Речь и ее функции развитие речи у ребенка

Язык – строго нормализованная система средств общения, а речь – его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства.
Итак, речь – это вербальная коммуникация, т.е.процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами.
Язык – это система сигналов. Язык животных выполняет сигнификативную функцию (обозначения) – позы, касания, вокализация. Не выходит за рамки видового опыта, понимается однозначно только особями данного вида. Язык относится к знаковым системам, которые развиваются в процессе истории по 2-м направлениям: 1. связано со спецификацией (с усложнением) 2. связано с унификацией (преодоление многозначности, упрощение). Искусственные языки (эсперанто – межнациональное общение, Basic – язык программирования) выполняют служебную функцию. Язык предназначен для кодирования и декодирования информации.
Язык – это:
· средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
· средство общения
· орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)
Речь – II сигнальная система появляется в связи с трудовой деятельностью, это средство очеловечевания. Выготский – мышление – внутренняя речь, базовое понятие. Лурия показал как системно речь локализована. Патология речи: центр Верники (в задней трети верней височной извилины – слуховое восприятие членораздельной речи – сенсорная афазия), центр Брока (в лобной
доле, задней трети нижней лобной извилины – моторная афазия – понимает, не воспроизводит). К кон. XIX в. – был создан Атлас мозга.
С помощью психологического анализа можно выделить различные функции речи. Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.
Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.
Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение.
Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.
Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.
.
Виды речи:
1. внешняя – Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией
2. внутренняя – представляет собой фазу планирования в практической и теоретической деятельности. Характерны фрагментарность, отрывочность, ситуативность. Формируется на основе внешней. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления
1. Устная – Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Это рассказ учителя, доклад и т.д
2. Письменная – Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности между людьми, разделенными пространством и временем
Перевод внешней речи во внутреннюю сопровождается сокращением её структуры, а наоборот – развёртывание структуры внутренней речи. Формы языка человек усваивает только в формах высказываний. Научиться говорить – значит научиться строить высказывание, потому что мы говорим высказываниями, а не отдельными предложениями и, уж конечно, не отдельными словами) Поэтому именно речевые высказывания, а не слово является единицей речевого потока, т.к. оно может быть развёрнуто и может восстановить всю речь. (Айдарова). Жинкин, Артёмов, Лентьевы – оба.
Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка
1. Подготовление словесной речи– до конца 1 года жизни – голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три-четыре недели) — редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Следует отметить, что эти первые звуки лишены функции речи. Они возникают, вероятно, из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. С другой стороны, уже в возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев — связывать звуки голоса с присутствием взрослого
После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок начинает
бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги, например «да-да-да» или «ня-ня-ня».
Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого
Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые у него вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.
2. Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи – конец 3 года жизни- Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отношений ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потребность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка
Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребен
манипуляцией предметами, с процессом общения
Следующей особенностью данного периода является и то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необходимо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, грамматически еще не сопоставимые друг с другом
Не является достаточно развитой на данном этапе и фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги,
Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка может быть условно разделен на несколько стадий. Описанные выше особенности относятся к первой стадии — стадии «слова-предложения». Вторая стадия начинается со второго полугодия второго года жизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений, или как стадия морфологической расчлененности речи. С переходом к данной стадии начинается быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250-300 слов, имеющих устойчивое и четкое значение
3. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов– от 3 до 6-7 лет . Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. С полным основанием можно полагать, что на данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на рассмотренных выше этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи.
Однако на данном этапе ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу», т. е. основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые
Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафленочек».
Следует отметить, что для данного этапа развития речи ребенка, так же как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех-пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что развитие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.
К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической стороны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны
4. овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе –, по его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях развития речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.
Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.
Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грамматике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пересказ, устное сочинение и др. у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи.
Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, которая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т. д. Это придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи
Классификация и этапы речевого развития:
1. пассивная речь (речь-понимание у ребёнка в младенческом возрасте)
· гукание
· гуление
· стадия автономной речи (псевдослова)
2. активная речь – с появлением первых слов
Пиаже – стадии по уровню обобщений:
1. 0-2 года стадия синкретических обобщений (случайные)
2. дошкольники и младшие школьники – комплексные обобщения (множество признаков)
3. подростковый возраст – стадия содержательных обобщений
Эльконин – при специальном обучении 3 стадия может быть достигнута в начальной школе.
Невербальная коммуникация (жесты, мимика)
Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 41; Нарушение авторских прав
Источник
Речь — инструмент устного взаимодействия людей, словесного выражения мыслей и восприятия информации. Через общение дети познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, кругозор и память. Развитие речи с раннего возраста — неотъемлемая часть формирования полноценной психики.
Развивать речь у ребенка очень важно.
Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте
Становление связной речи — сложный процесс в развитии, который начинается с рождения и активно продолжается в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли с помощью слов, воздействуют на окружение, получают отклик на свои мысли или чувства.
Своевременное речевое развитие помогает:
- стимулировать функции головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются в раннем возрасте;
- до полного созревания речевого центра в мозге накопить словарный запас, научиться управлять средствами родного языка;
- сформировать разные виды мышления, восприимчивость к обучению и воспитанию;
- расширить круг общения за пределами семьи, повысить уверенность в своих силах;
- связать произношение со слухом, развить речевые органы через артикуляцию, особенности произношения (интонацию, темп, ритм, тембр);
- познавать мир, поскольку речь позволяет ребенку получить представление об окружающих предметах или явлениях;
- в процессе обучения младших школьников для развития грамотности, навыков чтения, письма.
В опыте становления личности обучение родному языку занимает важное место: меняются механизмы психики, устанавливается рациональное восприятие окружающего мира.
Задачи речевого развития
На всех этапах взросления ребенок осваивает разные уровни устного взаимодействия: лепет малыша нескольких месяцев от роду, первые слова и предложения у детей старшего возраста.
Речь расширяет возможности для познания. Помимо манипуляций с предметами вокруг себя ребенок начинает фантазировать, узнает новое из рассказов окружающих или художественной литературы.
Какие задачи выполняются при речевом развитии:
- овладеть родной речью как инструментом для общения и обучения;
- обогатить запас слов (знать и применять много слов);
- научиться внятно и правильно говорить, вести диалог;
- обучиться культуре общения (выслушивать оппонента, не перебивать, последовательно выражать свои мысли);
- познакомиться с азами речевого творчества (пересказом, составлением рассказов, сюжетов о своих впечатлениях об увиденном явлении);
- слушать и понимать сказки, истории из детской литературы;
- запоминать правильные языковые конструкции для будущего обучения грамоте.
Какие факторы влияют на развитие речи
Факторы влияющие на развитие речи ребенка.
Освоение ребенком устной речи определяется такими условиями:
- Наследственность, строение речевых органов. Неправильная анатомия органов артикуляционного аппарата, неразвитые лицевые мышцы осложняют развитие речи у детей 1-3 лет. Укрепить мускулатуру лица помогают питье через соломинку, надувание воздушных шаров. Тогда как физиологические проблемы решаются медицинскими методами.
- Корректная работа ЦНС, речевой зоны головного мозга. Нарушения функций нервной системы или центра Брока часто сопровождаются задержкой речевого развития у детей. Для развития этих функций применяются упражнения для мелкой моторики рук.
- Беременность, роды без осложнений. Исследования подтверждают, что анемия во время вынашивания плода, преждевременные роды до 35 недели, гипоксия и другие патологии задерживают развитие речи в раннем возрасте.
- Контакт с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни. Фундамент будущего общения и здорового развития новорожденного — ощущение безопасности, физическая близость к матери, обеспечение физических и эмоциональных потребностей.
- Постоянное взаимодействие родителей с ребенком. Об общении узнает из смены выражения лица, движений, жестов. Затем начинает воспринимать обращенную речь, различать эмоции, интонации голоса. Поэтому рекомендуется проговаривать свои действия, называть малыша по имени, не игнорировать лепет или плач.
Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников
В первые годы жизни ребенок развивается умственно и физически, учится управлять своим телом, думать, усваивает родной язык. Становление речи происходит последовательно, разным возрастным промежуткам соответствуют свои нормы.
Умение говорить — приобретенный навык, который у всех детей формируется по схожему сценарию. Чтобы своевременно заметить отклонения в речевом развитии, необходимо знать закономерности созревания психики в раннем возрасте.
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
В первый год после рождения активно развиваются все системы новорожденного: созревает и усложняется структура головного мозга, формируется фонематический слух, во время плача или непроизвольных звуков тренируется речевой аппарат.
Этапы развития речи ребенка.
На чем основан начальный этап:
- слушание бытовых звуков, обращенной речи и собственного голоса;
- подражание взрослому (повторение услышанных звуков, слогов, в возрасте около 12 месяцев — слов);
- азы понимания смысла сказанного (преимущественно за счет эмоций, интонаций и мимики);
- состояние артикуляционного аппарата (определяет связность в произношении, подвижность речевых органов).
Во второй год жизни отмечается скачок в развитии активной речи.
Для общения в этом возрасте характерно следующее:
- попытки осмысленно употреблять слова (для названия предмета);
- до 1,5-1,8 лет нет распространенных предложений, их заменяет 1 слово («Пить» в качестве просьбы);
- в 1,8-2 года состав фраз расширяется, но еще нет грамматической связи между словами;
- увеличивается словарный запас (100-300 слов в зависимости от условий, частоты и качества общения со взрослыми);
- продолжается развитие артикуляционных органов, но голос еще не окреп;
- осваиваются интонации;
- неправильно произносятся отдельные звуки (смягчаются гласные, пропускаются согласные, путаница в слогах), упрощаются слова («Би-би» вместо «Машина»).
Становление речи ребенка от 3 до 4 лет
На третьем году жизни увеличивается познавательная функция речи. Ребенок интересуется окружающим миром, начинает задавать простые вопросы, вести диалог со сверстниками.
Речевое развитие трехлетки включает в себя такие этапы:
- обогащается словарный запас (в 2-3 раза по сравнению с двухлетним возрастом);
- чаще используются глаголы (до 30% активного запаса слов), предлоги и местоимения;
- наблюдаются ошибки в согласовании рода прилагательных для именования предметов;
- в речи появляются сложные бессоюзные предложения (к концу 3 года — сложноподчиненные);
- улучшается восприятие на слух детской литературы;
- речевой аппарат становится подвижным, но связность речи и громкость голоса остаются слабыми;
- при произношении длинные слова со сложной структурой часто укорачиваются, слоги меняются местами или выпадают;
- улучшается память, начинает развиваться творческое мышление, фантазия;
- внимание остается неустойчивым, ребенок отвлекается.
Интерес к окружающим предметам стимулирует дошкольника общаться со взрослыми, первым начинать разговор. В диалоге ребенок учится рассуждать, начинает определять простую взаимосвязь между явлениями.
Какие особенности развития речи отличают 4-летний этап:
- возрастает способность подбирать названия для любых предметов, действий, в т. ч. для тех, которые не окружают ребенка постоянно;
- расширяется арсенал слов (активно применяются прилагательные, числительные, наречия, местоимения);
- пересказ событий или чужой речи, рассказ о своих впечатлениях остаются неточными из-за неумения корректно выбирать нужные слова;
- сохраняется нелогичность, непоследовательность изложения, но улучшается грамматическая структура речи;
- общение остается ситуативным, требует уточнений, рассказ привязан к ситуации;
- улучшается запоминание стихотворений, загадок, сказок, ребенок легко их повторяет, но преимущественно не понимает смысла;
- речевой аппарат совершенствуется в индивидуальном темпе (к концу 4 года дети уже могут говорить понятно, разборчиво или продолжать упрощать звуки).
Становление речи ребенка 3-4 лет.
Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет
В пятилетнем возрасте дошкольник становится восприимчивым к социальной среде. Появляется интерес к развитию речевого слуха через словотворчество, попытки рифмовать или пение. Становление речи происходит интенсивно, ребенок подражает манере общения в семье или детском саду.
Какие этапы речевого развития проходят дети 5 лет:
- возрастает красочность, разнообразие речи (кроме названий предметов ребенок знает их признаки, умеет логически связать несколько объектов между собой, опираясь на свойства);
- внимание не рассеивается, становится устойчивым;
- словарный запас пополняется до 2,5-3 тыс. слов, что стимулирует развитие навыка монолога, но повышает количество ошибок и несогласованных словосочетаний в речи;
- речевые органы достаточно натренированы для корректного произношения, улучшается связность и четкость звуков, речь становится понятной посторонним людям и другим детям;
- в 30% случаев наблюдаются трудности с произношением звука р, л, шипящих;
- развивается фонетический слух, умение различать тонкости произношения (высоту голоса, тембр, интонации, темп).
Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет
Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, составляют монолог из сложных предложений и развернутых фраз. Окружающие понимают ребенка без дополнительных вопросов.
Признаки формирования контекстной речи у детей 6 лет:
- развивается абстрактно-логическое мышление, улучшается понимание связей и отношений между явлениями, предметами, людьми;
- словарный запас пополняется формами уже знакомых слов (добавляются приставки или суффиксы), активно используются 4-6 тыс. слов;
- ребенок оперирует обобщающими словами, собирает слова в группы по общему свойству, способен подобрать пары антонимов;
- уменьшается количество грамматических ошибок;
- завершается развитие основных функций артикуляционных органов, подвижной мускулатуры лица, из-за чего звуки проговариваются четко;
- при регулярном выполнении развивающих устных упражнений к 7 годам удается улучшить произношение шипящих звуков, р, л.
Речь семилетнего ребенка практически не отличается от взрослой.
Творческие методы и приемы.
Развитие в этом возрасте направлено на закрепление навыков:
- продолжает расширяться запас слов, которые используются ежедневно, причем одинаковые понятия ребенок разделяет по признакам (зимняя или летняя одежда);
- применяются средства выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), слова в переносном значении (легкий мяч или легкая рука);
- монолог становится развернутым, логичным, ребенок не перескакивает с одной мысли на другую;
- грамматические ошибки случаются редко, преимущественно при отсутствии подсказок со стороны взрослых;
- голос становится громким, произношение четким, при этом ребенок управляет интонацией и темпом;
- в высказываниях появляется эмоциональность, личное отношение и точка зрения, активно развивается индивидуальность.
Активность родителей в развитии речи ребенка
Родители первыми знакомят новорожденного с общением. Наблюдая этапы становления речи ежедневно, они могут вовремя заметить нарушения и исправить их.
Чтобы помочь речевому развитию дошкольника, в домашних условиях родителям необходимо:
- с первых дней четко проговаривать слова, не искажать звуки при подражании детскому лепету;
- использовать много слов, называть окружающие предметы, описывать бытовые действия, чтобы познакомить ребенка с разными понятиями;
- в форме игры придумывать с дошкольником новые словоформы для понимания родного языка;
- обогащать речь эмоциями, сопровождать произносимые слова выразительной мимикой, жестами (улыбаться = радость, хмуриться = печаль);
- знакомить с детскими книгами, рассказывать короткие истории, подавая пример связного монолога, предлагать ребенку самому придумать продолжение или пересказать сюжет.
Как помочь развитию речи детей раннего возраста
Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.
Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:
- Осязание.
Тактильные чувства дарят первые представления о жизни. Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку. Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок. - Зрение.
Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице. - Слух.
Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение. С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг. Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого. - Вкус.
Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями. - Обоняние.
Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон. - Моторика.
Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.
Методы развития речи у дошкольников.
Методы развития речи у дошкольников
Дошкольники осваивают родной язык разными способами. Общение — основа речевого развития у детей старше 3 лет, поэтому в коллективе становление речи происходит быстрее. Игры со сверстниками всегда требуют комментариев, объяснений, вопросов.
Другие советы по формированию речевого навыка для воспитателей в детском саду:
- наблюдать за миром — не только показывать окружающие предметы, но и картинки, книги, фильмы и пр.;
- придумывать свои сюжеты — воспитатель рассказывает начало истории, описывает явление или игрушку, затем предлагают дошкольникам сочинить продолжение;
- читать детские произведения — учит вниманию, развивает навык слушания, иногда после чтения детям предлагается пересказать своими словами;
- развивать дикцию — диалоги, словотворчество, короткие стихотворения с четким произношением звуков, чтобы тренировать артикуляционный аппарат;
- игровые методы — дидактические игры, инсценировки учат монологической и разговорной речи, культуре общения, обогащают словарный запас.
Эти методы помогают закрепить полученные навыки, расширяют коммуникативные возможности ребенка.
Источник