Ребенок в 3 года рисует каляки
Художественные способности есть у всех в той или иной мере. Конечно, не каждый человек способен стать великим художником или скульптором, но выразить внутреннее психологическое состояние в силах даже малыш.
С помощью рисунка даже самым маленьким детям можно прививать чувство прекрасного, учить переносить эмоции на бумагу или холст. Считается, что среди всех талантов, художественная одаренность проявляется раньше всех. Используя собственное воображение, дети создают образы, раскрывая в них смысл событий, явлений и отношений. Не трудно определить по нарисованному интересы ребенка, даже его страхи и волнения. Даже если кроха еще плохо говорит, он уже может выразить свое «я» в творческой деятельности.
Развитие личности неразрывно связано с воображением, фантазией, способностью выражать свою индивидуальность. Поэтому многих родителей волнует, когда начать развивать в ребенке художественные способности, как сделать так, чтобы это приносило радость малышу и положительно влияло на его всестороннее развитие, как понять и расшифровать детские рисунки.
Этапы рисования
- 1-2 года. Дети до трех лет рисуют примерно одинаково, но уже к двум годам можно увидеть, как ребенок самовыражается с помощью рисунка. Малышей очень привлекают карандаши и фломастеры, они не только малюют ими по бумаге и раскраскам, но и пробуют их на вкус. Рисунок, как правило, состоит из пятен, бесформенных линий, некоторые малыши к двум годам уже могут нарисовать ровную линию или круг. Особенно малышам нравятся краски, годовалые дети рисуют ими прямо руками, малыши постарше уверенно держат кисти;
- 3 года. Рисунки постепенно приобретают форму и выраженность. Малыш уже узнает из всего многообразия каляк-маляк, где именно нарисована машинка или дерево, даже если они вообще слабо напоминают предмет. Человек в своем изображении приобретает форму, пока это еще овалы и палочки;
- 4-5 лет. К четырем годам, ребенок уже расскажет вам не только, что изображено на рисунке, но и предысторию картинки. Именно сюжетность характерна для картинок детей этого возраста. К пяти годам ребенок, как правило, прорисовывает элементы лица, одежды, детали изображаемых предметов. Рисунки этого возраста хорошо поддаются психологическому анализу;
- 6-7 лет. В этом возрасте ребенок проявляет не только фантазию, но и умения, применяет техники рисования. Дети копируют изображения, могут спокойно воспринимать уроки изобразительного искусства;
- 8 лет. К восьми годам появляются пропорции и соразмерность изображаемого. Особенно заметно, есть ли у ребенка художественный талант.
Расшифровываем рисунки
Нет смысла искать какую-либо психологическую зависимость в шедеврах крох, которые только научились держать карандаш в руке. Рассматривать рисунки и искать в них смысл стоит у более старших деток.
Цвета. Первое, с помощью чего самовыражается ребенок, цветовая гамма. В начале своего творчества малыши не смешивают цвета, поэтому можно уделить внимание самому часто употребляемому цвету.
Темные рисунки могут говорить о наличии страхов, депрессии. В то же время ребенок темным может выделять наиболее важный для себя предмет. Особенно это заметно при раскрашивании. Или же ребенку понравился новый цвет, либо его название.
Коричневый может говорить о беспокойствах.
Яркие цвета (оранжевый, желтый) признаки хорошего расположения духа. Красный может сигнализировать о наличии агрессии, или возбудимости ребенка, а также это цвет открытости и активности.
Синие цвета говорят о самокопании, сосредоточенности на внутреннем мире, а зеленые о том, что ребенку скучно.
Фиолетовый – цвет фантазеров.
Конечно, психология ребенка не простой предмет для исследования, поэтому не стоит пугаться или расстраиваться, по одному рисунку нельзя судить о развитии психики малыша, проследите за тенденциями в динамике, учитывайте факторы банального интереса, сломанных карандашей, смены настроения или отсутствия какого-либо цвета в палитре.
Семья. Понаблюдайте, как малыш рисует семью. Кого он нарисует первым, тот является авторитетом для ребенка. Самый любимый человек обычно крупнее остальных, или лучше прорисован, со всеми мелочами. Если все члены семьи нарисованы мелко, это может значить, что у малыша проблемы с самооценкой. Свободное место между родителями и малышом – также признак близости, чем место больше, тем дальше малыш чувствует себя от этого человека. Особенно приятно, когда все родственники держаться за руки, это показатель того, что малыш ощущает семейные связи.
Задумайтесь, если кого-то вообще нет на рисунке, возможно, с этим членом семьи у ребенка проблемы в общении, он его боится и сторониться. А если на рисунке малыш не изобразил самого себя, то он считает себя лишним и ненужным.
Многое может сказать автопортрет. Если малыш нарисовал себя одного роста с остальными, или выше, значит, он чувствует уверенность, собственную значимость. Хорошо прорисованное лицо, не скрещенные и не убранные в карманы руки, широко расставленные ноги – показатель уверенности в себе и собственной безопасности. Если ваш ребенок рисует уши, то это значит – он может слушать, и ваши слава для него не пустой звук. Если у себя малыш изображает зубы, открытый рот, это может говорить о беспокойстве и желании себя защитить.
Дом. Разобраться в психологии ребенка поможет нарисованный им дом. Если дом на рисунке большой, с крупными окнами и дверьми, значит, малыш открытый, жизнерадостный. Если у дома нет окон и дверей, это свидетельство замкнутости ребенка. А напротив, очень большое их количество сигнализирует, что чадо жаждет общаться. Висящие на окнах занавеси, заштрихованные окна, ставни – комплексы, опасения.
[sc name=”rsa” ]
Лестница в никуда, или ведущая в тупик – конфликты в семье. Крыша, не стыкующаяся с домом – неуверенность. Карнизы, нарисованные далеко за пределы дома – страхи и опасения.
Фантазера выдают жирные линии крыши, труба, окна на втором этаже дома. А будущего лидера – прозрачные стены и обстановка за окнами.
Человечек. Психологи считают, чем детальнее ребенок рисует человека, тем дальше он в развитии в психологическом плане. То есть наличие у человечка ушей, ступней, бровей, локтей и т.д. говорит о том, что ваш ребенок хорошо развит в эмоциональном и умственном плане.
Многое на рисунке вашего чада вы поймете даже интуитивно.
Конечно, характеризуя и расшифровывая рисунки ребенка, стоит учитывать множество факторов. Например, а знает ли он вообще о строении человека, дома, без подсказок ли он рисовал свою картинку, в каком настроении пребывал малыш. Не стоит слишком серьезно подходить к «шифрам» вашего художника, просто при тревожных знаках, обратите внимание на малыша, на его поведение, сходите, если это необходимо, на консультацию к психологу.
Развиваем способности
Склонность и талант к рисованию можно заметить , когда малышу около 3-4 лет. Для того, чтобы выявить у ребенка таланты, нужно предлагать ему разные виды творчества, периодически к ним возвращаясь. Если вы поняли, что ваш малыш склонен к рисованию, у него это не только получается, но и доставляет удовольствие сам процесс, начните заниматься. Обязательно приобретите краски, кисти, карандаши, бумагу.
Не нужно делать акцент только на рисование. Воображение, абстрактное мышление, фантазия развивается и при занятиях другими видами творчества. Лепите, клейте, делайте аппликации. Рисуйте нестандартными способами: на воде, пальцем по крупе, на стекле, палочкой на песке и т.д. В обыденных играх используйте фантазию, ведь оригинальное мышление, наблюдательность, нестандартный взгляд на вещи – составляющие гармоничного творческого развития.
Поддерживайте ребенка в его начинаниях, креативных высказываниях и действиях, не переусердствуйте в критике. Делайте домашние выставки.
Подумайте о курсах и спецшколах. Ходите в музеи, посещайте выставки, наслаждайтесь выездами на природу, все это способствует приобщению ребенка к прекрасному.
Помните, ваша поддержка, внимание и наставления помогут ребенку правильно развиваться как психологически, так и творчески.
По теме: О чем говорит детский рисунок
Видео: О чем расскажет рисунок вашего ребенка?
***
Источник
Малышу нередко впервые дают карандаш или фломастер примерно в 1 год, и с этого момента начинается его первый, «доизобразительный» период рисования, который продлится до 3-3,5 лет. В это время малыш активно осваивает возможности кисточек, красок, карандашей, мелков и т.д., проводя по бумаге линии, мазки, круги и спирали. Этот процесс очень важен для развития ребенка не только потому, что тренирует руку, – он еще и стимулирует мышление, внимание, воображение. На первых порах малыш не пытается выразить что-то определенное, а лишь повторяет действия взрослых. Но ближе к 3 годам его рисунки начинают напоминать предметы.
В раннем возрасте малыш еще не воспринимает рисование как отражение мира в разных цветах, для него все предметы могут быть совершенно разного цвета. Ребенок больше увлечен экспериментированием с цветом. Поэтому в рисунках малышей могут часто встречаться темные, черные цвета, поскольку они наиболее контрастны на белой бумаге.
К психологии детского рисунка раннего периода (до 3 лет) нужно относиться спокойнее, ведь малыш еще сам только знакомится со своими возможностями.
Анализ детского рисунка: интерпретация
Рисунок мальчика очень яркий, красочный. В своей работе он использовал около пяти оттенков, что полностью соответствует его возрасту и говорит о хорошем психическом развитии. По цветовой палитре явно выделяется синий цвет, переходящий в голубой и белый, и желто-оранжевое пятно. Синий и белый цвета обычно выбирают чувствительные люди, склонные к размышлениям, с богатой эмоциональной сферой. Желтый цвет характерен для оптимистов, творческих людей, комфортно себя ощущающих в своем окружении.
В рисунке мальчика видны линии и штрихи: разнонаправленные, перекрещивающиеся друг с другом, закругленные и ломаные. Это свидетельствует о достаточном развитии зрительно-моторной координации малыша, его самоконтроле. К тому же в рисунке наблюдаются замкнутые фигуры – круги, что говорит уже о том, что ребенок вышел из «доизобразительного» периода и приближается к стадии схематичного изображения. Его рисунок был сделан на определенную тему: «Птенцы в гнезде» (большое желтое гнездо и маленькие белые птенчики). Можно сказать, что графические следы от красок на бумаге начинают связываться у ребенка с окружающим миром, приобретать зрительное значение, а это говорит о развитии фантазии и образного мышления.
Рисунок выполнен красками, а не карандашами, поэтому ничего нельзя сказать о силе нажима и типе линий, сложно обнаружить какие-то особенности тонуса и нервной системы малыша. Можно лишь сказать об отсутствии явной тревожности.
Заметно, что в рисунке малыша появляются не только спирали и круги, но и точки с линиями внутри этих замкнутых элементов, периодически выступающие за границы. Это может свидетельствовать о приобретении ребенком самосознания, о начале его отделения от мамы и готовности к общению в коллективе. Такие характеристики выступают первыми признаками начинающейся социализации малыша и очень важны для определения его готовности к посещению детского сада.
Психология детского рисунка: вывод
Исходя из рисунка мальчика, можно предположить, что он хорошо развит для своего возраста. Присутствие разнообразных элементов в картинке свидетельствует о сформированности зрительно-моторной координации и моторики руки, характерной для 3 лет. Расположение элементов на рисунке (присутствие не только линий, кругов и спиралей, но и точек, «лучей» внутри замкнутых фигур), использование всего пространства листа говорит в пользу того, что ребенок достаточно социализирован для своего возраста. Скорее всего, он обладает довольно сильной, устойчивой нервной системой. На момент рисования, вероятно, он чувствовал себя психологически комфортно, благополучно.
Источник
Как сказал французский психиатр Грег, «ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит и хорошо рисует, – это и есть здоровый ребенок»…
Как слово или игра, рисунок для ребенка – это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе. Кроме того, рисунок – это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам.
Каждому возрасту – свои художества
Выработка графической системы идет параллельно психическому и физическому развитию ребенка.
12-18 месяцев: рисунки в форме зигзагов, незаконченных полос и кругов, без намерения что-либо изобразить.
К 2-м годам: вертикальные линии.
К 2,5 годам: горизонтальные линии и спирали.
К 3-м годам: законченные круги, солнце.
К 4-м годам: квадраты, ребенок пытается выразить то, что он знает, тело рисуется в полном размере.
К 5-ти годам: законченный человечек, с деталями, например, одеждой, а также геометрические фигуры.
К 6-ти годам: персонажи в действии и ситуациях.
С 7-8-ми лет: рисунки становятся все более и более реалистичными.
Творческий подход
«Для того чтобы научиться рисовать, как Рафаэль, мне понадобилось полжизни учиться рисовать, как ребенок!» – признавался Пикассо. Художник Поль Клее расценивал себя как «инфантильного мужчину»… Ребенок, когда он рисует, – художник ли он?
У ребенка пока нет эстетического чувства. Часто на его собственные суждения влияют внешние воззрения.
Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. Рисунок ребенка следует оценивать через его собственную психику, его способности, а не через взрослые интерпретации.
Когда ребенок рисует, он не ставит перед собой цели «создать нечто красивое», а экспериментирует – с материалами, формами, цветом… – он рисует инстинктивно, выражая радость или желание общаться.
Рисунок и письмо
Развитие рисунка тесным образом связано с развитием речи и письма. Более того, рисунок становится первым этапом в обучении письму. Сначала малыш учится держать карандаш, контролировать свои движения… Письмо – важная часть взрослого мира, которая завораживает ребенка, и потому он начинает подражать взрослым, делая вид, что тоже умеет писать. Обычно это происходит в 3-4 года.
С того момента, как ребенок сможет действительно писать сам ( хотя бы несколько букв, например, свое имя), он будет смешивать буквы и рисунок. А дальше, когда он дорастет до школьного возраста, он будет рисовать все меньше – письмо составит серьезную конкуренцию рисунку.
Отражение личности
Повторение. Рисуя, ребенок чувствует себя свободным в выражении своего состояния, своих желаний, позитивных и негативных эмоций. Но интерпретацию всему этому можно давать только при повторении символов. Сообщение передается посредством формы, цветов, повторяющихся деталей.
Описание. Писатель-психоаналитик Франсуаза Дольто в своих книгах советует не просто принимать от ребенка рисунок, восклицая: «Какая прелесть!». Ребенку интереснее объяснить рисунок. Спросите его, что значит та или иная деталь, поговорите обо всем, что изображено. Однако если малыш не хочет рассказывать, не стоит его пытать. Если же вам кажется, что детские каракули лишены не только смысла, но и «художественной законченности», ни в коем случае не старайтесь направить ребенка. Так вы сделаете только хуже, лишив его свободы познания.
Рисунок не анализируется отдельно. Он рассматривается в контексте общего развития ребенка, его истории и окружения.
Тесты IQ.
Рисунки часто используются для оценки интеллектуальной зрелости ребенка. Ему предлагают нарисовать дом, человека.
Личностные тесты. Многие тесты призваны выявить личностные проблемы ребенка. Например, дети с шизофренией часто делают на своих рисунках повторы. А дети с задержкой развития и вовсе нередко напрочь отказываются рисовать.
Рисунок и переживания. Психологи внимательно исследуют все, что может послужить тревожным сигналом: использование пространства, выбор цветов, тип черт и форм, сюжет и представленные элементы, размер и пропорции деталей… При последующей терапии рисунок становится трамплином для разговора с ребенком и понимания того, что он пережил.
Когда стоит беспокоиться?
– В рисунках проявляются признаки болезни.
– У некоторых персонажей систематически не хватает какой-то детали (части тела, например).
– Глаза косые или пустые.
– Слишком много помарок.
– Рисунки очень маленькие или сосредоточенны на ограниченном пространстве.
– Ребенок постоянно отказывается рисовать или разрывает свои рисунки.
– На протяжении месяцев рисунки повторяются.
– Формы незаконченны.
С другой стороны, некоторые детали могут испугать родителей, хотя на самом деле не о чем плохом они не свидетельствуют. Это случаи сцен насилия (которые не всегда отражают реальность) или когда в 3-4 года дети начинают рисовать половые органы. Дело в том, что как раз в этом возрасте ребенок впервые осознает свою половую принадлежность. Беспокоиться можно только, если эти изображения повторяются в рисунках очень часто.
Статья сайта «Кошки-Мышки»…
Источник
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«КАЛЯКИ – МАЛЯКИ: О ЧЕМ ОНИ МОГУТ РАССКАЗАТЬ?»
(консультация для родителей)
Большое значение для развития, в том числе и творческого воображения и наблюдательности, имеют так называемые «каляки-маляки». Ребенок, впервые взявший в руки карандаш, рисует непонятные загогулины, кружочки, черточки и т. п.
Задача взрослого – обратить внимание ребенка на то, что даже в этом карандашном клубке линии можно найти изображение. Любая линия – это уже начало творчества.
Поиск смыслового образа развивает воображение и наблюдательность не только у детей… Это несомненно полезное занятие и для малышей, и для взрослых.
Рисование каляк-маляк интересно не только дошколятам, но и младшим школьникам. Только теперь они уже более осмысленно подходят к поиску.
Почему это важно и для ребенка? Ведь малыш еще не умеет ставить цели и реализовывать их, его словарный запас и кругозор еще очень малы. Он ничего не увидит. Да, это так, но зато он умеет держать карандаш и калякать. Мы же показываем, что у него получилось нечто.
Важность данного вида творчества несомненна: это и самостоятельная работа (для деток постарше), и развитие мелкой моторики. Каляки-маляки способствуют развитию творческого мышления, фантазии, воображения. К тому же это бесплатная раскраска и способ научиться раскрашивать не выходя за пределы контура. А если отдельные детали штриховать?..
Едва ли найдется семья, в которой бы не собирали детские рисунки. Вначале это просто «каляки-маляки», затем «точка, точка, запятая – вышла рожица кривая», позже у девочек – принцессы, а у мальчиков – автомобили.
Рисунки взрослеют вместе с нашими детьми. И если научиться «читать» их, понимать, как они меняются с возрастом, то можно многое узнать о своем ребенке, о его психологическом состоянии, о том, как изменяется его мироощущение. И наконец, вовремя распознать в юном художнике талант.
От 1 до 3 лет: доизобразительный период
Ребенок еще не может изображать предметы – он скорее экспериментирует с карандашом. Поначалу это спонтанное чёркание. Постепенно от штрихов малыш переходит к неотрывным круговым движениям: на листе появляются спирали, круги, зигзагообразные каракули. Подражая, он проводит вертикальные и горизонтальные линии. Со временем ему удается нарисовать кривую замкнутую линию. Наступает новый этап – узнавание. В рисунке ребенок узнает и с радостью называет предмет: мячик, солнышко.
От 3 до 5 лет: изображение как образ предмета.
К трем годам у детей появляется интерес к процессу рисования. У ребенка рождается замысел рисунка, то есть он хочет изобразить что-то конкретное: здание, предмет, человека. Если у трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги», то к четырем годам это уже два овала с ручками и ножками – палочками, в пять лет – появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. Начиная с четырех лет детские рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник.
От 5 до 7 лет: изображение как образ явления/события.
Этот возраст специалисты называют «золотым веком» детского рисования. Изображаемый человек обретает уши, брови, волосы, шею, одежду. На рисунке часто наблюдается эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно (например, дом с предметами внутри). Осваиваются новые выразительные средства – пропорциональность предметов и их частей, использование цвета, смысловое расположение фигур. При этом самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка.
Как слово или игра, рисунок для ребенка – это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе. Кроме того, рисунок – это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам.
Детские каляки-маляки могут рассказать родителям обо всем, что происходит в маленьком внутреннем мире их ребенка. На своих рисунках малыши невольно показывают свои переживания, чувства и эмоции. Точно расшифровать значение детских каляк-маляк может лишь специально обученный психолог. Хотя самые обыкновенные мама и папа, внимательно присмотревшись к рисункам своего чада, могут узнать много интересного о том, что творится в его душе, о том, что он не может сказать вслух.
Прежде всего, родителям стоит обратить внимание на цвета, которые преобладают в рисунках ребенка. Яркие и сочные оттенки на детских картинках говорят о хорошем настроении карапуза, а серые и мрачные – о плохом. Если ребенок использует в своих рисунках только два цвета, не замечая остальных, возможно он находится в депрессии.
Расположение рисунка на листе бумаги также играет немаловажную роль в его расшифровке. Неуверенные в себе малыши располагают изображение на какой-то определенной части листа, а не на всем его пространстве. Кроме этого, дети с повышенным чувством тревожности часто перерисовывают свои рисунки, стирают части, которые им не понравились, и так постоянно.
Благополучие в семье обычно выражается на рисунках ребенка в виде веселых лиц, бантиков на голове мамы или сестренки, яркой одежды близких. Если малыш не считает взаимоотношения в семье благополучными, его рисунки обычно очень схематичны, они отличаются своей незаконченностью.
Если ребенок нарисовал себя отдельно от других членов семьи, в неприметном уголке или на большом расстоянии, скорее всего, он чувствует одиноким и изолированным. А может быть, малыш так нарисовал себя по какой-либо задумке. Родители, в любом случае, должны выяснить у карапуза причину его отдаленности от всех на рисунке.
Ребенок же, нарисовавший только себя, да еще и крупным планом, скорее всего настоящий маленький эгоист, привыкший быть главным объектом внимания и заботы со стороны окружающих его людей.
Размеры домочадцев на детском рисунке могут рассказать о том, кто, с точки зрения малыша, является в семье самым главным.
Те, кого ребенок изобразил на своем рисунке ближе к себе, являются для него самыми любимыми и значимыми членами семьи, друзьями.
Если попросить малыша нарисовать свою семью, первым он нарисует того человека, которого любит больше всего. Если ребенок забудет про кого-то на своем рисунке, скорее всего, у него есть конфликт с этим человеком.
Множество острых углов, колючек, резких линий, на детском рисунке могут свидетельствовать об агрессии ребенка. А плавные и округлые линии, соответственно, указывают на доброту в характере малыша.
Заниженную самооценку ребенка можно отследить по постепенному сползанию рисунка к левому нижнему углу листа.
Изображение, нарисованное четкими жирными линиями, указывает на то, что ребенок уверен в себе. А вот детская нерешительность проявляется в рисунках крохи едва заметными на листе бумаги линиями, блеклыми и невыразительными.
Плечи нарисованного персонажа говорят о его физической силе и власти. Крупные уши обычно изображают на своих рисунках малыши, чувствительные к критике. Четко прорисованные зубы – признак агрессии.
Таким образом, детские каляки-маляки должны стать для родителей важным показателем особенностей личности малыша, состояния его внутреннего мира, скрытых волнений или переживаний.
Воспитатель: Фомичева С.А.
Источник