Ребенок в 3 года не говорит вообще только на своем языке

Ребенок в 3 года не говорит вообще только на своем языке thumbnail

Каждый ребенок развивается и приобретает навыки, умения. Родителям нравится наблюдать за этим процессом. Но не всегда они могут своевременно заметить отклонения, проблемы в развитии.

Если ребенок в 3 года говорит на своем языке, то это повод для беспокойства. Это проявление задержки речевого развития, психических болезней. Консилиум специалистов поставит точный диагноз.

Общая информация

В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, простая фраза появляется в год. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Происходит это по разным причинам.

В три года речь ребенка характеризуется:

  • предложениями из 3-4 слов;
  • используется единственное и множественное число;
  • соотношением слова и предмета;
  • простыми предлогами;
  • способностью последовательно изложить события;
  • появляются прилагательные, наречия, местоимения.

Неправильное звукопроизношение (отсутствие шипящих, свистящих звуков) не должно вызывать тревогу. Эти группы появятся позже в речи, органы артикуляции не готовы к их воспроизведению.

Отставаний в физическом развитии не наблюдается, малыш начинает сидеть, вставать на ножки, ходить в положенные сроки. Единственное, что у него отмечается – отсутствие речи либо использование непонятных слов, так называемого «птичьего языка». Ребёнок произвольно соединяет звуки, комментирует все действия, но никто не понимает его.

Пример подобной речи: «на гокажи» переводится как «машина едет гонку». Малыш произвольно использует слоги, переставляет их, искажает звуки.

В детском возрасте отмечаются эхолалии, то есть ребенок говорит, как эхо, повторяя последний слог слова: «Ма-ша» превращается в «…Ша». Все это свойственно задержке речевого развития (ЗРР).

Дети с проблемами в речевом развитии понимают обращенную речь, показывают указательным жестом на предметы, картинки, людей.

Причины нарушения

У специалистов нет единого мнения по поводу того, почему нарушается речевое развитие. Условно выделяют две группы факторов: биологические и социальные.

К первым относятся болезни отца и матери, патологическое течение беременности, родов, первого года жизни малыша. Младенец чувствителен к окружающей среде, инфекционные болезни, травмы вызывают нарушения работы головного мозга.

Гипоксия, асфиксия опасны кислородным голоданием. Отсутствие кислорода в течение длительного времени приводит к отмиранию нервных клеток. Во время родов неправильные действия акушерки приведут к травмам шеи, головы – это негативно сказывается на сосудах. Недостаточное поступление крови к мозгу отрицательно влияет на его функционирование.

Плохая экологическая обстановка оказывает негативное влияние на малышей. Выбросы вредных веществ проявляются не на родителях, а на их детях. Поэтому после серьезных катастроф (горящие леса в Подмосковье в 2010 году) наблюдается всплеск рождаемости детей с патологиями нервной системы.

Развитие мозга до конца не изучено. Специалисты уделяют большое внимание социальным факторами. В детском возрасте малыши восприимчивы к окружающей среде. Сюсюкающий язык взрослых недопустим, так как дети легко перенимают образец.

Отсутствие социальных контактов, ограниченность, увлечение телевизором приводит к задержке речевого развития. Ребенок начинает развлекать себя сам, придумывает свой язык. Без обратной связи в лице родителя он не будет его совершенствовать.

Разделение диагнозов

Постановка правильного заключения позволяет подобрать точный коррекционный маршрут. Он помогает полностью излечить болезнь, давая возможность ребенку пойти в обычную школу.

Разговаривать на своем языке ребенок может из-за психиатрических проблем. Шизофрения редко стартует в дошкольном возрасте, чаще дебютирует в подростковом периоде на фоне гормональных потрясений.

Шизофрения и аутизм не одно и то же. Второе никогда не перетекает в первое. Эти болезни имеют разные симптомы, прогнозы, лечение.

Сложно диагностировать шизофрению у детей. В течение месяца должны наблюдаться:

  • странные фантазии, ребенок не проводит грань между реальным и выдуманным миром;
  • необоснованные страхи;
  • ухудшение навыков бытового и социального спектра;
  • бессвязная речь;
  • немотивированная агрессия;
  • контрастные рисунки.

Диагноз ставится психиатром после длительного наблюдения, ряда тестов. При правильной организации жизни ребенка приступы удается снизить, возникает ремиссия. Для этого убирают стрессы, активную деятельность, соблюдают режим дня.

Без своевременного лечения вторично развивается умственная отсталость. В трехлетнем возрасте появляются признаки асоциального поведения.

При аутизме ребенок концентрируется на внутреннем мире. Он придумает личную систему правил, ритуалов, четко следует ней. Речь бессвязная, понятна только ему, в контакт не вступает. С раннего возраста заметна:

  • молчаливость;
  • избегание зрительного контакта;
  • негативная реакция на прикосновения.

С годами степень выраженности дефекта становится сильной. В тяжелых формах больной полностью замыкается в себе, не пользуется речью, не вступает в социальные контакты.

При дизартрии проблемы возникают только с произносительной стороной речи. Дети искажают звуки, меняют их на простые фонемы, но речь их относительно понятна для окружающих. Они пользуются фразой, частями речи, могут сказать что хотят.

При алалии ребенок не разговаривает либо ограничивается звукоподражаниями. При сенсорной форме не реагирует на обращенную речь, не воспринимает ее, не пользуется указательным жестом. При моторной выполняет инструкции, но не говорит. При обследованиях мозга видны поражения зоны Брока или Вернике.

При задержке речевого развития отмечается незрелость коры головного мозга, которая проходит самостоятельно. Стоит ребенку пойти в садик, как его словно прорывает, он начинает активно болтать. При алалии такое невозможно.

Грамотная постановка диагноза важна для выстраивания коррекционной работы. В отечественной дефектологии принят комплексный подход. Поэтому используют помощь специалистов медицинского, психологического, логопедического профиля.

Логопедическая диагностика

Проблемы с речью редко видны с рождения. Задержка, нарушения развития становятся очевидными к трехлетнему возрасту. Если к этому периоду не наблюдается улучшений, речь малопонятна окружающим, родителям необходимо показать ребенка логопеду.

Нельзя затягивать с визитом к специалисту. Ранняя постановка диагноза, своевременная помощь повышает вероятность положительного исхода, полного излечения.

Логопед играет с малышом, показывает ему предметы, изучает степень понимания обращенной речи. Фиксируется количество звуков, слов в речи, наличие искажений слоговой структуры.

Обязательно собирается анамнез: болезни родителей, течение беременности, развитие в первый год жизни. Изучается обстановка в семье, климат, модель воспитания.

Для обследования трехлетних детей не используют картинки, так как им сложно их воспринимать. Специалист проводит диагностику только в ходе игры.

Обязательно назначается консультация невролога, психиатра, сурдолога. Они проверяют наличие органических проблем, при необходимости рекомендуют лечение. При проблемах со слухом требуется иная помощь, чем при задержке речевого развития.

Из методик обследования назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ, УЗИ церебральных сосудов. Это позволит определить органические изменения и затруднения кровообращения. Для стимуляции работы мозга назначают медикаментозное лечение.

Психолог изучает состояние высших психических функций – памяти, мышления, внимания. При необходимости проводится специальная работа по их развитию.

Коррекция проблемы

При проблемах с речью ведущая роль в работе отдается логопеду. Его задача воспитать речевую активность. Для этого проводятся специальные занятия, где в ходе игр стимулируют процесс говорения.

Для выработки правильного произношения слов начинают со звукоподражаний, простых слов: мама, папа, дай, баба, няня и т. п. Ребенку дают куклу, потом логопед просит ее вернуть: «Маша, дай».

Вводятся в речь глаголы: «лови», «неси», «кати». Для их усвоения хорошо подойдут игры с мячом. Методика Новиковой-Иванцовой позволяет исправлять нарушения слоговой структуры слова.

Проводится сенсорная интеграция. Взаимодействие с разными материалами стимулирует нервную систему. В таз насыпают крупную фасоль, крупу, каштаны и среди них прячут маленькие игрушки. Перебирание мелких предметов стимулирует мелкую моторику и соответствующую зону головного мозга.

Участие родителей обязательно. В домашних условиях они являются образцом речи для ребенка. Они правильно называют предметы, четко проговаривают слова, поправляют малыша.

Логопед учит ребенка строить простую фразу из 2-3 слов, работает над четкостью произношения слов, расширением активного словаря. После этапа закрепления переходят к следующему: коррекции звукопроизношения, введению частей речи, местоимений.

Читайте также:  Кто делал общий наркоз ребенку 3 года

Прогноз

Чем раньше поставлен диагноз, начата коррекционная помощь, тем больше шансов на полное излечение. Средняя длительность лечения около трех лет. Обязательно нужно комплексное сопровождение специалистов.

Занятия с логопедом должны быть пять раз в неделю. Поэтому ребенка лучше переводить в специализированный детский сад. Родители каждый день занимаются с дошкольником, выполняют рекомендации специалистов.

В тяжелых случаях проблемы с устной речью провоцируют нарушения письма и чтения. Иногда детям с подобными дефектами приходится идти в коррекционную школу пятого вида (для лиц с тяжелыми речевыми нарушениями).

Источник

Добрый день, моему сыну 3,4 он разговаривает на своем тарабарском языке. В садик не ходит, т.к мы переехали и здесь для нас нет мест. Ходим к неврологу, прописали кванил в сиропе и аминалон, Поделитесь если у вас были такие дети и как вас лечили и когда заговорили.

Тема закрыта Тема скрыта Пожаловаться

ОтписатьсяПодписаться

Комментарии

95

Света Боровик22 декабря 2014, 17:26

у меня рот целый день не закрывается, я разговариваю без умолку, мне даже раз сказал врач не говорит потому что мама все за него говорит, палка двух концов

История переписки2

Так разговаривайте С ребенком а не ЗА него) и ждите ответа)

STAr☆че22 декабря 2014, 17:53

Так разговаривайте С ребенком а не ЗА него) и ждите ответа)

История переписки3

и так пробовали он не отвечает, как будто не к нему обращаются,

Света Боровик22 декабря 2014, 22:02

и так пробовали он не отвечает, как будто не к нему обращаются,

История переписки4

старайтесь предлагать выбор во всем- что будешь пить, чай или какао? лепить или рисовать?купим шоколад или мармелад?

STAr☆че22 декабря 2014, 22:07

старайтесь предлагать выбор во всем- что будешь пить, чай или какао? лепить или рисовать?купим шоколад или мармелад?

История переписки5

он просто берет то что ему надо тоесть и шоколад и мармелад, спрашиваю его что ты будешь сок или молоко, он начинает психовать в итоге или истерика или просто уходит молча,

Света Боровик22 декабря 2014, 17:26

у меня рот целый день не закрывается, я разговариваю без умолку, мне даже раз сказал врач не говорит потому что мама все за него говорит, палка двух концов

История переписки2

у меня рот целый день не закрывается, я разговариваю без умолку, мне даже раз сказал врач не говорит потому что мама все за него говорит, палка двух концов

неа, не поэтому, моя дочка уже может меня переговорить…вы просто паузы иногда делайте и предлагайте именно общаться

Донна "Душа в горошек"В ответ на STAr☆че22 декабря 2014, 18:14

STAr☆че22 декабря 2014, 17:11

Почему все считают детский сад панацеей для неразговаривающих детей, не задумывались?

Потому, что ребенок попадает в среду, где ему нужно говорить, чтобы его поняли. Нужно создать эту среду у себя дома, то есть просто перестать понимать ребенка с полузвука.

не всем и не всегда. Мой так отказывается вообще говорить.

Но , ДА, для детей с проблемами развития речи сад не панацея. Если есть отклонения нужен врач, а не компания.

Моему сад несколько помогает, но не могу сказать, что прямо-таки заговорил.

Донна "Душа в горошек"22 декабря 2014, 18:14

не всем и не всегда. Мой так отказывается вообще говорить.

Но , ДА, для детей с проблемами развития речи сад не панацея. Если есть отклонения нужен врач, а не компания.

Моему сад несколько помогает, но не могу сказать, что прямо-таки заговорил.

История переписки2

мой тоже, а сколько вам?вы ходили к неврологу?

STAr☆че22 декабря 2014, 17:11

Почему все считают детский сад панацеей для неразговаривающих детей, не задумывались?

Потому, что ребенок попадает в среду, где ему нужно говорить, чтобы его поняли. Нужно создать эту среду у себя дома, то есть просто перестать понимать ребенка с полузвука.

к неврологу ходят не просто так, значит есть предпоссылки…тяжелые родызаболевания в ранний период развитияпрививки и пр. и пр. и пр.

natasha-snipers22 декабря 2014, 22:23

к неврологу ходят не просто так, значит есть предпоссылки…тяжелые родызаболевания в ранний период развитияпрививки и пр. и пр. и пр.

История переписки2

если только прививки, ни тяжелой беременности ни тяжелых родов,ни заболеваний., у меня правда папа долго молчал не разговаривал вот думаю может гинетика

Слишком мало исходных данных. Как протекала беременность, роды и первый год жизни? Были/есть проблемы по неврологии? Исходя из этих данных можно что-то сказать. Посетите логопеда, ЛОРа и стоматолога.

Слишком мало исходных данных. Как протекала беременность, роды и первый год жизни? Были/есть проблемы по неврологии? Исходя из этих данных можно что-то сказать. Посетите логопеда, ЛОРа и стоматолога.

беременность на ура была, роды тоже правда крупноватый 3,880 57см, лейкоциты были повышены на 6 месяце на сохранении из за этого лежала. У меня – резус а у ребенка +, т.к. не правильно сделали анализ крови(ошиблись)поставили у меня + резус, выяснилось при 2 беременности что у меня -резус

Света Боровик22 декабря 2014, 17:30

беременность на ура была, роды тоже правда крупноватый 3,880 57см, лейкоциты были повышены на 6 месяце на сохранении из за этого лежала. У меня – резус а у ребенка +, т.к. не правильно сделали анализ крови(ошиблись)поставили у меня + резус, выяснилось при 2 беременности что у меня -резус

История переписки2

Резус-фактор на речевое развитие особо не влияет. Ищите логопеда для начала для консультации. И наблюдайтесь у невролога.

Резус-фактор на речевое развитие особо не влияет. Ищите логопеда для начала для консультации. И наблюдайтесь у невролога.

История переписки3

говорят влияет если был резус конфликт

Света Боровик22 декабря 2014, 22:04

говорят влияет если был резус конфликт

История переписки4

У моей мамы резус -, у отца +, я начала слова говорить в 6 мес, фразы в 8, говорила к году, в 1,6 стихи наизусть расказывала, было ускоренное психическое развитие. Сестра тоже без проблем заговорила. Также про низкое АД во время Б, у кого-то оно никак не влияет, а у меня очень даже повлияло.

марго22 декабря 2014, 17:14

У меня такой сын был, наблюдались у невролога, занимались с логопедом, в пять лет прилично говорили, к школе все проблемы решили.

Пока просто наблюдаю22 декабря 2014, 17:18

У меня внук, практически, молчал до 3,5 лет……летом этим( 4 будет в январе) заговорил ясно ,четко и много….)Сейчас не знаю,что лучше…)

Читайте также:  Корабль для ребенка 3 года

LUCKY, 1 ребенок22 декабря 2014, 17:18

племяннице 2,2 говорит вполне понятно, в сад не ходит, племяннику 6, тоже рано заговорил, а вот кресник в 4 плохо говорил, в логопедическую группу ходили, в школу в 8 лет только пошел,

STAR22 декабря 2014, 17:20

Хорошего невролога, который назначит правильное обследование, нужные препараты и будет смотреть ребенка в динамике. Занятия с логопедом – дефектологом. (Работаю в садике логопедом – дефектологом. Сейчас, к сожалению, очень много таких неговорящих деток).

STAR22 декабря 2014, 17:20

Хорошего невролога, который назначит правильное обследование, нужные препараты и будет смотреть ребенка в динамике. Занятия с логопедом – дефектологом. (Работаю в садике логопедом – дефектологом. Сейчас, к сожалению, очень много таких неговорящих деток).

коллеге – огромный привет и терпения в нашем нелегком, но таком нужном труде!

natasha-snipers22 декабря 2014, 22:25

коллеге – огромный привет и терпения в нашем нелегком, но таком нужном труде!

История переписки2

Спасибо! Мы вот сейчас временно на отдыхе. (хотя, что твориться с этим объединением(((. Я уже скучаю по своим деткам. Вам тоже терпения, хороших результатов)))

STAR23 декабря 2014, 11:57

Спасибо! Мы вот сейчас временно на отдыхе. (хотя, что твориться с этим объединением(((. Я уже скучаю по своим деткам. Вам тоже терпения, хороших результатов)))

История переписки3

я тоже – но только в отпуске очередном, “догулять” надо. спасибо, и вам!)))

Света, 2 ребенка22 декабря 2014, 17:28

слух проверьте, и не у ЛОРа, а у сурдолога. аудиограмму сделайте

Света22 декабря 2014, 17:28

слух проверьте, и не у ЛОРа, а у сурдолога. аудиограмму сделайте

у сурдологу направляют, если есть нарушение восприятия речи, чтобы исключить нарушение сенсорики, ну, или подозрения на аутичные элементы (это сложнее), из комментов автора я поняла, что с пониманием и выполнением инструкций проблем нет

natasha-snipers22 декабря 2014, 22:27

у сурдологу направляют, если есть нарушение восприятия речи, чтобы исключить нарушение сенсорики, ну, или подозрения на аутичные элементы (это сложнее), из комментов автора я поняла, что с пониманием и выполнением инструкций проблем нет

История переписки2

Слуховые тесты надо делать в идеале после кажого простудного заболевания. Ребенок может слышать плохо из за лор проблем. например. Наш случай. Один слуховой тест хороший, а потом 4 плохих. Плохо слышит – задержка речевого развития. Слуховые тесты стали хорошие только к 4 годам. А у дочки наоборот. До 4 лет тесты хорошие. А сейчас плохие. Отправили на удаление аденойдов.

Минона25 декабря 2014, 01:47

Слуховые тесты надо делать в идеале после кажого простудного заболевания. Ребенок может слышать плохо из за лор проблем. например. Наш случай. Один слуховой тест хороший, а потом 4 плохих. Плохо слышит – задержка речевого развития. Слуховые тесты стали хорошие только к 4 годам. А у дочки наоборот. До 4 лет тесты хорошие. А сейчас плохие. Отправили на удаление аденойдов.

История переписки3

подтверждение – у вас были предпосылки к “походам” к сурдологу

Источник

В психическом, эмоциональном и речевом развитии наши детки последовательно проходят несколько этапов. Но проходят они их по-разному, что и создает путаницу для обеспокоенных родителей. Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые, неврологи и педиатры могут оценивать развитие крохи. Однако на них существенно влияют разные факторы: протекание беременности и родов, образ жизни, даже пол ребенка. Принято считать, что мальчики развиваются несколько медленнее девочек и чаще имеют проблемы с речью. Как же понять, является ли отклонением, если ребенок в 3 года совсем не говорит или делает это очень плохо?

Почему ребенок – молчун?

Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет. Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).

Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше. Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2-3 года для этого оптимален. А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.

Не думайте, что постоянное «общение» малыша с телевизором поможет ему заговорить. Совсем нет. Доказано, что ребенок учится разговаривать только во время постоянного живого общения с окружающими.

По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).

Физиологические факторы

  • Самая частая причина – снижение слуха. Если ребенок не слышит окружающих людей, то он не сможет сам научиться говорить. Хотя при этом он может различать другие звуки и ориентироваться в них, поэтому родители долгое время ничего не подозревают.
  • Нарушение строения органов ротовой полости. Такие проблемы создают механическое препятствие для нормального произнесения. Это могут быть увеличенные аденоиды, короткая уздечка языка, расщепление нёба.
  • Общее отставание в развитии, обусловленное недоношенностью малыша. При этом степень отставания зависит от срока недоношенности и сопровождается отставанием в других сферах (они тоже «дозревают» с опозданием).
  • Наследственная предрасположенность. Если у ребенка были родственники с задержкой речевого развития, то, скорее всего, малышу она передастся в более сложной форме. Поэтому думать, что время не пришло и малыш заговорит после трех лет (а может быть, и четырех), в данном случае большая ошибка.
  • Отклонения в развитии головного мозга или нервной системы. Такие нарушения требуют самой серьезной и сложной работы по выявлению и коррекции.

Психосоциальные факторы

  • Психотип «созерцателя». Такие детки погружены в себя, в свои мысли и созерцательное познание мира. Заговаривают они всегда позже.
  • Отсутствие мотивации. Если ребенка чрезмерно опекают, бегая перед ним и спеша выполнить малейший каприз, он просто не хочет разговаривать, потому что в этом нет надобности: ему и так все обеспечат.
  • Дефицит общения. Если ребенок часто предоставлен сам себе или воспитывается скупыми на слова дедушкой или бабушкой, ему просто не хватает речевого примера.
  • Феномен близнецов. Такие дети всегда начинают говорить позже, ведь они прекрасно понимают друг друга и без слов.
  • Педагогическая запущенность. Обычно она характерна для неблагополучных семей, где дети практически не воспитываются, с ними никто не занимается.

Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.

Речевые ориентиры и «тревожные звоночки»

Чего должен достичь в речевом плане ребенок в 3 года? Сегодня принято считать нормой следующее:

  • словарный запас малыша колеблется между 300 и 700 словами, понимать он может до 1500 слов;
  • он говорит правильными предложениями из 3-5 слов с подлежащим и сказуемым, хотя еще возможны ошибки в согласовании;
  • малыш использует существительные, глаголы и прилагательные;
  • может назвать свое имя, пол, возраст;
  • использует в речи обобщающие слова (одежда, посуда, звери);
  • правильно выговаривает большинство звуков, за исключением шипящих, свистящих, [р] и [л].
Читайте также:  Если ребенок не говорит в 3 года как разговорить

Зачастую случается, что ребенок разговаривает плохо, но все понимает, выполняет все просьбы, узнает своих близких и реагирует на них, активно общается и вроде развивается в остальном на уровне сверстников. Тогда врачи говорят, что пока беспокоиться не следует.

Когда же нужно волноваться? Насторожить должно следующее:

  • ребенок в 4 месяца не проявляет оживления при появлении взрослых, не улыбается им, не гулит;
  • к 7 месяцам в его речи не появилось первых повторяющихся слогов;
  • в 18 месяцев кроха произносит только слоги, не говоря слов, не понимает обращений и простых просьб;
  • к 2 годам его лексикон составляют только несколько простейших слов;
  • в 2,5 года малыш произносит не больше 20 слов и не составляет их в предложения;
  • к возрасту 3 лет не знает названий частей тела, не понимает простейших объяснений;
  • говорит «на своем языке» (если в 3 года ребенка может понять только его мама – это точно не норма).

Не слушайте досужую соседку, у которой сын «заговорил разом в 5 лет и ничего страшного». Так вы безнадежно потеряете время. Старайтесь найти корень проблемы, пока время не упущено.

Ждем или не ждем?

Уже говорилось, что 2-3 года – оптимальный возраст для коррекции речевых проблем у детей. Чем больше вы затягиваете ситуацию, тем более весомыми будут последствия.

В любом случае, если ребенок в 3 года не говорит даже простейших предложений – это веский повод, чтобы обратиться к специалистам.

Важно провести комплексное обследование малыша у педиатра, невролога, психиатра, оториноларинголога, психолога, логопеда-дефектолога. Специалисты назначат различные виды обследований всех сфер развития неговорящего ребенка. Так можно будет нарисовать точную картину происходящего, найти причину и составить план ее устранения.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что лечение может продлиться довольно долго. Но на ранних стадиях оно всегда более эффективно. Поэтому стоит набраться терпения.

Если вам не удастся найти логопеда или дефектолога, специализирующегося на работе с детьми раннего возраста, занимайтесь с малышом самостоятельно. Это в любом случае будет лучше, чем ничего.

Как играть с неговорящим ребенком?

Следующие советы помогут родителям проводить развивающие занятия с маленьким молчуном.

  • Важно постоянно говорить с ребенком, много читать ему сказок, потешек, стишков, сопровождая свою речь выразительными интонациями.
  • Создавайте ситуации, при которых ребенку приходится обращаться к взрослым, объясняя, чего он хочет.
  • Развивайте мелкую моторику. Рисование, лепка, перебирание круп, гороха, фасоли, нанизывание больших бусин, застегивание молнии, кнопок, пуговиц, а также другие подобные виды занятий с мелкими предметами помогут задействовать речевые зоны мозга малыша.
  • Развитию речи, как ни удивительно, способствуют массаж ручек и пальчиковая гимнастика (игры на развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей). Это могут быть «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие подобные упражнения.
  • В игровой форме можно подражать разным звукам (животных, птиц, явлений природы, техники). Имитируйте крик петуха, кудахтанье курицы, блеянье барана, мычание коровы, шум ветра, рычание пылесоса, гул машины. Это развивает артикуляцию. Чтобы игра была интереснее, можно добавить наглядности – подобрать соответствующие картинки, рассматривать их, имитируя звуки. Хорошо делать это перед зеркалом, чтобы малыш одновременно видел и маму, и себя. Со временем картинки могут стать сюжетными (курочка зовет цыплят, медведь собирает малину, машина везет пшеницу).
  • Играйте в эмоциональные игры (пускайте мыльные пузыри, гладьте котят, хлопайте в ладошки, прыгайте, играйте в прятки). Все, что вызывает эмоциональный отклик, помогает развивать речь.
  • Проигрывайте в движении забавные стишки (например, всем известный «Мишка косолапый»).
  • На прогулке всегда говорите. Обращайте внимание ребенка на все, что его окружает, что меняется в природе изо дня в день, для чего нужны разные предметы, куда идут люди, что для чего построили…
  • Всегда хвалите ребенка, даже если его попытка была неудачной – он все равно старался! Ваша похвала ему необходима!

О чем нужно помнить

Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.

  • В занятиях с неговорящим ребенком родитель должен взять активную роль на себя: он организует и ведет игру, заинтересовывает малыша, контролирует его состояние.
  • Взрослый сопровождает игру активной речью: комментирует, описывает все этапы, побуждает малыша к действию, хвалит. Речь взрослого при этом должна быть эмоциональной, четкой, понятной, спокойной, веселой, не слишком громкой или тихой.
  • Все упражнения или игры должны проходить в теплой, доброжелательной атмосфере, с частым телесным контактом и постоянной поддержкой ребенка.
  • Взрослый должен постоянно следить за ходом каждой игры, постоянно контролируя ее начало, середину и конец, следя за настроением, усталостью малыша. Игра продолжается, пока ребенок увлечен, бодр и весел, и прекращается, когда он начинает отвлекаться, капризничать.

Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными. Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным. Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.

Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.

Последовательность должна быть примерно такой:

  1. простые движения (взмахи руками, шаги, прыжки);
  2. несколько одновременных движений (ходьба с хлопками);
  3. логические игры с предметами или игрушками (например, взять машинку, загрузить в нее кубики, отвезти на «склад», выгрузить);
  4. игры со стихотворным сопровождением (обыгрывание простых стишков);
  5. занятия на детских площадках (лазание, качание на качелях, горки);
  6. игры, направленные на обучение правильному использованию предметов (лопатки, ведра в песочнице, посудки при кормлении куклы).

Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник