Ребенок в 3 года испугался и заикается

Ребенок в 3 года испугался и заикается thumbnail

Заикание — дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз — это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом

  • Наследственность

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

  • Рахит

Рахит – нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

  • Черепно-мозговые травмы

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами.

  • Гипотрофия

Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

  • Нарушения речи

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей – неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

  • Психические потрясения

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: признаки испуга у ребенка как его лечить?). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.

Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: как лечится задержка речевого развития у детей 3-х лет?). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное — не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Симптомы и виды заикания

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз — форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание — следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками – например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

Диагностика

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

Стоит обратиться сначала к детскому неврологу. Если же заикание вызвано психотравмирующими ситуациями, то разобраться поможет психолог.

Методы лечения

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга – в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Медикаментозное лечение

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: чем отличается обычный «Тенотен» и «Тенотен» детский?). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.

Самостоятельно “прописывать” ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается – заниматься этим должен исключительно врач

Гипноз

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

Дыхательная гимнастика

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.

Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить слова

Логоритмика

Логоритмические упражнения — это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

Народные средства

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное — не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.

Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст — от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Мне как психологу приходится сталкиваться с разными семейными ситуациями. Хотелось бы сегодня отметить заикание у детей. Ну, и конечно, поговорить на эту тему. 
Когда возникает заикание у детей? Частенько причиной является испуг. Испуг в садике, испуг на улице, дома, в школе. Это может быть реакция на громкий звук, крик, нападение собак, сильная боль, страх и многое другое. В основном что происходит? Во время испуга, ребенок задерживает дыхание, происходит сильный спазм , как говорят «дыхание перехватило». И потом в норме, дыхание нормализуется, но при сильном стрессе полное расслабление не наступает и ребенок начинает не правильно дышать во время разговора. 
Обычно когда такое происходит, родители, конечно же, идут к невропатологу. Врач назначает успокаивающие таблеточки и конечно же полную изоляцию от раздражающих факторов. Даже сильно смеяться не советуют, как говорится исключить любые сильные эмоции. В принципе мне понятны такие рекомендации, врачу нужно получить результат, т.е. убрать симптомы, а причину , у нас к сожалению убирают единицы врачей. Для того чтобы выявить причину заикания, нужно выйти на травмирующую ситуацию, чего ну ооочень боятся родители. Им же врач сказал убрать все эмоции.
Однажды ко мне пришла клиентка с заиканием у ребенка. Она стала рассказывать, что они были уже у многих невропатологов, что все им назначают таблетки, и ничего не помогает. Я рассказала, что главное – это причина, что привело ребенка к такому травмирующему состоянию, и почему он никак не может отпустить этот страх. Я заметила, что ребенок разговаривал шёпотом, мама сказала, что это они его научили, чтобы сыну было легче говорить. Но ведь его никто не слышал! Мама перестала водить ребенка в садик, в развлекательные центры, в кино, на аттракционы, исключены были так же возбуждающие мультфильмы. В общем, были созданы все условия, чтобы ребенок не грустил, не пугался, не радовался. Я объяснила маме, что я так не работаю, я должна буду помочь ребенку справится с испугом, т.е пережить травмирующую ситуацию снова и найти конструктивный выход. Будь то злость, и накричать на обидчика, будь то проявление силы и ударить или оттолкнуть, например нападавшую собаку. Я видела, как расширялись глаза мамы, она явно не была готова к такому повороту. Она вообще сказала, что мы вслух при ребенке не произносим слово «заикание». Я поняла, что мама всеми силами помогает ребенку усиливать страх. 
К сожалению с такими семьями мне приходиться сталкиваться часто. Одна моя знакомая рассказала, что ее дочь начала заикаться на громкий звук в детском саду. Я ей посоветовала, чтобы она поиграла дома с ней в садик, со всеми героями, которые ее пугают. Пусть она скажет, что именно ее так напрягает. Может этот звук напоминает ей о криках дома межу родителями, или может она «рисует» себе продолжение крика, например удар. Я видела, что знакомая меня совсем не слушала, ей было не интересно, что думает психолог, важно было то, что сказал врач. А врач сказал, что я уже описывала раннее, исключение всех раздражающих факторов. В результате заикание у ребенка так полностью и не прошло. 

Что делать если ребенок начал заикаться

В большинстве случаев такие рекомендации врачей приводят к улучшению, но временному. Когда ребенок снова сталкивается с прежней ситуацией, которая заставила его сильно испугаться, он снова начинает заикаться. И снова родители бегут к врачу. И снова та же картина. 
Такая ситуация это проявление той же гиперопеки. Мама все делает для того чтобы ребенок не столкнулся с травмирующей ситуацией. А он все равно столкнётся, не сейчас, потом. И как он будет справляться с ней уже другой вопрос, он может направить свои эмоции на себя, например, появится головная боль, или ночные кошмары, или энурез, что часто встречается или навязчивые состояния (невроз). Или может вообще уйти от реальности, например компьютерная зависимость. 
Поэтому, хочется отметить, что если родители хотят помочь ребенку стать уверенным в себе, смелым и здоровым, они должны научить ребенка справляться с трудными ситуациями, а не уходить и прятаться от них. Не думайте, что нанесете еще больший вред ребенку, больший вред, это когда ребенок чувствует себя слабым и беззащитным в этом большом и незнакомом мире.
Хотелось бы дать немного рекомендаций , которые могут помочь справиться с заиканием:
1. Дыхательные упражнения. В спокойном состоянии делать 5 вдохов и 5 выдохов. Потом на выдохе произносить звук, например «А». И как дольше нужно его протянуть, как бы пропеть. Потом можно менять звуки на «О», «И», «У» и т.д. Затем на вдохе произносить , например «А», а на выдохе «О». И не спешить, спокойно и медленно. Эти упражнения хорошо расслабляют и успокаивают . 
2. Пение. Петь везде и часто. Можно устраивать дни караоке или ходить в караоке-бар. Петь громкие песни, быстрые и медленные, тихие и спокойные. Во время пения тренируется дыхательная система. 
3. Говорить скороговорки. Обычно они говорятся на выдохе, также своеобразная тренировка.
4. Выявить причину испуга и проиграть разные варианты его конца. Например, девочка испугалась, когда воспитательница кричала на другого мальчика. Она представила себя на его месте, и ей стало страшно, девочка не знает, как в такой ситуации поступать. Можно выбрать из различных фигурок, например, из под киндер сюрприза, персонажей , относящихся к травмирующей ситуации, и проиграть, так как это было по-настоящему. А затем, предложить, или попросить ребенка самому, придумать различные варианты этого сюжета. Например, если бы на девочку кричал воспитатель, чтобы она ей сказала, или знает ли она, что у нее есть родители, которые ее всегда защитят, а значит можно им рассказать и родители сами разберутся с воспитательницей. Вариантов может быть много, главное, чтобы ребенку он нравился и подходил, а главное , чтобы он им воспользовался. 
Если заикание все-таки не уходит, лучше обратиться к психологу, возможно проблема глубже, чем ее понимает сам ребенок. 

Ребенок в 3 года испугался и заикается

Алексеенко Лилия, детский психолог

Источник

Безпричинно дочь начала заикаться- сначала пару замечала в день, постепенно все хуже и хуже…
Вот уже 4 дня
Невролог, логопед-куда обращаться?
В садике все вроде бы ровно,дома тоже все хорошо. Ребенок активный конечно,но в меру.
Заикается вплоть до того что не может сказать вообще ничего 🙁
К врачам поведу конечно, просто хочу послушать тех кто сталкивался в такой проблемой…

Бегом к неврологу, по горячим следам.
А уже потом к логопеду, на консультацию, но тут толку будет мало. Логопеды плохо работают с такими малышами. И процесс работы логопеда с заиканием растягивается на года.
По наследству был кто-нибудь заикающийся?
Бабушки по идее должны помочь, заговорить, но я так и не нашла эффективную для своего 5-летки.

Сами попробуйте вспомнить психотравмирующий фактор, и от него оттолкнитесь: разберите с ребёнком ситуацию, просмейте эту трагедь, проплачьте вместе . Это сложно понять было ли что дома, или в садике , или ещё где.
Даже если будет заикаться, никакой трагедии в этом нет, т.к. постепенно психика окрепнет и всё пройдёт как у большинства хаикающихся в детстве.

Не увидев тьмы, не увидешь звёзд на небе

Poindexter

По наследству был кто-нибудь заикающийся?

никогда.никто

Poindexter

Сами попробуйте вспомнить психотравмирующий фактор, и от него оттолкнитесь: разберите с ребёнком ситуацию, просмейте эту трагедь, проплачьте вместе .

даже мыслей нет откуда ноги растут……

в то лето ездили на море, ребенок 3,8 лет, резко начал заикаться и каждый день все становилось хуже. Когда приехали пошли к неврологу, выписали магне Б6, глицин все прошло через месяц,

у старшего было, просто огромный поток информации и ребенок не может справится..
логопед направил к неврологу, невролог назначил лечение, за 2 недели прошло

Не заостряйте внимание ребенка на заикании. Попробуйте вместе петь, стихи читать , растягивая слова. Не повышайте голос, делайте акцент на последнем слове в предложении, а не на первых. Еще нам помог тенотен-ноотропное, успокоительное, гомеопатия. Справились с заиканием сами, логопеды отказываются. Да, и тишина, никаких возбуждающих мультиков, фильмов, мероприятий. Говорите всей семьей тихо, и ребенка приучайте. помогает!

Спасибо.немного устокоили

Срочно к неврологу, т.к. важен каждый день. Не надо слушать кто как лечил, невролог подберет лечение именно для вас. Тем более, если у ребенка так резко прогрессирует, что

SVTLN

Заикается вплоть до того что не может сказать вообще ничего 🙁

то не надо заниматься самолечением. Если заикание закрепится как дефект в Гол. мозге, то вылечить будет гораздо сложнее.

SVTLN

Заикается вплоть до того что не может сказать вообще ничего

ищите причину перво-наперво, тоже было просто стресс в садике, пили глицин

важны первые 10 дней, успевайте, к неврологу и дома ТИШИНА ни мультиков, ни громких слов, ни чтения ни телека и т.п. Желательно сменить обстановку, переехать к бабушке например, не ходить в дет сад, и вообще говорить дома шопотом певуче, или вообще молчание хотя бы 3-5дней.
Говорю как логопед, не упустите первые 10 дней самые важные

дочь в 4 года начала заикаться после поездки в деревню к бабушке-дедушке, еще и пальцы сосала %) . невролог прописывала тенотен, пантокальцин, нейромультивит. где-то через 3-4 мес. все пришло в норму.

мамочка-Оксаночка

и дома ТИШИНА ни мультиков, ни громких слов, ни чтения ни телека и т.п

кстати да, нам тоже сказали все убрать, побольше гулять…

У нас такое было, когда отдали дочку в школу развития, слишком много информации и артикуляционный апарат не может передать информацию с головного мозга.Прошло через месяц, но мы просили ее медленно говорить.

Воду лей на землю, которая ее впитывает,
Слово говори человеку, который его оценит

к неврологу, однозначно. а еще нужно попросить невролога сделать ЭЭГ(электроэнцефолограмма),если усидит.по результату будет видно,есть предрасположенность к логоневрозу(заикание) или нет. у моей дочери была травма(уепала, очень сильно,ездили в челюстно – лицевую хирургию),стала после повторять последний слог предыдущего слова.сходили к неврологу.сделали ЭЭГ+ медикаментозное лечение.теперь все нормально. мы ходили в психо-неврологический диспансер на Ильича 100а.Сообщение было изменено пользователем 10-06-2012 в 21:35

мудрость-это когда уже не считаешь себя умнее всех,а пытаешься быть не глупее других.

Может к логоневрологу?

Мораль? Для нищих – роскошь, для богатых – пережиток.

Как доверять внутреннему голосу, если утром, когда тебе надо на работу, он говорит, что тебе надо поспать?

fistashka75

мы ходили в психо-неврологический диспансер на Ильича 100а.

Вы ничего не путайте? Разве не на Индустрии, 100а?

прошу прощения, Индустрии 100-а

мудрость-это когда уже не считаешь себя умнее всех,а пытаешься быть не глупее других.

Источник