Ребенок заговорил в 4 года какой диагноз
Речевые отклонения – частая патология в детском возрасте. Встречаются в различных вариантах. В статье разберем задержку речевого развития у детей 4 лет. Вы узнаете причины возникновения дефекта и методы коррекции.
Когда следует обращаться к врачу
К 4 годам дети знают до 2000 слов, разговаривают понятно, произнося слова четко. В речи используют развернутые фразы из нескольких слов. Умеют склонять слова и правильно их используют в предложении. Проявляют интерес к новым словам, понимают сюжет сказки или короткого рассказа. Трудности могут вызвать сложные слова, шипящие и сонорные звуки. Но это физиологические нормы, которые не требует вмешательства специалиста.
Задержку речевого развития у детей 4 лет можно заподозрить, когда у них появляются отклонения: в темпе речи, произношении звуков. Из-за проблем малыш предпочитает молчать или говорит обрывочно.
ЗРР в 4 года повышает вероятность неврологических и даже психических отклонений. Постепенно формируется комплекс неполноценности, малыш стесняется или боится общаться с ровесниками, ведет себя обособленно. В дальнейшем это повлияет на процесс обучения, успеваемость и усвоение школьной программы. Особенно в затруднительном положении находятся детки, родители которых игнорируют проблему малыша и не занимаются его развитием.
Поэтому при первых признаках расстройства речи следует обратиться к врачу и начать лечение.
Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет
Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.
Характерные симптомы:
- затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
- скудный словарный запас – обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
- неправильное произношение сложных слов;
- пропуск слогов и звуков;
- отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
- замена слов, схожих по звучанию;
- в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
- замена звуков более простыми для произношения;
- отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.
Причины задержки развития речи у детей 4 лет
К ЗРР 4 года приводят различные причины. Некоторые из них воздействуют на плод в утробе матери, некоторые – во время родов и после рождения.
Антенатальные причины:
- осложнения беременности, угроза выкидыша, токсикоз, гестозы;
- болезни будущей мамы – обострение хронических заболеваний, инфекционно-воспалительные, травмы, интоксикации, вредные привычки;
- состояния, которые привели к гипоксии плода – патология плаценты (аномалии, отслойка), обвитие пуповиной.
Во время родов:
- преждевременные роды;
- стремительные роды;
- травмы во время родов;
- неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов.
После родов к задержке речевого развития у детей 4 лет могут привести:
- травмы, особенно для развития речи опасны черепно-мозговые;
- болезни – неврологические, к примеру, ДЦП, энцефалопатии;
- неблагоприятная обстановка в семье – конфликты, родители не занимаются ребенком;
- противоположная ситуация – гиперопека, чрезмерное давление и требовательность родителей;
- чрезмерные нагрузки – физические (спорт), умственные (перегруженность занятиями).
Предрасполагающими факторами являются наследственная предрасположенность к ЗРР в 4 года. Это могут быть генные нарушения, врожденные аномалии нервной системы,
Способы лечения ЗРР в 4 года
Коррекция задержки речевого развития у детей 4 лет проходит с участием логопеда, невролога, психолога, ЛОР-врача. Сначала проводится диагностика, во время которой специалисты выявляют причину дефекта, выясняют особенности течения антенатального, интранатального (период родов) и послеродового периода. Изучают амбулаторную карту, перенесенные заболевания, характер физического и нервно-психического развития до года и в более старшем возрасте.
Далее следует этап аппаратных методов обследования для уточнения диагноза и исключения органической патологии уха, головного мозга, органов артикуляции. Проводятся электроэнцефалография, рентген, МРТ или КТ головного мозга, аудиометрия. После выставления точного диагноза приступают к лечению ЗРР в 4 года: оно должно быть комплексным, с использованием различных методов.
Проводится:
- Медикаментозное лечение – ноотропы, седативные препараты, витамины, а также фитопрепараты;
- Логопедическая коррекция – логопедический массаж языка, губ, мимических мышц, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения;
- Физиотерапевтические процедуры, включая магнитотерапию, иглорефлексотерапию;
- Общий массаж;
- Лечебная физкультура.
Все лечебные процедуры назначает специалист. Он знает особенности ЗРР в 4 года у вашего ребенка, причину, и исходя из этого подбирает индивидуальную схему лечения. Недопустимо самостоятельно назначать препарат, даже если он растительный, менять дозу назначенного врачом лекарства или отменять его.
Важной составляющей успешного лечения является устранение причины дефекта. Следует избегать конфликтов, ссор, умственного и физического перенапряжения.
При своевременном начале коррекционной программы, отсутствии грубой неврологической и психической патологии, активном участии ребенка и родителей в лечебном процессе прогноз благоприятный. У деток исчезают патологическое произношение звуков, они начинают говорить правильно, четко и выразительно. Грамотно задают вопросы и отвечают на них. Постепенно пополняется словарный запас.
Ребенок с диагнозом ЗРР 4 года находится на диспансерном учете. Специалисты наблюдают за ним, следят за дальнейшим развитием речевых навыков. Это нужно, чтобы предотвратить рецидив болезни. Если такое случится – важно вовремя начать терапию.
Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года
Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет – дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.
К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.
Следующий момент – наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно. Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки. Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова – это правило должны соблюдать все члены семьи.
Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.
Советы родителям
Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.
Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:
- пальчиковая гимнастика – в форме игры, с потешками или под музыку;
- творчество – лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
- массаж – общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
- развивающие игры по возрасту – можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
- логоритмика – нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.
Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.
Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.
Помните, чем раньше начнете лечение – тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи – не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.
Источник
Своевременное развитие речи – важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке – Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.
Стоит ли ждать у моря погоды?
Мнение специалистов – однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.
Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.
Что должно беспокоить родителей:
- К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
- Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
- Слова не согласуются в предложении между собой.
- Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
- В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.
Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее
Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:
- Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
- Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
- Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
- Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Когда молчание не является золотом
Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР – общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.
Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
- невролога;
- логопеда-дефектолога;
- отоларинголога;
- психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения – чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!
Дата публикации: 02.06.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.
Источник
71 ответ
Последний – 26 апреля, 12:57 Перейти
15 ноября 2015, 20:48
#10
15 ноября 2015, 21:24
#11
15 ноября 2015, 21:46
#12
15 ноября 2015, 21:53
#13
15 ноября 2015, 22:16
#14
15 ноября 2015, 22:40
#15
15 ноября 2015, 22:41
#16
15 ноября 2015, 22:42
#17
Гость
Мой в 5 лет заговорил. Правда, дело было в другой стране. Проблема была в двуязычии семьи. (Муж – иностранец.) Со старшей все идеально было, сразу заговрила на 2-***** языках, ничего не путая, оздновато,года в 2, но все было ОК. А сын аж до 5 лет отдельные слова, фразы, толком ни на одном языке ни бум-бум. В России логопеды об умственной отсталости говорили, но психотерапевт умственной отсалости в нем не нашел, меня отругал за то, что говорили с сыном на разных языках, велел говорить с ним и при нм только на одном. Я так и сделала, хотя мне тяжело было по-русски не говорить. Еще я заниалась с ним по логопедическим книгам. На занятия с логопедом он походил, но толку это мало дало. Логопед причину всему видела в том, что я русская. В 5 лет он пошел в этой стране в школу, там его быстро разговорили. Само собой стал все больше и больше говорить. Потом уже стала учить его русскому как иностранному. Теперь в 11.5 лет говорит по-английски прекрасно, никакого отставания в развитии у него нет, по-русски говорит с акцентом, но говорит, читает, все понимает.Потом уже узнала, что в 2-***** и более язычных семьях почти всегд такие проблемы, особенно с мальчиками.
15 ноября 2015, 23:05
#18
15 ноября 2015, 23:36
#19
16 ноября 2015, 00:00
#20
16 ноября 2015, 00:17
#21
Гость
Вот много я слышала, что ребенок не говорил-не говорил, прямо совсем лет до трех-четырех молчал, а потом как заговорил фразами, прям стишок мог сразу рассказать. Но все время это говорили о детях знакомых, а вот хочется услышать такие истории именно от реальных мам. Есть же много деток, которые заговорили позже других, как это у Вас произошло?
16 ноября 2015, 00:47
#22
777
ленкор, а как с пониманием было? у моего РАС, тяжело ждать и надеяться, столько всего делается, а по капле в год. Он говорить может, вон песенку на английском поет. Но не общается. я так устала ждать и верить. Конечно, форум не тот для таких разговоров….
16 ноября 2015, 00:50
#23
16 ноября 2015, 02:55
#25
16 ноября 2015, 09:31
#26
ленкор
извините, а что такое РАС? Вы наберитесь терпения. И помните, что вы должны сделать все. Нельзя опускать руки. Вы представьте, что я все это делала вообще тайком. Семья моего мужа (врачи все) строго настрого запрещали его лечить, мол все лекарства вредные и заговорит он когда заговорит. С мужем чуть до развода не дошли. В итоге я не жалею, что все это сделала. Не унывайте. Вот вспомнила я все эти дни и понимаю через что вы проходите.
16 ноября 2015, 13:12
#27
777
тоже интересно. только не байки про суп и кашу. И если с диагнозами, как лечились. Моему 4, беда. ((((
16 ноября 2015, 15:08
#28
16 ноября 2015, 15:20
#29
Гость
нарожают по пьяне дибилоидов. я в четыре года уже читал и считал.
16 ноября 2015, 15:23
#30
16 ноября 2015, 15:25
#31
Гость
нарожают по пьяне дибилоидов. я в четыре года уже читал и считал.
16 ноября 2015, 15:27
#32
16 ноября 2015, 15:29
#33
Гость
Почему обязательно по пьяне и ***? У меня ребенок во время родов перевернулся внутри и пуповина 2 раза обвила шею, пошли стремительные роды, как следствие- удушение, как следсвтие ЗРР и некоторые физические проблемы в раннем детстве. Как в этом виноват гипотетический алкоголь?
16 ноября 2015, 15:33
#35
777
У моего кстати тоже гипоксия.
16 ноября 2015, 16:44
#36
16 ноября 2015, 21:50
#38
17 ноября 2015, 17:19
#40
Гость
Почему обязательно по пьяне и ***? У меня ребенок во время родов перевернулся внутри и пуповина 2 раза обвила шею, пошли стремительные роды, как следствие- удушение, как следсвтие ЗРР и некоторые физические проблемы в раннем детстве. Как в этом виноват гипотетический алкоголь?
18 ноября 2015, 09:35
#42
18 ноября 2015, 15:02
#43
19 ноября 2015, 00:56
#44
19 ноября 2015, 01:09
#45
19 ноября 2015, 20:50
#46
24 сентября 2018, 15:07
#48
24 сентября 2018, 21:58
#49
Гость
нарожают по пьяне дибилоидов. я в четыре года уже читал и считал.
Источник
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник