Ребенок в 3 года пианино

Ребенок в 3 года пианино thumbnail

Вы хотите научить ребенка играть на фортепиано, но не знаете как сделать? С чего начать? Какие песни подобрать? Как проходит процесс обучения детей такого возраста?

Мы предлагаем увлекательные занятия по Skype, в которых участвуют ребенок, мама и педагог.

Создается игровая ситуация урока. Ребенок учится слушать учителя и выполнять простые задания совместно с родителем.

Трехлетние дети воспринимают себя не как полноценного участника урока, а, скорее, чувствуют себя вовлеченными в игру взрослых. Именно поэтому для возраста 3-5 лет ученые-педагоги рекомендуют проводить занятия вместе с мамой.

Обучение следует начинать с простых песенок и музыкальных сказок. Особенно легко воспринимаются детьми песенки с видео, например, “Дудочка” А.Наумовой, “Машина едет далеко”, снятая на канале Теремок ТВ, “До Ре Ми” реж. Р.Страутмане и др.

Очень полезными являются песенки-попевки для малышей, которые следует исполнять с движениями, показом картинок и игрушек. Это песенки: “Зайка, зайка прыг-прыг-прыг” на сл. К.Авдеенко, “Красивый веер”, “Едем, едем на лошадке” Е.Железновой и др.

В этом возрасте мы уже начинаем играть на фортепиано. Сначала на одном звуке, потом на двух, трех, четырех и т.д. Это песни: “Андрей-воробей”, “Петушок, петушок”, “Сорока, сорока”, “У кота-воркота”, “Василек”, “Птичка”, “Маленькой елочке”, “Гоп лошадка” и др. Песни играются одним пальчиком и правильно собранной ручкой.

Над правильностью игровых движений мы работаем каждое занятие. Во время игры на инструменте мы каждый раз акцентируем, что ручка должна быть как у кошечки, пальчики не разлетаются в стороны, играем подушечками пальцев, кисть “дышит”. Для правильного понимания ребенком игровых движений дается четкий образ: кошечки, зайки, крючочка, молоточков, пальчиков-братьев, дракончиков и т.д.

Путем специальных упражнений мы формируем округлую кисть и добиваемся свободы каждого пальчика: моем ручки, кормим птичек, шалтай-болтай, вкручиваем лампочку и др.

Аппликатура в этом возрасте изучается в виде песенок и специальных игр. Например, развиваем пятый и первый пальчики во время игры песни “Кошка”. Если в исполнении участвуют два пальчика, то акцентируют именно пальцы, а не только мелодический контур – ми их учим, воспитываем.

Отдельно ведется работа по формированию чувства ритма. С одной стороны – это игра песенок. С другой – общая работа над ритмом.

Дети этого возраста не могут играть ритмично. Исполнение произведений – это комплекс сложно координационных движений. Поэтому мы не требуем идеальной ритмичности в игре. Но, в то же время, акцентируем ритм по мере возможностей ребенка.

Параллельно должна вестись работапо общему формированию чувства ритма: шаги под марш, хлопки под музыку, хлопки с акцентированием сильных и слабых долей, движения под музыку в песнях-играх, игра на бубне или барабане, прохлопывание слов, ритмичное прочтение стихов с хлопками, бодиперкашн с разнообразными хлопками.

Память у детей 3-х лет имеет свои особенности. Дети быстро забывают детали исполнения песенок. В тоже время, они могут надолго запомнить некоторые элементы песенок, если за игровыми движениями стоит яркий и понятный образ. Например, песенка “Зайка, зайка прыг-прыг-прыг”на сл. К.Авдеенко.

Дети запоминают по 2-3 слова. Поэтому очень удобно играть песенки с различными повторениями: раз малинка, два малинка; прыг-прыг-прыг; топ-топ; но-но и т.д.

С первого же занятия с ребенком стоит учить ноты и различные элементы нотной записи. Они просто обожают рассматривать различные красочные картинки с нотными символами, писать цветные ноты, селить нотки в вагончики-такты, чертить пять линеечек, различать длительности и т.д.

В целом, можно сказать, что занятия музыкой с маленькими детьми оказываются крайне полезными и доступными для них. Самое главное для них – это ощущение гордости за самостоятельное выполнение каждого задания. Самооценка ребенка формируется высокой, при правильном подходе к занятиям, и внимательному отношению родителей к каждому достижению ребенка.

Источник

Сегодня приобщить своего ребенка к прекрасному просто, как никогда. Выбрать для дома детский музыкальный синтезатор можно из тысяч присутствующих моделей на рынке. Здесь найдутся хорошие решения буквально для всех. Лучшие детские синтезаторы рассчитываются на детей от трех лет. Можно найти отличные модели от Casio и Yamaha по привлекательной цене. Или купить продукт с особыми свойствами, например, выдерживающий эксплуатацию в жестких условиях. Именно с такими изделиями познакомит топ синтезаторов, разработанных специально для детей разного возраста.

Выбор детского синтезатора. На что обратить внимание

Дети — это весьма широкое понятие. Скорость развития ребенка сделает его в возрасте 7 и более лет опытным музыкантом. А в три года он только начинает развивать свою тягу к музыке, используя инструмент для развлечения. Поэтому в рейтинг детских синтезаторов вошли:

  • лучшие решения для самых маленьких, хорошие, простые модели с ярким оформлением и понятным управлением;
  • лучшие детские синтезаторы для детей в возрасте от 5 лет, на которых уже можно учиться технике исполнения;
  • модели с активной клавиатурой, для полного ощущения игры на настоящем струнном инструменте;
  • решения для детей, обучающихся в музыкальной школе.

В рейтинге найдется ручной синтезатор, который можно в буквальном смысле положить в карман. Есть здесь инструменты средней ценовой категории. И даже самый дорогой синтезатор с очень широкой вариативностью применения.

Для самых маленьких

Синтезаторы для самых маленьких — это простые, но надежные решения. У них уменьшенные клавиши и крупные кнопки управления. Выполненные в ярком корпусе, они привлекают внимание. А количество предлагаемых спецэффектов и инструментов не позволят этой игрушке быстро надоесть своему владельцу.

MQ 014FM

Несмотря на то, что это самый дешевый синтезатор в рейтинге, набор его функций не оставит равнодушным. Здесь 37 уменьшенных клавиш, устройство выполнено в компактном прочном корпусе. Есть минимальная программа обучения игре. Для создания интересных композиций предлагается автоаккомпанемент с 8 стилями.

Важно! Есть микрофонный вход, модель можно подключить к компьютеру. Предусмотрена трансляция сигнала в FM диапазоне, чтобы вывести звук на большую акустику.

Плюсы:

  • автоаккомпанемент;
  • встроенная акустика;
  • микрофон в комплекте;
  • радиоканальный трансмиттер.

Минусы:

  • минимальная программа обучения;
  • достаточно тихая акустика;
  • нет дополнительных тембров.

Цены на MQ 014FM на Яндекс Маркете:

Zhorya ZYB-B0690

Эта модель также представляет детские синтезаторы с микрофоном и караоке. Но в отличие от предшественника в рейтинге, предлагает гораздо более внушительный функционал. Здесь есть 8 тембров, 8 стилей автоаккомпанемента. Созданные композиции можно записать, есть микрофонный вход и достаточно громкая акустика. Модель имеет функцию обучения, клавиатура с маломерными клавишами в количестве 32 штук.

Плюсы:

  • хороший функционал;
  • стильный внешний вид;
  • запись композиций;
  • микрофонный вход.

Минусы:

  • достаточно быстро разряжает батарейки;
  • несколько мелковаты кнопки режимов;
  • замечания к сборке, клавиши могут заедать.

Цены на Zhorya ZYB-B0690 на Яндекс Маркете:

SpeedRoll S2049C

Это самый дорогой синтезатор с минимальным функционалом. Но именно его стоит выбрать для начинающих, если это дети в возрасте от 3 лет. Модель очень тяжело убить: она выполнена в виде полностью гибкой, защищенной от воды и пыли клавиатурой. Здесь 49 клавиш и небольшой блок с электроникой, который вместил в себя даже встроенную акустическую систему. Клавиатура оформлена яркими цветами и весьма привлекательна для ребенка.

Плюсы:

  • уникальный формат;
  • надежность;
  • малая масса;
  • возможность легкой транспортировки.

Минусы:

  • нет функции обучения;
  • маломощная акустическая система;
  • нет микрофонного входа.

Цены на SpeedRoll S2049C на Яндекс Маркете:

Лучшие модели для детей от 5 лет

В 5 лет дети делятся на две большие группы. Одни в этом возрасте только начинают реализовывать свою тягу к музыке. А другие уже являются относительно опытными исполнителями. Поэтому в топ лучших синтезаторов включены две модели разного класса.

Medeli MC37A

Этот 49 клавишный бюджетный синтезатор предлагает сразу две возможности. На нем можно успешно музицировать, используя 132 тембра и 100 стилей обучения. Или начинать свой путь к вершинам мастерства, оттачивая навыки игры при помощи 80 тестовых мелодий. Инструмент звучит достаточно хорошо с 32 нотами полифонии. Есть микрофонный вход и возможность подключения наушников. Клавиатура с уменьшенными кнопками, малоразмерная, невзвешенная.

Читайте также:  Рот у ребенка 3 года

Плюсы:

  • количество тембров и автоаккомпанемента;
  • баланс цены и характеристик;
  • 80 мелодий для обучения;
  • встроенная акустика и дисплей.

Минусы:

  • нестандартные батарейки;
  • неотключаемые оповещения;
  • нет подсветки дисплея;
  • при включении переходит на максимальную громкость.

Цены на Medeli MC37A на Яндекс Маркете:

CASIO SA-78

Этот инструмент можно смело назвать лучший синтезатор для обучения. В модели продумано все до мелочей. Малоразмерная клавиатура тщательно сбалансирована и качественно собрана, все клавиши нажимаются с одинаковым усилием. Встроенная акустика в 0.8 Вт на канал оптимальна по соотношению громкости и скорости расходования батарей. Есть сто тембров и 50 видов аккомпанемента. Главное достоинство модели — 44 клавиши, половина от стандартного количества на классическом инструменте.

Плюсы:

  • качество знаменитого бренда;
  • материалы и сборка;
  • мелодии обучающего режима;
  • масса всего 1400 г.

Минусы:

  • только 10 обучающих композиций;
  • блок питания для 220В нужно покупать отдельно;
  • нет записи мелодий.

Цены на CASIO SA-78 на Яндекс Маркете:

Синтезаторы для старта в музыкальной школе

Синтезатор дома, предлагающий как можно более близкую механику игры на клавиатуре настоящего пианино — идеальный выбор для детей, которые начали учебу в музыкальной школе. Такой инструмент позволит быстро прогрессировать и отрабатывать механику игры в свободное время. Сегодня на рынке представлены как полноразмерные модели, так и с клавиатурой с уменьшенным числом клавиш стандартного размера.

DENN DEK610

Данная модель отличается оптимальным соотношением цены и характеристик. У нее невзвешенная клавиатура с 61 полноразмерной клавишей. Усилие давления на каждую тщательно подобрано для выработки натуральной механики игры на классическом инструменте. Это обучающий синтезатор с русскоязычным интерфейсом, встроенной акустикой суммарной мощностью 6 Вт, возможностью записи композиций на карту памяти и множеством других опций. Предлагается восьмиголосная полифония, 200 тембров, 200 автоаккомпанементов и три эффекта.

Плюсы:

  • функциональная заряженность;
  • запись песен;
  • реверберация и эффекты;
  • ценник.

Минусы:

  • замечания к качеству тембров;
  • невзвешенная клавиатура;
  • на большой громкости динамики хрипят.

Цены на DENN DEK610 на Яндекс Маркете:

Medeli M331

При своем ценнике инструмент предлагает огромные музыкальные возможности. Здесь 633 тембра, 128 нотная полифония, 220 вариаций автоаккомпанемента и функции записи в память устройства до 10 песен. Синтезатор отличает чувствительность полноразмерных клавиш к нажатию, функция разделения клавиатуры.

Важно! Есть режим обучения. Для записи музыки на компьютере предусмотрен MIDI выход.

Плюсы:

  • функционал;
  • контроллер регулирования высоты тона;
  • линейный вход;
  • подключение микрофона
  • клавиши с чувствительностью к давлению.

Минусы:

  • не интуитивно понятное управление автоаккомпанементом;
  • плохое качество записи сэмплов с линейного входа;
  • фон при воспроизведении на высокой громкости.

Цены на Medeli M331 на Яндекс Маркете:

SpeedRoll S3088

Играть всегда и везде, создавать музыку на компьютере, выдавать действительно сложные живые композиции — именно для этих задач синтезатор будет идеален. Собственно, это гибкая защищенная от воды клавиатура, которую можно свернуть и положить в сумку. Однако у нее есть неоспоримое преимущество. Она полноразмерная, 88 клавиш, как на классическом рояле. К синтезатору можно подключить педали, правая поставляется в комплекте. Есть встроенная акустика и дисплей. Предлагается 128 тембров и 128 стилей автоаккомпанемента, транспонирование и полностью русскоязычный интерфейс.

Плюсы:

  • полноразмерная рояльная клавиатура;
  • малая масса;
  • легко переносится;
  • подключение педалей.

Минусы:

  • нужно привыкать к ощущению клавиатуры;
  • нужна ровная поверхность для размещения;
  • нет функции обучения.

Цены на SpeedRoll S3088 на Яндекс Маркете:

Синтезаторы для детей старшего возраста

Что будет делать почти взрослый ребенок? Просто музицировать? Писать собственные авторские композиции? Делать озвучку для видео? Этого не способен предсказать ни один родитель. Но одно сказать можно точно. Ему нужен функциональный, отлично звучащий, надежный инструмент. А встроенная опция обучения позволит не стоять на месте, а совершенствовать свои музыкальные навыки авральными темпами.

CASIO CTK-3500

Данный синтезатор давно зарекомендовал себя как отлично функционально и аппаратно заряженное решение. У него 61 полноразмерная клавиша. Педали подключаемые. Есть регулятор высоты тона. Предлагается 4 сотни тембров, 48 нотная полифония на фирменном звуковом процессоре, 100 автоаккомпанементов. Есть реверберация и 12 эффектов, транспонирование и метроном. Для обучения предлагается 60 композиций. Устройство подключается к ПК, оснащено линейным входом. Клавиатура чувствительна к нажатию.

Плюсы:

  • функция обучения с подсказкой не только клавиш, но и нужных пальцев;
  • фирменные функции;
  • количество тембров, эффектов, стилей;
  • стереозвук.

Минусы:

  • недостаточная чувствительность клавиш;
  • плохая интеграция с фирменным приложением на ПК;
  • мелкий текст на дисплее.

Цены на CASIO CTK-3500 на Яндекс Маркете:

YAMAHA PSR-E363

От инструмента для начинающих нельзя пожелать большего, чем предлагает эта модель. У нее 61 клавишная полноразмерная клавиатура, подключение педалей, режим обучения, линейный вход, запись песен с разделением на треки. Предлагается целых 574 тембра, 165 стилей, 49 эффектов, реверберация, метроном и транспонирование. Качество звука на лучших процессорах Ямаха не вызывает ни одного замечания.

Важно! Устройство весит всего 4600г, легко интегрируется с компьютером и планшетом. Клавиатура чувствительная к нажатию.

Плюсы:

  • звук;
  • гибкая настройка режимов;
  • удобный дисплей, продуманная информативность;
  • арпеджио;
  • реакция на давление клавиши.

Минусы:

  • в режиме обучения на дисплее надписи становятся мелковаты;
  • нельзя редактировать стили;
  • с установкой драйвера на некоторые операционные системы придется повозиться.

Цены на YAMAHA PSR-E363 на Яндекс Маркете:

Источник

Камынина Татьяна Петровна, директор, преподаватель

Методическая разработка “Развитие музыкальных способностей и обучение игре на фортепиано детей дошкольного возраста”

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки

План

  1. Вступление.
  2. Первое прикосновение к инструменту.
  3. Гимнастика.
  4. Знакомство с нотной грамотой.
  5. Аппликатурные навыки.
  6. Организация пианистического аппарата.

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Затронуть эту тему меня побудили собственные воспоминания многолетней давности, прочитанная литература о начальном обучении детей игре на фортепиано, и искренний “порыв” поделиться опытом, дать “открытый урок” коллегам по преподаванию.

Вспоминаю начало собственного пути в педагогику, и первых учеников от подготовишек до четырех выпускниц, которым было по 16 лет, а мне 19.

Хорошо, что всего в 40 километрах находились мои замечательные преподаватели Пурим Регина Наумовна и Александр Яковлевич (они уже много лет живут и преподают в Канаде). У меня за плечами только их ежесекундная готовность помочь и четыре года педагогической практики в музыкальном училище.

Это было время ошибок, метаний в гуще подступивших вопросов и работа “наощупь”, интуитивно, почти подсознательно. Прошло много лет, и появилось что-то свое, то что на проверку давало хорошие результаты.

Сейчас мы обучаем игре на фортепиано всех желающих, а я училась в музыкальной школе, когда на фортепианный отдел был конкурс. Очень хорошо помню свой первый урок, ожидание сказки, а все получилось скучно и неинтересно. Когда свежи свои воспоминания детства, конечно многих ошибок удается избежать.

Теперь понимаю что преподавателем, тем более детским, может стать далеко не каждый. Для этого мало быть прекрасным пианистом, педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Ошибки преподавателя, могут нанести на раннем этапе обучения музыке вред ученику.

Обучение игре на фортепиано – очень длинный по времени и сложный процесс. Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным несомненно является доброта, уважительное отношение к ребенку. Жесткий педагог может убить любовь к музыке.

Успешной работа преподавателя будет тогда, когда она опирается на глубокое знание детской психологии. Урок можно начинать только в атмосфере душевного комфорта, это важно и для учителя и для ученика. Уловить душевное состояние ребенка, разговаривать тихо и ласково с одними, использовать эмоционально окрашенную речь с другими- как важно найти нужную тональность.

Читайте также:  Картинка ребенка 1 год 3 месяца

Педагогика всегда поиск и творчество. Да, работа с детьми, в какой-то степени импровизация, но это не отменяет и продумывание каждого урока. Повезло, тем кому в детстве встретился хороший педагог, мне такой человек встретился в шестом классе. Я хорошо помню как доверяла своей учительнице самое заветное, о чем никогда не узнали родители, что определило мою профессию. Ведь истинный педагог – это настоящий друг.

2. ПЕРВОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИНСТРУМЕНТУ

Важное условие – постоянное творческое сотрудничество педагога с родителями.

Обязательно приглашаю на первый урок папу. Когда ребенок первый раз усаживается за инструмент, очень важно чтобы на сиденье стула, и под ногами (если ученик мал ростом) были удобные подставки. Делает их папа для занятий дома, в школе их несколько, всегда можно подобрать нужную, да и в каждом классе стоят удобные регулируемые банкетки. Вот наконец мы сидим удобно, и что же дальше. Вспоминаю себя, как хотелось прикоснуться к этим белым и черным пластинкам, но я целый урок или даже несколько уроков, только смотрела на клавиши и слушала, запоминала на каких линейках пишутся ноты.

Помню свои первые ощущения, я ведь пришла учиться играть. Поэтому с учениками на первом уроке мы уже играем. Внимательно разглядываем клавиши (что интересно, абсолютно все дети, кто быстрее, кто медленнее, отмечают что белые расположены друг за другом, а черные клавиши группами по две, и по три). Находим ноту – пограничник до первой октавы, перед двумя черными клавишами, и готовим руку рисовать радуги. Наша рука – это домик с крышей и дверью (первый палец) играть, а точнее погружать, начинаем третий палец правой руки и находим все нотки до в верхнем регистре. Левой в нижнем. Между двух черных клавиш находим нотку – ре, после двух черных клавиш ноту – ми, и перед тремя черными клавишами ноту – фа. На четыре нотки есть много песенок, это “Василек”, “Как под горкой” и т.д.

Каждая октава – это персонаж из сказки. В первой октаве живет девочка (имя выбирает ученик), во второй октаве живет- белочка, в третьей – мышка, в четвертой – птичка.

А в басовом ключе живут медведи – целая семья. Медвежонок – сын это малая октава, медведица – мама это большая октава, контр-октава это папа, а в суб-контр октаве живет дедушка. Локти – это крылья птицы, следим за ними, не прижимаем. Обязательно на ранних этапах обучения нужно ориентироваться на особенности детской физиологии. При этом помнить что все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат связаны теснейшим образом. Следует обратить внимание нет ли у ребенка проблем со зрением. Нет ли сложностей связанных с работой глазных мышц. Близорукость и дальнозоркость заметить тоже нетрудно, дети с этими нарушениями напрягают глаза, щурятся, пытаются приблизиться, или отодвинуться от нот, чтобы их разглядеть. В таких случаях необходимо проконсультироваться с окулистом. Игра на фортепиано способствует укреплению и развитию глазных мышц. Попеременный взгляд на нотный текст и клавиатуру – это лучшая гимнастика для глаз.

3. ГИМНАСТИКА

Многие дети, за редким исключением, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины и шеи. Это явление “гипертонус” мышц, зажатость, мешают обучению игре на фортепиано. Тело человека состоит из 639 мышц, известно, например, что в процессе ходьбы участвуют 400 мышц, но почему-то неизвестно, сколько их задействовано при игре на фортепиано. Если рассмотреть движения человека при ходьбе, то понимаешь, как гениально все продумано природой. Когда опора осуществляется на правую ногу – левая расслаблена, и наоборот. Ритмичность движений – очень важный фактор, который обусловлен многими причинами физиологического порядка. Чувство ритма, в свою очередь влияет на многие аспекты жизнедеятельности. Скорее всего у малышей часто напряжена спина именно из-за нарушения ритмичности движений. Помочь здесь могут прогулки, во время которых взрослые помогают детям вырабатывать правильную, легкую походку. Очень полезны танцы или любые движения под музыку. Плавание, игры с мячом, прыжки через скакалку – замечательные средства развития чувства ритма. Работая с учеником, преподаватель внимательнейшим образом следит за его физическим развитием. Следовательно, преподавателям можно дать несколько практических советов. При знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка, если складка ровная, значит признаков сколиоза нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе. Существует несколько различных упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны. Не напрягая при этом рук. Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

Вращательные движения. Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны не произвольно участвовать в движении

Это же упражнение можно немного усложнить. Ручки вытянуть вперед и выполнять движения со словами стихотворения:

Рыбки плавают, резвятся
В теплой, солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.

Руки и тело свободны. Вращательные движения рук “из корпуса” в плечевых суставах. правой рукой попеременно и вместе, вперед, назад. В упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель – не разработать мышцы рук, а уметь их расслаблять и движения совершать расслабленными руками. Все упражнения надо подбирать индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика..

4. ЗНАКОМСТВО С НОТНОЙ ГРАМОТОЙ

Ученики абсолютно естественно учатся читать ноты, то есть овладевают сложнейшим видом символического письма, а затем легко переходят к озвучиванию нотного текста. Вначале своей работы я рассказывала о том, как ученик знакомится с черными и белыми клавишами. Сначала он обращает внимание на черные клавиши, узнавая группы из 2-х и 3-х черных клавиш и легко находят нужную (зрительная ориентация). Он не только определяет на ощупь, какие группы клавиш находятся под пальцами, но с их помощью находят на клавиатуре другие (осязательная ориентация). Это позволяет удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами, и подключить слуховой контроль (слуховая ориентация). Самый проверенный метод – рассказать сказку про двух сестричек и трех братиков. Сказки могут быть разными, но ученик может придумать и свою. Обычно ученик легко запоминает – ноты до, ре, ми (две сестрички), ноты – фа, соль, ля, си (три братика). В сказке (две сестрички) знакомимся с подружками нотки до, это нотки ре и ми. В сказке про (трех братиков) у нотки фа– друзья соль, ля, си. Через несколько уроков дети свободно находят все нужные клавиши.

В своей методике обучения я пробовала систему цвета – музыкальных представления Исаака Ньютона, который вывел соответствие цветов солнечного спектра семи нот музыкальной гаммы. По Ньютону каждая нота имеет свой цвет, но тут меня постигла неудача, дети хорошо запоминали цвета, но плохо запоминали, на какой линейке или между какими пишутся ноты, глазами отыскивая цвет. Чтобы как-то выйти из затруднительного положения, я начала терять цветные карандаши, объясняя, что нотка потеряла свой цвет, и теперь она, например, черная или черно-белая в зависимости от длительности. Больше я к этой методике не возвращалась.

Параллельно с изучением клавиатуры, знакомимся с длительностями нот. Самый распространенный метод – приносим на урок большое, красивое яблоко. Целое яблоко – целая нота, разрезаем на две половины – две половинные ноты, каждую половинную на две четвертные ноты, каждую четвертную на две восьмые ноты. С шестнадцатыми длительностями знакомимся позже. Одновременно с длительностями нот изучаем паузы. Рассказывая сказки про (двух сестричек) и (трех братиков) учимся писать ноты на нотоносце. Для начинающих писать в нотных тетрадях неудобно, поэтому рисуем нотоносец в альбоме для рисования, или оформляем на компьютере в удобном для ребенка формате.

Читайте также:  Коньюктивит у ребенка 3 года капли

Звукоряд – картинка из “забавного сольфеджио” Ноты-солдатики, скрипичный ключ – генерал. Дети с удовольствием запоминают и читают стихотворение:

Звукоряд, звукоряд!
Встали дети на парад!
В звукоряде восемь нот.
Их скрипичный ключ ведет.

Знакомство со звукорядом – это мостик, по которому дети переходят к пению гамм.

Знаки альтерации изучаем при помощи песенок-загадок.

Диез

Знак диез, знак диез
Что он означает?
Этот знак. Этот знак
Ноту повышает.

Бемоль

Знак бемоль, знак бемоль,
Что он означает?
Этот бемоль, этот бемоль
Ноту понижает.

Бекар

Знак бекар, знак бекар,
Что он означает?
И диез, и бемоль
Все он отменяет.

Как определить момент, когда ребенок может перейти к игре на фортепиано? Это не простой вопрос, и внимательный, вдумчивый преподаватель безошибочно его установит. Это означает, что ребенок свободно ориентируется на клавиатуре, слышит нотный текст, погружен в мир музыки.

5. АППЛИКАТУРНЫЕ НАВЫКИ

На этом этапе обучения знакомлю детей с цифрами. Прошу сложить ладошки вместе, разглядывая их определяем – что у нас: два больших пальца, два указательных пальца, два средних, два безымянных, два мизинца. Как нельзя кстати, стихотворение из сборника

Л. Хереско “Про пять пальцев”

Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется – большой.

Палец второй –
Указчик старательный,
Не зря называют его указательный.

Третий твой палец как раз по средине
Поэтому средний – дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,
Братец младший – любимый.
По счету он пятый.
Зовется мизинец.

Дети быстро и с удовольствием запоминают стихотворение, нумерацию и название каждого своего пальчика. Поскольку мы начинаем играть третьим пальцем, прошу ребенка называть не только номер пальчика, но и как его зовут. Постепенно усложняем, играем третьим, вторым, первым; затем третьим, четвертым, пятым.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО АППАРАТА

Г.Г. Нейгауз писал: “Важно практически знать, что анатомическое устройство человеческой руки, с точки зрения пианиста, идеально разумное, удобное, целесообразное, дает богатейшие возможности для извлечения из фортепиано самых разнообразных звуков. …. Симбиоз между рукой и клавиатурой у хороших пианистов полнейший!”. Но мы работаем не только “с хорошими пианистами”. Музыке нужно учить всех детей – и тех, у кого существует “полнейший симбиоз”, о котором писал Г.Г. Нейгауз, и тех, у кого его нет. Начиная работать с маленьким учеником, не могу заранее однозначно решить, кто передо мной, обыкновенный ребенок или выдающийся музыкант. Нельзя ориентировать ребенка на руку педагога. У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют от детей держать кисть высоко, другие низко, все равно у каждого есть свой индивидуальный способ ведения кисти. Я думаю это подсказано природой и индивидуальными особенностями строения ладоней и пальцев. В монографии В. Николаева “Шопен-педагог”, описано как великий Шопен относился к этой проблеме. Исходя из различий строения пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему “третьему” пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван “сиамским близнецом” третьего. Проставленное многоточие после слова “второй” объясняется тем, что Шопен не нашел определение. которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода “лоцмана”, направляющего движение руки. Внимательно слежу за положением кисти, что очень важно слегка, незаметно дотрагиваюсь до локтей ребенка, проверяю, не напряжены ли они, поскольку как только локти напрягаются, сразу напрягается кисть и правый палец.

Учить детей играть на фортепиано – все равно, что учить малыша ходить. Детским пальцам нужно дать время, чтобы они научились играть, а в начале им требуется всего лишь помощь.

А. Шмидт-Шкловская писала: “Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки…. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые всей рукой в плечевом суставе – так называемая игра всей рукой от плеча”. Когда малыш начинает играть, я стараюсь прежде всего научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев. Очень интересную рекомендацию дает Т. Юдовина-Гальперина, она подкладывает ладонь под ягодицы ребенка проверяя, опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции она говорит “Ох, как ты на ладонь давишь. Как ей больно!” ребенок тут же подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор в ноги и ладонные мышцы – т.е. приходит к правильной посадке.

Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато. Более того рекомендуется высокое поднятие пальцев. А. Б. Гольденвейзер называет “трижды ересью” педагогический метод, который использует нон легато для первоначального обучения. Он считает, что с этим методом нужно всеми силами бороться. Ф. Шопен советовал начинать упражнения с приема легкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего, запястья от зажатости. Я предпочитаю начинать обучение с трех штрихов – нон легато портаменто (не полное легато), стаккато. Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Игра всех трех штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния, в разные стороны очень нравится ребятам и дает неплохие результаты. У малыша не развита в достаточной мере двигательная ориентация, и для того чтобы от него не ускользнула эмоциональная сторона музыки, стоит как можно чаще привлекать его к совместной игре с педагогом. Постепенно переходим к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть все достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Сначала в игру легато вводятся наиболее сильные пальцы. Например “Осенняя песенка” Ю. Абелева в которой используется легато для 2.3 пальцев, где в левой руке квинта, а в правой легато.

При переходе к пятипальцевому легато использую “формулу” Ф. Шопена (по верхнему тетрахорду си-мажорной гаммы). Освоив пятипальцевое легато начинаем играть множество произведений, в которых отсутствует подкладывание первого пальца. Малышу легче играть на одном движении мелодические отрезки если не спешить с подкладыванием первого пальца. И ни в коем случае этому не будет способствовать игра гамм. Напротив она лишь создаст проблему первого пальца. Учитывая особенности первого пальца лучше использовать подкладывание на элементах хроматической гаммы. Таким образом разрабатывается подвижность первого пальца

На процесс обучения влияют многие факторы: тяжелый характер ребенка, избалованность, плохое воспитание. Но правильный подход к каждому ребенку и тесный контакт с родителями помогают справиться даже с самыми большими трудностями. Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь.

СТАТЬЯ ОТСЮДА https://festival.