками самообслуживания;
  • затруднения в концентрации внимания;
  • малыш не может слушать длинные сказки и рассказы – ему становится неинтересно;
  • не принимает участие в сюжетно-ролевых играх – не понимает и не принимает правила игры.

Неврологическая симптоматика может сочетаться со сложным речевым расстройством. Если у малыша присутствует большая часть перечисленных проявлений, то необходима помощь логопеда.

Виды речевых дефектов

У ребенка 3-4 лет могут быть следующие нарушения:

  • дислалия – неправильное произнесение звуков при нормальном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за органического поражения центральной нервной системы;
  • заикание – сложности в применении речевых средств при их сформированности, обусловленные судорогами в артикуляционном аппарате;
  • алалия – несформированность речевых компонентов из-за недоразвития речевых центров коры головного мозга;
  • нарушения голосообразования и темпа речи, обусловленные анатомическими особенностями органов артикуляции и нарушениями в работе голосового аппарата.

Перечисленные нарушения относятся к медицинской классификации. Но логопеды используют и психолого-педагогический подход, чтобы точнее определить структуру дефекта.

В этом варианте выделяют три вида речевых нарушений:

  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – неправильное произношение звуков при нормальном физическом и фонематическом слухе и работе артикуляционного аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – искаженное произношение или смешение звуков, обусловленное трудностями в восприятии фонем на слух.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение всех компонентов речи. В ОНР выделяют три уровня:
    • 1 уровень – ребенок в 3 года – не говорящий или общается только отдельными словами, звукоподражательными комплексами. Активно использует невербальные средства − мимику и жесты. Пассивный словарь больше экспрессивного типа; практически не владеет навыком словообразования, слоговая структура искажена.
    • 2 уровень – в детской речи преобладают простые предложения, нарушения звукопроизношения и слоговой структуры; словарный запас также отстает от нормы; наличие большого количества грубых аграмматизмов.
    • 3 уровень – словарный запас незначительно отстает от нормы, нарушено звукопроизношение; наличие аграмматизмов; предложение дополнено союзами, местоимениями; трудности в формировании самостоятельной связной речи.

В зависимости от структуры дефекта, специалист будет составлять план коррекционной работы и подберет подходящие методики.

Этиология нарушений

Предпосылки речевого дизонтогенеза могут появиться еще на первом году жизни ребенка. Их делят на две группы:

  • биологические;
  • социальные.

К биологическим факторам, оказывающим влияние на речевое развитие, относятся неблагоприятные воздействия на пренатальный (дородовой) и постнатальный (послеродовой) этапы, а также трудности во время родов:

  • Тяжелые инфекционные заболевания матери в первый триместр беременности.
  • Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
  • Физическое воздействие на плод.
  • Вредные привычки матери.
  • Гипоксия/асфиксия плода.
  • В группе риска недоношенные малыши и с малым весом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания на первом году жизни ребенка.
  • Травмы головы.
  • Нарушения режима дня в первый год жизни малыша.

На гармоничное развитие ребенка влияет и обстановка, в которой он растет и воспитывается. К неблагоприятным социальным факторам относятся:

  • малоэмоциональный контакт с матерью;
  • с малышом практически не общаются окружающие;
  • на протяжении долгого времени с ребенком «сюсюкают» и коверкают слова;
  • в детском окружении есть человек с нарушениями речи, которому он подражает.

Одна из задач логопедической диагностики и коррекции – это определить причины возникновения дефекта и устранить их.

Диагностический подход

Во время логопедического обследования младших дошкольников специалист использует наглядный материал (картинки, игрушки) и дидактические игры. Речевой материал для диагностики подбирают в соответствии с возрастом. Инструкции должны быть простыми и понятными, не содержать слишком сложных конструкций.

Читайте также:  Логопедические и развивающие игры для ребенка 3 года

Логопед, по возможности, проводит беседу с родителями, чтобы точнее установить причину речевого нарушения. Диагностика проводится по следующим направлениям:

  • обследование состояния моторной сферы (общая, пальчиковая, артикуляционная моторика);
  • сила и длительность выдоха;
  • звукопроизношение (проверка звука изолированно, в слогах, словах);
  • фонетико-фонематические процессы (различение звуков в речевом потоке, навыки звуко-буквенного анализа);
  • слоговая структура;
  • импрессивный и экспрессивный словарь;
  • грамматическое построение речи (умение согласовывать слова во фразах и предложениях, навыки словоизменения и словообразования);
  • сформированность самостоятельной связной речи.

Логопед обращает внимание на понимание и выполнение ребенком инструкций; насколько развернуто он отвечает; дополняет ли предложения предлогами, союзами и местоимениями. Предлагают рассказать, что изображено на картинке, про свою семью, любимую игрушку и т. д.

До 3-х лет логопед ставит ЗРР – задержку речевого развития, а уже после – одно из вышеперечисленных речевых нарушений. Это связано с тем, что происходит интенсивное усвоение ребенком языка.

Принципы коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Работа с младшими дошкольниками требует особого подхода. Занятия с данной возрастной категорией отличаются не только объемом и содержанием материала, но и особыми приемами:

  • В этот период малыш познает мир, подражая окружающим. Поэтому в занятия необходимо включить упражнения с подражательными элементами.
  • Совмещение обучения и игровой деятельности. Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают материал в ходе игры, потому что эта деятельность – ведущая.
  • Для закрепления навыка необходимо его повторять несколько раз.
  • В речевом материале должны быть предметы и ситуации, соответствующие детскому опыту.
  • Уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту.
  • У детей данной возрастной группы внимание еще непроизвольно и кратковременно. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
  • Структура занятия: начало, основная часть и конец. Начало и конец не занимают много времени, основная часть – дидактическая игра по теме занятия.
  • Нужно задействовать несколько видов деятельности – тогда малышу будет интересно, и он захочет заниматься дальше. Необходимо чередовать активные игры со спокойными занятиями.
  • Знания и умения, полученные на занятии, малыш должен применять на практике. Поэтому логопед взаимодействует с воспитателем и родителями ребенка.
  • Создание ситуации успеха.

При соблюдении принципов работы с детьми раннего возраста, коррекционные занятия будут результативными.

Содержание коррекционной работы

С детьми 3-4-х лет логопед занимается по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи;
  • развитие моторной сферы;
  • развитие психологической базы речи.

Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов – подготовительный (формирование артикуляционной базы), постановка, автоматизация (закрепление правильного произношения) и дифференциация (если ребенок путает звуки в речи). Автоматизацию звука проводят в следующем порядке:

  • в слогах – проговаривание слоговых дорожек, чистоговорок;
  • в словах;
  • во фразах и предложениях – скороговорки, проговаривание и заучивание двустиший;
  • в самостоятельной связной речи.

Параллельно с коррекцией звукопроизносительной стороны речи проводится работа по вышеперечисленным направлениям. При работе с моторной сферой логопед предлагает задания:

  • на координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
  • пальчиковую гимнастику;
  • работу со шнуровкой, собирание мозаики;
  • артикуляционную гимнастику.

Работа с импрессивной стороной речи включает в себя следующие задачи:

  • накопление словарного запаса, усвоение новых слов, обозначающих названия частей тела, предметов, окружающих ребенка, признаки, глаголы, обозначающие бытовые и игровые действия;
  • обучение пониманию обобщающих слов;
  • уточнение понимания и применения личных и притяжательных местоимений и прилагательных.

В работе по коррекции экспрессивной стороны речи логопед занимается уточнением и активизацией пассивного словаря по определенным лексическим темам. В детскую речь вводят прилагательные и личные местоимения. Малыша учат сравнивать предметы, находить одинаковые признаки и различия.

На коррекционных занятиях проводят работу по формированию грамматического построения речи:

  • умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
  • изменение слова по числам;
  • формирование умения пользоваться притяжательными прилагательными;
  • формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.

Ребенка учат различать на слух гласные, некоторые согласные (Б, Н, М, Т, Г, П и т. д.) В работу вводят задания со словами-паронимами. На логопедических уроках воспитывают потребность в общении. Малыша учат составлять фразы, предложения. После чтения сказки взрослый задает вопросы ребенку о том, что ему понравилось, какие герои запомнились, о чем сказка. Заучивают короткие стихотворения, загадки, потешки.

Рекомендации родителям

Кроме занятий с логопедом, с малышом для закрепления навыков нужно заниматься дома. Но все должно проводиться в игровой форме. Для улучшения состояния общей моторики играйте с малышом в спортивные подвижные игры, объясняя их правила. Приучайте малыша помогать вам в выполнении домашних дел, при этом взрослые должны оречевлять свои действия.

Читайте вместе, задавайте вопросы по прочитанному. Обыгрывайте с малышом различные ситуации. Играйте в развивающие игры («Найти лишний предмет», «Расположить картинки по порядку» и т. д.). Во время прогулок рассказывайте о том, что окружает малыша.

Родители должны поощрять малыша к общению и взаимодействию с окружающими. Необходимо хвалить ребенка за любое достижение – тогда у него появится еще больший стимул стараться на занятиях. Все логопедические упражнения в младшем дошкольном возрасте должны сопровождаться наглядным материалом и проводиться в игровой форме.

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>

Читайте также:  Что делать с ребенком летом 3 года

Источник

Чек-лист по умениям ребенка. Легко повторить дома самостоятельно.

Когда ко мне приходят родители с запросом запустить речь у ребенка, я работаю не только над речью, но и над общим развитием. Почему это важно? До этого писала, что речь – одна из высших функций. И если ребенок отстает в каких-то аспектах (мышление, память, внимание), то речь не будет развиваться нормально.

Что я проверяю у неговорящего ребенка трех лет

  • Понимание инструкций. Можно попросить все что угодно: встать, прыгнуть и выйти из комнаты, взять игрушку и положить маме на колени, например.
  • Знание цветов. Ребенок 3 лет знает основные цвета: зеленый, красный, синий, желтый.
  • Знание форм. Отлично подходит сортёр. В этом возрасте малыш уже умеет подбирать фигуру под правильный разъем, а не тыкает круг куда попало, пока случайно не попадет в нужный разъем. То есть ребенок уже учится и умеет думать.
  • Различение понятий «один – много». Ребенок должен показывать, где один предмет, а где несколько.
  • Различение понятий «большой – маленький». Просим показать, где большой орех, а где маленький, где большая шишка, а где маленькая. Подойдут любые предметы.
  • Умение различать неречевые звуки. Проверяется в игре. Возьмите звучащие игрушки, например, погремушку, колокольчик, дудочку (что угодно), покажите сначала, как звучит каждая игрушка, потом попросите ребенка отвернуться. Подудели в дудочку, ребенка просите повернуться и показать, что у нас звучало. И так со всеми муз. игрушками.
  • Понимать, что съедобное, а что нет. В игре кормим игрушку тем, что есть в холодильнике. Предлагаем ей хлеб, сыр – ребенок определяет это, как съедобное, кладет на тарелку. Предлагайте кукле кубики, лего и т.д. Ребенок должен понимать, что это есть нельзя, складываем под стол, например.
  • Знание звукоподражаний. Ребеночек может показывать пальчиком, если не говорит. Я спрашиваю, покажи, кто говорит «му-му», а кто говорит «гав-гав».
  • Понимание простых слов. Также по картинкам или игрушкам спрашиваем, где мышка, где мишка, где хрюшка. И т.д.
  • Понимание глаголов. Тоже можно проверить по картинкам или по инструкциям ребенку: встань, иди, ляг. По картинкам – просим показать, где девочка спит, где девочка рисует. Если ребенок знает мало глаголов, я использую специальные игры и книгу Т. Н. Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе».
  • Важно! Обязательно проверяем речевой аппарат, может ли ребенок следующее:
  1. открыть и закрыть рот
  2. высунуть язык и убрать обратно
  3. улыбнуться, а потом сделать губами трубочку
  4. поднять язык вверх к губам, а затем опустить вниз
  5. сделать серию движений: открыть рот – улыбнуться – сделать губами трубочку (взрослый показывает серию сразу, ребенок должен повторить по памяти)

Если ребенок не может выполнить или ему удается сделать это с трудом, возможно, ребенок не говорит именно из-за этого. Не чувствуя положение губ, языка, щек, ребенок не сможет говорить. Такое состояние называется диспраксией (у одних авторов) или апраксией (у других). Поможет артикуляционная гимнастика (особенно нравится методика Лынской М. И., описано в книге «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика») и общее моторное развитие (танцы, ЛФК).

Это тот минимум, на который я обращаю внимание на диагностике. А, самое главное, любая мама и любой папа может сам прорабатывать дома каждый пункт из моего чек-апа, обязательно, в игре и с хорошим настроем.

P.S. Про нормы речевого развития я писала здесь.

Источник

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и при необходимости подключать специалистов.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

ВозрастФорма речи
1 – 2 месКрик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 – 3 месПоявляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 – 5 месПопытки повторения слов за взрослым
6 мес – 1,2 годаПроизношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 – 2,2 годаОбъединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 – 2,6 годаНачинается период вопроса: «что это?»
2,4 – 3,6 годаПытается строить предложения с использованием чисел
2,6 – 4 годаАктивно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

ВозрастКоличество слов
1 год9 слов
1,5 года39-100 слов
2 года200-400 слов
3 года1000-1100 слов
4 года1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

Читайте также:  Ребенок 3 5 года сильный кашель что делать

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие – больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково – они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4-5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2-3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка; несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед – проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог – занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог – определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог – выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи – малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций – прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики – здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы – отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений – здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря – показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Источник