Ребенок в 4 года разговаривает не понятно
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник
Если в четыре года малыш не говорит или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно выяснять причину отставания развития и предпринимать меры по его устранению.
Если ребёнок не говорит в 4 года или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно срочно выяснить причину такого отставания. В этом возрасте речь дошкольника в норме достигает пика своей активности. Недаром четырёхлеток называют «почемучками» – они постоянно и назойливо задают вопросы, рассуждают, используя иногда собственную логику, придумывая свои слова, активно общаются со сверстниками и взрослыми. Отсутствие речи в 4 года не только сигнализирует о неполадках в работе центральной нервной системы, но и само может стать причиной задержки психического развития.
Норма развития речи в 4 года
В этом возрасте непросто охарактеризовать картину нормального речевого развития детей, настолько по-разному оно проявляется. Именно сейчас начинают проявляться различия в речевых умениях. Один ребёнок чётко произносит почти все звуки родного языка, бойко декламирует множество стихотворений, пересказывает сказки, умело пользуясь интонацией, а другой ещё не освоил ни шипящие, ни сонорные согласные и затрудняется с ответом на простой вопрос.
Тем не менее и в том, и в другом случае — это варианты нормы. Такой разброс в развитии речи детей с одинаковыми возможностями – влияние семьи и пребывания в детском коллективе.
Так как же выглядит речевое развитие нормально развивающегося ребёнка четырёх лет:
- Он чётко излагает свои мысли, имея в активном словаре до 2500 слов, речь становится точнее и богаче.
- Может назвать основные признаки и свойства предметов, пользуясь для этого прилагательными, отражает в речи связи между явлениями.
- Малыш становится более внимательным, он может дослушать до конца ответ взрослого на свои вопросы, непрерывным потоком льющиеся из детских уст.
- Высказывания четырёхлетнего ребёнка состоят как из простых распространённых предложений, также он может употреблять и сложные конструкции.
- Он способен на короткий монолог, например, рассказывая родителям о том, что с ним произошло в детском саду за день, пересказать небольшой текст, прочитанную сказку.
- Грамматическое оформление высказываний может быть неидеальным – слова не согласованы между собой по родам и числам, глаголы изменяются неправильно, сложность в согласовании числительных с именами существительными и т. д.
- Свои ошибки детки пока не замечают, а вот в речи сверстника их уже видят, могут указывать на них.
- Наступил период рифмования слов и создания собственных «стихов». Эти наивные рифмованные 2–4-стишия забавляют детей и развивают у них чувство мелодики родной речи.
- Артикуляция шипящих (ш, ж, щ), аффрикат (ц, ч) должна быть правильной, а вот сонорных звуков (л, р) может быть пока несовершенной. Ребёнок 4 лет уже способен выделить звук из слова.
- В речи детей 4 лет часто встречается неправильно поставленное ударение, пропуск и перестановка слогов в многосложных словах (температура – пиринтура, типантура, электричество – лепестричество).
Дети с нормально развивающейся речью активно общаются и играют со знакомыми и незнакомыми людьми по собственной инициативе.
Как понять, что у дошкольника речевое недоразвитие
Структура речевых дефектов исключительно разнообразна, можно сказать, что нет двух случаев задержки речи, похожих один на другой. Если ребёнок молчит в 4 года – это повод для срочного обследования малыша у психоневролога, невропатолога, отоларинголога, дефектолога и логопеда. Дети могут не говорить совсем, или говорить неразборчиво и невнятно.
Тревожные признаки отставания в речевом развитии:
- Речь ребёнка никому не понятна и представляет собой набор звукоподражаний, обрывков лепетных слов, отдельных слогов и междометий (ах, бух, ой).
- Он не стремится общаться ни с кем, даже с родными людьми.
- Он с трудом повторяет за родителями слова и короткие фразы, или отворачивается, стиснув зубы, уходит.
- Не может понять простую просьбу или инструкцию из двух частей (сначала принеси мне яблоко, а потом тарелку).
- Вместо предложения произносит отдельные слова, или в его предложениях отмечается большое количество аграмматизмов.
Нарушения речи откладывают отпечаток на поведение ребёнка, он часто замкнут, капризен, неусидчив, не стремится общаться с другими детьми. Внимание, память и мышление – эти главные помощники в познании окружающего мира, развиты недостаточно. Нарушается интеллектуальное развитие, так как по мнению специалистов по изучению детской речи, для ребёнка не существует предмета или явления, которые он не может назвать.
Причины речевой задержки в четыре года
Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга. Существует и обратная связь, когда недоразвитие речи тормозит психическое и интеллектуальное развитие малыша.
Возможные причины отставания:
- соматические и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности;
- родовая травма, внутриутробное кислородное голодание или асфиксия в родах, оставившая без кислорода головной мозг;
- запаздывающее созревание мозговых структур;
- черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, перенесённые в раннем детстве;
- генетические и хромосомные патологии (синдром Дауна, синдром Эдвардса);
- педагогическая запущенность, недостаток внимания к ребёнку;
- стресс или сильное нервное потрясение, остановившее развитие речи, если оно произошло в период её становления;
- заболевания слухового аппарата, отсутствие или снижение слуха.
По данным медицинской статистики, у мальчиков речевое недоразвитие встречается в 4–5 раз чаще, чем у девочек такого же возраста.
Как помочь ребёнку
Коррекция недоразвития речи в этом возрасте в большинстве случаев сопряжено с большими трудностями. Тем не менее, нельзя терять драгоценное время, нужно как можно скорее получить квалифицированную медицинскую помощь. Врач проведёт лекарственную терапию дисфункции речевых зон мозга, стимуляцию мозгового кровообращения ноотропами, средствами для активизации нейронных связей. Отлично дополнят лекарственную терапию физиопроцедуры: магнитотерапия, лазеротерапия, электрорефлексотерапия.
Основная нагрузка по развитию детской речи ложится на плечи логопеда, педагога-дефектолога и родителей ребёнка. В сложных случаях очень помогает логопедический массаж – система возбуждающих и успокаивающих массажных приёмов, направленных на стимуляцию артикуляционной моторики и её связей с речевыми зонами мозга. Простые упражнения могут выучить родители ребёнка и выполнять их самостоятельно.
Если приходится вызывать отдельные звуки, специалисты по детской речи рекомендуют применять систему обозначений для каждой фонемы, выражаемую движениями рук:
- а-а-а – хлопки перед грудью;
- о-о-о – хлопки вытянутыми руками;
- ы-ы-ы – над головой;
- у-у-у – по плечам;
- я-я-я – грозим пальчиком;
- е-е-е – пальчик движется вправо-влево;
- ю-ю-ю – соединяем и разъединяем колечко из большого и указательного пальчика.
Когда все позиции освоены, начинаем присоединять согласные звуки, сопровождая их заученными движениями: ма-ма-ма, мо-мо-мо, мя-мя-мя и т.д. Детям очень нравятся такие упражнения, и они всегда охотно их выполняют. Так вы быстрее разговорите своего ребёнка.
Логоритмика появилась в логопедической практике сравнительно недавно, но с успехом применяется многими специалистами. Это сочетание музыки, движений и простых рифмованных строчек. Подражая животным и героям сказок, дети непроизвольно развивают речь.
Артикуляционная гимнастика, предложенная в форме приключений или весёлого Язычка, или машинки, или животного поможет быстро освоить движения гортани, губ, языка, твёрдого нёба. Для развития мелкой моторики используют весёлые пальчиковые игры. Детям никогда не надоедает в них играть, а во время игры непроизвольно развивается речевая активность, усваивается мелодика родной речи.
Если у ребёнка 4 лет отсутствует речь, нужно проводить комплексное воздействие с участием медиков и педагогов. Но самое большое место в этой работе отводится именно родителям.
Источник
Ребенок невнятно говорит в 4 года, Что делать? |
Танчез | 18-12-2010 00:29 Сообщение |
Super Star Группа: Пользователи | Проблема такая: |
Марусик | 18-12-2010 07:22 Сообщение |
——- Группа: Пользователи | Такая проблема была у племянницы моего мужа, родители по этому поводу даже не волновались, что мне было совсем непонятно. Но вот однажда мы встретились с ней на семейном празднике и она говорила АБСОЛЮТНО ВНЯТНО, как-будто и не было никогда каши во рту. На тот момент ей было ровно 5 лет. На мой вопрос КАК её мама ответиа, что логопед в саду наконец-то взялся заниматься с ней, и чудо случилось буквально за пару недель! Получается, что проблема вполне решаемая. Я бы посоветовала найти логопеда, который будет заниматься постоянно, настойчиво, каждый день, может даже постараться убедить детсадовского. |
Blaze | 18-12-2010 11:56 Сообщение |
Завсегдатай форума Группа: Пользователи | Танчез, универсальное средство при подобных проблемах, обычно рекомендуемое логопедами – пальчиковая гимнастика, развитие моторики руки. То есть, побольше заниматься лепкой, рисованием, раскрашиванием, вырезанием, бисероплетением. Еще можно, когда ребенок спит, массировать ему кончики пальцев, если есть время на это. Мозговые центры, отвечающие за речь, память логику, связаны с окончаниями в кончиках пальцев и стимулируя их, ребенок развивает все вышеперечисленное. |
Мишка | 18-12-2010 12:10 Сообщение |
ЛисичкО! キツネ Группа: Консультанты-модераторы | Цитата(Blaze @ 18-12-2010 11:56) А то, что ты переживаешь, что в сентябре будет поздно – зря. До 5 лет вообще многие специалисты не рекомендуют трогать ребенка в логопедическом плане, потому что к этому возрасту основные проблемы сами решаются. Ну а если что-то осталось, то до школы еще 2 года, времени полно все исправить, и ребенок уже сознательнее подходит к процессу, ему самому хочется научиться говорить красиво. На все 100 согласна! Конечно, лучше все это дело в школе разрулить, но даже если не разрулится – то и в школьном возрасте ничего не поздно. Главное, толковый специалист! Мы с Сёмиком решили все его логопедические проблемы где-то в течении полугода. И мнение логопеда – что ни факт, если бы мы стали заниматься с ним раньше, они бы решились раньше. Не последнее дело тут играет и физиология – чего-то там разрастается, что-то улучшается, мышцы разрабатываются и т.п. Логопед, которая занималась с нашим Сёмкой, в прошлом году сказала, что тестировать АНдрюху посто нет смысла, в 3 года он должден четко произносить два звука… Один из них л, второй – забыла (( А в 4 – ш и щ. Так что ли… Цитата Танюш, если есть возможность – продолжайте заниматься, хотя бы раз в неделю. И не ждите быстрого результата, в логопедиии чаще всего так не бывают, потому что это, долгосрочные проекты… Ну, в том плане, что результаты обязательно будут! |
Lady in red | 18-12-2010 12:32 Сообщение |
Завсегдатай форума Группа: Пользователи | Я с детства картавлю. Когда я была маленькой, по настоянию логопеда мне подрезали уздечку. Эффекта никакого. Как картавила, так картавлю до сих пор (выговариваю “р”, но несколько другим способом 🙂 ). Так что не стоит мучить ребенка. От уздечки невнятность речи не зависит. |
Танчез | 18-12-2010 13:03 Сообщение |
Super Star Группа: Пользователи | Девочки, спасибо за ответы. Блейзик, спасибо за совет – мы и правда практически не уделяем внимания мелкой моторике: он неохотно рисует, на лепку тоже его надолго не хватает. Делает только на развивающих занятиях за компанию, а это только раз в неделю. Ну и в саду.Будем работать над этим. Каждый день с логопедом он будет заниматься в логопедическом саду – возлагаю огромные надежды на это. С уздечкой вопрос сложный. |
Катюша | 18-12-2010 21:37 Сообщение |
Моя жизнь – лето!!!!! Группа: Пользователи | Тань, скажу как воспитатель, кот. работал в логопедической группе 5 лет. Если твоему ребенку не ставят сложный логопедический диагноз, то работу с ним знающий логопед (тот, кот. не просто тянет деньги) начнет с 5 лет. То бишь как раз со следующего сентября. И даже скажу почему: потому, что до 5 лет артикуляционный аппарат ребенка только развивается. Сейчас ты, конечно, может Игорька водить к логопеду. Но опять же это будет больше для общего речевого развития (что тоже не маловажно). Но основная работа все равно начнется только после 5 лет. |
jasmin | 18-12-2010 21:50 Сообщение |
Гость | У меня была та же история с сыном. Мне до 4 лет говорили – пройдет, подожди. Встала на очередь к районному логопеду, но там очереди по пол года и в Израиле не готовят специалистов по постановке звуков, а только учат связной речи. В итоге мне порекомендовали женщину логопеда, приехавшую из России. У нее была своя разработанная методика. Я ездила к ней где то полгода, сначала по 3 раза в неделю, потом по 2. Она сказали, что мышцы у сына были не развиты совсем во рту, да я и сама это видела – он не мог держать рот открытым, или язык высунутым. Она дала нам упражнения и по часу в день я дома с ним занималась. Да было тяжело, нудно. Очень тяжело было ездить к логопеду в другой город на последних месяцах беременности, потом сразу после родов. Но то было надо и это помогло. Она (логопед) поставила ему твердые звуки, он стал нормально говорить. Поначалу правда речь замедлилась, но потом это прошло. А та привычка к концентрации и занятиям очень пригодились ему в школе, потому, что учиться соотвественно ему уже было проще. |
МаринОК | 24-01-2011 15:26 Сообщение |
Завсегдатай форума Группа: Пользователи | У нас тоже проблема с речью, нам 3 года. Ходим в сад, но не в логопедический. Толком заговорили только в 3 года и то, есть проблемы с шипящипи, иногда проглатывем слоги, причем первые. |
Кавабанга | 27-01-2011 12:35 Сообщение |
Пользователь Группа: Новички | Логопед конечно, только там определят что нужно делать. |
МаринОК | 28-01-2011 15:29 Сообщение |
Завсегдатай форума Группа: Пользователи | Цитата(Кавабанга @ 27-01-2011 12:35) Логопед конечно, только там определят что нужно делать. к нему – это обязательно! но может ещё что-нибудь? |
Мягкая | 28-01-2011 16:20 Сообщение |
Завсегдатай форума Группа: Пользователи | МаринОК, уздечка у сына не короткая? Врачи ничего не говорили? Логопед определит, конечно, если что. Хотя, наверное, в этом случае он всегда говорил бы невнятно. |
_Малыш_ | 29-01-2011 10:39 Сообщение |
счастливые родители-строители Группа: Сестренки | У меня сосед в детсве говорил невнятно. Помню, что ему подрезали уздечку. сейчас ему 21, говорит, как-будто каша во рту. Ему вообще ничего не помогло. Думаю, логопед попался не очень грамотный |
МаринОК | 31-01-2011 11:19 Сообщение |
Завсегдатай форума Группа: Пользователи | Цитата(Мягкая @ 28-01-2011 16:20) МаринОК, уздечка у сына не короткая? Врачи ничего не говорили? Логопед определит, конечно, если что. Хотя, наверное, в этом случае он всегда говорил бы невнятно. С уздечкой |