Ребенок в 3 года не правильно отвечает на вопросы

Ребенок в 3 года не правильно отвечает на вопросы thumbnail

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и при необходимости подключать специалистов.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

ВозрастФорма речи
1 – 2 месКрик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 – 3 месПоявляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 – 5 месПопытки повторения слов за взрослым
6 мес – 1,2 годаПроизношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 – 2,2 годаОбъединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 – 2,6 годаНачинается период вопроса: «что это?»
2,4 – 3,6 годаПытается строить предложения с использованием чисел
2,6 – 4 годаАктивно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

ВозрастКоличество слов
1 год9 слов
1,5 года39-100 слов
2 года200-400 слов
3 года1000-1100 слов
4 года1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие – больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково – они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4-5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2-3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка; несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед – проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог – занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог – определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог – выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.
Читайте также:  Ребенок желтеет 3 года

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи – малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций – прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики – здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы – отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений – здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря – показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Источник

Всем здравствуйте! Случайно наткнулась на этот форум во время поиска ответов на свои вопросы по развитию своего сына. Очень надеюсь на дельные советы и подсказки!

Начну с начала – роды со стимуляцией в 41 неделю, роды прошли хорошо, но было двойное нетугое обвитие и кефалогематома, которую удалили через неделю после выписки из род дома.

Сын во время сел, встал, пошёл. Лепет появился рано, тарабарский язык был велик и могуч.

Первые мои переживания появились в 1,5 года, когда я заметила, что ребёнок не всегда отзывается на имя, не выполняет просьбы, нет указательного жеста, не говорил понятным языком (на своём болтал много). Тогда мы отправились к неврологу, который нас успокоил и дал нам ещё 3 месяца на развитие. Спустя 3 месяца ситуация немного улучшилась – стал показывать на картинках то, что я просила, используя указательный палец, на имя откликаться начал постоянно, просьбы простые выполнял (дай, принеси, покажи и т.д.)! Но речи так и не было. Нам прописали пантогам и сказали, что он даст толчок в развитии. Пантогам ли помог или время пришло, но в 2,1 появились первые слова, первое слово было «трактор». С этого времени и начался прогресс в речи, постепенно появлялись новые слова, словочетания. Сейчас в 2,9 он говорит много, практически все выговаривает. В речи использует обращения (мама, папа, тётя Даша, баба Нина и т.д.), глаголы (дай, покажи, пойдём и т.д.), вопросы («мама, что это?»), использует по назначению слова «спасибо» и «пожалуйста». Предложения короткие, например, «мам, пойдём покажу», «пап, ну хватит», «не хочу гулять/спать/есть», говорит что он хочет («хочу компотик/молоко/шоколадку»), но при этом может путать окончания («папа, ушла»)! Делится эмоциями, если на улице увидеть что-то ему интересное (кот, пожарная машина), то тыкает пальцем, говорит что это и ждёт мою реакцию. Понимает эмоции – показывает как плачет или смеется бегемотик и другие животные (в сказке «Айболит»), жалеет когда я плачу! Играет в ролевые игры (машинки у него целуются и разговаривают, может покачать куклу и спеть ей колыбельную). Поёт песни, знает наизусть короткие стишки. На вопросы да/нет отвечает. Просьбы выполняет. Зрительный контакт хороший. Говорит что и где у него болит (поцарапал ножку, ударился головой).

Читайте также:  Ребенку от гриппа и простуды 3 года

Но есть два момента, которые меня смущают:

1. В речи использует только фразы, которые мы ему говорим или он их где-то услышал, но использует их так сказать в тему, а не просто от балды. То есть такое ощущение, что просто заученны они.

2. Не отвечает на абстрактные вопросы. Например, «как тебя зовут?», в ответ либо молчание либо «зовут», при этом если я поменяю вопрос «зовут тебя как?» – опять «зовут». Если покажу на него на фото и спрошу «кто это?», ответит «Миша” Так и с другими вопросами «что ты делал в саду?», «где ты был?» и т.д.

В сад ходим второй месяц, там его хвалят, он хорошо занимается, слушается, спит, сам ест, играет с детьми. Знает почти всех детей по именам, воспитателей и няню тоже.

Мы в Питер переехали недавно, местного невролога посетили, она сказала, что пока все в норме, ждать эффекта от сада и если что приходить в 3 года! Но я не знаю насколько можно ей доверять, с виду она вполне адекватная. Вот и думаю стоит ли поднимать панику и бежать по врачам, которых тоже надо ещё поискать, я имею в виду хороших врачей. Или дать сыну ещё немного времени, т.к. все мои страхи со временем развеиваются и он начинает это делать?!

Извините, что так много текста, что-то прям очень много получилось:-)

Источник

27 октября 2011

Автор КакПросто!

У детей одного возраста способности говорить могут сильно отличаться. В годовалом возрасте одни уже говорят простыми короткими предложениями, а другие только начинают говорить «мама», а то и вовсе общаются звуками. Начиная с 2 лет, дети уже хорошо понимают взрослую речь и потихоньку начинают осваивать ее самостоятельно. Вместе с навыками повествовательной речи дети учатся также отвечать на различные вопросы взрослых. Сами родители могут посодействовать тому, чтобы их малыш быстрее начал говорить и отвечать на их вопросы.

Вам понадобится

  • – Детские книги
  • – любимые игрушки малыша

Инструкция

Больше разговаривайте с ребенком. Старайтесь комментировать все, что вы делаете – как и что вы готовите малышу на завтрак, что и в какой последовательности вы одеваете на него, чтобы выйти на прогулку, что вы видите по пути на детскую площадку. Таким образом, вы развиваете в крохе внимательность к деталям, информацию о различных предметах и живых существах, и, соответственно, развиваете его речь.

Показывайте личный пример. Задавайте малышу конкретные вопросы и сами же на них отвечайте. Делайте это четко и кратко. Поначалу старайтесь отвечать на вопросы однозначно – «да» или «нет». Позже, когда ребенок будет уже давать короткие ответы, вы можете приводить примеры более развернутых ответов.

Больше читайте с ребенком вместе. Информацию из детской литературы – будь то сказки или просто стихи – малыши воспринимают намного легче и глубже. Иначе говоря, «впитывают как губки».

Поиграйте в кукольный театр. В роли кукол могут выступать любимые игрушки крохи. Необходимо взять как минимум 2 игрушки. Придумайте диалог на любую тему. Импровизируйте. Пусть один персонаж задает простые вопросы другому. Постепенно вы можете плавно переключиться на самого ребенка так, чтобы его любимая игрушка начала задавать вопросы конкретно ему.

Хвалите малыша даже за самые маленькие победы – обнимайте его, целуйте, хвалите словесно. Это всегда большой стимул для детей. Однако, не стоит награждать ребенка сладостями или любыми другими материальными ценностями.

Обратите внимание

Наберитесь терпения. Не стоит заставлять ребенка заниматься чтением и постоянно требовать от него результатов. Не ругайте малыша, если он по-прежнему не хочет отвечать на задаваемые ему вопросы. Это должно произойти добровольно.

Полезный совет

Лучше всего дети учатся в игровой форме. В игре можно научить ребенка пользоваться горшком, есть столовыми приборами, а также разговаривать и отвечать на вопросы. Активно используйте в игре его любимые игрушки – малыши часто воспринимают их как своих друзей и доверяют им, а значит, будут также им подражать, как и взрослым.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?

Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Читайте также:  Как помощь на 3 ребенка в 2016 году

Источник

Статья:

По теории Даниила Борисовича Эльконина (психолог советского периода), при нормальном психическом развитии внимание ребенка главным образом сосредоточено либо на эмоциональном общении, либо на предметной деятельности. И у детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года, например. Больше всего малышей сейчас занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, главное – уметь общаться с помощью языка, чтобы в эти игры играть.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:

  • Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
  • Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
  • Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
  • Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
  • Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
  • Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
  • Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);
  • Словарный запас около 1500 слов.

Кроме того, развитие речи у детей 3 лет немыслимо без так называемого словотворчества, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. Именно этот процесс вызывает у взрослых наибольшее умиление, а между тем это говорит о том, что ребенок пытается интуитивно применять законы построения слов, пусть и на свой манер.

Речь ребенка в 3 года: отклонения

У ребенка есть отклонения от нормы, если он:

  • Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
  • Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
  • Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
  • Имеет маленький словарный запас;
  • Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина – мммашина, вместо мультик – мумумультик);
  • Говорит слишком быстро.

Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.

Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.

Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года

Дорогие, мамы и папы, вы не должны оставаться в стороне, вы тоже можете внести свою лепту и поделиться новыми необходимыми знаниями о языке, о мире в целом. А значит, помочь детям развить и улучшить свои речевые навыки.

  • Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;
  • Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;
  • Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);
  • Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;
  • Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;
  • Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;
  • Играйте в сюжетно-ролевые игры;
  • Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;
  • Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;
  • Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;
  • Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);
  • Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.

То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.

Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник