Ребенок застрял в развитии

Ребенок застрял в развитии thumbnail

Не все взрослеют по мере роста. Концепция психологической незрелости уже многие годы есть у нас на уровне интуитивного понимания, но только недавно психология развития подошла к тому этапу, когда идея остановки в развитии может быть объяснена и применена в качестве мощного инструмента для объяснения проблем в обучении и поведении.

Застревание в развитии – это одновременно и наименее очевидная, и наиболее распространённая проблема детского возраста. Многие застряли в психологической незрелости, не дающей им перерасти такие проблемы, как агрессия и противление, а также любое другое дисфункциональное или неполноценное поведение. Это состояние проявляется по-разному и лежит в основе множества проблем с детьми: таких как неуравновешенное переживание и выражение эмоций, непрекращающееся беспокойство, хроническая импульсивность, повышенная потребность в привязанности и зависимости, а также эгоцентрическое и незрелое установление отношений. Многие дети время от времени немного застревают в развитии. Некоторые застревают сильно и надолго. Чем раньше это происходит, тем серьезнее последствия для развития.

Когда дети застревают, они также не могут перерасти или компенсировать какие-либо присутствующие у них особенности развития или неполноценность. Кроме того, эти дети с меньшей вероятностью оправятся от причинённого вреда или пережитой травмы. В результате у таких детей чаще диагностируются поведенческие расстройства и необучаемость. Однако центральная проблема – это не нарушения или особенности развития, а застревание, которое делает детей жертвами этого состояния. Когда мы понимаем это, перед нами открываются двери для изменений и возникает множество вариантов исправления ситуации.

Застрявшие в развитии дети также застревают и в эмоциональном плане. Переживания, которые должны вызывать уязвимые чувства, не трогают застрявших детей должным образом в плане эмоций и не подталкивают их к подходящему поведению. Утраты не вызывают у них горя, тщетность не вызывает грусти, внутренний конфликт не подталкивает их к сознательности, наполнение не приводит к насыщению. В более серьёзных случаях застревания то, что должно вызывать тревогу, даже не побуждает их к осторожности. Такие дети не способны учиться на последствиях своих действий, формировать благие намерения или держаться подальше от неприятностей.

Оставаясь незрелыми, дети в той же степени остаются зависимыми от привязанности. Поэтому обучение, воспитание и лечение должны происходить в контексте контакта с ребёнком. Кроме того, нужно быть очень осторожными, чтобы сберечь узы, которые наделяют полномочиями взрослых, ответственных за таких детей. Хотя этот подход кажется очевидным, когда уже понимаешь его, тем не менее он противоположен преобладающей практике обращения с трудными детьми.

Если ребёнок застрял в развитии, обычные способы решения проблем с плохим поведением – в том числе наказание санкциями, последствиями и тайм-аутами – на самом деле только ухудшают ситуацию. По тем причинам, которые обсуждаются в курсе (речь идёт о курсе Института Ньюфелда Интенсив I «Понимать детей»), то, что работает с незастрявшими детьми, с застрявшими будет иметь обратный эффект. Но не понимая лежащего в основе состояния (незрелости), родители и учителя, а также эксперты вынуждены использовать контрпродуктивные меры. При воспитании застрявших детей или работе с ними часть задачи состоит в том, чтобы научиться действовать в обход этой проблемы и её симптомов, пока она не разрешится.

Хорошая новость заключается в том, что у большинства детей застревание можно преодолеть, но детям требуется помощь в этом. Умение распознавать признаки и симптомы застревания и понимание шагов для его преодоления – это «комплект для оказания первой помощи» в плане развития, важнейшее, что может быть у родителя или профессионала, работающего с детьми.

Из описания курса Института Ньюфелда Интенсив I “Понимать детей”

Перевод Ирины Гифт

Дисциплина

Редактура Надежды Шестаковой

Источник

Фото взято с ресурса pixabay.com

Источник

Воспитание

Если ребенок немного «застрял» в развитии…

Как ослабить привязанность и развить самостоятельность у детей?

Текст: Маме надо знать 14 июль 2017

Помните крылатое «смелость города берет»? А все потому что смелым легче даются знания и науки. Между дерзостью и талантом к обучению педагоги и психологи часто проводят параллель. Но это отлично работает со взрослыми самостоятельными людьми: мы готовы терпеть неприятного наставника, если наша главная цель – чему-нибудь научиться. У детей все сложнее: на них практически не давит родительское «надо», в то время когда есть сильнейшая потребность в привязанности к взрослым. Считается, что ребенок, который борется за привязанность, может не почувствовать интереса к обучению ни к 5-ти, ни к 10-ти годам, потому что вся его энергия уходит на поддержание контактов с близкими. Что делать, чтобы дети постепенно и гармонично приходили к самостоятельности? Рекомендации многодетной мамы и психолога Ольги Писарик.

Читайте также:  Упражнения для развития воображения у ребенка 7 лет

Примите как факт, без иллюзий, пусть даже неохотно и временно, что ваше дитя объективно «не тянет» на свой возраст.

Не ждите от него ответственности за свои действия. Ребенок, с которым жизнь «случается сама по себе» не в состоянии ее контролировать. Таким деткам даже в голову не приходит, что события поддаются какому-либо контролю. Он не сделал домашнюю работу, а вы отказали ему в мороженом. Поверьте, дети без энергии дерзновения не проведут между двумя этими фактами причинно-следственную связь, будут негодовать и огорчаться.

Не стоит и грубо подталкивать детей к автономии. Это работает только с личностями, которые радостно исследуют окружающий мир и выражают свой восторг относительно этого процесса. «Пассивные пассажиры» воспримут ваши намерения как угрозу для их жизни.

Ребенок застрял в развитии

Сделайте так, чтобы дома сын или дочь действительно чувствовали себя «как дома». То есть – в самой надежной для них гавани. Там, где маленький человек чувствует себя в безопасности, и может до краев «насытиться» любовью и привязанностью к своим маме или папе, именно там может произойти старт его новых желаний к более смелому движению вовне.

Прежде чем окунаться в эксперименты, нужно твердо чувствовать «фундамент» дома и отношений. Вместо того, чтобы предлагать нерешительным детям деятельность на выбор или надеяться на познавательный интерес (а потом злиться, что его нет), вводите для них как можно больше ритуалов и так называемых рутин. Часто предсказуемость – это хорошая платформа для дальнейшего изучения нового.

Вместо привычного «Что ты наделал? Как ты смеешь? Теперь она плачет!» скажите: «Вот так мы держим малышей: кладем на колени и обязательно поддерживаем голову». Вместо окрика: «Не мажь каракули!», сядьте и спокойно покажите – как правильно пишется та или иная буква, и какие пробелы нужно оставлять между ними. Простые четкие объяснения работают эффективнее, чем размытые фразы или обобщающие обвинения. В ходе вашего недовольства дети понимают часто и его причину, и даже ваши инструкции. Но! Они не могут правильно оценить – верно ли «расшифровали» ситуацию и исправили свои ошибки.

Ребенок застрял в развитии

Не хочет заниматься физкультурой? – Пусть носится с приятелями по дачному участку. Не любит мастерить поделки? – Пускай подсмотрит за папой, который рядышком молча сколачивает скворечник. Подражание отцу или матери – сравни инстинкту для многих. Хромает почерк? – Шлифуйте его на письмах Деду Морозу.

Очень, ну очень сильная привязанность? Можно ли «ослабить» ее в разумных пределах, чтобы ребенок захотел-таки делать самостоятельные шаги? Безусловно, можно. Для начала давайте попробуем сделать эту привязанность приятной, незаметно-естественной. А дальше вашему малышу непременно и обязательно захочется «чего-то еще».

Источник

В одной из своих лекций Г. Ньюфелд объясняет, почему обычные приёмы воздействия на детей не работают, а наоборот, вредят застрявшим в психологическом развитии детям: Главная характеристика застрявшего ребёнка – это то, что одна эмоция у него

В одной из своих лекций Г. Ньюфелдобъясняет, почему обычные приёмы воздействия на детей не работают, а наоборот, вредят застрявшим в психологическом развитии детям:

Главная характеристика застрявшего ребёнка – это то, что одна эмоция у него затмевает все остальные. У него могут быть лучшие намерения, он пообещал вам больше так не делать, но в критической ситуации намерение теряется, и он просто не в состоянии контролировать это.

Драма застрявшего в психологическом развитии ребёнка

Мы не можем требовать зрелости от ребёнка. Точнее требовать мы можем, но результата не будет. Ребёнок, потерявший свои слёзы тщетности, не учится на собственном опыте. Нет адаптации, не чувствуется тщетность. Если вы не видите свидетельств грусти, это знак для вас. Ребёнок застрял. Он не извлекает уроки из произошедшего. Очень часто же родители продолжают свои тщетные попытки и если не получается, они только ещё больше упорствуют в своем.

Давление. Это инстинктивно – применять давление: «Я сказал!». Если родитель не получает то, чего требует, он усиливает давление. Но здесь загвоздка – у застрявшего ребёнка на любое давление включается противление. Если только сначала не завладеть им. Родитель повышает голос, давит, но с застрявшими это не работает.

Читайте также:  Закономерности раннего речевого развития ребенка

Так происходит “Драма застрявшего ребёнка”, трагедия в трёх действиях. (По аналогии с книгой Аллис Миллер «Драма одарённого ребёнка»)

Действие 1

Когда дети “застревают”, то есть они не движутся под действием тех естественных сил, которые предназначены для того, чтобы научить их извлекать опыт, мы автоматически начинаем толкать их, давить на них.

Действие 2

Когда дети чувствуют, что на них давят, они автоматически начинают буксовать в ответ. Совершают обратное действие, тормозят, противятся. Возможно, они никуда не движутся, но у них всё ещё работают тормоза. Противление никуда не делось.

Действие 3

Тогда, когда дети застревают в своем противлении, взрослые застревают в своём давлении.

Они повторяют одно и то же раз за разом, хотя это и не работают. Эйнштейн сказал, что человеческое сумасшествие заключается в том, что люди делают одно и то же снова и снова, ожидая при этом другого результата. Мы же называем это упорством. Так застрявшие дети порождают застрявших родителей. И здесь нужно понять что не работает. Применение давления не работает.

Ожидать от детей, что те будут учиться на своих ошибках, давить на детей и ожидать результата – такое поведение родителей абсолютно инстинктивно и интуитивно. Но это работает с детьми, у которых есть доступ к слезам тщетности, которые надёжно привязаны.

Однако, это всё не работает с застрявшими детьми. И здесь взрослым надо учиться, меняться, подстраиваться.опубликовано econet.ru

Автор: Гордон Ньюфелд, перевод Юлии Твердохлебовой

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ: , чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник

Концепция психологической незрелости уже многие годы есть у нас на уровне интуитивного понимания, но только недавно психология развития подошла к тому этапу, когда идея остановки в развитии может быть объяснена и применена в качестве мощного инструмента для объяснения проблем в обучении и поведении.

Застревание в развитии – это одновременно и наименее очевидная, и наиболее распространённая проблема детского возраста. Многие застряли в психологической незрелости, не дающей им перерасти такие проблемы, как агрессия и противление, а также любое другое дисфункциональное или неполноценное поведение. Это состояние проявляется по-разному и лежит в основе множества проблем с детьми: таких как неуравновешенное переживание и выражение эмоций, непрекращающееся беспокойство, хроническая импульсивность, повышенная потребность в привязанности и зависимости, а также эгоцентрическое и незрелое установление отношений. Многие дети время от времени немного застревают в развитии. Некоторые застревают сильно и надолго. Чем раньше это происходит, тем серьезнее последствия для развития.

Когда дети застревают, они также не могут перерасти или компенсировать какие-либо присутствующие у них особенности развития или неполноценность. Кроме того, эти дети с меньшей вероятностью оправятся от причинённого вреда или пережитой травмы. В результате у таких детей чаще диагностируются поведенческие расстройства и необучаемость. Однако центральная проблема – это не нарушения или особенности развития, а застревание, которое делает детей жертвами этого состояния. Когда мы понимаем это, перед нами открываются двери для изменений и возникает множество вариантов исправления ситуации.

Застрявшие в развитии дети также застревают и в эмоциональном плане. Переживания, которые должны вызывать уязвимые чувства, не трогают застрявших детей должным образом в плане эмоций и не подталкивают их к подходящему поведению. Утраты не вызывают у них горя, тщетность не вызывает грусти, внутренний конфликт не подталкивает их к сознательности, наполнение не приводит к насыщению. В более серьёзных случаях застревания то, что должно вызывать тревогу, даже не побуждает их к осторожности. Такие дети не способны учиться на последствиях своих действий, формировать благие намерения или держаться подальше от неприятностей.

Оставаясь незрелыми, дети в той же степени остаются зависимыми от привязанности. Поэтому обучение, воспитание и лечение должны происходить в контексте контакта с ребёнком. Кроме того, нужно быть очень осторожными, чтобы сберечь узы, которые наделяют полномочиями взрослых, ответственных за таких детей. Хотя этот подход кажется очевидным, когда уже понимаешь его, тем не менее он противоположен преобладающей практике обращения с трудными детьми.

Если ребёнок застрял в развитии, обычные способы решения проблем с плохим поведением – в том числе наказание санкциями, последствиями и тайм-аутами – на самом деле только ухудшают ситуацию. По тем причинам, которые обсуждаются в курсе (речь идёт о курсе Института Ньюфелда «Понимать детей»), то, что работает с незастрявшими детьми, с застрявшими будет иметь обратный эффект. Но не понимая лежащего в основе состояния (незрелости), родители и учителя, а также эксперты вынуждены использовать контрпродуктивные меры. При воспитании застрявших детей или работе с ними часть задачи состоит в том, чтобы научиться действовать в обход этой проблемы и её симптомов, пока она не разрешится.

Читайте также:  Анатомо физиологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Хорошая новость заключается в том, что у большинства детей застревание можно преодолеть, но детям требуется помощь в этом. Умение распознавать признаки и симптомы застревания и понимание шагов для его преодоления – это «комплект для оказания первой помощи» в плане развития, важнейшее, что может быть у родителя или профессионала, работающего с детьми.

Перевод Ирины Гифт

Редактура Надежды Шестаковой

Источник

Источник

Часто приходится наблюдать, когда взрослые люди ведут себя, как дети. Принимают незрелые решения, по-детски дуют губы, и такого детского поведения за последние время становится всё больше и больше. Люди начали уходить от состояния взросления и очень надолго застревать в фазе ребёнка, иногда на всю жизнь. Переход в позицию взрослый затягивается. Чем грозит остановка во взрослении?

Это неадекватное поведение, неоправданная жестокость, капризность, инфантильность, безответственность в принятии решений. Жизнь – многослойный процесс, и не всегда можно отсидеться в замороженном состоянии неповзрослевшего чада.

Находиться в этом состоянии выгодно, а именно: никто не притворяется, действительно не осознаётся своя жестокость, непонятливость, непунктуальность, неорганизованность – всё как у ребёнка. Можно позволить себе раздражительность, истеричность на пограничных состояниях от безудержного горя, до сумасшедшей радости, гипертрофированную жалость к себе. Всё это происходит на фоне социальной беспомощности, сложности в коммуникациях с коллегами, склонности к манипуляции, проблеме в выстраивании отношений. Под маской ребёнка очень просто и удобно скрывать свою несостоявшуюся личность, невоспитанность и нежелание что-то менять в своём поведении.

Уход в позицию ребёнка при определённых ситуациях, которые кажутся сложными и неразрешимыми – это защитная функция незрелых личностей. Когда нужно принять важное решение, взрослые дяденьки и тётеньки ищут защиту в состоянии детства, так спокойнее ответственность за решения и поступки только косвенно касается их. Отсюда полная растерянность при сложных жизненных ситуациях, непонимание происходящего, поведение капризного ребёнка или циничного незрелого подростка, воспринимающего только собственную персону.

Почему люди не хотят взрослеть? Потому что быть в позиции ребёнка проще и безответственнее. Это очень удобно, можно абстрагироваться от событий, принятия ответственных решений, возможность оставлять за собой право вести себя, как вздумается, не объясняя своё поведение, не мотивирую свои поступки. Принимаемые решения у незрелых личностей спонтанны и не обоснованы, всё как у эгоистичного ребёнка, который живёт согласно настроению и желанию. Всегда можно обвинить в происходящем обстоятельства, окружение, случай.

У людей с синдромом психологической незрелости развито повышенное требование к себе, особенно это внимание требуется от мамы, потому что симбиозный союз матери и неповзрослевшего ребёнка очень тесный. В этом союзе заключено противоречие: с одной стороны, желание выбраться из под опеки мамы, с другой – большой комплекс вины перед ней. На фоне этого внутреннего конфликта у таких личностей очень сильно развито чувство жалости к себе.

Взрослению также мешает большое количество страхов. Перед любой опасной ситуацией включается состояние страуса. Спрятать голову в песок, уйти отрешения проблемы, переждать, может быть, пройдёт сама. В конце концов, решение всё равно приходится принимать, а длительная отсрочка лишь усиливает конфликтную ситуацию. Получается, что взрослый, в позиции ребёнка отказываясь от решения вопроса, отодвигая его на неопределённый срок, способствует ухудшению обстановки, небольшая проблема может перерасти в более глубокий конфликт. Невзросление или уход в детство опасно, это безответственно по отношению к себе и близким.

Сохранять в себе внутреннего ребёнка, безусловно, нужно, чтобы уметь по-детски искренне радоваться, быть подвижным, эмоциональным, живым. При решении же серьёзных задач и проблем лучше быть всё-таки взрослым: мудрым, спокойным, уравновешенным.

Как избежать невзросления в воспитании ребёнка? И что делать, если вы уже выросли и чувствуете, что в вашем поведении много детских признаков, незрелое реагирование на определённые моменты и неадекватное детское поведение? Серия программ поможет вам разобраться в этом.

Источник