Ребенок в 2 года не ест жидкую пищу

Однажды ко мне обратилась мама двоих замечательных детей (по ее просьбе имена я опущу) с тревожным сообщением о том, что ее младшая дочка в 3 года отказывается есть твердую пищу кусочками (боится глотать).
Поскольку эта проблема достаточно интересная, потому что больше относится к психологии восприятия ребенком той или иной ситуации (при условии, что телесное здоровье не оставляет сомнений), я дала согласие на нашу встречу.
Была проведена консультация по скайпу, в ходе которой проработали все вопросы, включая данные анамнеза девочки, ее психологическое и физическое развитие, а также, систему взаимоотношений в ее семье.
Сейчас я рада поделиться с вами отзывом мамы девочки и ее результатами. Я думаю, она вам лучше расскажет, что ей пришлось пережить, видя отказ дочки есть то, что она раньше любила. Это не под силу практически каждому любящему и внимательному родителю. К ее чести, все рекомендации мама выполняла старательно, с ней было легко работать. И я благодарю ее за открытость.
Здравствуйте, читатели блога «Ваш детский психолог»!
Мне бы хотелось выразить огромную признательность Татьяне за ее неоценимую помощь в моей ситуации.
Я обычная мама двоих детей – сына (6 лет) и дочери (3 года). Скажу сразу, что к истерикам я подготовилась, но к тому, что мой ребенок не будет есть – была совсем не готова и впала в ступор. Моя дочка отказалась кушать грубую пищу – только пила (причем только фруктовый кефир, йогурты питьевые, чай и соки). Причина, со слов забастовщицы ???? «Мешают крошки и я боюсь глотать».
Педиатр, смотревшая мою дочку 2 раза, сказала, что ребенок полностью здоров, просто ждать. Но, как и любая мать, думающая о том, что мой ребенок не доедает, начитавшаяся всяких страшилок на просторах интернета, не могла оставить данную ситуацию. «А почему вы не кормили ее пюре?!», – спросите вы. Да потому, что дочка на пюре не открывает рот уже с 10 месяцев, как научилась жевать взрослую пищу, потому что если и впихивалось ей пюре, она его выплевывала. Не дай бог, попадется какой комочек или крошечка (даже сгусток йогурта) – дочка сразу начинала все выскребать изо рта, сплевывать, даже до рвотного рефлекса.
Как же – мой ребенок голодный, мой ребенок не доедает, мой ребенок исхудает, кричали мои мозги! Поэтому я варила геркулесовую кашу, брокколи, морковку, протирала через сито (боже, я столько не протирала в грудничковом возрасте), покупала готовое пюре батата (т.к. сладкий) и зеленой фасоли (хоть какое-то разнообразие) и подмешивала ей в кефир фруктовый, апельсиновый сок (оказывается апельсиновый сок перебивает многие вкусы J), раз в неделю смешивала с шоколадным молоком. Лишь бы дочь получала хоть какие-то питательные вещества. И упаси боже, если попадется крупинка – дочь сплевывала, если переборщить пюре – дочь сразу чувствовала, что вкус меняется…
Раз ребенок здоров телом (со слов педиатра), значит надо показать и душу, а, вернее сказать, мозги специалисту, причем не только дочки, но и мои ???? .
Я обратилась к Татьяне уже после больше двухнедельного голодания ребенка. И вот, отправив подробное письмо о ситуации, фотографии ребенка, ее рисунки, работы, состоялась моя консультация с Татьяной Егоровой.
Опустив все подробности разговора, скажу одно, что Татьяна мастерски расставила все точки над «И», направила меня в нужное русло, указала на мои ошибки и указала мою дальнейшую тактику. Самое трудное из тактики ведения забастовщицы было отключить мои мозги, мои МАТЕРИНСКИЕ мозги. Боже, и я сделала это!
В итоге, ребенок перестал бояться крошек, начал есть сначала с осторожностью, потом все лучше и лучше. Да, на сегодняшний момент, а прошло уже почти месяц, дочка что-то ест, а от чего-то отказывается. Но с каждым днем, она пробует заново уже давно знакомые продукты – сегодня полижет дыню, яблоко, пососет сыр, завтра откусит яблоко и плюнет, а послезавтра уже полноценно его хрумкает за обе щеки! Ура!!!
И вот дочка уже на вечеринке «Valentine’s Day Pizza & Craft Party» наравне с другими детьми уплетает пиццу и пирожные, а не смотрит на всех полными страха глазами (а сами понимаете, надеюсь, когда очень хочется кушать, когда такое разнообразие пищи и красота, а ты боишься, боишься что там крошки, боишься что ты не сможешь глотать, боишься то ты подавишься).
Спасибо Вам, Татьяна! Спасибо огромное и низкий поклон! Мы справились :).
Добавлю еще несколько слов по данной ситуации и в целом. Важно вовремя отследить, с чего началось то или иное проблемное поведение. И если возникает что-то непонятное в поведении ребенка – всегда есть некая причина. И ее отследить – было нашей совместной задачей.
Далее что нужно принять во внимание всем родителям, (очень часто мамы и бабушки упускают из виду, когда их ребенок отказывается есть) – нельзя трястись над ребенком, поел он или нет, скрупулезно подсчитывать объем калорий, сравнивать его с другими более упитанными детками, и кормить даже тогда, когда он не хочет, протестует. Мы сейчас говорим о здоровых детях. Для больных – есть иные рекомендации + следование назначенному лечению врача, но и тут немалую роль играет отношение родителей к этому вопросу. Будет ли мама переживать, паниковать, что ребенок не ест – это передастся и ему, у которого сформируются защитные механизмы, вплоть до избирательности еды и рвоты или же бесконтрольного ожирения. И такое бывает, увы.. Либо мама изменит свое отношение и поможет ребенку снять напряжение в вопросах еды.
Поэтому отнеситесь к этому внимательно и… проще. В природе мы не найдем никого из животных или птиц, кто бы отказывался от еды просто так из упрямства. А причиной может быть либо элементарное чувство сытости (комментарии излишни), либо стресс (выясняем его источник), либо соматическая болезнь (необходимо соотв. лечение), либо неправильно сформированное пищевое поведение (анализ психофизиологии ребенка).
Что значит, неправильное пищевое поведение? Коротко и простым языком: это когда ребенок не испытывает ПОТРЕБНОСТИ в еде: его пищеварительная система еще не готова, мозг не запускает программу голода и поиска пищи. Если чувство голода возникло, ребенок часто пытается компенсировать его перекусыванием. Казалось бы, это мелочь, но она нарушает весь биологический механизм принятия и переваривания еды (пролистайте учебник физиологии пищеварительной системы). Поэтому важно есть в определенные часы, с достаточной частотой (зависит от возраста и количества энергозатрат) и не допускать бесконтрольного перекусывания. Прочие сладости в виде конфет отнести в категорию десерта, который позволителен после основной еды. Отношение к еде должно быть спокойным, без насилия: не хочет есть завтрак – не проблема, поест за вторым завтраком или в обед. И т.д. Плюс пересматриваем меню, при необходимости.
Еще важная мысль: еда не должна быть средством утешения, наказания, манипулирования ребенком и т.п. Еда – это необходимость для организма. Десерт – это приятное завершение вкусного завтрака или как повод отметить какое-то радостное событие, которое сплачивает всех за общим столом или как возможность порадовать ребенка сюрпризом без всяких условностей. Поэтому реплики типа: “А ну съешь кашу, иначе мы не пойдем за игрушкой”; “Только послушные мальчики получают конфеты”; “На, только не ори!” лишены всякого смысла, так как не решают саму проблему, вызвавшую данное поведение.
Подпишитесь на бесплатную рассылку «Едок-привереда» помимо методики, в нескольких уроках там вы найдете и дополнительные рекомендации по решению проблемы с аппетитом и поведением ребенка за столом:
Получить методику “Едок-привереда” и пройти уроки бесплатно!
Поделитесь в комментариях, были ли у вас проблемы с тем, чтобы накормить детей? И как вы их решали?
Источник
Дорогая раббанит Ципора, большое-большое спасибо за Ваши предыдущие советы и слова поддержки о воспитании детей! Все, что Вы говорите, работает на 100%! Не говоря уже о том, что после Ваших слов укрепляется уверенность в себе как маме! Слава Б-гу, что Вы есть, и что Вы делитесь Вашим бесценным опытом!
Я спрашивала Вас последний раз о том, как вести себя со старшим мальчиком (сейчас год и 10) после появления малыша. Слава Б-гу, в этой области все идет нормально. Хотела задать 2 текущих вопроса по поводу старшего малыша.
1 вопрос по поводу вечной темы еды. Я боюсь, что сама создала себе проблемы с этим. Ему, как я сказала, год и 10. То, что ребенок ест, – можно перечислить на пальцах. Возможно, что в свое время я слишком перестраховывалась, чтобы он не брал в рот то, что не сможет раскусить, или чтобы, не дай Б-г, не подавился… пюрировала ему еду… плюс, на его год и начало второго года выпали первые месяцы второй беременности, когда из-за тошноты я не могла готовить разные вещи (овоще-мясные пюрешки разогревала с зажатым носом).
Ребенок в принципе ест то, что ему нравится. Вот только нравятся ему не очень многие вещи. И ест он совсем небольшими порциями. В итоге то, что имеем сейчас: ест, слава Б-гу, молочные продукты (йогурт, кефир, творог – доведенный блендером до однородного состояния, молоко), кроме сыра; ест хлеб, печенье, очень любит манную кашу, может съесть овсяную и рисовую кашу (немного); фрукты ест только некоторые (бананы, яблоки, груши, дыню, иногда ягоды, апельсины), ест огурчик и консервированную кукурузу, под настроение ест овощные супы. Далее начинаются сложности: рыбу ребенок не переносит даже на запах (первый раз несколько дней назад получилось спюрировать ее вместе с овощами и дать ему несколько ложечек), мясо ни в каком виде не любит. Единственный вариант, как я ему его даю – делаю овощные супы-пюре (картошка, шпинат, морковь вместе, или цветную капусту, или батат, морковь-картошку-кабачки) и вмешиваю туда размолотую курицу, или добавляю к овощным пюре куриный бульон. На куриные яйца у ребенка аллергия. Я их заменяю перепелиными (целые не ест, добавляю размолотые в супы-пюре, или в творог, или делаю что-то вроде гоголь-моголя).. Одна из проблем, что чтобы он поел что-то готовое-горячее-овощно-мясное, нужно его сильно отвлекать либо супер-интересной книжкой, которую я высоко-артистично читаю, либо какими-то видео, вроде песенного алфавита, или чем-то таким (стараюсь хоть что-то полезное показывать)… При этом он может съесть буквально пару ложек только, в некоторые дни – полплошки.
Другая часть вопроса, которая меня беспокоит, – он не ест ничего горячего готового непюрированного (кроме супов, куда я тру овощи на терке), если там нет жидкости. Т.е.он не ест ни макароны (отказывается), ни кусковые готовые овощи (типа жареной картошки или не жидкого пюре), ни бутерброды с чем-то, я уж не говорю про кусочки мяса или курицы, ни салаты. Не ест омлет или какие-нибудь сырники. Как только что-то такое попадает в рот – просто выплевывает. Плюс, как я сказала, он ест в принципе немного.
Я стараюсь не настаивать, но когда вижу, сколько едят другие детки, – у меня начинается паника, что ребенок голодный, не наедается и никогда не будет есть нормальную еду. (Его ужин может состоять из двух маленьких йогуртов и кусочка хлеба). При этом я стараюсь, чтобы он получал все, что нужно (белки, жиры, витамины, углеводы и пр.), и боюсь, что именно это мешает нормальному кормлению. Т.к. я не могу набраться смелости, расслабиться и позволить ему сидеть либо на одних йогуртах или манной каше, либо на консервированной кукурузе, или довести его до состояния действительно большого голода, когда он будет готов есть все… (не дай Б-г.)
То, что я хотела спросить: насколько тот набор продуктов, который он ест – нормален для него в его возрасте. Не страшно ли, что он отказывается от мяса? Может, ему просто невкусно то, что давали пробовать? Давали обычную вареную курицу, или котлеты. Реакция одна – отказ. (На самом деле, я сама отказалась от мяса лет в 10 и до 18 лет не ела ни мясо, ни рыбу, потом стала есть рыбу, с гемоглобином все было хорошо. Но отказ ребенка – беспокоит, т.к. глупо боюсь, что лишаю его необходимых компонентов…).
Как его приучить к новым продуктам (основной вопрос)? И главное – к более твердым готовым? Или не стоит форсировать события и расслабиться? (Проблема, что он не может нигде есть, кроме дома. Салаты он не ест, готовые блюда тоже…).
2 вопрос касается упоминавшегося в предыдущем моем письме детского сада. Думаю об этом постоянно и не могу никак определиться. Ему год и 10. Мы живем в Германии. Здесь есть еврейский детский садик, куда, как я писала, отдают деток уже с 1,5 года, в том числе из-за языка. Дома мы говорим на русском. В садике с ними говорят на немецком. В садик мы записаны с июня этого года, когда сыну будет 2. Если мы не пойдем в это время, следующая возможность будет только в августе следующего года (т.е. в его 3 года и 2 месяца). Плюсы садика: язык (по отзывам мам, дети в 2 года лучше воспринимают язык, а те, которые пришли в 3, – хуже понимают, и с ними часто воспитатели «скатываются» на русский язык, чтобы что-то объяснить, плюс они меньше задействованы в естественную жизнь группы из-за того, что меньше понимают), общение (по словам тех же мам, дети, которые начинают ходить раньше, уже сдруживаются, и когда приходят новенькие, их воспринимают как «чужих», и ребенку сложнее влиться), ну и просто какие-то совместные занятия, плюс возможность разгрузить меня на несколько часов. Это честно говоря, все плюсы, которые я вижу. Там есть опция до 4 часов дня и до 12 (чтобы ребенок спал дома). Я рассматриваю ТОЛЬКО вариант до 12, по крайней мере, сейчас.
Минусы, которые я вижу:2 года, мне кажется, еще слишком мало, чтобы отдавать ребенка чужим людям; наш мальчик еще не говорит (он совершенно все понимает, может совершенно ясно дать понять, что он хочет; но это я буду угадывать по его угуканью, что он хочет, чтобы именно эту книжку открыли на страничке с божьими коровками, а чужие люди вряд ли будут настолько внимательны, учитывая, что кроме него там будет еще много детей). Не уверена, что ему настолько необходим садик для социализации. (Хотя он раньше все время был очень привязан ко мне и с плачем оставался даже с папой, за что папа все время на меня ругался, что не отпускаю его от своей юбки, я все же старалась его беречь и не устраивать шокотерапию. В результате, видимо, критический период прошел, и он совершенно нормально сейчас остается с другими людьми, совершенно дружелюбно и открыто общается с детьми, предлагая им играть вместе; спокойно делится игрушками; берет взрослых людей, которых видит в первый раз, тащит за руку к себе играть; достаточно уверен в себе; спокойно играет сам).
Но главное – он совершенно не агрессивный ребенок, а в садике будут детки, которые (имея старших братьев и школу выживания дома) с первой минуты начинали ни с того, ни с сего толкаться и драться… Меня это больше всего пугает. Во-первых, наш мальчик совершенно не понимает, как себя вести с таким ребенком, который проявляет агрессию (просто шарахается от него). И мне страшно его отправлять в эту заведомо недружелюбную компанию неподготовленным… У меня уже были мысли, может его научить давать сдачу? Я просто не вижу смысла, зачем ему это в 2 года.
Среди минусов также (на мой взгляд) – нерелигиозные воспитательницы. В маленькой группе – 2 русскоязычные нерелигиозные дамы средних лет и молодая немка нееврейка. Они учат с детьми брахот (благословения) и прочее, но сами не соблюдают. Плюс, группа смешанная (мальчики-девочки). Возможно, стоит пойти погулять вместе с садиком, чтобы посмотреть, как он будет с этими детьми, и чтобы он попривыкал к ним?
В общем, сильно беспокоит то, что я отдаю 2-летнего ребенка чужим людям, у которых кроме него есть другие малыши, – т.е. насколько они вообще смогут хорошо за ним смотреть? При этом не уверена, нужно ли ему это. Если бы это был хедер, скажем, тут был бы хотя бы смысл. Но, возможно, я просто не понимаю значения сада для ребенка, или не учитываю другие какие-то стороны. Буду очень Вам признательна, если Вы, учитывая Ваш опыт, подскажете, как правильно смотреть на эту ситуацию.
Плюс, еще одно соображение: мы рассматриваем возможный переезд в другую страну. Это на уровне обсуждений сейчас. Но если придется это делать, то это будет в течение года. Стоит ли на до этого отправлять его в садик, если потом придется менять коллектив? Не будет ли это большим стрессом (учитывая, что в новой стране опять придется окунаться в другой язык)? Что Вы думаете обо всем этом?
Я ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ извиняюсь, что так запутанно пишу, так много и так не всегда последовательно. Просто в голове такая каша, и так хочется не ошибиться, не причинить ненужных беспокойств и сделать так, как ему лучше… Он такой хороший малыш, я просто вижу, какой он умненький, внимательный к другим становится, так стараюсь мягко направлять его характер… Очень не хочется неправильным шагом это испортить…
Если можно, еще пара вопросов про межмалышовое общение: как объяснить сыну, почему другой ребенок не хочет с ним делиться игрушками или берет наши вещи без разрешения? (Иногда в песочнице папа какого-нибудь малыша просит, чтобы тот поиграл с нашими игрушками, тот берет, потом не дает их моему малышу обратно, и не дает при этом свои… Я ему говорю, что малышу просто не объяснили, что вместе играть намного интересней, и что как Вс-вышний рад, когда он делится чем-то с другими. Но, боюсь, что это объяснение еще немножко и не будет работать).
Как объяснить, что кто-то дерется и хочет его толкнуть (как с той девочкой, которая будет в его группе…)? Если он сам будет драться или конфликтовать с кем-то в саду (хотелось бы написать «не дай Б-г», но подозреваю, что это нормально для детей…), что ему говорить? Что так не стоит делать? Или не вмешиваться в малышовые разборки? Что вообще нужно знать маме, чей малыш ходит в садик?
Еще, относительно детсада. Как Вы думаете, если мы пойдем в садик, нормально ли будет, что я хочу забирать сына в 12, притом что бОльшая часть детей там до 4 часов дня (с точки зрения общения его с детьми, чтобы он, если так можно сказать, не выделялся и не получилась бы за счет этого некоторая дистанция между ним и детьми)? Или это я рано задумываюсь о таких вещах?
Спасибо еще раз Вам большое! И еще раз очень извиняюсь за объем (муж меня стыдит, что у пользования хеседом должны быть рамки, но для меня дети настолько важны и так хочется сделать все правильно, и при этом больше не с кем посоветоваться, что наступаю просто на собственную совесть :))! Хорошего Вам месяца! С огромнейшим уважением и благодарностью, Д.
Источник
2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно
Примерно с 2 до 4 лет многие дети отказываются от незнакомой еды, требуют одни и те же блюда каждый день.
Причины такого поведения могут быть разными.
1) Согласно одной из теорий, это нормальное поведение человека, имеющее эволюционные корни: новая еда могла означать опасность, поэтому у нас присутствует инстинкт отрицания незнакомой пищи. Как правило, он размывается к 4 – 5 годам, но иногда сохраняется и во взрослом возрасте.
2) Отказываясь от еды, ребенок заявляет свои права на собственный выбор и проверяет рамки возможного в общении со взрослым.
3) Ребенок не может сосредоточиться на еде, так как вокруг много отвлекающих факторов: игрушки, телевизор или что-то еще.
4) Малыш усвоил неправильные пищевые привычки, и его интерес к незнакомой еде угас:
4.1. его могли кормить, когда он не был голоден;
4.2. его торопили во время еды;
4.3. его запугивали, если он плохо ел;
4.4. его слишком много уговаривали и развлекали во время еды;
4.5. его оставляли одного во время трапезы;
4.6. его кормили с ложки, когда он хотел держать ее сам;
4.7. его кормили под мультики, песни или ролевые игры.
5) Иногда ребенок отказывается от еды, потому что ему не нравится текстура, цвет или запах продукта. У него могут храниться воспоминания о том, что его кормили тем же самым, когда он был болен.
Как создать здоровые пищевые привычки ребенка
У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя – предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.
Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка – выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет.
- Дождитесь, пока ребенок сам попросит еды. Конечно, это на несколько дней внесет сумбур в ваш распорядок дня, но такая мера необходима для того, чтобы ваш маленький нехочуха начал с охотой есть.
- Садитесь за стол вместе с ним. Если время обеда подошло, а малыш все еще не просит кушать, садитесь сами и начинайте с аппетитом есть. Телевизор, телефон и планшет сейчас отвлекать от еды не должны. Если ребенок захочет присоединиться к вам, усаживайте его рядом и покормите.
- Ешьте всей семьей. Не меньше одного раза в день по будням и не меньше двух раз в выходные садитесь есть все вместе. Ребенок перенимает пищевые привычки у взрослых. Если его постоянно кормят в одиночестве, он не может разобраться, как нужно есть, как вести себя за столом, какой разной может быть пища.
- Поощряйте его самостоятельность. Уже с 10 – 12 месяцев малыш готов есть ложкой сам. Теперь он самостоятельно решает, сколько принимать пищи, как и с какой скоростью, как долго жевать или сосать еду, наслаждаясь вкусом, нюхать и разглядывать содержимое тарелки.
- Транслируйте ценность еды. Кладите небольшие порции, чтобы стимулировать ребенка просить добавку.
- Не поощряйте малыша за еду, не обещайте ему мультики, сказку или игрушку за то, что он все съест. Еда сама по себе должна стать удовольствием для ребенка.
- Предлагайте новую еду многократно: ребенку нужно привыкнуть к ней. Однако кладите этот незнакомый продукт не на тарелку малыша, а на стол, чтобы не вызвать протест. Не давайте ему сразу большое количество новой еды: достаточно одного кусочка.
- Если вы хотите познакомить малыша с новыми продуктами, не готовьте пищу целиком из них: пусть в еде будут и знакомые ему ингредиенты.
- Кладите в тарелку небольшое количество еды. Порция для ребенка равна половине взрослой.
- Выбор еды не должен быть слишком большим. Не предлагайте малышу самому придумать, что он хочет на обед. Достаточно сказать, что его порция на столе.
Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно – и для него, и для взрослых.
- Не запрещайте полностью «вредные» продукты – иначе ребенок перестанет считать их едой и будет видеть в них недоступное удовольствие.
- Не заставляйте малыша есть полезный продукт, от которого тот настойчиво отказывается, – он перестает воспринимать его как пищу. Как показывает исследование, 72 % людей, которых заставляли в детстве есть определенные полезные блюда, полностью исключили их из своего рациона во взрослой жизни.
- Если вы заставили малыша есть против его воли, не хвалите его за то, что он «справился со своей задачей». Это приводит к неприятным последствиям: послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, и начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.
Как вызвать интерес к еде у ребенка
- Как можно чаще вовлекайте ребенка в процесс приготовления пищи, покупки продуктов и детского питания в магазине, где он тоже может выбрать что-то по своему желанию. Малышу будет интересно попробовать еду, в покупке или создании которой он участвовал.
- Если возможно, выращивайте овощи и фрукты на даче и привлекайте малыша к уходу за ними. Поможет и горшочек с зеленью, растущей на балконе.
- Готовьте интересные и вкусные блюда вместе, украшайте их перед подачей.
- Рассказывайте ребенку о том, чем полезны те или иные продукты и каким образом употребление различной пищи поможет ему быстрее бегать или стать сильнее.
- Будьте образцом для подражания – не смотрите телевизор за едой.
- Не уступайте, если ребенок просит сделать то одно, то другое блюдо, отказываясь от всего приготовленного. Если малыш действительно голоден, он съест то, что подают на стол.
После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию
Согласно данным исследований, ребенок начинает осознавать понятие «здоровая еда» в возрасте около 4 лет. Это происходит, только если родители объяснили ему, что это такое, причем как можно раньше, в 2 – 3 года, а то и в годик. И тогда уже в возрасте 4 – 5 лет дети могут самостоятельно делать «здоровый» выбор.
1) Подайте ребенку пример. Самым лучшим примером для малыша является его семья. Если мама хотя бы раз в несколько дней готовит вкусный здоровый ужин, папа приносит домой свежие фрукты и овощи, а бабушка показывает внучке, как варить суп, то ребенок получает навыки здорового пищевого поведения.
2) Не кладите в еду много сахара или специй. Ребенок открывает естественный вкус каждого продукта и ощущает такие вкусовые оттенки, которые взрослый не способен различить. Конечно, со временем малыш должен знакомиться с самыми разными блюдами, но сейчас лучше избегать резких вкусов.
3) Присмотритесь к собственному рациону. Пусть семейная трапеза не будет плохим примером для юного гурмана. Привыкайте есть меньше жареного, больше блюд, приготовленных на пару или тушеных. Включайте в диету овощные и фруктовые салаты. Откажитесь от вредных полуфабрикатов и алкоголя. Старайтесь закупаться продовольствием не на месяц, а на неделю.
4) Готовьте вместе с детьми. Учите их мастерству приготовления любой еды – от каши до пирога. Пусть малыш всего лишь насыплет стаканчик муки в миску – этого уже будет достаточно для начала.
5) Придумывайте игры про еду. С помощью игры можно познакомить ребенка с тем, какие продукты полезны для него, а какие – нет. Вы можете придумать целый мир, в котором будут жить любопытные персонажи. Используйте свое воображение!
6) Пусть десертами станут только блюда из натуральных ингредиентов – фруктовые пюре и салаты, пудинги и т. д.
7) Не пугайте малыша категорическими запретами. Мягко объясняйте и старайтесь переключать внимание ребенка в те моменты, когда он слишком активно требует что-то вредное.
Как научить ребенка правильно вести себя за столом
Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?
- Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка.
- Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом. Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола?
- Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник – в легком режиме, ужин – все вместе и в общении. В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше.
- Совместные трапезы со взрослыми – важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, – это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.
Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом
- Требуйте, чтобы ребенок сидел со всеми, но разрешите ему самому выбирать, чем питаться, из продуктов, представленных на столе.
- Хотя бы один прием пищи в сутки сделайте общим, семейным, чтобы юный участник трапезы перенимал правила поведения за столом через подражание.
- В выходные сделайте один общий прием пищи праздничным – пишите меню и готовьте вместе.
- Введите слово-маркер окончания приема пищи. Например, выпускать малыша из-за стола тогда, когда он скажет «спасибо».
- Не пускайте ребенка обратно за стол после слова-маркера.
- Если малыш начинает капризничать за едой, ни в коем случае не уговаривайте его есть. Капризничает – значит наелся. Наелся – скажи «спасибо» и можешь быть свободен.
- Если ребенок не может и не хочет сидеть со всеми за столом, дайте ему возможность есть в своем режиме, но те продукты, которые ему предложены.
Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые.
Приятного аппетита вашему малышу!
Источник