Ребенок возраст 2 3 года
Возрастные особенности детей 2-3 лет
В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители и воспитатели смогут более точно понять потребности своего чада, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия.
Каждый ребенок уникален и развивается по-своему, но есть нечто общее, позволяющее дать характеристику детям.
Это – возрастные особенности.
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.
Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трёх лет.
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, – и хорошему, и плохому; и правильному, и не правильному.
Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память – непроизвольны.
Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы “Что это?”. Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает “нет” на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Источник
В детской психологии возраст 2-3 лет принято считать кризисным или переходным. В этот период развитие ребенка совершает скачок от младенчества к младшему дошкольному возрасту. Изменения в поведении ребенка носят не последовательный, а, скорее, бунтарский характер. Но прежде, чем говорить о переменах, необходимо отметить те возрастные нормы, которым должен соответствовать ребенок 2-3 года жизни.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Если ребенок воспитывается в благоприятных условиях и получает от родителей достаточно внимания и ухода, к возрасту 2 – 3 лет он должен:
- Уметь ходить, бегать, прыгать. Двигаться на носках и пятках. Перешагивать через порожек.
- Бросать мяч взрослому или в корзину.
- Подражать действиям других людей.
- Начать осваивать трехколесный велосипед.
Для полноценного физического развития специалисты советуют родителям соблюдать режим дня, обеспечивать сбалансированное питание и двигательную активность ребенка.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Внимание ребенка раннего возраста еще носит неустойчивый характер. Однако, по мере взросления он должен сосредотачиваться 10 – 15 минут на интересном занятии: рассматривании новой игрушки, просмотре мультфильма, занятии с мамой.
Память в этот период развивается ускоренными темпами: ребенок способен запоминать события своей жизни, произошедшие неделю, а то и месяц назад. Например, поездку на море, подарок Деда Мороза, поход в зоопарк с родителями. В этом возрасте ребенок может собирать пирамиду, строить из кубиков, определять цвет и форму предмета, сравнивать игрушки по величине (красная машинка большая, а синяя – маленькая).
На третьем году жизни ребенку доступно понимание простейших математических ориентиров:
- Посчитать до 5, не пропуская цифры.
- Показать, что расположено сверху, а что снизу.
- Знать, что на каждой руке по 5 пальцев.
- Устанавливать соотношение слов цифрами: в комнате два кресла и один стол.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В раннем возрасте активно формируется словарный запас ребенка. Новые слова в речи ребенка появляются практически ежедневно. В его речи уже более 1500 слов. Ребенок способен строить простые предложения, изменять слова.
К трем годам у него должно появиться представление «я – ты», на смену «Саша – мама». Он может коротко рассказать об окружающем его мире, быстро запоминает и с удовольствием рассказывает небольшие стихи и потешки. В этом возрасте дети знакомятся с миром профессий. Они начинают понимать, что делает врач, воспитатель, шофер.
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Игра – главная деятельность и мощный импульс в формировании личности ребенка. В игре проходит самовыражение ребенка, он старается копировать взрослых, осваивает порядок действий в разных ситуациях. Он с удовольствием рисует карандашами или фломастерами, лепит из пластилина и глины, занимается творчеством вместе со взрослым. Двухлетний ребенок строит дома, мосты, необычные постройки. Он может «накормить» и уложить спать куклу или зверя, озвучивая при этом каждого персонажа от первого лица.
Для успешного развития ребенка раннего возраста важно обеспечить его такими развивающими игрушками, как:
- Пазлы, матрешки, пирамиды, конструкторы, мозаика.
- Комплекты для игр «во взрослую жизнь» (касса для магазина, медицинский чемоданчик, посуда для кафе).
- Развивающие книжки по возрасту.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Главным новообразованием в психологическом развитии детей третьего года жизни является проявление самостоятельности, как важной черты формирующейся личности. Ребенок тянется к новым видам деятельности, в которых впервые демонстрирует настойчивость и целеустремленность. Родители начинают замечать признаки «кризиса трех лет» у своих еще недавно послушных и ласковых малышей. Ребенок начинает познавать себя, использовать в речи местоимение «Я». У него нередко наблюдаются трудности в проявлениях эмоций.
Ребенок определяет меру своего воздействия протестом и капризами. Он требует больше свободы, не терпит давления со стороны взрослых, хочет все делать сам (даже то, что у него не совсем хорошо получается). А чтобы желание это не пропало, необходимо разрешать ребенку выполнять такие действия, которые будут ему под силу. Жесткие ограничения ведут к нарастанию истерики и агрессии. Вот почему для детей 2 – 3 лет важно получение знаний в игровой форме. Игра помогает снять напряжение и не допустить ненужных слез.
Специалисты выделяют основные психологические особенности детей 2-3 летнего возраста:
- У ребенка крепнет психическое здоровье, он меньше испытывает перепады настроения. Ребенок обретает способность скрыть бурные эмоции, не так часто случаются истерики.
- Время бодрствования ребенка становится более продолжительным (до 7 часов без сна).
- У ребенка происходит резкий рывок в развитии мелкой моторики рук. Он делает успехи в застегивании пуговиц, надевании обуви, завязывании ленточек.
- В этом возрасте ярко проявляется стремление трехлеток к социализации: дети ищут контакт с ровесниками, пытаются самоутверждаться в обществе взрослых. Ближе к трем годам ребенок уже способен выполнять правила, установленные в детском саду, дома, во дворе. Он может воспроизводить жесты и слова взрослых, замечать их отличительные черты.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 2-3 ЛЕТ
На третьем году жизни дети начинают осознавать свою принадлежность к женскому или мужскому полу. В более раннем возрасте дети не позиционируют себя как мальчик или девочка. Становление мальчиков в этом возрасте отличается от развития девочек.
- МАЛЬЧИКИ
- Впитывают информацию путем зрительного созерцания. Мальчику лучше показать положительный пример вместо долгого объяснения.
- В образовательном процессе не любят повторов. Для них характерен ускоренный темп деятельности.
- Нуждаются в большей территории для игр, чем девочки. Им необходимо бегать, прыгать, кидать, метать.
- Играют с игрушками, которые надо трансформировать и передвигать: кубики, машинки, Лего.
- Мальчики рвутся лидировать и выделяться среди других детей. Это качество можно направить в мирное русло (на занятия в спортивной секции, турниры, соревнования).
- ДЕВОЧКИ
- Легче усваивают учебный материал на слух. Девочкам лучше рассказать, чем показать.
- Информацию запоминают пошагово. Им важно повторить и закрепить полученные знания.
- Любят насыщенные и радужные цвета, красивые вещи.
- Нуждаются в нежности и ласке, в силу большей телесной чувствительности.
- Стремятся имитировать поведение и действия мам, с удовольствием помогают по хозяйству. В это время у них закладывается способность к заботе и проявлению материнских чувств.
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ
Родителям ребенка раннего возраста следует помнить о том, что стремление быть самостоятельным, является главной особенностью трехлеток. В этот период необходимо предоставить ребенку больше прав и свобод, но при этом объяснить ему, что вместе с правами у него появился и новый круг обязанностей. В этом возрасте удобно воспитывать трудолюбие и ответственность в характере ребенка: убирать игрушки, одеваться, мыть руки. Но делать это нужно не заставляя ребенка, а стараясь создать такие условия, чтобы он сам захотел сделать это.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Не подавляйте любопытство ребенка.
- Поощряйте самостоятельность и хвалите за каждое новое достижение.
- Отнеситесь с энтузиазмом к стараниям ребенка. Дайте понять, что Вам важен его результат.
- Не смейтесь, когда у ребенка что-то не получается.
- Не ругайте ребенка, если он сломал игрушку, пытаясь разобраться в том, как она сделана.
- Укрепляйте в ребенке веру в его способности.
- Мотивируйте к преодолению трудностей. Ребенок должен знать, что не все в жизни дается легко и просто.
- Наберитесь терпения – дайте ребенку время, чтобы освоить новое действие.
- Не захватывайте инициативу в свои руки. Не доводите дело, начатое ребенком, до конца, если он не смог сделать это сам.
- Помогите ему советом, облегчите задачу, стимулируйте приняться за дело снова.
- Позвольте ребенку играть с мелкими предметами: пуговицами, камушками, крупой, шишками. Важно, чтобы материал был разным по ощущениям. Но, не оставляйте ребенка без присмотра!
- Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте ему стихи, рассказы, сказки. Обсуждайте события, которые он видел или принимал участие.
- По возможности не допускайте такие ситуации, когда ребенок может оказаться в них неудачником.
- Не позволяйте себе негативно говорить о ребенке, не завышайте и не занижайте его возможности.
- Показывайте доверие и убежденность в том, что ребенок справится с поставленной задачей.
Трехлетний ребенок – уже не малыш, а формирующаяся личность. Но он имеет свое мнение и свое мироощущение. Поэтому задача родителей на данном этапе заключается в том, чтобы сохранить психическое здоровье ребенка, поддерживать его попытки к самовыражению, с позитивным настроем и любовью пережить нелегкий, но интересный и базовый «кризис 3 года жизни».
Источник
Развитие детей после первого года идет разными темпами, что напрямую связано с заложенными данными и усердием родителей. Для каждого ребенка характерен свой темп познавательной активности и скорость постижения нового материала. Однако существуют показатели, определяющие усредненные навыки, характерные для возраста 2-3 лет.
Что должен знать и уметь ребенок в 2 года
Для двухлетнего малыша нормой является обладание следующими навыками:
- Рисование прямых и вертикальных линий;
- Умение собирать и нанизывать мелкие части по типу бусины, колечки, сбор разных по форме предметов в одно место (короб, бак);
- Навыки работы с пластилином и детскими ножницами.
Все эти занятия должны проходить под присмотром родителя или воспитателя, т.к. в этом возрасте еще не сформировано понимание возможной опасности от действий.
Речевое развитие
- Словарный запас составляет около 200 слов, из которых можно выделить 50 основных слов присутствующих в употреблении;
- Также к словам словарного запаса относятся заменители и звукоподражатели. Отдельной группой считаются слова, которые ребенок употребляет вслед за взрослым, но не понимает значения;
- К двухлетнему периоду ребенок усиленно употребляет вопросы об окружающем его мире, говорит о себе в третьем лице и составляет предложения из 3 и более слов.
Стоит отметить, что данный показатель не является обязательным и различается у мальчиков и девочек. Так в большинстве случаев мальчики начинают говорить позже девочек, но это не указывает на их отставание, а вызвано биологическими особенностями.
Окружающий мир
Ребенок в 2 года:
- Различает предметы по предложенным характеристикам. Может отличить большой от маленького, верх от низа и т.д.;
- Показывает знакомые вещи на предложенных картинках или карточках (ребенок может показывать пальчиком на известный предмет или озвучивать его наименование);
- Собирает пирамидку из 6 колец по размеру;
- Различает до 8 цветов;
- Сопоставляет и противопоставляет игрушки. Группирует по форме, цвету и размеру;
- Знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат и может указать на заданную фигуру пальчиком;
- Складывает матрешку или другие подобные игрушки по размеру один в другой;
- Собирает простые пазлы или разрезанные картинки из 2-4 элементов.
Ребенок 2-х лет выполняет простые задания родителя или воспитателя, понимает разницу между мальчиком и девочкой. Умеет показывать свой возраст на пальчиках.
Происходит закрепление навыка распознавания вещей по весу, температуре и фактуре. Так без труда определяются и распределяются предметы легкие и тяжелые, холодные и теплые, мягкие и твердые.
Выполнение 2-3 последовательных действий. Это может выполняться по требованию взрослого или при самостоятельной игре, через повторение ранее увиденного (покачать и уложить куклу спать, нагрузить и перевезти машину).
Обратите внимание! Для возраста двух лет характерна большая разбежка в данных знаниях и умениях, которая обусловлена разным темпом развития речи детей одного возраста. При медленном темпе развития речи взрослому необходимо чаще предлагать ребенку игры на развитие моторики.
- Происходит формирование первичного понимания коротких рассказов;
- Малыш может отвечать на вопросы о событиях прошедших в небольшой отрезок времени;
- Знает некоторые части тела (руки, ноги, голова, живот), лица (глаза, нос, губы, уши), показывает их по просьбе взрослого;
- В лексике появляются первые навыки этикета: «спасибо», «пока», «до свидания», «здравствуйте».
Что должен знать и уметь ребенок в 3 года
К трем годам дети начинают активно разговаривать и пополнять свой словарный запас новыми понятиями и терминами.
Даже те дети, которые до этого показывали малые успехи в общении, начинают активно использовать полученные ранее знания. В течение полугода при систематических занятиях догоняют более разговорчивых сверстников, осваивая все необходимые знания.
К усредненным навыкам, которые должны быть получены ребенком к трем годам, относятся:
- Умение рисовать и объяснять, что он рисует. При рисовании в этом возрасте характерно использование простых линий и фигур, возможно имитационное письмо по образу взрослого;
- Изображение предметов и сюжетов из жизни. Лепка из пластилина фигурок знакомых предметов и людей;
- Запоминать стихи и песни. Это умение формируется благодаря неоднократному повторению одного материала взрослым в игровой форме.
Заучивание нового материала проводится постепенно: можно предлагать ребенку сначала закончить строку известного стихотворения или песни, после чего количество слов, называемых ребенком, должно увеличиваться.
Развитие речи
Словарный запас составляет от 250 до 700 слов, некоторые дети показывают результат до 1500 слов, которые выстраиваются в предложения из 5-8 слов. Ребенок выражает свои чувства при помощи слов.
Слова начинают изменяться по числам и падежам, а вопросы, связанные с познанием окружающего мира, трансформируются из формы «что это?» в «где?», «куда?», «почему?», «когда?» в соответствии с ситуацией.
- При разговоре появляются попытки словотворчества и рифмовки, при общении с удовольствием разговаривает с взрослыми и детьми;
- Может рассказать о прочитанной сказке по картинке, восстановить порядок действий в известной сказке, показать на изображении знакомые предметы и события;
- Знает свое имя и фамилию. Знает свой возраст и показывает его на пальчиках;
- Различает людей по половому и возрастному признаку;
- Знает части тела и их назначение;
- В речи появляются предлоги.
Проявление любознательности
- Трехлетка свободно проводит параллель в частях тела человека и животных;
- При игре активно использует ассоциацию собственного «Я» с любимым персонажем, отвечает на вопрос «кто ты?» в игре;
- Применяет ролевые разговоры в игре, имитируя различных персонажей. Может озвучивать и себя, и куклу.
- Появляется умение по детали узнавать знакомый предмет или животное (хобот – слон, юбка – девочка).
- Умеет считать до трех, знает значение слов много и мало.
- Начинает различать лево и право, но еще возможны ошибки.
- Правильно называет четыре основных цвета и ряд оттенков, при этом уже ориентируется в семи цветах спектра, знает черный и белый цвет. Апеллирует этим знанием, показывая на картинке по просьбе взрослого.
- Складывает предметы один в другой (матрешка, мисочки, колпачки) по просьбе взрослого или при самостоятельной игре.
- Может узнавать на ощупь предмет, различает фактуру.
- Складывает простые мозаики из 2-4 частей без помощи взрослого.
- Из кубиков выстраивает башенки, домики и другие знакомые простые объекты по просьбе взрослого или при самостоятельно игре.
- Может достаточно долго заниматься одним занятием.
В возрасте трех лет многие дети начинают посещать ДОУ, но это не является причиной прекращать домашнее обучение с ребенком. В такой ситуации взрослый должен подкорректировать время проведения занятия и объемы предложенной информации.
Если родители отдают ребенка в детский сад, стоит скорректировать материал для домашнего изучения, исходя из программы садика, и предлагать ребенку занятия по тем направлениям, которые отсутствуют в саду.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник