Ребенок в 3 года говорит только несколько слов
Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.
Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.
Расстройство экспрессивной речи
«Все понимает, но не говорит» – одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.
Чем характеризуется такое состояние:
- Ребенок совсем не говорит.
- В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
- После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.
При этом очень важно отметить другие важные признаки:
- Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
- Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
- Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
- В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
- Нет проблем со слухом.
Почему он не говорит?
Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
- Социальные.
- Физиологические.
Причины внешние:
- Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
- Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу – детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
- Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
- Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.
На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.
Причины внутренние:
- Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
- Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.
Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса
Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность – слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
К кому обратиться:
- Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
- Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
- Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Дата публикации: 08.02.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Источник
вот ждали до трех лет, и слов очень мало может слов 15-20 да и то половина просто слогами…. Тут пришли к логопеду он нам говорит наверное у вас алалия… Так то доча все понимает остальное то все вроде по возрасту а вот речь.. У кого так же что вам врачи говорят сколько ждать то еще?
ох…у меня около 3 начал говорить…прошло полгода – болтает без умолку…не идиально, но понятно, предложениеми, все как пологается 😉
не партесь! 🙂
Не заморачивайтесь раньше времени!У вас хоть что-то а у меня сын к 3 годам ни гу-гу,начал разговаривать в три с половиной года,теперь всё супер.Паниковать будете,когда вашему дитенку будет ровно 4 года и ситуация не поменяется.
как не паниковать? некоторые уже читают к 3 годам. Думаю, что надо обратиться к хорошему врачу.
Lusha
надо обратиться к хорошему врачу.
мы вроде и лечимся у хороших, в платных центрах но тут недавно невропатолог говорит подождем еще полгода, ходим к логопеду с сентября… но вот три исполнилось и у меня прямо как бзик, надо чтобы заговорила 🙂 🙂
golubka1988
у меня сын к 3 годам
Вот прямо совсем ни гугу? а то некоторые говорят ни гугу а оказывается у них говорят хотя бы первыми слогами… И знаете , 🙁 она совсем ни гулила, как маленькие- вот просто либо орала ( плакала) либо молчала…
А вы хотите чтобы войну и мир ребенок читал. отстаньте от нее со своим бзиком,больше играйте речевыми играми.
в садик ходит? нужно общение со сверстниками или другими людьми. вы уже её знаки понимаете – а там придется выражать свои мысли
племянник до 2,5 говорил 5 слов – папа, мама и тд, и все кругом называл ка (машинКА, собачКА – вот он только ка), пошел в садик и стал говорить через пол года
Разговаривайте больше с ребенком, задавайте вопросы ему и ждите ответа. Общение-и все получится. Из мультиков и в тишине ребенок не узнает новых слов, так и до 10т лет молчать будет.
Lusha
некоторые уже читают к 3 годам
%)
самое драгоценное ожерелье на шее женщины – это объятия ее ребенка
Lusha
некоторые уже читают к 3 годам
:gy: :gy: :gy:
зашли тут с дочкой в магазин 2,9 , подошли к отделу молочному и там плакат рекламный и на нем нарисован молочник, пакет молока и написано большими буквами – МОЛОКО такое-то. и вот дочка на этот плакат смотрит и указательным пальцем ведет по буквам и как будто читает – МО-ЛО-КО, очередь в полнейшем шоке, а потом наверное своим говорят – вот, ребенок-то – уже и читает :gy: –
– должен ли я сожалеть об этом? да. – буду ли я делать так снова? разумеется.
Считаю, что надо сходить к неврологу – запускать нельзя. Нам выписали лекарство – ночью кричать начал, я 3 дня всего давала, отменила из-за ночных криков, но это был толчок…чего и не хватало как раз
мы наблюдаемся у невролога, нам 3,1 год. 3 курса пропили и прокололи (кортексин, церебрализин). Неделю назад заболел и в садик не пошли, а пошли к бабушке т.к. мне работать надо. И там моя мама его достала. Начали говорить: собака, машина и т.п. Все слова говорю по слогам по 10 раз, начал только сейчас повторять и то через раз. На след неделе к логопеду и неврологу снова идем. Посмотрим чего скажет
У знакомых к 5 годам так и не заговорил, поэтому считаю лучше показаться ко врачу, чем ждать 3 года + еще полгода, а потом в спец садик (и уже поздно).
- Раннее развитие
- Школьники
- Студенты
Источник
Речь – один из признаков человека, отличающий его от животного. Она возникла в процессе эволюции человека и необходима для его полноценного развития и успешной социализации, так как посредством вербального общения устанавливается контакт и происходит обмен информацией между разными членами общества. Если ребенок говорит только первые слоги слов в три года или вообще не разговаривает, необходимо сделать шаг навстречу, разговорить его или лечить – принимать меры, в зависимости от проблемы.
Ребенок в 3 года плохо разговаривает: стоит ли беспокоиться
Причины задержки развития речи ребенка на третий год жизни могут быть различными. Основными факторами, если ребенок говорит только первые слоги слов или не говорит вообще, являются физиология и психология, к которой относятся и социальные причины:
- Индивидуальный ритм. Развитие каждого ребенка происходит в своем ритме. В этом случае не стоит беспокоиться, что с малышом что-то не так, но это относится только к тем ситуациям, когда в развитии ребенка наблюдается лишь небольшое отклонение от нормы.
- Отсутствие необходимости. В случае чрезмерной родительской опеки, у ребенка просто отсутствует мотивация учиться словесно выражать свои желания. А мотивация – это основной двигатель развития.
- Педагогическая заброшенность. Чадо с первых дней жизни должен быть окружен речью. Если родители, другие взрослые с ним мало разговаривают, выполняя только необходимый минимум по уходу и кормлению, то формирование речи и лексического запаса слов просто невозможно.
Молчаливый малыш
- Двуязычная семья. У малышей-билингвов также наблюдается отставание от нормы, так как их окружает речь на разных языках, и мозгу требуется дополнительное время для разделения языков, формирования речевого аппарата и словарного запаса.
- Психологические потрясения. Сильный испуг, частые семейные конфликты, дискомфортная психологическая обстановка также являются причинами отставания. Для любого развития необходимы положительные эмоции, доброжелательность окружающих, а для развития детей, тем более.
- Негативизм ребенка. Если на малыша часто оказывать сильное давление, требуя произнести определенные слова или фразы, то у него формируется стойкое нежелание это делать, особенно если он отличается особо упрямым характером.
- Генетическая предрасположенность. Если один из родителей малыша начал разговаривать относительно поздно, то это может передаться ему по наследству.
Двуязычная семья
- Осложненные беременность и роды у матери. Сложности внутриутробного развития или тяжелое течение родов могут сказаться на формировании нервной системы и повлиять на разговорчивость ребенка.
- Нарушение слуха. Одна из самых частых проблем развития речевого аппарата у малыша, так как он не воспринимает речь вокруг себя.
- Несовершенство артикуляционной системы. Наличие физических проблем (короткая уздечка, неразвитость мышц языка) приводит к проблемам с формированием звуков и, соответственно, речевого аппарата.
- Патологические проблемы развития. Различные генетические заболевания (такие как синдром Дауна, аутизм) напрямую влияют на развитие речи чада. В этих случаях необходима помощь профильных специалистов для коррекции задержки в развитии его речи.
Важно. В случае с задержкой формирования речи ребенка, проверка слуха у отоларинголога необходима в первую очередь.
Ребенку 3 года, плохо разговаривает: что делать
Необходимо бить тревогу (у ребенка явная задержка в развитии речи), если к трем годам у ребенка:
- Не сформировался достаточно развитый речевой аппарат.
- Отсутствует употребление распространенных фраз.
- Отсутствует хорошее говорение (нарушено произношение шипящих, свистящих, мягких и твердых звуков), неправильно произносит близкие по произношению звуки С и Ш, З и Ж, Ч и Щ, в словах пропускаются, переставляются, заменяются слоги, бедный словарный запас, используются только односложные слова, неправильно согласуются слова по родам, падежам и числам.
- Отсутствуют навыки чтения вслух, декламации стихов и пения наизусть, и при этом отсутствуют признаки задержки умственного развития.
Совместная игра с детьми
Основные действия родителей в этом случае следующие:
- Начинать активно разговаривать с молчуном. Необходимо озвучивать все свои действия, вовлекая ребенка в процесс общения. При этом следует слушать и понимать, реагировать на его лепет, разгадывать его интонацию. Это поощряет малыша к дальнейшему развитию своих навыков общения.
- Вовлекать в активные игры. Задача взрослого давать чаду не только физическую пищу ребенку, но и эмоциональную «пищу» для ума. Сам малыш, в силу своего возраста, еще не способен к этому. Простые игрушки (шарики, пирамидки, игры (прятки, догонялки)) необходимы ребенку в раннем возрасте для его полноценного развития, и не стоит их недооценивать. И здесь самое главное, чтобы взаимодействие проходило между взрослым и ребенком не в тишине, а с проговариванием совершаемых действий, чтобы мозг малыш создавал устойчивые связи между словами и действиями.
- Совместное чтение вслух. Сказки с интересными и простыми для понимания сюжетами, и яркими иллюстрациями, смешные песенки и стишки, прочитанные вслух или наизусть, обогащают словарный запас. Во время чтения следует проговаривать происходящее, описывать героев, иллюстрации, обращаясь к малышу, вовлекая его в общение.
- Общение со сверстниками. Возможно, что ребенку не хватает общения с другими детьми. Малыш по характеру может быть робким, пассивным. В этом случае родителям следует взять инициативу на себя, вовлекать малыша в совместные игры с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, где он может встретить своих одногодков, организовывать у себя дома мероприятия, на которые приглашаются знакомые, соседи, родственники со своими детьми. Все это крайне необходимо, чтобы ребенок учился общаться, чтобы у него возникала необходимость выражать свои желания посредством слов.
- Развитие мелкой моторики. Участок мозга, ответственный за точные движения пальцев, находится рядом с речевым центром, поэтому развитие моторики способствует преодолению отставания. Для улучшения мелкой моторики, можно собирать пазлы, лепить из пластилина, завязывать шнурков, застегивать пуговицы.
Обратите внимание! Общение, совместные чтения вслух должно проходить в доброжелательной и дружественной атмосфере. Только в этом случае все эти действия поспособствуют достичь желаемой цели (развить у малыша речевые навыки и преодолеть отставание в развитии).
Ребенок мало говорит в 3 года: как научить разговаривать
Помимо всех вышеперечисленных действий, родителям дошкольника следует обратиться к специалистам, которые занимаются подобного рода проблемами:
- Логопед – специалист, занимающийся исправлением речевых недостатков (неумение произносить определенные звуки, заикание, картавость, шепелявость).
- Дефектолог специализируется на малышах с разнообразными отклонениями в развитии. Он занимается корректировкой отставания без глубоко вмешательства, либо компенсацией – восполнением обеденного недостатка.
Посещение логопеда
В случае выявления серьезных недостатков в развитии речи, следует провести следующие исследования:
- поверка слуха;
- обследование понимания речи;
- обследование крупной и мелкой моторики;
- обследование органов артикуляции;
- оценка словарного запаса;
- оценка грамматического строя речи;
- обследование фразовой речи;
- обследование слоговой структуры слова.
К сведению! По результатам обследования специалист делает заключение по форме и степени задержки речевого развития, и составляет четкий план по коррекции или компенсации данного недостатка.
Самостоятельная учеба и занятия: учебное пособие Цейтлин С.Н. «Язык и ребенок: лингвистика детской речи»
Задержка развития речи может стать достаточно серьезной проблемой, если ее не обнаружить вовремя и запустить.
Чем раньше обнаружена болезнь, тем легче ее вылечить.
К сведению! Для самообразования родителям подойдет пособие. Оно поможет понять, как ребенок учится говорить, развивается его речь, и на что следует обращать внимание, чтобы вовремя обнаружить отклонение в развитии.
Данная книга поможет понять, что:
- Независимо от индивидуальных особенностей детей, их речевой среды и особенностей постигаемого языка, общая стратегия усвоения языковых правил для всех одинакова: сначала постигаются самые основные модели языка и основанные на них языковые правила.
- Непонятный детский лепет – это необходимый этап в развитии речевого аппарата человека. Начиная с шести месяцев до годика, младенческое гуление переходит в изначально неосознанные звуки, которых может даже не существовать в окружающей ребенка языковой среде. Потом эти звуки эволюционируют в слоги, которые малыш слышал в речи взрослых, и с помощью этих звуков и интонаций малыш пытается выражать свои желания, общаться с родителями. И чем разнообразнее детский лепет, тем более можно быть уверенным, что развитие речи у малыша проходит в нормальном режиме. Поэтому, если ребенок в возрасте трех лет говорит только первые слоги слов, то это является признаком отставания в развитии речи малыша.
- На втором году жизни жесты становятся основным средством общения маленького человечка с окружающим их миром, в дополнение к попыткам выразить свои желания звуковой речью. Язык жестов – это необходимая стадия для гармоничного развития речи ребенка, и для его усвоения, детям необходимо общение с родителями или другими окружающими их взрослыми.
Общение родителей с малышом
- Общение мамы со своим ребенком, очень важная и необходимая стадия в развитии речи малыша. Мамы, не обладая специализированными знаниями в области лингвистики, интуитивно понимают, в каком возрасте и как общаться со своим малышом, создают необходимый положительный эмоциональный фон, мотивирующий малыша развивать речевые навыки.
- Освоение языка у каждого ребенка происходит своим путем, различия которого обуславливают группа определенных факторов: биологические (наличие патологий, мальчик, девочка, левша, правша), речевая среда (достаточность речевого окружения), наличие старших или младших братьев и/или сестер, близнеца или двойняшки. Последние факторы не всегда оказывают положительное влияние на развитие речевых навыков, потому что велика вероятность возникновения дефицита общения с родителями. Родители являются ключевыми факторами, влияющими на полноценное развитие чада.
Совместное времяпровождение на природе
В процессе развития речи человека не бывает мелочей. Пропущенную стадию развития невозможно наверстать в дальнейшем. Очень важно вовремя реагировать на отклонения от нормы и выявлять его причины.
И самое главное, что требуется от родителей – это проводить достаточно времени со своим ребенком, чтобы обеспечить его необходимым количеством внимания и общения (того, чем сам себя он обеспечить не в состоянии).
Источник