Ребенок в 1 год не пляшет
Родителям, всем без исключения, свойственно гордиться достижениями своих детей. Вылез первый зуб, ребенок сам сел, пополз, самостоятельно дотянулся до игрушки, сделал первый шаг — все это поводы для невероятной гордости.
Почему-то мамы и папы считают, что чем раньше их чадо встанет на две ноги и начнет ходить самостоятельно, тем это лучше. А те, чьи карапузы никак не хотят садиться, ползать и ходить, склонны не только паниковать, опасаясь за здоровье ненаглядного чада, но и винить себя в том, что их ребенок развивается медленнее, чем у других. Известный детский доктор Евгений Комаровский рассказывает, можно ли научить ребенка ходить самостоятельно и надо ли это делать.
О нормах и отклонениях от них
В педиатрии существуют определенные нормы физического развития ребенка. Обычно среднестатистический малыш начинает стоять с поддержкой в 7-9 месяцев. Без поддержки он начинает обходиться (или даже делает первые шаги) к 10-12 месяцам. Если ребенок не ходит в 1 год и 2 месяца, это вовсе не обязательно признак серьезного заболевания. Такого малыша не нужно сразу лечить.
Если педиатр обоснованно считает ребенка здоровым, то совершенно не имеет значения, когда малыш начинает ходить — в 6, 8 месяцев, в 10 или в 18. В пресловутой статистике, конечно, сроки начала прямохождения тоже обговорены — от 10 до 15 месяцев. Однако на практике они могут сильно отличаться от этих значений, поскольку все дети очень индивидуальны. Комаровский советует не сравнивать своего ребенка с другими детьми и со среднестатистическими нормами. Дело это неблагодарное, оно приводит к развитию неврозов и у ребенка, и у его родителей.
Почему ребенок не ходит?
На возможность развития ходьбы влияет огромное количество факторов:
- вес и комплекция малыша;
- готовность мышц и позвоночника;
- состояние его здоровья (нет ли хронических и острых заболеваний);
- темперамент ребенка, особенности характера;
- наследственность;
- желание ребенка ходить.
Комаровский считает ключевым фактором именно желание малыша перемещаться вертикально. Природа все устроила таким образом, что желание ходить появляется именно тогда, когда для его реализации есть оптимальные физические возможности.
Если ребенок успешно прошел все предыдущие стадии (перевороты, сидение, ползание), он вполне готов стоять и ходить. Однако торопить его не нужно. Дети, которых родители насильно заставляли принимать вертикальное положение, подвергаются большому риску. Нагрузка на позвоночник (особенно в том случае, если малыш пухлый и весит больше нормы) может стать причиной возникновения дальнейших проблем с этим самым позвоночником.
Если малыш соматически здоров, а педиатр, который его наблюдает, заявляет об отсутствии у ребенка заболеваний, то Комаровский советует до года специально не обучать ребенка хождению. Ничего страшного, по мнению Евгения Олеговича, не случится, если карапуз пару-тройку лишних месяцев проведет в горизонтальном положении.
О ходунках
Многие родители полагают, что решить проблему «нехождения» помогут ходунки. Они покупают это (не самое дешевое) устройство и успокаиваются — все, что от них зависело, сделано. Доктор Евгений Комаровский говорит, что основная польза от ходунков — это польза для родителей. Ходунки — прекрасный способ занять ребенка и освободить свои собственные руки. Пока ребенок в ходунках, мама может быть спокойна — чадо никуда не упадет, не ударится об острый угол, не покалечится. Если идет речь о небольшом времени, которое требуется маме, чтобы приготовить ужин или принять душ, то в ходунках ничего страшного нет.
Страшное начинается тогда, когда родители с помощью этих самых ходунков усиленно стараются научить ребенка ходить и держат кроху в этом устройстве все время, пока он не спит.
Чем раньше мама и папа начинают использовать ходунки, тем сильнее и опаснее вертикальная нагрузка на позвоночник ребенка.
Перед стоянием малыш должен пройти этап ползания, так как в процессе перемещения по-пластунски, на четвереньках, на кулачках, даже задом наперед у ребенка тренируются и крепнут мышцы спины, ног и рук, что потом позволяет ему начать ходить с минимальной нагрузкой на позвоночник.
Ходунки могут являться причиной приобретенной кривизны ног. Дело в том, что ребенок в ходунках отталкивается от поверхности внешней стороной стопы. Если такой способ перемещения практикуется часто, формируется неправильное хождение. Кривые ноги для мальчика, может, и не такая уж большая проблема, но девочку это никак не красит.
Не секрет, что ходунки — это распространенный подарок семье с маленьким ребенком. Учитывая все вышесказанное, доктор Комаровский рекомендует дарителям заменить ходунки на манеж. Это приспособление поможет ребенку хорошо провести время, не свалиться и не покалечиться, не залезть куда-нибудь, а маме подарит драгоценное свободное время для приготовления пищи, глажки и приведения себя в порядок.
Подробнее смотрите в небольшом видео доктора Комаровского.
Как научить ходить?
Комаровский говорит, что лучший способ научить ребенка ходить – предварительно научить его ползать и всячески поощрять такой горизонтальный (а потому относительно безопасный) способ передвижения в пространстве.
Иногда случается, что дитя боится начинать ходить. Физически он готов (и даже пробовал) ходить самостоятельно, но упал, сильно ушибся, его что-то испугало, и после этого кроха ни в какую не желает делать шаги. В этой ситуации родители должны мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку – но не научиться ходить, а преодолеть страх.
Правильно учить ребенка ходить — учить его тогда, когда он и сам готов к этому, но по каким-то причинам не может преодолеть страх. Родителям, особенно с небольшим родительским опытом, достаточно трудно понять, когда малыш готов к перемещению на двух конечностях. Есть несколько верных признаков того, что физиологическая готовность имеется:
- Ребенок может долго стоять на ножках, держась за бортик манежа, за перила кроватки.
- Ребенок научился переступать, держась за бортики или перила.
- Ребенок научился не только стоять, но и принимать сидячее положение из положения стоя (это говорит о развитой мускулатуре спины).
- Ребенок уже ходит, но делает это по-своему — ходит на коленках, пытается перемещаться на пальчиках.
Победить страх не так просто, как кажется, от мамы и папы потребуется долгая и упорная работа. Лучше всего заниматься с ребенком в игровой форме, поощряя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно. Уж если вы решились на такие занятия, первое, что потребуется — это ортопедическая обувь, которая позволит малышу более уверенно стоять на своих двоих.
Затем следует создать правильную поверхность для ходьбы (скользкий кафель и не менее скользкий линолеум не подходят). Если малыш начал ходить, но делает это неуверенно, часто падает, иногда останавливается и заходится в плаче, можно воспользоваться поддержкой в виде вожжей (делаются из простынки, крепятся на плечевом поясе и под мышками).
Если малыш уже смог топать самостоятельно, нужно помочь ему научиться преодолевать препятствия. При помощи взрослых в игровой форме он может переступать через небольшие предметы, натянутую веревочку. Такие упражнения помогут ему почувствовать свое тело и изучить его возможности.
Хождение босиком
Часто родители спрашивают, можно ли ребенку ходить босиком. Многие это делают под давлением представителей старшего поколения — бабушки и дедушки приходят в ужас, когда видят, как карапуз делает первые шаги босыми пятками по голому полу. Ничего страшного в такой «прогулке» без обуви нет, считает Комаровский, к тому же это очень полезно для ребенка.
Природа не предусматривает никакой обуви, а потому биологически и физиологически чадо в ней точно не нуждается. Если пол холодный, а малыш босой — не нужно бояться, что будет происходить повышенная теплоотдача. Ребенок вряд ли заболеет.
При контакте стопы с холодным полом сосуды кожи на ножках малыша сужаются, и именно это препятствует потере тепла. Такое компенсаторное свойство есть только у ног человека, но нет у других частей тела.
Евгений Комаровский заявляет, что ничего страшного нет в том, что ребенок стоит на холодном полу, но если он будет на нем сидеть — это может существенно навредить его здоровью.
Есть еще один аргумент для заботливых бабушек, которые норовят надеть на ребенка сразу две пары носков, а также теплые тапочки: хождение босиком, по оценкам многих детских ортопедов и педиатров, помогает сформировать правильную стопу, без плоскостопия и других проблем.
Полезно ли ходить босикм расскажет доктор Комаровский в видео ниже.
Полезные советы
Помочь ребенку физически подготовиться к своим первым шагам можно, регулярно делая с ним гимнастику, массаж, занимаясь с ним на фитболе.
Есть периоды в жизни ребенка, когда родителям следует снижать интенсивность упражнений для укрепления мускулатуры. К ним относятся периоды прорезывания зубов, если они болезненны, периоды болезней, особенно протекающих на фоне повышенной температуры, периоды важных перемен — например, если малыш переходит с одной смеси на другую или с грудного вскармливания на искусственное.
Источник
Мой вот нет 🙁 Нам уже 1,2 года.
Слушает, улыбается, пальцем на колонку откуда музыка играет тычет, но не танцует. 🙁
Мы с папой при нем выплясываем, а он чёто не хочет совсем.
У кого-нибудь так было? Или мы одни такие серьезные…. %)
Сын примерно в 1г9м стал танцевать 🙂 И то понемножку- крутиться
Если ты на диете, помни золотое правило: “Хочешь жрать – жри яблоко. Не хочешь яблоко – не хочешь жрать”
Вот проблема то!!!!!!Ну пока не танцует, не хочет ребенок!!!Зато, уверена, много чем другим радует вас 🙂
нам 1,4 танцует во всю! смешно так попой трясет и ручками фанарики выделывает 🙂
у меня сын не любил танцевать никогда )
только в 1,9-1,10 стал говорить “давай потанцуем” и начинает вокруг своей оси крутиться ))))
Я – в душу вам?! О, я же не доплюну!.. © 🙂
1,3 – не танцуем)
Счастье есть! Его не может не быть!!!
Мой до 3 лет вообще не танцевал и не хотел. Сейчас, в 3,5 зажигает, и чувство ритма появилось и движения прям как у настоящих танцоров, не просто руками машет, прыгает.
По моим наблюдениям, в школе развития, дети танцуют через одного 🙂 Кто-то только первые ноты услышит – сразу в пляс, кто-то равнодушен. Все детки разные, у всех свои предпочтения. Моя с года танцует, что опять же на занятиях, которые проходили под музыку выглядело забавно. Педагог, только детей рассадит за столы, лепить, например, аккомпаниатор чуть до клавиш коснется, всё, моя подскакивает и денсить бежит. В общем первые месяцы мы только танцевать в ШР ходили :gy: .
танцует. Прабабушка научила, я не могла. А она сама встала и начала приседать немного и в ладошки хлопать, так и научилась, причем сразу же
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому (Русская пословица)
Мы дома часто танцуем всей толпой, поэтому и мелкая рано сама плясать начала, за нами повторяет.
Детство – это та счастливая пора, когда бежишь ночью из туалета и радуешься что тебя не съели…
Моему 3. Не танцует.
Только прыгает под музыку – вот и все танцы.
Когда женщина перестает быть юной и прелестной… Она становится мудрой и шикарной!
Вот проблема то!!!!!!Ну пока не танцует, не хочет ребенок!!!Зато, уверена, много чем другим радует вас
Нет, конечно же это не проблема. Просто завидно. 🙁 У всех знакомых малышки танцуют. Я тоже хочу, чтобы мой выплясывал.
Но, видать, не танцор. Зато мож художником будет. 😉
AllaYa
аккомпаниатор чуть до клавиш коснется, всё, моя подскакивает и денсить бежи
+++ у нас также, только не с года, а с 10 мес, как ходить научилась. доходило даже до того, что я её спать укладываю, все уже спит почти, глазки закрыты, машина с музыкой проезжает, у неё тут же сон проходит и начинает плясать. вся родня хором мне кричат- в танцы её обязательно
сыну 1,2 г. Недавно начал что-то подобное на танец выдавать. С серьезным видом начинает кружиться и иногда растопыривать руки. Либо начинает пятиться назад аля “лунная походка” Майкла Джексона 🙂
Наша с года танцует!как только услышит музыку сразу начинает плясать)))даже на улице сидит в коляске дорогу переходим машина проезжает а от туда музон гремит дак она сразу начинает руками да головой под музыку двигаться!
Не танцевали, не пели. Не танцуем и не поем. Даже желания, судя по ребенку, у нее нет под музыку просто так покружиться.
Вижу цель – не вижу препятствий
zolotse
Мы с папой при нем выплясываем, а он чёто не хочет совсем.
Движения запоминает, а потом как выдаст! :dance2: :yahoo: :thanks:
Нам 1 год. Знает где музыка играет, показывает. Были какие-то потуги потанцевать (вприсядку :gy: ), а сейчас вообще никак. Со смой на руках медленный танец танцует, улыбается. И когда я танцую смотрит. Может потому что мальчик так ….
Вообще не танцует. 2, 1 ребенку. Другим радует.
Ждать нужно только тех, кто придет; говорить – только тем, кто слышит; молчать – только с теми, кто понимает.
zolotse
Нет, конечно же это не проблема. Просто завидно.
эээх мамуля:) У меня дочь танцевать начала раньше чем сидеть научилась, в год пела…да как, тянула свои ля-ля-ля так что у меня слезы умиления выступали на глазах. Щас 1г8мес от песен и танцев не осталось и следа:( Наигралась:(
Обычно мне пофиг. Сегодня как обычно
амы носимся как лошадки по кругу под музыку
вот это разве такнцы??????нам 2
а раньше то хоть ручками что то делать, а тперь просто кружится пока не упадет, усе
Надо научиться меньше говорить, меньше есть, меньше доверять . И научиться больше спать, больше читать, больше заниматься спортом.
Источник
Содержание:
- Музыка для детей до года
- На втором и третьем году жизни
- Музыка для детей 2-3 лет
- Как слушать музыку?
- Немного о музыкальных инструментах
- Немного об инструментах
- Как научить малыша подпевать?
- Музыкальное движение. Пляски.
- Игра
В периодической печати все чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей младенческого и раннего возраста. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что:
- дети в утробе матери хорошо слышат;
- они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости;
- отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной – приходит в норму;
- реагируют на музыку. Тревожная музыка – и на личике неродившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая – оживление.
Но как же мы, родители, развиваем этот дар? Как правило, недостаточно. В результате упущено время, начинается угасание возможностей к развитию музыкальных способностей.
Так не будем же терять время и сразу же начнем с прослушивания музыки – одного из основных разделов музыкального воспитания.
Музыка для детей до года
До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 сек. – и продолжить слушание еще 20-30 секунд.
В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например, для самых маленьких – 1-3 мес. – наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д. Пойте без текста “на ля-ля”. Сделайте паузу и повторите эту песенку еще или спойте “Да-да-да, я пою”.
Русская народная мелодия “Где ты заинька?”
1часть песни исполняется без слов на “ля-ля”.
2 раза
2 часть (2 раза)
Да-да-да, я пою
Тане (Вове) песенку мою.
Да-да-да! (ласковым говорком).
Рекомендации для родителей малышей: пойте малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т.д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В.Моцарта для клавира, например, “менуэты” ранних опусов.
На втором и третьем году жизни
Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты.
Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин.
Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал – например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится.
Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.
Музыка для детей 2-3 лет
Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их “знакомых” изобразит музыка. Рекомендуем пьесы: “Птички”, муз. Т.Ломовой или муз. Г.Фрида; “Воробей” А.Руббаха или Е.Тиличеевой; “Кошка” Е.Тиличеевой, “Большая собака” М.Раухвергера; “Медведь” Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В.Ребикова; “Мишка” М.Раухвергера или Г.Фрида; “Дождик” Г.Лобачева или В.Фере, “Машина” (“Езда в машине”) Г.Фрида; “Автомобиль” М.Раухвергера.
Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепиано, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок.
Уже на втором году жизни ребенка мы включаем в слушание пьесы С. Майкапара “В садике”, “Пастушок”, “Мотылек”, “Маленький командир”. На третьем году жизни добавляем пьесы А.Гречанинова “Верхом на лошадке”, “Танец”; П.Чайковского, “Марш деревянных солдатиков”, “Полька”; пьесу Э.Грига “Птичка”; музыку В.Моцарта.
Вы сами выбираете из всего перечисленного 10-12 пьес на год для детей второго года жизни и 12-15 пьес для детей третьего года жизни.
Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами 2 музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе “Малыш” В.Петровой с малышами проводится еще 1 занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского, Г.Свиридова, а также музыку И.С.Ваха, К.Дакена, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига, Д.Дворжака.
Как слушать музыку?
Непременное условие – тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка – ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа.
Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, “Зайка” и “Мишка”. К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы.
Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных музыкальных инструментах даже для шестимесячного ребенка? Но что делать, если вы не владеете этими навыками?
Немного о музыкальных инструментах
К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону – прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми… – так им легче подобрать и заучить предложенную музыку.
Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается “путеводитель по струнам”. Вы подкладываете за струны “шпаргалку” – путеводитель с нарисованной стрелкой, – и следуете за ее движением, играя песенку. Звуки арфы очень радуют детей. Но ребенок должен слушать уже разученную, легко и свободно исполняемую вами музыку. Поэтому учитесь сами, когда малыш не слышит.
Хорошо, если вы играете на фортепиано, но для ребенка этого недостаточно. Не исключайте слушание музыки, звучащей на других музыкальных инструментах – арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.
Немного об инструментах
Бубен
Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча.
Так, даже в 6 мес. малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника.
Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка.
Металлофон, арфу, дудочку, на которых вы играли, не надо давать в руки малышу. Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет.
Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых – во избежание травм.
Как научить малыша подпевать?
Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.
Разучивайте песни “с голоса”. Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
Старайтесь не искажать мелодию.
Пойте негромко.
Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.
Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.
Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня “Птички”.
Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.
Зернъшек я птичкам дам, дам, дам.
Клювиками птички – клю, клю, клю.
Я смотрю на птичек и пою:
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.
Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание “Да”, – то, что, собственно, ему по силам. Например, “Ладушки”. Мама играет с ребёнком и поет:
1. Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
После каждого куплета вы протяжно поете “Да” и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.
Хлопали немножко. Да!
2. Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.
Да!
3. Кулачки сложили,
Кулачками били: Тук-тук, тук-тук,
Тук – тук – тук.
Да!
4. Ладушки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля.
Да!
5.Ладушки устали,
Ладушки поспали.
Баю-баю, баюшки,
Соединив ладошки прикладывают их к щёчке.
Баю-баю, ладушки.
Да!
Как в первом куплете.
Это “Да” малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в “пении”. “Да!” – один из первых шажков.
Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.
Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.
Вы поете песенку “Птичка”:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко.
Подожди, не улетай!
Улетела. Ай!
Ребенок не только слушает песенку, но его “Ай!” – посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама.
Ещё шажок вперед.
Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: “ля-ля”, “баю-баю”. Например: “Поет, поет моя Танечка” (или мой Вовочка).
Поет, поет моя Танечка,
Поет, поет хорошая,
Хорошая, пригожая.
Поет, поет свою песенку:
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).
Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет “ля-ля”, затем, если захочет, “поет” “ля-ля” один. Не захочет один – пойте вместе с ним.
Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он “лялякает”, “учит” петь игрушечного мишку и т.д. То есть “ля-ля” входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.
Песенка “Баю-баю!”. Перед пением покажите малышу куклу “Таню”. Рассмотрите, какая Таня нарядная – красивое платье, бантик. Покажите, управляя куклой, как Таня ходит, как пляшет; скажите, что Таня устала, будет спать, надо ей спеть песенку. Поете и укладываете куклу.
1. Баю-баю-баю,
Куклу раздеваю.
Куколка устала,
Целый день играла.
2. Положи, Танюша,
Щечку на подушку.
Вытяни ты ножки,
Спи, скорее крошка.
3. Баю-баю-баю,
Баю-баю-баю!
Таня засыпает,
Глазки закрывает.
Малыш начинает подпевать “баю-баю” и с вами, и без вас, играя с мишкой или куклой, зайкой и т.д. Еще один шаг вперед!
Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами, например, песенку “Птички” на народную мелодию, сл. И.Плакиды.
Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.
Песенки для слушания, подпевания и пения вы можете найти в музыкальных сборниках для детского сада (Младшая группа) и в двух сборниках: “Мы танцуем и поем”, “У нас сегодня весело”, автор В.Петрова.
В книжках к текстам прилагаются ноты.
Музыкальное движение. Пляски.
Первый год жизни
В 6 месяцев мама может поплясать с малышом, держа его на руках. Движения: идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), т.е. слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись в каждом куплете – т.е. в начале каждого куплета.
Музыка: можно просто напевать ля-ля или включить запись плясовой (негромко).
Затем усложняем задачу: напевая или включая музыку по записи, пляшем с малышом под двухчастную музыку. Двухчастная форма – это музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема АВ).
Части контрастны, отличаются новым музыкальным материалом (мелодией), могут отличаться темпом (медленно-быстро), динамическими оттенками (тише-громче) и т.д.
Например: “Где ты, заинька?”.
1 часть музыки: ребенок сидит. Мама и малыш хлопают в ладоши. Мама поет:
Хлопай, хлоп, хлоп, хлоп (4 хлопка)
Хлопай хлоп, хлоп, хлоп. (4 хлопка)
2 часть музыки: Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук).
Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук).
За этой пляской закрепляется определенная музыка. Она не должна звучать в других плясках. Движения первой и второй части все время неизменны: Первая часть – хлопки; вторая часть – ручки пляшут. Тогда в начале второго года жизни малыш и без участия мамы, услышав знакомую плясовую, будет самостоятельно повторять движения, даже без пения, только под музыку.
Итак, мы учим малыша вслушиваться в музыку, запоминать и слышать ее изменения. Для этой пляски очень рекомендуем белорусскую народную плясовую “Юрочка”.
Второй год жизни
Малыши на втором году очень любят пляску “Айда!”. Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет.
1 часть(А) Айда, Айда, Айда, Айда, Айда
2 часть(В) Быстро ножки топотали. А мы с Танечкой плясали.(2 строчки повторяются 2 раза)
Ай
Первая часть (А): мами малыш стоят держа друг друга за обе руки, покачиваясь в право влево, переваливаясь с ноги на ногу, подпевают Айда.
2 Часть (В) Быстро притоптывают ножками, держась за обе руки. На слово АЙ останавливаются и прячут руки за спину.
Третий год жизни
Отметим, что к концу третьего года дети легко слышат и трехчастную музыку, меняют движения в каждой части. Трехчастная форма – это распространенное построение музыкальных произведений, состоящее из трех разделов, из которых третий является повторением первого. Второй отличается от первого и третьего и часто контрастирует им. Схема: (АВА).
Если в стихотворном тексте пляски в каждом отдельном куплете четко определено действие (похлопай, потопай, приседай, покружись, поклонись), а мама лишь поет, то малыш пляшет сам, без ее участия.
К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой.
Мы, взрослые, очень любим смотреть, как пляшут малыши. И просим, уговариваем ребенка, чтобы он поплясал; обещаем мороженое-пирожное, “живую собаку”, “покатать на большом велосипеде” – ребенок не соглашается. И вот тогда мы объясняем всем: “Он умеет, просто боится! Не бойся, Вовочка, тетя добрая, хорошая, попляши!” Вовочка и не думал бояться. Он не хочет. Его в это время могут занимать другие вещи: за окном поет птичка, папа в другой комнате рисует с братом, бабушка на кухне готовит что-то вкусное – вот это интересно! Ребенок не хочет плясать или петь сейчас. Но вы произнесли слова “Не бойся!” и в следующий раз малыш может бояться, поскольку вы сами сказали ему об этом.
А мы, взрослые, всегда ли хотим петь и плясать? И ребенок имеет право не хотеть.
Внимание!
Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо – но негромко.
Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.
Игра
Игра – ведущий вид деятельности детей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Его радуют движение и музыка. Игр очень много, они разные – и по задачам, и по возрастным возможностям.
Прятки и “догонялки” составляют основу почти всех игр и на первом, и на третьем году жизни.
Так, например, ребенку 4 месяца. Мама, стоя у кроватки, “прячется” за прозрачный платочек. “Ку-ку! Нашлась!”
6 месяцев. Малыш прячется сам или прячет ?