Ребенок в 2 года давится пищей

Каждый малыш проходит индивидуальный путь развития и примерно в год уже становится способным пережевывать твердую пищу. Одни осваивают этот навык раньше, другие – позже. Первые попытки жевать твердые кусочки еды дети предпринимают в возрасте 5-6 месяцев, пытаясь кусать прорезыватель для зубов, сушку, резиновые игрушки и пр.
Если же к 2 годам жевательный рефлекс не сформирован, родителям необходимо принимать меры. Почему же многие дети раннего возраста отказываются жевать твердую пищу? Как развивать и восстанавливать их жевательный рефлекс? Разберемся в этих вопросах подробнее и найдем на них ответы в данной статье.
Когда дети начинают жевать?
Отсутствие жевательного рефлекса в 2 года чревато серьезными последствиями для малышей, равно как и задержка моторного развития. Когда же дети начинают учиться пережевывать твердую пищу? Этот процесс происходит поэтапно.
- В 5-6 месяцев у ребенка впервые проявляется жевательный рефлекс. Взяв в руки игрушку, баранку или прорезыватель для зубов, он кладет его в рот и пытается делать первые жевательные движения. Большинство родителей считает, что так малыш просто чешет набухшие десна, но на самом деле это еще и начало развития жевательного рефлекса.
- В 12 месяцев наряду с сосанием и глотанием дети пробуют жевать небольшие кусочки твердой пищи. Если в этот период не помогать им развивать жевательные навыки, а давать только жидкую, пюрированную еду, они быстро откажутся от жевания.
- В двухлетнем возрасте ребенок должен уже уметь активно пережевывать твердую пищу, и не страшно, если у него не всегда это будет получаться. Плохо, когда этот навык отсутствует – в этом случае необходимо предпринимать меры. Ведь пережевывание пищи в 2 года у детей помогает развивать челюстные мышцы, нормальное слюноотделение, а без этого не будет осуществляться самопромывание ротовой полости и полноценно перевариваться пища.
Почему малыш не умеет или не хочет жевать?
Причин, по которым дети раннего возраста отказываются либо не умеют пережевывать твердую пищу, несколько:
- Препятствование развитию жевательных навыков.
Многие мамы постоянно вынимают изо рта ребенка игрушки, руки, прорезыватель для зубов, а также долго не вводят в рацион крохи твердую еду, боясь, что он может поперхнуться. Все это препятствует формированию навыков жевания у малышей.
- Нежелание преодолевать трудности.
Нередко дети ленятся жевать твердую еду, а родители не хотят контролировать этот процесс, отмывать свое чадо и место кормления после принятия пищи. Ребенок рано начинает понимать, что, если он выплюнет твердые кусочки еды и немного покапризничает, мама сразу же даст ему пюре, а в этом случае жевать уже не придется.
- Проблемы физиологического характера.
Нередко попытки прожевать и проглотить твердую еду вызывают у детей болевые ощущения. В результате кроха начинает кашлять и выплевывать пищу. Причиной этому являются нарушение работы ЖКТ, болезни ротовой полости и гортани. В этом случае необходимо обратиться к врачу.
- Чрезмерная подвижность ребенка.
Часто дети раннего возраста отказываются жевать твердую еду из-за повышенной нервной возбудимости. Им постоянно нужно чем-то заниматься, двигаться, а на пережевывание просто нет времени.
Чем чревато нарушение жевательного рефлекса?
Если маленьким детям постоянно давать лишь жидкую или пюрированную пищу, это приведет к несформированности жевательных навыков и нарушению их развития:
- ухудшению состояния зубов;
- сбою процессов пищеварения;
- развитию проблем с правильным произношением звуков;
- нарушению формирования правильного прикуса.
Как научить детей раннего возраста жевать?
Родители, обнаружившие, что их чадо отказывается (или не умеет) самостоятельно пережевывать твердую еду, должны помочь ему сформировать этот навык. Как это сделать?
- Приучать к употреблению пищи твердой консистенции постепенно, во время введения прикорма: в полгода добавлять в пюре по несколько мягких кусочков еды; в 8-9 месяцев не пюрировать пищу, а разминать вилкой, оставляя небольшие твердые кусочки и крупные мягкие; с года поочередно предлагать пюрированную и твердую еду.
- Давать детям продукты твердой или полутвердой консистенции, которые они любят. Например, натуральный мармелад, зефир, пастилу без сахара. Им будет нравиться подолгу держать их во рту и пытаться пережевать.
- Предлагать малышам небольшие порции еды, добавлять блюдо, только когда ребенок все съест и только в том случае, если захочет еще.
- Пользоваться нимблером – приспособлением в виде пустышки с ручкой и сеточкой, в которую можно положить кусочки фруктов, овощей и не бояться, что ребенок подавится едой.
- Не показывать свой страх того, что кроха может поперхнуться, не нервничать и не злиться. Зачастую именно эти факторы отбивают у детей раннего возраста желание пережевывать кусочки твердой пищи.
Как быть, если момент приучения ребенка к разжевыванию пищи упущен?
Что же делать, если ребенку пошел второй год или скоро уже исполнится 2 года, а у него все еще не сформировался жевательный рефлекс? Помочь ему преодолеть эти трудности! Как это сделать?
- Постоянно показывать личный пример – есть вместе с ребенком и тщательно пережевывать еду. Можно превратить процесс приема пищи в интересную игру, в ходе которой мама или папа рассказывают крохе занимательные истории о кусочках еды.
- Чаще приглашать на обеды/ужины семью друзей, в которой есть малыш, умеющий пережевывать твердую еду. Возможно, ваш ребенок возьмет с него пример и обретет такой же навык.
- Массажировать язык – пальцем, обмотанным марлей, или деревянной палочкой. Движения нужно совершать от кончика к основанию языка. Это поможет ребенку избавиться от рвотного рефлекса, который возникает при попытке проглотить пищу твердой консистенции.
- Ходить с ребенком в кафе. Там он сможет брать пример с других детей и взрослых, которые едят твердую пищу.
- Привлекать малыша к приготовлению завтрака, обеда или ужина и рассказывать в процессе, что сито потерялось, а блендер сломался, поэтому еда сегодня будет измельчена вилкой и содержать твердые кусочки.
Пройдите тестСоблюдаете ли вы правила здорового питания? Знаете ли вы принципы здорового питания? Пройдите тест и узнайте всю правду о вашей диете!
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник
Дисфагия, нарушение акта глотания, встречается у пациентов разных возрастных групп. Она может развиваться при повреждении глотки и пищевода, мозговых нарушениях и даже быть физиологической. Дети с дисфагией – особенная категория пациентов, поскольку само по себе такое нарушение может сказываться на здоровье ребенка. Затрудненное глотание нередко отражается на процессе питания и питья настолько сильно, что может приводить к недоеданию и обезвоживанию организма. MedMe разбирался, почему у детей развивается эта патология и по каким признакам ее распознать у самых маленьких.
Как развивается дисфагия
В среднем человек глотает около 600 раз в сутки. Акт глотания делится на три фазы:
- Пережевывание пищи, формирование пищевого комка или порции жидкости во рту.
- Непроизвольное поднятие мягкого неба в глотке, сокращение мышц гортани.
- Прохождение пищи или жидкости по пищеводу к желудку.
Сознательно контролировать можно только первую фазу, дальнейшие процессы в глотке и пищеводе происходят рефлекторно. Для того чтобы весь процесс был слаженным, мозг должен правильно контролировать каждый этап, посылать правильные импульсы, а органы должны эти импульсы распознавать и реагировать на них. Дисфагия развивается в том случае, если на бессознательных этапах глотания по тем или иным причинам возникают сбои.
Дети, особенно раннего возраста, подвержены такой патологии, поскольку механизм глотания у них может быть недостаточно отлажен. И все же чаще всего дисфагия – это не просто временное явление, а признак того или иного заболевания. Игнорировать ее нельзя ни в коем случае, ведь она может отразиться на питании ребенка и, поскольку речь идет о формирующемся растущем организме, привести к тяжелым последствиям для здоровья.
Симптомы: кашель у ребенка, затрудненное дыхание, срыгивания
Дети, которые уже могут говорить, при дисфагии описывают родителям свои неприятные ощущения. Чаще всего жалобы связаны именно с приемом пищи – во время еды ребенок жалуется на боль, на ком в горле, он ест маленькими порциями, отказывается от твердой пищи и долго с усилием жует. Взрослые отмечают, что малыш может легко поперхнуться, у него появляется кашель, а иногда и рвота. Такие нарушения приводят к тому, что фрагменты пищи попадают в дыхательные пути, могут вызвать застойные процессы и воспаления, поэтому дети с дисфагией часто болеют пневмониями и бронхитами, у некоторых пациентов может развиться даже астма.
Среди других сопутствующих симптомов врачи выделяют:
- Охриплость, изменение голоса после еды.
- Нарушения речи.
- Одышка, затрудненное дыхание.
- Обильное слюнотечение.
- Выпадение пищи изо рта (при кашле или без него).
Определить дисфагию у грудничков и малышей, которые еще не могут описать свои ощущения, сложнее. Родителям стоит обратить внимание на следующие симптомы:
- Плохой аппетит.
- Длительное сосание.
- Небольшой объем съедаемой пищи, ребенок устает и отказывается от груди или бутылочки.
- Частые срыгивания в процессе кормления.
- Молоко или смесь вытекают через нос.
- Ребенок неестественно выгибает шею во время еды.
- После еды ребенок часто красный, у него появляется кашель, хрипы, насморк.
У грудничков дисфагия очень быстро сказывается на здоровье – они начинают плохо набирать или даже терять вес, часто болеют заболеваниями дыхательных путей, у детей возникают проблемы с гигиеной рта.
Ротоглоточная и пищевая дисфагия у детей
Врачи выделяют два вида дисфагии в зависимости от локализации нарушений – на уровне глотки и на уровне пищевода. Ротоглоточная (орофарингеальная, «верхняя») форма патологии может быть спровоцирована механическим препятствием. Например, у детей она проявляется как временное нарушение при воспалении горла на фоне ОРЗ или аллергической реакции. Более серьезными причинами могут стать новообразования, в том числе опухоли глотки. Кроме этого, «верхняя» дисфагия связана с нервно-мышечными расстройствами, при которых мышцы не получают сигнал от мозга и не могут рефлекторно сокращаться. В детском возрасте это может быть симптомом следующих болезней и патологий:
- Родовая травма.
- Врожденная мышечная атрофия.
- Детский церебральный паралич.
- Расщепление позвоночника (Spina bifida).
- Синдром Арнольда-Киари.
- Энцефалит.
- Ботулизм.
Эзофагеальная («нижняя») форма дисфагии возникает при нарушениях работы пищевода. У детей раннего возраста она встречается не часто и связана в основном с врожденными патологиями органа. Симптом может проявляться у подростков, особенно в том случае, если питание ребенка несбалансированно и нерегулярно. Школьники часто страдают от различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, на фоне которых может развиваться эзофагит – воспаление слизистой пищевода. В этом случае дисфагия будет проявляться ощущением кома в горле и приступами тошноты. Кроме этого, дети жалуются на изжогу, отрыжку, тяжесть и боли в желудке после еды.
Неврозы и питание ребенка
В отдельную категорию выделяется функциональная дисфагия – патология, вызванная неорганическими заболеваниями нервной системы, неврозами. Особенно часто эта форма встречается как раз у детей и подростков, и может быть выражена серьезными нарушениями акта глотания. Причем признаки заболевания могут проявляться даже у младенцев, у больных малышей снижен аппетит, отмечается повышенная тревожность, плохой сон и плаксивость.
Функциональную дисфагию очень сложно диагностировать, ведь врачу нужно исключить возможные патологии глотки и пищевода, врожденные аномалии, болезни мозга. Ситуация осложняется тем, что к подростковому возрасту у таких пациентов развиваются и другие психосоматические нарушения, прежде всего, связанные с расстройствами работы желудочно-кишечного тракта. Детям с такой симптоматикой часто ставится диагноз вегетососудистая дистония, хотя в современной классификации заболеваний его нет.
Питание ребенка с функциональной дисфагией представляет серьезные трудности. Иногда отмечается полная потеря аппетита и даже страх перед едой. Поэтому дети часто отстают в физическом развитии от сверстников, отличаются ненормальной худобой, общей слабостью. Они склонны к простудным заболеваниям, жалуются на головные боли и головокружения.
Пациент с функциональной дисфагией нуждается в обязательном лечении, поскольку со временем такая патология приводит к серьезным осложнениям. На фоне недоедания развиваются другие болезни, в первую очередь, железодефицитная анемия.
Пройдите тестCклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниямСклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниям и что является аллергеном? Пройдите тест и узнайте чего стоит ребенку избегать и какие меры предпринять.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник
29.01.2020 4458
Когда в семье появляется маленький ребенок, перед родителями встает сложная задача: не просто вырастить и воспитать, но еще и привить малышу все необходимые навыки. Например, молодых родителей часто волнует вопрос о том, как научить ребенка жевать. Мы собрали для вас советы от известных российских и зарубежных педиатров, которые помогут найти оптимальное решение.
В чем трудности
Для взрослых процесс пережевывания пищи кажется чем-то совершенно естественным. Но у ребенка есть только сосательный рефлекс, и даже жидкое пюре для него становится непривычной и незнакомой пищей. Кроме того, для этого же периода характерны другие рефлекторные реакции, благодаря которым отвергаются твердые кусочки пищи, попавшие в рот. Ослабевают они к 4 месяцам, но отлучать ребенка от груди в этом возрасте не нужно: материнское молоко «подстраивается» под потребности малыша, его состав меняется с течением времени.
Когда вводить первый прикорм
Именно в это время – в период от 4-6 месяцев. В зависимости от разных факторов это может быть монокомпонентное овощное пюре или безмолочная каша из одного злака. Стоит учитывать вес, рост, состояние пищеварительной системы и другие особенности здоровья ребенка.
Это важно!
Любую новую пищу нужно давать постепенно, с осторожностью: начинать с одной чайной ложки, а докармливать материнским молоком или смесью. В период прикорма нужно внимательно смотреть за состоянием ребенка и возможными аллергическими реакциями.
Как понять, что ребенок готов к твердой пище
Как правило, малыш сам дает понять, что он заинтересован в обновлении своего рациона. Это видно из его поведения:
- Перестает сосать пищу с ложки, снимая её губами
- Пытается пережевывать
- Проявляет интерес к «взрослой» еде
- Тянет в рот твердые предметы
- Во время кормления широко открывает рот
Обычно это происходит не ранее 6-8 месяцев – именно тогда можно начинать давать ребенку каши и другие продукты с небольшими плотными частицами.
Как подобрать рацион для детей младшего возраста
- В 6-7 месяцев допустимы крохотные частицы размером до 0,3 мм. Идеально подойдут перетертые овощи
- В 8-9 месяцев в рацион можно добавить пищу с частицами до 1,5 мм. Это могут быть злаковые хлопья в составе каш, крохотные кусочки хорошо проваренных овощей
- В 9-12 месяцев ребенок уже может справиться с пережевыванием пищи с кусочками до 3 мм.
- В 1 год и далее нужно учить ребенка самостоятельно пережевывать твердую пищу
Частые ошибки
Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок – это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.
Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.
Прикорм начали вводить очень поздно. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.
Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.
Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).
Слишком много новых продуктов. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.
Ребенка кормят, как взрослого. Лариса Суркова пишет в книге «Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет: генератор полезных советов», не стоит отказывать малышу в тактильных ощущениях. Если он хочет мять еду, нюхать, размазывать по столу – дайте ему это сделать. В конце концов, стол можно застелить клеенкой (и пол, кстати, тоже).
Продукты под запретом
Чтобы избежать пищевой аллергии и проблем с пищеварением, ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, ни в коем случае нельзя давать:
- леденцы, карамель, ирис
- орехи и любые семечки
- жесткие куски мяса
- целый виноград
- крупные куски твердых овощей и фруктов
Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки
В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:
- Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей
- Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился
- Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье
- Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша
Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу – это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.
Игровой процесс
Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи – это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», – реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик. Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно. Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи – действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.
(2 оценок; рейтинг статьи 5.0)
Источник