Ребенок в 3 года не лепить

Ребенок в 3 года не лепить thumbnail

Этой весной я прочла пару лучших книг о детском творчестве, которые мне попадались за все время изучения этого вопроса. Благодаря этим книгам я поняла свою очередную грубую ошибку. Спешу рассказать о своих открытиях вам.

На текущий момент детское творчество в большом почете. Доступны разнообразные инструменты, материалы для рисования, творческие пособия, курсы, марафоны и занятия. Все соцсети массово предлагают прокачать, развить творческие способности. Мамы подписываются на десятки, сотни пабликов с эстетичными поделками, водят детей в кружки, надеются, и ждут результатов. И вопреки этим прекрасным, на первый взгляд, условиям один из самых частых результатов – ребенку почему-то становится не интересно рисовать/лепить/клеить. Представляете какая несправедливость! Вот нам бы в нашем детстве все эти распрекрасные краски, карандаши с современными яркими пигментами… Мы бы «ух, ах и а-та-тай», а они… А им «не интересно, видите ли!»

Мало кто понимает, что на самом деле, все это лишь видимость хороших условий для творчества.

1. Атака шаблонов

Рисунки из книги «Освободите слона»

Посмотрите на профили соцсетей с эталонными поделками, которые не каждый взрослый может повторить. Дети чувствуют, что нам не нужно их творчество. Они чувствуют, что взрослые ждут эстетичного результата по образцу… А если не по образцу, то должно быть эстетично для взрослых. А кто вообще решил, что творчество это эстетика? Эстетика чужда детскому творчеству. Детское творчество это про другое. Это про передачу чувств и эмоций с помощью материалов и инструментов. Дети в рамках творческого процесса наделяют материалы для творчества особыми качествами. Таким образом они придумывают/создают новые образы. Детское творчество это про развитие, и его невозможно оценивать с точки зрения эстетики, или с точки зрения сложности.

2. Низкая оценка самостоятельного творчества

Детская поделка может быть совершенно легкой в исполнении, но бесконечно глубокой по замыслу. Очень часто на такие поделки никто не обращает внимания Я сама сотню подобных поделок хвалила мимоходом, откладывала подальше, и показывала ребенку мастер-класс с более сложной и эстетичной поделкой, которую она может выполнить своими силами. Вы только подумайте, насколько часто современные дети недополучают похвалу и внимание за самостоятельное творчество, и в тоже время насколько часто ощущают, что им навязывают поделки/рисунки по образцу. Недооценка ведет к снижению мотивации.

Для эффективного творческого развития детям необходимы внимание и поддержка со стороны родителей. Что же происходит в обществе? Мамы выкладывают в соцсети фотографии самых удачных работ, выполненных ПО ОБРАЗЦУ (результаты мастер-классов и т.п.), в то же время самостоятельные творческие поделки остаются без внимания. По факту этими действиями мы поощряем работу по образцу, и оставляем без поощрения творческий процесс.

Сейчас тренд бодипозитива. И это правильно, потому что не должны быть у всех одинаковые губы, носы, скулы, и т.п. Мы должны учиться любить СЕБЯ, а не переделывать себя под образец в инстаграме. Такая же картина с детским творчеством. Я предлагаю начать в соцсетях тренд публикаций детских самостоятельных творческих работ, которых в интернете стало очень мало. Считаю, что всем родителям пора прекратить выставлять в соцсетях работы, сделанные по образцу (результаты мастер-классов и т.п.) Для ребенка, понимающего смысл соцсетей, важно видеть в профиле родителей фотографии поделок собственной задумки.

Для маленькой Яны я с раннего детства организовываю выставку рисунков на стене. Изначально мы вешали на стену доску и приклеивали картинки к доске. Позже я начала пользоваться подушечками Patafix (my-shop). На выделенную часть стены с помощью подушечек Patafix я рядами приклеиваю рисунки. Patafix не оставляют следов и легко удаляются со стены.

С семи лет я помогаю Яне вести свой профиль инстаграма. Теперь это доска почета творческих задумок Яны. Самые удачные работы я публикую в своем профиле.

Сейчас я радуюсь, что несмотря на годы навязывания шаблонов, Яна любит мастерить что-то свое, зачастую понятное лишь одним психологам )).Практически каждый день она что-то творит, потом рассказывает и показывает нам. На каждый праздник Яна устраивает свои концерты. Она сочиняет и репетирует свои танцы, подбирает под них костюмы, поет песенки, пишет стихи. К своему дню рождению смастерила лэпбук имени себя. И такого очень много!

О трилогии «Как вылепить отфыркивание» Макаровой Е.Г.

В этой статье я попыталась описать типовые ошибки развития творчества. Если ваш ребенок отказывается рисовать, лепить или делать аппликации по шаблону – не огорчайтесь. Возможно, он просто не хочет существовать в рамках, которые диктуют предложенные шаблоны, мастер-классы или преподаватель по рисованию/лепке. Из своего опыта, и не без помощи книг Макаровой мне удалось понять, что шаблоны для детей – словно клетка. Они очень быстро сталкиваются с ограниченностью шаблонов, и теряют интерес к такой деятельности. Елена Григорьевна Макарова все это описывает в своих книгах тонко и подробно.

Читайте также:  Ребенок 3 года много писает

Если статья вам показалась слишком поверхностной, то это так и есть! Я в ней попыталась изложить самые важные тезисы, осознанные мной при прочтении двух томов трилогии «Как вылепить отфыркивание» Макаровой Е.Г.. Мне очень хочется вас познакомить с этими сокровищами. И, конечно, в книгах все написано в 1000 раз лучше! Поэтому я горячо вам рекомендую их:

  • Том 1 «Освободите слона» (labirint)
  • Том 2 «Вначале было детство» (Labirint)
  • Том 3 «Вещность и вечность» (Labirint)

7 лет назад я не осилила эту трилогию. Показалось, важнее другое. Это было ошибкой. Если вы не научились видеть глубину самостоятельного творчества собственного ребенка, если ваш ребенок не любит творческие занятия, эти книги могут стать ключом, который откроет ларчик вашего сокровища с творчеством.

В книгах Макаровой много примеров творческих уроков, во время которых она непрерывно импровизирует. Такие уроки творчества – высший пилотаж для педагога. Каждый ее урок – сочинение новой сказки. При этом Елена Григорьевна тонко чувствует психологию детей, и каждая сказка предлагается для конкретной группы детей под их внутренних мир.

И чтобы вы прониклись несколько выдержек из трилогии: Фрагмент показать скрытый текст

Фрагмент «Увидел-отрази» показать скрытый текст

Фрагмент «Погребение агрессии» показать скрытый текст

Загруженность современных детей

Напоследок акцентирую внимание еще на одном важном факторе отсутствия желания заниматься творчеством. В книгах Макаровой эта тема тоже поднимается, но с меньшим акцентом.

Я очень часто сталкиваюсь с критикой современных детей. Настолько часто, что у меня возникает желание их защищать. Мы (взрослые) сами заполнили пространство детей увлекательными игрушками, гаджетами, развивающими занятиями и после этого жалуемся, что ребенок не хочет рисовать/лепить/клеить аппликации/читать самостоятельно. Для любого занятия требуется выделение времени. Возможно, ребенка нужно разгрузить, разгрузить настолько, чтобы появилось время скуки.

Важно разгрузить ребенка не в пользу телевизора и гаджетов, а в пользу самостоятельного времяпровождения со спортивными снарядами, карандашами, красками и пластилином. Вы удивитесь, но находясь в развлекательном вакууме, в один прекрасный момент ребенок займет себя самостоятельным творчеством. Только если решитесь проводить такой эксперимент, не надо заявлять ребенку о том, что он лишается гаджетов пока не начнет рисовать. В этом случае ребенок еще больше возненавидит творчество. Просто в месте скучания пусть случайно окажутся под рукой карандаши и бумага.

Кстати, время скуки очень важно для детей. Ученые обнаружили, что наибольшая интенсивность загрузки мозга происходит не в момент решения сложных задач, а в моменты отдыха после интеллектуальной нагрузки. Ученые пришли к выводу, что для нормального функционирования мозга организм совершает фоновые сервисные операции. Также было выявлено, что эти операции могут происходить только в моменты максимально разгруженного внимания. Т.е. для полноценного развития детям важно время скучания, в котором отсутствуют раздражители внимания.

Завершение

Знаю, что некоторым в публикации покажется неприятной моя критика современных творческих развивашек. Я очень прошу вас не воспринимать её радикально!

Я не утверждаю, что применение развивашек с шаблонами для рисования, лепки и поделок оказывает один лишь вред. Уверена, что в некоторых случаях именно они могут выручить. Но в целом этот инструмент перечит творческому поиску, ограничивает детей и следовательно, использовать его надо умеренно, и осознанно. Тот же молоток в некоторых случаях может быть очень опасным оружием, а в других необходимым инструментом. Т.е. очень многое зависит от контекста и методики использования.

На этом у меня все! Спасибо за внимание! Пишите свои промахи и успехи погружения детей в творчество! А еще интересно какие книги заставили вас пересмотреть свои взгляды на развитие детей!

  • Книжные обзоры и подборки сайта;
  • Публикации о детской психологии.

Источник

Через месяц будет три года, а рисовать совсем не умеем, только черкаться. Иногда фигуру нарисует типа круг или овал. При этом карандаш держит в кулаке. Пытаюсь вложить в руку карандаш правильно, тут же разжимает пальцы, бросает карандаш и теряет интерес к рисованию. С красками тоже в основном интерес мочить кисточку, никак не может понять последовательность: вода-краска-бумага. В целом уровень нашего развития по возрасту нормальный: строит длинные фразы, пересказывает наизусть отрывки из стихов и сказок, хорошо ориентируется на местности – сразу узнает места, где мы были и вспоминает, что мы там делали. К сожалению, знает, как включаются многие предметы бытовой техники: может самостоятельно вставить и включить диск с мультиком, вставить наушники в нужное гнездо. Строит всякие башни и домики из лего. дорогу пластмассовую собирает. С буквами и со счетом пока не очень: узнает всего несколько букв, считает только до трех. В основном такая у нас проблема: садишься с ним заниматься, а он через пять минут срывается с места и переключается на что-нибудь другое. Это вообще ему свойственно начинать много игр сразу и все бросать. Как его все-таки научить рисовать, считать и буквы узнавать?

Читайте также:  Если ребенок боится горшка что делать 3 года

Пятница

садишься с ним заниматься

вы чего? рано же…

надо просто играть.

играя учить буквы, если вам хочется, играя рисовать – дорогу для машины, крышу для дома и тыпы.

мы ваще первые буквы в трамвае учили, со старшей, на окне рисовали О и губами также О, а потом по немногу и остальное. ТОлько нам это не помогло. ЧСитать стали только в 6, хотя к 2 годам знали многие буквы.

Научитесь называть вещи своими именами! Можно заглянуть в словарь (vetusya)

у меня ваще рисовать не любит.:) не вижу в это ничего страшного на фоне общего уровня развития.

Пятница

садишься с ним заниматься

не надо садиться:) ну чему такому можно научить в 3 года СИДЯ? в этом возрасте лучше идет обучение “мимоходом”:) И ваще, примерно до 3-3,5 лет у детей идет становление предметной деательности, они изучают – что для чего и как работает:) все остальное – учите мимоходом опять же во время действий с предметами:) построил башню – “Ай, какую прочную башню сын из 10 кубиков построил:)! а основание у нее похоже на букву П”:) “А сколько дисков в чейндер входит, ну-ка? раз, два, три, четыре, пять”…. представляете, сколько таких ситуаций за день:)

Все будет хорошо. Вот прямо сейчас!

котёнок™

представляете, сколько таких ситуаций за день

плюс мильон!!!!!!

Научитесь называть вещи своими именами! Можно заглянуть в словарь (vetusya)

Ы! (Ермолаевна)

вы чего? рано же…

пофигисткам в этом топе не место.

Бумс

пофигисткам в этом топе не место.

я пофигист?

хоть имя свое буду знать.

Научитесь называть вещи своими именами! Можно заглянуть в словарь (vetusya)

Ы! (Ермолаевна)

играя рисовать – дорогу для машины, крышу для дома и тыпы.

Так и занимаемся. играя, но быстро это все бросаем. Ходили в ШР, когда нам было еще около двух, не прижились там. Все дети сидят и рисуют, а мой только карандаши разбрасывает, вот и вся игра у него.

Пятница

быстро это все бросаем

так и не будет долго. 5 минут за раз – ДОСТАТОЧНО!!!!

Пятница

Все дети сидят и рисуют, а мой только карандаши разбрасывает, вот и вся игра у него.

были у нас такие тоже. в ШР.

и это НОРМАЛЬНО.

ну не бывает одинаково спокойных детей-людей. Щас дома сидите или садичные?

Если дома, то попробуйте опять в Шр пойти, но делайте все САМИ, сами рисуете, сами лепите, он втянется, когда поймет, что его взбрыки никому не интресны.

Научитесь называть вещи своими именами! Можно заглянуть в словарь (vetusya)

котёнок™

построил башню – “Ай, какую прочную башню сын из 10 кубиков построил! а основание у нее похоже на букву П” “А сколько дисков в чейндер входит, ну-ка? раз, два, три, четыре, пять”…. представляете, сколько таких ситуаций за день

Так и занимаюсь, но думала, может этого недостаточно.

Усидчивость в этом возраст и есть в среднем 5 минут, считать научили дочу шли по лесенкам и считали, дак она потом как отче наш сначала до 10 потом до 20 научилась, хотя сами цифры не как не воспринимает. Уже почти 2 года ходим на кубики зайцева, там дети уже читают, наша же только недавно все буквы освоила, и только сейчас стала понемногу слоги складывать, но я не “парюсь”, нет абсолютно одинаковых детей, и вы непереивайте к школе и читать и считать все равно научится, просто у разных детей это по разному приходит.

многое еще зависит от нервной ситемы. Все у вас нормуль.

у меня деть в 3 года рисовать тока начал- до сих пор помню – нарисовал машинку ванну – ванна на колесах, прикол уржалась его тогдашнему креативу и рисунку ржачному.., причем до этого ну очень мало и коряво , зато потом так пошло, что щас в 5,5 все офигевают, он реально отлично рисует, причем я принципиально не учу его правильному рисованию, что и как, считаю что он должен сам свои фэнтази и методы отыскать и ведь ищет и делает очень хорошо, я лично знаю и методики и сама хорошо рисую, но принципиально не считаю нужным учить методам рисования, это классика но она нужна тока когда деть научился сам рисовать проявив себя, так вот мы и проявляем.. так что прогресс за 2 нгода ваще классный..!Сообщение было изменено пользователем 13-10-2007 в 01:43

  • Раннее развитие
  • Школьники
  • Студенты
Читайте также:  Аллергия ребенку 3 года лечение

Источник

Случалось ли у Вас, когда вы запланировали лепку и уже все приготовили, а ребенок проигнорировал этот творческий момент? Да?! Тогда я думаю Вас заинтересуют мои способы, как увлечь и заинтересовать ребенка лепкой.

Да, да! И у меня возникали такие моменты, когда красиво все выложила, а он чуть ли не попой :).

Итак, в первую очередь, никогда не настаивайте и не принуждайте к тому, что ребенок не желает.

Давайте поговорим о хитростях и уловках, которые мы можем применить:

1. Играя с машинками, куклами, мишками и т.п. мы можем лепить то, что нам требуется в ходе игры. Например, печенье, яблоко, тарелка, цветок, кружка и т.д. Предлагаю Вам самим слепить это для малыша, я уверена, что к слепленной Вами кружке, потребуется конфетка и не одна, поэтому одну конфетку вы можете слепить сами, а другую предложите слепить ребенку. А вдруг мишка пошел в магазин за хлебом и вкусняшкой – слепите булочку, а ребенку предложите слепить пончик.

В нашем случае потребовались овощи и фрукты. Я перенесла игру за стол, по ходу вместе слепили тарелочки, овощи и фрукты, «наелись» сами и накормили животных. Плюс ко всему у нас появился новый герой – снеговик.

2. Сообщите ребенку, что сейчас в гости придет сказочная история, в которой герои живые, они пляшут, поют песни и просто разговаривают. Спросите ребенка: кто, как он думает, к нему придет в гости? Хочет ли он с ними поиграть? Вам необязательно знать песни и декларировать стихи, достаточно нараспев сделать приветствие или песней разговаривать, моему сыну очень нравится, когда диалог ведется песней.

Заранее приготовьте себе материал из которого будете лепить, но так, чтобы ребенок его не сразу увидел. Начините сказку, а по ходу быстро лепите героев, не старайтесь лепить утонченно, детки до 3-ех лет легко улавливают образы. Возьмите пластилин голубого цвета, сделайте колбаску, зубочисткой сделайте глаза, нос рот – вот и дедка, бабка из красного пластилина и т.д. и обыгрывайте сказки. Ребенок захочет взять героев и играть вместе с вами, а сказку будете долепливать уже вместе или предложите ребенку долепить что-то, например, платочек для бабки, усы для детки. Заинтересуйте голосом, движениями, и не важно, что у деда нет лаптей, а у бабки платья…

Я очень люблю сочинять свои истории. Вот слепила омара, Влад сам сделал ноги, начала лепить птицу, он захотел сделать глаза и ноги.

3. Используйте в лепке разные дополнительные материалы, например, природные: шишки, палочки, листочки, кору дерева. Обратите внимание ребенка на шишку, спросите на что она похожа, долепите её до определенного образа, но на этапах лепки не забывайте спрашивать у ребенка «а теперь на что похожа?»…вы подведете его к тому, что он сам догадается, это повысит его уверенность, самооценку и он будет просто счастлив.

Вместе вашему произведению можно что-то долепить. Нашему медвежонку из шишки мы вместе долепили шапку, а шарф Влад сделал самостоятельно, потом горшочек меда, ложку. Сочинила сказку и обыграли её.

Какие материалы можно добавить в лепку, чтобы заинтересовать малыша:

– крупу, можно ассорти, т.е. разную крупу

– макароны разные по форме и размеру

– камушки

– спички, счетные палочки, зубочистки

– орехи, каштаны

– игрушки из киндер сюрприза

– перышки, крупный бисер

– предметы, с помощью которых интересно было бы ставить отпечатки (они есть на кухне у любой мамы :)) )

– бумага

Всем этим дополнительным материалам ребенку захочется дать применение, а если под рукой будет соленое тесто или масса для лепки, т.е. то, что предпочитает ребенок, то я уверена он сумеет их связать.

4. Рисуйте сказку на пластилине. Да, это получается не совсем лепка, зато отличное упражнение на моторику, плюс ко всему можно отщипывать пластилин и размазывать его на листе, расширяя пластилиновое поле для рисования.

Итак, все мои подходы творческие и направлены:

  • на развитие воображения и творческого подхода к ситуации. Важно научить ребенка, как и чем дополнить недостающие элементы в игре. Учим не просто находить уже готовые предметы, а сделать их самих;
  • на развитие речи: рассказываю сказки, истории, они могут быть логическими, а могут быть совсем фантастическими, тем самым развивается нестандартное мышление и не зарождаются стереотипы. Стараюсь вывести на разговор, не засыпаю его вопросами, так как они могут привести к трудностям, а спрашиваю то, что ребенку покажется легким и я с уверенностью знаю, что он с удовольствием ответит;
  • развивается моторика, если вы используете в лепке дополнительные материалы (крупа, орехи, палочки…)

Источник