Ребенок в 4 года не говорит р в 6 лет
Статья:
Плохое выговаривание буквы Р называется картавостью, встречается у детей подобное явление часто. Есть ряд причин почему это происходит. Существуют различные методики, как научить ребенка говорить букву Р, в статье предложены те, которые легко можно использовать в домашних условиях.
Что мешает произнести букву «р» правильно
Основными причинами почему не проговаривается этот звук являются проблемы, связанные с ротовой полостью.
Короткая подъязычная связка
Другое название – уздечка. Именно она мешает свободно двигаться языку. Обычно этот дефект устраняется еще в роддоме. Она также может помешать правильному захвату соска у младенца во время грудного вскармливания. Если данный дефект был обнаружен в школьном возрасте, ее растягивают логопедическими упражнениями.
Проблемы с фонематическим слухом
Фонетический слух – это способность слышать и воспринимать звуки правильно. В три года дети должны различать похожие друг на друга звуки, хотя проговаривать их еще не могут. В некоторых случаях такие нарушения связаны с аденоидами и другими заболеваниями. Тем самым ребенок не слышит определенный звук и в своей речи он заменяет его на другой похожий.
Неправильное речевое дыхание
Чтобы правильно произносить звуки, в том числе и букву Р, нужно управлять выдохом. Не все дети умеет это делать в раннем возрасте. Некоторые поднимают для этого плечи, другие не умеют регулировать свое дыхание во время речи.
Прикус
Правильный прикус предполагает перекрытием верхними зубами нижних примерно на треть, остальные зубы должно плотно смыкаться. При неправильном прикусе, поставить некоторые звуки правильно невозможно физиологически. Потребуется исправлять прикус ребенка.
Как ребенок может коверкать «Р»
Неправильные звуки «р» называют ротацизм – это те звуки, которые заменяются вместо этой буквы. Прежде чем определить упражнения на постановку звука Р, необходимо понять, как именно ребенок проговаривает этот звук. Это происходит следующим образом:
- Картавость или проговаривание через горло. При произношении вибрирует небо, вместо кончика языка. Подобное явление более характерно для французского, но не для русского.
- Боковое «Р». Такое происходит если сторона прижимается к верхней челюсти, противоположная сторона свисает. В этом случае кончик не может вибрировать, а сам звук Р более похож «рль».
- Одноударное «р». Вместо дрожания, кончик ударяется о нёбо. Так проговаривается английская буква «R».
- Произношение через нос. Воздушный поток должен проходить через рот.
- Кучерское Р. Язык вибрирует на прижатых губах, в итоге получается звук «тпр», а не чистое Р.
- Параротацизм. Это явление замены звука Р на другой, например Г.Л,В.
- Пропуск. Ребенок просто не проговаривает этот звук вовсе и пропускает его в своей речи.
Какие упражнения можно делать дома
Упражнения должны быть направлены на причину, почему ребенок не может выговаривать этот звук Р.
Упражнения для подъязычной связки
Это упражнение улучшает эластичность языковой мышцы, развивает его подвижность. Состоит упражнение в следующем:
- кончиком стараться дотянуться до своего носа;
- язык крепко прижимается к нёбу и проводится в сторону горла, насколько это возможно;
- открыть рот, высунутый язык максимально выгнуть вверх;
- проводиться по внутренней стороне зубов в разные стороны;
- сворачивается лопатой и высовывается наружу.
Упражнения для развития подвижности кончика языка
Звук Р появляется только при вибарции кончика. Чтобы развить это, существуют специальные упражнения:
- покусывать кончик;
- прижатым к нёбу языком щелкать;
- высунутый язык прижимается к губе и выдыхвется воздух, тем самым создается вибрация на его кончике;
- открытым ртом произнести буквы Д, Т.
- «Д» и «Т».
Постановка Р
Упражнения, направленные на правильное произношение:
- Р произносится в положении языка, в котором проговаривается звуки Д и Т, но с небольшой вибрацией. Для этого язык прижимается плотно к нёбу и выдыхается воздух.
- Произносить «ДРРРР» или «ТРРРР».
- Подключение к звуку гласных, например ДРО, БРО, ВРЕ.
- Произносить слова с сочетанием букв «тр» и «др».
- Закрепление результата скороговорками.
Желательно делать все эти упражнения перед зеркалом и наблюдении взрослого, который должен помогать и подсказывать.
Занятия для артикуляции
Перед началом всех упражнений, нужно провести гимнастику, а только после переходить к самим тренировкам.
Качели
Болтание языком при открытом рте. Нужно дотрагиваться до верхних и нижних зубов. Периодически задерживается на верхних на 10-20 секунд.
Кукушка
Высовывается кончик и дотрагивается верхней губы, а затем заводится за верхние зубы. Рот при этом должен быть широко открыт.
Маляр
Язык проводится по зубам, щекам, небу. Язык является как-бы кистью и нужно покрасить ею ротовую полость изнутри.
Лошадка
Языком делаются цокающие звуки.
Угощение
Язык облизывает по часовой стрелки губы.
Котёнок
Слизать воображаемое угощение с блюдца. Язык не должен быть свернутым.
Гармошка
Нужно поднять язык и закрепить его у нёба. В таком положении закрыть рот.
Молоточек
Широко улыбнуться и кончиком языка постучать по нижним зубам.
Как поставить звук Р
Начинать рекомендуется с постановки других звуков, и только после этого переходить к букве Р.
Барабан
Ударить языком по верхним зубам и одновременно проговариваем букву Д. Темп постепенно ускоряется.
Жужжалка
Произнося Ж, язык медленно оттягиваем в сторону горла. Звук Ж должен перейти в Р.
Змейка
Повторяем букву С и заглатываем язык, касаясь им кончика нёба.
Индюк
Нужно высунуть язык и провести им движения вперед-назад, совершая скользящие движения его кончиком по нёбу.
Комарик
Нужно открыть рот, поднять язык наверх и упереться им в альвеолы, произвести жужжащие звуки.
Моторчик
Под язык помещается палец и совершаются активные движения. Одновременно при этом выполняется упражнение КОМАРИК.
Как закрепить полученный результат
Если ребенок начал проговаривать этот звук, необходимо закрепить это. Чтобы это сделать, существуют некоторые упражнения:
- громко сказать Р несколько раз;
- закрепить через произношения слов и слогов с буквой Р;
- убрать упражнения с «Д»;
- перейти к обратным произношениям, вместо РА-РО, говорить АР-ОР;
- использовать скороговорки.
Эти упражнения закрепят результат и доведут проговаривание буквы Р до автоматизма. На начальных этапах количество Р должно быть большим. Ребенок должен запомнить и привыкнуть к артикуляции этого звука. Р должно плотно зафиксироваться в его речи. Взрослый должен произносить его вместе с малышом, показывая правильное произношение. Затем ребенок должен активно употреблять слова с Р в своей речи.
Когда нужно обращаться к логопеду
Рекомендуется это сделать до школы. Эта проблема может повлиять на учебы и создать сложности с социализацией ребенка с классом. Коррекция и ее длительность определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Исправление в более старшем возрасте потребует больше времени.
Способы постановки звука
Подражание
У детей младше шести лет, часто звук Р появляется вследствие их подражания. Именно поэтому взрослые должны говорить правильно, четко, максимально внятно. Взрослые должны показывать идеальное фонетическое произношение.
Упражнения от «Ж»
Если проговаривание этой буквы не нарушено, тогда при его произношении язык отодвигается пальцем или палочкой внутрь рта. Так буква Ж плавно переходит в Р. Закрепляется это частым повторением, постепенно ребенок выговаривает нужный звук без использования вспомогательного.
Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
Упражнения от «С»
Ребенок должен тянуть букву, делать вдох и прижать язык к альвеолам. Так проявится Р. Проведя закрепительные упражнения можно добиться полной автоматизации Р в речи.
Постановка от «З»
Произнося «З», ребенок кончиком своего языка легко касается альвеол и одновременно дует на язык. Так будет слышен требуемый «Р» с вибрацией. Этот способ похож на метод с буквой «С» и логопедами он используется редко.
Произношение Р на вдохе
Речь произносится при вдохе, он должен коротким.
Механический метод
Звук Р можно поставить механическим способом. Для этого потребуются специальные логопедические инструменты. Ребенок должен открыть рот и поднять язык к нёбу. Логопед в это время производит постукивающие движения молоточком по альвеолам и вызывает вибрацию языка шпателем. Звук должен быть закреплен сначала при помощи инструментов, затем ребенок привыкает и может обойтись без них.
Вибрация появляется, когда на кончик языка кладут комок плотной бумаги с ниткой. Когда он убирается с поврехности, на язык необходимо сильно дуть. Использовать это нужно аккуратно, не травмируя ребенка.
Как поставить мягкий звук «Рььь»
Ребенок должен открыть рот и протяжно произносит Р. Язык при этом должен переместиться к переднему краю верхних зубов. Можно сочетать это с произношением буквы И. Таким образом получается мягкость произношения
Автоматизация Р
Эффективнее сделать это в форме игры. Необходимо закрепить сочетания Р с другими буквами. Может пригодится не сложный стишок, повторяя который такие слоги оттачиваются и доводятся до полного автоматизма.
Ра, ра, ра – теплая нора.
Ра, ра, ра – тонкая кора.
Ры, ры, ры – сидит ежик у норы.
Ры, ры, ры – добежали до горы.
Ру, ру, ру – погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру – много ягод наберу.
Ро, ро, ро – позвонили мы в бюро.
Постановка «Р» по Хватцеву
Эта методика была создана педагогом Михаилом Ефимовичем Хватцевым в 1959 году. Данный метод состоит из нескольких последовательных этапов:
- Составление отдельных словосочетаний, содержащие похожие слова, отличающиеся в одну букву – жалко-жарко, вор-вол и другие.
- Вызывание вибраций на языке механическим способом. Для этого производится стуки по деснам.
- Получение звука «Р» от «Д».
- Доведение проговаривания до автоматизма, проговариваем слогов и слов с этой буквой.
Эта методика активно используется и в настоящее время, хотя появилась она в период СССР.
Способ по Левиной
Роза Евгеньевна Левина в 1965 году создала свою собственную методику, которая состояла из упражнений для артикуляции для постановки буквы Р. Вначале занятий добиваются фрикативное Р, которое не имеет характерной вибрации.
- Второй этап – тренировка звуков Ж, Ш. Нужно раздвинуть губы, но не округляя их. При этом нужно тянуть звук Ж и сдвигать кончик языка к верху.
- На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
- Для получения Р используется Д, которая должна произносится на выдохе. Рот должен быть при этом открытым, а язык соединяется с верхними деснами.
Метод Богомоловой
Анна Богомолова в 1979 г. разработала свой курс постановки Р. Рот ребенка должен быть открыты, расстояния между зубами примерно в два пальца. Язык прижат к нёбу, чтобы максимально возможно растянуть уздечку. Педагог должен сдвинуть край языка, уздечка должна быть при этом свободной. Малыш делает полный вдох и проводит резкий выдох, задействуя при этом свой голос. Так происходит сочетание «ТЖ». Это нужно повторить несколько раз, чтобы закрепить эффект.
Как проводить логопедическую разминку
Все занятия с логопедом или в домашних условиях должны начинаться с разминки. Она несет ряд задач:
- развивает моторику, артикуляцию;
- улучшает нижнедиафрагмальное дыхание;
- развивает ротовое и носовое произношение отдельных звуков;
- активирует мышцы нёба, языка, глотки;
- ставится голос ребенка и способность говорить с выражением;
- вырабатывается чувство ритма;
- улучшает мускулатуру артикуляционных мышц.
Здесь можно использовать различные скороговорки, стишки, детские песни.
Правильный звук Р
Логопеды рекомендуют ставить этот звук последним. Обычно это происходит в 5-6 лет. До этого возраста неправильное Р считается нормой. Многие дети начинают выговаривать ее самостоятельно, без усилий логопеда и специальных упражнениях. Есть случаи, когда помощь логопеда может потребоваться раньше. Это нужно если Р уже появилась, но в неправильной форме. Она может быть заменена на Л, В и другие. В норме Р должен произносится при:
- расслабленных губах;
- расстояние между нижней и верхней челюстью не превышает 5мм;
- язык приподнят к деснам верхних зубов;
- язык должен производить вибрацию;
- средняя часть языковой мышцы слегка выгибается;
- задняя часть прижимается к нёбу;
- боковые стороны прижаты к верху;
- голосовые связки соврешают интенсивные колебания.
Только в этом случае произношение может считаться нормальным и правильным.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Мамочки, подскажите. Стоит ли паниковать и искать логопеда. Племяннику 4.5 года. “Р” не говорит, и твердые шипящие не говорит. Мне кажется просто ленится. Когда его просишь: “Скажи хорошо ПаШа” – говорит “Паша”. А когда не просишь – забывается и говорит ПаСя. В остальном хороший развитый мальчик (считает, читает и т.д.).
Кто-то говрит, что к логопеду за год перед школой надо ходить, кто-то говорит, чтобы время не теряли и сейчас стали уже заниматься с врачом. Может у кого-то были аналогичные случаи? Когда вообще дети начинают “чисто” говорить?
14.09.2006 16:06:15, Туллина
23 комментария
я когда пришла к логопеду в 5 лет записываться с “Р”, мне сказали “подождите, еще не поздно. заговорит”
и через полгода точно зарычала сама. 15.09.2006 10:01:01, Igla
Моей дочке сейчас 4 г. 10 мес. Р появился в мае, т.е. в 4 г. 7 мес. Сначала в виде отдельного рычания, а сейчас уже и в словах проскальзывает. Примерно с 4 лет я время от времени тестировала наличие звука стишками “Ехал грека через реку” и “РРРы-РРРы-РРы, что за звук идет с горы” Тима Собакина. Читала и считала, что ни в коем случае нельзя говорить ребенку :”Скажи Р”, или поправлять неправильное произношение.(Читала, между прочим, на сайте про заикание. Потому что напрвляет напряженное внимание на правильность речи, отчего еще больше не получается. И ребенок начинает воспринимать речь как источник отрицательных эмоций и может вообще избегать говорить. Оно вам надо?)
Вообще-то мы ходили на развивалки с элементами логопедических упражнений, и в саду воспитатель такие упражнения давала. В этом году логопед уже работает со всей группой. Я беспокоилась, что нас не возьмут, потому что почти все звуки есть, и так рада, что нас взяли!
Один знакомый плохоговорящий (“каша во рту”) мальчик ходил к логопеду с 4 лет. И Р у него раньше нас было (признаюсь, завидовала).
А вот посмотрите на сайте Логопед.ру упражнения на постановку Р и других звуков. 15.09.2006 08:58:22, Змея Скарапея
Да, сейчас посмотрим. Спасибо большое. У меня самой старший сын сам хорошо заговорил. Единственное, что “Л” твердая у него была в нос, как “В”. Не ЛУК, а ВУК получалось. А с логопедом начали заниматься аж в школе. Ничего, сейчас хорошо говорит, даже слишком))))). 15.09.2006 12:02:23, Туллина
Вот еще упражнения https://www.plus.ru/parents/articles/advices/articulation .
Удачи Вам! 15.09.2006 13:17:15, Змея Скарапея
В 4,5 проконсультироваться у логопеда надо обязательно, если есть какие-то вопросы. 15.09.2006 07:16:09, Бабка Ёжка
хе:) а попробуйте почитать ему книжку “Малуся и рогопед” :)) мой тааак впечатлился, что стал очень внимателен к произношению и все шипящие и р сразу нашлись :))) 14.09.2006 20:48:41, Ящер
О, хорошо. Надо будет купить и почитать) 14.09.2006 22:40:36, Туллина
Раньше считалось, что Р в норме должно установиться перед школой (тогда в 7 лет шли). Сейчас тоже считается, что перед школой (но в школу идут в 6). Старший начал произносить Р ближе к 6 годам. Младшему логопед в саду до конца автоматизировать не успела, занимались с логопедом еще в начале первого класса – хватило 5 занятий. 14.09.2006 18:53:11, Мусулунга
Сестра ходила к логопеду (дедсадовскому), та тоже ей сказала, что ближе к школе. Но, моя сестра (как, наверное, все мамы), хочет же чтобы ее ребенок не был отстающий). В группе другие детки говорят хорошо буквы, а наш нет))) Непорядок))). 14.09.2006 19:04:23, Туллина
Ой, не люблю я этого “чтоб не хуже других” – все же дети разные. У нас это наследственное – поздняя установка “Р”. С младшим логопед в саду занималась 2 года. Последний год конкретно “Р” – ну не готов он был в 5 лет это произнести:)) Да, кто-то говорит уже в 2 года. Это не говорит об отставании!:)) Дочка сейчас тоже “Р” не говорит, а ее ровесники некоторые говорят – просто они все разные.
Это я не к тому, что не надо заниматься с логопедом – занятия логопедические в любом случае идут на пользу. Я к тому, что не надо требовать от ребенка, чтоб он был не хуже других. 14.09.2006 19:23:14, Мусулунга
а я вот сама в саду ужасно переживала, что я “хуже других”. Было такое упражнение “заводи мотор”, крутить руками и говорить “тртр-тр-р-р-р”, вот у меня это “тр-р-р-р” не получалось,и я очень расстраивалась 🙁
рада, что Алене это не грозит 🙂 14.09.2006 20:08:53, Oker
А я не переживала и даже внимания не обращала, хотя до 6 лет Р не выговаривала. 14.09.2006 20:14:52, Мусулунга
может, у вас упражнения такого не было :)? 14.09.2006 20:25:12, Oker
Я с Вами согласна на 100% (“чтоб не хуже других”). Я нас, скорее всего, тоже наследственное опоздание с постановкой Ш, по словам мамы (бабушки), сестра до 3-х лет “сякала-мякала”. Просто сестра боится (переживает), что время упустит. Поэтому, и возник этот вопрос. 14.09.2006 19:51:57, Туллина
Упустить тут, по-моему, сложно. Чем старше ребенок – тем более развит речевой аппарат – тем быстрее и легче логопед поставит нужный звук. Где в 4 года уйдет полгода, в 5 лет – неделя. 14.09.2006 20:14:10, Мусулунга
Моей дочке как раз в 4,5 “Р”, “Л” и “Ш” хороший логопед поставил за 1,5 месяца. 14.09.2006 17:47:45, граНата
А сколько раз в неделю Вы занимались? И Ваша дочка не могла эти буквы говорить, или не хотела (как наш)? 14.09.2006 19:06:05, Туллина
тэкс, у нас р говорит, а вот твердую л, и ш – нет, мне сказали к 5 годам обращаться к логопеду, если не начнет говорить хорошо.
Из-за этих букв и на английский решила не водит его. 14.09.2006 18:29:50, Marimax
обычно хорошие логопеды берут детей с 5 лет – именно к этому возрасту ребенок должен выговаривать все звуки. 14.09.2006 16:30:18, Мексиканский тушкан
Ходили мы в 18 б-цу на мичуринском. Логопедка сказала, что “Р” имеет право не говорить до 5,3 при остальное “в норме”.
Но у них (у детей) есть куча других звуков и манер речи(заикание, запинки, перестановка слогов..), что иногда нужно заняться с логопедом и раньше.
Кстати, у нас в пединституте (на Юго-западной) на кафедре логопедии занимаются бесплатно. Мы отходили туда 2 месяца с обоими мальчиками – не жалеем. 15.09.2006 13:02:48, Агата.
Да,там занимаются студенты под руководством преподавателей.Таким образом можно получить бесплатную консультацию профессора или доцента,авторов книг . 15.09.2006 23:29:06, логопед-дефектолог
Хорошие логопеды берут детей гораздо раньше – если к этому есть показания. А плохие – как раз отправляют дожидаться пяти лет, ибо не хотят заниматься мало-мальски сложной проблемой. (На своем – поверьте – ОЧ-Ч-ЧЕНЬ горьком опыте проверено :- (
ИМХО, проконсультироваться, надо обязательно. И, может, даже не у одного логопеда.
15.09.2006 07:14:48, Бабка Ёжка
Да, наверное, надо сходить еще к другим врачам. Проконсультироваться. Но, мне, почемуто-то кажется, что ребенок просто ленится. Ведь когда его просишь правильно сказать звук – он говорит правильно. А потом забывается – и опять”ся-мя”.
Но, сходим еще к другому логопеду, это точно. 15.09.2006 11:56:43, Туллина
Источник