Речь ребенка и развитие его мышления курсовая

Речь ребенка и развитие его мышления курсовая thumbnail

“Хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личную черту,
вселить в них радость творчества,
то создавая такие условия,
что бы искорки их мыслей образовали,
царство мысли, дай им возможность
почувствовать себя в нем властелином ”

Введение

Как известно, период от 6 до 12 лет –
очень важный период для развития ребенка. В эти
годы развивается воображение, творческое
мышление, воспитывается любознательность,
формируется умение наблюдать и анализировать
явления, проводить сравнение, обобщать факты,
делать выводы; воспитывается активность,
инициатива самостоятельность, начинают
складываться и дифференцироваться интересы,
склонности. Поэтому очень важно именно в этом
возрасте так организовать учебный труд
школьников, что бы максимально развить
способности каждого из них, сформировать интерес
к учению вообще и к отдельным предметам в
частности.

Природа одарила каждого человека
способностью к познанию того мира, в котором он
родился:

– способность ощущать и воспринимать
окружающий мир – людей, природу, культуру,
различные предметы и явления;

– способность помнить, думать,
соображать;

– способность говорить и понимать
речь других людей;

– способность быть внимательным.

Все эти способности развиваются и
совершенствуются не сами по себе, а в активной
познавательной деятельности человека.

Развитие речи ребенка тесно связано с
формированием интереса к речи вообще и к
собственной речи, в частности, с потребностью,
совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту
работу надо с первых дней обучения ребенка в
школе. Моя задача – в доступной для учащихся
форме раскрыть основные функции речи как
средства общения, передачи и усвоения
определенной информации, организации и
планирования деятельности, воздействия на мысли,
чувства, поведение людей.

Цель – показать, что развитие речи у
детей младшего школьного возраста тесно связано
с развитием их мышления.

Задачи:

– исследовать особенности и развитие
речи и мышления;

– учить культуре и технике общения(
интерес и внимание к окружающим, умение выразить
мысли и чувства, культура спора, умение
доказывать свою правоту и соглашаться с чужой).

Содержание

Развитие мышления детей в начальных
классах, исследование развития мышления

За первые три – четыре года обучения в
школе прогресс в умственном развитии детей
бывает довольно заметным. В этом же возрасте
достаточно хорошо раскрываются общие и
специальные способности детей, позволяющие
судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского
интеллекта в младшем школьном возрасте идет в
нескольких различных направления: усвоение и
активное использование речи как средства
мышления; соединение и взаимообогощающее
влияние друг на друга всех видов мышления:
наглядно – действенного, наглядно – образного и
словесно – логического; выделение, обособление и
относительно независимое развитие в
интеллектуальном развитии двух фаз:
подготовительной и исполнительной.

Если любой из этих аспектов
представлен слабо, то интеллектуальное развитие
ребенка идет как односторонний процесс. При
доминировании практических действий
преимущественно развивается наглядно –
действенное мышление, но может отставать
образное и словесно – логическое. Когда
преобладает образное мышление, то можно
обнаружить задержки в развитии практического и
теоретического интеллекта. При особом внимании
только к умению рассуждать вслух у детей
наблюдается отставание в практическом мышлении
и бедность образного мира. Все это в конечном
счете может сдерживать общий интеллектуальный
прогресс ребенка.

Особенности развития речи и мышления

С поступлением ребенка в школу в число
ведущих наряду с общением и игрой выдвигается
учебная деятельность. Учебная деятельность как
самостоятельная складывается именно в это время
и определяет во многом интеллектуальное
развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. Однако, это
происходит не сразу, а лишь к концу младшего
школьного возраста, примерно к 3-4 классам. В
школьном возрасте усложняются связи мышления и
речи. Складывается интеллектуальная функция
речи, когда она выступает орудием мышления. Слово
фиксирует результат познавательной
деятельности, закрепляет его в сознании ребенка.
Ребенок не только констатирует воспринимаемое
или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает,
делает выводы, открывая в предмете скрытые связи
и закономерности. Включение речи в
познавательную деятельность приводит к
интеллектуализации всех познавательных
процессов. Речь перестраивает чувственное
познание, изменяет соотношение мышления и
действия, закрепляет оценки, суждения, приводят к
развитию высших форм интеллектуальной
деятельности

Речь как средство развития мышления

Известно, что современная школа
уделяет много внимания развитию мышления в
процессе обучения. Возникают вопросы: какое
место в решении этой задачи принадлежит речи и
речевым упражнениям? Можно ли отождествлять
речевое развитие с развитием мышления?

В отвлеченном мышлении важнейшая роль
принадлежит понятиям, в которых обобщены
существенные признаки явлений. Знание слова,
обозначающего понятие, помогает человеку
оперировать этим понятием, то есть мыслить. Таким
образом, обладание языком, запасом слов и
грамматических форм создает предпосылку для
развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал:
“Речь – это канал развития интеллекта. Чем
раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее
будут развиваться знания”.

Однако, отождествлять развитие речи с
развитием мышления было бы неправомерно.
Мышление шире речи, оно опирается не только на
язык. Мыслительная работа стимулирует речь.
Обогащение речи, в свою очередь, оказывает
положительное влияние на развитие мышления.
Важно, что бы новые языковые средства, которые
усваивает школьник, наполнялись реальным
смыслом. Это обеспечит связь мышления и речи.

Значит, речь шлифует мысль,
совершенствует ее, развивает мышление. Такова
диалектическая связь развития речи и мышления.

Особенности общения

С поступлением ребенка в школу
происходят изменения в его взаимоотношениях с
окружающими людьми, причем довольно
существенные. Изменяется содержание общения, в
него входят темы, не связанные с игрой, то есть
выделяется как особое деловое общение с
взрослым.

Характер отношений между учениками,
между учениками и учителями:

– умение учащихся слушать ответы
соучеников;

– умение ученика корректно
высказывать свою точку зрения;

Читайте также:  Лекарство для ребенка при замедленном развитии

– предоставление учителем
возможности для ученика проявить индивидуальные
особенности;

– использование личного опыта
ученика;

– эмоциональная удовлетворенность
учащихся на уроке;

– оценка учащимися оптимальности
способа деятельности на уроке;

– уважительное уважение учителя к
каждому ученику.

В развитии речи выделяют три линии:

– работа над словом;

– работа над словосочетанием и
предложением;

– работа над связной речью.

Упражнения в связной речи: рассказы,
пересказы, сочинения – представляют собой
высшую ступень в сложной системе речевых
упражнений, в них сливаются все умения – и в
области словаря, и на уровне предложения, и по
логике и композиции текста и графико –
орфографические умения.

Объяснительная речь – самая сложная
форма речи в младшем возрасте. Она опирается на
развитие мышления и требует от ребенка умения
устанавливать и отражать в речи причинно –
следственные связи. Объяснительная речь
передает достаточно сложное содержание.

Развитие мышление – основа речевых
упражнений

Важнейшим источником материала для
речевых упражнений является сама жизнь – все то,
что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте
школьников особенно ценна его часть –
наблюдение. Соединение материала наблюдений и
непосредственного опыта с материалом,
почерпнутым из книг, так же служит средством
развития мышления и речи школьников, особенно в
связных текстах.

Развитие речи предполагает освоение
не только содержательной, но и образной,
эмоциональной стороны языка. Чем выразительнее
речь, тем более она речь, а не только язык, потому
что чем выразительнее речь, тем более в ней
выступает говорящий, его лицо, он сам. Таким
образом, выразительность рассматривается как
качественная характеристика речи, которая
связана с проявлением индивидуальности
человека.

Для обучения средствам речевой
выразительности используются следующие
упражнения. Например, можно предложить детям
произнести с разной интонацией (приветливо,
небрежно, просяще и т.д.) самые обычные слова:
возьми, принеси, помоги и т.д. Или привлечь
внимание к тому, как можно изменить смысл фразы,
переставляя логическое ударение: “Дай мне
куклу”, “Мама пришла за мной” и т.д. При этом не
надо забывать, что интонация учителя – образец
для подражания, поэтому, прежде чем дать детям
задание, следует неоднократно попробовать
выполнить его самому.

Понятнее, доступнее становится
окружающий мир, когда знаешь, почему одну ягоду
назвали земляникой, а другую – черникой, почему
одна порода собак – овчарки, а другая – лайки,
почему один цветок – одуванчик, а другой –
колокольчик.

Развитие речи на уроках окружающего
мира

Для развития речи детей я использовала
уроки окружающего мира. Выбор этой цели на
уроках, знакомящих школьников с природой,
историческими событиями, объясняется следующим:

– развитие речи идет в этом случае в
непринужденной, свободной атмосфере, на основе
живого интереса учащихся к объектам природы, к
историческим событиям, прошлому нашей страны;

– природа предоставляет большие
возможности для речевого развития.

На каждом уроке окружающего мира,
намечаю задачу развития речи, учитывая при этом
своеобразие изучаемого материала и
целесообразность выбора речевой задачи. В этом
случае дети лучше усваивают изучаемый материал,
знания приобретают качества системности и
становятся для учащихся актуальными.

Примеры заданий по окружающему миру

– Назвать общие признаки:

ели и сосны

ромашки и гвоздики

березы и осины

голубя и дятла

малины и смородины

воробья и вороны

– Чем отличается?

осень от весны

белый гриб от мухомора

лето от зимы

лиственное дерево от
хвойного

– Что можно сказать о тигре, кошке,
мыши, слоне как о животных?

– Назови признаки времен года: лета,
осени, зимы, весны.

– При изучении растений можно
рекомендовать следующий план описания того или
иного растения:

– как называется растение?

– что это: трава, кустарник или дерево?

– где растет: в лесу, в поле, на болоте,
в водоеме?

– какой величины и формы стебель,
цветки и листья?

– для чего используют это растение?

Виды головоломок, игр, кроссвордов для
детей очень разнообразны. Я обращаюсь к тем из
них, которые предназначены специально для
развития умственных способностей школьников,
совершенствования и тренировки их памяти,
мышления, которые помогают лучшему усвоению и
закреплению приобретенных в школе знаний,
пробуждения у учащихся живого интереса к
изучаемым предметам, стимулируют нестандартные
и интересные решения, помогают ребенку оценить
уровень предложенных решений.

Часто практикую минутку “Почемучку”.
Вопрос ПОЧЕМУ? Должен звучать и в процессе
наблюдений природы, и на уроках математики,
труда, истории, на всех уроках. Постоянное
обращение к причинным зависимостям в процессе
познания – это залог развития мышления.
Например:

– Почему двойные рамы предохраняют
помещение от холода?

– Почему в жаркое время года,
обмахивая лицо, мы ощущаем прохладу?

– Почему вода в реках и озерах не
промерзает до дна?

– Почему при безоблачном небе морозы
бывают сильнее? (облака для земли все равно, что
одеяло, они не дают остывать земле) и т.д.

Большое внимание необходимо уделять
обогащению словарного запаса детей,
рассказывать им о происхождении слов и понятий.
Эту работу можно проводить при изучении темы
“Родственные слова”. Пусть дети сами попробуют
объяснить “родство” следующих слов:

диктор – диктант
перчатки – наперсток
пятница – пятерка

В других случаях потребуется помощь
учителя или этимологического словаря.

“Динамо” – динамит (сила)
лопух – лопата (форма листа)
павлин – павильон (шатер)
1 класс, “Крылатые выражения”.

Раскрыть смысл крылатых выражений:

– рукой подать – быстро;
– прикусить язык – замолчать.

Продолжение статьи

Источник



ФГОБУ ВПО «Тверской государственный технический университет»

Институт дополнительного профессионального образования и переподготовки

Кафедра социологии и социальных технологий

ПРЕДМЕТ: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ТЕМА: РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Читайте также:  Приемы обследования речевого развития ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                                                          3

1. Особенности человеческого мышления                                                                      5

2. Развитие мышления                                                                                                                              9

3. Особенности человеческой речи                                                                                                  12

4. Развитие речи у ребенка                                                                                                                15

Заключение                                                                                                                                             21

Список использованных источников                                                                                    23

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.

Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.

              В данном реферате рассмотрены основы мышления и речи, а также их развитие у человека.

1. ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не-образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необ­ходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих дей­ствий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Для того чтобы предвидеть, надо обоб­щать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод от­носительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общего опять к единичному — осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процес­сом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак­теристик и признаков (рис.1). Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям.

Рис 1. Общая характеристика мышления как психического процесса

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное по­знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос­венной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, мож­но выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристи­ках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.

2

Следует отметить, что опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружаю­щих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углу­бить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышле­ния шире, чем область того, что мы воспринимаем. Например, опираясь на чувствен­ное восприятие, но выходя за его пределы, в процессе мышления мы в состоянии познать прошлое Земли, развитие растительного и животного мира. Благодаря мышлению мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наибо­лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с по­мощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит ви­доизменение и преобразование имеющейся информации.

Читайте также:  Мышление в развитии личности ребенка

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, втом числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие фор­мы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего раз­вития, связаны с мышлением. Мышление — это особого рода деятельность, имею­щая свою структуру и виды (рис. 2).

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются опре­деленные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обра­щаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информа­ции, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выражен­ными в форме понятий, суждений умозаключений.

Рис. 2. Основные виды мышления

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используют­ся образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы    

2

мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преоб­ладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

2. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления чело­века. Все эти подходы имеют определенные отличия друг от друга. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее.

Так, в большинстве существующих в настоящее время подходов к периодиза­ции этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни. Проявле­ние мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания от­дельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать опре­деленные практические задачи. Так, ребенок в возрасте одного года и одного ме­сяца, для того чтобы достать орехи со стола, может подставить к нему скамейку. Или другой пример — мальчик в возрасте одного года и трех месяцев, для того чтобы передвинуть тяжелый ящик с вещами, сначала вынул половину вещей, а потом выполнил необходимую операцию. Во всех этих примерах ребенок опирал­ся на опыт, полученный им ранее. Причем этот опыт не всегда является личным. Очень многое ребенок узнает, когда наблюдает за взрослыми.

Следующий этап развития ребенка связан с овладением им речью. Слова, ко­торыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень   

2

быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного пред­мета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ре­бенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми пред­метами красного цвета.

На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравне­ние. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индук­ция и дедукция, которые к трем — трем с половиной годам достигают уже доста­точно высокого уровня развития.

На основании изложенной информации мы можем выявить несколько наибо­лее существенных особенностей мышления ребенка дошкольного возраста. Так, существенной особенностью мышления ребенка является то, что его первые обоб­щения связаны с действием. Ребенок мыслит действуя. Другая характерная осо­бенность детского мышления — его наглядность. Наглядность детского мышле­ния проявляется в его конкретности. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми.

При достижении ребенком школьного возраста отмечается прогрессирующий рост мыслительных возможностей ребенка. Это явление связано не только с воз­растными изменениями, но в первую очередь с теми интеллектуальными задача­ми, которые необходимо решать ребенку, обучаясь в школе. Круг понятий, приобре­таемых ребенком в процессе обучения в школе, все более расширяется и включает в себя все больше новых знаний из различных областей. При этом осуществляется переход от конкретных ко все более абстрактным понятиям, а содержание поня­тий обогащается: ребенок познает многообразие свойств и признаков предметов, явлений, а также их связи между собой; он узнает, какие признаки являются суще­ственными, а какие — нет. От более простых, поверхностных связей предметов и явлений школьник переходит ко все более сложным, глубоким, разносторонним.

В процессе формирования понятий происходит развитие мыслительных опе­раций. Школа учит ребенка анализировать, синтезировать, обобщать, развивает индукцию и дедукцию. Под воздействием школьного обучения развиваются не­обходимые качества мыслительной деятельности. Знания, приобретенные в шко­ле, способствуют развитию широты и глубины мысли учащихся.

Источник