Ребенок в 3 года боится нового
Мамы и папы со стажем знают, что малыш должен жить в постоянстве. Именно постоянство дарит ощущение безопасности любому ребенку. Однако очень тяжело всегда поддерживать эту стабильность. И перед родителями встает вопрос: «Что же делать, если ребенок негативно реагирует на различного рода изменения, его пугает новизна, вызывая в нем страх и панику?».
В первую очередь не следует забывать, что когда малыш появляется на свет, его характер уже предопределен. Родители замечают, что каждый ребенок по-своему реагирует на ту или иную ситуацию. Одни малыши весьма восприимчивы, часто капризничают, и успокоить их — задача не из простых. Они негативно реагируют на изменения, не желают делать что-то неизвестное им, боятся незнакомых мест, а при виде чужих людей впадают в панику. Другие детки, наоборот, любят новости, без труда адаптируются к изменениям, обожают знакомиться и общаться с новым людьми. Кажется, что они бесстрашны, и успокоить их можно всего за несколько минут. Особенно эти различия заметны у детей более старшего возраста.
Желание родителей изменить ребенка.
Следует знать, что на поведение малыша помимо воспитания воздействует его природа. Нет смысла сопоставлять трусливого малыша с его настырным ровесником, а тем более стремиться перевоспитать его, чтобы он стал душой компании. Это не даст никакого результата, наоборот, вы можете усугубить ситуацию, поскольку малыш почувствует, что его не понимают. Ребенок должен осознавать, что его любят и ценят таким, какой он есть, и ему не нужно что-то менять, чтобы заслужить это отношение к себе.
Родители должны понимать, что тактичность, уязвимость, спокойствие, робость — это черты, которые совершенно не должны осложнять жизнь ребенка. А мамы и папы как раз об этом и думают. Происходит же все по-другому — именно эти черты характера позволят малышу легче сходиться с людьми. Его будут воспринимать, как человека, которому можно доверять.
По этой причине не нужно пытаться внести какие-то коррективы, важно понимать потребности и возможности малыша. Родители должны поддерживать свое чадо, а не придумывать для него задачи, с которыми он не сможет справиться.
Помощь родителей и результат.
У малышей, которые не выносят новых ситуаций, изменения вызывают волнение, они просто стараются не попадать в такие ситуации. Если же избежать их не получается, то новизна провоцирует сильный стресс, который сопровождается плачем, напряжением, замкнутостью, смущением. Без сомнения, родители желают помочь ребенку. Известны два самых распространенных варианта такой помощи.
1. Стремятся оградить ребенка от того, что вызывает страх. Раз ребенок так негативно относится к чему-то новому, то, возможно, следует просто избегать подобных ситуаций. Мамы и папы думают, что с возрастом это пройдет, а на данный момент не стоит волновать малыша.
Результат.
К сожалению, все происходит иначе. Данное действие только подкрепляет страх малыша. Он видит, что если родители делают все возможное, чтобы уберечь его от всего нового, то в этом есть какая-то опасность. Ребенок должен понять, что страх можно искоренить и побороть его в сложной ситуации. Справившись со страхом хотя бы один раз, малыш убедится, что в этом нет ничего сложного.
2. Стремятся «переломить» боязнь крохи и заставляют его испытывать что-то новое. Приучат его быть пробивным, инициативным и сильным.
Результат.
Данные ожидания родителей переходят границы возможностей ребенка. Он пробует стать таким, но в большинстве случаев терпит неудачу. Иногда после этого ребенок перестает доверять родителям, с жестокостью относится к ним. Ему не нравится, что его не воспринимают таким, каков он есть. Замыкаясь в себе, он не желает с ними общаться, что в результате приводит к тому, что ребенок живет с постоянным напряжением и эмоциональными переживаниями.
Не стоит пытаться переделать малыша. Если все серьезно обдумать, то родители могут прийти к выводу, что малышу совсем и не трудно переживать новые ситуации, особенно если их немного. Пусть он постепенно привыкает к новизне, не наваливайте на него все и сразу. В противном случае это может негативно сказаться на ваших отношениях в будущем.
- Автор: Полина
- Распечатать
Здравствуйте. Меня зовут Полина. Услышав однажды истину, что педиатр – главный врач для любой семьи с маленькими детьми, я поняла, что мне есть к чему стремиться.
Оцените статью:
Источник
Понимаю, что моя проблема не на форуме должна решаться, но поход к двум психотерапевтам ничего не решил. Мой сын (3г) всего боится. Воды (не любит мыться, кричит, если моешь ему голову, бассейна, детские маленькие горки в бассейнах, словом все, что с плаванием связано), хотя на руках у меня или мужа в бассейне может находится даже с час. Боится качатся на качелях, боится горок, боится аттракционов, боится громкой музыки, боится велосипеда, роликов, коньков, не любит гулять. Иногда забывает какой-нибудь из страхов (кроме воды, музыки и аттракционов) и может с удовольствием скатиться с небольшой горки или несильно покачаться на качелях.
Ничего из этого его не пугало, водой не обжигали, музыку не врубали, с горок не падал, в общем конкретно ничего из того, чего он так боится, его не травмировало. В последнее время еще и пальцы сосать начал (соску не сосал никогда, от груди самоотлучился в 2,5г). Не пойму, что происходит(( Конечно, с одной стороны, может и хорошо, что он не сорви-голова, но все-таки тревожно – он же мальчик, а боится всего как заяц(
Мамы, что это может быть? Кто сталкивался?
Джу
[2465555966] – 26 января 2017, 07:15
21 ответ
Последний —
30 января 2017, 09:22
Перейти
1.
Гость
[3005809814] – 26 января 2017, 08:14
У невролога, психиатра были? Делали ЭЭГ, МРТ мозга? У эндокринолога обследовались?
2.
Гость
[1973759006] – 26 января 2017, 08:14
Сын кесаренок?
3.
Гость
[1685272100] – 26 января 2017, 08:50
Мой сын тоже боялся воды, бассейна, собак, но к 5 годам прошло Ничего не делали само прошло.
4.
Гость
[3269183941] – 26 января 2017, 09:12
Ага,мой тоже всего боялся,прям как вы описываете,зато к 5 годам его как резко заменили,в том же аквапарке бежит вперёд нас с отцом на все взрослые горки с горящим взглядом,нырять сам научился,под водой проплывать,и так же и во всем.а было все как у вас,и к психологу детскому сама я ходила,и что мы только не думали
5.
мама подростка
[3777860663] – 26 января 2017, 09:20
Автор, мой сын в детстве тоже не был особо смелым: горок водных, даже малюсеньких, боялся, со снежных горок катался только с совсем низких, боялся купаться в речке даже с папой, никуда от меня не убегал, всегда держал меня за руку. Но к музыке относился спокойно, скорее даже любил слушать, гулять любил, на велосипеде с добавочными колёсами рассекал только так. Сейчас ему 16 лет, вырос хороший адекватный парень, но он и сейчас осторожный. Если его что-то смущает, он туда лучше не пойдёт. А так, конечно, и на лыжах катается, и в бассейне плавает, и круг общения у него большой, увлекается наукой. Если честно, мне и мужу с таким ребёнком спокойнее, нежели был бы “оторви и выброси”. Но у моего страхов в детстве было намного меньше, чем у вашего, при условии, что вы не преувеличиваете. Мой сын был хорошим позитивным ребёнком, но очень осторожным, и всё, что его пугало, он этого старался избегать. Подростком стал таким же, только ушли безосновательные страхи.
6.
Дарья
[2606315486] – 26 января 2017, 09:31
моему 2.5, тоже трусит. Ну не прям так как ваш, но похоже. Горок боится, я его сколько пыталась покатать в ледовых городках, там еще народу много, он категорически отказывается! Пошли на коньках кататься, его попробовали поставить, тоже самое – орет, не хочет. В бассейне не были давно, год назад пошли, он сильно боялся, на руках все время был. Качели правда любит сильно. мыться не любит, орет когда водой из душа поливаю. Но я не заморачиваюсь. перерастет.
7.
Наташа
[166378486] – 26 января 2017, 09:41
Сходите к неврологу, психиатру. Подобные проявления м.б. У аутистов.
8.
Гость
[2780306583] – 26 января 2017, 10:32
В этом возрасте нормально. Помню в детстве я тоже страшно боялась купаться, боялась всех незнакомых людей и мой ребенок боялся до панических истерик лет до пяти, потом само собой прошло.
9.
Юлия
[1195559313] – 26 января 2017, 11:12
Легкая степень аутизма на лицо, не волнуйтесь, в 90% случаев все проходит само собой в детском возрасте. Повлиять вы тут не сможете не на что. Если замечали проблемы с общением с другими детьми, то думаю стоить поискать хорошего врача. Мира и добра в ваш дом.
10.
Гость
[1004201869] – 26 января 2017, 11:24
11.
Гость
[210381295] – 26 января 2017, 11:54
Гость
какие-то проблемы в вашей семье. он считывает ваше состояние и копирует
А как ваш ребёнок со сверстниками общается?Может вы когда гуляете, кто-то из родителей ругает ребёнка за что-то и он думает, что ему тоже так нельзя…..
13.
Гость
[3721819164] – 26 января 2017, 12:21
А еще может быть, что он постоянно от вас слышит: не ходи туда, не делай то, не залезаю в снег, не пачкайся, не кричи и т.п. Отсюда идет неприязнь к любым действиям, чтобы не было ругани от мамы. Они это так воспринимают.
Ну, еще может быть влияние телевизора или всяческих взрослых разговоров рядом с ребенком…
В общем, в любом случае ищете проблему в семье. Исправляйте и все пройдет!
14.
Гость
[1389711304] – 26 января 2017, 16:26
Гость
У невролога, психиатра были? Делали ЭЭГ, МРТ мозга? У эндокринолога обследовались?
15.
Оксана
[2026703511] – 26 января 2017, 23:15
Скорее всего это сенсорная дисфункция. Я к сожалению не знаю как специалист называется на русском, но в штатах это occupational therapist. Они занимаются такими детками.
16.
Гость
[543360899] – 27 января 2017, 15:22
17.
Киса
[3294229515] – 27 января 2017, 15:27
у меня сын ,,4 года безумно боится любых врачей. даже окулиста. это жесть. зубы лечить ходили брала с собой саму и брата. втроем держали. еще страх парикмахер. сама не знаю что делать. в остальном ничего не боится. лазит на высоту, прыгает в воду
18.
Ольга
[392354988] – 29 января 2017, 19:18
Не придумывайте диагнозы детям на ровном месте. Все детки разные. Если в остальном он развивается по возрасту, то не надо мучить похода ко врачам и сильнодействующими лекарствами. У меня тоже тревожный ребенок, но я понимаю, что сейчас только я ему помогу и дам уверенность в этом мире. Всегда с ним рядом, помогаю справляться с переживаниями, поддерживаю. Иногда пьем сироп Зайчонок, он с мягким действием, на травах, успокаивает малыша.
19.
Лида
[3782434141] – 30 января 2017, 07:22
Оленька, вам зайчонка врач прописал, или сами пьете? Я тоже давно хочу его попробовать, но не решаюсь
20.
Ольга
[3782434141] – 30 января 2017, 08:31
Лида
Оленька, вам зайчонка врач прописал, или сами пьете? Я тоже давно хочу его попробовать, но не решаюсь
21.
Лида
[3782434141] – 30 января 2017, 09:22
Ольга
Лет 5 назад сама купила в аптеке по совету провизора, вот уже второй ребенок принимает Зайчонка
Источник
Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.
Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх – это составляющая инстинкта самосохранения.
Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.
Откуда берутся страхи
Существует множество причин возникновения страхов у детей.
– Большое количество запретов.
– Предоставление полной свободы.
– Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.
– Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.
– Одиночество, нехватка общения с родителями.
– Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.
– Боль.
– Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.
– Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.
– Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.
– Плохие взаимоотношения со сверстниками.
– Сравнение ребёнка с другими.
Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.
Виды страхов
Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».
«Немые» – это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.
«Невидимки» – это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.
Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.
Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.
Диагностика страхов
Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.
Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:
1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном – живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.
Ты боишься:
1. Когда остаешься один;
2. Нападения;
3. Заболеть, заразиться;
4. Умереть;
5. Того, что умрут твои родители;
6. Каких-то детей;
7. Каких-то людей;
8. Мамы или папы;
9. Того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. Перед тем как заснуть;
12. Страшных снов (каких именно);
13. Темноты;
14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. Когда очень высоко (страх высоты);
18. Когда очень глубоко (страх глубины);
19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. Воды;
21. Огня;
22. Пожара;
23. Войны;
24. Больших улиц, площадей;
25. Врачей (кроме зубных);
26. Крови (когда идет кровь);
27. Уколов;
28. Боли (когда больно);
29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);
31. Опоздать в сад (школу);
2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.
3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.
4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.
Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.
Как преодолеть страхи
Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.
Способы преодоления страха.
– Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.
– Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.
– Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.
– Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).
– Общение со сверстниками на тему общего страха.
– Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.
– Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.
– Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.
Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.
Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.
Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.
Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).
Источник
В этой статье я дам вам базовые рекомендации, что делать, когда ваш ребенок чего-то боится.
Их можно применять по отношению к большинству тех детских страхов, которые перечислены ниже. (Про страх смерти напишу отдельную статью).
Из многочисленных комментариев моих подписчиков в Инстаграм и других соц. сетях я собрала большой список того, чего боятся дети.
Чего же боятся дети?
Дети боятся: пылесоса, газонокосилки, качелей, машины, велосипеда, аттракционов, лифта, высоты, темноты, воды, смерти, врачей, стоматологов, прививок, брать кровь, других детей, оставаться дома одному, спать одному в комнате или с закрытыми дверьми, мыть голову, собак, коров, акул, крокодилов, динозавров, птиц, аниматоров, клоунов, монстров, привидений, роботов, чёрные тени, насекомых (пауков, пчёл, жуков, муравьёв), грома, моря, воды, ветра, громких звуков, своей смерти или смерти близких.
Этот список можно продолжать еще очень долго.
Как помогать детям справляться со страхами?
Для ребёнка его страхи – это его реальность и всё по-настоящему. Поэтому логические доводы родителей, типа таких: «Это не страшно», «Такого не бывает», «Это всё твои фантазии» – не помогают ребенку!
Говорите с ребенком про страхи
Говорите с ребёнком про его страхи, расспрашивайте, задавайте вопросы. Пусть ребенок говорит о том, чего он боится, “выпускает” наружу то, что его пугает. Не переубеждайте, а внимательно слушайте.
Уточняйте у ребенка: «И что будет потом?», «И как это происходит», «А откуда они берутся?», «А какие они бывают?», «А где они живут?», «А чего они сами боятся?».
Нарисуйте то, чего боится ребенок
Пусть ребёнок нарисует то, чего он боится. Символически это означает, что он приобретает над этим контроль. А потом рисунок со страхом можно: зачирикать, порвать (клочки бумаги спустить в унитаз), изрезать ножницами, дорисовать к нему что-то смешное и сделать рисунок комичным.
Можно нарисовать сверху решетку и посадить страх в клетку!
Поиграйте с ребёнком в то, чего он боится
Пусть в ролевой игре он сам побудет своим собственным страхом – станет клоуном, стоматологом, коровой, птицей, муравьём. Пусть ребенок бегает за вами, пугает вас, мычит или гавкает на вас, «берёт у вас кровь» и прыгает на вас из-за угла.
А вы подыгрываете, сначала боитесь, а потом пытаетесь подружиться с ним, найти общий язык и т.д. Потом поменяйтесь местами и дайте ребёнку «победить» вас (свой страх) любыми доступными ему игровыми средствами или подружиться с вами.
Сочиняйте ребенку истории, в которых главные герои различными способами преодолевают страх или начинают с этим страхом дружить (с одиноким монстром) или начинают с удовольствием делать то, чего боялись.
Объясняйте ребенку то, чего он боится
Объясняйте ребёнку суть явлений, которых он боится. Рассказывайте, как работают приборы, как переодеваются и красятся клоуны, как работают стоматологи и т.д
Сделайте «защитный» талисман
Придумайте и создайте вместе с ребёнком талисман, который будет его охранять, оберегать и защищать от страха. Это может быть рисунок (ангела, солнышка, доброй феи, мамы, богатыря и т.д.) либо какой-то предмет. Талисман можно повесить в любое место в комнате, носить с собой и брать в кровать.
У детей магическое мышление. Они верят в сказки, верят в добро и зло, верят в чудеса, в добрых и злых героев, поэтому этот способ хорошо «работает».
Расскажите про страх ребенку с неожиданной стороны
Расскажите ребёнку про персонажа, которого он боится, с неожиданной стороны – покажите его беспомощным, бедным, одиноким, грустным, обиженным, стеснительным, заботливым, добрым – с целью вызвать у ребёнка сочувствие или симпатию.
Примеры:
«У жучка есть маленькие детки, он ищет им еду, они его ждут дома, скучают, он очень заботливый».
«Привидение очень грустит, что его все боятся и никто не хочет с ним дружить, ему одиноко, оно мечтает, чтобы его перестали бояться и чтобы у него появился друг».
«Маленький пылесосик хотел красиво петь, а вместо этого у него получается только громко гудеть. Сколько он не старается, а петь не получается. Но он продолжает учиться».
Придумайте шутки про страх ребенка
Прекрасно помогают весёлые, глупые и даже неприличные шутки про сказочных персонажей, которых боится ребёнок.
«Монстр однажды сам от страха обкакался».
«Когда Бабы Яга чихает, у неё из носа летят смешные сопли и козявки».
«Если роботу сказать «Бу», он от страха громко пукает» и т.д.
Вы не представляете, как звонко и от души смеются дети, когда придумываешь про их страхи такую ерунду. И насколько им становится легче! Потому что то, над чем смеёшься, уже не так страшно.
Продолжение следует…
Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал
Источник на сайте
***
P.S. Если вы также хотите узнать ответы на вопросы:
— Как помочь ребёнку,который боится?
— Откуда могли появиться детские страхи?
— Как говорить с ребёнком о страхах, так чтобы он мог с вами делиться тем, что его беспокоит?
— Как заставить ребёнка смеяться над тем, чего он раньше боялся?
— Как без помощи психологов, помочь ребёнку избавиться от страхов?
— Как реагировать на проявление детских страхов так, что ребёнок будет чувствовать вашу поддержку и понимание?
То вы можете приобрести мой онлайн-курс «ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ, КОТОРЫЙ БОИТСЯ».
***
P.P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.
И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.
***
Читайте также:
Источник