Ребенок в 3 года не идет на контакт с чужими

Ребенок в 3 года не идет на контакт с чужими thumbnail

Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.

Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.

«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Какой хороший я!

Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».

Стратегия и тактика ваших действий

  • Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
  • Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
  • Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
  • Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером. И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность».

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

Источник

Добрый день!

Моей дочке 3,3 года.С рождения все время проводит со мной и с мужем, бабушек видит редко.С детками на площадке на контакт не идёт, когда была поменьше наблюдала со стороны, сейчас качаетсч на качелях, бегает, но на детей особо не обращает внимание.Очень редко может начать играть с кем то, но больше как исключение.У неё есть двоюродный братик, вот с ним она и играет, и общается.Поход в садик у нас не увенчался успехом.Пробовали частные сады, меня она не отпускает ни на шаг.Сейчас ходим на хореографию уже месяц, где я единственная мама присутствую на занятиях.Ей нравится, упражнения выполняет, но все время отслеживает меня глазами-рядом ли я стою.Я вижу как другие девочки машут своим мамам ручками и мамы уходят, моя же меня не отпускает ни на шаг.При этом дома она может играть самостоятельно, может играть с папой, она не ходит за мной хвостиком.Она девочка творческая -любит и рисовать и клеить, попробовали занятия по рисованию, она сидела до тех пор, пока педагог не решил закрыть дверь в кабинет и в слезах выбежала ко мне.По мед показателям никогда никаких отклонений не было-развивается по возрасту, много говорит, учим стихи, пересказывает сказки, рисует, лепит.Посещаем много детских театров, зоопарков, парков-дома не сидим.В гостях долго таскает меня за руку, осваивается к концу вечера, тогда может играть сама с детками..Нам 3,3-уже пора бить тревогу?Или она это перерастёт?Есть ли какие то показания для общения с психологом?

Хореограф нам сказала, что стоит обратиться к психологу.

Надеюсь смогла описать нашу картину.

Заранее благодарю за ответ

Ребёнок не идёт на контакт (4 ответа)

Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Дочка 3 года, не идёт на контакт с детками

Здравствуйте, Валерия,

Поведение дочки не является каким-то нарушением, требующим лечения. Однако, имеет смысл проанализировать Ваши переживания по вопросу отделения и самостоятельного пребывания дочки в детском саду и на занятиях. Какие у Вас страхи, какие фантазии, хотите ли Вы это изменить или оставить как есть?.. Вопрос обращения к психологу в данной ситуации – исключительно вопрос Вашего желания разобраться в отношениях с дочкой, совет педагога по хореографии не может здесь быть определяющим.

Ребенок отпускает маму тогда, когда мама к этому готова:) 

С уважением,

Хочу вернуть парня, но он не идёт на контакт (3 ответа)

Дорофеева Ольга, психоаналитик в Санкт-Петербурге

 Хороший ответ1 Плохой ответ0

Напишите Ваш вопрос психологу и нажмите на кнопку “Отправить вопрос”

Смирнова Александра Владимировна

Психолог Москва

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам

Здравствуйте, Валерия.

В три года дети действительно начинают проявлять большую самостоятельность, сепарируясь от мамы. Но это двусторонний процесс. И мама и дочка должны быть к этому готовы. Насколько вы чувствуете потребность в том, чтобы “отпустить” дочь. Насколько вы чувствуете себя комфортно в кругу незнакомых людей, много ли у вас друзей?

По поводу общения дочери с другими детьми. От трех до семи лет ведущий вид деятельности ребенка – ролевая игра. Благодаря игровым приемам ребенок стремится к самостоятельности, примеряет на себя роль взрослого и моделирует их в межличностных отношениях. Взаимодействуя с другими детьми, ребенок получает навык общения, который в будущем ему очень пригодится. Поэтому нужно способствовать большему общению ребенка с другими детишками. Это важный этап развития, т.к. за ним следует учебная деятельность, и ребенок должен как следует к ней подготовиться и проиграть различные жизненные сценарии.

С уважением.

Почему ребёнок не идёт на контакт? (2 ответа)

 Хороший ответ4 Плохой ответ1

Рожкова Мария Александровна

Психолог Москва

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам

Здравствуйте, Валерия!

Вы с дочкой очень привязаны друг к другу. Большую часть времени дочка проводит с Вами. Вы много занимаетесь с ней, учите стихи, рассказываете сказки, рисуете, лепите, ходите в театры, зоопарк и т.д. Вы много вкладываетесь в развитие ребенка, это заслуживает большого уважения. Такая взаимная привязанность влияет на состояние и поведение дочки, когда Вы расстаетесь, даже ненадолго. Это в свою очередь влияет и на Вас.

Как Вы сами переживаете расставания с дочкой? Какие эмоции, чувства Вы испытываете, когда дочки нет рядом? Отпускаете ли Вы ее свободно, когда надо расстаться, например, на время занятий?

Часто дети считывают эмоциональное состояние родителя и в ответ реагируют подобным поведением, тревогой, капризами, слезами. Вероятно испытываемая тревога дочки – это и Ваша тревога.

Если Вы сами будете спокойны, то и дочка иначе будет себя вести, легче будет воспринимать расставание с Вами.

Обидела парня, не идёт на контакт (1 ответ)

Рожкова Мария, психолог, системный семейный психотерапевт в Москве

 Хороший ответ1 Плохой ответ0

Источник

Часто бывает, что родители замечают за ребенком в возрасте 2-3 лет страх и нежелание играть с другими детьми.

При всех попытках его подтолкнуть к общению, ребенок ударяется в плач либо просто убегает.

“Но скоро ему идти в сад, а умения налаживать коммуникацию с другими детьми у ребенка нет.” Родители начинают сильно переживать, что с ребенком то-то не в порядке. Вдруг у него возникнут проблемы в отношениях с другими детьми в коллективе?

Часто родители, которые сильно переживают из-за этого, сами имели проблемы в общении в коллективе и хотят обезопасить малыша от таких проблем.

Для начала необходимо усвоить, что отсутствие желания играть ВМЕСТЕ с другими детьми в возрасте до 3 лет – норма.

Активный возраст, когда ребенку нужны партнеры его возраста для сюжетно-ролевой игры и игр по правилам  начинается с 3 – 3.5 лет. В этом возрасте у детей уже начинают появляться необходимые социальные навыки для того, чтобы организовать игру.

Поэтому до 3 лет ребенку вполне может быть достаточно для игр близких людей или себя самого, поэтому он не хочет идти к другим детям и не понимает, зачем это нужно. Он может охотно играть с детьми старше его или взрослыми, которые могут направить его игру в нужное русло. А вот сверстники в основном представляют для него интерес только, если у них есть что-то для него интересное: например, новая игрушка. Поэтому максимум, чего можно действительно ожидать от ребенка в возрасте 2-3 лет: чтобы он играл РЯДОМ с детьми и иногда делился / обменивался с ними игрушками.

Тем не менее на детской площадке родители видят много детей, которые, как им кажется, играют вместе: создается ощущение, что ваш “некоммуникабельный” ребенок – изгой. От этого родители начинают волноваться и даже давить на ребенка, насильно подталкивая его к общению. Это вызывает иногда бурю негативных эмоций с обеих сторон и может лишь усугубить ситуацию.

Ошибкой также является попытка “приукрасить” радость от общения с другими детьми. “Смотри, как весело играть вместе!”. Некоторые мамочки буквально сами залезают в песочницу и начинают “показывать пример”. Но даже маленький ребенок способен раскусить эту фальш и в лучшем случае это вызовет у него лишь недоумение. Так что переигрывать не стоит.

Несомненно есть дети, которые с рождения готовы иди на любой контакт. Новые правила игры и незнакомые люди их не пугают. Но это скорее исключение из правил. Для подавляющего числа малышей до 3 лет комфортно сначала освоиться, понаблюдать за новыми людьми, понять, чего от них ждать, а уже только потом идти знакомиться.

Лучшее, что могут делать родители в ситуации, когда ребенок не хочет идти к детям – оставаться на комфортной для ребенка дистанции, но все же стараться не уходить с детской площадки. Пусть малыш наблюдает за другими и делает то, что ему нравится. В определенный момент он сам будет готов к общению с другими детьми.

Также не стоит все время “дежурить” на детской площадке. Чем чаще вы будете менять обстановку и давать ребенку видеть новых людей и места, тем лучше.

После 3 лет дети обычно идут в сад или начинают посещать какие-то групповые занятия, где процесс овладения коммуникативными навыками ускоряется. Обычно в возрасте 3-4 лет проблемы с коммуникацией уходят сами собой, если у ребенка нет каких-либо серьезных психологических отклонений.

Понравилась статья? Палец вверх! ???? Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

???? Как понять, что ребенок готов к школе?

???? Почему ребёнок смотрит одно и то же видео по 100 раз? Это нормально?

???? Как НЕ НАДО хвалить ребёнка?

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????

???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????

Книга 100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя – от 299 руб.!

Источник