Ребенок заговорил к 4 годами

Интересует мнение тех, чьи дети заговорили поздно, после трёх и, как их судьба, в частности учебная, сложилась. У меня сыну уже 2,5 и мы никак не заговорим. Бормочет на своём тарабарском но слов как таковых нет. Мы занимаемся но всё же хочется себя успокоить…….
Мама
[2208716610] – 02 декабря 2013, 07:53
1.
гость
[3483898320] – 02 декабря 2013, 09:04
2.
Гость
[3996183877] – 02 декабря 2013, 09:11
3.
Лиззи
[651105625] – 02 декабря 2013, 09:27
Мальчики часто позже начинают говорить. наш тоже годам к 3 только начал, да и то, слова коверкал, но мы, конечно, его развивали всегда, и садик был хороший. У него и в школе гуманитарные предметы были всегда на 3-4( а математика . физика – на 5), Сейчас уже закончил магистратуру российскую и зарубежную (блестяще) По специальности инженер. Да, кстати, сейчас трещит так, что не остановишь. Не волнуйтесь, а ребенком занимайтесь , развивайте,побольше читайте. Дети все индивидуально развиваются. Мы тоже немного озадачены были ( у нас в семье, смех да и только, все – начиная с дедушки имеют ученые степени, а тут такое чудо) .
4.
Гость
[1576126588] – 02 декабря 2013, 09:48
мой заговорил в 3 г.2 мес, до этого односложные слова, мычание и тыканье пальцем. Сейчас ему 3г.7мес., речь ничем не отличается от детей-ровесников, которые заговорили рано. Честно скажу, я им не занималась, мне некогда, максимум, читала сказку перед сном и по дороге в садик несложные стишки.
5.
гость
[381395327] – 02 декабря 2013, 10:33
у меня брат поздно начал говорить и ходить и учиться никогда не любил, это как раз и причина я считаю. потом читать поздно научился, с самого первого класса в школе не хотел учиться, и троечником всю жизнь был. сейчас вуз никак не может закончить. но у него талант – хорошо рисует, сейчас развивается в этой творческой области.
6.
Энн
[1367079468] – 02 декабря 2013, 10:47
Крестница мужа заговорила в 3,5, до этого молчала, врачи пугали бедных родителей всякими страшилками. Сейчас девочке 5 лет, говорит чистейше, хорошо выговаривает и Р, и Л, и все шипящие, дикция безупречная!
7.
Гость
[4128292222] – 02 декабря 2013, 10:53
мой сын начал говорить после 3 лет когда пошёл в садик.учился хорошо.сейчас ему 20 лет-очень сообразительный и интелектуальный парень!так что не волнуйтесь. папа его так же заговорил в 3 года.
8.
kzuecmrf
[3004867049] – 02 декабря 2013, 11:09
я поздно заговорила. В садике меня называли “немтырий”. Училась хорошо. Без проблем.
9.
kzuecmrf
[3004867049] – 02 декабря 2013, 11:12
Мой сын,кстати, тоже в два года мало говорил, основной набор слов, в три уже более. Сейчас 6 лет-рассудительный мальчик. Рассуждает так, что можно себя идиотом ощущать))))))
10.
Гость
[3230325193] – 02 декабря 2013, 11:16
Мама
Интересует мнение тех, чьи дети заговорили поздно, после трёх и, как их судьба, в частности учебная, сложилась. У меня сыну уже 2,5 и мы никак не заговорим. Бормочет на своём тарабарском но слов как таковых нет. Мы занимаемся но всё же хочется себя успокоить…….
11.
Гость
[1648732261] – 02 декабря 2013, 11:18
Мальчик на площадке есть, 4,5 года, не говорит, только мычит. Аутизм.
12.
Гость
[3230325193] – 02 декабря 2013, 11:23
Гость
Мальчик на площадке есть, 4,5 года, не говорит, только мычит. Аутизм.
Я работаю в детском клубе, очень много детишек в три года ещё не говорят, ничего в этом страшного нет. Все дети очень индивидуальны. Особой разницы в учёбе этих детишек нет, все задания выполняют также, как и болтуны.
14.
Гость
[1980515576] – 02 декабря 2013, 11:34
15.
Хлорка
[317594252] – 02 декабря 2013, 11:41
До 3 в лексиконе было только несколько простых слов, и куча тарабарщины. “Говорил” очень эмоционально, с мимикой, жестами, но ничего нельзя было понять. Где-то к 3,5 как прорвало: как-то очень быстро стал говорить правильно, причем не отдельными фразами, а целыми предложениями с “который”, “чтобы”, “потому что” и т.д. Школа золотая, диплом ожидается красный.
16.
Гость
[2414570398] – 02 декабря 2013, 12:11
я тоже после трех заговорила, тоже “добрые” люди пугали маму всякими страшилками про моё будущее. Закончила и школу и ВУЗ, работаю на солидной должности, проблем с коммуникабельностью и речью нет.
17.
Золотая
[1725045031] – 02 декабря 2013, 13:26
Важен не только активный словарь – что говорит, но и пассивный – что понимает и может показать. Если пассивный развит хорошо, то проблема скорее всего либо в неврологии, либо в стоматологии. В любом случае рекомендую посетить ЛОРа, невролога, стоматолога-ортодонта. Если нет медицинских причин, то в три года сводить к логопеду на обследование. Больше разговаривать, читать, поменьше компа и телевизора. Больше подвижных игр, плавания, гимнастики, пальчиковых игр. Должно получиться. Удачи!
18.
Гость
[3191642185] – 02 декабря 2013, 13:52
У Анны Нетребко недавно показывали, в 4 года малыш заговорил, извините, но тогда же она узнала, что он аутист. Если вы обратились ко всем специалистам и они сказали что все в норме, тогда спите спокойно, и занимайтесь в своем темпе, а так… лучше не отпускать на самотек.
19.
гость 1
[849047613] – 02 декабря 2013, 13:59
Гость
У Анны Нетребко недавно показывали, в 4 года малыш заговорил, извините, но тогда же она узнала, что он аутист. Если вы обратились ко всем специалистам и они сказали что все в норме, тогда спите спокойно, и занимайтесь в своем темпе, а так… лучше не отпускать на самотек.
20.
Гость
[3191642185] – 02 декабря 2013, 14:01
гость 1
Гость
У Анны Нетребко недавно показывали, в 4 года малыш заговорил, извините, но тогда же она узнала, что он аутист. Если вы обратились ко всем специалистам и они сказали что все в норме, тогда спите спокойно, и занимайтесь в своем темпе, а так… лучше не отпускать на самотек.
Мне тоже говорили что все в порядке и ребенок заговорит. А он не в 3,не в 3,5,не в 3,8 не говорит. Я считаю что это ненормально уже.Хорошо ,что я не стала дальше ждать,а то мне некоторые и до 5 лет советовали не париться.
21.
Хивус
[27531707] – 02 декабря 2013, 14:56
22.
Светланка
[2996621324] – 02 декабря 2013, 19:30
МОЙ СЫНОЧЕК ГОВОРИЛ ОКОЛО 10 КОРОТКИХ СЛОВ И ТО-КОРОТКИХ до 3х лет. тоже ходили на занятия специальные логопедические, невропатолог назначил глицин 2 таблеточки в день. я подавала на мес и не знаю, совпадение или случайность-но произошли сдвиги) ну конечно я постоянно применяла приемы, которые логопед показывал(делать вид, что не слышу или прошу повторить просьбу неск раз, или проговариваю по слогам с ним…). в 3 с половиной опять месяц курс глицина-и опять сдвиги положительные. ну а в 3.8 в садик пошол общеобразовательный, и речь супер началась)) не замолкает) когда торопиться-то каша)))))
23.
Мама
[2208716610] – 03 декабря 2013, 06:47
Гость
Мальчик на площадке есть, 4,5 года, не говорит, только мычит. Аутизм.
24.
Мама
[2208716610] – 03 декабря 2013, 06:49
Хивус
Ну я не говорил лет до 3-х,4-х.
Мать рассказывала, что боялась — вообще не заговорю. Много мне читала сказок, которые я знал чуть ли не наизусть: если какой-то абзац пропускала, то тут же вопил (вернее, указывал), какая сюжетная линия пропущена.
В школе золотая медаль, всегда на первых ролях. Так что задержка в развитии речи на школе не сказалась. Осталась привычка только: прежде что-то сказать, надо 10 раз подумать — а стоит ли?
25.
Золотая
[1725045031] – 03 декабря 2013, 11:26
Хивус
Ну я не говорил лет до 3-х,4-х.
Мать рассказывала, что боялась — вообще не заговорю. Много мне читала сказок, которые я знал чуть ли не наизусть: если какой-то абзац пропускала, то тут же вопил (вернее, указывал), какая сюжетная линия пропущена.
В школе золотая медаль, всегда на первых ролях. Так что задержка в развитии речи на школе не сказалась. Осталась привычка только: прежде что-то сказать, надо 10 раз подумать — а стоит ли?
26.
Хивус
[27531707] – 03 декабря 2013, 13:01
Золотая
ХивусНу я не говорил лет до 3-х,4-х.
Мать рассказывала, что боялась — вообще не заговорю. Много мне читала сказок, которые я знал чуть ли не наизусть: если какой-то абзац пропускала, то тут же вопил (вернее, указывал), какая сюжетная линия пропущена.
В школе золотая медаль, всегда на первых ролях. Так что задержка в развитии речи на школе не сказалась. Осталась привычка только: прежде что-то сказать, надо 10 раз подумать — а стоит ли?
***********
ТО что ВЫ описываете и при шизофрении бывает. Так что надо показывать врачам. И нескольким. Детскому психиатру обязательно.
27.
Хивус
[27531707] – 03 декабря 2013, 13:32
28.
Хивус
[27531707] – 03 декабря 2013, 13:32
*отбыть срок
29.
Хивус
[27531707] – 03 декабря 2013, 13:34
*подхватил какую-то дрянь
30.
Хивус
[27531707] – 03 декабря 2013, 13:48
31.
гость
[849047613] – 03 декабря 2013, 17:08
Хивус
К теме детсада и молчания.
Через много лет.
У знакомого сын, лет 5-6, в детсаду упал с лесенки и сломал руку. Чтобы не ругали воспитатели-надзиратели, забился в угол и молча ждал отца до вечера. И только ему сказал о переломе.
32.
Лисёна
[1429857287] – 03 декабря 2013, 20:37
Мама
Интересует мнение тех, чьи дети заговорили поздно, после трёх и, как их судьба, в частности учебная, сложилась. У меня сыну уже 2,5 и мы никак не заговорим. Бормочет на своём тарабарском но слов как таковых нет. Мы занимаемся но всё же хочется себя успокоить…….
33.
Золотая
[1725045031] – 04 декабря 2013, 20:41
Хивус
ЗолотаяХивусНу я не говорил лет до 3-х,4-х.
Мать рассказывала, что боялась — вообще не заговорю. Много мне читала сказок, которые я знал чуть ли не наизусть: если какой-то абзац пропускала, то тут же вопил (вернее, указывал), какая сюжетная линия пропущена.
В школе золотая медаль, всегда на первых ролях. Так что задержка в развитии речи на школе не сказалась. Осталась привычка только: прежде что-то сказать, надо 10 раз подумать — а стоит ли?
***********
ТО что ВЫ описываете и при шизофрении бывает. Так что надо показывать врачам. И нескольким. Детскому психиатру обязательно.
Ой, спасибо, Золотая, за Вашу доброту. :))
С шизой у меня нормально (мож сказать, дружу с ней) — ежегодно врачи психиатры проверяют, всё никак найти не могут (но они упорные — когда-нить найдут).
34.
Золотая
[1725045031] – 04 декабря 2013, 20:43
гость
ХивусК теме детсада и молчания.
Через много лет.
У знакомого сын, лет 5-6, в детсаду упал с лесенки и сломал руку. Чтобы не ругали воспитатели-надзиратели, забился в угол и молча ждал отца до вечера. И только ему сказал о переломе.
Ну и к чему эти личные воспоминания?
35.
Гость
[2557451918] – 04 декабря 2013, 23:58
Автор, у меня дочь после 3 начала постепенно говорить. До этого не больше 10 слов говорила, типа мама, папа, ав, мяу и пр. Сейчас 5 лет, ни чем не отличается от ровесников.
36.
Нина
[2025726780] – 13 декабря 2013, 02:55
Племянник заговорил после 3. Плохо заговорил. Сейчас 7, пошел в обычную школу, но речь отличается от сверстников. Слишком примитивная. 🙁 Поэтому несмотря на хеппиэнд у многих, я бы не советовала расслабляться.
37.
Гостья
[1059187892] – 23 декабря 2013, 17:48
38.
valerie
[2426696429] – 08 января 2014, 10:35
Золотая
ХивусНу я не говорил лет до 3-х,4-х.
Мать рассказывала, что боялась — вообще не заговорю. Много мне читала сказок, которые я знал чуть ли не наизусть: если какой-то абзац пропускала, то тут же вопил (вернее, указывал), какая сюжетная линия пропущена.
В школе золотая медаль, всегда на первых ролях. Так что задержка в развитии речи на школе не сказалась. Осталась привычка только: прежде что-то сказать, надо 10 раз подумать — а стоит ли? ТО что ВЫ описываете и при шизофрении бывает. Так что надо показывать врачам. И нескольким. Детскому психиатру обязательно.
39.
valerie
[2426696429] – 08 января 2014, 10:44
Золотая
ТО что ВЫ описываете и при шизофрении бывает. Так что надо показывать врачам. И нескольким. Детскому психиатру обязательно.
Золотая
ХивусНу я не говорил лет до 3-х,4-х.
Мать рассказывала, что боялась — вообще не заговорю. Много мне читала сказок, которые я знал чуть ли не наизусть: если какой-то абзац пропускала, то тут же вопил (вернее, указывал), какая сюжетная линия пропущена.
В школе золотая медаль, всегда на первых ролях. Так что задержка в развитии речи на школе не сказалась. Осталась привычка только: прежде что-то сказать, надо 10 раз подумать — а стоит ли? ТО что ВЫ описываете и при шизофрении бывает. Так что надо показывать врачам. И нескольким. Детскому психиатру обязательно.
40.
Гость
[937312820] – 08 января 2014, 11:00
Гостья
У меня дочь заговорила после 3-х лет.Первые слова “мама” и “папа” стала произносить только в этом возрасте,когда все остальные дети говорили предложениями и рассказывали вовсю стихи.Сейчас ей 6.Речь отстает от сверстников,хотя с нами занимается логопед и ранее пили всякие ноотропы,прописываемые неврологом.Толку от лекарств не было.
Не у всех,к сожалению,все так радостно,как тут описывают.И я вижу это по детям ,которые ходят с нами в логопедическую группу.Почти все они начали разговаривать поздно.У них куча проблем в произношении и постановки предложений.Не всегда длительное молчание ребенка-не повод для беспокойства.Ведь все дети разные.Кто-то молчал- и потом сразу заговорил чисто и предложениями.А у кого-то формируется ЗРР,и как следствие маленький словарный запас.А ведь впереди школа….
41.
п░п╫п╫п╟
[1203371797] – 01 февраля 2014, 18:01
п═п╟я│я│п╨п╟п╤я┐ п╫п╟я┬я┐ я│п╦я┌я┐п╟я├п╦я▌…п°п╬п╣п╪я┐ я│я▀п╫я┐ я│п╣п╧я┤п╟я│ 3 пЁп╬п╢п╟ п╦ 2 п╪п╣я│я▐я├п╟. п■п╬ 2.5 п╩п╣я┌ п╪я▀ п╪п╬п╩я┤п╟п╩п╦ п╡п╬п╬п╠я┴п╣, пЁп╬п╡п╬я─п╦п╩ п╬п╫ я┌п╬п╩я▄п╨п╬ “п╪п╟п╪п╟я│я▄п╨п╟”, я│п╡п╬п╣ п╦п╪я▐ п╦ п╡я│п╣! п⌠п╢п╣-я┌п╬ п╡ 2,7 я┐ п╫п╟я│ п©п╬я▐п╡п╦п╩п╦я│я▄ п╣я┴п╣ я│п╩п╬п╡п╟, я│п╟п╪я▀п╣ п©я─п╬я│я┌я▀п╣, п╬п╨п╬п╩п╬ 15 я│п╩п╬п╡ ( я█я┌п╬ п╪я▀ п╫п╟я┤п╟п╩п╦ яп╬п╢п╦я┌я▄ п╡ я│п╟п╢п╦п╨). п я│п╩п╬п╡я┐…п╥п╟п╫п╦п╪п╟п╩п╟я│я▄ я│ п╫п╦п╪ п╢я┐п╪п╟я▌ п╪п╟п╩п╬. п²п╬ я┌п╣п©п╣я─я▄, п╦я│п©п╟п╡п╩я▐п╣п╪я│я▐, п©п╬я▐п╡п╦п╩я│я▐ я┐ я│я▀п╫п╟ п╫п╟п╨п╬п╫п╣я├-я┌п╬ п╦п╫я┌п╣я─п╣я│ п╨ п╨п╫п╦пЁп╟п╪ я│п╨п╟п╥п╨п╟п╪, я┤п╦я┌п╣п╪, п©п╟п╥п╩я▀ я│п╬п╠п╦я─п╟п╣п╪. п≤ п╡п╬я┌ п©п╬я│п╩п╣ 3-я я│я─п╟п╥я┐ п©п╬я│п╩п╣ п╢п╫я▐ я─п╬п╤п╢п╣п╫п╦я▐ я┐ п╫п╟я│ п п░п√п■п╚п≥ п■п∙п²п╛ п╫п╬п╡я▀п╣ я│п╩п╬п╡п╟, я│я┌п╟п╩ п©п╬п╡я┌п╬я─я▐я┌я▄ ( п╟ я─п╟п╫я▄я┬п╣ п╨п╟п╨ п╠я┐п╨п╟ п╫п╟п╢я┐п╣я┌я│я▐ п╦ п╫п╣ яп╬я┤п╣я┌), п©п╬я▐п╡п╦п╩п╟я│я▄ я└я─п╟п╥п╬п╡п╟я▐ я─п╣я┤я▄, п╫п╣п╨п╬я┌п╬я─я▀п╣ п╠я┐п╨п╡я▀ п╫п╣ п╡я▀пЁп╬п╡п╟я─п╦п╡п╟п╣п╪. п÷п╬ я│я─п╟п╡п╫п╣п╫п╦я▌ я│ я┌п╣п╪, я┤я┌п╬ п╠я▀п╩п╬ 3 п╪п╣я│я▐я├п╟ п╫п╟п╥п╟п╢ – я█я┌п╬ п©я─п╬пЁя─п╣я│. п·я┤п╣п╫я▄ п╫п╟п╢п╣я▌я│я▄, я┤я┌п╬ п╡я│п╣ п©п╬я│я┌п╣п©п╣п╫п╫п╬ п╡я▀я─п╬п╡п╫я▐п╣я┌я│я▐.
42.
вика
[2128500015] – 19 августа 2014, 11:38
Гость
гость 1Гость
У Анны Нетребко недавно показывали, в 4 года малыш заговорил, извините, но тогда же она узнала, что он аутист. Если вы обратились ко всем специалистам и они сказали что все в норме, тогда спите спокойно, и занимайтесь в своем темпе, а так… лучше не отпускать на самотек.
Мне тоже говорили что все в порядке и ребенок заговорит. А он не в 3,не в 3,5,не в 3,8 не говорит. Я считаю что это ненормально уже.Хорошо ,что я не стала дальше ждать,а то мне некоторые и до 5 лет советовали не париться.
Да , увы сейчас спасение утопающего, дело рук самого утопающего. Никому ничего не нужно. Только мама все и тянет.
43.
Алина
[2635572992] – 07 июня 2016, 19:05
аутизм не лечится, раньше его обнаружить или позже,особой разницы нет
44.
Ираклий
[3911461476] – 25 октября 2016, 11:40
моей дочке 3,1 год и она неговорит выговаривает свои слова толька сама посебе очень умная девочка хотя для своего возраста конечно отстает мы провели все иследование все в норме врачи сказали это малая форма аутизма но врачи эо всем говорят очень переживаю поэтому поводу,
45.
Гость
[1415183842] – 18 ноября 2016, 05:39
Мама
Интересует мнение тех, чьи дети заговорили поздно, после трёх и, как их судьба, в частности учебная, сложилась. У меня сыну уже 2,5 и мы никак не заговорим. Бормочет на своём тарабарском но слов как таковых нет. Мы занимаемся но всё же хочется себя успокоить…….
46.
Мама
[320678113] – 13 июня 2017, 01:12
Золотая
Я не о Вас говорила, а о ситуации, когда ребёнок безречевой до 3 лет…
47.
Гость
[3873861029] – 25 июня 2018, 00:23
Хивус
К теме детсада и молчания.
Через много лет.
У знакомого сын, лет 5-6, в детсаду упал с лесенки и сломал руку. Чтобы не ругали воспитатели-надзиратели, забился в угол и молча ждал отца до вечера. И только ему сказал о переломе.
47.
Элсана
[422475937] – 25 февраля 2019, 00:38
У меня мальчик 4года не разговаривает,ну как не разговаривает (50слов)и только слова без предложения
47.
Мама Джуниора
[1247947639] – 09 сентября 2019, 20:21
Хлорка
До 3 в лексиконе было только несколько простых слов, и куча тарабарщины. “Говорил” очень эмоционально, с мимикой, жестами, но ничего нельзя было понять. Где-то к 3,5 как прорвало: как-то очень быстро стал говорить правильно, причем не отдельными фразами, а целыми предложениями с “который”, “чтобы”, “потому что” и т.д. Школа золотая, диплом ожидается красный.
48.
Анна
[1335070737] – 25 сентября 2019, 21:57
Источник
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник