Ребенок в 2 года капризничает истерит и не слушается причины
Рано или поздно все родители сталкиваются с тем, что ребенок напрочь перестает их слушаться. Такая ситуация с каждым разом повторяется все чаще и все больше воздействует на нервную почву родителей. Что же делать и как быть?
яндекс картинки
Средний возраст, когда ребенок начинает проявлять характер
Если ваш ребенок начал не слушаться – то это говорит только о том, что с ним все в порядке. Он развивается, разведывает границы мира, смотрит на вашу реакцию и его возможности вами манипулировать. Желание взять свое может проявляться по разному:
- ребенок может хныкать и плакать, когда не получает желаемое,
- может топать ногами, ложиться на землю,
- малыш может даже начать драться,
- если вы просите подойти – он не слушается,
- просите постоять на месте – он идет,
- просите не драться – он бьет еще сильнее,
- а если просите не не кидаться песком – он делает это казалось бы на зло.
На самом деле в этом возрасте дети поступают так не от большого всемирно зла, а потому что они таким образом познают мир. И кто бы что не говорил про страшный кризис 3 лет, тот кто столкнулся с проблемами в 2 года, не сможет отрицать что проблемы могут начаться в любом возрасте.
Именно сейчас родителям нужно в полной мере понять, как взаимодействовать со своим ребенком, как объяснить ему последствия своих действий. Сколько бы вы не говорили, о том что может произойти, пока вы не покажите это на практике, ребенок вряд ли сможет прочувствовать последствия своего поведения.
Что делать, если ребенок в два года не слушается и устраивает истерики?
Так что же делать, если ребенок в два года перестал слушаться? В первую очередь, нужно учесть – что хоть два года еще очень маленький возраст, но уже сейчас с ребенком нужно учиться договариваться, объяснять поведение и поступки. И если в 1,5 года ваша главная стратегия была “отвлечение” и “переход на другую ситуацию”, то теперь вам необходимо заставить ребенка думать над тем, что он делает.
яндекс картинки
Четко распределяем роли
Часто, родители совершают самую первую и главную ошибку – они ставят своих детей на равне с собой. Конечно, вы – главный друг для своего ребенка, но все же вы взрослый, вы главнее.
И первое что надо сделать – перестать полностью быть на одном уровне – проявляйте настойчивость, показывайте кто тут главный, что не смотря на вашу дружбу и ваше стремление быть заодно, вас нужно слушаться.
Это не значит что вы должны быть строгим родителем, но в некоторых ситуациях нужно проявлять настойчивость в своих требованиях к ребенку.
Использовать слова “попозже” и “завтра”
Учитесь разговаривать с ребенком. Скорее всего малыш не сможет ответить вам ясно, и пока будет только акать и говорить “нет” или “да”, но ваши объяснения и слова могут стать ключевыми, что бы ребенок понял проблему и ее решение.
Поэтому в вашем лексиконе должны появиться слова “попозже”, “после”, “завтра”. Если ребенок не хочет что либо делать, задайте вопрос “ты хочешь сейчас поиграть?” после утвердительного да, продолжите: “вот сейчас мы поспим, а после будем играть, хорошо?”.
Такую же схему стоит использовать, если ребенок не хочет идти домой с улицы. В общем то она работает на многих подобных ситуациях. И конечно не стоит ждать результата сразу. Изначально малыш может начать плакать вновь, если вы снова скажите ему делать, то, что он не хочет. Поэтому когда дело сделано, не забудьте сказать “Ну вот. Мы поспали, теперь будем играть. Помнишь, я тебе говорила? Мы сделали дело и теперь играем. Хорошо ведь, да?”
яндекс картинки
Учитесь применять строгий голос и кодовые фразы
Мы все стараемся не кричать на ребенка и не поднимать голос. Однако, иногда все же такое случается. И чаще всего ребенок от одного грубого слова может начать плакать. Ведь он не привык к тому, что любимая мама так к нему обращается.
Используем данное средство во благо. Если ситуация выходит из под контроля, придумайте кодовое слово, которое ребенок в дальнейшем будет воспринимать как сигнал стоп. Помните, как нашим родителям удавалось нахмурить брови или произнести какую то мелочь по телефону, и мы понимали что дома что то будет…
Поступайте также. За основу можно взять слово “СТОП“. Произносить его громко и резко, оно будет эффективным средством, если ребенок на улице не слушается, кидается, дерется, бежит не в том направлении.
Когда вы почувствуете силу этого слова, придумайте новое – например называйте ребенка по имени отчеству в таких ситуациях, когда он ведет себя не правильно. Постепенно ребенок станет понимать, что при вашем таком слове – он поступает неправильно и надо остановиться.
яндекс картинки
Входить в положение ребенка
И здесь мы снова возвращаемся к разговорам. Для того что бы ребенок стал вас больше слушаться, нужно показать, что вы понимаете его, и его чувства. Постарайтесь употреблять больше слов – тебе больно, да? Тебе так хочется поиграть?
Говорите слова “я понимаю”, “я бы тоже хотела, но…”. Вы не можете знать, на сколько запрет делать что то, может быть сильным огорчением для вашего ребенка, поэтому постарайтесь его понять, и показать что вы заодно с ним. Конечно, если это ситуация, которая не требует вашего конкретного “нельзя”.
Усадить или постоять и объяснить как делать нельзя
Если ребенок сильно разыгрался и начал хулиганить, то стоит попробовать отвести ребенка в сторону от любимой игрушки или детей, поставить в сторонке, или посадить на лавочку на улице и провести разъяснительную беседу: почему его привели сюда, за что, что он сделал, что бы он подумал над своим поведением.
яндекс картинки
Оставить одного
Если ребенок устраивает скандалы и истерики дома, то стоит отвести его в другую комнату и дать проплакаться, со словами: наревешься, приходи. Конечно это никак не успокоит ребенка, и скорее всего он попытается вернуться и плакать у вас на виду. Однако не сдавайтесь – отведите его обратно и повторите: как успокоишься, приходи, с такой плаксой я общаться не хочу.
Обидел – извинись
Если ребенок обидел вас, то обидьтесь на него. Не играйте, не читайте и делайте акцент на том, что ребенок сделал и почему вы так себя ведете. Ребенок должен прочувствовать вашу обиду. Когда он начнет звать вас более настойчиво, повторите еще раз за что вы обиделись на него и скажите, что бы тот попросил прощение – поцеловал, обнял или погладил.
После этого еще раз объясните за что вы обиделись на него и что в следующий раз вы не сможете так быстро простить ребенка.
Если ребенок обижает кого то на улице, толкает или бьет, то сразу пресекайте такое поведение и делайте акцент на извинении – обидел – подойди – погладь – обними. Пусть он не может сказать слова в слух, значит стоит выразить это в действии.
яндекс картинки
Показать, что может произойти
Хорошей тактикой в воспитательных целях будет демонстративный показ, что может произойти и акцент на этом.
Ребенок не слушается и убегает от вас в парке? Спрячьтесь за дерево, ребенок должен прочувствовать страх остаться одному, когда он не сможет вас найти. После расскажите ему, что в другой раз вы можете его не найти.
Если ребенок ударился, сделайте акцент на ушибе – что может произойти, если баловаться.
Ребенок залез в лужу и показывает на грязную одежду – расскажите от чего так получилось и что ему придется ходить вот так, у мамы нет запасной одежды. Пусть ребенок будет не сильно доволен, но он сможет понять причинно-следственную связь своего поступка и того, что случилось и из-за чего.
Не обязательно всегда делать пример на самом ребенке. Если вы гуляете в компании, и другой ребенок сделал не то что нужно, подведите ребенка и покажите последствия, объясните как так получилось.
Чаще всего маленькие дети сами делают акцент на случившемся – показывают на искорябанные коленки, грязную обувь, испачканные руки. Ваша задача – объяснить и сделать акцент почему так произошло и как надо себя вести что бы такого больше не было.
Учите говорить спасибо и пожалуйста, делиться уже сейчас
Если ребенок хочет взять чужую игрушку, учите говорить его пожалуйста. Если ему дают что то – спасибо. Учите делиться своим, если ребенок берет что то чужое. Учите не отнимать игрушки из рук, ждать очереди. Это очень важно для дальнейшей социализации в обществе. Делать это надо со стороны взрослого – рассуждать кому что, кто прав, говорить за ребенка. Спасибо же ребенок может сказать, послав воздушный поцелуй или погладить человека по ручке.
Выполняйте обещания
Еще один воспитательный момент, который должен показать ребенку причинно-следственную связь. Если ребенок не слушается, скажите: еще раз так кинешь песок, и мы уйдем из песочницы.
Выполняйте свои обещания – после очередного броска, сразу собирайте игрушки и уходите. Тоже самое делайте, если ребенок к примеру, прыгает по лужам. Или если дома во время рисования он кидается карандашами: еще раз так сделаешь, мы все уберем.
В данном вопросе обязательно сохраняйте последовательность действий, ведь если угрозы будут пустые – ребенок это сразу заметит. Поэтому если вы гуляете, говорите “мы уйдем отсюда“, а не “мы пойдем домой“, если вы не собираетесь домой.
яндекс картинки
Не хочешь? Ну тогда мы все отдадим другому
Хороший вариант воспитания – не хочешь убирать? Тогда мы сейчас все отдадим другой девочке. Если у ребенка есть любимые игрушки, можно отдавать все им. Как правило, ребенок не хочет делиться и делает просьбу взрослого человека.
Вещь обиделась на тебя и ушла
Если ребенок швыряет вещи и игрушки, скажите: подними, иначе игрушка на тебя обидится. Если ребенок не послушался, по тихому спрячьте вещь и спросите, а где твой котик?
Затем продолжите: вот ты бросил, он обиделся и ушел. Пусть ребенок поймет почему так произошло.
Повторять все раз за разом
И конечно, все это работает, если постоянно, раз за разом производить все эти действия, повторять из ситуации в ситуации. Не ждите, что методы начнут работать сразу. Все таки мы говорим о маленьких детях, чье внимание еще не может концентрироваться на какой то вещи слишком долго. Поэтому постарайтесь взять себя в руки и удачи вам в этом не простом деле!
яндекс картинки
#воспитание #малыши #обиды #общение #общество
Источник
На чтение 6 мин.
Многим мам в декрете знакома ситуация, когда двухлетний ребёнок не слушается, капризничает, отказывается выполнять просьбы родителей. Иногда непослушание принимает форму истерик. Малыши падают на пол, размахивают руками и ногами, орут, как говорится, не своим голосом. Взрослые просто не знают, что делать с разбушевавшимся сорванцом и как остановить приступы неповиновения.
Кризис 2-х лет может проявиться от 1.5 до 2,5 лет
Почему?
На самом деле, причина истерик проста и понятна. Дети в два года проявляют свой характер и не хотят выполнять те действия, к которым их принуждают насильно.
Ребенок желает делать лишь то, что он сам считает нужным. Если родители осознают, что имеют дело не просто с маленьким человечком, а со свободной личностью, у которой есть свои интересы, мысли и желания, то предотвратить конфликты будет намного легче.
Дети – большие манипуляторы
Дети – великие манипуляторы. Истерики и капризы – это способ управления взрослыми, так сказать, своеобразный психологический приём для достижения поставленной цели.
Так вот подавлять и предупреждать ситуации, в которых ребёнок от года до трёх лет не слушается родителей, следует такими же психологическими приёмами. Специалисты в области детской психологии разработали модели поведения взрослых и способы усмирения малышей.
Малыш не слушается в общественном месте
Правило пяти «нельзя» или как избежать ошибок
Прежде чем изучать правила поведения с непослушными детьми, следует ознакомиться с запрещёнными действиями родителей.
Нельзя переходить на повышенные тона. Крик родителей провоцирует ещё большую раздражительность малыша, что приводит к усилению гнева взрослых. И так по кругу, пока вся семья не придёт в тупик гнева и отчаяния. Не стоит ломать психику себе и детям, нужно делать аккуратные шаги на пути к преодолению трудностей. Если малыш не слушается, это не повод пугать его громкими криками и скандалами.
Нельзя кричать и наказывать ребенка
Нельзя придумывать наказания. Детям в возрасте двух лет сложно осознать за что именно он наказан. Поэтому такие радикальные меры могут только усугубить положение дел. Можно лишь устранять объект споров.
- если ребёнок просит поиграть стеклянную чашку, уберите её в шкаф;
- когда малыш отказывается собирать игрушки, отнесите их на балкон;
- раскапризничавшегося в магазине кроху следует прекратить брать с собой за покупками.
Таким образом и проступки не окажутся безнаказанными, и человечек в два года станет осознавать: «что такое хорошо, а что такое плохо».
Нельзя оскорблять и унижать малышей. Как говорилось выше, ребенок (даже тот, какому всего два года) – это в первую очередь личность, к которой следует проявлять уважение и понимание. Обзывания и обидные сравнения со стороны взрослых провоцируют ребят вести себя в дальнейшем таким же образом с младшими и теми детьми, которые слабее.
Нельзя выяснять отношения при детях
Нельзя противоречить друг другу. Если один родитель наказал, а другой простил, то хитрый ребёнок быстро научится искать утешение и выходить из ситуации с удобной для себя стороны. Итог – малыш в два года не слушается ни маму, ни папу.
Во избежание подобных оплошностей согласовывайте свои действия друг с другом.
Нельзя выяснять отношения при посторонних людях. Помните? Сор из избы не выносят. Так вот и проблемы с малышом нужно решать подальше от любопытных глаз.
Бывает так, что малыши капризничают без всякой причины. Нервная система детей очень хрупкая и неустойчивая. Она иногда даёт сбои, проявляющиеся вот таким образом. Всё, что нужно – это просто дать ребенку выплакаться. Вот увидите, через полчаса всё встанет на свои места. Что делать маме это время? Показывать малышу, что он любим, нужен, а самое главное, понят родителями.
Надо давать малышу выплакаться
Даже взрослому человеку требуется поддержка и опора, что уж говорить про двухлетнего кроху.
Правило пяти «всегда» или полезные советы для родителей
Зачастую ребёнок в два года становится непослушным и неуправляемым из-за ощущения вседозволенности. Взрослые ошибочно полагают, что если они будут что-либо запрещать своим детям, то те будут считать их плохими родителями. Малыши, в свою очередь, начинают ошибочно полагать, что можно делать, всё что вздумается. Грамотные действия мам и пап обеспечат уменьшение количества конфликтных ситуаций.
- Всегда проговаривайте сложившуюся обстановку. Ребенку нужно всё подробно объяснять и рассказывать, досконально разбирая, что малыш сделал плохо, а что хорошо.
Надо объяснять малышу ситуацию
- Всегда будьте последовательными. Знакома ситуация, когда родители, будучи в прекрасном расположении духа, позволяют детям взять какую-либо вещь, которую ранее запрещалось трогать руками? Так вот эти самые «всплески великодушия» полностью рушат восприятие малышами таких понятий как «можно» и «нельзя». Ребёнок окончательно запутается, он не сможет понять, почему вчера запрещалось, а сегодня позволяется. Итогом будут капризы и акты непослушания.
- Всегда выстраивайте невербальные границы. Это значит, что крохе нужно дать понимание того, как следует вести себя со своей мамой, а чего делать точно нельзя. Если малыш не даёт маме спокойно принять пищу, почистить зубы или приготовить ужин, то такое поведение необходимо пресекать. Многие родители считают, что ребёнок нуждается в полной самоотдаче. Это ошибочное мнение. Потребности, желания и вообще жизнь мамы с появлением детей никуда не девается. И малыш должен давать себе отчёт в том, что у взрослых тоже есть какие-то нужды.
- Всегда сохраняйте спокойствие. Несомненно, капризы «выводят из себя», раздражают, вызывают приступы злости и ярости. Но терять самообладание ни в коем случае нельзя. Думайте о том, что ребенок только начинает познавать азы справедливых поступков. Он учится не только произносить слова или держать ложку, но и вести себя должным образом. Задача взрослых – помочь ребенку в два года освоить навыки правильного поведения.
Надо научиться сохранять спокойствие
- Всегда отвлекайте внимание детей. При надвигающейся буре целесообразно «переключить» малыша. Посмотри, какая красивая кошка пробежала; прислушайся, кажется, птичка поёт; давай споём твою любимую песенку. У каждого родителя свои хитрости. Если ребёнок всё равно не слушается, предложите ему альтернативу: я с тобой поиграю, но позже; я включу тебе мультфильм, но на десять минут; я куплю игрушку, но не сегодня, а через неделю. Главное, не идти на поводу у маленького манипулятора, а настоять на своих правилах.
Если ребенок не слушается родителей, это повод бить тревогу. Нельзя сидеть сложа руки. Прихоти и причуды должны пресекаться. Вот только делать это нужно грамотно, без вреда для детской психики.
Любовь и ласка лечат все
Малыш в два года начинает выстраивать стереотипы и модели поведения. С лёгкой руки родителей всё может пойти в противоположную сторону.
Если взрослые совсем запутались и не знают, что делать, можно прибегнуть к помощи специалистов. Консультация семейного психолога – это не страшно и не стыдно. Единственное, что поистине важно и ценно – это здоровье собственных детей.
Источник
Многие родители сталкивались с таким явлением, как детские истерики. В каждом возрасте они проявляются по-разному и причины их различны. Но в любом случае страдают все члены семьи, включая самого младшего.
К 2-3 годам малыш учится проявлять свое «Я», становится личностью со своими желаниями и потребностями. Когда начинается возрастной кризис, пик которого приходится на 2,5 — 3 года, родители перестают узнавать своего ребенка. Их любимое чадо становится неуправляемым: устраивает истерики по любому поводу, на улице и дома.
Почему так происходит?
Во-первых, маленький ребенок с потрясающей скоростью приобретает новые навыки и умения, познает окружающий мир со всеми его законами и парадоксами. Детская психика не успевает подстраиваться под многочисленные изменения в жизни, и в итоге случаются приступы истерики.
Во-вторых, дети такого возраста уже имеют свои желания, но не всегда умеют их выразить, а тем более обосновать. Очень часто возникает столкновение интересов взрослых и ребенка, при этом ребенок начинает плакать или злиться, считая, что его ущемляют как личность. Таким способом, через протест Кроха показывает взрослым свою автономность.
Причины детских истерик также зависят от многих факторов
- нет возможности иного выражения чувств;
- привлечение внимания;
- сильное желание заполучить что-либо;
- усталость, голод;
- стремление походить на взрослых;
- плохое самочувствие, болезнь;
- чрезмерная строгость или наоборот, слишком сильная опека взрослых;
- отрыв от интересной игры;
- особенности нервной системы.
Действия родителей
От реакции взрослого очень многое зависит в этот период. В первую очередь родителям важно уяснить: такое поведение считается абсолютно нормальным явлением для данного возраста. Малыш начинает осознавать, что мир крутится не только вокруг него, и порой не желает с этим мириться. В результате проявляются вспышки гнева, агрессии, протест, злость.
Эмоциональная обстановка в семье играет очень важную роль в дальнейшем развитии маленького человека. Родители, осознанно или нет, принимают различные меры, чтобы это прекратилось. Кто-то оставляет малыша одного в комнате, кто-то пытается успокоить его объяснениями. Популярным способом является переключение внимания, но психологи не рекомендуют к нему прибегать. Таким образом, проблема не решается, а откладывается.
Несколько рекомендаций родителям:
- Нельзя подавлять проявление детских эмоций, ведь это необходимо для дальнейшего психологического развития;
- Критике можно подвергать поступки ребенка, но не личность в целом. Малыш должен быть уверен, что любовь родителей остается, несмотря ни на что;
- Нельзя отвечать агрессией на детский гнев и припадки. Кроха должен понимать, что такое поведение не может изменить мир;
- Запреты должны быть обоснованы и постоянны.
Советы доктора Комаровского
Известный педиатр, Евгений Комаровский, к советам которого прислушивается огромное количество родителей, как в России, так и за ее пределами, советует научиться отличать капризы от истерики.
Капризы ребенка, это выражение желаний «хочу — не хочу», а истерика – это проявление неадекватного поведения. Во втором случае малыш не может объяснить чего хочет, так как его речь еще может быть не сформирована полноценно.
Доктор Комаровский утверждает, что ребенок устраивает подобные сцены только перед теми людьми, которые к ним чувствительны. Дети быстро понимают, кто управляем, а кто нет. Например, если мама или бабушка бежит к нему при первых признаках негодования, а папа не реагирует или уходит, то такое будет повторяться только при маме или бабушке. Малыш видит, что его истерика способна изменить поведение или решение некоторых членов семьи, поэтому будет повторять данный способ достижения желаемого снова и снова. В подобных случаях важно заботиться о безопасности ребенка. В истерическом состоянии он может непроизвольно покалечиться.
Очень важно исключить болезни, которые могут провоцировать такое состояние. Среди недугов, приводящих к истерикам, выделяются анемия, дерматит, нарушение обмена кальция и магния. Поэтому консультация педиатра не повредит.
Метод игнорирования считается самым оптимальным в борьбе с неконтролируемым припадком. Но игнорировать надо не ребенка, а его поведение. Следует продолжать разговаривать в спокойном тоне, не обращая внимание на крики. Можно уйти из зоны видимости ребенка, показать свою незаинтересованность подобным поведением. Доктор Комаровский положительно отзывается и о методе «тайм-аута» (метод угла), который после двух лет можно понемногу применять.
Необходимо также учитывать, что взаимоотношения в семье имеют большое значение в преодолении кризиса. Если ребенок с младенчества привык, что при каждом писке к нему устремляются все члены семьи, делая его центром вселенной, то он будет так же поступать и в более старшем возрасте. Если мама и папа общаются на повышенных тонах, то и для их чада подобная форма общения будет считаться нормальной. Поэтому важно показать своим примером, как можно спокойно решить все конфликты.
И самое главное, что должны помнить родители такого малыша: все это временно. Нужно лишь попытаться понять своего малютку и любить его. Любой кризис заканчивается очередным этапом взросления. Маленький человек научится по-новому смотреть на окружающий его мир, а взрослые приобретут бесценный опыт в воспитании.
Больше информации по теме:
Источник