Ребенок в год и 2 месяца говорит слоги

Ребенок в год и 2 месяца говорит слоги thumbnail

Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».

Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.

Физиологические причины

Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.

В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.

Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Ребенок говорит первые слова.

Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.

Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.

Нарушения речи

Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.

Мама разговаривает с ребенком.

Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:

  • неправильная артикуляция;
  • патологии ритмики и темпа произношения;
  • дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
  • ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.

Неправильная артикуляция

В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.

Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.

Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.

Патологии темпа и ритмики речи

Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.

Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.

Занятие с логопедом.

Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.

Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.

Дефекты, обусловленные проблемами со слухом

Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.

Проблемы со слухом.

Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.

Недоразвитие речи или ее утрата

Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.

Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.

Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.

При алалии артикуляция развивается с задержкой, дети не могут запомнить и воспроизвести правильную последовательность слогов, поэтому часто произносят только первую часть слова или многократно повторяют один слог.

При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).

Читайте также:  Разбалованный ребенок 2 года

В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.

Ребенок с нарушением речи.

Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.

Восстановить речевые навыки у малышей удается не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых.

Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.

Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.

Источник

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  • Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  • Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  • Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  • Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.
Читайте также:  Ребенок 2 года и месяц не разговаривает

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.

  • Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  • Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
  • Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  • Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  • Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник

Ошибочно мнение, что речевое развитие малыша начинается с годовалого возраста. Подготавливать ребенка к говорению необходимо уже с рождения. Психологи утверждают, что речевое развитие начинается с перинатального периода, когда малыш находится в животе у мамы. Если будущие родители постоянно разговаривают с будущим ребенком, поют песенки, читают стихи до и после рождения, это является мощным стимулом для раннего развития речи.

Как развивается речь ребенка до года

До года у ребенка появляются первые предпосылки к освоению речи

Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.

До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».

Возможные нарушения

В годик можно заподозрить нарушение речевого развития. Мнения специалистов расходятся относительно говорения детей от года до 2 лет. Неврологи утверждают, что задержку речевого развития можно установить на втором году жизни ребенка. Для данного возраста характерны патологии:

  • Ринолалия (анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, приводящие к нарушениям звукопроизношения, изменению тембра голоса).
  • Афазия (ребенок теряет возможность говорения).
  • Сенсорная алалия (когда малыш неверно воспринимает на слух речь взрослого).
  • Моторная алалия (не овладение активным словарем из-за нарушения экспрессивной речи).
  • Дизартрия (неправильное произношение звуков из-за органических поражений).
  • Тугоухость (ослабленность слуха, его отсутствие).
  • Задержка речевого развития.
  • Общее недоразвитие речи.
Читайте также:  Запор у ребенка 2 года фрукты

При подозрении на патологию речи необходимо обратиться к специалисту

Последними двумя терминами обозначается зачастую комплекс речевых патологий. ЗРР (задержку речевого развития) часто ставят в возрасте до 3 лет, когда непонятен точный диагноз.

Детские психологи и логопеды советуют родителям не заострять внимание на том, сколько слов в норме должен говорить ребенок к году. Малышам дается 3 года для освоения речи, до данного возраста рано говорить о нарушениях, задержке развития. Он может не разговаривать совсем до 2 лет, к 3 годам начать говорить без остановки. Мальчики по статистике начинают осваивать первые слова позднее девочек. Сказать о возможных нарушениях можно только к 3 годам развития малыша. Показать ребенка неврологу, логопеду стоит, если:

  • к 2 годам он не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
  • отсутствует понимание слов начиная с 1 года, когда малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых (нужно исключить тугоухость);
  • кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
  • детский лепет остается до 2 лет;
  • малыш не пытается оформить речь, постоянно тыкает и мычит, чтобы указать на предмет, озвучить просьбу.

Логопеды не советуют расстраиваться, если малыш не освоил простые слова к 1 году жизни, например, такие как мама, папа, баба, деда, дай, на, иди. Возможно, ему по психологическому развитию требуется больше времени, чем сверстникам, для освоения речи. Говорить о логопедических нарушениях речи можно только к 3 годам. Нужно заниматься с крохой, развивать словарный запас.

Как развивать речь ребенка в 1 годик

Игры и игрушки для развития речи у малышей

В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.

Игры для развития речи

В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание.

  • Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
  • Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
  • Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам. Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?». Малыш отвечает: «Ко-ко».

          − «Как говорит коза?»

          − «Бе-бе».

          − «Как говорит лягушка?»

          − «Ква-ква».

Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению.

Советы логопеда

Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:

  • Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
  • Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
  • Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
  • Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
  • Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
  • Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
  • Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца. Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.

Ребенок рассматривает книжку с картинками

Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее. Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности.

Источник