Ребенок в 3 года не произносит согласные звуки

Ребенок в 3 года не произносит согласные звуки thumbnail

18 сентября 2014

Информация от моей хорошей знакомой, «комаровской мамочки». Думаю, будет полезна как ориентир к действиям родительницам, чьи дети не говорят. Часто встречаю на сайте переживания мам по этому поводу.

Необходимо обратиться к логопеду, если ваш малыш:

Возраст Тревожные симптомы

12-18

месяцев В 12 месяцев не пользуется жестами (например, не кивает головой в знак согласия и не мотает ею из стороны в сторону, если не согласен);

в 12 месяцев не произносит никакие согласные звуки («п», «б» или другие);

в 15 месяцев не умеет говорить даже двух-трех слов;

в 15 месяцев не говорит «мама» или «папа»;

в 18 месяцев не говорит хотя бы 15 слов.

19-24

месяца В 19-20 месяцев не пытается привлечь ваше внимание к заинтересовавшим его вещам (например, к птичке или самолету в небе);

в 24 месяца не повторяет за другими их слова, не копирует действия;

в 24 месяца не может по просьбе взрослого показать нужную картинку в книге;

в 24 месяца не умеет строить фразы из двух слов;

в 24 месяца не знает, для чего нужны простейшие бытовые предметы: зубная щетка, телефон, вилка…

25-36

месяцев В 26 месяцев не умеет составлять простые предложения из двух-трех слов;

в 36 месяцев не задает вопросов;

в 36 месяцев говорит так, что окружающие не могут понять его и в половине случаев;

в 36 месяцев не произносит согласные в начале слов (например, говорит «Аля» вместо «Галя», или «Ова» вместо «Вова»);

в 36 месяцев не может назвать самые обычные бытовые предметы.

3-4 года В 3 года не понимает коротких инструкций взрослого;

в 3 года не стремится общаться с другими детьми;

в 3 года с огромным трудом отпускает от себя родителей;

в 3,5 года не произносит согласные звуки в конце слов (например, говорит «ко» вместо «кот»);

в 4 года часто заикается (испытывает трудности в произнесении слов или звуков), лицо при этом может искажаться неестественными гримасами;

в 4 года говорит так, что его невозможно до конца понять.

Статья врача-дефектолога.

Идея этой статьи зрела давно. Здесь не будет цитат известных ученых и педагогов, не будет научных выкладок и схем развития. Только информация для размышления.

Комаровские мамы, посмотрите на себя со стороны. Что вы чувствуете, когда сталкиваетесь с очередным вопросом «В 6 месяцев не сидит», «в 8 месяцев еще не появился зуб», «в год не ходит», «в два с половиной года не разговаривает»? Правильно, из загашников достаются транспаранты «Ребенок никому ничего не должен» и «Каждый ребенок развивается индивидуальными темпами». Как никого другого комаровских мамочек раздражают слова «норма», «среднестатестический», «в среднем», «обычно» и т.д. И я вас во многом поддерживаю, но с одной оговоркой: нормы придумали не просто так, их для чего-то внедрили и используют. Вы не задумывались для чего? Правильно, чтобы не упустить патологию. Другой вопрос, что некоторые «специалисты» (я специально взяла в кавычки) не умеют думать и видеть, а некоторые намеренно используют вариативность норм для запугивания мам и извлечения своей меркантильной выгоды.

Да, если у ребенка нет проблем с опорно-двигательным аппаратом или мышечной системой, он рано или поздно научится переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Если у него сформировались зубы, то рано или поздно они вылезут.

Но совсем другое дело речевые нормы. Я часто читаю ваши комментарии, и грустно улыбаюсь. Вы, которые не любите сравнивать своих детей с другими (особенно, если в чем-то уступаете этим другим), мчитесь успокаивать очередную маму неговорящего ребенка, приводя в пример свой, своего ребенка, племянника, соседского сына опыт. Подумаешь, к трем годам не говорит, заговорит, никуда не денется. И вообще, ребенок никому ничего не должен, он развивается в своем индивидуальном темпе. И вот тут находит коса на камень. Многие мамочки, столкнувшиеся с таким индивидуальным графиком развития, храбрятся и хорохорятся все дошкольное детство своего чада. Они убеждают специалистов в том, что их ребенок уникальный, а не среднестатистический, и эти усредненные нормы не для него написаны. Зато когда на горизонте появляется школа, и не просто школа, а спец.школа, вот тут большинство мам задают один объединяющий их вопрос: «А когда мой ребенок станет как все?» или «А он сможет посещать обычную школу?». Время упущено, и приходится не совершенствоваться, а догонять сверстников.

Речевое развитие как часть умственного имеет свои вехи, закономерности и темпы. И, к сожалению, очень редко серьезные отклонения от нелюбимым многими среднестатистических норм остаются без последствий. Речевые патологии очень часто появляются не только из-за медицинских проблем (тяжелая беременность, тяжелые роды, инфекционные заболевания, высокая температура). Все чаще и чаще причиной отклонений оказывается социальная и педагогическая запущенность. Бич конца 20 – начала 21 века: общее недоразвитие речи. В группе, где я была воспитателем из 22 детей у 16 был этот диагноз. И родители их не были алкоголиками или наркоманами. Многие имели высшее образование.

Однажды я поймала себя на одной очень интересной мысли. Если в моем детстве, услышав знакомый сюжет, мы говорили: «А мне мама читала эту сказку», то уже мои воспитанники мне кричали наперебой «А я смотрел такой мультик». А ведь прошло каких-то 25-30 лет. Мамы и папы, бабушки и дедушки пытаются нейтрализовать неуёмную энергию детей любыми доступными им способами, благо способов научный прогресс предоставляет все больше и больше. Только времени на непосредственное общение с детьми уже не остается.

Противоположная сторона крайности – раннее развитие. И не просто раннее развитие, а активное, я бы даже сказала агрессивное. Ребенка так усиленно развивают, что времени на обычное беззаботное детство уже не остаётся.

Бесспорно, мы объединились на этом сайте по одному принципу: мы считаем себя здравомыслящими родителями. Поэтому давайте оставаться такими же здравомыслящими и в комментировании вопросов о речевых проблемах детей, мнимых или явных. И если чужой, невидимый нам ребенок, не говорит к 2,5-3 годам, то давайте не будем легкомысленно успокаивать, что все нормально и никаких проблем нет. Мы не знаем в каких условиях ребенок родился и развивается. Девиз «Лучше перебдеть, чем недобдеть» лучше всего подходит к речевому развитию. Тут совет может быть только один: отправиться к специалисту, пусть он посмотрит и решит. Конечно, если «специалист» утверждает, что может определить у полугодовалого ребенка наличие будущих речевых проблем по способу захвата соска или соски, или «врач» рекомендует те или иные таблеточки-укольчики для улучшения умственного развития, то грош цена таким «специалистам» и их заключениям. Критическое мышление еще никто не отменял.

Комментарии

Посмотреть комментарии

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации

Источник

Статья:

Часто к логопеду родители приходят с вопросом: «Почему мой ребенок не выговаривает буквы и что с этим делать?»

Хочется сразу пояснить, что выговаривает или не выговаривает ребенок не буквы, а звуки. Многие взрослые совершают ошибку, путая эти понятия.

Еще внутриутробно малыш сталкивается со звуками, которые окружают его маму. После рождения, с каждым месяцем, восприятие звуков становится более четким и постепенно кроха научается говорить сам. И только когда ребенок учится читать и писать, происходит знакомство с буквами. Буквы – это специальные знаки, которые служат для изображения звуков на письме. Таким образом, звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и читаем.

Но вернемся к вопросу родителей: «Почему мой ребенок не произносит некоторые буквы?» Давайте разберемся в том, что именно является специфической особенностью развития речи того или иного возраста. Ведь для того, что бы увидеть, есть ли у ребенка проблемы с речью, необходимо сравнить развитие речи в норме с тем как протекает речевая деятельность вашего ребенка в данный момент.

Возрастные нормы развития речи детей

Итак, нормы развития речи следующие:

Этап развития речиВозраст ребенкаХарактеристика
КрикC рожденияС помощью крика ребенок общается с окружающими его людьми. Внимательные мамочки очень быстро начинают различать крик боли, крик голода, крик удовольствия и т.д. К концу первого месяца малыш уже способен не только кричать, но и сосредотачиваться на разговорах взрослых, прислушивается к ним.
Комплекс оживления3 месяцаПри появлении мамы, малыш начинает улыбаться, махать ручками, сучить ножками и издавать звуки. Если «комплекс оживления» не появляется до десятой недели – это тревожный знак, который может говорить о задержке психического развития. В этом случае стоит незамедлительно обращаться к врачу.
Гуление4 месяцаВоспроизведение малышом различных звуков (используются заднеязычные согласные «г», «к», «х» и знакомые гласные) и их сочетания в произвольном порядке: «гы», «кх», «агу» и т.д. Постепенно оно становится «певучим», появляются новые звуки, например «б», «п».
Лепет6 месяцевМногократное повторение слогов: «та-та-та», «дя-дя-дя», «ма-ма-ма». В шесть-девять месяцев у малыша начинает накапливаться пассивный словарь. Если спросить: «Где мама? Где мячик ( или зайчик)?» то ребенок начинает искать глазками данные предметы и поворачивать голову в их направлении. Так же в этом возрасте малыш реагирует на свое имя. Хорошо отличает своих людей от чужих. Ребенок активно в общении использует жесты, например, кивает или мотает головой, машет ручкой на прощание.
Лепетные слова9-12месяцевПри продолжающемся лепете происходит переход к словам. Появляются так называемые лепетные слова (мама, баба, ам, дай). И даже если ваш малыш постоянно игрушечного мишку называет «ми-ми»-считайте это словом.
“Взрослые слова”1,7-1,9 месяцевОбычно дети слышат как говорят взрослые и как могут повторяют за ними слова, при этом упрощая их (пайс-спать, пйси-пошли, моко-молоко). Это допустимо для данного возраста.
Предложения2 годаК двум годам ребенок научается использовать словосочетания из двух слов (ляля бах, мама ам). С двух лет происходит появление предложений и их развитие. 2/3 того, что ребенок говорит, понятно окружающим. Начинают появляться понятия «я», «мой».
Грамматически правильно оформленная речь3-4 годаК трем годам появляются сложные предложения, используются почти все части речи, союзы, предлоги, единственное и множественное число. Знают свой пол, имя, возраст, имена родителей. К четырем годам речь ребенка оформляется грамматически правильно, в словах используются суффиксы, фразы становятся более сложными.
Читайте также:  Ребенок почти не спит 3 года

Последующее развитие речи специалисты оценивают опираясь на способность отвечать на заданные вопросы, на умение выстраивать последовательные цепочки и составлять рассказы по картинкам, рассказывать о событии, пересказывать рассказ или сказку, на наличие инициативы в разговоре.

Данные нормы, как и любые другие, – это усредненный показатель, на который опираются специалисты (логопеды, дефектологи, неврологи) при постановке диагноза. К ним нужно стремиться и на них нужно ориентироваться. Но это совершенно не означает, что все показатели должны быть именно такими. Ваш кроха индивидуален. Он развивается в своем темпе. Главная задача родителей, помогать своему малышу, двигаться в правильном направлении, и если нужно вовремя оказать ему необходимую помощь.

Речь ребенка как глина: сырой глине легко придать нужную, правильную форму. Но можно ли слепить что то, из уже высохшей глины? Результат наверняка будет плачевным!

Уважаемые мамы и папы, помните: гораздо сложнее исправляются «застарелые» дефекты речи!!!

Почему же ребенок не выговаривает некоторые звуки? Почему возникают нарушения речи?

Конечно истинную причину, должен определять врач. Скорее всего, будет необходимо проконсультироваться не только у логопеда, но и у других специалистов, таких например как невропатолог, психиатр, отоларинголог. Но и вы сами способны предположить, что могло повлиять на задержку в речи.

Возможные причины:

  • Отрицательные факторы во время беременности и родов.
  • Частые болезни, инфекции и травмы в период до трех лет. Это период, когда интенсивно формируется речь.
  • Снижение физиологического слуха.
  • Недоразвитие фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи).
  • Подражание неправильной речи. Часто взрослые, подстраиваются под речь ребёнка и длительно «сюсюкают» с детьми. Подобная речь не стимулирует к правильному звукопроизношению и закрепляет его недостатки. Так же происходит и при постоянном общении ребенка с младшими детьми. Бывает так, что кто то в семье не выговаривает те или иные звуки и ребенок копирует это неправильное звукопроизношение. Если малыш часто общается с людьми с неясной, торопливой речью – это приносит особый вред.
  • Двуязычие в семье.
  • Педагогическая запущенность. Обычно при педагогической запущенности, нормальное развитие речи тормозится, из-за того, что родители, не обращают внимание на речь своего ребенка, не замечают нарушений, не поправляют ошибки, не дают правильных образцов произношения, не развивают речь.
  • Недостатки речевого аппарата: неправильный прикус, короткая уздечка языка, узкое, очень высокое или плоское нёбо.

Нарушения звукопроизношения проявляются в речи по-разному:

  1. Тот или иной звук отсутствует: ракета (акета), луна (уна) .
  2. Искажение звука: например, вместо нормативного р, произносится велярный или увелярный звук (картавость) или вместо нормативных с, з, ш, ж, ц, произносятся межзубные звуки, когда кончик языка вываливается между зубами
  3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе русского языка: шишка-сыска, рот-лот и т. д.

Существует множество диагнозов при нарушении речи, такие как дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия, алалия, мутизм , аутизм, общее недоразвитие речи.

Конечно, не нужно пытаться ставить их своему ребенку самостоятельно. Для этой цели лучше посетить специалиста.

Все эти нарушения достаточно серьезные, которые чаще всего нельзя исправить за год перед школой. Если их не устранить к 6 годам, то они наверняка превратятся в стойкие и сложные и аукнутся в школе нарушением чтения и письма.

Поэтому не закрывайте глаза на любые отклонения в речи ваших детей! Практически каждое нарушение возможно исправить, главное не упустить время. Хотелось бы отметить, что коррекцию нарушений речевой деятельности важно осуществлять комплексно, при участии, логопеда, невролога, педиатра, психиатра, дефектолога, психолога. Возможно, понадобятся услуги сурдолога, эндокринолога, окулиста.

Но коррекция и восстановление речи ребенка зависит не только от докторов и современных методик. Важную роль играют родители, семья малыша. Родным людям необходимо объединиться со специалистами, слушать и выполнять все назначения, домашние задания, приложить максимум усилий для достижения намеченной цели и это обязательно даст положительный эффект!

Для развития речи ребенка и формирование правильного звукопроизношения необходимо использовать каждую минуту общения!

Как формировать правильное звукопроизношение у ребенка: рекомендации родителям

  • Пусть ваша речь всегда будет четкой и правильной, без «сюсюканья» и искажения слов.
  • Обогащайте словарь ребенка. Беседы, рассказы, чтение способствуют этому как нельзя лучше! Их можно использовать на прогулке, в транспорте, в игре. Что бы вы ни делали-общайтесь с малышом, объясняйте, поясняйте что вокруг вас происходит, почему и зачем это нужно. Например, играя с крупой и контейнерами можно проговаривать: “Смотри, Машенька, какие зернышки. Мы из них варим кашу для Машеньки. Это гречка. Любишь гречневую кашку? Да, любит наша Машенька гречневую кашку. А вот это рис. Зернышки беленькие, длинные. Ну-ка, давай возьмем их в ладошку. Ах, какие зернышки! Давай высыплем их в контейнер. Вот как они стучат по донышку!
  • Подавайте пример, самостоятельно читая книги и газеты.
  • Огромное место должны занимать в жизни детей игры на развитие правильного звукопроизношения, на выработку четкой дикции, развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Например, играя в мяч, который есть у каждого ребенка, можно развивать фонематические процессы и формировать правильное звукопроизношение. Взрослый: “Я буду называть звуки, а ты подбрось мяч вверх, когда услышишь звук “А”. Поймав его, повтори этот звук”. Или можно бросая мячик, произносить слова, которые ребенок должен повторить возвращая мяч (сумка, посуда, светофор и др). Затем взрослый может запутывать слова, переставляя звуки и слоги, а ребенок должен их распутать (подуса-посуда, свефорто-светофор, касум-сумка). Объективно оценить звукопроизношение своего ребенка можно в игровой форме. Для совершенствования дикции, рассматривая картинки в книгах или играя игрушками, можно проговаривать вместе с ребенком чистоговорки, например: “Му-му-му, молока кому?”, “У зайца Бубы заболели зубы” и др.
  • Отлично способствуют развитию речи пальчиковые игры, перебирание круп и мелких предметов, рисование карандашами, мелками и пальчиковыми красками, лепка. Вы можете более подробно прочитать о взаимосвязи мелкой моторики и речи.
  • Чаще посещайте вместе интересные места: музей, цирк, лес, парк, театр. Пусть жизнь малышей будет обильна на впечатления. Это дает мощный толчок в развитии речи.

И главное любите своих детей, а не свое идеальное представление о них и помните, что каждый из них – человек! Уважайте детей! Удачи!

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Читайте также:  Питание ребенка 3 года дома

Источник

Красивая речь редко появляется сама собой. Это тяжелый совместный труд – ребенка, родителя, а иногда и логопеда.

Учиться правильно выговаривать буквы нужно в период становления речи – исправлять дефекты в старшем возрасте гораздо сложнее. Как освоить правильное произношения в домашних условиях и когда все же стоит посетить специалиста – об этом в нашем материале.

Как правильно: звук или буква?

Все, что мы говорим и слышим – это звуки. А буквы – это символы, графические обозначения звуков. Правильным будет работать над произношением звуков, а не букв. Однако, родители чаще всего интересуются, как научить ребенка выговаривать те или иные буквы. Поэтому для удобства в материале мы будем использовать термин «буква» в значении «звук».

Причины неправильного произношения у детей

Речь – процесс довольно сложный. Он включает в себя работу отдельных мозговых систем и речевого аппарата, которые управляются центральной нервной системой. Соответственно, нарушения этих систем становятся причинами возникновения дефектов речи и неправильного произношения.

Дефекты речевого аппарата:

  • короткая подъязычная связка – затрудняет движение языка;
  • слишком толстые губы или малоподвижная верхняя губа – вызывают трудности с произношением губных звуков;
  • неправильный прикус и дефекты строения челюстей – часто дают картавость и шепелявость;
  • неправильное строение зубного ряда – может вызывать искажения некоторых звуков;
  • нетипичные размеры языка или нёба – нарушают артикуляцию.

Другие причины:

  • нарушение слуха напрямую связано с развитием речи и ее качеством;
  • ослабленность организма на фоне тяжелых соматических заболеваний в период становления речи;
  • нарушение фонематического слуха – неумение различать близкие по звучанию звуки (б-п, д-т).

При наличии перечисленных дефектов следует обратиться к специалисту. Большинство других проблем можно решить в домашних условиях.

Этапы развития речи у ребенка

как научить ребенка выговаривать буквы

Все дети имеют свои индивидуальные особенности развития. Тем не менее каждый возраст характеризуется определенными достижениями, которые важно отслеживать, например:

  • к третьему месяцу у ребенка должно появиться гуление – непроизвольное возникновение звуков (гласных и гортанных согласных);
  • к 6-12 месяцам гуление переходит в лепет – произношение слогов (ба-ба-ба, га-га-га);
  • в год ребенок должен говорить 5-15 простых слов (мама, папа, дядя);
  • в 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет строить простые грамматические конструкции (папа, дай! Кука бух! – кукла упала), словарный запас 80-100 слов;
  • 2 года – 200-400 слов;
  • 3 года – порядка 1000 слов.

С 3 лет начинается интенсивное развитие речи. Ребенок запоминает и без труда воспроизводит новые слова, но не всегда правильно:

  • до 4 лет может смягчать согласные (дь, ть), может заменять свистящие С, З, Ц на Т, о выговаривании Р и Л пока речи не идет;
  • с 4 до 5 лет ребенок перестает смягчать согласные, начинает внятно произносить свистящие, осваивает шипящие звуки;
  • к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки, включая сонорные Р и Л, речь становится богатой, используются сложные речевые конструкции;
  • к 7 годам ребенок владеет речью в совершенстве, что является обязательным условием для дальнейшего освоения школьной грамоты.

Что делать родителям, чтобы речь ребенка развивалась правильно

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и согласно нормам, важно следить за общим развитием ребенка с первых дней его жизни. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в период становления речевых навыков, – чаще с ним разговаривать, развивать мелкую моторику и как можно больше играть.

Мелкая моторика

Связь между развитием мелкой моторикой ребенка и речью объясняется близостью мозговых центров, отвечающих за эти процессы. Разминая пальчики малыша, вы одновременно воздействуете и на речевой центр. Упражнений на развитие мелкой моторики масса:

  • пальчиковые игры (ладушки, сорока-белобока), массаж ручек;
  • игры с песком и крупами (зарыть и откопать предмет, рисование пальчиком по крупе или песку);
  • сортировка и нанизывание бусин;
  • бизиборды со шнуровками, разными видами замков, кнопок, молний;
  • лепка и рисование.

Повышение уровня сложности заданий

Развитие мелкой моторики во многих источниках считается панацеей при отсутствии речи у детей. На самом деле, это не так. Наш мозг устроен таким образом, что для развития ему нужен стресс. Если ребенок ежедневно по несколько часов будет перебирать горох с фасолью, эффективность у таких занятий будет нулевой.

Чтобы дать толчок общему развитию ребенка, задания необходимо постоянно усложнять. Ребенок должен мыслить, использовать разные группы мышц, задействовать слух, зрение, обоняние – тогда его мозг будет развиваться, решая новые для него задачи. А вместе с ним будет совершенствоваться и речь.

Примеры заданий:

  • кидали мяч друг другу – кидайте мяч в корзину – сбивайте мячом кегли;
  • сортировали бусины по размеру – сортируйте по цвету – нанизывайте бусины одного цвета на леску и т. д.

Речевая среда

Важным аспектом своевременного развития речи является нахождение ребенка в активной речевой среде. С малышом постоянно нужно разговаривать: комментировать свои действия, называть предметы, которые вас окружают, читать книги, стихотворения, петь песни и так далее. Все это будет способствовать формированию пассивного словарного запаса, который станет основой будущей речи вашего ребенка.

Сюсюкание

В последнее время логопеды стали обращать внимание родителей еще на одну деталь, оказывающую воздействие на качество речи ребенка, – сюсюкание с ним. Чрезмерное сюсюкание с ребенком действительно может стать причиной неправильного произношения отдельных звуков, но это не значит, что с рождения малышу нельзя говорить ласковые и смешные словечки. Главное – знать меру, тогда это не станет проблемой.

Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно

девочка выговаривает буквы и звуки

Работа над развитием речи требует терпения и системы. Добиться повторения ребенком слогов, слов и предложений и удержать внимание на карточках бывает очень непросто. На помощь приходит игра – особый вид деятельности, через который можно решать речевые проблемы.

При игровом подходе ребенок будет с нетерпением ждать занятий, а эффект не заставит себя ждать – нужные звуки появятся в его лексиконе достаточно быстро.

Чтобы ребенок не переутомился, не занимайтесь с ним дольше 15 минут. Вначале уделите время разминке речевого аппарата, а затем переходите к логопедическим упражнениям. В процессе занятия предложите ребенку смотреть в зеркало, чтобы он лучше понимал, что от него требуют.

Не отрабатывайте одни и те же упражнения больше 5 раз. Это скучно. Ребенок быстро потеряет интерес к занятиям – лучше повторяйте сложные моменты в течение дня.

Совет: детям нравится играть роль учителя, такая практика хорошо закрепляет пройденный материал. Предложите ребенку показать любимой игрушке логопедическое упражнение, и он сам в течение дня будет то и дело повторять его, играя с игрушками.

Разминка речевого аппарата перед началом занятий

Как и любым другим мышцам организма, мышцам речевого аппарата тоже нужна разминка. Мышцы языка, губ и щек нужно разогреть перед работой, поэтому первые 3-5 минут уделите время простым упражнениям:

  • подуть на чай – вытянуть губы трубочкой и сделать долгий выдох;
  • поиграть пламенем свечи – дуть на свечу, не задувая, а играя ее пламенем (контроль выдоха);
  • язык вверх-вниз, влево-вправо, достать языком до носа, до подбородка;
  • упражнение «ням-ням» – широко улыбнуться, провести языком по верхней губе, затем по нижней, спрятать язык, поджав его к небу;
  • говорить тихо, как мышка, затем громко, как медведь, – разогревает голосовые связки;
  • «качели» – высунуть язык, поочередно упереться широкой частью языка то в верхние, то в нижние резцы;
  • «заборчик-трубочка» – широко улыбнуться, сомкнув зубы, затем вытянуть губы трубочкой.

Каждое упражнение повторить 4-5 раз.

Логопедические упражнения для развития речевого аппарата

Мышцы речевого аппарата ребенка развиты слабо – именно это и не позволяет ему правильно выговаривать те или иные буквы. Если регулярно тренировать эти мышцы с помощью специальных логопедических упражнений, к 6-7 годам у ребенка не будет проблем с речью. Вот основные группы упражнений, которыми можно заниматься самостоятельно без помощи логопеда.

На укрепление мышц языка

Упражнения направлены на то, чтобы выработать навык долго удерживать язык в приподнятом положении за верхними зубами. Это необходимо для выговаривания букв «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж»:

  • «жало» – напряженный, острый язык высунуть вперед и удерживать как можно дольше;
  • «лопаточка» – широкий язык уложить на нижнюю губу;
  • «чаша» – широко раскрыть рот, высунуть язык, не касаясь зубов, затем засунуть его обратно;
  • «маятник» – по аналогии с «чашей» водить напряженным языком из стороны в сторону;
  • «лошадь» и «индюк» – имитировать цоканье лошади и крик индюка «бл-бл-бл».
Читайте также:  Таблетки от укачивания для ребенка 3 года

На укрепление корня языка

Упражнения позволяют удерживать язык прижатым к верхнему нёбу для правильного выговаривания букв «г», «к», «х»:

  • покашливание;
  • имитация полоскания горла;
  • резкое, отрывистое произношение гласных а, и, э.

Учимся смыкать губы

Упражнения помогут освоить буквы «б», «п», «м».

  • сжать губами карандаш и описать в воздухе круг;
  • зажать между губами небольшой предмет (фасоль, семечку) и выплюнуть;
  • имитация фырканья лошадки;
  • имитация игры на барабане «бум-бам».

Тренируем щечки

  • надуть одну щеку, затем другую, затем обе одновременно;
  • упражнение «хомячок» – надуть щеки и пережевывать воображаемую пищу;
  • втягивание щек между зубами;
  • перекатывание воды или воздуха из одной щечки в другую.

Учимся выговаривать сложные звуки

как научить ребенка говорить буквы

Если общеразвивающие логопедические упражнения вам не помогли и ребенок неправильно произносит некоторые буквы, не расстраивайтесь – ряд логопедических приемов позволит научить ребенка произносить любую букву.

Буква Р

Самая сложная для произношения буква, которая формируется у детей уже в самом конце становления речи – к 6-7 годам. Впрочем, иногда без логопедической помощи буква Р остается недостижимой на всю жизнь.

Чаще всего ребенок просто «глотает» букву Р (дорога – доога). Реже – заменяет ее другими буквами (рыба – лыба, гыба, дыба) или смягчает звук (дорёга, риба, кряска).

Выговорить букву Р действительно непросто – ее артикуляция достаточно сложна. Необходимо разомкнуть зубы на 4-5 мм, поднять кончик языка вверх ближе к зубам, выгнуть среднюю часть его спинки, а заднюю часть прижать к верхнему небу. При этом языком нужно вибрировать.

Объяснить такую технику ребенку довольно трудно, поэтому лучше регулярно выполнять следующие упражнения:

  • упражнения «качели» и «лошадка» из речевой разминки;
  • рычание тигра – имитация рычания помогает освоить вибрацию и длительный выдох;
  • подражание звуку автомобиля.

Если ребенок хорошо выговаривает букву Д, можно «поставить» ему Р с помощью Д:

  • быстро повторять букву Д (ддддд) – повторение перейдет в вибрацию и даст звук Р;
  • отрабатывать слоги, в которых Р звучит твердо (дру, дро, дрэ), а затем удалить из них Д.

Отрабатывать полученную Р можно карточками со словами на букву Р и скороговорками. Чем младше ребенок, тем проще должны быть скороговорки:

  • на дворе трава, на траве дрова;
  • грянул гром – гроза в разгаре;
  • проворонила ворона вороненка;
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара и Карла украла кларнет (для детей постарше).

Буква Л

Буква Л вызывает немало трудностей при произношении. У части детей Л просто выпадает из речи (лампа – ампа), но чаще всего ее заменяют на У (лампа – уампа), В (лук – вук), Д (лавка – давка), в редких случаях на НГ (лампа – нгампа). Замена буквы Л другими буквами считается нормой у детей до 4 лет.

Техника произношения звука:

  • зубы разомкнуты на 4-5 мм друг от друга;
  • боковые края языка не касаются верхнего нёба;
  • кончик языка заострен и загнут вверх к зубам;
  • голосовые связки вибрируют.

Гимнастика перед постановкой звука поможет языку занимать правильное положение при произношении:

  • упражнения «качели», «лошадка» и «индюк», описанные выше;
  • «гамак» – упереться кончиком языка в верхние зубы и выгнуть язык в форме гамака, задержаться в этом положении;
  • «грибок» – прижать язык к верхнему нёбу, имитируя шапку гриба, уздечка натянута, задержаться на несколько счетов.

После этих упражнений покажите ребенку, как вы произносите эту букву и попросите повторить перед зеркалом. Потренируйте слоги Ла, Лу, Ля, Ли, а затем и слова с буквой Л. Результат закрепите скороговорками:

  • лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • у елки иголки колки;
  • Люда леечку взяла, ландыш Люда полила.

Буква Ш

Шипящие появляются в речи детей ближе к 4 годам. Чаще всего дети заменяют букву Ш на С, реже – на Ф, Х или Т в зависимости от техники произношения и индивидуальных физиологических особенностей.

При правильном произношении буквы Ш зубы необходимо приблизить друг к другу, язык должен принять форму ковша, а губы нужно округлить и выдвинуть вперед.

Упражнения для правильной артикуляции:

  • попросить ребенка растянуть звук С, и в этот момент ложечкой приподнять ему язык к небу;
  • упражнение «согрей ладошки» – округлить губы и сделать долгий выдох в ладоши, не надувая щеки;
  • если ребенок выговаривает букву Р, предложите ему растянуть Р шепотом перед зеркалом и аккуратно остановите вибрацию ложечкой.

Закрепите полученную Ш проговариванием отдельных слогов и слов, используя карточки, а затем переходите к скороговоркам:

  • сшила Саша Саше шапку;
  • у Саши в кармашке шишки и шашки;
  • Маша под душем моет шею и уши.

Буква С

Чаще всего проблемы произношения буквы С связаны с заменой ее на букву Ф (стол – фтол), Т (сон – тон), Ш (сок – шок), З (сила – зила) и даже на ХЛ (салат – хлалат) – при заворачивании языка набок. Если ребенок не умеет контролировать дыхание во время речи, и воздух попадает ему в нос, при произношении буквы С появляется гнусавость.

Техника произношения буквы С схожа с техникой для буквы Ш. Разница – в положении языка: его кончик должен располагаться за верхними передними зубами близко, но не касаясь нёба. Достичь правильной техники помогут упражнения:

  • «заборчик» – расположить зубы друг над другом и сомкнуть их, язык расположить плоско за нижними зубами, губы широко раздвинуть;
  • изобразить тишину звуком «тсссс», растягивая С в конце;
  • посвистеть, высунув язычок между зубами.

Скороговорки для закрепления:

  • ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска;
  • Евсей, Евсей, муку просей;
  • сидит Алеся, с печки ноги свеся.

Буква Ж

Проблемы с освоением буквы Ж возникают при наличии дефектов речевого аппарата или речевого дыхания. При отсутствии физиологических дефектов произношение буквы Ж выравнивается в процессе отработки классических логопедических упражнений.

Для корректного произношения буквы Ж губы нужно округлить и выдвинуть вперед, зубы разомкнуть на расстоянии 1,5-2 мм друг от друга. Кончик языка стремится к краю твердого нёба, между языком и нёбом образуется щель, через которую выдыхается воздух.

Для достижения чистого произношения делаем следующее:

  • кладем ребенку руку на горло и просим растянуть звук Ш;
  • просим усилить громкость – в горле появится вибрация и Ш перейдет в Ж;
  • подробно рассматриваем с ребенком в зеркале правильную технику;
  • просим ребенка растянуть звук З, поднимая ложечкой язык вверх к нёбу – получается звук Ж.

Скороговорки для закрепления:

  • жужжит жужелица, жужжит и кружится;
  • в живом уголке жили ежи да ужи;
  • хорош пирожок – внутри творожок.

Буква К

Проблемы с произношением буквы К возникают нечасто. Как правило, к 4-5 годам у большинства детей формируется правильная техника: зубы разомкнуты, рот приоткрыт, корень языка стремится к небной занавеске, выдыхаемый воздух «взрывает» смычку между корнем языка и занавеской.

Если у ребенка нет ярко выраженных физиологических дефектов, неправильное произношение может быть связано с тем, что малыш «облегчает» себе задачи, заменяя сложную букву К более простой Т.

Упражнения для постановки звука К:

  • покашливание – сначала вслух, а затем шепотом, чтобы добиться чистого звука К;
  • постановка звука К от звука Т – попросите ребенка непрерывно повторять слог «та», в то же время
  • отгибайте ложечкой кончик языка вниз. Сначала «та» перейдет в «тя», затем в «кя» и, наконец, в «ка».

Для закрепления навыка повторяйте:

  • у Кондрата куртка коротковата;
  • котик ниток клубок укатил в уголок;
  • канат у Натки, нитки у Никитки.

Буква З

Свистящие звуки формируются у ребенка к 4 годам. Это звуки «з», «с» и «ц». Важно сразу поставить ребенку правильную технику произношения, иначе проблема может остаться на всю жизнь.

При артикуляции буквы З необходимо приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке, между зубами оставить небольшую щель. Боковые края языка прижать к зубам, а его центр подтянуть к верхнему нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух. Голосовые связки при этом должны вибрировать.

Детям свойственно шепелявить, нарушая технику произношения буквы З, либо заменять ее на Д (зима – дима) или Ж (зуб – жуб). Эти дефекты возможно скорректир?