Ребенок жует пальцы 4 года

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Страхи ребенка.
Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Пережитое ребенком насилие.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.
Источник:https://www.ya-roditel.ru
Источник
ВОПРОС:
Здравствуйте. Ребенок 3,5 года грызет пальцы.Что делать не знаю, пробовали разговаривать,объясняли, но увы не перестает. Помогите!
С уважением,
Олеся
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Олеся! Спасибо за Ваш вопрос!
Весьма распространенной жалобой, с которой обращаются родители к детскому психологу, является проблема, связанная с тем, что ребенок грызет пальцы, причем как на руках, так может и на ногах, иногда еле заметно, а порою до крови, “до мяса”. Давайте очертим круг возможных причин, почему это происходит и что делать родителям, чтобы ребёнок прекратил грызть пальцы. Конкретный ответ на данный вопрос возможен только при очной консультации со специалистом и выяснением полной картины ситуации.
Пальцы просто так не грызут…
Изначально родителям, дети которых грызут пальцы, нужно понять, что эта привычка – внешнее проявление глубоких психологических проблем. Если малыш грызет пальцы, то его тревожность повышена, его что-то волнует и угнетает. Привычка грызть пальцы временно успокаивает ребенка, снимает нервное напряжение, доставляет удовольствие.
Кроме того, погрызенные пальцы – попытка обратить внимание взрослых к себе и своим переживаниям. Поэтому мазать пальцы горькими жидкостями, угрожать наказаниями, читать нотации зачастую означает попросту мучить своего ребенка.
Нужно устранять причину, а не бороться со следствием.
Помните: здоровые и счастливые дети не будут наносить вред своему здоровью. Детям не свойственно грызть пальцы, потому что им скучно и нечем заняться. Скорее всего, истинные причины – неблагоприятный семейный фон (к примеру, отсутствие внимания отца, многоработающая мама), психотравмы (например, утрата близких людей).
Основные родительские ошибки:
1. Ни в коем случае не давите на ребенка. Не отчитывайте его за грызение пальцев. Во-первых, потому что привычка грызть пальцы – это почти то же самое, что постукивание пальцами по столу, подергивание ногой, или приглаживание волос на голове – все эти действия нами не осознаются, руки и ноги их делают как бы сами по себе. Неосознаваемые действия плохо поддаются контролю. Поэтому в случае с грызением пальцев все поощрения и наказания не имеют силу. Ругая, наказывая ребенка – вы будете создавать еще большее напряжение, тем самым усугублять ситуацию.
2. Работает известный принцип: что мы своим внимание поощряем, то и получаем взамен. Соответственно, если мы обращаем внимание в силу объективных причин (работа, домашние хлопоты, другой ребенок и т.д.) на малыша только тогда, когда он демонстрирует свою вредную привычку – мы закрепляем в детском сознании правильность его действий. “Погрызу пальцы – мама на меня внимание обратит.” Для ребенка, поверьте, нет ничего лучше, чем родительское внимание, в каком бы ключе оно не проявлялось.
Что делать?
Вы наверняка сами наблюдали, как взрослые люди грызут пальцы или ногти, вспоминая детскую привычку при сильном волнении, страхе, стрессе, тревоге. Поэтому важно первоначально выяснить, что конкретно привело ребенка к нервному напряжению. Попытайтесь понаблюдать и понять: в каких случаях он начинает грызть пальцы?
Во время поиска причин постарайтесь обеспечить ребенку щадящий режим – проявите побольше внимания и ласки, погуляйте на свежем воздухе, полноценно отдыхайте.
Кроме этого, применяйте индивидуальный подход при избавлении от негативной привычки. Так, если ваш малыш грызет пальцы, к примеру, только при просмотре телевизора, следует предположить, что именно телевизор является причиной нервного возбуждения. В таком случае стоит ограничить время просмотра телевизора и предложить вместо этого интересные игры или следить за тем, чтобы ребенок смотрел более спокойные телепередачи.
Конечно, давать какие-то конкретные советы в этой ситуации сложно. Могу лишь подсказать, что очень положительно на ребенка, грызущего пальцы, влияет совместное рисование красками, гуашью, а также лепка из пластилина (а лучше – из глины), так как творчество помогает снять тревогу. Хорошо бы начать ходить в бассейн или спортивную секцию – такие занятия снимают напряжение и агрессию.
Действенным методом избавления от привычки грызть пальцы (для малышей) является, к примеру, обучение ребенка приемам снятия нервного напряжения – крепко сжимать и разжимать кулаки, глубоко вдыхать и стараться услышать свое дыхание, держать в руках любимую игрушку и прочее.
Хорошо бы ненавязчиво отвлекать ребенка, едва завидев, как он подносит свои руки ко рту, чем-то другим. Например, предложить поиграть в увлекательную игру.
Для того, чтобы полностью решить данную проблему, необходимо, в первую очередь, найти и убрать психотравмирующую ситуацию. Только тогда у ребенка пройдет тревожащая симптоматика.
Для этого, прежде всего, любите, уважайте, обнимайте своих детей. И пусть в вашей семье царит мир и гармония – это самый надежный способ, защищающий ребенка от вредных привычек.
Ждём вас в нашем центре.
Психолог.
Источник
И речь идет вовсе не о крошках-младенцах, которые таким образом познают мир и чешут прорезывающиеся зубки.
Мнения «как отучить» разнятся степенью гуманности. От «намазать горьким» до «бить по рукамгубам».
Анна Рымаренко – психолог, тренер, спикер на тему сенсорной интеграции.
Но что, если такое поведение вовсе не признак «дурных манер» и «плохая привычка»? Давайте разберемся, почему некоторым детям (и взрослым) так важно что-то «мусолить» во рту.
Стандартные ответы
Как правило, о таких навязчивых действиях говорят в следующем ключе:
- «Он просто привлекает ваше внимание»
- «Вы малоплохо кормили его грудью, вот у него и не удовлетворен сосательный рефлекс»
- «Это нервный тик»
Да, каждый из этих вариантов возможен – хотя не всегда именно с такой формулировкой.
Но всегда ли наличие такой потребности – грызть, сосать, теребить что-то во рту – свидетельствует о «родительском недосмотре»?
Современная наука шагнула далеко вперед в том, что касается детского развития. Многие проявления детей, которые раньше считались тем, что нужно «исправлять», сейчас рассматриваются как вариант нормы.
Почему же ребенок сосет пальцы ли что-то постоянно грызет?
Если смотреть на эту особенность – обратите внимание, не «проблему» вашего ребенка, а именно особенность! – с позиций сенсорной интеграции*, то что мы увидим?
*Сенсорная интеграция – это процесс интегрированного получения и анализа сенсорной информации, а также формирование адекватного ответа на внешнюю ситуацию и внутренние ощущения. Также СИ – это современное направление нейронауки на стыке физиологии, неврологии и психологии, которое изучает эти процессы.
Итак, что мы имеем на уровне фактов? Область рта – потрясающе чувствительная, в ней сосредоточено огромное количество рецепторов, которые получают и передают колоссальное количество информации в наш мозг. Еще до рождения ребенок познает мир именно через рот, язык, щечки изнутри – любой новый предмет подвергается тщательному облизыванию, обсасыванию и угрызению.
Кроме того, с самого рождения (и даже до него) наше тело точно помнит, сколько приятных и успокаивающих ощущений дарит эта область тела.
В те моменты, когда мы испытываем значительное физическое, моральное или интеллектуальное напряжение – организм ищет способы успокоиться, и вполне естественно, что обращается к самому простому, знакомому и доступному из них.
Поэтому первый шаг к тому, чтобы помочь себе и ребенку-грызуну – это расслабиться. Чем больше нервничают взрослые по поводу навязчивых действий ребенка – тем больше напряжение, и «нежелательное» поведение только усиливается!
Что нельзя делать?
Табу – ругать, стыдить, наказывать; сравнивать с другими детьми, которые «ведут себя хорошо». Обязательно покажите эту статью всем, кто задействован в воспитании ребенка – родным, няне, воспитателю, учителям, чтобы они также не ругали его и понимали, что за потребность стоит за «плохой привычкой».
Что нужно делать, если ребенок сосет или грызет пальцы
Полезно – учить ребенка способам релаксации (простые дыхательные практики, например «представь, что мы медленно сдуваем пушинки с грядки одуванчиков»); уменьшать количество стресса в жизни семьи (например, сверх-ценность хороших оценок в школе и подробное обсуждение политических баталий вместо тихого семейного общения).
Взрослые проблемы
Вы не задумывались, почему такое количество взрослых людей не могут бросить курить, даже осознавая весь вред этого занятия? Возможно, причина вовсе не в никотиновой зависимости (иначе все давно бы перешли на пластыри и жевательные резинки с никотином). Сам процесс курения – это социально приемлемый вид такой оральной стимуляции. Почему-то в нашей культуре мусолить во рту ручку или другой предмет – это фу-фу, стыдно и некрасиво. А бумажную трубочку с высушенной травой – вполне приемлемо. Где логика? А нет ее.
Снова возвращаемся к сенсорной интеграции. Как ни странно, часто именно недостаток ощущений от разных систем тела служит фактором беспокойства для взрослых и детей. Именно поэтому многие дети не могут стоять и сидеть спокойно – их нервная система от этого переживает тревогу «почему я не чувствую свое тело?» и запускает двигательную активность: шататься на стуле, ерзать, дрыгать ногой и тд.
Сосание и кусание предметов – это такая же сенсорная стимуляция, которая часто служит тому, чтобы собраться, сконцентрироваться, особенно во время интеллектуальной нагрузки.
Запрещая ее – вы не поможете ребенку быть более внимательным на уроке, а совсем наоборот!
Поэтому не может стоять вопрос как прекратить это делать – мы должны помочь ребенку (и взрослому) продолжать безопасным для него способом! Поэтому второй шаг – дать ребенку возможность удовлетворять эту потребность.
Как удовлетворить потребности, скрывающиеся за желанием грызть предметы или сосать пальцы?
В чем проблема грызения предметов?
Портится зубная эмаль от контакта с деревом карандашей и пластмассой ручек, попадают микробы с грязных предметов. Если просто запретить – начнется грызение ногтей, травмы кутикулы и все та же инфекция. Поэтому мы не запрещаем ребенку грызть – просто даем безопасные и специально предназначенные для этого предметы:
- детские грызунки-прорезыватели для малышей;
- специальные насадки из пищевого силикона на ручки и карандаши (можно купить за границей по ключевому слову chewelry – буквально «бижутерия для жевания»);
- слингобусы и слингобраслеты из пищевого силикона. Предназначенные для мам и малышей, они выглядят вполне стильно, как обычные украшения, поэтому такой браслет или кулон можно спокойно надеть и в школу-садик.
Обязательно проводжим тщательную разъяснительную работу на тему: «Убедись, что то, что ты собрался грызть – чистое».
Также прекрасно работают пищевые уловки:
- давайте ребенку на перекус кусочки хрустящих, сочных, интересных для жевания продуктов: морковка, яблоко, крекеры и сухарики, сельдерей, пастила и тд;
- давайте пить из трубочки, особенно густые напитки типа смузи, киселя, молочного коктейля;
- также необходимую стимуляцию можно «добрать» за счет интересного вкуса продуктов – используйте пряности, травы, необычные сочетания вкуса.
Все эти рекомендации можно и нужно использовать и взрослым, которые так же любят все грызть и тянуть в рот в минуты волнений или сосредоточенности.
Уважайте свои и детские потребности и ищите креативные способы их насытить!
Фото: shutterstock.com
Читайте также
Источник