Ребенок в 3 года отстает в развитии от сверстников

Ребенок в 3 года отстает в развитии от сверстников thumbnail

В период с трех до четырех лет дети развиваются очень активно. Малыши быстро растут и крепнут физически, во всем подражают родителям, учатся быть самостоятельными, стремятся к общению с другими детьми и взрослыми.

Одно из главных испытаний этого периода – кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, существующую отдельно от матери. Это почти всегда сопряжено с капризами и истериками «на ровном месте», поэтому большинство родителей ожидает с нетерпением, пока ребенок переживет первый этап взросления.

Другое важное явление трехлетнего возраста – это запуск работы речевых центров. Ребенок активно расширяет свой словарный запас, использует целые фразы и короткие предложения, осмысленно выражает свои просьбы и потребности, полностью и четко произносят большинство знакомых слов.

Родители должны внимательно наблюдать за своей трехлеткой: правильно ли он развивается. Если есть какие-то отклонения, необходимо сразу же обращаться к специалисту и начинать коррекцию. Пока нарушения находятся в начальной стадии, в подавляющем большинстве случаев их удается убрать полностью, и вскоре ребенок догоняет своих сверстников.

Читайте также: Ребенок отстает в развитии в 4 года. Признаки и действия

На что важно обратить внимание?

О том, что у трехлетнего малыша есть задержка в развитии, свидетельствуют следующие признаки:

  • связь с матерью настолько сильна, что ребенок буквально не может оторваться от нее даже на очень короткое время. Он боится упустить ее из виду, даже если она находится рядом;
  • ребенок быстро устает, не может концентрироваться на одном занятии или предмете дольше несколько минут, он постоянно вскакивает с места, совершенно не может ждать своей очереди. Из-за этого ему трудно играть и общаться с другими ребятами, даже несмотря на имеющийся интерес;
  • есть нарушения крупной и мелкой моторики – ребенок с трудом удерживает равновесие, часто падает, очень неуклюжий, постоянно врезается в людей, мебель, стены, путает ноги, когда их переставляет (например, при спуске по лестнице). Его движения либо очень медлительны, либо выглядят хаотичными. Ему трудно брать и удерживать мелкие предметы;
  • ребенок панически боится потерпеть неудачу в любом деле, будь то помощь по дому или игра, он очень эмоционально реагирует на критику;
  • слово «надо» для него пустой звук, он постоянно стремится избежать какой-либо неинтересной (с его точки зрения), но важной деятельности, в том числе развивающих занятий;
  • он постоянно все забывает, часто теряет игрушки, повторяет одни и те же ошибки, несмотря на уговоры и объяснения;
  • использует отдельные слова, понятные только близким, или не говорит вообще, не понимает обращенную к нему речь, инструкции;
  • действия ребенка носят, как правило, разрушительный характер – он часто кричит, бросает вещи, мучает животных, может даже снять одежду в общественном месте, упасть на пол и закатить истерику без видимой причины. В отличие от кризисных истерик, в этой ситуации ребенка трудно успокоить, на это уходит довольно много времени;
  • специально игнорирует правила поведения, задирает других детей, даже несмотря на многократные объяснения родителей, что так вести себя нельзя;
  • ребенка часто можно застать за повторяющимися однотипными движениями, его мысли могут приобрести настораживающую навязчивость;
  • для малыша может быть характерна повышенная тревожность и пугливость, ему кажется опасным буквально все вокруг – животные, незнакомые люди и новые места.

В некоторых случаях родители застают своих трехлеток за мастурбацией. Это проявляется как ерзание на стуле, трение об углы или руки интимными местами. Отстающий в развитии ребенок может делать это, не стесняясь вас и посторонних взрослых.

Перечисленные признаки задержки в развитии необязательно проявляются все сразу. Серьезно беспокоиться нужно, если с вашими наблюдениями совпало хотя бы три-четыре пункта. Особую опасность представляют отсутствие речи и вспышки агрессии.

Что делать, если ребенок отстает?

Во-первых, не слушайте советы сердобольных «мимокрокодилов»: нет, не перерастет, и максимально допустимое отставание от возрастной нормы – всего несколько месяцев, а не год-другой. Вы рискуете упустить драгоценное время.

Во-вторых, как можно скорее обратитесь к детским специалистам. Начните с посещения детского невролога и отоларинголога: необходимо определить, в чем кроется причина отставания – в органическом поражении, незрелости ЦНС или нарушении слуховой функции. Следующий шаг – консультации детского психолога и психиатра. Они оценят психическое здоровье ребенка, подберут необходимые препараты и помогут вам выстроить диалог с малышом.

Читайте также: Синдром Ретта: как бороться с генетической ошибкой?

В-третьих, создайте благоприятную обстановку дома. Когда в семье разлад, ребенок, хотя вам и кажется, что он пока ничего не понимает, четко реагирует на каждое резкое слово или угрожающий жест. Окружите малыша любовью и заботой. Постепенно он начнет вести себя спокойнее.

В-четвертых, старайтесь как можно быстрее запустить речь. Это небыстрый процесс, который важно завершить к пяти годам, поэтому наберитесь сил, терпения и работайте, работайте, работайте. Обязательно ходите на занятия к грамотному специалисту, создайте развивающую среду дома.

В-пятых, отдайте малыша в коррекционный или дефектологический детский сад. Там небольшие группы, с детьми постоянно работают дефектологи и воспитатели, прошедшие специальную подготовку. Занятия нацелены на запуск и развитие речи, формирование у малышей представлений об окружающем мире, социализацию, развитие важных бытовых навыков самообслуживания. Многие родители, чьи трехлетки отставали в развитии, отмечают, что позитивные сдвиги появились именно после посещения такого специализированного дошкольного учреждения.

И последнее, обязательно пересмотрите распорядок дня ребенка: часто ли вы гуляете? не много ли времени малыш проводит наедине с гаджетами? регулярно ли вы занимаетесь дома? Дефицит родительского внимания, неправильное воспитание, отсутствие мотивации у ребенка к умственной деятельности – частые причины отставания в развитии.

Дата публикации: 15.08.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

214 ответов

Последний – 27 марта, 03:37 Перейти

04 августа 2015, 16:03

#103

автор

я уже сказала , что мы много занимаемся. мы были у невролога, и далеко не у одного. Дошли до центральной неврологической детской клиники в Москве, делали и узи мозга , и не одно. Всю медицину мы прошли. Меня этому учить не надо. Конкретной биологической клиники у него нет. Откровенного УО чтобы ставили нет. Есть задержка в развитии. Боюсь, что толкового мне здесь никто ничего не скажет. Начинается разговор из темы – идите лечитесь, хотя я четко сказала. что НЕСМОТРЯ на все действия-обследования-занятия выхлоп очень маленький. И по факту окружающие реагируют в стиле – А чего вы с ним не заниемаетесь. Но когда узнают сколько и куда мы с ним ходим, и уже прошли – просто замолкают. Потому что их дети только сидят дома и гуляют в песочнице – а мой объективно самый слабый как в садовской группе, так и в группах развития.

Читайте также:  Ребенок 3 года не ест сам что делать

05 августа 2015, 07:42

#104

Vzrav

Здравсьвуйте, расскажите как обстоят сейчас ваши дела спустя еще два года? Просто все что вы описываете , моя история с сыном, если честно у меня опускаются руки….

17 августа 2015, 20:48

#106

28 августа 2015, 06:24

#106

Мое мнение

Моему сыну два с половиной года, аутичные черты, все тоже самое что вы описываете, на диете год, полгода на биомеде (введение добавок магния, кальция, цинка, витаминов и тд), через десять дней диеты – начал смотреть в глаза, на вводе цинка – появился указательный жест, на вводе витамина В12 – стал говорить. Сейчас только и слышно мам, мам:) проблем много, но свет в конце тоннеля забрезжил.

28 августа 2015, 06:33

#107

Татьяна

Внуку 2года 9месяцев. Отстает в психическом и речевом развитии. Ничего не говорит. Просто какие-то слоги проговаривает. На горшок не просится . Никак не можем доЬиться , чтоЬ показал , где мама , папа , нос , глаза . На речевую информацию не реагирует , не откликается на свое имя. А музыку к мультикам знакомую услышит – Ьежит смотреть. Зрительная информация вызывает нормальную реакцию. Покажу карандаш – он с удовольствием чертит ( рисованием это не назовешь ). Подскажите, куда нам оЬратиться за помощью? Дайте адрес доктора в Москве , пожалуйста .

29 августа 2015, 07:54

#108

01 сентября 2015, 23:25

#109

18 сентября 2015, 15:17

#110

19 марта 2016, 21:42

#111

28 апреля 2016, 11:37

#112

автор

Муж и свекровь, моя мама также его постоянно тыркают,хотя я и не позволяю никому про него отзываться плохо, но все равно, всем рта не закроешь, что он то не умеет, это не умеет. Когда отвожу к свекрови, а сама он бабушка прекрасная, если бы не эти претензии, то регулярно слышу, как она его заставляет с другими детьми в песочнице сидеть, ругает, что он не хочет в коллективе. Я уже устала повторять ей. что люди разные, что ну не хочет он строем и табором, нет никакой нужды заставлять, но она оскорбляется в стиле :”Как это не хочет? все хотят . а он не хочет”. Муж человек коллективный, с массой друзей и родственников, тоже иногда забывается и начинает ему высказывать претензии. Ребенок, конечно, не понимает, только чувствует, что им недовольны и плачет. Я зверею. начинаю отчитывать мужа. и идут ссоры за ссорой. Прихожу в сад, а мой ребенок единственный. который не сделал какую-то крокозябру на уроке труда, не ел, не выучил движения в танце к празднику.Тошно.

Гость

Автор,то что вы описываете правда похоже на аутизм или аутичные черты.Моему ребёнку 4 года,не говорит кроме мама,папа и ещё пары слов,если что надо тянет за руку,жестов нет и не было никогда,чаще всего один,к деткам особо не тянется общаться.Очень гиперактивный и неусидчивый,очень сложно чему-то научить.На горшок ходит только писать,какает принципиально в штаны и ничего не сделать как не пыталась,в общем рассказывать можно много-поставили диагноз атипичный аутизм.С виду обычный ребёнок,но в группе детей видно как сильно он отстаёт в развитии.Чего только не пробовали и будем дальше пробовать,очень трудно порой,но ждать когда он “может быть” перерастёт тоже не вариант.

21 августа 2016, 08:54

#115

Гость

Автор, если вы в Москве, могу вам дать координаты действительно хорошего специалиста. Доктор медицинских наук, как раз в нужной вам области, руководит специализированным центром. Цены там очень демократичные.

Я туда с дочкой обращалась, ЭЭГ как раз делали и консультировал он нас потом. Ничего лишнего с нас не взяли, ни копейки. Хотя я выражала готовность и 10 раз еще прийти и переделать.

13 сентября 2016, 12:57

#116

15 сентября 2016, 14:53

#117

18 сентября 2016, 20:50

#118

01 ноября 2016, 14:34

#119

09 ноября 2016, 17:36

#120

05 декабря 2016, 08:37

#121

автор

Мой вопрос адресован мамам, у кого дети не очень тянут или откровенно не тянут стандартную программу, либо просто “не такие как все”. Моему сыну 3 года, он своеобразного характера, до сих пор не говорит и не умеет многое из того, что должен по своему возрасту. Я сейчас не хочу спрашивать про методики развития, поверьте, я стала уже в этой теме асом, перечитав от монтессори до макаренко. Не надо советовать сходить к психологу или на развивающие курсы – переходили на многое, и к психологам тоже. Не надо советовать “полюбить” – я и так люблю его, он самый главный человек в моей жизни и буквально свет в окошке. Мой вопрос в другом – как вы сами справляетесь с тем, что ребенок ” не тянет”?

22 января 2017, 05:30

#122

07 февраля 2017, 14:01

#123

Юля

прочитала всю тему и вспомнила,а вы видели фильм,про женщину с ребенком-аутистом,которые оказались запертыми в одном доме с тигром или львом ,не помню уже…? может это выдумка автора фильма,но в конце ,когда они выбрались из дома и остались живы,мальчишка все-таки взял женщину за руку….а у него,мне кажется,была очень тяжелая форма болезни…конечно,терпения вам и большого здоровья растить такого ребенка,может все и образуется со временем) моей дочери 16 лет,она круглая отличница,очень усидчивая и с отличной памятью,НО терпеть не может большое скопление народа и с детства не любила шумные игры,может все выходные дома с книжкой просидеть и подружки никакие не нужны…ей по большому счету никто не нужен…может мне это и не нравится,но уже ничего не сделаешь…

Читайте также:  Что можно сделать с соленого теста с ребенком 3 года

16 февраля 2017, 01:27

#124

автор

нет, он до сих пор в памперсах. Зачем горшок понимает, но нужным пользоваться им не считает. Папа в туалете показывал мастер-класс)), он смеется, ему это смешным кажется. Ложкой ест. но плохо и редко. Я не врач, но сколько читала про аутизм на него это не похоже. Скорее , аутичные черты. Дети своим шумом его раздражают, как и любые громкие шумы, если на площадке есть дети он туда не пойдет категорически. Он их не боится и не стесняется, просто не любит массовых скоплений. мы с рождения много путешествовали и ездили, на улице, в гостиницах, в ресторанах он совершенно нормально себя ощущает, если, коенчно, кто-то не привяжется) В саду он категорически и на отказ ничего ни с кем не делает, даже сказку вместе не слушает, уходит демонстративно и сидит один далеко на отдельном стуле. Я управлять им могу, особых трудностей нет, если что-то сказала – делает, но в саду бесполезно. Он не буйный, никогда в жизни ни с кем не дрался, не ломает игрушки и не агрессивный, просто не выносит если его к чему-то принуждают, опять-таки посторонние люди в виде воспитателей. Обычно это реакция в виде категорического отрицания.Не выносит, когда его трогают чужие люди, даже за руку берут (можно маме-папе-бабушкам) Его в саду уже знают воспитатели и не трогают.Все рисуют – он сидит в углу и смотрит колесики у машинок. Все на музыкальном занятия танцуют и поют – он стоит и смотрит в окно, как осенью падают листья, а зимой падает снег или как утром фонари на снегу отражаются.

Закончилось занятие все преходят в другую комнату – он без проблем со всеми строем туда идет, но если , начинается, допустим, лепка – он даже отказывается вместе садиться. Все лепят – он тихо перебирает цветные листочки в углу в шкафу. Если пытаться его принудить – когда-то в самом начале – дикий ор на 2 часа,с валянием на полу, с приходом заведующей и нервными судорогами. Так и живем.

16 февраля 2017, 01:28

#125

22 февраля 2017, 19:12

#126

Гость

Автор, если вы в Москве, могу вам дать координаты действительно хорошего специалиста. Доктор медицинских наук, как раз в нужной вам области, руководит специализированным центром. Цены там очень демократичные.

Я туда с дочкой обращалась, ЭЭГ как раз делали и консультировал он нас потом. Ничего лишнего с нас не взяли, ни копейки. Хотя я выражала готовность и 10 раз еще прийти и переделать.

17 марта 2017, 21:37

#127

автор

Мой вопрос адресован мамам, у кого дети не очень тянут или откровенно не тянут стандартную программу, либо просто “не такие как все”. Моему сыну 3 года, он своеобразного характера, до сих пор не говорит и не умеет многое из того, что должен по своему возрасту. Я сейчас не хочу спрашивать про методики развития, поверьте, я стала уже в этой теме асом, перечитав от монтессори до макаренко. Не надо советовать сходить к психологу или на развивающие курсы – переходили на многое, и к психологам тоже. Не надо советовать “полюбить” – я и так люблю его, он самый главный человек в моей жизни и буквально свет в окошке. Мой вопрос в другом – как вы сами справляетесь с тем, что ребенок ” не тянет”?

17 марта 2017, 21:40

#128

25 апреля 2017, 14:30

#129

04 сентября 2017, 17:30

#132

автор

Мой вопрос адресован мамам, у кого дети не очень тянут или откровенно не тянут стандартную программу, либо просто “не такие как все”. Моему сыну 3 года, он своеобразного характера, до сих пор не говорит и не умеет многое из того, что должен по своему возрасту. Я сейчас не хочу спрашивать про методики развития, поверьте, я стала уже в этой теме асом, перечитав от монтессори до макаренко. Не надо советовать сходить к психологу или на развивающие курсы – переходили на многое, и к психологам тоже. Не надо советовать “полюбить” – я и так люблю его, он самый главный человек в моей жизни и буквально свет в окошке. Мой вопрос в другом – как вы сами справляетесь с тем, что ребенок ” не тянет”?

22 сентября 2017, 21:36

#133

Татьяна.

Ой не расстраивайтесь так сильно, моя тоже единственная наверное за всю истрию садика( так они преподносят) которая не рисует, не лепит, не танцует со всеми. Просто она своенравная и если не хочет не будет делать.Заставлять бесполезно.Меня в садике достали уже своими притензиями в садике.Причём специалисты нам рекомендуют садик, противопоказаний нет.

28 сентября 2017, 22:30

#134

04 октября 2017, 17:41

#135

автор

Мой вопрос адресован мамам, у кого дети не очень тянут или откровенно не тянут стандартную программу, либо просто “не такие как все”. Моему сыну 3 года, он своеобразного характера, до сих пор не говорит и не умеет многое из того, что должен по своему возрасту. Я сейчас не хочу спрашивать про методики развития, поверьте, я стала уже в этой теме асом, перечитав от монтессори до макаренко. Не надо советовать сходить к психологу или на развивающие курсы – переходили на многое, и к психологам тоже. Не надо советовать “полюбить” – я и так люблю его, он самый главный человек в моей жизни и буквально свет в окошке. Мой вопрос в другом – как вы сами справляетесь с тем, что ребенок ” не тянет”?

04 октября 2017, 17:47

#136

13 октября 2017, 09:28

#137

14 октября 2017, 19:13

#138

Николай Николаевич

О себе, вырастил троих, сейчас 72 года, разрабатывал и уже создал для слабеньких и отстающих курс “Учимся легче, быстрее, глубже”.

Читайте также:  Что дают за 3 ребенка в 2017 году в тюмени

Идея в обучении родителей и детей умению работать с памятью.

Ближайшая перспектива – умственное развитие, осуществляемое на фоне исполнения физических упражнений, каждое из которых вносит свою лепту в развитие мозга. Это мелкая моторика, работа с вестибулярным аппаратом, освоение асинхронности (несинхронных движений).

Думаю, что именно асинхронные движения позволяют мозгу использовать резервные возможности “взаимодействия полушарий”.

Как человек, переживший инсульт и в существенной мере скомпенсировавший потерю части своего мозга, утверждаю, что если что-то не работает, это означает только то, что это пока не работает, но при некотором старании задача решается чудесным образом. Ну не совсем чудесным, а использованием щадящих препаратов и с усилиями по поддержке мозга кровоснабжением и правильным питанием. А расходы на это не велики. Пришёл к тому, что за свою жизнь нужно бороться самим и лучше с минимальным приёмом лекарств.

30 ноября 2017, 22:24

#139

20 января 2018, 23:05

#140

автор

Мой вопрос адресован мамам, у кого дети не очень тянут или откровенно не тянут стандартную программу, либо просто “не такие как все”. Моему сыну 3 года, он своеобразного характера, до сих пор не говорит и не умеет многое из того, что должен по своему возрасту. Я сейчас не хочу спрашивать про методики развития, поверьте, я стала уже в этой теме асом, перечитав от монтессори до макаренко. Не надо советовать сходить к психологу или на развивающие курсы – переходили на многое, и к психологам тоже. Не надо советовать “полюбить” – я и так люблю его, он самый главный человек в моей жизни и буквально свет в окошке. Мой вопрос в другом – как вы сами справляетесь с тем, что ребенок ” не тянет”?

20 января 2018, 23:08

#141

автор

Мой вопрос адресован мамам, у кого дети не очень тянут или откровенно не тянут стандартную программу, либо просто “не такие как все”. Моему сыну 3 года, он своеобразного характера, до сих пор не говорит и не умеет многое из того, что должен по своему возрасту. Я сейчас не хочу спрашивать про методики развития, поверьте, я стала уже в этой теме асом, перечитав от монтессори до макаренко. Не надо советовать сходить к психологу или на развивающие курсы – переходили на многое, и к психологам тоже. Не надо советовать “полюбить” – я и так люблю его, он самый главный человек в моей жизни и буквально свет в окошке. Мой вопрос в другом – как вы сами справляетесь с тем, что ребенок ” не тянет”?

20 января 2018, 23:22

#142

22 января 2018, 08:27

#143

автор

Мой вопрос адресован мамам, у кого дети не очень тянут или откровенно не тянут стандартную программу, либо просто “не такие как все”. Моему сыну 3 года, он своеобразного характера, до сих пор не говорит и не умеет многое из того, что должен по своему возрасту. Я сейчас не хочу спрашивать про методики развития, поверьте, я стала уже в этой теме асом, перечитав от монтессори до макаренко. Не надо советовать сходить к психологу или на развивающие курсы – переходили на многое, и к психологам тоже. Не надо советовать “полюбить” – я и так люблю его, он самый главный человек в моей жизни и буквально свет в окошке. Мой вопрос в другом – как вы сами справляетесь с тем, что ребенок ” не тянет”?

22 января 2018, 08:28

#144

24 января 2018, 22:01

#145

27 февраля 2018, 07:57

#146

Мое мнение

Моему сыну два с половиной года, аутичные черты, все тоже самое что вы описываете, на диете год, полгода на биомеде (введение добавок магния, кальция, цинка, витаминов и тд), через десять дней диеты – начал смотреть в глаза, на вводе цинка – появился указательный жест, на вводе витамина В12 – стал говорить. Сейчас только и слышно мам, мам:) проблем много, но свет в конце тоннеля забрезжил.

06 апреля 2018, 20:15

#147

бездушная

совсем не говорит? а вы проверяли его на аутизм? он общительный? делится с вами? чем раньше диагностируется, тем лучше корректируется. совсем не лечится, но значительно улучшается адаптируемость к жизни.

06 апреля 2018, 20:16

#148

06 апреля 2018, 20:24

#149

Vzrav

Здравсьвуйте, расскажите как обстоят сейчас ваши дела спустя еще два года? Просто все что вы описываете , моя история с сыном, если честно у меня опускаются руки….

06 апреля 2018, 20:35

#150

ЕКАТЕРИНА

Здравствуйте. У меня сыну 4 годика, тоже есть странности, которые муж и родственники отказываются замечать, говорить стал поздно , только в 3 года начал, не было даже лепета, лечились с 2х лет, и пили и кололи то, что нам назначали. Ничего не помогло. Бросили пить лекарства, начали петь гласные , какие мог сам, и постепенно добавляли согласные, пошли слоги и через полгода речь элементарная. Сейчас говорит и повторяет все, но много звуков не выговаривает, учит длинные стихи, но понимают только близкие его. Когда был малышом не было указательного жеста до 2 лет, учила сама, научился его использовать, не понимал в 2 года некоторые вопросы обращенные к нему. Сейчас понимает все.На горшок пошел в 2 года без проблем, как убрали памперсы.Плохо смотрит в глаза до сих пор. Но любит детей, бежит к ним, играет не всегда улавливает смысл игры.Подозревала аутичные черты, были у 2х психиатров, ничего подобного нам не ставили, просто задержку речевого развития, а я вот до сих пор сомневаюсь, его необычность сильно в глаза не бросается, но есть тем не менее. Занимаюсь сама. Складывать пазлы научился недавно , самостоятельно сложил из 60 штук без моей помощи. Часто кружиться вокруг своей оси еще. Знает все цвета, животных, считает до 20,весь алфавит, рисовать и вырезать проблема с моторикой и категорически не хочет,но мы стараемся.

Источник