Речь ребенка в 3 года норма комаровский

Речь ребенка в 3 года норма комаровский thumbnail

Если ребёнок не говорит в 3 года, что же делать? Комаровский дает дельные советы. По его мнению, начало произнесения слов определяется индивидуально. Девочки всегда начинают говорить понимаемые ими слова к 10 месяцам, мальчикам нужно больше времени, они начинают осмысливать произносимые слова немного позже – к годику. Это средние по статистике сроки.

Если определяется отставание, у малыша наверняка задерживается речевое развитие.[/good]

Речь надо развивать

Этому способствует речевая среда в семье, грамотность речи взрослых. К 3-х летнему возрасту у здорового малыша свободный состав речи обычно уже содержит не менее 350 слов. Он должен осознанно оперировать произнесением слов, изменять их в предложениях по падежам, разговаривать эмоционально.

Если ребенок не разговаривает в 3 года, о том, что делать Комаровский отвечает родителям: много времени упустили в его развитии. Детям важно слушать грамотную речь, и начинать об этом заботиться надо уже во внутриутробном периоде, когда мама разговаривает с подрастающим в матке ребенком. Считается, что на последних стадиях беременности плод хорошо слышит колебания звуков.

Читайте еще: У новорожденного трясется нижняя губа – что делать

Надо знать!

Новорожденный малыш еще не понимает слов, но он их слышит и воспринимает.

После рождения разговаривать с малюткой надо непрерывно. Малыши наблюдают за артикуляцией, мимикой говорящего с ним человека, начинает усваивать связь звука с движением губ. Повторение слов, связанных с образом, малыши легко усваивают, и слова ложатся в пассивный запас. Он заметен, когда ребенок начинает выполнять несложные указания мамы – дай мяч, принеси машинку.

Речь ребенка в 3 года норма комаровскийЕсли ребенок с пониманием выполняет, но молчит – это говорит о речевой задержке, состоянии, когда к 3-м годам отсутствует связная речь. Произнесение фраз, речь отдельными словами – тоже речевое отклонение в 3 года.

Читайте еще: Почему у новорожденного холодные ручки и ножки

Причины нарушения в речевом развитии

Когда ребенок не говорит в 3 года, Комаровский подсказывает, что делать. Надо искать веские причины такого состояния. Частая причина – проблемы со слуховым восприятием врожденного или приобретенного характера.

Ребенка проверяет ЛОР-врач, визуально осматривает ушки, проверяет наличие звукового восприятия. Проводится тональная аудиометрия, показывающая уровень падения слуха.

Речь ребенка в 3 года норма комаровский

Если ЛОР-врач не обнаруживает патологии слухового восприятия, ребенка консультирует детский невролог. Есть расстройства неврологического толка, от которых поражается речевой центр. Для выявления таких патологий проводится МРТ головы для исключения наличия новообразований, патологии строения мозга. МРТ может выявить немоту врожденного типа при норме слуха, когда поражен речевой аппарат.

Читайте еще: Повышены эозинофилы в крови – что это

Евгений Комаровский считает, что дефекты мозга не всегда становятся причинами отставаний речи. Однако обследование рекомендует проводить, чтобы исключить такие факторы. После полного обследования специалистами, и их утверждения, что у малыша нет патологий, остаются факторы педагогического или психологического молчания. Здесь помогают детские психологи, психиатры, логопеды.

Речь ребенка в 3 года норма комаровский

Частыми проблемами речевого становления к 3-х летнему возрасту являются билингвальные семьи, где разговоры ведутся на двух языках. Реже причины кроются во врожденном заболевании психики – аутизме. Истинные причины ЗРР у малышей к 3-м годам обычно определить очень сложно.

Это интересно!

Педагоги, психологи, логопеды работают по давно установленным методикам, дающим хорошие результаты в самых сложных случаях отставания речи.

Читайте еще: Повышены лейкоциты в крови у ребенка – что делать

Возраст, когда надо быть внимательным к ребенку

Несколько периодов роста ребенка отличаются активным формированием речи. 3 годика – это период становления связной речи. Любые внешние факторы мешают этому процессу.

Что делать, если ребенок в 3 года не говорит:

  • активно учить его разговаривать;
  • устранить причины, мешающие правильному становлению речи;
  • лечить обнаруженные патологии;
  • организовывать специальную речевую среду дома;
  • заниматься с педагогами, психологами, логопедами.

Речь ребенка в 3 года норма комаровский

Евгений Комаровский советует таких детей обязательно отдавать в детский сад.

Обратить внимание!

Коллективное общение с говорящими друзьями дает мозгу толчок, и дети быстро начинают разговаривать.

Советует доктор Комаровский

Известный педиатр акцентирует внимание родителей, чей малыш к 3-м годам еще не разговорился, что надо обязательно обращаться за помощью к специалистам. Опасной тенденцией Е. Комаровский считает и бедный словарный запас у 3-х летнего малыша, его неумение свободно оперировать словами, составлять из них предложения. Это тоже повод для работы с логопедами.

Речь ребенка в 3 года норма комаровский

Доктор советует:

  1. Исключить для таких детей игры с гаджетами.
  2. Устраивать общие прогулки, игры.
  3. Обязательно читать книги.

Совет Комаровского!

Ни в коем случае не сравнивать своего ребенка с другими. Свой – это необыкновенная личность, развивается своим путем, любые сравнения просто неуместны.

Речь ребенка в 3 года норма комаровский

Каковы бы ни были причины, что ребёнок не говорит в 3 года, Комаровский уверяет: он развивается индивидуально, ему требуется помощь.

Источник

Популярный педиатр Комаровский Евгений Олегович акцентирует внимание родителей на том, что, кроме приема таблеток, нужно заботиться о здоровом образе жизни, создании благоприятных условий для роста детского организма. В вопросах развития речи он также рекомендует не искать волшебного средства, которого просто не существует. Лечение не может проводиться по общей схеме, поскольку причины отклонения могут быть соматическими, психологическими.

Читайте также:  Занятия и игрушки для ребенка в 3 года

По мнению доктора Комаровского, критическим является отсутствие положительной динамики в возрасте трех лет. Важно, чтобы была тенденция к увеличению активного словаря. Если в 2,5 года малыш говорит, так же, как и в 2, необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Профилактика задержки речи

Еще 100 лет назад люди не знали о таком диагнозе, как аутизм. Современный образ жизни привел к уменьшению «живого общения» между людьми. И дети, и взрослые окружены гаджетами, и совсем не проводят время вместе.

Признаки ЗРР до года:

  • отсутствие гуления;
  • у ребенка нет эмоциональной реакции на родителей.

Как избежать задержки произношения и помочь малышу разговориться? Во-первых, необходимо постоянно общаться с ребенком. Начинать нужно до его рождения, за три месяца до родов. Это могут быть песни, монолог. Разумеется, он не слышит полноценной речи, но улавливает звуковые волны. Вскоре после появления на свет кроха станет различать голоса мамы и папы.

После 1,5 лет словарный запас в норме пополняется достаточно быстро. Этому способствуют развитие мелкой моторики, общение с друзьями, развивающие и познавательные игры. Чтобы уделить ребенку внимание, не обязательно бросать все дела: готовите на кухне – знакомьте его со столовыми предметами, можно не только называть их, но и характеризовать по признакам.

Во-вторых, обязательно читайте книги. Важно не рассказывать сказки и истории, а именно читать. Так обогащается словарный запас малыша. Сопровождайте свою речь жестами, мимикой, ваш кроха будет их копировать и так познавать мир, знакомиться с эмоциями.

Ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком, недопустимо смешивать нормальные звуки и невнятное уменьшительно-ласкательное обращение. Мелодичность, пение на родном языке будут полезны в любом возрасте.

На что стоит обратить внимание

Речевое развитие у каждого человека протекает индивидуально. Если в 2 года малыш не говорит, но может выполнить двойную просьбу взять предмет и принести его, это является вариантом нормы. Значит, пассивный словарь сформирован, но не наступила еще активная фаза развития. Убедитесь, что нет проблем со слухом, если кроха не заговорил до трех лет. Врач-отоларинголог не только проверит слуховой аппарат с помощью аудиограммы, но и выявит анатомические особенности артикуляционного аппарата.

Почему вреден телевизор? Для формирования мышления необходим коммуникативный элемент, которым при общении с родителями является мама или папа. Они обозначают связь между предметом и действием. Картинка на гаджете, какой бы красочной ни была, не выполняет эту функцию. Специалисты не рекомендуют просмотр телевизора до 3-х лет. Недостаточно просмотра передач или мультфильмов, хотя это один из элементов знакомства со звуками, алфавитом.

Часто дети копируют слова главных героев мультипликационных фильмов, но это происходит неосознанно. Они могут запомнить названия предметов, но при просьбе показать их или принести, не смогут этого сделать.

Материнской любви всегда в избытке, но гиперопека в данном случае может навредить. Ребенок, которому преподносят все на подносе, не будет утруждать себя разговорами. Зачем, ведь и так все у него прекрасно. Из-за того, что с ним не говорят, как со взрослым, он может сокращать слова до слогов ма-, па- и т. д. Ошибка родителей в том, что они не уделяют внимания и не воспринимают ребенка, как личность.

Еще один тезис Комаровского состоит в том, что не существует «волшебных» таблеток от задержки речи. Медикаментозным путем преодолевают органические сопутствующие причины при их наличии. В остальном, они ничего не меняют кардинальным образом.

Принимать лекарства необходимо только по назначению врача, а не наслушавшись советов других родителей. Чтобы избежать осложнений во время курса терапии, наблюдайте за реакцией детского организма на препараты.

Не стоит зацикливаться на быстром темпе развития речи, сравнивая собственное дитя с его ровесниками. Подумайте, может быть это свойственно его темпераменту или вы проводите с ним недостаточно времени. При появлении явных признаков задержки речи обратитесь к педиатру, неврологу, которые помогут диагностировать недуг при его наличии. Раннее выявление отставания в формировании речевых навыков в большинстве случаев успешно устраняется с помощью комплексной терапии.

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>

Источник

детки сидят на диване

Задержка речевого развития у детей до 3 лет и слаборазвитие речи – диагноз, связаны с недостаточным развитием речи, пока она находится в стадии разработки. Признаки этого могут быть очень разные.

Язык и развитие речи зависит от развития различных языковых областей и навыков, таких как моторные навыки, социализации, восприятие, дискриминация и внимания.

Читайте также:  У ребенка 1 год 3 месяца насморк и кашель

Как развивается ребенок

девочка говорит по телефонуПервый этап речевого развития является подготовительным, включающим в себя время от рождения до 10-месячного возраста. Далее следует период первых слов от 10 до 14-месяцев. После него период создания первого предложения от 18 до 22-месячного возраста и период грамматичности с 22 по 30 месяцев.

Считается, что наиболее интенсивное речевое развитие проходит период до 3 лет жизни детей.

Многочисленные факторы могут привести к задержкам в речевом изложении, а также различные

  • неврологические состояния
  • риска
  • и синдромы.

Часто речь может быть индикатором общего развития отклонений малыша.

Малыш уже в четвертый месяц начинается синхронизировать информацию, полученную через слух и зрение. В шесть месяцев интонации отличаются характеристиками и различными звуками, которые принадлежат звуковой системе родного языка. Примерно до 8 месяца начинают проявляться начальные признаки понимания ситуации вокруг.

Сначала он обретает ситуативное понимание, потом понимает ситуацию, в которой находится. Для того, чтобы начинать говорить, требуется навык внимания, совершенствование которого происходит между 9 и 12-месяцом жизни малыша. После того как проходит этап «воркования», в десять месяцев малыш становится немного «болтуном».

Первая настоящая речь

мальчик показывает на пальцахПриходит время, когда малыш начинает говорить первые внятные слова. Первые слова обычно связаны с его окружением и эти слово появляется обычно между 10 и 15-месячным возрастом. После появления первых слов, начинает вдруг расширить свой словарный запас. Первоначально, изучая одно слово в неделю, у малыша происходит резкий рост, когда кажется, что каждый день он узнает несколько новых слов.

Среднее количество слов в экспрессивном изложении для деток от 18 до 24 месяцев составляет около 50 слов.

В возрасте от 24 до 36 месяцев речь, которую использует ребенок, все более похожа на речь взрослых.

Ребенок использует

  • местоимения
  • прилагательные
  • вспомогательный глагол
  • и предложения.

Считается, что в период от 3 до 4 лет жизни устанавливается грамматическая основа языка, уже строятся предложения без ошибок, но только с небольшим трудом в произношении.

В ходе речевого совершенствования растет и длина высказываний, озвученных вашим дитя. Произношение разрабатывается с расширением словарного запаса. Важно знать, что маленький в возрасте до 3 лет может произносить слова как угодно. Между 4 и 5 годами допускаются более умеренные нарушения в произношении, а после пятого года жизни он должен правильно произносить все звуки.

Задержки в развитии речи

мама пытается показать на пальцахЗадержки в развитии допускаются, пока изложение еще находится в разработке, то есть до 3-4 лет жизни. Отсталость установлена в качестве диагноза у детей, когда им от 3 до 6 лет, в то время как неразвитость речевого изложения встречаются у деток семи лет, чья речь

  • концептуально бедна
  • не гармонична
  • и строится короткими предложениями.

Алалия – недоразвитие речи

Алалия – заболевание, при котором ребенок понимает, что говорят окружающие, но общается с помощью жестов. В возрасте 2 лет можно смело оценить расстройства. Как уже говорилось, с задержкой речевой эволюции допускается в качестве диагноза у детей, чье изложение еще находится в разработке (малыши в возрасте до 3-4 лет). Детки обычно понимают разговор окружающих, но результаты их взаимодействия с окружающими не соответствуют хронологическому возрасту. У некоторых детей можно найти

  • причину
  • объект
  • и временные сроки заболевания.

У деток с задержкой развития речи

  • автоматически повторяются предложения,
  • будет не хватать соединительных слов, вспомогательных глаголов, предлогов, союзов
  • словарный запас будет плохим
  • и наблюдается отставание от произношения сверстников.

Если ребенок говорит много с большим количеством аграмматизмов, незрелой структурой предложения и транскрипционными отклонениями от стандарта, то это, вероятно, недостаточное развитие речи.

Признаки ранней задержки речевого развития:

  1. В младенчестве не реагирует на громкий шум.
  2. В возрасте 5 месяцев прямо не смотрит на лицо человека, взаимодействующего с ним.
  3. До 15 месяцев не произнесено первое слово.
  4. В возрасте 2-х лет в экспрессивном изложении не имеет, по меньшей мере 50 слов.
  5. В возрасте двух лет не понимает простую инструкцию языка.
  6. Не интересовался историей, изолировал себя.
  7. В возрасте 4 лет предложения короткие и несвязанные, слова в неправильном роде, числе и падеже, и изложение по-прежнему непонятно.

Доктор Комаровский: почему ребенок не говорит.

Источник

Авторы: Коваль Ирина

Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало – это нормально? Есть ли повод для волнения – может, нужно просто подождать, и все само наладится? Давайте обсудим этот вопрос.

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке. Итог – у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае ему не к кому обращаться, во втором – незачем, его и так поймут, и всё будет сделано так, как он хочет, максимально быстро;

Читайте также:  Как мотивировать ребенка на занятия 3 года

2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов – невролога, детского психолога, логопеда, сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больше сил и внимания.

К тому же если родители малыша, у которого отмечаются проблемы с развитием речи, постоянно просят его «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма, который может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Также проявления недоразвития речи усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, – это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги и слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Что же делать?

Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от полутора до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннего и младшего дошкольного возраста, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст – «детская речь» будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Отрицательно сказывается на речи малыша также частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь – развивается интеллект.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Поэтому начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, но важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными.

Упражнения для развития мелкой моторики

Рвать на мелкие кусочки бумагу (дети делают это с удовольствием).

Перебирать или нанизывать крупные бусины, складывать деревянные пирамидки, вкладыши. Движения, при этом, осуществляются двумя-тремя пальцами.

В дальнейшем задания усложняются: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Хорошо бы регулярно делать массаж пальчиков и ладошек, используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (например, «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Прилетели гули» и т.п..). Начинать лучше с самых простых, постепенно усложняя задания.

Занятия по развитию речи

Также хорошо работают песни и потешки. Если необходимо пропеть потешку – не стесняйтесь! Малыш будет с интересом прислушиваться к мелодии и скоро сам попытается воспроизвести её. Вначале он может протягивать одну гласную, а в дальнейшем будут добавляться согласные, слоги, слова и фразы.

Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи. Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, чтобы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию.

В дальнейшем старайтесь больше говорить с ребенком, озвучивайте («оречевляйте») все свои действия, комментируйте то, что видите в окружающем мире, произносите слова четко, внятно, разборчиво и терпеливо.

Если есть ощущение тревоги по поводу медленного формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильным специалистам – логопеду, детскому психологу, неврологу. Скорее всего, если никаких нарушений состояния здоровья специалисты не найдут, то логопеды вам порекомендуют артикуляционную гимнастику.

И напоследок самый главный совет: не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребенок до сих пор не разговаривает. Ваша любовь и ваше терпение обязательно помогут преодолеть эту проблему.

Удачи вам, любящие и заботливые родители!

опубликовано 02/01/2019 08:00

обновлено 18/01/2019

– Педагогика и психология, Рост и развитие, Нервные, психические и психологические болезни, Развитие речи

Источник