Ребенок в 4 года отказывается выполнять задания

Ребенок в 4 года отказывается выполнять задания thumbnail

Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Одна из распространенных причин обращения на консультацию — отказ ребенка от занятий дома или в детском образовательном учреждении. «Ребенок не хочет заниматься, хоть как его уговаривай!». Родителей беспокоит, если ребенок не может сконцентрировать внимание, отказывается от заданий и игр, которые легко даются его сверстникам. На мой взгляд, это обоснованное беспокойство, поскольку далеко не всегда выжидательная позиция дает нужный результат. Мнение, что «надо отпустить ситуацию» во многих случаях оправдано, но нередко за отказами лежат причины, которые наоборот надо выявлять как можно раньше и создавать условия для развития.

Мнение 1 «Не хочет, значит рано»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.

Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.

Мнение 2. «Не хочет, значит не интересно»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит ему это не интересно» С этим мнением можно согласиться, волевые процессы у дошкольника обычно развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» зачастую равносильно «Не могу». Причины могут быть самые разные: от последствий гипоксии до отсутствия желания что-то делать, потому что мама с папой ссорятся. Личностные особенности, особенности детско-родительских отношений также могут быть причиной подавленности познавательного интереса у детей.

Мнение 3 «Если не хочет- значит это не его»

«Не надо мучить ребенка, пусть играет и занимается тем, что ему нравиться. Если не хочет — значит это не его». Вполне самодостаточная точка зрения. Разумеется, все дети разные. То, что интересно для одного малыша — оставляет равнодушным другого. На этом можно было бы и остановиться, если бы не одно Но. Есть вещи, которые дети просто могут делать. С удовольствием, потому что нравиться или потому что об этом просят взрослые — они просто могут. Могут держать карандаш в руке и рисовать простые линии. Радости большой может не получают, и предпочитают бегать с мячом, но МОГУТ. А другое дело, когда ребенок отказывается именно потому, что просто не может. И именно это «НЕ МОЖЕТ» должно заставлять родителей задуматься и начать искать решения.

Чтобы ребенок захотел заниматься важно совпадение нескольких условий.

Интересно — Хочу — Могу.

Что нужно, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО?

1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.

2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки. Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту.

3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.

3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка. В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла.

4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.

Что нужно, чтобы ребенок ХОТЕЛ заниматься?

1. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность. В некоторых случаях, когда дошкольник быстро устает и пресыщается, нужно настроить себя таким образом, чтобы Вы могли предлагать задания в течение дня в любой благоприятный и удобный момент времени.

Читайте также:  Невоспитанный ребенок 4 года

2. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься. Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями — это то, что организует внимание ребенка.

3. Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий.

4. Поощрения (радость родителей, выраженная в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия — это все, что поддерживает мотивацию.

5. Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы. Базовое отношение «Ты — молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.

6. Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в  которой Вы играете с ребенком помогает ребенку воспринимать занятие, как увлекательную игру.

Что нужно, чтобы ребенок МОГ справляться заданиями.

1. Понаблюдайте за ребенком и попробуйте разобраться в причинах, которые могут затруднять выполнение заданий. Обычно это все-таки легче сделать вместе со специалистом.

2. Задания и игры нужно подбирать с учетом особенностей Вашего ребенка. Задачи надо усложнять постепенно.

3. Важно уметь правильно оказывать помощь при выполнении заданий.

4. Учите ребенка обращаться за помощью и побуждайте к инициативе в занятиях.

5. Зачастую необходимо скорректировать возможности нервной системы, используя специальные методы, например, нейропсихологическую гимнастику.

Рекомендации для того, чтобы занятия дома проходили интересно и с удовольствием можно почитать здесь.

Но главное, всегда помните, что Ваш ребенок — самый лучший. Он должен чувствовать и понимать, что Вы на его стороне. Слушайте себя, свою интуицию, постоянно работайте с собой, узнавайте новое, стараясь сделать занятие с ребенком лучше и интереснее.

Автор: медицинский психолог Попкова Светлана.

Источник

От автора: Пример того, как за 3 сессии можно решать вопросы о сложностях в обучении.

Случай из практики «Ребенок не хочет заниматься ни в садике, ни дома!»

Однажды ко мне обратилась семья мальчика, которому только исполнилось четыре года. Родители чувствовали себя растерянно и жаловались на большое количество проблем: ребенок балуется, не хочет кушать за столом, ест только чипсы и «вкусное», закатывает истерики, не хочет заниматься.

Эта семья живет в другой стране, и в Киев ребята приехали погостить к родным. Поэтому у них было очень мало времени для совместной работы: в нашем распоряжении было три сессии. В связи с этим, пришлось выбирать, с чем работать.

Соглашаясь друг с другом, Ян (так назовем папу) и Настя (мама), признали, что у них совсем плохи дела с детским садиком, куда ходит ребенок. Во-первых, мальчик испытывает сложности из-за двуязычия родителей и смены языковой среды, а во-вторых, он не хочет выполнять задания воспитателя. Родители показали мне несколько книжек с детсадовскими заданиями для ребенка, сокрушаясь, что их сын совсем не хочет этим заниматься. В детском саду воспитатели постоянно жаловались, что ребенок отстает, не играет, как другие дети, и рекомендовали принять меры.

Поскольку ребенку (назовем его Стефан) предстояло по возвращению в страну снова идти в детсад, родители настаивали, что невозможность заниматься с ребенком – самая «горячая» проблема.

Когда мы сконцентрировались на этой проблеме, у меня возникло несколько гипотез, почему ребенок не хочет заниматься.

  • Судя по гиперактивному поведению ребенка, мне показалось, что одна из возможных причин то, что Стефану не удается удерживать внимание какое-то время на задании.
  • Стефану неинтересно, потому что задания сложноваты для него (поскольку развитие речи у ребенка было на довольно низком уровне, нельзя было исключить и задержку развития).
  • Судя по описанию других проблем, поведение Стефана отличалось капризностью и избалованностью, что тоже могло сыграть свою роль в нежелании заниматься.

Поскольку вариантов было несколько, для начала нужно было установить причину. Для этого я предложила родителям провести видеомониторинг – мы записываем короткое видео с их 5-10-минутным занятием, затем по анализу записи выделяем причины «неудач» в совместной игре, чтобы понять, что и как изменить.

После первой же записи я была приятно удивлена: малыш хочет и может заниматься. Однако мама и папа видели ситуацию иначе, чем я, не замечая мотивации ребенка и концентрируясь на других – неудачных моментах. Поэтому нам предстояло согласовать наше видение проблемы.

Благодаря записи удалось выяснить:

  • Когда мама дает задание ребенку, все ее внимание поглощено самой книжкой, она смотрит на задание, на стол, водит рукой по книжке. Из-за этого из поля ее зрения ускользает лицо ребенка, она совсем не успевает посмотреть на сына, чтобы определить его реакцию на задание. 
  • Оказалось, что пока мама сосредоточена на задании, она видит только то, что ребенок «ничего не делает».
  • Если сделать стоп-кадр в этот же момент, то становится ясно, что ребенок «поедает глазами» книжку, даже немного дергается от желания начать, но вместе с тем ничего не делает: он немного растерян и не знает, за что хвататься. Так проходит минуты 3 – ребенок растерян, мама объясняет задание, игнорируя реакцию ребенка.
  • К этому времени мама уже немного устает, но веря, что проблема ребенка в том, что он не понял задание, начинает повторно разъяснять его ребенку, снова не следя за его реакцией.
Читайте также:  Капитал за 4 ребенка в 2016 году

Таким образом, оказалось, что первичная проблема не в отсутствии у Стефана желания заниматься – он бы и рад, но вовсе не знает, с чего начать. Он берется за все сразу – за карандаши и за книжку, начинает суетиться, в результате чего на столе возникает бардак… А между тем задание так и не начали.

Тогда мы попробовали усовершенствовать технику мамы: теперь она внимательно следила за реакцией ребенка, за его лицом и взглядом. Когда она замечала, что ребенок готов, она пошагово объясняла ему что делать. «Давай начнем с вот этого цветочка. Выбери цвет. Теперь зарисуй его. Рисуй аккуратно, чтобы не выходить за контуры».

После такой помощи ребенок наконец начал «работать».

В следующих сессиях мы выяснили еще несколько проблем:

  • Когда у ребенка получается не очень аккуратно, мама начинает сердиться и делает вывод о том, что ребенок не старается. Хотя, судя по видео, у него аж язычок торчит изо рта – так он старается разукрасить картинку.
  • Когда задание становится совсем сложным, ребенок начинает крутиться, отвлекаться и хочет вставать.

Чтобы справиться с этими нюансами,

  • Мы обсудили с мамой уровень ее требований к качеству исполнения рисунка у малыша. Оказалось, что маме хотелось бы, чтобы Стефан рисовал «совсем» аккуратно. Однако позже мы пришли к выводу, что мелкая моторика – не самый сильный конек у сына и что точные движения для него действительно сложны. Поэтому, чтобы не отбить охоту стараться, стоит начать с малого и снизить требования – для начала пусть Стефан рисует, как получается, а постепенно, когда штриховка будет даваться с большей легкостью – можно попросить делать это более качественно;
  • Обсудили, как можно помогать Стефану удерживать внимание, когда ему становится тяжело. Мы выбрали несколько способов поддержки ребенка: хвалить его уже тогда, когда он проявляет одно только старание («Молодец, ты посмотрел на картинку»), разбивать инструкцию на части («Теперь покажи, какие шарики мы будем считать. Молодец! Начинай»). Если малыш отвлекся, возвращаем его к тому месту, где он «бросил» задание: «Ты досчитал до трех, теперь покажи следующий шарик и посчитай его».

Итак, оказалось, что проблема Яна, Насти и Стефана связана с их недостаточным понимание друг друга, нехваткой поддержки и несовершенством технических приемов.

Последовательно разбирая их, нам удалось существенно улучшить качество занятий.

Надеюсь, успехи Яна, Насти и Стефана продолжают приумножаться!

Читайте также:

  • Что делать, если ребенок не хочет заниматься?
  • Как заниматься с ребенком 3-4 лет
  • Почему ребенку 3-4 лет не нравится заниматься
  • Що має знати та вміти дитинка 3 років

Оригинальная статья “Случай из практики «Ребенок не хочет заниматься ни в садике, ни дома!» находится на сайте psycomfort.com.ua

Источник

Ребенок 4 года, мальчик.
Категорически ни чем не хочет заниматься в саду, зарядку делать не буду, лепить не буду, танцевать не буду и тд. Воспитатели стали говорить, что в разборках сразу кулаки вход пускает(но тут я виню папу, который говорит, что сдачу надо кулаком давать)
Но что касается детей в основном все нормально, даже сегодня утром кому то конфетки набирал.
Дома ведет себя активно, песни поет, играет, ну правда лепить и рисовать, пока не предложу, сам не попросит. Если гости приходят, вполне идет на контакт и общается со взрослыми.
Что меня беспокоит .
1.Инициативы, что то смастерить своими руками вообще нет.
2. Может сказать я вас всех убью
3.В саду категорически от всего отказывается, не хочу, не буду.у всех поделки стоят, нашей ни одной нет(
4 Если что то начинает делать и не получается, причём с первого раза, он психует, говорит обиделся и вывести его из этого состояния не возможно, пока сам не успокоится. Я пытаюсь, говорить, что надо потренироваться и все получится, вообще не работает, отстаю, говорю не хочешь не надо. Посидел один, успокоился ну и вроде все нормально, продолжаем дальше.
4.Как праздник он стоит столбом, ни хоровод, ни песни не поет, дали стих, он отказался его рассказывать.
На мои вопросы почему ты не лепишь, не танцуешь в саду, ответ-я стесняюсь. Воспитатели мне выговаривают, надо заинтересовывать ,он у вас ничего не хочет. Стыдно жутко, но я правда не могу ничего сделать, как его заставить? По доброму он ничего не хочет.
Спрашиваю в сад нравиться ходить, говорит –да .
Я не понимаю, почему так, сказки читаем, в театры водим, песни поем, семья полная, папа принимает активное участие в воспитании, бабушки, дедушка, полный комплект.
Правда как я появляюсь на горизонте, он киснет,ноет, все резко не так становиться. Меня нет, ребенок веселый.
Причем я очень лояльная мама и всегда стараюсь мирно решать и жалеть и тд.,а мож как дать ремня,всего лешить и пока не начнет заниматься в саду,ни мультиков ни конфет.

11.12.2012 11:18:17, Тельма.

12 комментариев

Мне кажется, что ваш ребенок на себя надел ярлык “неудачник”. Почитайте книжку Фабер и Мазлиш “Свободные родители, свободные дети”, там хорошо описывается аналогичная ситуация и достаточно подробно описывается подход – как снять такой ярлык с ребенка. Вам предстоит достаточно долгая работа, надеюсь, что всё получится. У моего тоже было схожее поведение, удается постепенно с этим справится. Работаю дальше в том же направлении.
15.12.2012 01:00:53, Cometis4e

Читайте также:  Ребенок 4 года вырывает и тошнит что это

у нас такая же проблема. В детский сад взяли психолога, мы записались.
Она посидела на занятиях, понаблюдала, позанималась с ним.
Резюме – завышенная оценка роли воспитателей и стремление к высоким результатам. На это наложилась оценка непрофессионального второго воспитателя: “ничего не умеет/не хочет”, хотя в яслях его рисунки висели на выставке.
Я упростила, конечно. Разговаривали мы час.
Обратитесь к психологу, подскажет, как быть дальше. Нам посоветовала научить ребенка давать отпор подобным “личностям”, это в жизни пригодится в любом случае. И много чего другого, очень интересного 🙂 Работаем, появились рисунки поделки. Действительно хуже, чем были два года назад!
так что мое мнение – все дело в воспитателях!
09.01.2013 17:45:32, Лариса_Л

спасибо большое, за ответы,есть над чем подумать
12.12.2012 11:40:43, Тельма.

А Вы можете на мальчика смотреть, как на “мамину радость”? Т.е. не делает поделки, не танцует, а Вы довольны, ребенку нравится в сад ходить, с детьми общается, улыбнулся. Ощущение, что все хотят заставить (Вы (еще и стыдно Вам), воспитатели), чтоб “как все”, “положено”. Отстать может на время и воспитателей попросите. Ходит в сад, и хорошо, он маленький еще, отстанете и захочет сам, возможно. Агрессия может быть следствием давления. Его воспитатель “плохим” (чего это он не как все?) не сделали? Это и на других детей влияет.
12.12.2012 10:33:37, E_VIKT

Ну что могу сказать: я у своего 2-х летки вообще аутичные черты подозревала, настолько он всегда играл в стороне и ничего никогда не делал за компанию или по указке (те же детские ладушки никогда не повторял и т.д), заниматься дома с ним было практически невозможно -уходил в сторону катать свои машинки, и все. Пошел в сад в 2, 5 и как миленький начал с детками и лепить, и рисовать, и зарядку делать, и танцевать. Как думаете -почему? Потому что воспитатели профи достались. В этом направлении Вы не думали? Как Вы вообще можете ребенка заинтересовать делать что-то в садике?
11.12.2012 23:21:45, white-dove

Согласна абсолютно…Моя дочка, когда в ясли ходила вообще с воспитателями и детьми полгода не разговаривала, а уж о чем-то другом вообще молчу. а как-то пожаловалась, что ее воспитатель била….Представляете? а сейчас ведет себя лучше всех в группе. Все делает так, что ее хвалить не устают. а просто воспитатели другие и даже я их хорошее отношение к моему ребенку чувствую
12.12.2012 14:33:39, Dloya

Плюсанусь, у нас так же было. Только не били (или я не знаю?). Но вот однажды я случайно услышала как нянечка орала на девочку, которая случайно описалась… От такого ора я сама чуть не обкакалась. В общем, слава всем, у нас другие воспитатели и нянечка!
12.12.2012 22:54:07, Ири$ка

Как-то много всего. Вообще-то странные воспитатели – просят маму заинтересовывать ребенка, который с ними в саду находится. Как Вы можете это сделать, интересно? Потом Ваша позиция – “надо потренироваться” к ребенку 4 лет, это пока рано – не соответствует возрасту. Так совсем отобьёте любое желание что-то делать, пробовать новое. Я бы искала на месте воспитателей дело ему по душе и чтобы он сам захотел. А не хочет – ничего страшного. пусть посидит на стульчике. Главное не делать из этого трагедию.
11.12.2012 23:20:21, Tatulya

Не делайте из этого трагедию. Не все дети одинаковы, не сравнивайте с другими. Любите его таким, какой он есть. А про воспитателей правильно уже сказали.
11.12.2012 19:00:07, Акелла

Ой как интересно! Один в один мой младший! :)) Только что по некоторым пунктам… не дерется и лепит и танцует.
Тут уж не Вам воспитатели выговаривать должны, мне кажется, а Вы им. Почему они не могут заинтересовать ребенка так, чтобы он захотел лепить-рисовать-петь-танцевать? Ведь наверняка с Вами он спокойно и рисует и танцует. Значит музыкальный работник не очень профессиональный. У нас такая веселая и активная, что не захочешь, а вслед за ней запоешь и затанцуешь. А Вы с ним танцуете? Это так прикольно и смешно получается. Если он увидит, что взрослые тоже дурачатся, танцуют так же как он, то может он и перестанет стесняться?
А вообще я думаю возраст такой и со временем обязательно он повзрослеет. Наш тоже спрашивает меня и папу: что будет если я тебя убью? Что будет если я тебя съем? А куда вы тогда денетесь? У нас чаще проскальзывают такие вопросы после некоторых мультиков. Мульты на полку – вопросов нет.
И со мной киснет и ноет, держу себя в руках, не иду на поводу (а иногда так хочется!). Думаю перерастет это нытье.
Ждемс…
11.12.2012 15:52:30, Рtica

У нас была похожая знакомая девочка. Тоже на всё реакция – надутые губы и “…а я НЕ БУДУ”

Перерастает потихоньку – сейчас ей 5.5, уже лучше становится. Года в 3-4 просто ужас был ужасный :(. Вплоть до того, что на развивалках детишки бегали под музыку по кругу, а её мама на руках несла – девочка бегать наотрез отказывалась.

О причинах – Вас я не знаю :)), а у неё мама была гиперопекающая и гипертревожная.

11.12.2012 14:37:43, Birke

Ремня конечно не стоит…Может у него есть какие-то увлечения? Те, о которых он не говорит. Спросите его самого чего ему нравится делать.
11.12.2012 13:47:37, Dloya

Источник