Ребенок в 3 года говорит о себе в 3 лице в 4 года

Ребенок в 3 года говорит о себе в 3 лице в 4 года thumbnail

Сначала родители мечтают о том моменте, когда их ребенок начнет разговаривать, а затем ждут, когда он научится делать это правильно. Путаница в лицах и поле – частая проблема малышей. Вместо «я хочу гулять», кроха заявляет вам: «Рома хочет гулять» или «Рома хороший мальчик». Причин у данного явления может быть несколько, к тому же, существуют возрастные критерии. Итак, когда подобное поведение ребенка не должно вызывать беспокойства, а когда стоит обратиться за помощью?

Возможные причины

Одной из основных причин того, что малыш говорит о себе в третьем лице, является возраст. Психологи объясняют это тем, что сепарация (отделение) «Я» ребенка от эмоционально значимого лица (матери) происходит примерно в 3 года. Именно в это время малыш начинает проявлять самостоятельность и пытается контролировать свое поведение: «я сам возьму» или «я сам надену». До этого он воспринимает себя фактически слитым с матерью. Она за него все делает и говорит о нем в третьем лице или первом лице множественном числе, например: «Сейчас МЫ покушаем и искупаемся».

Поэтому второй причиной как раз является речь родителей. Замечали ли вы сами, как разговариваете с ребенком? Такие предложения, как «Ваня наелся?», «Катюша хочет спать?» малыш может просто копировать. Многие мамы так общаются с детьми, когда те еще совсем крохи. Ведь мама носила ребенка в себе целых 9 месяцев, поэтому процесс психологической сепарации идет и у матерей тоже. Но если вы продолжаете так общаться и с 3-, и с 4-летним ребенком (а бывает, и старше), то это уже проблема, которую нужно незамедлительно устранять, потому что это может повредить малышу.

Третья причина – задержка психического развития и аутизм. Такие диагнозы ставит только врач. И если вас сильно беспокоит то, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а первые две причины исключены, то обязательно обратитесь к специалисту.

До какого возраста это норма?

Как вы уже поняли, до 3 лет у детей еще продолжается процесс самоидентификации, поэтому бить тревогу не нужно. Максимум – понаблюдайте за своей речью. Заметьте, что в семьях, где к ребенку как можно раньше начинают обращаться на «ты» и поощряют самостоятельность, идентификация своего «Я» и кризис 3 лет проходят быстрее и проще.

Если малышу уже четвертый год или он старше, но продолжает говорить о себе в третьем лице, проанализируйте свое общение с ребенком и общение с ним бабушек и дедушек. Если вы заметили, что продолжаете обращаться к малышу неправильно, то, скорее всего, дело в вас, а не в проблемах со здоровьем. Включите в свою речь следующие фразы: «Я готовлю ужин, чтобы ты мог покушать», «Когда я соберу вещи, ты и я пойдем на улицу, мы будем гулять вместе».

Обратите внимание, что концентрироваться нужно не только на обращении к малышу на «ты», но и на обозначении себя как «Я». Т. е. не «Мама сейчас закончит дела», а именно «Я закончу дела». Также чаще задавайте ему вопросы следующей конструкции: «Это ТЫ разбросал игрушки?». Не путайте с вопросом «Кто это разбросал игрушки?», малыш вам ответит: «Коля разбросал». А ваша задача: добиться ответа «Я разбросал игрушки».

Если результата за месяц не наблюдается вообще никакого, необходимо сообщить о проблеме педиатру или обратиться напрямую к неврологу и психологу. Так же стоит поступить и во всех остальных тревожных случаях, особенно когда раньше вы не замечали такого явления.

Заключение

Родители часто забывают, что дети копируют их поведение и речь, поэтому многие проблемы у ребенка созданы ошибками в воспитании и общении с малышом. Будьте внимательны не только по отношению к детям, но и к себе тоже. Чтобы речевое и психологическое развитие ребенка шли нормально, уделяйте больше времени изучению норм и аномалий развития, а также методов воспитания. И ни в коем случае не пускайте все на самотек, ведь проблема может усугубиться.

Источник

Появление в речи ребёнка своего “Я” означает то, что малыш добрался до важного этапа – он идентифицировал себя как отдельную личность. Но в некоторых ситуациях родители замечают, что ребёнок упорно говорит о себе же в третьем лице: “Саша уже помыл руки”, “Маша смотрит мультики”. У некоторых это вызовет лишь пожатие плечами из серии: “Ну говорит и говорит – что здесь такого?” А вот те, кто полезут в интернет, рискуют нарваться на слова о том, что оказывается подобное поведение у ребёнка является симптомом аутизма или даже умственной отсталости.

Да, речь о себе в третьем лице нередко действительно нехороший знак. Однако наблюдать этот момент можно не только в случае с аутизмом, но и при других нарушениях развития, а иногда и при полной норме.

Ребёнок говорит о себе в третьем лице при нарушениях развития. Почему?

Здесь причиной считается общая задержка развития социализации.

Развитие самоидентификации, в следствии которой в речи ребёнка и появляется “Я”, приводит к тому, что ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность внутри общества и своего микросоциума (семьи). Осознание своего “Я” ведет к тому, что малыш начинает методом проб ошибок прощупывать где и что можно делать, как себя следует вести, какая реакция к его “Я”, как к источнику каких-то явлений, будет у взрослых.

При аутизме социализация и коммуникация развиваются с задержкой и нередко искажённо. Этап самоидентификации отсрочивается, что и приводит к тому, что ребёнок говорит о себе, как о постороннем человеке.

Самоидентификация может пострадать и в следствие других нарушений развития – например, тяжёлые нарушения речи по типу алалии часто влекут за собой торможение развитии коммуникации и социализации, так как ребёнок попросту лишен возможности общаться с другими людьми.

Читайте также:  Норма веса ребенка таблица 3 года

При ЗПР и особенно при УО нередко тормозится развитие всех психических процессов. Самоидентификация, будучи компонентом эмоционально-волевой сферы, тоже не исключение.

А почему бывает так, что с ребёнком всё в порядке, а он всё равно говорит о себе в третьем лице?

Прежде всего, хочу отметить, что для детей ДО 3 лет такое поведение считается нормальным. Ребенок в этом возрасте ещё может не осознавать себя как отдельную личность и часто воспринимает себя как единое целое с близким взрослым (обычно с мамой).

С наступлением трёх лет на многих родителей обрушивается возрастной кризис с истериками и неожиданным непослушанием, однако вместе с тем у ребенка приходит и своё “Я”, которое начинает тестировать границы социальных устоев и самостоятельности.

Однако если ребенку перевалило за три года, а он о себе упорно говорит как о постороннем мальчике/девочке, то здесь уже есть повод задуматься.

фото из открытых источников

Не об аутизме или ещё чем-то таком, а о том, почему малыш не может преодолеть этот этап. Вообще для этого есть несколько причин, никак не связанных с болезнями:

  • Взрослые любят определенным образом разговаривать с ребенком

Многие из них, общаясь с ребенком, говорят и о себе, и о ребенке в третьем лице. Например, мама говорит: “Сейчас мама оденется, а Машенька покушает и пойдем гулять!” Такой стиль речи уместен для годовалых младенцев, но не для 3-4 лет.

Признаюсь честно, эта причина не всегда заметна для самого взрослого – кажется, что ничего такого криминального в подобном стиле общения нет. Я тоже попалась в эту ловушку. У меня сын долго не говорил из-за алалии и я сама не замечала, что постоянно говорю и о себе, и о Лёве в третьем лице. Собственно, совсем неудивительно, что когда он наконец-то начал говорить, я стала слушать перлы типа: “Лёва не хочет спать”, “А Лёве купят булочку?”.

РЕШЕНИЕ: менять в первую очередь себя, приучая своим примером к правильной речи. Это работает. Не сразу, – у меня ушло 3 или 4 месяца, – но ребенок переучился говорить правильно.

  • Гиперопека – она искусственно притормаживает развитие ребёнка на уровне более раннего возраста

Из-за этого развитие самоидентификации тоже задерживается и получается так, что даже без каких-либо отклонений по здоровью, развитию и с правильной речью в окружении, ребенок все равно долго не использует “Я”, так как психологически все ещё не отделился от мамы или другого опекающего взрослого.

РЕШЕНИЕ: дать больше самостоятельности, свободы выбора и обязанностей. В безопасных ситуациях меньше переживать, что ребенок что-то не то наворотит – в конце концов, малыш ценнее любых разбитых стаканов, рассыпанного мусора и не так нарисованных цветочков.

  • Мало внимания от взрослого

Дети в таких ситуациях пытаются его получить, возвращаясь на более ранний этап развития – они могут “разучиться” ходить на горшок, начать чаще проситься на ручки, необычно прилипчиво вести себя.

Самоидентификация в таком случае отходит как бы на второй план. Чаще всего такой феномен наблюдается при появлении в семье “конкурента” за внимание – младшего брата или сестры.

РЕШЕНИЕ: простое и очевидное – стараться распределять свое время так, чтобы и ребенку его хватило.

Спасибо тем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Ролевая игра как способ развития коммуникации у детей с нарушениями развития (аутизм, алалия, ЗПР)

“Избирательный контакт” – про элективный мутизм и его отличия от алалии, аутизма и шизофрении.

“Ребёнок-пылесос” – как отучить ребёнка с особенностями развития тянуть всё в рот

Источник

Ребёнок говорит о себе в третьем лице или путает пол. Стоит ли беспокоится?

Консультация для родителей.

Все родители мечтают о моменте, когда их ребенок начнет разговаривать, а затем ждут, когда он научится делать это правильно.

Путаница в лицах и поле – частая проблема малышей.

Казалось бы, совсем недавно ребенок вообще не разговаривал, и вот, наступил долгожданный момент и малыш постоянно пытается что-то вам рассказать.

Но Вы замечаете, что ребенок почему-то говорит о себе как будто со стороны: «Вася хочет пить» или «Маша надела платье»…

Нормально ли это ? А если да, то до какого возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»? И что делать, если малыш зовет себя «Я», но при этом путает окончания, говоря «сделала» вместо «сделал»?

Когда ребенок начинает говорить о себе в третьем лице?

Все знают, что маленькие дети часто говорят о себе в третьем лице. Психологи связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией.

Родителям не терпится научить малыша говорить, и они акцентируют его внимание на самых простых и важных словах: «мама, папа» и, конечно, имени самого ребенка. Известно, что первые слова у детей – это те, которые они слышат чаще всего. В сознании ребенка закрепляются образы близких и понимание, как его зовут. Он может показывать на собственное отражение в зеркале, называя себя, например, «лялей» или своим именем.

В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Вот в это время и начинается употребление детьми в речи словосочетаний типа «Возьми Олю на ручки».

Возможные причины.

Одной из основных причин того, что малыш говорит о себе в третьем лице, является возраст. Психологи объясняют это тем, что сепарация (отделение) «Я» ребенка от эмоционально значимого лица (матери) происходит примерно в 3 года. Именно в это время малыш начинает проявлять самостоятельность и пытается контролировать свое поведение: «я сам возьму» или «я сам надену». Он уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме, упрямстве, непослушании. Обычно именно этот возраст 3 лет приходится кризис осознания себя как личности.

Читайте также:  Зиннат для ребенка 3 года

До этого момента он воспринимает себя фактически слитым с матерью. Она за него все делает и говорит о нем в третьем лице или первом лице множественном числе, например: «Сейчас МЫ покушаем и искупаемся».

Второй причиной как раз является речь родителей.

Замечали ли вы сами, как разговариваете с ребенком? Такие предложения, как «Вова хочет кушать?», «Маша хочет спать?» малыш может просто копировать. Многие мамы так общаются с детьми, когда те еще совсем крохи. Ведь мама носила ребенка в себе целых 9 месяцев, поэтому процесс психологической сепарации идет и у матерей тоже. Но если вы продолжаете так общаться и с 3-, и с 4-летним ребенком (а бывает, и старше), то это уже проблема, которую нужно незамедлительно устранять, потому что это может повредить малышу.

Третья причина – задержка психического развития и аутизм. Такие диагнозы ставит только врач. И если вас сильно беспокоит то, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а первые две причины исключены, то обязательно обратитесь к специалисту.

Если ребенок говорит о себе во втором лице.

Примерно с середины третьего года жизни до 3 лет все малыши проходят некий этап самосознания. Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» ребенок может ответить: «Хочешь». Это нормально для детей третьего года жизни, хотя специалисты утверждают – в три года подобного уже быть не должно. Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Нужно поправить ребенка и добиться ответа «Я хочу пить»

Ребенок (мальчик) говорит о себе в женском роде…

Часто бывает, что мальчики говорят о себе в женском роде. Слышать из уст маленького сына фразы: «Я поела», «Я играла», «Я взяла» маме несколько странно, а некоторым даже страшновато. Девочки несколько реже говорят о себе в мужском роде, и обычно родителей это не так беспокоит. Причина подобной путаницы бывает банальна: мальчик проводит очень много времени с мамой, бабушкой или сестрой и попросту копирует их. Девочки говорят о себе как о мальчике реже, потому что обычно воспитание все-таки является женским делом. Исключение – когда девочка растет с одним папой или много времени проводит с братьями.

Не ругайте сына (или дочку) за «неправильное» произношение. Вообще не заостряйте внимание на этом вопросе. Просто продолжайте называть ребенка нормально, в соответствии с его полом. Если сын говорит: «Я поиграЛА с машинкой », ответьте: «Покажи, с какой машинкой ты сейчас игрАЛ ». Подчеркивайте в разговорах с ребенком разницу в поведении мужчин и женщин. Показывайте радость, если сын вам помог: «Ты настоящий мужчина, помогаешь женщине!». И не воспринимайте временные трудности с половой самоидентификацией у ребенка как проблему.

До какого возраста ребенок говорит о себе в третьем лице?

Почти во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать определенным образом: «Сейчас мама Катю оденет, и Катя пойдет гулять»; «Пете понравилась кашка?»; «Мама и папа купят Дашеньке куколку».

Такое обращение оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но мамы так вживаются в этот образ, что продолжают говорить о себе в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми!

Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но называет себя по имени, это начинает резать слух.

Однако существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе штанишки». Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».

Из приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая самоидентификацию. Может, не стоит усложнять жизнь своим детям?

Некоторые психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его независимым, уверенным в себе, активным и общительным. Если для вас обращение на «ты» и «я» – непосильная задача, рекомендуем хотя бы прислушаться к тому, как вы говорите с малышом. Попробуйте «разбавить» третье лицо первым. Говорите о себе «я готовлю обед», а не «мама готовит обед». Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.

Читайте также:  Сколько таблетки парацетамола ребенку 3 года

Обычно дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Психологи объясняют такую «революцию» детской речи взрослением и формирующимся самосознанием.

В 4 года редкие дети говорят о себе в третьем лице. Если же ваш малыш относится к таким детям, не спешите паниковать. Возможно, взрослые сами путают ребенка, говоря неправильно. Родители часто забывают, что дети копируют их поведение и речь, поэтому многие проблемы у ребенка созданы ошибками в воспитании и общении с малышом. Будьте внимательны не только по отношению к детям, но и к себе тоже.

Плюс, скорее всего, у него еще не до конца пройдет этап самоидентификации. Однако проконсультироваться у детского психолога и дефектолога все же не помешает.

Формирование правильного восприятия самого себя – важная часть жизни маленького ребенка. Желаем вам пройти этот период легко и не забывать о том, что малыш очень умен и восприимчив к речи взрослых.

Источник

  • Главная
  • НаТаЛиЯ
  • Журнал

21 сентября 2014

Это стало для нас уже конкретной проблемой. Думали сначала, будем его исправлять, каждый раз, повторяет, но с каждым новым диалогом или новой фразой снова говорит по прежнему-«он не хочет» вместо «я не хочу» или «это твоя игрушка» вместо «моя». Конкретно объяснить ему не помогает, как объяснить так чтоб понял? Может у кого похожая проблема, пожалуйста поделитесь, как получилось исправить?

Комментарии

Посмотреть комментарии

Комментарии

Скорее всего, 2 языка и бабуси с дедусями – причины… сходите к специалисту.

21 сентября 2014

Ответить

это вам к неврологу надо сходить

у нас пока тоже третье лицо в разговоре преобладает, но уже лучше становится (иногда Я проскальзывает)

21 сентября 2014

Ответить

У билингвов это частая проблема не переживайте!

21 сентября 2014

Ответить

Александр

10 лет 9 месяцев

покажите специалистам это может и аутизмом быть!

21 сентября 2014

Ответить

Нет, у нашего «Я» появилось уже. Но иногда может и назвать себя по имени.

21 сентября 2014

Ответить

а вы сами в диалоге как о себе при малыше говорите? «сейчас мама пойдет кушать » или «я пошла кушать»?

21 сентября 2014

Ответить

мы стараемся говорить правильно, но вот бабушек и дедушек еще перевоспитываем, они как бы все «портят» .

21 сентября 2014

Ответить

«Я в домике»-ситуация… перестраховка своеобразная)))))

21 сентября 2014

Ответить

Виктория

17 лет 11 месяцев

Кристина

4 года 10 месяцев

У знакомой так было.Водили ребенка к детскому психологу.На тот момент ребенку около 4,5 было.Исправили за несколько занятий.

21 сентября 2014

Ответить

Вот тоже подумала, что лучше сходить – сразу всё станет понятно

21 сентября 2014

Ответить

Виктория

17 лет 11 месяцев

Кристина

4 года 10 месяцев

Конечно.Я за специалиста.

21 сентября 2014

Ответить

Ездим и к психологу к детскому, сказал что немного не сконцентрирован, проводят типа уроков-игр, о результатах пока не говорят, какие то тесты потом запланированы, после которых будут уже подводить итог.

21 сентября 2014

Ответить

Виктория

17 лет 11 месяцев

Кристина

4 года 10 месяцев

21 сентября 2014

Ответить

Ну и хорошо тогда! Не переживайте!

21 сентября 2014

Ответить

Я то стараюсь привсем приэтом оставаться оптимистом, муж сильно переживает. Появились какие то подозрения в плане аутизма, но с моей стороны глядя, нет у него конкретной динамики, указывающей на аутизм… Да, кое какие манеры, поведение, проскальзывают, так у каждого ребенка что то есть в поведении, но за них хвататься, мол вот, все-аутизм, это неправильно.

21 сентября 2014

Ответить

Pro autism tozhe podymala .ny spizialisti opredeljat schto eto.wremja pokazhet. Moja do4ka pered schkoloi test proxodila w gesydheitamte wela sebja ne adekwatno.jabloko k pomidorom perepytala i wobache skasali konzentrazi net.k y xodili .ja uzhe wsja ismy4ilas.na 2 god ostawili isa matem.a potom y4ilka skasala esli wse ne bydet ponemat sonderschyle.se4as y4itza lydsche y4iteli dowolna .TAk schto ne od4aewaites esche mozhna isprawit .wse ok bydet.

21 сентября 2014

Ответить

Ну мы подождем, пока тесты пройдет разные. Вообще, воспитатели и учителя любят к врачам отправлять, если ребенок чуть выделяется из «толпы» много такого слышала.

21 сентября 2014

Ответить

Moja silno inergi4naja. A programy w schkole bistro gonjat. Deti ne yspewayt sxwatiwat.TAk schto tjazhelowato o4en ot wsego etogo.

21 сентября 2014

Ответить

21 сентября 2014

Ответить

в садик с 3х лет ходит. Меня настораживает еще что нет как бы более или менее друзей у него садиковых, примыкает то к одной то к др. группе детей. А в общем он ведет себя как обычно, в меру балуется, песни поет, танцует, читать любит, и самому нравится учиться и когда ему читаем.

21 сентября 2014

Ответить

А есть у вам там спецы какие-то? Типа психологов. Посоветовалась я бы с ними.

А может у вам это от двух языков просто…

Про дружбу не подскажу.

21 сентября 2014

Ответить

21 сентября 2014

Ответить

Елизавета

9 лет 11 месяцев

а вы двуязычные? Если да, то нормально пока, просто переправляйте его и все… не выделяйте это, а то еще замкнется в себе

21 сентября 2014

Ответить

да, в семье на русс. и немецком говорим, но на нем тоже говорит не «я» а «он»

21 сентября 2014

Ответить

ДимочкаСладкаяПопочка

8 лет 2 месяца

Вот и моя свекровь вечно разговаривать с ним в прошедшем времени… меня аж бесит!!!

Ты кушать хотел?

Ты гулять ходил?

Ты в игрушки играл?…..

21 сентября 2014

Ответить

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации

Представительства Бэби.ру

Вход через соцсети

Источник