Ребенок в 4 года очень пугливый
Страхи и мнительность формируются в течение всей жизни. Их вызывают те или иные события в жизни человека. Есть несколько видов страха: безусловные, которые заложены самой природой для самосохранения (страх высоты, например), и условные, появляющиеся после отрицательного опыта. Но родители зачастую усугубляют самостоятельное осознание страхов у ребёнка, добавляя ему своих.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Вредный совет №1. Каждый день повторяйте, что ребёнка непременно украдут (заберёт милиция, тетя, дядя, бабайка), если он не будет слушаться.
Это самое распространённое действие со стороны мам и бабушек. Наверняка, вы сами не раз слышали, идя по улице, как бабушка стращает малыша подобными «забирайками». Иногда ещё и пальцем на дядю покажут. А тут и сам дядя начнёт говорить, что заберёт, поддерживая неуместную «шутку». Эта честь часто выпадает пожилому незнакомому старичку, которого малыш обязательно испугается.
А теперь представьте, какой стресс испытает малыш. Нам взрослым это кажется игрой, а у ребёнка стойко вырабатывается страх. Такое поведение взрослого сильно портит отношения с ребёнком и снижает доверие к родителям.
Вредный совет №2. Если ребёнок высказывает свой страх, не надо его успокаивать.
Зачастую родители не обращают внимание на страхи ребёнка, успокаивая себя, что с возрастом это проходит. Дорогие взрослые, вспомните себя! Каждый ребёнок боится монстров под кроватью. И вместо того, чтобы уйти, оставив ребёнка наедине с темнотой, лучше создайте добрую сказку. Дайте мягкую игрушку и скажите, что она его будет охранять, или поведайте по секрету, что у вас есть секретное оружие от монстров, и вы обязательно защитите своего малыша. Даже аскорбинка на ночь с присказкой, что сладких детей монстры не едят, поможет!
Примерно так же обыгрываются и остальные страхи. Не оставляйте их без внимания. А если страхов у ребёнка ни один и ни два, то тут лучше обратится к психологу, так как это признак повышенной тревожности.
Вредный совет №3. Чаще рассказывайте о криминальных новостях, которые происходят в мире.
Следите за своими разговорами и за медиа. Не нужно ребёнку знать, что происходит в мире. Кадры по телевизору и рассказы с элементами насилия лишний раз взбудоражат впечатлительного ребёнка. Конечно, в эпоху цифровых технологий очень тяжело уберечь от лишней информации. Старайтесь хотя бы минимизировать это воздействие: следите, во что ваш ребёнок играет или что смотрит в интернете (да-да, дети 4-5 лет отлично справляются с видеохостингами и браузерами, ведь есть голосовой поиск).
Вредный совет №4. Обязательно одёргивайте его от чего-то нового, не позволяйте ничего делать, а то, не дай Бог, что-то случится.
Этим синдромом страдают мамы с гиперопекой. С возраста, когда дети только начинают ходить, мамаши-наседки с причитаниями и оханьями бегут к ребёнку, если тот споткнулся. А потом начинается: плавать нельзя – захлебнёшься, на лыжах кататься не пойдёшь – можно упасть и стать инвалидом, на качелях не катайся – лоб расшибёшь, и всё в таком духе. В итоге вырастает забитый пугливый человечек без возможности самореализации. В более позднем возрасте это может вылиться в конфликт с родителями, вплоть до того, что ребёнок будет делать всё вам назло, даже если это ему не надо. Ведь раньше у него не было возможности попробовать что-то новое. Не забывайте, что ваш ребёнок – личность, а не животное на привязи.
Чаще всего гиперопека возникает у взрослого, если у него самого повышенный уровень тревожности, возникший из-за травмирующих событий в прошлом (например, сложная беременность, сильное заболевание у ребёнка во младенчестве и т.д.). Это тоже своего рода страх, но уже страх родителя. Поэтому мамам тоже стоит иногда обратиться к психологу.
Вредный совет №5. Разрешайте смотреть мистику и ужасы, играть в страшные компьютерные игры – это же просто развлечение. Ничего страшного.
Как уже было сказано выше, тяжело оградить ребёнка от гаджетов в современном мире. К тому же в дошкольном возрасте у детей формируется потребность в страшилках, которые являются неотъемлемой частью развития детской психики, помогая в принятии такого понятия, например, как смерть. Вы ещё не раз услышите из уст ребёнка про гробик на колёсиках или чёрную руку, которых сами боялись в детстве.
Но современные каналы на видеохостингах кишат не только страшилками, но и шок-контентом, который разумеется детям не по возрасту. А компьютерные игры содержат большой процент насилия. Что делать в такой ситуации? От современности ведь никуда не убежишь. Что касается гаджетов, то у каждого провайдера есть услуга «Родительский контроль». Она убирает из поиска все материалы с маркировкой 18+. А если уж ваш ребёнок хочет сидеть за компьютером, то пусть играет в казуальные или аркадные двухмерные игры. 3D-игры даже не кровавые возбуждают психику ребёнка. Отсюда и плохой сон, и повышенная капризность.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Евгения Константинова, консультирующий психолог в интегративном подходе, автор видеоблога «Психология как наука»:
– То, насколько мы тревожимся, обусловлено не только психологией, но и физиологией. Примерно 30% людей страдают от повышенной тревожности из-за того, что их организм по ошибке слишком много сигналов извне воспринимает как потенциальную опасность. Поэтому если у вас ребёнок очень впечатлительный, то не стоит искать причины исключительно в своих действиях. Но в любом случае, конечно, нужно акцентировать внимание на том, как справиться с опасностью (реальной или потенциальной), а не игнорировать, высмеивать и прочее.
Несмотря на то, что эти советы вредные, ими всё равно пользуются мамы. Очень важно понимать грань между осторожностью и гиперопекой, спокойным отношением к страхам ребёнка и вниманием именно к тем проблемам, которые могут привести к фобиям. Конечно, мы не всегда можем понять, что действительно заботит малыша. Но и запугивать лишний раз его не стоит. Найдите время пообщаться с ребёнком, чтобы развеять сильные страхи и успокоить.
Как вам наши советы?
Поделитесь в комментариях!
Источник
Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.
Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх – это составляющая инстинкта самосохранения.
Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.
Откуда берутся страхи
Существует множество причин возникновения страхов у детей.
– Большое количество запретов.
– Предоставление полной свободы.
– Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.
– Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.
– Одиночество, нехватка общения с родителями.
– Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.
– Боль.
– Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.
– Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.
– Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.
– Плохие взаимоотношения со сверстниками.
– Сравнение ребёнка с другими.
Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.
Виды страхов
Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».
«Немые» – это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.
«Невидимки» – это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.
Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.
Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.
Диагностика страхов
Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.
Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:
1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном – живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.
Ты боишься:
1. Когда остаешься один;
2. Нападения;
3. Заболеть, заразиться;
4. Умереть;
5. Того, что умрут твои родители;
6. Каких-то детей;
7. Каких-то людей;
8. Мамы или папы;
9. Того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. Перед тем как заснуть;
12. Страшных снов (каких именно);
13. Темноты;
14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. Когда очень высоко (страх высоты);
18. Когда очень глубоко (страх глубины);
19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. Воды;
21. Огня;
22. Пожара;
23. Войны;
24. Больших улиц, площадей;
25. Врачей (кроме зубных);
26. Крови (когда идет кровь);
27. Уколов;
28. Боли (когда больно);
29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);
31. Опоздать в сад (школу);
2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.
3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.
4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.
Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.
Как преодолеть страхи
Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.
Способы преодоления страха.
– Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.
– Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.
– Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.
– Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).
– Общение со сверстниками на тему общего страха.
– Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.
– Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.
– Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.
Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.
Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.
Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.
Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).
Источник
Уважаемая Светлана, добрый день!
Обращаюсь к Вам за советом.
Младшему сыну 4 года 2 мес. Мальчик он веселый, ласковый, настроение по большей части позитивное, может, конечно, попротестовать и бывает
очень упрямым в такие моменты. Сидит дома с бабушкой. До трех с половиной лет был дома со мной. В садик устроить не могу, очереди бешеные, взяток не берут, хотя, если честно, я сомневаюсь, надо ли, болеет он очень часто.
Меня беспокоит, что он очень пугливый, всего боится, услышит какой-то незнакомый шум на улице – глазенки по пять копеек и смотрит на меня, ждет, что я скажу. Убегает от шума пылесоса, дрели. Боится стричься, никаких парикмахеров, стригу сама, приплясывая рядом; у стоматолога рот не откроет; боится мух; на аттракционах в парке катается на самых безопасных, да и то только последние полгода; на море были – к воде не подходит, только к концу отпуска в теплой лужице стал купаться; в бассейн – ни ногой, холодно, говорит, и воды много. Да всего не перечислишь. ОЧЕНЬ осторожный. До сих пор подмачивает трусики. Когда нервничает или просто забывает вовремя сходить. Говорит хорошо, но занимается очень неохотно, объясняешь что-то, задаешь вопросы – он
предпочитает ответить “не знаю”. Любит рисовать, собирать конструктор, строить что-нибудь, в целом умеет сам себя занять. Да, пишет, ест и рисует он левой рукой.
Летом еще одна беда – не хочет играть с детьми, со сверстниками, требует, чтобы посмотрели, есть ли на улице дети, и, если есть, говорит, что не пойдет на улицу, потому что “они будут отбирать игрушки и унесут их домой”. Это, видимо, спасибо старшенькому, все время нужно “отвоевывать” игрушки. Все равно выходим на улицу, и потом он начинает играть с детьми, но каждый раз перед прогулкой история повторяется. Своих друзей у него нет, в основном общается с друзьями брата, с ними легко идет на контакт, как и со взрослыми. Но к сверстникам все же тянется, особенно если их немного сразу, а один-два, тогда заговаривает, пытается принимать участие в совместной игре.
Поделилась своими переживаниями с педиатром, отправили на ЭЭГ, все в норме. К неврологу я не пошла, обращалась к ней в прошлом году по этому поводу, назначила ему нейромультивит и глицин, кроме аллергии – никакого результата.
Понимаю, что он скучает по маме и папе, замечаю, что он ведет себя с нами спокойнее. Я волнуюсь, мне кажется, со всеми этими “явлениями” надо справляться, школа не за горами, я уже заранее “в трансе”, еще свежи воспоминания о первом классе старшего сына (ему 8,5 лет).
Я понимаю, что заочно трудно будет что-то посоветовать, может все не так страшно, пройдет со временем. Хочется выбрать “правильную стратегию” для решения этих проблем:). Как можно “победить страхи”? Нужен ли ему детсад или достаточно каких-то развивающих занятий? Может быть, нужно что-то еще? Буду Вам признательна за совет.
Заранее спасибо.
Здравствуйте, Инесса.
Ваши страхи необоснованны. У вас просто родилась новая индивидуальность с очень чувствительной нервной системой и доминирующим инстинктом самосохранения. У них повышенный порог чувствительности на все органы чувств. И все, что он говорит про детей во дворе – правда. Он просто логически старается себя обезопасить. Вот и все. Очень хороший ребенок, левша – значит творческая личность. Воспринимающая мир неповторимо, креативно, возможно, совершенно не так, как мы все в семье. Поэтому прислушивайтесь к нему. Интуиция помогает нам не сесть в самолет, который разобьется и т.д. Поэтому он у вас самый нужный член семьи. Почаще к нему прислушивайтесь и присматривайтесь, вполне возможно, заживете более гармонично. Не все дети и слишком общительны, он имеет право быть интровертом, и хорошо. Не всем же быть экстравертами. И то, что он не похож на брата, так говорит психологическая теория о детях, когда их в семье двое. Второй всегда будет полной противоположностью первому. И в характере, и в выборе профессии. Успехов в принятии индивидуальности ребенка.
С уважением, Крисько Светлана, Психологический Центр «Мой Тренинг».
Источник
Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.
Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.
Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.
Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».
«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.
Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».
Поощряйте самостоятельность
Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.
Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.
Не формируйте картину мира, полную опасностей
«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.
Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.
Объясните ребенку, что ошибки — это нормально
Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.
И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция — «даже не буду пробовать, все равно не получится».
Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.
Хвалите вместо необоснованной критики
Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.
Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».
«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.
«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.
«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.
Дайте ребенку право слова
Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.
Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.
Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.
Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.
Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».
Источник