Ребенок в 3 года не произносит согласные

Информация от моей хорошей знакомой, «комаровской мамочки». Думаю, будет полезна как ориентир к действиям родительницам, чьи дети не говорят. Часто встречаю на сайте переживания мам по этому поводу.

Необходимо обратиться к логопеду, если ваш малыш:
Возраст Тревожные симптомы
12–18
месяцев В 12 месяцев не пользуется жестами (например, не кивает головой в знак согласия и не мотает ею из стороны в сторону, если не согласен);
в 12 месяцев не произносит никакие согласные звуки («п», «б» или другие);
в 15 месяцев не умеет говорить даже двух-трех слов;
в 15 месяцев не говорит «мама» или «папа»;
в 18 месяцев не говорит хотя бы 15 слов.
19–24
месяца В 19–20 месяцев не пытается привлечь ваше внимание к заинтересовавшим его вещам (например, к птичке или самолету в небе);
в 24 месяца не повторяет за другими их слова, не копирует действия;
в 24 месяца не может по просьбе взрослого показать нужную картинку в книге;
в 24 месяца не умеет строить фразы из двух слов;
в 24 месяца не знает, для чего нужны простейшие бытовые предметы: зубная щетка, телефон, вилка…
25–36
месяцев В 26 месяцев не умеет составлять простые предложения из двух-трех слов;
в 36 месяцев не задает вопросов;
в 36 месяцев говорит так, что окружающие не могут понять его и в половине случаев;
в 36 месяцев не произносит согласные в начале слов (например, говорит «Аля» вместо «Галя», или «Ова» вместо «Вова»);
в 36 месяцев не может назвать самые обычные бытовые предметы.
3–4 года В 3 года не понимает коротких инструкций взрослого;
в 3 года не стремится общаться с другими детьми;
в 3 года с огромным трудом отпускает от себя родителей;
в 3,5 года не произносит согласные звуки в конце слов (например, говорит «ко» вместо «кот»);
в 4 года часто заикается (испытывает трудности в произнесении слов или звуков), лицо при этом может искажаться неестественными гримасами;
в 4 года говорит так, что его невозможно до конца понять.

Статья врача-дефектолога.

Идея этой статьи зрела давно. Здесь не будет цитат известных ученых и педагогов, не будет научных выкладок и схем развития. Только информация для размышления.

Комаровские мамы, посмотрите на себя со стороны. Что вы чувствуете, когда сталкиваетесь с очередным вопросом «В 6 месяцев не сидит», «в 8 месяцев еще не появился зуб», «в год не ходит», «в два с половиной года не разговаривает»? Правильно, из загашников достаются транспаранты «Ребенок никому ничего не должен» и «Каждый ребенок развивается индивидуальными темпами». Как никого другого комаровских мамочек раздражают слова «норма», «среднестатестический», «в среднем», «обычно» и т.д. И я вас во многом поддерживаю, но с одной оговоркой: нормы придумали не просто так, их для чего-то внедрили и используют. Вы не задумывались для чего? Правильно, чтобы не упустить патологию. Другой вопрос, что некоторые «специалисты» (я специально взяла в кавычки) не умеют думать и видеть, а некоторые намеренно используют вариативность норм для запугивания мам и извлечения своей меркантильной выгоды.

Да, если у ребенка нет проблем с опорно-двигательным аппаратом или мышечной системой, он рано или поздно научится переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Если у него сформировались зубы, то рано или поздно они вылезут.

Но совсем другое дело речевые нормы. Я часто читаю ваши комментарии, и грустно улыбаюсь. Вы, которые не любите сравнивать своих детей с другими (особенно, если в чем-то уступаете этим другим), мчитесь успокаивать очередную маму неговорящего ребенка, приводя в пример свой, своего ребенка, племянника, соседского сына опыт. Подумаешь, к трем годам не говорит, заговорит, никуда не денется. И вообще, ребенок никому ничего не должен, он развивается в своем индивидуальном темпе. И вот тут находит коса на камень. Многие мамочки, столкнувшиеся с таким индивидуальным графиком развития, храбрятся и хорохорятся все дошкольное детство своего чада. Они убеждают специалистов в том, что их ребенок уникальный, а не среднестатистический, и эти усредненные нормы не для него написаны. Зато когда на горизонте появляется школа, и не просто школа, а спец.школа, вот тут большинство мам задают один объединяющий их вопрос: «А когда мой ребенок станет как все?» или «А он сможет посещать обычную школу?». Время упущено, и приходится не совершенствоваться, а догонять сверстников.

Речевое развитие как часть умственного имеет свои вехи, закономерности и темпы. И, к сожалению, очень редко серьезные отклонения от нелюбимым многими среднестатистических норм остаются без последствий. Речевые патологии очень часто появляются не только из-за медицинских проблем (тяжелая беременность, тяжелые роды, инфекционные заболевания, высокая температура). Все чаще и чаще причиной отклонений оказывается социальная и педагогическая запущенность. Бич конца 20 — начала 21 века: общее недоразвитие речи. В группе, где я была воспитателем из 22 детей у 16 был этот диагноз. И родители их не были алкоголиками или наркоманами. Многие имели высшее образование.

Читайте также:  Ребенку 3 года детсад 4 года

Однажды я поймала себя на одной очень интересной мысли. Если в моем детстве, услышав знакомый сюжет, мы говорили: «А мне мама читала эту сказку», то уже мои воспитанники мне кричали наперебой «А я смотрел такой мультик». А ведь прошло каких-то 25-30 лет. Мамы и папы, бабушки и дедушки пытаются нейтрализовать неуёмную энергию детей любыми доступными им способами, благо способов научный прогресс предоставляет все больше и больше. Только времени на непосредственное общение с детьми уже не остается.

Противоположная сторона крайности – раннее развитие. И не просто раннее развитие, а активное, я бы даже сказала агрессивное. Ребенка так усиленно развивают, что времени на обычное беззаботное детство уже не остаётся.

Бесспорно, мы объединились на этом сайте по одному принципу: мы считаем себя здравомыслящими родителями. Поэтому давайте оставаться такими же здравомыслящими и в комментировании вопросов о речевых проблемах детей, мнимых или явных. И если чужой, невидимый нам ребенок, не говорит к 2,5-3 годам, то давайте не будем легкомысленно успокаивать, что все нормально и никаких проблем нет. Мы не знаем в каких условиях ребенок родился и развивается. Девиз «Лучше перебдеть, чем недобдеть» лучше всего подходит к речевому развитию. Тут совет может быть только один: отправиться к специалисту, пусть он посмотрит и решит. Конечно, если «специалист» утверждает, что может определить у полугодовалого ребенка наличие будущих речевых проблем по способу захвата соска или соски, или «врач» рекомендует те или иные таблеточки-укольчики для улучшения умственного развития, то грош цена таким «специалистам» и их заключениям. Критическое мышление еще никто не отменял.

Источник

Драй Елена
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?

Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? Прежде всего надо знать причину таких трудностей.Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры. Как научить ребенка выговаривать слова?

Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов,необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

Я хочу поделиться своим опытом с родителями. Вот несколько заданий, подобранных по простому принципу — от простого к сложному, которые помогут исправить эту проблему — когда ребенок плохо выговаривает слова:

1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия). Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки.Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный,разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее. Дидактическая игра «Отгадай, что звучало?» Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.

2. Дидактическая игра «Тихо-громко». Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.

3. Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках).Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза, /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.

Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искажены у ребенка). Работа над слоговой структурой слова.

1. Произнесение за взрослым слогов: только гласные (ау-уа-оа и др., открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ, обратные слоги (АП-АП-АП;ОП- АП-ОП (АМА-АМА-АМА, слоги со стечением согласных (КВА-КВА- КВА (ОВТ-ОВТ-ОВТ, сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).

2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами: Дидактическая игра «Попугай». Ребенок вслед за взрослым повторяет слова: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

3. Дидактическая игра «Поймай мяч». Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч.Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.

4. Далее ребенокпроизносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.Чистоговорки: Са-са-са, на носу оса. Ло-ло-ло, еду я в село. Ка-ка-ка, у меня рука. Га-га-га, у меня нога. Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Ва-ва-ва, вот вода. Гуси-гуси — Га-Га-Га. У Бобы были бобы.

Читайте также:  Как давать атоксил ребенку 3 года

5. Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама, Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

6. Дидактическая игра «Что делала Наташа?».Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала, носила.

7. Словесные игры на улице.Включают в себя предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.

8. Упражнение «Что из чего?». Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.

9. «Чей предмет?» Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.

10. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог:КА : мака. ата. соба. соро. ;ДА: пома. побе. пого. шара. ;ДЫ: похо. наря. пара. ;ТА: пала. ребя. каю. защи. рабо. забо. газе. высо. боло. лопа. воро. охо. копы. раке. галле. ;ГА: бума. вата. теле. доро. раду. кура. белу. ;НА: коро. воро. ;ВА :заба. ана. оро. ;МА: пижа. пана. ;ША: копу. кало. поро. афи…

Я надеюсь, что этот материал помог вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!

Источник

Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.

Дислалия бывает:

  • Фонетическая – искажение произношения (Когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
  • Фонематическая – замена звуков (Замена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
  • Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.

Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).

Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:

Сигматизм

Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ

Парасигматизм

Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)

Особенности сигматизма

  • Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  • Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  • Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.
  • Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  • Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  • Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  • Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  • Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  • Раскатистый – форсированное использование языка
  • Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  • Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».
Читайте также:  Кукольный театр на день рождения ребенка 3 года

Параротацизм

Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».

Ламбдацизм

Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  • Гамацизм – звук «г»
  • Каппацизм – звук «к»
  • Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  • Отсутствием звуков «Г» и «К».
  • Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  • Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.

Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  • Ротацизм и ламбдацизм
  • Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  • Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
  • Фонетико-фонематические нарушения
  • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  • Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  • Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Методы устранения дислалии

  • Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
  • Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  • Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
  • Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  • На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.

Источник: https://karkusha.su/dislaliya-narushenie-rechi-u-detey/

Источник