Речь развитие речи у детей речь и мышление ребенка

Мы продолжаем путешествие по универсальной карте-шпаргалке. Сегодня наш пусть лежит в город Умной головы.

В прошлый раз, отвечая на просьбы участников клуба «Супербабушка», мы посетили город Ловкого язычка и показали упражнения для постановки шипящих звуков. Мы еще не раз вернемся в этот город, а сейчас, следуя вашим пожеланиям, расскажем о том, как развивать мышление и речь. И здесь нам потребуется еще одно универсальное пособие, выполненное в форме домика.

Универсальная опорная таблица

Универсальная опорная таблица (УОТ) – это обобщенная модель для составления описательного рассказа, совершенствования монологической речи. Данная схема была предложена петербургскими учителями-тризовцами как опора для составления описательного рассказа младшими школьниками. С коллегами мы адаптировали формы и приёмы работы с таблицей с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей. Я использую данную модель в работе с детьми с 1996 года, разработала систему игр и творческих заданий по работе с универсальной опорной таблицей. Сегодня можно утверждать, что жизнеспособность и эффективность УОТ доказана на практике.

По мнению нейрофизиолога Натальи Бехтеревой, мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, борется с монотонностью. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек. Обобщенная модель – это, с одной стороны,  стереотипность (без которой невозможно работать с детьми, а в особенности с детьми с нарушениями речи), с другой – эффективное вовлечение мозга в деятельность.

По наблюдениям учёных-практиков, для детских высказываний характерно беспорядочное перечисление признаков предмета, незавершенность микротем, отсутствие последовательности изложения, наличие лексических затруднений.

Мы предлагаем использовать обобщенные модели и для формирования связной (в частности, описательной) речи у дошкольников.

В работе с детьми различные модельные ряды играют важную роль. Они помогают сформировать у детей способность анализировать объекты, осознанно выделять в них различные стороны, объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их признаках в целостные знания об окружающей действительности, что способствует преодолению речевых нарушений.

Подробнее остановлюсь на УОТ – Универсальной опорной таблице для составления описательного рассказа.

Сюжет. Таблица представляет собой «домик», хозяева которого – инопланетяне, живущие каждый в своей квартире и не желающие говорить ни о чем другом, кроме своей определенной темы. Тема обозначена символом в окошке дома. Странные человечки, живущие в домике, ничего не знают о нашем мире, поэтому нам надо рассказать им как можно подробнее о выбранном предмете.

Заходим в дом с крыши, так как герои-посредники – инопланетяне. Работу с обобщенными моделями имен признаков мы проводили и до появления этого сюжета, но идея домика с хозяевами-инопланетянами важна для нас, потому что помогает доступно донести до детей значение плана рассказа.

Квартира № 1. Семейство

Даем понятие о классификации объекта.

Квартира № 2. Человечек по имени Где?

Ему мы рассказываем, где объект обитает, находится, растет.

Квартира № 3. Описываем части объекта.

Квартира № 4. Размер.

Большой или маленький по сравнению с разными предметами или с человеком. Используются ориентиры: больше – меньше, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.

Квартира № 5. Цвет.  «Какого цвета ваш предмет?» – спрашивает живущий здесь человечек.

Квартира № 6. Форма. На что похоже?

Квартира № 7. Ощущение. Отвечаем на вопрос о том, какой объект, рассматривая его со всех возможных сторон. (На ощупь, по температуре, по характеру…)

Квартира № 8. Что необходимо для жизни? – если речь идет об объекте природного мира. Из чего сделан? – если говорим об объекте рукотворного мира.

Квартира № 9. Человечек, живущий здесь, любит рассуждать на тему «Вред-польза».

Примеры рассказов по УОТ, составленных детьми с общим недоразвитием речи (ОНР): «Это снеговик. Он живет в детском саду. Мы сделали его с мамой и папой. Он сделан из бумаги и звездочек. Большой комок, поменьше комок – вот и получился снеговик. У него есть шляпа. У него есть носик, как морковка, глазки, бровки удивленные, ротик удивленный. Он удивляется, что дети так интересно играют. Мне нравится мой снеговик». Данил. (ОНР 2 уровень с дизартрическим компонентом (Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы).

2-й год обучения, первый период: «Чеснок живет у бабушки на грядке. Верхняя часть – зеленые перышки греются на солнце. Нижняя часть находится в земле. Чеснок больше похож на овал. Он состоит из долек. Каждая долька спрятана в своей рубашке-кожурке. А сверху на всех дольках еще одна большая рубашка. Чеснок горький и жгучий на вкус, но очень полезный. Он защищает нас от микробов». Арина (ОНР 3 уровень с диз. комп.)

2-й год обучения: «Свиристель – это зимующая птица. Прилетает она в город большими стаями. У свиристеля есть клюв, голова, крылья, хвост, лапки. Она больше воробья, но меньше вороны. Перышки у нее нарядные. На голове у нее голубой хохолок, на крылышках яркие полоски. Эта птичка любит семена и ягоды рябины. Птичка тихонько посвистывает: «Свири-свири-свир», поэтому их назвали свиристелями. За красивые перышки их называют северными попугаями». Никита (ОНР 3 уровень).

Работу с любой обобщенной моделью можно условно разбить на этапы:

Усвоение и анализ сенсорного материала.

Работа над различением детьми основных имен признаков предметов: цвет, форма, размер, толщина, высота, длина, ширина и пространственное расположение и т.д. Так как дети не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов, задача решается с помощью тренингов с картинками разного уровня сложности.

Первый уровень подразумевает уточнение и закрепление представлений о восьми основных признаках предмета. В конце работы ребенок самостоятельно может ответить на вопрос, что бывает таким же (например, по цвету), в начало занятий могут быть включены игры типа «У меня есть…, я могу быть…». Параллельно, начинаем работать в направлении усвоения модели: элемент – имя признака – значение признака.

– Перевод осознанного детьми материала на знаково-символический язык.

– Работа с моделью. (Условность в том, что этапы не линейны).

   – Таблица-домик (УОТ) позволяет описывать предметы, признаки, связи и явления; 

На первых занятиях представляется не более трёх «квартир»;   

– «Квартиры» легко превращаются в карточки, с помощью которых проводятся игры: на развитие системного мышления и упражнения в правильном построении фраз по микротемам, с типовыми приёмами фантазирования (увеличения – уменьшения, дробления, наоборот).

Для каждого признака предмета выбираем значок, учим соотносить знак с заявленным признаком. Дети должны «присвоить» себе картинку, поэтому обозначения не навязываются, а выбираются в процессе обсуждения из нескольких предложенных вариантов.

Детям нравится такая работа, так как она помогает стать активным участником занятия, а не только слушателя и «говорителя». На наш взгляд, это объясняется тем, что среди детей больше так называемых кинестетов, нежели визуалов и аудиалов.

Работая с моделями, мы стараемся создавать их вместе с детьми, следуя принципу: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Любую информацию желательно предварительно перекодировать в ведущую для детей модальность памяти и понимания.

Всем известно, что если информация совпадает с ведущей модальностью детей, они хорошо справляются с заданиями, быстро продвигаются в развитии, если нет – возникают трудности в учении. Именно так важно обучать ребенка-дошкольника многосенсорности.

Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение.

На втором этапе работы мы учим ребенка анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на модель (второй уровень сложности).

Третий этап работы (третий уровень сложности) подразумевает научение ребенка составлять простейшие рассказы-описания, рассказы сравнения.

Помимо выполнения задач, решаемых непосредственно с помощью моделирования (знакомство с графическим способом представления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования), использование обобщенных моделей в работе с детьми дает несомненные преимущества:

– Создаются грамотные мотивационные установки на проявление творчества.
– Активизируется познавательная деятельность детей, формируется позитивное отношение к информации.
– Гарантированно создаются условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса словами с переносным значением, синонимами, антонимами, сравнениями, метафорами).
– Повышается эффективность овладения языковыми средствами,
– Растет осознанность в построении лексико-грамматических конструкций,
– Гарантированно развивается гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
– Алгоритмично развиваются навыки коммуникативной компетенции.
– Формируется готовность к исследовательской деятельности.

Мы убедились, что обобщенные модели работают как минимум в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера.

Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. На наш взгляд, овладение детьми способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.

Думаю, очевидно, что такого рода обобщенные модели выигрывают рядом с кодировками частного порядка, где к каждой лексической теме составляется отдельная схема.

Успехов вам в составлении красивых и умных рассказов с помощью нашего домика!

Автор: Инна Крохина

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

Подписывайтесь на наш канал “Лицей”!

Шпаргалка для родителей-3

Источник

Екатерина Козлова
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста

Ребёнок рождается, не обладая ни мышлением, ни речью. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего у ребёнка складывается мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Речь – это главный инструмент мышления. Информацию, которую нельзя передавать с помощью органов чувств, можно передать только с помощью речи.

Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, а развитие мышления развивает речь. Таким образом, мы видим, что все психические процессы тесно взаимосвязаны между собой. При выполнении заданий направленных на развитие речи мы развиваем и умственные способности ребёнка и наоборот.

Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.

Психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин) считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык как средство общения людей – особый вид интеллектуальной деятельности.

Проблема взаимодействия речи и мышления всегда находилась в центре внимания психологических исследований. И здесь центральным моментом, по мнению Л. С. Выготского, является «отношение мысли к слову»

Он анализировал учение Ж. Пиаже, который считал, что речь ребенка раннего возраста эгоцентрична: она не выполняет коммуникативных функций, не служит целям сообщения и ничего не изменяет в деятельности ребенка, а это является символом незрелости детского мышления. К 7-8 годам эгоцентрическая речь свертывается, а затем исчезает. Л. С. Выготский показал в своих исследованиях, что на основе эгоцентрической речи возникает внутренняя речь ребенка, являющаяся основой его мышления

Начальный этап развития мышления ребенка связан с обобщениями. При этом первые обобщения неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами.

Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ребенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми предметами красного цвета.

На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к трем — трем с половиной годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.

Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления.

Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир. Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах.

Р. А. Абдурахманов пишет, основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно образному и в конце периода к словесному мышлению. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Несмотря на своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. В дошкольном возврате в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей.

Таким образом, можно сделать вывод, в дошкольном возрасте идет активное развитие речи и мышления. Эти два процесса неразрывно связаны между собой. Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Источник

  Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.

     Ребёнок рождается, не обладая ни мышлением, ни речью. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Речь – это главный инструмент мышления. Информацию, которую нельзя передавать с помощью органов чувств, можно передать только с помощью речи.

                Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает  речь.  Таким образом, мы видим, что  все психические процессы тесно взаимосвязаны между собой.  При выполнении заданий направленных на развитие речи мы  развиваем и умственные способности ребёнка и наоборот.
         Развитие мышления и развитие речи у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно.
         Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Детям с ОНР свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают.
Во время занятий с ребёнком дома:

  1.  Старайтесь  ставить перед ними такие задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие их к  активизации знаний, умений, прошлого опыта.
  2. Не давайте им готовые ответы, а помогайте в поисках способов действия. Побуждайте детей к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, посильные   головоломки, развивающие игры и упражнения.
  3. Ребёнку с 0 и до 3 лет наиболее доступны задания, при выполнении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Но с 4 лет ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представлять себе объекты и их преобразования, т.е. когда ребёнок действует не с самими предметами, а с их образами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию наглядно-образного мышления ребёнка способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, игры, драматизация, инсценирование сказок, рассказов.
  4. Наиболее сложны для детей словесно-логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. Их можно развивать обучая ребёнка анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

           Эти задания потребуют от ребёнка гибкости ума, доказательства рассуждений, способности устанавливать те или иные закономерности. При их выполнении ребёнок должен найти сходства и различия в предметах, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщения, умозаключения. Начинать нужно с более лёгких, посильных заданий во избежание отрицательных эмоций у ребёнка. Постоянно поощрять его в работе, чтобы он испытывал чувства удовольствия от занятий.

     Какие бы задания с ребёнком вы не выполняли, непременно обращайте внимание на его речь. Она формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Повседневная жизнь изобилует возможностями постоянного речевого контакта. Разговаривайте с ребёнком на прогулке, играя, занимаясь различными домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал. Не бойтесь вводить в свою речь слова, заведомо не известные ребёнку. Объясните ему смысл сказанного, проследите за правильным употреблением и произнесением новых слов.

Постепенно новые слова войдут в активную речь ребёнка, обогащая её, облегчая общение с окружающими. Ребёнок сможет пользоваться речью, чтобы получать новую информацию.

   Хорошо развивают мышление и речь дидактические игры. Это не требует специального времени для занятий, в них можно играть, гуляя с ребёнком: «Назови ласково», «Один – много», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Придумай похожее слово».

     Предлагаемые примерные задания не только способствуют активизации  мыслительной  и речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представление, память, воображение, эмоции.

Источник